Религия в армии

Содержание

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

НА СВОБОДУ СОВЕСТИ

П. В. СОКОЛОВА

В статье рассматриваются вопросы обеспечения прав военнослужащих на свободу совести. Отмечается, что ограничения права на свободу совести, установленные для военнослужащих Федеральным законом «О статусе военнослужащих», вытекают не из особенностей военной службы, а обусловлены необходимостью соблюдения трудовой, служебной, технологической дисциплины в любом виде человеческой деятельности. Рассматривается проблема введения в Вооруженных Силах страны института капелланов (полковых священников). Показано, что введение института полковых священников в Вооруженных Силах противоречит Конституции РФ, способствует необоснованному ограничению прав военнослужащих неправославных конфессий и придерживающихся атеистического мировоззрения, и создает предпосылки для раскола армии по конфессиональному признаку.

Ключевые слова: свобода совести; институт капелланов; русская православная церковь; конфронтация религий; совет муфтиев России.

Российское законодательство обеспечивает военнослужащим реализацию конституционного права на свободу совести. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Оговорка законодателя «в свободное от военной службы время» рассматривается некоторыми авторами как специфическое ограничение данного права, характеризующее правовой статус именно военнослужащих, в отличие от правового статуса гражданских лиц . Однако и гражданские лица могут реализовывать свои религиозные потребности только во внерабочее время. Согласно ст. 91 ТК РФ рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Участие в богослужениях и т. п. в трудовые обязанности работника1 не вхо-

1 Труд священнослужителей трудовым законодательством не регламентируется, он регулируется внутренними установлениями религиозной организации. В учреждениях Русской Православной Церкви трудовые договоры со священнослужителями не заключаются, но учет их службы, как трудового стажа, и получаемой оплаты документируется.

дит2, и если работник участвует в религиозных церемониях за счет рабочего времени, это следует рассматривать как нарушение трудовой дисциплины со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, следует признать, что ограничения права на свободу совести, установленные для военнослужащих п. 1 ст. 8 ФЗ «О статусе военнослужащих», вытекают не из особенностей военной службы, а обусловлены необходимостью соблюдения трудовой, служебной, технологической дисциплины в любом виде человеческой деятельности.

Ограничение этого конституционного права в отношении военнослужащих направлено на укрепление боеспособности Вооруженных Сил и эффективное выполнение стоящих перед ними задач в области обороны страны и укрепление безопасности государства. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Закон запрещает создание религиозных объединений в воинской части, а религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих только за счет их собственных средств с разрешения командира

2 По трудовому договору работника с религиозной организацией преимущественно выполняется работа, которая ничем не отличается по своему содержанию от такой же работы в других организациях.

(ст. 8 ФЗ «О статусе военнослужащих»). Этот запрет корреспондирует запрету на создание структурных подразделений политических партий в Вооруженных Силах РФ и имеет целью недопущение возникновения в войсках конфессиональной конфронтации, что могло бы пагубно сказаться на их боеспособности.

В связи с этим следует резко возразить против введения в Вооруженных Силах страны института капелланов (полковых священников). Эту идею активно поддерживает РПЦ, стремящаяся усилить свое влияние на армию через расширения института полковых священников. В 2006 г. Священный синод Русской православной церкви принял заявление в поддержку восстановления в России института военного духовенства Государственная власть делает уступки РПЦ в этом вопросе. Так, в 2006 г. Главной военной прокуратуре был подготовлен проект закона «О военных священниках», в котором признавалась «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». Проектом предусматривался запрет командованию воинской части вмешиваться в деятельность военных священников, связанную с богослужением, а также выполнением религиозных обрядов и церемоний. Правда, этот проект так и не был принят.

Ст. 14 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Исходя из этого конституционного положения ФЗ «О статусе военнослужащих» и ввел отмеченные ограничения прав военнослужащих на создание религиозных объединений. Наличие в Вооруженных Силах РФ полковых священников во-первых, будет означать отказ от принципов светского государства вопреки Конституции РФ и в нарушение норм ФЗ «О статусе военнослужащих», во-вторых, учитывая, что обязанности полковых священников будут исполнять представители Российской православной церкви, введение института капелланов придаст государственный характер православию, которое, таким образом, будет фактически навязываться военнослужащим. Кроме того, разрешение православным священникам служить в армии будет способствовать политизации деятельности РПЦ, так как армия — важнейший инструмент политики и тот, кто ее контролирует, тот и определяет политику, а институт полковых священников служит одной из форм контроля церкви над армейской жизнью.

Не случайно Совета муфтиев России выступил с заявлением о нецелесообразности введения

института военных священников: «Воспитательная работа в таком государственном институте, как армия, должна оставаться внерелигиозной, при равноудаленности всех традиционных конфессий» . По мнению Совета муфтиев России, подобная практика будет нарушением положений Конституции и законов, которые касаются равенства религий перед лицом государства. Религиозные же потребности солдат и офицеров священники могут удовлетворять и не будучи военнослужащими, а на штатных «военных священников» будут наложены не свойственные им функции и полномочия . Лидер нижегородских мусульман Умар-хазрат Идрисов прямо оценил намерения по введению в армии института капелланов как «стремление РПЦ захватить духовную и политическую власть в стране» .

Аргументация сторонников введения института полковых священников в Вооруженных Силах, что полковые священники будут поддерживать и укреплять дух солдат и офицеров и помогут в борьбе с дедовщиной , опровергается практикой. Так, по признанию самих сторонников института капелланов, в одной из воинских частей, куда в соответствии с соглашением между РПЦ и Генштабом, направляли служить только верующих (очевидно, православных христиан), «с дедовщиной бились долго и упорно» и «покончили гораздо позже, чем это принято считать» .

Протест против введения института полковых священников выразили также некоторые раввины, пасторы, ламы и сектанты . Так, Алексей Ряб-цев, бывший председатель Рогожской старообрядческой общины Москвы, возражая против введения в армии института полковых священников, задает вопрос: «Определенная конфессия займется государственными вопросами. А что делать остальным, которые к господствующему вероисповеданию не относятся?», и полагает, что полковой священник не получит реального авторитета в армии .

Не поддерживают идею введения в армии института полковых священников и некоторые военачальники. Ю.Н. Балуевский, будучи начальником Генштаба России, выступил против института полковых священников, заявив, что «ставку делать надо на повышение уровня подготовленности сержантов и командиров взводов» .

Однако эти возражения не были приняты во внимание. В соответствии с директивой начальника Генштаба с 1 декабря 2009 г. в штат воинских частей введена должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими, на которую будут назначаться священно-

служители в качестве гражданского персонала. В феврале 2010 г. Министр обороны РФ утвердил положение о функциональных обязанностях помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных силах РФ. Заметим, что данное положение было разработано Главным управления воспитательной работы Вооруженных совместно с синодальным Отделом Московского патриархата , т. е. представители иных конфессий были отстранены от полготовки этого нормативного правового акта.

Полагаем, что введение института полковых священников в Вооруженных Силах будет способствовать необоснованному ограничению прав военнослужащих неправославных конфессий и придерживающихся атеистического мировоззрения и при этом не только не решит возлагаемых на него задач, но создаст предпосылки для раскола армии по конфессиональному признаку.

Литература

1. Введение института полковых священников вызвало протест у мусульман. URL: http://www.nr2.ru

2. Дорога к храму. URL: http://www.swlords.ru

4. Кому мешают полковые священники? URL: http://www.klikovo.ru

5. Министр обороны утвердил положение о военных священниках. иЯЬ: http://www.religare.ru

6. Мясников В., Юдина П. Священники в погонах и с мобильными телефонами. иЯЬ: http://nvo.ng.ru

7. Национальная безопасность: какие кадры решают все? URL: http://www.iamik.ru

8. О политических партиях: федер. закон от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.07.2001 г. № 95-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 29. Ст. 2950.

9. Священник должен быть везде. URL: http:// www.pobeda.ru

10. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331.

11. Трудовой кодекс Российской Федерации от

30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

12. URL: http://www.portal-credo.ru

13. URL: http://www.starover.religare.ru

* * *

FEATURES OF ENSURING OF MILIOTARY MEN’S RIGHT TO FREEDOM OF CONSCIENCE

P. V. Sokolova

Главная Карьера Служба по призыву Присяга

Присяга

Военная присяга – торжественное обещание, клятва, которую дает гражданин, вступающий в ряды Вооружённых Сил. Принимая присягу, он берет на себя высокие обязательства. Они составляют смысл военной службы:
«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».
Этот текст Военной присяги утвержден Федеральным законом 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ» от 11 февраля 1993 г. Однако не только слова, но и атрибутика имеют большое значение: военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, дает военную клятву перед Государственным флагом России и Боевым Знаменем воинской части.
Приведение к присяге проводится по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать двух месяцев.
До приведения к Военной присяге:
• военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач, а также задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов;
• за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника;
• на военнослужащего не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.
День приведения к Военной присяге является праздничным днем для воинской части. На торжественное принятие присяги могут приехать родные и близкие солдат.
В военном билете и учетно-послужной карточке военнослужащего делается отметка: «К Военной присяге приведен (число, месяц, год)».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

М. С. Байнова,

кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии, Российский государственный социальный университет, Москва.

М. S. Baynova,

E-mail: mbainova@gmail.com

ГОСУДАРСТВО И ИДЕОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ

The state and the ideology, the religion

Аннотация: В статье анализируются взаимоотношения государства и идеологии и религии на основании современных подходов. Автор раскрывает место идеологии и религии в современном государственном управлении.

Ключевые слова: государство, идеология, религия

Key words: state, ideology, religion

Идеология представляет собой систему концепций, идей, которые выражают ценности и мировоззрение субъектов политики. Идеология -составная часть духовной сферы общества. Идеология развивается в деятельности политических движений, включает в себя представления о долге и миссии человека, общества, государства. М. С. Козырев определяет идеологию как «совокупность социально обусловленных мировоззренческих установок, идей, взглядов».

Статья 13 Конституции России устанавливает в Российской Федерации идеологическое многообразие: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Конституция закрепляет равноправие идеологий в обществе, отсутствие приоритета какой-либо идеологии. Это также означает, что люди на территории России вправе придерживаться какой-либо идеологии и пропагандировать её. Органы власти не имеют право навязывать населению какую-либо идеологию в качестве обязательной. Также органы власти должны действовать вне идеологических взглядов.

Конституция устанавливает широкие возможности для деятельности политических партий и общественных объединений: «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность» (статья 13), при этом общественные объединения равны перед законом. Равенство

общественных объединений заключается в равенстве требований государства к объединениям, в том числе к их правоустанавливающим документам, порядку регистрации, равенстве прав в политической и хозяйственной деятельности. Равенство общественных прав объединений связано с распространением информации, пропаганде своих идей, осуществлении издательской деятельности. Равенство прав не означает обязанность государства обеспечивать реализацию деятельности общественных объединений. Более того, государство не может оказывать предпочтение каким-либо объединениям в вопросах финансирования. В тоже время государство может выделять средства общественно-политическим объединениям средства на конкурсной основе или на основании соответствия требованиям закона (например, финансирование для политических партий, которые набрали на выборах определенный процент голосов). Основы взаимодействия государства и общественных объединений закреплены в ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ, а также в ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ. О взаимодействии с религиозными организациями будет сказано ниже.

Ограничения идеологического многообразия в тоже время необходимы и закреплены в Конституции: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (статья 13). Цель общественного объединения должна быть проверена при его регистрации, а действия общественного объединения — после регистрации. Регистрацию и надзор за деятельностью общественных объединений в Российской Федерации осуществляет Министерство Юстиции РФ. Что представляет собой насильственное изменение основ конституционного строя — это деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, то есть государственного устройства. Подробно деятельность против основ конституционного строя и безопасности государства раскрывается в Главе 29 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В СССР государство основывалось на другом принципе — господствующей идеологии. Статья 6 Конституции СССР устанавливала: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза», также «Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества». Когда государство поддерживает одну идеологию, это создает ограничения для участия в политической деятельности для социальных групп, которые не разделяют эту идеологию. Ограничения для части общества на участие в политической жизни ведет к ограничению демократии, следовательно — к ограничению общественного контроля за государством. Кроме того, господствующая идеология может препятствовать развитию не только политической жизни, но и других сфер — научной, культурной.

Особенно это опасно в условиях тоталитарного государства, когда власть использует насильственные методы для контроля за всеми сторонами общественной жизни. Так в СССР из-за идеологического давления было на некоторое время приостановлено развитие генетики, а некоторые ученые-биологи были репрессированы, потому что их деятельность якобы противоречила материалистической идеологии. Таким образом, вмешательство государства в сферу идеологии может привести к конфликтам в разных сторонах общественной жизни, в том числе в культуре, науке, и поэтому обеспечение идеологического разнообразия является задачей государственного управления.

Взаимоотношение государства и религии реализуется в трёх основных формах: государства религиозного, государства светского и государства атеистического.

В теократическом государстве власть глава государства возглавляет и религиозную иерархи, государственные и церковные структуры взаимоподчинены, в государстве есть обязательная религия. Государственная церковь может быть при авторитарном режиме, где на церковь контролируется государством и должна выполнять определенные функции.

Атеистическое государство — это антирелигиозное государство, где религиозные организации могут действовать только обособленно от общества, государство исключает религию из всех сфер жизни общества, или борется с ней. Атеистическое государство может быть тоталитарным, так как государство контролирует все сферы жизни общества и проводит гонение на другие формы общественной жизни, в частности на религию.

Светский не означает атеистический, не запрещает религии осуществлять какую-либо деятельность в различных сферах общества, но и не предоставляет религии монополию в какой-либо деятельности; религиозные структуры не включены в государственную иерархию. Светский означает уважение всех вероисповеданий. В монографии Понкина предлагается одно из определений светскости как общегражданской, мирской направленности. Светское государство, таким образом, такое, где власть принадлежит мирским, нерелигиозным властям. Также светское государство понимается как государство, не имеющее обязательной религиозной или нерелигиозной идеологии. Религия в таком государстве не является средством политики.

Формы взаимоотношений государства и религии отражены на рисунке 1.

Религиозное государство

Светское

Атеистическое

Имеется

государственная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

религия

Закон может быть основан на религии Религиозные структуры входят в систему управления

Религия отделена от государства Религиозные организации существуют на основании закона

Религия отрицается Гонения или дискриминация

Рисунок 1. Типы государств по отношению к религии.

Понятие светского государства раскрывается в статье 14, где говорится -что «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч.1) и «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Таким образом, здесь нет указаний на равноудаленность от государства, (удаленность — это признак атеистического государства), говорится о равенстве перед законом. Ещё одна статья Конституции — ст. 13 — говорит об идеологическом многообразии. Таким образом, идеология атеизма не может быть государственной или обязательной.

В ФЗ № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях» в статье 4 говорится о светском государстве, формулировка ст.14 Конституции раскрывается дополнительными нормами: государство не вмешивается в определении человеком своей религии, не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов власти, не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону, обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Также указывается не недопустимость использования служебного положения для формирования отношений к религии. Религиозные организации не могут выполнять властные функции, участвовать в выборах и партийной деятельности. С другой стороны, государство может предоставлять религиозным организациям средства на охрану памятников, преподавание общеобразовательных дисциплин в религиозных учебных заведениях, вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями. Участники религиозных организаций не ограничены в политических правах. В ст.5 п. 4. говорится, что «в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы» . Ст.11-14 — о государственной

регистрации религиозных организаций, которая позволяет организациям реализовывать свои права в соответствии с законом, таким образом, государство не дистанцируется от религиозной деятельности, но предоставляет нормативную основу. Ст. 25-26 — о надзоре, контроле и ответственности за исполнением законодательства о свободе совести, который осуществляется также государством. Так светское государство обеспечивает возможность для реализации прав на свободу совести и вероисповедания.

Компонентами права на свободу совести и вероисповедания: свободный выбор, свободное исповедание, религиозное образование, права родителей, ограничения, связанные с правами других лиц. На основании Конституции России и международного права можно выделить следующие общие принципы регулирования свободы совести и свободы вероисповедания:

— отделение религиозных объединений от государства; (Конституция РФ ст. 14, ФЗ 125);

— предоставление права свободно исповедовать и менять религиозные убеждения (Конституция РФ ст. 28, 29; ФЗ 125; Международный пакт о гражданских и политических правах);

— возможность для родителей обеспечить религиозное воспитание детей (Конституция РФ ст. 38, 43, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования);

— при опеке учет преемственности воспитания ребенка и его религиозной принадлежности (Конвенция ООН о правах ребёнка);

— гарантия прав и свобод всем гражданам, независимо от религиозных убеждений (Конституция РФ, статья 19);

— свободное исповедание религии может быть ограничено требованиями безопасности, соблюдением прав и свобод других лиц (порядка, здоровья и морали) (Конституция РФ, статья 55)

— запрещение пропаганды религиозной вражды; (Конституция РФ, ст.29)

— возможность замены военной службы по религиозным причинам. (Конституция РФ, ст. 59).

В мире по критерию государственно-религиозных отношений сложно выделить следующие типологии государств: страны с государственной религиозной организацией (например, Англия, Швеция, исламские государства); страны с отделительной, сепарационной моделью, где государство и религия законодательно разделены (Например, США); страны с кооперационной моделью, где государство и религиозные объединения сотрудничают (например, Германия). Отдельно можно выделить атеистические государства с гонениями против религий. Раздельным такое существование не назовешь, т.к. в СССР, например, государство вмешивалось в дела религии. Можно выделить типы государств по выделению финансирования религиозным организациям: прямые субсидии (Бельгия); добровольная уплата налогов гражданами, которые через государственную казну перечисляются религиозным организациям различными способами (Германия, Испания); государство никак не участвует в финансировании религиозных организаций (Франция). Ряд государств Ближнего Востока можно отнести к религиозным

государствам. Израиль — религиозное государство, где религиозные нормы широко включены в гражданское, трудовое право. Сирия считается наименее религиозным государством в своем регионе, но и там существует требование об обязательной религиозной принадлежности президента страны к исламу.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Российская Федерация — многонациональное государство, где представлены различные исторические, культурные и духовные традиции. Поэтому обеспечение многообразия религии является необходимым условием развития общества. Отсутствие государственной идеологии является одной из основ конституционного строя России. В тоже время в современных условиях государственное управление не может исключать вопросы идеологии и религии из сферы своего регулирования, чтобы, с одной стороны, обеспечить права людей на свободу совести и идей, а с другой стороны не допустить развития конфликтов на идеологической и религиозной основе.

Литература

2. Гончарук А.Ю. Формирование эстетического идеала старшеклассников в процессе изучения основ эстетики и искусствознания (на материале факультативных и внеклассных занятий). диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 1984

3. Иванов А.В . Социально-педагогическая работа с агрессивными подростками. ЦИТИСЭ. 2015. № 2. С. 26.

4. Кабанова Е.Е. Отечественный опыт развития социальной инфраструктуры городов Российской Федерации. Материалы Ивановских чтений. 2015. № 5. С. 25-29.

6. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. -М.: Про-Пресс, 2003.

10. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О свободе совести и о религиозных объединениях».

11. Багдасаров С. А. Сирия: причины конфликта и пути выхода. http:// sabagdasarov.ru/ article/3 (19.02.2016)

12. Шкурко Н.М., Гончарук А.Ю. Психолого-педагогические основы культуры межнациональных отношений личности в социально-образовательном пространстве современной России. Журнал гуманитарных наук. 2015. № 10. С. 12-18.

Последняя редакция Статьи 59 Конституции РФ гласит:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Ст. 59 КРФ

1. Защита Отечества — не только правовое, но прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства.

Оборона страны — это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита России, целостности и неприкосновенности ее территории. Цели и государственная стратегия в данной области на современном этапе определены в Концепции национальной безопасности, утв. Указом Президента от 17 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 52. ст. 5909), и в Военной доктрине, утв. Указом Президента от 21 апреля 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 17. ст. 1852).

В целях обороны создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанности по защите Отечества, но адресована законом определенным категориям граждан. Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы. Формой реализации этой обязанности может быть также прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной, что установлено в ч. 3 комментируемой статьи. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества и путем добровольного поступления на военную службу по контракту.

2. Согласно п. «м» ст. 71 Конституции, оборона и безопасность относятся к ведению Федерации. Поэтому часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что гражданин несет военную службу в соответствии именно с федеральным законом. В связи с этим противоречащими Конституции являлись положения конституций ряда республик об исполнении воинской обязанности на территории республики или вне ее на основе договорных обязательств республики (ст. 58 Конституции Республики Татарстан, в ред. от 31 мая 2000 г.), о несении гражданами республики военной службы в соответствии с законом республики и федеральным законом (ст. 68 Конституции Республики Башкортостан, в ред. от 3 ноября 2000 г.).

Воинская обязанность российских граждан, как установлено законом, предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, ее прохождение, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. Исполнение этой обязанности обеспечивается в пределах их полномочий: органами государственной власти, иными государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами. Постановлением Правительства от 31 декабря 1999 г. N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (СЗ РФ. 2000. N 2. ст. 225).

Статья 12 ФЗ «Об обороне» устанавливает, что комплектование Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с законодательством: 1) военнослужащими — путем призыва граждан России на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления российских, а также иностранных граждан на военную службу, т.е. по контракту; 2) гражданским персоналом. Норма об иностранных гражданах включена в военное законодательство Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ и предусматривает прохождение ими военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 2 ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами как в Вооруженных Силах, так и во внутренних войсках МВД, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, Службе внешней разведки, органах ФСБ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. В данной сфере действуют, в частности, федеральные законы: от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (в ред. от 25 июля 2002 г.), от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» (в ред. от 14 февраля 2007 г.), от 6 января 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2006 г.) и др. Общее значение имеет Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (в ред. от 2 марта 2007 г.).

По ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе; б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (п. 1 ст. 22). Указанное положение подпункта «б» п. 1 ст. 22 утрачивает силу с 1 января 2008 г., и применительно к названным в нем гражданам будут применяться несколько иные правила прохождения военной службы, о чем ниже.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от выполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву.

Освобождаются от призыва на военную службу граждане: признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в РФ либо альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве. Правом на освобождение от призыва обладают граждане, имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень; являющиеся сыновьями (родными братьями):

— военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

— граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или их окончания.

Не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношение которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Исчерпывающе определены в ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» основания для отсрочки от призыва на военную службу. В связи с переходом с 1 января 2008 г. на одногодичный срок военной службы по призыву отменен и уточнен ряд отсрочек (ФЗ от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ).

Согласно новой редакции ст. 24, действующей с 1 января 2008 г., право на отсрочку от призыва имеют, в частности, учащиеся-очники, обучающиеся в:

— имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, — на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

— имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

— имеющих такую же аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, если они до поступления в них получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

— имеющих такую же аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

В указанных случаях отсрочка от призыва предоставляется учащемуся, как правило, только один раз. При этом право на отсрочку от призыва сохраняется за гражданином:

— продолжающим непрерывное обучение по образовательной программе следующей ступени высшего профессионального образования в том же образовательном учреждении;

— получившим в период обучения академический отпуск, или перешедшим в том же образовательном учреждении на другую образовательную программу, или переведенным в образовательное учреждение того же уровня (при этом общий срок отсрочки от призыва не должен увеличиваться более чем на год);

— восстановившимся в том же образовательном учреждении (за исключением восстановившихся после отчисления за какие-либо нарушения или по другим неуважительным причинам), если срок отсрочки от призыва не увеличивается.

Право на отсрочку от призыва имеют также лица, получающие очно послевузовское профессиональное образование в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям вузах или научных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ, установленных нормативными актами и (или) государственными образовательными стандартами, и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе.

Право на отсрочку от призыва учащимся может быть дано и на основании указов Президента.

Конституционный Суд, рассматривая в Постановлении от 21 октября 1999 г. N 13-П (СЗ РФ. 1999. N 44. ст. 5383) запрос одного из районных судов, в котором утверждалось, что непредоставление законом права на отсрочку от призыва учащимся-очникам негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, нарушает принцип равноправия, гарантии реализации права на образование, требования ч. 3 ст. 55 Конституции, указал следующее. Решая задачу подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, уровень которой отвечает государственным образовательным стандартам, с одной стороны, и в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства предусматривая укомплектование армии путем призыва на военную службу — с другой, законодатель вправе установить различный порядок исполнения воинской обязанности для обучающихся в вузах. При этом студентам-очникам негосударственных образовательных учреждений, не имеющих государственной аккредитации, гарантируется после увольнения с военной службы продолжение образования. Тем самым обеспечивается как реализация всеми гражданами, подлежащими призыву (как имеющими, так и не имеющими права на отсрочку), права на образование, так и исполнение ими обязанности по несению военной службы — хотя и в различном порядке. Не усмотрел Конституционный Суд также нарушения принципа равенства перед законом и равенства прав, ибо оспариваемое положение имеет обязательный характер в отношении всех граждан, на которых распространяется. Оно предполагает равенство возможностей, в том числе в выборе вуза.

Отсрочка от призыва предоставляется и некоторым другим категориям граждан, в частности признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до одного года. С 1 января 2008 г. в новой редакции действуют положения об отсрочке гражданам:

— занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом или сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

— имеющим ребенка и воспитывающим его, или двух и более детей, или ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет либо ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;

— поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы РФ непосредственно по окончании вузов указанных органов и учреждений при наличии у них специальных званий — на время службы в этих органах и учреждениях.

Новой, действующей с 1 января 2008 г. является отсрочка гражданам, являющимся опекуном и попечителем несовершеннолетнего родного брата или сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан. Сохраняется отсрочка от призыва депутатам органов публичной власти и глав муниципальных образований, если они осуществляют свои полномочия на постоянной основе, — на срок полномочий. По некоторым основаниям предоставляется отсрочка гражданам, зачисленным в запас с присвоением военного звания офицера.

В то же время с 1 января 2008 г. отменяются отсрочки от призыва гражданам:

— занятым постоянным уходом за отцом, матерью, другими близкими родственниками, являющимися инвалидами первой или второй группы, пожилыми (женщины старше 55 лет, мужчины — 60 лет) или не достигшими 18 лет;

— мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);

— поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании вуза на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством, — на время этой работы.

В 2006 г. внесены существенные изменения, касающиеся сроков военной службы. С 1 января 2008 г. этот срок составляет 12 месяцев. В переходный период срок военной службы по призыву регламентируется дифференцированно. Для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 г., срок — 24 месяца; для призванных с 1 января по 31 декабря 2007 г. — 18 месяцев. Данные положения не распространяются на военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные вузы, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г.; срок их военной службы — 12 месяцев. Для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., ее срок — 24 месяца.

Что касается женщин, то они ставятся на воинский учет после приобретения ими военно-учетной специальности и могут поступить на военную службу по контракту.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента два раза в год — с 1 апреля по 30 июня (по 15 июля — с 1 января 2008 г.) и с 1 октября по 31 декабря. Несколько иные сроки призыва установлены для граждан, проживающих в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах; являющихся педагогическими работниками.

В последние годы заметно увеличилось число молодых людей, уклоняющихся от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, что создает серьезные проблемы с комплектованием армии. За это установлена уголовная ответственность (статья 328 Уголовного кодекса РФ). Граждане и должностные лица могут быть привлечены также к административной ответственности за нарушение правил воинского учета, неявку по вызову в военкомат и др. (гл. 21 КоАП). Конечно, не только и не столько правовыми средствами, мерами юридической ответственности можно решить те сложные проблемы, которые возникли в последние годы в Вооруженных Силах, но и они необходимы.

Комплектованию армии на добровольной основе служит предусмотренное законами «Об обороне» (ст. 12), «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 2, 32-34.1, 38, 60) право поступления граждан на военную службу по контракту. Первый такой контракт вправе заключать российские граждане в возрасте от 18 до 40 лет, иностранные граждане от 18 до 30 лет. Срок первого контракта — 3-5 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны (или другим федеральным органом, в котором законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. Отказ в заключении контракта может быть обжалован в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

Главным актом, определяющим правовое положение военнослужащих, является ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (в ред. от 16 марта 2007 г.). Он определяет в соответствии с Конституцией права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территории других государств, а также направленных в вооруженные силы других государств в порядке военного сотрудничества, определяется также в соответствии с международными договорами РФ. Особенности статуса военнослужащих в военное время, в период мобилизации, в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах устанавливаются федеральными законами о военном положении, о мобилизации, о чрезвычайном положении и др.

Военнослужащим гарантируется широкий круг прав и свобод. Вместе с тем законодательными актами устанавливаются ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, что обусловлено особенностями военной службы. Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Военнослужащие вправе состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели. Создание в воинских частях религиозных объединений не допускается, но военнослужащие могут отправлять религиозные обряды на территории воинской части с разрешения командира, вправе в свободное от военной службы время участвовать как частные лица в богослужениях и религиозных церемониях, но не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии. Запрещено участие военнослужащих в забастовках, иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования связанных с ее прохождением вопросов. Эти и им подобные ограничения не противоречат основаниям ограничения прав и свобод, закрепленным в ч. 3 ст. 55 Конституции.

Обязанности военнослужащих определяются существом воинского долга: защита государственного суверенитета и территориальной целостности страны, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Обязанности военнослужащих и порядок их выполнения устанавливают законодательные акты, воинские уставы и другие федеральные нормативные документы.

ФЗ «О статусе военнослужащих» гарантирует право военнослужащих на защиту их прав и законных интересов, в том числе право на судебную защиту. В соответствии со ст. 4 Закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; с изм. и доп. от 14 декабря 1995 г. (Ведомости РФ. 1993. N 19. ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. ст. 4970), военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы. Исходя из смысла этой нормы, как было разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (в ред. от 24 апреля 2002 г.), в военный суд могут быть обжалованы также действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих. Суды общей юрисдикции призваны защищать права военнослужащих и в других случаях.

Государству и самой армии в ходе военной реформы предстоит, конечно, еще многое сделать в обеспечении прав военнослужащих, их правовой защищенности. Это касается: охраны жизни, здоровья и достоинства личности военнослужащих; полной реализации их льгот и преимуществ, установленных законами в связи с тяготами военной службы; более четкого определения и гарантирования правового статуса военнослужащих, направляемых в «горячие точки».

3. Условия и порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службу, что предусмотрено в ч. 3 комментируемой статьи, регламентируются ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» (СЗ РФ. 2002. N 30. ст. 3030; с изм. и доп., действует в ред. от 6 июля 2006 г.)

Институт альтернативной службы не является новым для российского законодательства. Еще в 1919 г. декретом СНК РСФСР было признано право верующих на замену военной службы по решению суда на иную общеполезную работу. Аналогично решался вопрос и в законодательстве СССР до принятия в 1939 г. нового закона о всеобщей воинской обязанности. Но он уже не сохранил названный институт.

Замена военной службы альтернативной гражданской, или службой без оружия, по религиозным, политическим или этическим мотивам признают во многих странах. При этом устанавливают более продолжительный по сравнению с действительной военной службой срок; лишение многих льгот, предоставляемых военнослужащим; выполнение наиболее трудоемких и непрестижных работ, например в психиатрических лечебницах, домах престарелых, службах социальной помощи больным, инвалидам и пенсионерам, на вспомогательных должностях в пожарной охране и т.п. В п. «с» ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах специально оговорено, что какая бы то ни было служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, не относится к принудительному или обязательному труду, принуждение к которому запрещается Пактом.

Часть 3 анализируемой статьи, регламентируя альтернативную гражданскую службу, признает право гражданина на нее в случае, если его убеждениям (например, пацифистским) или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях.

Отсутствие длительное время законодательной конкретизации данного права препятствовало его осуществлению гражданами, прежде всего в упомянутых «иных случаях». В то же время Конституционный Суд, интерпретируя в Определении от 22 мая 1996 г. N 63-О норму ч. 3 ст. 59 Конституции, указал, что закрепленное в ней и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим (ст. 18 Конституции) и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон. Был сделан важный практический вывод: стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами во всяком случае не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования (см.: Конституционный Суд РФ. Постановления. Определения. 1992-1996. М., 1997. С. 501-503). Развивая данную правовую позицию, Конституционный Суд в Постановлении от 23 ноября 1999 г. N 16-П (СЗ РФ. 1999. N 51. ст. 6363), касающемся положений ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», отметил, что рассматриваемое конституционное право является именно индивидуальным правом, т.е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет.

Статья 2 ФЗ от 25 июля 2002 г., конкретизируя рассматриваемое конституционное право, определяет, что гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

В 2006 г. по-новому был определен срок альтернативной гражданской службы. Он в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву. Для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г., этот срок — 42 месяца, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 г., — 31,5 месяца. Данные положения не распространяются на граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные вузы и направленных для прохождения указанной службы до 1 января 2008 г.; ее срок для таких граждан — 21 месяц. Такой же срок распространяется на граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы после 1 января 2008 г.

Несколько по-иному решается вопрос о сроках альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих ее в организациях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Этот срок превышает срок военной службы по призыву в 1,5 раза и составляет для аналогичных приведенным выше групп граждан соответственно 36, 27 и 18 месяцев (ст. 5 ФЗ от 25 июля 2002 г.).

Статья 11 названного ФЗ предусматривает, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. При этом установлены сроки, до которых необходимо подать соответствующее заявление в военный комиссариат в зависимости от того, когда гражданин должен быть призван на военную службу — весной или осенью. Нарушение срока подачи заявления может стать основанием для отказа в его удовлетворении.

Конституционный Суд в Определении от 17 октября 2006 г. N 447-О (СЗ РФ. 2007. N 2. ст. 409). Указывал: исходя из того что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим, федеральный законодатель не вправе ограничивать процедурными нормами, принятыми в целях рационализации деятельности государственных органов, свободу совести и вероисповедания и связанное с ней право на альтернативную службу. Статья 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений и вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замете военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.

Согласно ст. 15 ФЗ от 5 июля 2002 г., решение призывной комиссии от отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу может быть обжаловано гражданином в суд. В случае обжалования указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Альтернативная гражданская служба проходит, как правило, за пределами территории субъекта Федерации, в котором гражданин постоянно проживает. Исключение может быть сделано лишь при невозможности направления гражданина для прохождения указанной службы за пределы территории этого субъекта Федерации.

ФЗ подробно регламентирует организацию направления граждан на альтернативную гражданскую службу и порядок ее прохождения, права, обязанности и ответственность граждан, проходящих данную службу, в том числе предоставляемые им социальные гарантии и компенсации, условия и оплату труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение, а также основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы.

ВСЕМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ОТКРЫТ СВОБОДНЫЙ ДОСТУП

К ВСЕМ НОМЕРАМ ЖУРНАЛА С 2008 ГОДА ПО 5-Й НОМЕР 2020 ГОДА

Научно-практический журнал «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение» является первым российским военно-юридическим изданием, издающимся с июля 1997 года. В 2003 году Минпечати России зарегистрирован журнал «Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение» (Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № 77-16639 от 31.10.2003 г.); перерегистрирован Роскомнадзором в 2016 г. (Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-66682 от 27.07.2016).

За активное участие в правовом просвещении граждан Российской Федерации научно-правовой журнал «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение» награжден Министром юстиции Российской Федерации памятной медалью имени Анатолия Федоровича Кони.

В 2016 году журнал зарегистрирован Роскомнадзором также как сетевое электронное издание (Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС77-66043 от 10.06.2016).

За время своего существования в журнале опубликовано более 3 тысяч статей.

С 2010 года метаданные статей включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) .

В конце 2017 года ВАК совместно с Департаментом аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России провел анализ деятельности журнала и подтвердил его полное соответствие требованиям, предъявляемым к российским рецензируемым научным журналам, включаемым в Перечень ВАК.

Распоряжением Минобрнауки России от 31.10.2019 г. № 409-р журнал «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение» дополнительно включен в перечень научных специальностей по которым присуждаются ученые степени.

Журнал включен в Перечень по следующим научным специальностям:

Публикации в журнале представляют в помощь читателю практические консультации и разъяснения основных правовых норм, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных актах, регулирующих военную службу, статус военнослужащих, деятельность военных организаций, вопросы правового регулирования обороны и военной безопасности, международные аспекты военного права.

Целевая аудитория читателей и авторов не ограничиваются военнослужащими и гражданским персоналом Минобороны России и Вооруженных Сил Российской Федерации. В журнале публикуются материалы и его читают также военнослужащие и сотрудники ФСБ России, в том числе пограничных органов, ФСО России, войск Национальной гвардии Российской Федерации, военных комиссариатов и всех других органов и структур, входящих в военную организацию государства.

Содержание номеров журнала за 2020 год:

№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10

Содержание номеров журнала за 2019 год:

№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *