Религия в Украине

Усталость

Первое, что бросается в глаза при анализе данных, так это общий спад по разным показателям религиозной идентичности. Простыми словами – люди стали меньше ассоциировать себя с религией и церковью. Социологи зафиксировали самый низкий уровень верующих людей с 2010 года. Это подтверждается и другими цифрами. На вопросы, важна ли религия для вас лично и важное ли качество религиозность, люди стали реже отвечать положительно. Оба показателя являются минимальными.

Фото: пресс-служба президента

Среди религиозных групп просела группа православных, в тоже время возросла группа греко-католиков и просто христиан. Правда эти изменения в рамках теоретической погрешности, так что серьезных выводов из этого делать не стоит.

Также не существенно по сравнению с прошлым годом снизилось число тех, для кого церковь является моральным авторитетом. В динамике – это вполне очевидный тренд. За 9 лет суммарно количество людей, для которых церковь является моральным авторитетом упало, на 13 процентов. В тоже время, тех, кто не считает церковь моральным авторитетом, стало больше на 12 процентов.

Померяться прихожанами

Традиционно опрос Центра Разумкова на тему религии украинские церкви использовали для того, чтобы померяться количеством прихожан. Особенностью нового опроса стало попадание в анкеты ПЦУ. Так вот, новую церковь поддерживают 20.3% православных, Московский патриархат – 16.3%. В этом году социологи решили оставить графу «Киевский патриархат”, и так себя идентифицировали еще 11.9%. Нахождение в одной анкете и ПЦУ, и Киевского патриархата, распорошило голоса. В итоге не получилось «как раньше” – когда представителей украинской церкви было более 40%. Обвал рейтинга УПЦ-КП заметный – с 42.6 до 11.9 процента. Всего за год. И даже если чисто арифметически сложить цифры ПЦУ и УПЦ-КП, мы не получим былых показателей. Это при том, что у Московского патриархата цифры тоже уменьшились. Кстати о последнем, у них не только уменьшение по сравнению с прошлым годом, но это еще и долгосрочный тренд. Количество верющих уменьшается с 2010 г. и динамика вполне ощутима: с 34.5% до 16.3%.

Вопрос, куда же делись верующие? Существенно возросла группа «просто православный”. Их количество увеличилось на 12%. Я предполагаю, что объяснение лежит в кейсе Филарета. Верующие устали от этих разборок между бывшим и нынешним предстоятелями и просто стали избегать четкой конфессиональной привязки, используя широкую формулировку «просто православный”.

Поддерживают действия Филарета только 15% опрошенных, остальным либо все равно, либо они считают, что он борется за власть.

Фото: pomisna.info

Также следует сделать поправку на то, что часть верующих, которые годами были в КП, могли просто в силу привычки идентифицировать себя с УПЦ КП. Ведь даже среди тех, кто обозначил себя верующим Киевского патриархата, больше 20% не согласны с Филаретом.

Политика

Опрос показывает, что украинцы не разделяют идею создания государственной церкви (9.3%), не хотят обязательного преподавания религии в школах (13%), но зато поддерживают институт капелланства в армии (61.7%). Всего 15.5% хотят обложить церковь налогами, а 46% считают, что церкви должны функционировать как обычные общественные организации. Т.е. без скидок на газ и налоговых льгот.

Две трети населения считает, что в стране существует полная свобода совести и равенство вероисповеданий перед законом. Более того, около 80% верующих УПЦ (МП) поддерживают данную точку зрения. Это говорит о том, что распространяемый Московским патриархатом дискурс про «страшные гонения в Украине” – не работает. В него не верит даже их собственная паства, которая якобы и страдает от этих гонений. Верующие таки осознают, что нет ничего дискриминационного в том, что их просят указать в названии Московский патриархат. Они ведь и так на каждой литургии поминают московского патриарха как «Великого Господина и Отца”. К тому же, если отбросить эмоциальный фон пиарщиков УПЦ (МП), процесс переходов – это ведь не захваты храмов, а самоопределение общин – с кем им жить дальше. Любить, терпеть, страдать или разводиться и вступать в новые отношения? Каждая община решает этот вопрос по своему. И цифра в 80% от всех прихожан УПЦ (МП) как раз подтверждает то, что люди понимают, что это абсолютно нормальные вещи, а вот пропагандисты Московского патриархата работают слабо.

Фото: Макс Требухов

В исследовании есть еще один важный показатель. У респондентов спросили, как они относятся к тому, что политики публично демонстрируют религиозное поведение. Позитивно к этому относятся 13%, негативно 38.6%, и еще 41% это безразлично. Эти цифры демонстрируют, что религиозный фактор не конвертируется в электоральный. Это ответ на вопрос, почему, вопреки массовой поддержки идеи автокефалии и получении Томоса, Петр Алексеевич проиграл выборы Зеленскому, для которого это был термос. Потому что Томос отдельно, а выборы отдельно. Это очень важный кейс для политиков. Социологи фиксируют, что заигрывание с церковью не дает прироста избирателей.

***

Нынешнее исследование фиксирует общую усталость людей от религиозной темы. Они не стали меньше ходить в церковь, но их напрягает борьба за власть. Нам хватает политических перемен, а тут еще и в церкви такое. Поэтому многие показатели просели. Также немало «потрудился” почетный патриарх Филарет. Он не только угробил собственный рейтинг и отношение к украинской церкви, но и опосредованно «приложился” к тому, что количество православных достигло исторического минимума. В целом же украинцы остаются привержены разделению церкви и государства и не любят политизации религии.

По сравнению с прошлым годом количество религиозных организаций в Украине выросло на 328 и достигло 35317 религиозных организаций на начало 2015 года, включая 989 религиозных общин без статуса юридического лица.
Такую статистическую информацию обнародовало Министерство культуры Украины, сообщает Институт религиозной свободы.
На этот раз официальные данные по объективным причинам не учитывают религиозные организации на незаконно аннексированной российскими войсками территории Украины – в Крыму (2083 религиозных общин в 2014 году) и городе Севастополь (137 – в 2014 году).
Также эта статистика вряд ли отражает реальную картину оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, учитывая целенаправленные религиозные преследования местных верующих и религиозных общин со стороны пророссийских сепаратистов в течение последнего года. Тем не менее, во всех остальных областях Украины имел место рост количества зарегистрированных религиозных организаций, который составлял около 0,5 – 1,8% в год.
По состоянию на 01.01.2015 года в Украине зарегистрировано 87 религиозных центров и 292 религиозных управления (епархии, диецезии и т.д.), которые представляют более 50 различных конфессиональных направлений.
Также функционируют 32792 зарегистрированые местные религиозные общины, 516 монастырей, 365 религиозных миссий, 78 братств, 198 духовных учебных заведений, 12406 воскресных школ. По официальной статистике, на сегодня религиозными делами занимаются 31781 священнослужитель, из которых иностранцами являются 693 человека.
Согласно результатам исследования, проведенного в феврале 2015 года группой социологических компаний – РЕЙТИНГ, SOCIS, Центр Разумкова и КМИС, большинство опрошенных украинцев считают себя верующими-христианами.
74% жителей Украины считают себя православными, 8% – греко-католиками, по 1% – римо-католики и протестанты (евангельские христиане). Просто христианами себя считают почти 9% опрошенных, не относят себя ни к одному из религиозных вероисповеданий 6%, а еще 1% респондентов затруднились с ответом.

Религия является важной основой национальной самобытности страны. Но что делать, когда несколько религий конкурируют за определение соей религии как национальной? Это относиться как раз и к Украине.

Первые исторические свидетельства христианства в Киевской Руси датируются 9 веком, когда великий князь Владимир в 988 году обратил Киевскую Русь в православную веру. Тогда в Киеве были уничтожены языческие храмы, а славянские идолы сброшены в Днепр. С этого момента начинается этап интенсивного развития новой молодой религии.

С незапамятных времен, в Украине традиционно существуют множество религий. Согласно данным целого ряда опросов, большинство украинцев являются приверженцами Украинской Православной Церкви, которую возглавляет Киевский патриарх. Хотя, среди украинцев, есть и такие, кто принадлежат к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Между этими двумя конфессиями бушует ожесточенный спор за легитимность, а также многочисленные притязания за право собственности на недвижимое имущество.

Из православного обряда выходит также основанная в 1596 году Украинская Греко-Католическая Церковь, которая, однако, признает верховенство Папы Римского и объединена с Римом. В ее состав входят около 5,5 млн. верующих. Большинство греко-католических приходов (97%) сосредоточены в основном в Галичине и Закарпатье, хотя, в соответствии с правилами Ватикана, ее центр находится в Киеве. Целью этой церкви является провозглашение собственного Украинского Патриархата, а также создание украинских греко-католических общин в центре и на востоке Украины.

Кроме того, в Украине проживают около 2 млн. мусульман (4%, из них 1,7% татары), 1,1 млн. католиков (в основном, поляки и немцы), а также небольшая группа евангелистов (2,7%) и около 103000 евреев. 5,3% являются атеистами или принадлежат к другим вероисповеданиям. Есть также 77 общин последователей язычества.

Что касается географии распространения религий, то можно сказать, что восточные украинцы менее религиозны по отношению к тем, кто проживают в центре и на западе страны: 34,5% от общего числа религиозных общин концентрируются на западе страны, 23% в центре, 17,3% на юге, и всего 9,3% на востоке.

В настоящее время неустанно растет количество монастырей и духовных учебных заведений в Украине. На данный момент существует 4500 воскресных школ и учреждений для катехизации; издается более 60 религиозных периодических изданий.

История украинцев

Украинцы, также как русские и белорусы, относятся к восточным славянам. В состав украинцев входят карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы. Формирование украинского народа происходило в XII-XV веках на основе части населения, входившего до этого в состав Киевской Руси.

В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта создались условия для формирования трёх восточнославянских народов (украинцев, белорусов и русских). Основными историческими центрами становления украинской народности были Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Помимо постоянных набегов монголо-татар, продолжавшихся до XV, века с XIII века украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому нашествиям. Однако постоянное сопротивление завоевателям способствовало объединению украинцев. Не последняя роль в становлении украинского государства принадлежит казачеству образовавшему Запорожскую Сечь, ставшую политическим оплотом украинцев.

В XVI веке сложился древнеукраинский язык. Современный украинский литературный язык сформировался на рубеже XVIII-XIXвеков.

В XVIIвеке в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого была образована Гетманщина, которая в 1654 году вошла в состав России как автономное государство. Это событие историки считают предпосылкой объединения украинских земель.

Хотя слово «украина» было известно ещё в XIIвеке, употреблялось оно тогда лишь для обозначения «крайних» южных и юго-западных частей древнерусских земель. Вплоть до конца позапрошлого века жителей современной Украины называли малороссами и считали одной из этнографических групп русских.

Быт украинцев

Традиционным занятием украинцев, которое определило место их проживания (плодородные южные земли), было земледелие. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён, кукурузу, табак, подсолнечник, картофель, огурцы, свёклу, репу, лук и другие культуры.

Земледелию как обычно сопутствовало скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, лошади, свиньи, домашняя птица). Менее значительно были развиты пчеловодство и рыболовство. Наряду с этим были распространены разнообразные промыслы и ремёсла — ткачество, производство стекла, гончарный, деревообрабатывающий, кожевенный и другие.

Национальное жилище украинцев: избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были довольно близки к русским. Крыша обычно делалась четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки. В ряде районов вплоть до начала прошлого века жилище оставалось курным или полукурным. Интерьер даже в разных районах был однотипным: на входе справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной стороне дома. По диагонали от неё в другом углу (парадном) крашенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял обеденный стол. Вдоль стен располагались лавки для сиденья. К печи примыкал настил для спанья. Крестьянский состоял в зависимости от зажиточности хозяина из одной или несколько хозяйственных построек.Зажиточные украинцы жили в кирпичных или каменных домах, с несколькими комнатами с крыльцом или верандой.

Культура и религия украинцев

В культуре русских и украинцев много общего. Часто иностранцы не могут отличить их друг от друга. Если вспомнить, что на протяжении многих веков эти два народа фактически были одним целым, удивительного в этом мало.

Женская традиционная одежда украинцев состоит из вышитой рубахи и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты. Девушки обычно отпускали длинные волосы, которые заплетали в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами. Женщины носили различные чепцы, позже — платки. Мужской костюм состоял из сорочки, заправленной в широкие штаны (шаровары), безрукавки и пояса. Головным убором летом были соломенные шляпы, зимой — шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье — лычаки (лапти), среди зажиточных — сапоги. В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу – разновидности кафтана.

Основу питания украинцев в виду рода занятий составляла растительная и мучная пища. Национальные украинские блюда: борщ, суп с галушками, вареники с вишнями, творогом и картофелем, каши (особенно пшённая и гречневая), пампушки с чесноком. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам, но зато часто употреблялось свиное сало. Традиционные напитки напитки: варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка с перцем (горилка).

Разнообразные песни всегда были и остаются самой яркой чертой национального народного творчества украинцев. Там до сих пор неплохо сохранились (особенно в сельской местности) древние традиции и обряды. Также как и в России, на Украине кое-где продолжают отмечать полуязыческие праздники: масленицу, Ивана Купалу и другие.

Говорят на украинском языке славянской группы, в котором различают несколько наречий: северное, юго-западное и юго-восточное. Письменность на основе кириллицы.

Верующие Украинцы — в основном православные. На Западной Украине имеются также католики. Встречается протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма.

Москва не приветствует действия, направленные на раскол церквей, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя возможную автокефалию Украинской православной церкви Киевского патриархата. «Конечно, какие-то действия, направленные на раскол церкви, вряд ли могут поддерживаться и вряд ли могут приветствоваться», – сказал Песков.

Верховная Рада 19 апреля подавляющим большинством голосов поддержала обращение президента страны Петра Порошенко к архиепископу Константинополя, Вселенскому патриарху Варфоломею с призывом предоставить автокефалию Православной церкви на Украине.

Как подчеркнул в парламенте Порошенко, такое решение станет актом «восстановления исторической справедливости и удалит рудименты того политического проекта, который придуман иерархами РПЦ и называется «русский мир». Появление единой поместной церкви, по мнению многих депутатов Рады, позволит «выбить религиозный козырь из рук Кремля» и укрепит украинскую государственность.

Вопрос предоставления автокефалии, сказал Порошенко, «выходит далеко за пределы церковного». «Идет речь о нашей окончательной независимости от Москвы. Здесь не только религия, здесь – геополитика… Это вопрос национальной безопасности и нашей обороны в гибридной войне, потому что Кремль рассматривает РПЦ как один из ключевых инструментов влияния на Украину», – сказал Порошенко.

9 апреля Порошенко встречался с патриархом Варфоломеем во время своего визита в Турцию и обсуждал проблему объединения церквей в Украине, 17 апреля Порошенко заявил , что Украина будет просить у Вселенского патриарха предоставить автокефалию (самостоятельное управление) Украинской православной церкви.

Если эта просьба будет одобрена, в Украине может появиться единая поместная православная церковь, и УПЦ Московского патриархата получит независимость от Москвы и патриарха Кирилла.

Православие – основная религия в Украине. Киевская митрополия находилась в прямой юрисдикции Константинопольской церкви до ноября 1686 года, однако сегодня Московский патриархат рассматривает Украину как территорию под своей церковной юрисдикцией. Также на территории Украины параллельно существуют Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь, которые не относятся к Московскому патриархату.

По данным самой УПЦ Московского патриархата, у нее на территории Украины на конец 2015 года было 12700 общин. УПЦ Киевского патриархата заявляла о 4900 общинах, Украинская автокефальная церковь – о 1200 общинах на территории Украины.

При этом данные опросов показывали, что подавляющее большинство верующих обеих церквей считают себя «только православным украинцем/украинкой» без отнесения себя к конкретной церкви.

Недавно в ежегодном послании Верховной Раде Порошенко заявлял, что признание автокефалии Украинской православной церкви «не означает появления в стране так называемой государственной церкви» и запрета других православных конфессий. Предложение автокефалии для Украинской православной церкви он объяснял необходимостью вывести ее из-под влияния Москвы. Государство, по его словам, хотя и отделено от церкви, «не может пассивно наблюдать» за тем, как другие страны «используют зависимые церковные институты для реализации своих политических целей».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *