Религия у арабов

Содержание

>Кратко о мировых религиях. Ислам

Ислам: определение

Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:

  • Образ жизни;
  • Основа семейных и правовых отношений;
  • Свод традиций и обычаев.

В переводе с арабского Ислам означает «покорность».

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Православие и ислам: диалог в колонии

Главные предметы веры в Исламе:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти

Столпы Ислама:

  1. чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
  2. пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
  3. соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
  4. паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;
  5. пожертвования нуждающимся и на нужды общины («закят»).

Течения ислама

Ислам делится на два основных течения:

  1. Сунниты
  2. Шииты

Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.

Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых счттают посредниками между человеком и Аллахом.

Ислам и православие

Православие и Ислам: возможности диалога

Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Диалог между Исламом и православием возможен, но, миссионерствуя важно не забывать, что Господь никого не призывал принимать Свою сторону насилием или яростными спорами и, кроме дара убеждения и примера праведной достойной жизни, молитв у нас нет другого оружия.

>Потерянные миры

Зарождение Ислама

Ислам — последняя из мировых религий. Она возникла в эпоху раннего Средневековья на Аравийском полуострове. Слово «ислам» в переводе с арабского означает «покорность», предание себя Богу. Появление ислама явилось закономерным результатом развития аравийского общества и эволюции религиозного сознания народов Аравии.

Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама

Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы — один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. На первоначальный характер ислама оказали влияние многочисленные факторы. Среди наиболее важных можно выделить доисламские древние верования и культы, иудаизм, христианство и маздеизм.

Доисламские религиозные культы представляют собой соединение элементов фетишизма и тотемизма, поклонения явлениям и силам природы, особенно небесным светилам, и полидемонизма. Фетишизм выражался в почитании камней, особенно метеоритного происхождения, а также в поклонении идолам. Элементы тотемизма сказывались в названии племен — лиса, медведь, верблюд, собака. Процветал культ бепшов -сооружений, название которых означает «дом бога». Нередко бетилы располагались в оазисах. К такому святилищу совершались регулярные паломничества. Здесь же собирались люди, занимающиеся торговлей между кочевыми и оседлыми племенами. Одним из таких святилищ была Мекка, приобретшая особое значение в качестве общеарабского религиозного и торгового центра. Почитая своих богов и демонов, племена не отрицали других богов, связанных с другими племенами. Так, в Мекке помимо почитавшегося проживающим там племенем курейшигов их племенного бога в знаменитом храме Кааба находилось более 300 идолов, служивших объектами поклонения других племен. Божество мекканцев было воплощено в черном камне, замурованном в стену Каабы. Имя этого бога — Илляха — было связано с общесемитским корнем Эл, Элоха, Элохим. Кааба именовалась «домом Аллаха», а мекканцы считали себя соседями Аллаха. Объектом почитания был также источник воды Зям-Зям -колодец, расположенный напротив храма.

Доисламская обрядность была такой же, как и в других древних культах. Практиковалось поломничество к бетилам. Вокруг святилищ и идолов совершались ритуальные процессии, каждый из участников которых стремился прикоснуться к статуе бога и впитать в себя элемент его силы. Идолам приносились жертвы, обычно скотом. Религиозное значение имели места погребений. Проходя или проезжая мимо такого места, араб бросал в него камень, что символизировало жертвоприношение и должно было выражать уважение к покойнику.

Молитвенный ритуал в доисламском культе арабов не был разработан. Роль молитв играли стихи, складывающиеся поэтами. Поэтический дар считался результатом благожелательного отношения джиннов к этому человеку. Если племя имело своего идола, то в нем обязательно был жрец — кахин, который должен был обслуживать идола и руководить ритуалом жертвоприношений.

Влияние иудаизма на зарождение ислама было не меньшим, чем влияние доисламских верований. В Аравии проживало немало приверженцев иудаизма. Через иудейских купцов-караванщиков его влияние распространилось по всем торговым путям, пересекавшим Аравийский полуостров. Пророк Мухаммед, основоположник ислама, во время своих путешествий встречайся с иудеями. Их рассказы о содержании Ветхого Завета сохранились в его памяти и вошли затем в вероучение новой религии.

На становление ислама оказало влияние и хрисианство, хотя и в меньшей степени. Многие арабские племена к северу от Аравийского полуострова были христианизированы. Здесь было распространено христианство в несторианской и монофизитской формах. Эти формы облегчали восприятие христианства, так как не были связаны с двойственной трактовкой личности Христа. Христос под именем Иса занял свое место среди пророков в качестве непосредственного предшественника Мухаммеда. Некоторые новозаветные эпизоды также нашли отражение в священной книге — Коране.

Своеобразным явлением религиозной жизни арабов этого периода является ханифизм. Ханифами называли людей, ведущих уединенный образ жизни и проповедовавших единобожие. Ханифизм впитал в себя влияние иудаизма, христианства и парсизма и был посредствующим звеном между этими религиями и исламом. В целом же можно сказать, что ислам явился закономерным этапом в длительной и последовательной эволюции религиозных форм сознания населения Аравии. Однако решающую роль в его появлении сыграю своеобразие исторического развития.

Центральная часть полуострова, где и возник ислам, значительно отстала в своем развитии от южного и северного районов, в которых уже существовали развитая классовая система и государство со всеми его институтами. Основой хозяйственной жизни центральной части полуострова было кочевое скотоводство и примитивное земледелие. Общество находилось на стадии разложения первобытных отношений. Классовое расслоение только намечалось. Население немногочисленных городов существовало за счет обслуживания караванных путей между Индией и странами Запада. Эти пути проходили преимущественно через юг Аравийского полуострова, так как северные пути были более опасными из-за противостояния сильных государств — Византии и Персии. Однако к концу VI в. усиливаются позиции Ирана, который, завоевав Йемен, поставил торговлю и караванные пути под свой контроль, переместив их на север Аравийского полуострова. Таким образом, арабы, чье благополучие обеспечивалось обслуживанием караванных путей, оказались перед лицом серьезного кризиса. Напряженность этого кризиса нашла свое выражение в сфере духовной, что послужило непосредственным толчком к возникновению новой религии. Деятельность ханифов олицетворяла духовные искания. Наибольший успех в этой деятельности выпал на долю Мухаммеда, которому удалось создать мощный интегрирующий фактор в виде новой религии.

Мухаммед — пророк его». Произнеся эту фразу, человек становится покорным Аллаху и обязан соблюдать остальные обязанности правоверного.

Молитва — ритуальное состояние покорности, при котором определенные телодвижения так же важны, как и сопровождающее их состояние ума. От молитвы могут быть освобождены больные, немощные и дети. Кто не молится пять раз в день — неверные. Молитву положено совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Обычно се совершают индивидуально. Перед молитвой необходимо совершить омовение: мыть руки, ноги, лицо или все тело. Если рядом нет воды, можно совершить омовение песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте, повернувшись лицом к Мекке, на специальном коврике. Вначале необходимо сообщить о своем намерении совершить молитву. Во время молитвы необходимо выполнить определенное количество ритуалов (ракатов). Чтобы правоверные не забывали о времени молитвы, при мечетях воздвигаются высокие башни — минареты, откуда служители — муэдзинывозвещают азан — призыв к молитве. В выходные, праздничные дни, а также по особым случаям совершаются молитвы в мечетях в полдень. На такую молитву собирается все взрослое мужское население обшины. Женщины молятся отдельно от мужчин, стоя сзади или в специальной секции мечети, отгороженной ширмой.

Пост в течение всего месяца рамадан осуществляется в светлое время суток и распространяется на прием пищи, питье жидкости, курение и сексуальную активность. Во время поста приветствуются размышления на религиозные темы. Особенно достойным занятием считается чтение вслух Корана на протяжении всего месяца. Согласно преданию. Коран снизошел на землю 27 числа месяца рамадан — в «Ночь Могущества».

От поста могут быть освобождены только путешествующие, больные и дети. В другое время мусульманин может поститься по обету, в случае засухи, в порядке возмещения за пропущенные дни рамадана. От поста иногда можно откупиться пожертвованием дополнительной милостыни.

Милостыня (закят) — обязательная благотворительность, налог, который уплачивается каждым взрослым мусульманином один раз в год в размере 2,5% от имеющегося капитала в пользу бедных и нуждающихся.

Хадж — паломничество в Мекку перед праздником жертвоприношений, который мусульмане отмечают в память о жертвоприношении Авраама. Малое паломничество можно совершать в любое время года. По возвращении совершивший хадж получает титул хаджи (тот, кто совершил паломничество). Раньше такое путешествие требовало много сил и времени. В наши дни оно облегчается доступностью воздушного транспорта.

Ежегодно паломничество совершают около двух миллионов человек. Численность паломников регулируется системой квот, вводимых властями Саудовской Аравии — охранителями святых мест — в сотрудничестве с правительствами мусульманских государств.

Утомительные ритуалы, часто совершаемые в невыносимый зной аравийского лета, включают: таваоф — обход вокруг Каабы; саай — семикратную пробежку между холмами ал-Сафа и ал-Мар-ва; вукуф — стояние на равнине Арафат у подножия горы Милосердия, прохождение через три колонны в ущелье Муздалифа (в каждую из колонн нужно бросить 7 камней); Праздник Жертвоприношения в Мине.

Совершение хаджа небезопасно, вследствие большого скопления народа здесь нередки трагические события. В августе 1987 г. во время беспорядков, вызванных политическими выступлениями, погибло 402 человека. В 1990 г. более 1100 паломников погибли в результате обрушения пешеходного моста под тяжестью проходивших паломников. В 1997 г. несколько сотен паломников сгорели заживо в результате пожара, охватившего палаточный городок.

Ислам в современном мире

В настоящее время ислам воспринимается народами многих стран как фактор нестабильности, постоянная угроза миру и спокойствию людей. Причиной этого является распространение террористической угрозы, которая исходит от последователей ислама. Однако нельзя не видеть, что значительная доля вины за рост терроризма во всем мире лежит на современных супердержавах и бывшем СССР. Во время противостояния двух политических систем каждая из них пыталась использовать «исламский фактор» в собственных интересах, обучая и вооружая исламские группировки. Стоит ли удивляться, что со временем оружие оказалось направленным на сами эти страны?

Ислам — великая мировая религия, которая призывает людей к миру и добрососедству, ее цель — создать и воспитать в человеке добрые качества и добрые отношения ко всем религиям. Рост терроризма — это политическая проблема, и решена она может быть только политическими средствами. В наши дни важнейшей задачей становится обезопасить мир от террористов всех мастей, чтобы спасти грядущие поколения от всемирных катаклизмов. Бывший Президент России В. В. Путин, выступая по телевидению 5 декабря 2001 г., сказал, что «международное сообщество проспало эту угрозу», и чтобы ее ликвидировать, оно должно сделать всеобщее усилие.

Социально-культурные особенности ислама

Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии кроются в его способности влиять на все сферы жизни этих стран с учетом меняющейся обстановки. «Мусульманское возрождение», начавшееся во второй половине XX в., особенно с 1970-х гг., резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни восточных народов объясняются целым рядом причин.

Молодость ислама

Мусульманская религия возникла значительно позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире

Жизненность и гибкость мусульманской религии

Жизнеспособность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, проявляется в том. что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на длительный период колонизации восточных стран. F.ro гибкость связывается ими и с отсутствием централизованной организации духовенства, мешающей оперативному и своевременному решению назревших проблем в конкретных регионах.

Тотальность ислама

Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.

Простота и доступность этой религии

Простота ислама проявляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религия исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д. Нельзя не согласиться, что в силу этих причин ислам широко распространился в Африке; однако следует заметить, что в последние десятилетия он стал распространяться в ряде европейских стран, в частности во Франции.

Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству

Именно этими свойствами мусульманской религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных народов против колониализма за свое национальное освобождение. Наиболее ярким примером тому может служить освободительная борьба против американских войск в Иране, проходившая под флагом ислама, возглавляемая духовным лидером аятолла Хомей- ни в конце 70-х it. XX в.

Идея «завершения пророчества»

В трактовке мусульманских теологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Аллаха на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности вероучения мусульман по сравнению с другими религиями. В содержании Корана много демократических мотивов, а потому ислам подчас воспринимается как народная религия.

Аутентичность ислама личности мусульманина

Аутентичность, по мнению западных исследователей, — это полное выражение мусульманской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одинаковы. Эти люди, сформированные исламом, составляют единую общность — «умму». Однако данный вывод требует критического анализа и переосмысления.

Домусульманская Аравия

История Саудовской Аравии

Домусульманская Аравия

Арабский халифат (VII—XIII века)

Праведный халифат (632—661)

Омейядский халифат (661—750)

Аббасидский халифат (750—1258)

Османская Аравия (1517—1928)

Дирийский эмират (1744—1818)

Эмират Неджд (1818—1891)

Джебель-Шаммар (1830—1921)

Эмират Неджд и Хаса (1902—1921)

Объединение Саудовской Аравии

Королевство Хиджаз (1916—1921)

Эмират Асир (1910—1934)

Султанат Неджд (1921—1926)

Королевство Неджд и Хиджаз (1927—1932)

Королевство Саудовская Аравия (с 1932)

Короли Саудовской Аравии Портал «Саудовская Аравия»

Домусульманская Аравия — это период, охватывающий историю Аравийского полуострова до появления ислама и создания Арабского халифата в VII веке. В исламской теологии культура доисламского периода обозначается термином «джахилия».

Палеолит

См. также: Доисторический Ближний Восток

Доашельская индустрия Хадрамаута многослойной пещерной стоянки Аль-Гуза в Йемене, характеризуется инвентарём, характерным для олдувайских памятников. На основании геоморфологических, стратиграфических палеомагнитных данных из нижнего культуросодержащего горизонта Н можно сделать вывод, что заселение Южной Аравии человеком произошло ок. 1,65—1,35 млн лет назад. В эпоху раннего палеолита именно Аравия стала первым местом, откуда человечество начало шествие по планете. На стоянке Homo erectus Саффаках, находящейся в центре Саудовской Аравии, археологи нашли ок. 8 тыс. артефактов, в том числе огромное число орудий труда, изготовленных из андезита. В Саудовской Аравии в пустыне Нефуд рядом с высохшими ложами палеоозёр найдены 46 нижнепалеолитических археологических объектов, содержащих каменные орудия и кости животных.

В среднем палеолите Аравийского полуострова ключевую роль играли индустрии афро-аравийского нубийского технокомплекса с характерными для нубийской леваллуазской технологии признаками. Её создателями были люди современного физического типа, мигрировавшие из Африки.

Данные люминесцентной хронологии указывают, что ранее Аравийский полуостров был относительно жарче, количество дождевых осадков было выше, благодаря чему он представлял собой покрытую растительностью и пригодную для обитания землю. В это время уровень Красного моря упал и ширина его южной части составляла всего 4 км. Это на короткое время создало для людей возможность форсирования Баб-эль-Мандебского пролива, через который они достигли Аравии и основали ряд первых стоянок на Ближнем Востоке — таких, как Джебель Файя (en:Jebel Faya). Ранние мигранты перешли на территорию современных Йемена и Омана и дальше через Аравийский полуостров. Между Красным морем и Джебель-Файя (ОАЭ) — расстояние в 2000 км, где ныне располагается непригодная к жизни пустыня, однако в эпоху окончания очередного ледникового периода, Красное море было достаточно мелким, чтобы пересечь его вброд или на небольшом плоту, а Аравийский полуостров представлял собой не пустыню, а покрытую зеленью местность.

Вторая фаланга среднего пальца руки человека возрастом 90 тыс. лет была обнаружена в местонахождении Таас-эль-Гадха (Taas al-Ghadha) недалеко от оазиса Тайма или Тема на северо-западе Саудовской Аравии. Трёхмерным сканирование подтвердило анатомическое соответствие пальца из пустыни Нефуд современному человеку, а не какому-либо другому гоминину.

С концом ледникового периода в Европе климат стал более жарким и засушливым и Аравия превратилась в пустыню, плохо приспособленную для жизни человека.

Расселение семитов

Основная статья: Семиты См. также: Досемитский субстрат

Некоторые авторы полагают, что Аравия была отечеством древних семитов, одной из ветвей которых были арабы. Другие считают, что семиты в V тысячелетии до н. э. мигрировали из африканского региона Сахары. В любом случае они уже на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. обосновались в Аравии. Древние кочевники-арабы поклонялись богине Аллат, чтили звёзды и верили в талисманы.

Древняя Аравия

Основные статьи: Маин и Сабейское царствоСабейское царство (Sheba) в V веке до н. э.Погребальная статуя I века до н. э. с надписью набатейским письмом

В середине II тысячелетия до н. э. из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: маинейского, катабанского, сабейского. Племена управлялись вождями — кабирами, во главе союзов племен со временем стали мукаррибы, совмещавшие в себе жреческие и церемониальные функции. Во время военных походов они приобретали титул малик (царь). На основе союза племен начали формироваться царства. В XIV веке до н. э. сформировалось царство Маин, от которого через западную Аравию к Египту и Ханаану протянулся Путь благовоний. На этом пути маинцы построили перевалочные пункты Мекку и Медину. Южным конкурентом Маина стало Сабейское царство, известно благодаря упомянутой в Ветхом Завете Царице Савской, современнице Соломона. Южноаравийская письменность, принятая в Маинском и Сабейском царстве c IX века до н. э., развилась на основе хананейского письма, что указывает на связи Йемена с древней Палестиной, закрепленную в библейской легенде о происхождении прародителя арабов Измаила от Авраама. Через гавани южной Аравии проходят морские караванные пути из Средиземноморских стран в Индию (Офир).

Сабейское царство благотворно влияло на прогресс в сопредельных регионах Африки. В VIII веке до н. э. на эфиопские земли прибыла крупная сабейская колония, стремительно отделившаяся от своей аравийской метрополии. С прибытием сабеев связана известная эфиопская легенда о «Соломоновой династии», представителями которой якобы являлись эфиопские цари. Согласно легенде, все они были потомками древнеизраильского царя Соломона и библейской царицы Савской, то есть, правительницы Сабейского царства. Эфиопы традиционно называли царицу Савскую эфиопской Македой или Билкис. Переселение аравийцев на плато Тигре привело к распространению в Эфиопии не только семитских языков, но и многочисленных навыков: каменного строительства методом сухой кладки и резьбы по камню, расписной керамики и ещё некоторых достижений цивилизации. Смешавшись с кушитами, обитавшими в регионе Тигре, аравийские переселенцы образовали агази — древнеэфиопскую народность, по имени которого современная территория Тигре стала известна как «страна Агази», а древнеэфиопский язык — как геэз.

В VI—IV веках до н. э. арабы выступали союзниками державы Ахеменидов. В созданной при царе Дарии I Бехистунской надписи Аравия упоминается среди других персидских сатрапий.

Античная Аравия

Основные статьи: Набатейцы и Химьяр

Во II веке до н. э. на северо-западе Аравии образовалось Набатейское царство со столицей в Петре, в котором арабы вытеснили древних идумеев. Помимо территории Иордании набатеи контролировали запад современной Саудовской Аравии (Мадаин-Салих), а также имели свои форпосты на Синае (Дахаб) и в южной Сирии (Эс-Сувейда). Набатейцы пользовались набатейским письмом, которое послужило основой для арабского алфавита. Спустя триста лет римляне захватили Набатейское царство и включили его в состав своей провинции Каменистая Аравия.

Синхронно набатейскому царству на юго-западе Аравии появляется Химьяр, пришедший на смену Сабейскому царству в 115 году до н. э.. Столицей Химьяра стал Зафар. Со временем (при Зу-Нувасе) в нём сильные позиции занял иудаизм. В IV и VI веках эфиопское войско дважды разорило юго-западную Аравию. После второго похода эфиопский гарнизон во главе с эфиопским наместником Абрахой поднял мятеж и образовал самостоятельное провизантийское государство Химьяр с центром в Сане, которая стала центром распространения христианства в южной Аравии. По легенде в 570 году Абраха направил карательную экспедицию в тогда ещё языческую Мекку, которая закончилась провалом (Год Слона).

Аравия в VI веке

Ирано-византийское пограничье

Основные статьи: Киндиты, Лахмиды и Гассаниды

Экспансия Химьяра в центральную Аравию привела к появлению Кинда. Геополитически ориентированные на Византию киндиты столкнулись с «персидскими арабами» под предводительством Лахмидов, кочевавших в низовьях Евфрата. По территории Аравии прошёл цивилизационный разлом между христианской Византией и зороастрийской Персией, в зоне которого полыхала ожесточенная межплеменная война. В VI веке на смену ослабевшим киндитам византийскую политику стали проводить Гассаниды, которые также потерпели поражение и к концу VI века Аравия была превращена в персидскую окраину.

> См. также

  • Археология в Омане
  • Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)

Примечания

  1. Амирханов Х. А. Каменный век Южной Аравии // РАН. Ин-т археологии. — М.: Наука, 2006. — 693 с. — Библиогр.: с. 589—597.
  2. Амирханов Х. А., Деревянко А. П. Разведки памятников каменного века в Дагестане в 2003 г. // Древности Кавказа и Ближнего Востока. — Махачкала: Эпоха, 2005. — С. 33-40.
  3. Цивилизации Древней Южной Аравии
  4. Аравийский полуостров признали первым плацдармом человеческой миграции
  5. Первые люди вымерли из-за лени, заявляют ученые
  6. 46 Prehistoric Sites with Paleolakes Discovered in «Green Arabia», August 1, 2017
  7. В Саудовской Аравии обнаружены палеолитические стоянки, 3 августа 2017
  8. Деревянко А. П. Средний палеолит Аравии // Археология, этнография и антропология Евразии. Том 44, № 4 (2016)
  9. Найдено новое подтверждение раннего выхода сапиенсов из Африки «южным путём» — Элементы — новости науки
  10. From the Trenches — New Evidence for Mankind’s Earliest Migrations — Archaeology Magazine Archive
  11. Does this finger prove our ancestors left Africa earlier than believed? 90,000-year-old human bone discovered in Saudi Arabia, 2016
  12. Исход человека из Африки опять отодвинули, 2018
  13. Егер О. Всемирная история (том первый. Древний мир)
  14. Восточное Средиземноморье и Аравия
  15. Южноаравийские государства в древности
  16. Аравия в III—I веках до н. э.

Литература

  • Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с. Архивировано 28 июля 2014 года. Архивная копия от 28 июля 2014 на Wayback Machine
По периодам
По регионам
Антропология
Разное
Прим. Курсивом обозначены перенаправления на разделы в более крупных статьях, обычным шрифтом — самостоятельные статьи.

>Часть 1. Западная и Центральная Азия.

Лекция 10

>История арабов в 7 в. Возникновение общеарабского государства (начало)

1. Доисламские верования и возвышение Мекки

В V – VI вв. процессы социогенеза в отдельных районах Аравийского полуострова начинают активизироваться. Интенсивно происходил распад старой родовой общины. Эти процессы затронули различные родовые коллективы арабов, расселявшие в отдалении от «контактных зон», прежде всего тех, которые жили в крупных торговых центрах и были вовлечены в международную экономическую жизнь. Складывание новой арабской государственности приходится на начале VII в., когда происходит возвышение крупного торгового и религиозного центра Западной Аравии – Мекки.

Доисламские верования

В основном население исповедовало язычество: общим культом было почитание лунного божка Аль-Макаха и божества солнца – Шаме. При этом сохранялось почитание для каждого рода и племени, даже для отдельных семей «своих» богов.

Во всей Аравии, наряду с верховным божеством Млахом, или Аллахом, и триадой женских божеств: ал-Лат, ал­-Узза и Манат, почитались Солнце, Луна и звезды и множество земных объектов: деревья, скалы, камни. В них видели воплощение упомянутых богинь или обиталища особых духов. Существовали племенные и семейные идолы-хранители.

О системе религиозно-мифологических представлений арабов никаких сведений не сохранилось. Вокруг наиболее почитаемых объектов складывалась сложная обрядность посещения и поклонения с жертвоприношениями, территория вокруг них объявлялась неприкосновенной, все деревья и животные на ней при­знавались находящимися под покровительством данной святыни и потому неприкосновенными, время паломничества — священным перемирием.

Особым почетом пользовалась Мекка, которая представляла собой целый комплекс общих для различных арабских племен святынь. В сезоны паломничества (хаджжа) сюда стекались тысячи арабов из разных племен Западной Аравии. Этот город сложился вокруг древнего святилища, Каабы, рядом с которым был священный колодец Замзам, несколько по одаль — два холма с идолами на вершинах, а в 5–6 км восточнее Мекки — долина Мина и еще дальше — Арафат, где также имелись объекты поклонения.

Обойдя Каабу и прикоснувшись к ее священным камням, они посещали затем оба священных холма (если дело было в двенадцатом месяце, то совершали еще паломничество в Мину), а возвратившись, совершали жертвоприношение.

Возвышение Мекки

Положение Мекки как комплекса святынь большого круга племен, защищенного статусом неприкосновенной территории, стечение массы людей во время паломничества — все это создавало особо благоприятные условия для занятия мекканцев торговлей. Начало ее расцвета приходится на середину УI в., когда господствующим родам племени курайш, населявшего Мекку, удавалось подкрепить свой религиозный авторитет системой договоров с бедуинскими племенами, которые получали долю доходов от участия в торговле курайшитов и за это обеспечивало безопасность их караванов.

Обогащение мекканской верхушки, усиление имущественных контрастов и ослабление уз внутриплеменной взаимопомощи создали неведомую прежде остроту социальных конфликтов и должны были вести к поискам путей восстановления гармонии в обществе. А такие поиски в ту пору могли идти только в сфере религии.

Старые языческие верования уже не помогали в этих исканиях, а более развитая готовая система христианства, объяснявшая неизбежность страданий в земной жизни, но обещавшая компенсацию их в другой жизни, по-видимому, была сложна для восприятия. Во всяком случае, сколько-нибудь заметном влияния ее на степную Аравию за пределами византийских владений и узкой полосы вдоль Евфрата не удается обнаружить. Но отдельные представления, несомненно, проникали и в глубь Аравии, рождая проповедническую и пророческую деятельность. Мекка, само существование которой было связано с отправлением культа (а быстрые социальные изменения давали ее жителям — людям с широким кругозором — богатую пищу для религиозных размышлений), оказалась идеальным местом для рождения проповедника новой жизни.

Скачать матн
Скачать Шарх
Скачать вспомогательные таблицы и схемы
Скачать экзаменационные вопросы
Скачать тест

Введение

Лекция № 01:
Почему мы изучаем таухид?
Почему изучаем акыду именно с трех основ?
Что такое три основы?
Польза от изучения этой книги
Содержание книги

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_01.mp3

Часть первая (Четыре вопроса)

Лекция № 02:

Во имя Аллаха Всемилостивого, Являющего милость!
Знай, да смилостивится над тобой Аллах, что каждый из нас обязательно должен изучить четыре вопроса:

  1. Знание: оно включает в себя познание Аллаха, познание Его пророка и познание религии Ислам на основании доводов
  2. Деяние согласно этому знанию
  3. Призыв к этому
  4. Терпение перед трудностями, возникающими на этом пути

Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «С именем Аллаха Всемилостивого, Являющего милость! Клянусь предвечерним временем, поистине, человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, и творили праведные дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение!» (Сура Предвечернее Время).

Имам аш-Шафи’и, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, сказал: «Если бы Аллах не ниспосылал людям другого довода, кроме этой суры, то ее было бы для них достаточно».

Имам аль-Бухари, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, в своем «Ас-сахихе» сказал: «Глава о том, что знание должно быть прежде слов и деяний, доказательством чему является высказывание Всевышнего: «Знай же, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех» (Сура Мухаммад, 19 аят). Как видим, Аллах упомянул знание прежде слов и деяний»

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_02.mp3

Часть вторая (Три вопроса)

Лекция № 03:

Знай, да смилостивится над тобой Аллах, что каждый мусульманин и каждая мусульманка обязаны познать следующие три вопроса и действовать в соответствии с ними:

1. Аллах создал нас, дал нам средства к существованию и не оставил нас предоставленными самим себе. Он отправил к нам Посланника, и тот, кто подчинится ему, войдёт в рай, а кто ослушается его, попадет в огонь. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Мы послали к вам посланника, свидетельствующего о вас, как послали к фараону посланника. И ослушался фараон посланника, и схватили Мы его хваткой мучительной» (Сура Закутавшийся, 15-16 аяты).

2. Аллах недоволен, когда к Нему приобщают кого-либо в поклонении, будь то приближенный ангел или посланный пророк, и доказательством этого является слова Всевышнего: «Поистине, места поклонения принадлежат Аллаху, поэтому не взывайте ни к кому наряду с Аллахом» (Сура Джинны, 18 аят).

3. Кто подчинился посланнику и не приобщал равных к Аллаху, не должен с любовью относиться к тем, кто проявляет вражду к Аллаху и его посланнику, будь тот даже его самым близким родственником. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие» (Сура Препирательство, 22 аят).

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_03.mp3

Часть третья (Почему мы изучаем таухид?)

Лекция № 04:

Знай, да наставит Аллах тебя на путь подчинения Ему, что «аль-ханифийя», являющаяся религией Ибрахима, заключается в поклонении одному Аллаху, искренне посвящая Ему религию. Это Аллах повелел всем людям и для этого создал их. Всевышний сказал: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Сура «Аз-Зарийат» 51, 56 аят).

Величайшим повелением Аллаха является тавхид. Это посвящение поклонения одному лишь Аллаху.

Величайшим из запрещенного Аллахом является ширк. Это поклонение кому-либо и обращение с мольбой к кому-либо наряду с Ним. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего в сотоварищи» (Сура «Ан-Ниса» 4, 36 аят).

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_04.mp3

Часть четвертая (Разъяснение трех основ)

Лекция № 05:

Если тебя спросят: «Какие три основы обязательно знать каждому человеку?» — то скажи:
«Познание рабом:
1. своего Господа,
2. своей религии
3. и своего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха».

Первая основа: Познание Господа

Если тебя спросят о том, кто твой Господь, ответь: «Мой Господь — Аллах, который взрастил меня и все миры Своими милостями. И Он – мой Бог, которому я посвящаю поклонение. Нет у меня, помимо Него, того, кому я посвящаю поклонение. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «(Вся) Хвала – Аллаху, Господу миров»» (Сура «аль-Фатиха», 2 аят).

Все вещи, кроме Аллаха, относятся к мирам, и я один из этих миров.

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_05.mp3

Лекция № 06:

Если же тебя спросят: «Как ты познал своего Господа?» — то скажи: «По Его знамениям и творениям».

К Его знамениям относятся ночь и день, солнце и луна. Его творениями являются семь небес и семь земель и те, кто в них, и все, что между ними. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц ни перед солнцем, ни перед луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (Фуссилат 41:37).

Всевышний также сказал: «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем восшествовал на Престол. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды – все они покорны Его воле. Разве не Ему принадлежат сотворение и повеление?! Благословен Аллах, Господь миров» (Аль-А’раф 7:54).

Тот, кто является Господом, тот и заслуживает поклонения. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо – сводом, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему не придавайте Аллаху равных в то время, как вы знаете» (Аль-Бакара 2:21-22).

Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Творец всего этого – именно Он достоин поклонения».

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_06.mp3

Лекция № 07-08:

Виды поклонения, которые приказал совершать Аллах, такие, как ислам, иман, ихсан, и к ним относятся мольба, страх, надежда, упование, устремление (ар-рагба), опасение (ар-рахба), смирение (аль-хушу’), остережение (аль-хашйа), Обращение (аль-инаба), Просьба о помощи (аль-исти’ана), Прибегание к защите (аль-исти’аза), Просьба о спасении (аль-истигаса), Жертвоприношение, обет и прочие виды поклонения, которые приказал совершать Аллах, – все они должны посвящаться только Аллаху.

Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Все Мечети (все места поклонения) принадлежат Аллаху, поэтому не взывайте ни к кому наряду с Аллахом» (Аль-Джинн 72:18).

Каждый, кто посвящает что-либо из упомянутых видов поклонения кому-то помимо Аллаха, является многобожником (мушрик) и неверующим (кафир). Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Тот, кто молится наряду с Аллахом иному богу, по поводу которого у него нет никакого довода, то расчет с ним – у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (Аль-Муминун 23:117).

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_07.mp3 http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_08.mp3

Лекция № 09:

Хадис гласит: «Мольба — сердцевина поклонения».

Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне с мольбой, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»» (Гафир 40:60).

На поклонение в виде страха (аль-хауф) указывает высказывание Всевышнего: «Не страшитесь же их, а страшитесь Меня, если вы являетесь верующими!» (Аль Имран 3:175).

На надежду (ар-раджа) указывает высказывание Всевышнего: «Скажи: «Я всего лишь человек, подобный вам. Мне передается в откровении, что Бог ваш – Бог Единственный. Посему тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и не поклоняется наряду со своим Господом никому» (Аль-Кахф 18:110).

На упование (ат-таваккуль) указывает высказывание Всевышнего: «И на Аллаха уповайте, если вы являетесь верующими» (Аль-Маида 5:23). Всевышний также сказал: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (Ат-Таляк 65:3).

На устремление (ар-рагба), опасение (ар-рахба) и смирение (аль-хушу’) указывает высказывание Всевышнего: «Поистине, они спешили к благим делам и взывали к Нам с устремлением и опасением, и были пред Нами смиренными» (Аль-Анбийа 21:90).

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_09.mp3

Лекция № 10:

На остережение (аль-хашйа) указывает высказывание Всевышнего: «Не остерегайтесь же их, а остерегайтесь Меня» (Аль-Бакара 2:150).

На обращение (аль-инаба) указывает высказывание Всевышнего: «И обратитесь к вашему Господу и предайтесь Ему» (Аз-Зумар 39:54).

На Мольбу о помощи (аль-исти’ана) указывает высказывание Всевышнего: «Только Тебе мы поклоняемся и только у Тебя просим помощи» (Аль-Фатиха 1:5).

В хадисе говорится: «Если просишь о помощи, то проси у Аллаха».

На прибегание к защите (аль-исти’аза) указывают слова Всевышнего: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета» (Аль-Фаляк 113:1), а также: «Скажи: «Я прибегаю к Господу людей» (Ан-Нас 114:1).

На мольбу о спасении (аль-истигаса) указывает высказывание Всевышнего: «Вот вы попросили своего Господа о спасении, и Он ответил вам» (Аль-Анфаль 8:9).

На жертвоприношение (аз-забх) указывает высказывание Всевышнего: «Скажи: «Поистине, молитва моя и жертвоприношение мое, жизнь моя и смерть – ради Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища. Это мне приказано, и я – первый из мусульман» (Аль-Анам 6:162-163).

И из сунны: «Аллах проклял того, кто принёс жертву не Аллаху».

На обет (ан-назр) указывает высказывание Всевышнего: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» (Аль-Инсан 76:7).

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_10.mp3

Лекция № 11:

Вторая основа: Познание религии Ислам с доказательствами

Ислам — это предание себя Аллаху через единобожие (тавхид), повиновение Ему через подчинение и отречение от многобожия (ширка) и его приверженцев. Он имеет три ступени: ислам, иман и ихсан, и каждая из этих ступеней имеет свои столпы.

Ступень первая: Ислам

Столпов ислама — пять:

  1. Свидетельство «Ля иляха илля-Ллах, Мухаммаду-р-расулю-Ллах» («Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха»),
  2. Совершение намаза,
  3. Выплата закята,
  4. Пост в месяц рамадан,
  5. Хадж к Священному дому Аллаха.

На свидетельство указывают слова Всевышнего: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, достойного поклонение, кроме Него, Могущественного, Мудрого» (Аль Имран 3:18).

Его смысл: «Нет того, кому поклоняются по праву, кроме Аллаха».

Выражение «нет божества, достойного поклонения» (ля иляха) отрицает все, чему поклоняются помимо Аллаха.

Выражение «кроме Аллаха» (илля-Ллах) утверждает необходимость поклонения одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей в поклонении, также как нет у Него сотоварища в господстве.

Толкованием свидетельства, которое разъясняет его значение, является высказывание Всевышнего: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: «Воистину, я отрекаюсь от того, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем». Он сделал это (свидетельство о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь» (Аз-Зухруф 43:26-28).

Всевышний также сказал: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами»» (Аль Имран 3:64).

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_11.mp3

Лекция № 12:

На свидетельство «Мухаммад — посланник Аллаха» указывает высказывание Всевышнего: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (Ат-Тауба 9:128).

Значение свидетельства «Мухаммад — посланник Аллаха» заключается в:
— подчинении его приказам,
— убежденной вере в то, что он сообщил,
— отдалении от того, что он запретил и от чего удерживал,
— поклонении Аллаху только так, как он установил.

Указанием на необходимость совершения намаза и выплаты закята, а также толкованием тавхида является высказывание Всевышнего «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне, будучи ханифами, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Аль-Баййина 98:4).

На необходимость соблюдения поста указывает высказывание Всевышнего: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы будете богобоязненными» (Аль-Бакара 2:183).

На необходимость совершения паломничества (хаджа) указывает высказывание Всевышнего: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (Аль Имран 3:97).

Ступень вторая: иман

Вера (иман) – это семьдесят с лишним ответвлений. Высшее из них — слова «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», низшее — убрать препятствие с дороги, а стыдливость — одна из ветвей веры.
Вера имеет шесть столпов:
Вера в Аллаха…

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_12.mp3

Лекция № 13:

…в Его ангелов,
в Его Книги,
в Его посланников,
в Последний день
и в предопределенность хорошего и плохого.

На эти шесть столпов указывает высказывание Всевышнего: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков» (Аль-Бакара 2:177).

На веру в предопределение указывает высказывание Всевышнего: «Поистине, Мы всякую вещь сотворили по предопределению» (Аль-Камар 54:49).

Ступень третья: ихсан

Ихсан имеет один столп. Он заключается в том, что «Ты должен поклоняться Аллаху так, будто видишь Его, а если ты не видишь Его, то, поистине, Он видит тебя». На это указывает высказывание Всевышнего. «Поистине, Аллах с теми, которые богобоязненны и творят благие дела с ихсаном» (Ан-Нахль, 16:128).

Всевышний также сказал. «Уповай на Могущественного, Милостивого, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь молитвы по ночам и совершаешь движения среди падающих ниц. Воистину, Он – Слышащий, Знающий» (Аш-Шу`ара, 26:217-220).

Всевышний также сказал: «Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала» (Йунус 10:61).

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_13.mp3

Лекция № 14:

Доводом на это из Сунны является известный хадис о приходе ангела Джибриля, который передал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах.

Он (Умар) сказал: «Однажды, когда мы сидели вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно черными волосами. На нем не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас его не знал.

Он подошел и сел напротив Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его бедра.

Он сказал: «О Мухаммад, расскажи мне об исламе»

Посланник Аллаха сказал: «Ислам означает засвидетельствовать, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершать молитвы (намаз), платить закят, поститься в рамадан и совершать хадж к Дому, если ты в состоянии сделать это».
Человек произнес: «Ты сказал верно».
Мы были удивлены тому, что он спрашивает и сам же подтверждает достоверность ответа.
Затем он сказал: «Расскажи мне об имане».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день и в предопределение с его добром и злом».
Человек сказал: «Расскажи мне об ихсане».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты должен поклоняться Аллаху так, как будто видишь Его, но если ты и не видишь Его, то Он видит тебя».
Человек сказал: «Сообщи мне о Часе».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Спрашиваемый знает не больше спрашивающего».
«Тогда расскажи мне о его предзнаменованиях», – попросил человек.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рабыня родит свою госпожу, и ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий».
После этого он ушел. Прошло достаточно много времени, и затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Умар, знаешь ли ты, кто был спрашивающий?»
Я ответил: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это был Джибриль, который приходил к вам научить вас вашей религии».

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_14.mp3

Лекция № 15:

Третья основа: познание Пророка

Его имя — Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абду-ль-Мутталиб ибн Хашим. Хашим был из курайшитов, относящихся к арабам, а арабы являются потомками Исма`иля ибн Ибрахима (мир ему и нашему пророку и лучшее благословение).

Жизнь пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, длилась шестьдесят три года, сорок из них прошли до прихода пророчества, а остальные двадцать три он прожил, будучи пророком-посланником. Аллах сделал его пророком, ниспослав аяты «Читай! …», и сделал его посланником, ниспослав аяты «О завернувшийся!».

Его городом была Мекка, и он совершил переселение в Медину. Аллах отправил его предостерегать людей от ширка и призывать их к тавхиду.

На это указывает высказывание Всевышнего: «О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! И одежды свои очищай! И скверны избегай! И не оказывай милости, чтобы получить большее! И ради Господа твоего будь терпелив» (Аль-Муддассир 74:1-7).

Смысл слов «Встань и увещевай»: предостерегай от ширка и призывай к тавхиду.
«И Господа твоего возвеличивай»: возвеличивай Его посредством тавхида.
«И одежды свои очищай»: очищай свои дела от ширка.
«И скверны избегай»: скверной названы идолы, а избегание ее — это отказ от идолов и идолопоклонников.

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_15.mp3

Лекция № 16:

Десять лет Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посвятил этому, занимаясь призывом к тавхиду, после чего был вознесен на небеса, где ему были предписаны пять обязательных молитв. В течение трех следующих лет он совершал эти молитвы в Мекке, после чего получил повеление совершить переселение (хиджру) в Медину.

Хиджра – это переселение из страны ширка в страну Ислама. Она является обязательным предписанием для этой общины. Переселение останется действительным до того, как наступит Судный Час. На это указывает высказывание Всевышнего: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не имеют возможности и не находят пути. Таких Аллах может простить, ведь Аллах – Снисходительный, Прощающий» (Ан-Ниса 4:97-99).

Всевышний также сказал: «О Мои верующие рабы! Воистину, Моя земля обширна, поклоняйтесь же Мне» (Аль-Анкабут 29:56).

Аль-Багави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Этот аят был ниспослан по поводу мусульман, которые остались в Мекке и не совершили переселения (хиджры). Аллах призвал их именем веры».

Доводом из сунны на совершение хиджры служат слова: «Не прекратится переселение, пока не прекратится покаяние, а покаяние не прекратится, пока солнце не взойдет с запада».

Когда он обосновался в Медине, ему были приказаны остальные предписания Ислама, такие как закят, пост, хадж, азан, джихад, призыв к одобряемому и удержание от порицаемого и другие предписания Ислама.

Он следовал этому в течение десяти лет, после чего он скончался (мир ему и благословение Аллаха).

Но религия его осталась! И это – его религия. Нет блага, на которое он не указал бы своей общине, и нет зла, от которого не предостерег бы ее.

Благом, на которое он указал, является тавхид и все, что любит Аллах и чем Он доволен.

Злом, от которого он предостерег, является ширк и все, что ненавидит и отвергает Аллах.

Аллах послал его ко всему человечеству и предписал всем джиннам и людям подчиняться ему. На это указывают слова Всевышнего: «Скажи: «О люди! Я – посланник Аллаха ко всем вам» (Аль-Араф 7:158).

Аллах довел посредством него до совершенства религию, о чем свидетельствует высказывание Всевышнего: «Сегодня Я довел для вас до совершенства вашу религию, и довел до полноты Свою милость к вам, и удовольствовался для вас Исламом как религией» (Аль-Маида 5:3).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, умер, и это подтверждается словами Всевышнего: «Воистину, ты смертен, и они смертны. А потом, в День воскресения, вы будете препираться у своего Господа» (Аз-Зумар 39:30,32).

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_16.mp3

Часть пятая (Заключение)

Лекция № 17:

Люди после смерти будут воскрешены. Всевышний сказал: «Мы сотворили вас из нее (земли), в нее вас вернем и из нее выведем еще раз» (Та Ха 20:55).

Всевышний также сказал: «Аллах вырастил вас из земли, словно растения. Потом Он вернет вас в нее и вновь выведет оттуда» (Нух 71:17,18).

После воскрешения люди будут отчитываться и получат воздаяние за свои деяния. Об этом Всевышний сказал: «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, дабы Он воздал совершавшим зло за то, что они содеяли, и воздал творившим добро Наилучшим (Раем)» (Ан-Наджм 53:31).

Каждый, кто считает ложью воскрешение, является неверным. На это указывает высказывание Всевышнего: «Неверующие полагают, что они не будут воскрешены. Скажи: «Напротив, клянусь моим Господом, вы непременно будете воскрешены, а затем вам непременно сообщат о том, что вы совершили. Это для Аллаха легко»» (Ат-Тагабун 64:7).

Аллах отправлял всех посланников радующими (верующих благой вестью) и предостерегающими (неверных). Об этом Всевышний сказал: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (Ан-Ниса 4:165).

Первым из посланников был Нух (мир ему), а последним — Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Он является печатью пророков (последним пророком). О том, что первым посланником был Нух, свидетельствуют слова Аллаха: «Воистину, Мы внушили тебе откровение подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него» (Ан-Ниса 4:163).

Ко всем общинам Аллах посылал посланников, начиная с Нуха и заканчивая Мухаммадом, повелевая им поклоняться Одному Аллаху и запрещая им поклоняться тагуту. На это указывает высказывание Всевышнего: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и отстранитесь от тагута!»» (Ан-Нахль 16:36).

Аллах предписал всем Своим рабам проявлять неверие в тагута и веровать в Аллаха.

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/aqida/new_3_osnovy/new_3_osnovy_17.mp3

Лекция № 18:

Ибн аль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Тагут – это все то, в отношении чего раб переходит установленные для него границы в поклонении, следовании и подчинении».

Тагутов много, но основными являются пять:

  1. Иблис, проклятый Аллахом;
  2. Тот, кому поклоняются, и он доволен этим;
  3. Тот, кто призывает людей к поклонению ему;
  4. Тот, кто заявляет о знании чего-нибудь из сокровенного;
  5. Тот, кто выносит решение не на основании того, что ниспослал Аллах.

На это указывают слова Всевышнего: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий» (Аль-Бакара 2:256). В этом и заключается смысл свидетельства «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Начало этого дела (религии) — Ислам, столп его — намаз, а его вершина — джихад на пути Аллаха».
Аллаху же обо всем ведомо лучше!

И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и сподвижников!

Первый матн по изучению Таухида

Сегодня, с позволения Аллаха, мы начнем изучение текста книги «Три основы» («Салясатуль-Усуль»). Но прежде всего договоримся о некоторых вещах:

1. Талибуль-ильм должен следовать в своем обучении той программе, которую указали нам ученые-предшественники. Они советовали нам учить наизусть некоторые тексты. Запоминать их необходимо по двум причинам:

  1. Они очень важны;
  2. Так поступали ученые.

Сказано: «Учи наизусть, ибо каждый хафиз (знающий наизусть) – имам». Шейх аль-’Усаймин говорил: «Все ушло, кроме того, что мы выучили наизусть». Некоторые ученые говорили: «Твое знание – это то, которое ты видишь в темноте». Другие говорили: «Твое знание – то, которое заходит с тобой в хаммам». Первое высказывание лучше второго. Ибн Теймия говорил: «Что могут сделать со мной враги, ведь мой рай – в моем сердце?!» Искатель знания должен и запоминать наизусть, и изучать смысл того, что запоминает, и постигать премудрости шариатских наук. Не только заучивание наизусть (хифз), но и постижение смысла заученного, не только постижение смыслов, но и заучивание наизусть. Иначе ты – ни на чем. Таков метод предшественников (ас-саляф). Предшественники изучали Коран следующим образом: ежедневно учили наизусть что-то из него, затем постигали смысл выученного, затем просили Аллаха помочь воплощать изученное в деяния. То есть изучали одновременно и знание (‘ильм) и деяние (‘амаль). Более того, знание наизусть (хифз) – это особенность данной уммы, уммы пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Неслучайно сказано про людей этой уммы, что их евангелия – в их сердцах.

2. Необходимо прилежное и постоянное посещение уроков, тем более, что изучение нами этой книги будет кратким. Таков метод некоторых ученых – не затягивать и не удлинять изучение подобного рода текстов на том основании, что авторы, составляя их, рассчитывали, в основном, на изучение их начинающими искателями знания, которые нуждаются в облегченном и кратком разъяснении, не растянувшемся на год или около того.

3. Обязательно требуется повторение после урока того, что было пройдено на нем. Неплохо, если ученики будут заниматься повторением вместе. Однажды ученики пожаловались Ибн аль-’Усаймину на то, что у них уходит много времени на повторение. «Это и есть ‘ильм, — ответил он. — Знание приобретается через повторение».

В начале изучения данной книги мы должны узнать ответы на некоторые вопросы:

Почему мы изучаем таухид?

Если нас спросят: «Почему именно таухид? Почему мы не начали нашу программу с изучения фикха, или науки «Усуль аль-фикх», или терминологии хадиса, или науки «Ан-наху», или «Аль-фараид» и т.д – ведь есть много разных других наук? Почему отдали предпочтение единобожию?» — ответ будет следующее:

  • мы созданы для таухида;
  • таухид – это право Аллаха над рабами;
  • не войдет в Рай никто, кроме единобожников;
  • таухид дает человеку постоянную и стабильную безопасность, умиротворение, спокойствие, безмятежность, дает возможность почувствовать сладость веры;
  • Аллах не принимает никакое деяние без таухида;
  • таухид – залог и причина наставления тебя Аллахом на прямой путь;
  • таухид – причина получения заступничества (шафа’ата) Пророка ﷺ в Судный день;
  • Пророки и их последователи начинали призыв людей именно с этого. «Скажи: это мой путь – я призываю к Аллаху на основе знания, а также те, кто последовал за мной. Пресвят Аллах, я – не из многобожников» (Коран, 12:108).
  • Мы нуждаемся в таухиде больше, чем в еде и питье.

Затем мы скажем тому, кто задаст там такой вопрос: «Аллах создал тебя, привел в этот мир и сообщил тебе, что не примет никакое деяние без таухида. Верно?» Если задавший вопрос ответит утвердительно, мы спросим его: «А знаешь ли ты этот самый таухид, без которого невозможно войти в Рай?» Если он ответит: «Знаю. Я единобожник», — мы скажем: «Тогда разъясни нам этот таухид, который Аллах возложил на тебя». Если он сможет сделать это, мы воздадим хвалу Аллаху и скажем, что его ответ доказывает, что он, на самом деле, является мууаххидом (единобожником). Если же он не разъяснит нам, что такое таухид и его свидетельство, каковы смысл и условия свидетельства «Ля иляха илля Ллах», каково определение веры (иимана) и ее столпы, и т.д., мы скажем: «Твое свидетельство о том, что ты мууаххид – лжесвидетельство. Разве допустимо, что Аллах возложил на тебя обязанность, причем самую главную их всех обязанностей, а ты ее не знаешь и не изучаешь?! Ты пренебрегаешь религией Аллаха и повелениями Аллаха!»

Далее обратимся к нему с вопросом: «Запретил ли Аллах тебе многобожие (ширк)? Является ли этот запрет более важным и строгим, чем запрет на прелюбодеяние и мерзости? Войдет ли тот, кто умрет, не покаявшись в ширке, в Ад навсегда?» Он непременно ответит «да». Тогда спросим его: «А знаешь ли ты ширк?» Если он ответит: «Конечно, я ведь не многобожник», — мы попросим его разъяснить нам что такое ширк. В случае успешного ответа, мы воздадим хвалу Аллаху, а если он не сможет сделать этого, мы скажем: «Как же так?! Ведь, вполне возможно, ты совершаешь ширк, но не знаешь об этом! Аллах запретил тебе эту вещь строже, чем великие грехи, а ты ее не знаешь! Ты пренебрегаешь религией Аллаха! И когда ты говоришь, что не являешься мушриком, ты лжесвидетельствуешь!» Таким образом, самое важное для верующего – прежде всего изучить таухид, затем воплощать его в действии, потом учить ему людей.

Почему мы остановили выбор на изучении этой книги?

Если тот, с кем мы дискутировали, скажет: «Я признаю, что надо изучать таухид, но почему мы выбрали именно эту книгу? Ведь есть много других книг», — мы дадим ему следующий ответ:
— Мы являемся искателями знания, учениками, а значит должны идти по той дороге, которую указали и проложили до нас обладатели знания. Нам не следует придумывать новые пути, а следует пройти по проложенной учеными дороге, чтобы достичь той цели, которой достигли они. Тот, кто превозносится над знанием, учеными и книгами, которые советуют имамы, тот не достигнет цели. Аллах сказал:

«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за дьяволом» Сура «ан-Ниса, аят 83.

И сказал:

﴿ ولكن كونوا ربانيين بما كنتم تعلمون الكتاب وبما كنتم تدرسون ﴾

«Напротив, будьте духовными наставниками (раббаниййин), поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его» Сура «Али ’Имран», аят 80.

Предшественники говорили: «Раббани – это тот, кто воспитывает людей, уча их основам знаний прежде обучения сложному».

То есть непременно нужно проявлять благопристойность и следовать по программе, которую советуют знающие. Не надо изобретать новых путей в поиске знания. Такие же правила действуют и в мирских науках, например, в медицине. Изучают ли ее как попало, как хочется? Нет! Ее изучают так, как того требуют специалисты, и в результате получается настоящий врач.

Итак, мы начали свое обучение с этой книги, потому что нам это советуют ученые.

Другие причины, почему мы изучаем эту книгу:

  • в ней рассматриваются очень важные вопросы, то, о чем тебя будут спрашивать в могиле.
  • автор является имамом. Аллах даровал ему и его книгам радушный прием на земле, среди Его рабов;
  • автор жил сравнительно недавно, поэтому приводит опровержение тех домыслов и заблуждений, которые распространяют современные сторонники многобожия;
  • разъясняя те или иные вопросы, автор непременно приводит доводы, и это одно из важнейших достоинств любой книги;
  • книги автора (и в частности эта) отличаются простотой, ясностью и краткостью изложения. Они облегчены для изучения. Те или иные знания приводятся в них сначала в общем, а затем разъясняются подробнее.
  • автор молится за ученика и читателя.

Что такое «Три основы» вкратце?

Это вопросы могилы. Кто бы тебя ни спросил, о чем книга «Три основы», ответь: «Это краткое изложение ответов на те вопросы, которые будут заданы в могиле».

Какова польза от изучения этой книги?

Если тот, кто нам возражает, спросит: «Какую пользу способно принести изучение нами «Трех основ» и каковы его плоды?» — мы ответим: «Плод, польза и награда таковы: если мы узнаем три основы, затем будем совершать деяния в соответствии с ними, затем будем призывать к ним окружающих, затем будем проявлять терпение в знании, в деянии и призыве, то, с позволения Аллаха, сможем ответить на вопросы ангелов в могиле. Аллах сказал:

﴿ يثبت الله الذين آمنوا بالقول الثابت في الحياة الدنيا وفي الآخرة ﴾

«Аллах укрепляет тех, которые уверовали, твердым словом (то есть таухидом) в земной жизни и в вечной (то есть в могиле)» Сура «аль-Хиджр, аят 27.

Каково содержание книги?

После этого необходимо выяснить, каково содержание данной книги и порядок изложения приведенных в ней знаний. Необходимо отметить, что искатель знания, когда приступает к изучению той или иной книги, должен обратить внимание на две вещи: вступление (мукаддима), чтобы ознакомиться с терминологией автора, и содержание, чтобы знать, какие вопросы рассматриваются в книге. Мы можем разделить текст (матн) данной книги на пять частей, что даст нам общее представление о ней:

  • Первая часть: Четыре вопроса, заключенные в суре «аль-’Аср».
  • Вторая часть: Три вопроса (необходимо понимать разницу между тремя вопросами (аль-масаиль ас-саляса) и тремя основами (аль-усуль ас-саляса).
  • Третья часть: Почему мы изучаем таухид (автор всегда обращает внимание на этот вопрос, потому что есть немало тех, кто возражает последователям Сунны (Ахлю-с-Сунна уаль-джама’а) в их стремлении к изучению таухида и обучению ему других, тех, кто не согласен с ними и борется с их призывом к таухиду, к его изучению и распространению).
  • Четвертая часть: Разъяснение трех основ (таково обыкновение автора: сначала он говорит о вещах в общем, а потом разъясняет их подробно, и это самый лучший способ объяснения и изложения).
  • Пятая часть: Заключение.

Приступим к непосредственному изучению текста книги.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *