Резня в руанде 1994

Коренное население Руанды — представители пигмейского народа тва. Однако в Средние века их покорили пришедшие с севера этносы, разговаривавшие на языках группы банту. По мнению ряда историков, предки современных народов тутси и хуту пришли на территорию Руанды в разное время, причём прибывшие позднее тутси подчинили себе как тва, так и хуту. Другие учёные считают, что изначально хуту и тутси были единым народом, который разделился совсем недавно под влиянием классового фактора.

«В действительности, когда речь идёт о тутси или хуту, можно говорить только о «мнимых этносах» или о «навязанной этничности», да и то с большими оговорками. К ним не применим ни один из ключевых признаков «этноса», поскольку они не разделяются ни по лингвистическим, ни по культурным, ни по религиозным, ни по территориальным критериям. В XIX веке и те и другие говорили на общем языке, имели общие традиции и культ, жили в одних и тех же общинах («холмах»), вступали между собой в браки и брали одни и те же имена», — пишет доктор исторических наук Иван Кривушин в своей книге «Сто дней во власти безумия. Руандийский геноцид 1994 года».

  • Представители тутси
  • © Фернан л’Оливье Аллар

По словам историка, в основе разделения тутси и хуту лежали профессиональные критерии. Первые преимущественно были воинами и скотоводами, а вторые — жрецами и земледельцами. При этом хуту могли изменить свой статус и стать тутси. С приходом европейских (сначала немецких, а затем и бельгийских) колонизаторов из тутси начала формироваться местная администрация. В 1933 году бельгийцы провели регистрацию населения колонии, и сменить статус хуту стало гораздо сложнее.

В 1950-х годах на фоне распространения деколонизационных настроений в Руанде начали циркулировать мифы о том, что тутси — это узурпаторы, поработившие коренное население хуту. Революция в Руанде и образование независимого государства привели к репрессиям против тутси и ограничению их прав. Они получили ограниченные квоты на обучение в образовательных учреждениях и были лишены возможности занимать офицерские должности в армии.

Обострение конфликта

Из Руанды тутси массово бежали в соседнюю Уганду, где жили дружественные им народы. Постепенно их диаспора стала играть важную роль в жизни Уганды и способствовала приходу к власти в 1986 году оппозиционера Йовери Мусевени. Многие из тутси получили угандийское гражданство и должности в местных вооружённых силах, но от идеи вернуться на родину не отказались. В 1988 году эмигранты основали военно-политическую организацию «Руандийский патриотический фронт» (РПФ).

Власть в Руанде в 1973 году захватил генерал Жювеналь Хабиаримана, хуту по происхождению. После того как он стал президентом, противоречия с тутси на некоторое время сгладились. Благодаря расцвету мирового рынка кофе (этот продукт лежал в основе руандийского экспорта) экономика страны росла, что способствовало общественному спокойствию. Но в конце 1980-х в связи с изменениями глобальной экономической ситуации и сильной засухой доходы населения резко упали. Это совпало с попытками активистов тутси перейти границу и закрепиться на руандийской территории. Чтобы отвлечь внимание населения от социально-экономических проблем, власти Руанды попытались обвинить во всех бедах тутси.

В стране снова начались этнические чистки и массовые аресты. Параллельно в Руанде складывалась многопартийная система — появилась как умеренная, так и радикально правая оппозиция. Наиболее влиятельной крайне правой партией была «Коалиция в защиту республики» (КЗР).

На фоне военных успехов РПФ власти Руанды при участии международных посредников после трёхлетней гражданской войны вступили в переговоры с представителями фронта и заключили 4 августа 1993 года Арушское соглашение. Важнейшие государственные должности распределялись между представителями РПФ, власти и оппозиции согласно квотам, а места в силовых структурах делились в соотношении 60% к 40% между хуту и тутси. За реализацией мирных соглашений должны были наблюдать представители ООН. Договорённости вызвали сильное недовольство со стороны окружения Хабиариманы.

Частная радиостанция «Свободное радио и телевидение тысячи холмов», подконтрольная представителям власти и правой оппозиции, а также ряд газет начали разжигать ненависть к тутси, регулярно допуская завуалированные призывы к их ликвидации. В частности, ведущие могли предложить хуту «валить высокие деревья» (считалось, что тутси отличаются от хуту более высоким ростом).

Миллион жертв

В 1993 году в Руанду значительно увеличился импорт холодного оружия (в первую очередь — ножей-мачете) для формирований «Интерахамве» и «Импузамугамби».

6 апреля 1994 года подлетавший к столице страны Кигали самолёт, на котором президент Хабиаримана возвращался с международных переговоров, был сбит выстрелом из ПЗРК. Глава государства, а также летевшие вместе с ним члены бурундийской делегаций погибли.

  • Обломки сбитого самолёта президента Руанды Жювеналя Хабиаримана
  • Gettyimages.ru
  • © Scott Peterson

Представители окружения президента поспешили обвинить в его смерти членов РПФ, хотя независимые наблюдатели отмечают, что ещё до катастрофы руководство силовых структур Руанды явно к чему-то готовилось, а уже через 20 минут после смерти Хабиариманы столица была полностью перекрыта блокпостами. Как полагают эксперты, всё это указывает на то, что к гибели президента в Кигали готовились, и, следовательно, к трагедии, скорее всего, было причастно именно окружение главы государства.

Также по темеАфриканский парадокс: почему рост экономики региона не повлияет на доходы населения и уровень госдолга В 2017 году впервые за пять лет в странах Африки к югу от Сахары ожидается восстановление темпов экономического роста — в основном за…

Уже в ночь с 6 на 7 апреля в Кигали начались массовые убийства, причём их жертвами наряду с тутси становились умеренные политики. Были убиты практически все лидеры оппозиционных партий хуту, а также премьер-министр Агата Увилингийимана, которая по закону должна была возглавить страну. Охранявших её бельгийских миротворцев разоружили, а затем забили до смерти.

Волна массовых убийств тутси охватила сначала столицу, а затем распространилась и на провинцию. В геноциде принимали участие военные, жандармы, гвардейцы, члены формирований и примкнувшие к ним маргиналы. В некоторых случаях силовики задерживали тутси, собирали их в определённом места, а затем передавали для расправы членам «Интерахамве» и «Импузамугамби».

  • Одежда граждан Руанды, погибших в ходе геноцида 1994 г.
  • Gettyimages.ru
  • © Majority World

Убийства совершались с ужасающей жестокостью. Тутси и лояльных к ним хуту расчленяли заживо, беременным вспарывали животы, женщин насиловали на глазах у их родственников. В некоторых случаях преступники силой заставляли наблюдать за своими зверствами гражданских представителей ООН. «Голубым каскам» было запрещено вмешиваться в происходящее, они имели право применять оружие только для самообороны. В относительной безопасности оказывались лишь те тутси, которые могли укрыться на полностью подконтрольных миротворцам объектах. Всего за шесть недель жертвами геноцида стали около 800 тыс. человек. По подсчётам историков, убийства в Руанде происходили в пять раз чаще, чем во время холокоста.

«Геноцид продолжался недолго. Но когда он начался, никто не смог отреагировать достаточно оперативно. На то было несколько причин. Во-первых, в европейской политике не хватало специалистов, способных понять, что происходит в Руанде. Во-вторых, у лидеров хуту существовали крепкие политические связи с правительствами Бельгии и Франции, поэтому многие в Европе не хотели вмешиваться и надеялись, что всё как-то решится само собой. Когда же вопрос подняли в ООН, запустились долгие и сложные бюрократические процедуры», — рассказал в интервью RT африканист, доктор филологических наук Кирилл Бабаев.

В целом убийства продолжались до середины июля. Общее количество погибших тутси и умеренных хуту исследователи оценивают в 1—1,1 млн. Из-за того, что участники геноцида специально привлекали к массовым изнасилованиям ВИЧ-инфицированных хуту, в Руанде также произошла вспышка СПИДа.

«Огромную роль в пропаганде геноцида сыграли СМИ. Учёные потом подсчитали, что чем лучше был приём «Свободного радио тысячи холмов», тем больше людей погибало в определённом районе», — отметил в беседе с RT доктор политических наук Андрей Кошкин, эксперт Ассоциации военных политологов.

Последствия геноцида

Сразу после начала геноцида силы РПФ развернули наступление на подконтрольные хуту территории. Опасаясь мести, хуту массово бежали в соседние страны. В июне в Руанду в рамках мандата ООН были переброшены французские миротворцы. Представители власти встречали их приветливо, но при этом продолжали убивать тутси. Миротворцы в большей степени содействовали не прекращению геноцида, а замедлению движения сил РПФ.

В середине июля вся территория Руанды, кроме земель, подконтрольных французским военным, была занята войсками РПФ. Представители властей республики, включая фактически руководившего геноцидом полковника Теонеста Багосору, бежали за границу. В 1997 году Багосору задержали в Камеруне и отправили на родину, где он в 2008 году был приговорён к пожизненному заключению.

  • Поль Кагаме, президент Республики Руанда
  • AFP
  • © ALEXANDER JOE

Лидер РПФ Поль Кагаме вернулся к Арушским соглашениям и сформировал в Руанде коалиционное правительство. В 2000 году он был официально избран президентом страны. После перехода Руанды под контроль РПФ представители тутси убили несколько десятков тысяч хуту, которых считали причастными к геноциду. Официально по обвинению в массовых расправах над тутси были арестованы около 120 тыс. хуту. Значительная часть из них были приговорены к смертной казни или пожизненному заключению.

«Если посмотреть на ситуацию «с высоты птичьего полёта», то покажется, что произошедшее в Руанде в 1994 году было лишь одним из десятков конфликтов, имевших место за последние полвека в Африке, и ещё не самым кровопролитным. Другое дело, что для такой маленькой страны, как Руанда, это стало настоящей катастрофой, приведшей к чудовищному гуманитарному кризису. Кроме того, всё произошло очень скоротечно и концентрированно», — отметил Бабаев.

По словам эксперта, главный вывод из случившегося заключается в том, что на уровне ООН необходимо выработать механизм быстрого реагирования на подобные катастрофические ситуации — без волокиты и бюрократии.

«В случае с Африкой ключевым решением должна быть борьба с бедностью. Когда у человека есть обед, шансы на то, что он пойдёт убивать соседей, резко снижаются», — заключил Кирилл Бабаев.

Ложь и насилие были двумя главными инструментами коммунистов для подавления и закабаления народных масс. Лгать коммунисты-большевики начали еще до захвата власти в ходе Октябрьского вооруженного переворота в 1917 году: лживая пропаганда как раз и помогла им захватить власть.

В чем конкретно лгали коммунисты?

Разберем их лозунги: «Землю — крестьянам!», «Фабрики — рабочим!», «Мир — народам!», «Вся власть Советам!», «Хлеб — голодным!».

Все эти лозунги были лживы, ни одно из обещаний не было выполнено!

Землю крестьянам не только не дали, но отняли и ту, которая была, а почти всех крестьян принудительно загнали в колхозное рабство: большинство крестьян были лишены паспортов, в силу чего не могли уехать из колхоза, т.е. стали крепостными! И денег они почти не получали — работали за трудодни. Т.е. крестьяне, которые составляли до войны 80% населения, а после войны — 50%, были на положении рабов.

Паспорта всем без исключения колхозникам стали выдавать только с 1976 по 1981 год — по постановлению Совмина от 1974 года!

Ровно такая же ложь была о «хлебе для голодных» — вся история правления коммунистов — это либо тотальный голод, либо продовольственный дефицит. Причем даже в объяснении причин голода коммунисты всегда врали, сваливая все на засуху или неурожай. Да, в России до коммунистов случались неурожаи, но никогда не было такого жуткого голода, как в 1920-х и 1930-х годах, когда умерли миллионы людей! Только в голодомор 1932–1933 года от голода и связанных с ним болезней на Украине, Поволжье, Кубани, в Казахстане умерло около 7 миллионов человек! Причем голодомор был создан искусственно — у крестьян отняли не только выращенное ими зерно, которым они должны были кормить свои семьи, но и семенной фонд! Вот вам и «Хлеб — голодным!».

Не лучше в СССР было и положение пролетариата, который, опять же по лживой коммунистической пропаганде, считался гегемоном, т.е. лидирующим, господствующим классом. Конечно же, никаких «фабрик рабочим» никто не отдал — все предприятия были переданы в собственность государства, а рабочие были принуждены работать на них, бОльшую часть советского периода — за паек, т.е. просто за еду, чтобы не умереть от голода. Это не преувеличение и не фигура речи: если крестьянин, даже почти не получая денег, работая в колхозе за трудодни, все же мог подкармливаться с собственного огорода и, если повезет, что-то еще продать или обменять на промышленные товары, то у рабочих такой возможности не было! Примерно две трети советского коммунистического периода (50 лет из 74) продукты выдавались по карточкам, а получаемые рабочими деньги не были в достаточной мере обеспечены продовольственными и промышленными товарами, т.е. в сущности были просто резаной бумагой.

Попытка изменить ситуацию и наладить нормальное снабжение граждан, предпринятая коммунистами в начале 1960-х годов, несколько улучшила ситуацию, но быстро истощила экономику, что привело к дефициту продовольственных товаров уже где-то к 1972–1974 годам, а с начала 1980-х дефицит стал почти повсеместным.

Не лучше обстояло дело и с лозунгом «Мир — народам!».

Это вообще была сверхциничная ложь! Коммунисты развязывали войны все 74 года своего правления — не только на территории бывшей Российской империи, но и по всему земному шару. Большинство из вас знают только Гражданскую и Вторую мировую войны, некоторые помнят о финской и афганской войнах, а ведь войн было несколько десятков! Советско-польская война 1920 года, советско-китайский конфликт 1929 года (и еще несколько эпизодов в разные годы), война в Испании 1936 года, война против Японии — несколько эпизодов в 1938-м, 1939-м и 1945 годах, корейская война 1950 года, Венгрия, Лаос, Вьетнам, Алжир, Египет, Йемен, Сирия, Мозамбик, Камбоджа, Бангладеш, Ангола, Эфиопия, Ливан, Куба и так далее. В каждой из этих войн погибло от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов человек.

Если смотреть по датам, то трудно найти год, в который СССР не вел бы войну где-нибудь. Т.е. мир был совершенно эфемерный.

Не менее циничным и лживым был лозунг «Вся власть — Советам!». Все 74 года всем заправляли коммунисты, Советы народных депутатов были абсолютно декоративным образованием, а выборы в них — чистой профанацией. Партийные и комсомольские активисты обеспечивали стопроцентную явку избирателей, а избиратели единогласно голосовали за того, кого коммунисты назначили народным избранником. В свою очередь, всенародно избранные депутаты единогласно одобряли решения родной партии — КПСС.

По сути, никакого социализма в СССР никогда не было, а был вариант феодализма с элементами государственного капитализма. Коммунистические вожди были абсолютно идентичны феодалам: Генерального секретаря ЦК (Центрального комитета) коммунистической партии можно было приравнять к царю, членов ЦК — к думским боярам, секретарей обкомов — к губернаторам и так далее. Интересно, что это нашло свое отражение даже в советском кинематографе — посмотрите фильм «Слуга» режиссера Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе, снятый в 1988 году. Фильм охватывает двадцатилетний период — с начала 60-х до начала 80-х годов XX века. Хозяин области (предположительно — первый секретарь областного комитета коммунистической партии), некто Гудионов, дарит своему водителю Клюеву дом, жену, хор и должность дирижера — за собачью преданность и готовность исполнить любой каприз.

Важно заметить, что 1960-е годы — это уже правление Брежнева, можно сказать, легкая версия коммунистического феодализма.

До того феодализм был жестче и ужаснее — коммунистические баре не столько одаривали своих халдеев, сколько уничтожали тех, кто кланялся недостаточно низко и не кидался лизать сапоги. Кстати, и авторов фильма в те годы расстреляли бы — без вариантов. Хотя все ими показанное — абсолютная правда.

Съемки такого кино и его выход на экраны были возможны только благодаря объявленной М.С.Горбачевым гласности. Из-за политики гласности была развенчана многолетняя ложь коммунистов, не только простой народ, но и члены коммунистической партии перестали верить в коммунистические сказки.

Много лет ложь давала коммунистам некую «индульгенцию» на применение насилия — они с помощью лжи обосновывали необходимость его применения. В разные годы коммунисты с помощью лживой пропаганды убеждали народ в необходимости массовых убийств представителей этого же народа, массовых репрессий, раскулачивания, отъема хлеба у десятков миллионов крестьян, убийства и депортаций целых народов. Как только была развенчана ложь, стало проблемой и применение насилия. В итоге, лишившись двух главных своих инструментов захвата и удержания власти — лжи и насилия, — коммунисты эту власть потеряли. СССР развалился, как гнилой, трухлявый пень! И, что характерно и отрадно, никто из восемнадцати миллионов коммунистов не вышел защищать СССР! А ведь в партию принимали якобы самых идеологически выдержанных, самых честных, самых преданных делу партии и народа! То есть и тут была ложь, тотальная ложь!

Вот вам и цена коммунистической морали и нравственности!

Конечно, СССР развалился не только благодаря политике гласности, перестройке и демократии, объявленной Горбачевым. Главной причиной развала была полная несостоятельность социалистической системы хозяйствования. Пока у крестьян и рабочих коммунисты отнимали почти все, что они производили, экономика держалась на плаву. Как только стали обирать немного меньше, социалистическая экономика стала стремительно загибаться. СССР даже хлебом себя не мог обеспечить: с 1961 года пшеницу закупали у США, Канады и Аргентины. Сегодня только одна Россия экспортирует пшеницы на 15 миллиардов долларов в год! А ведь есть и другие хлеборобные бывшие республики СССР.

Много лет мы, все граждане СССР, видели и понимали лживость коммунистического режима. Каждый вечер в программе «Время» дикторы рассказывали нам о рекордных надоях, о выполнении и перевыполнении планов (ни один пятилетний план за всю историю СССР не был выполнен), а в реальности мы видели пустые полки магазинов. Сыр, мясо, колбаса, кофе и многое другое годами отсутствовали в свободной продаже. Половину жизни можно было провести в многочасовых очередях за изредка появляющимся в продаже дефицитом. В итоге холодильник одержал убедительную победу над телевизором.

Коммунистическая ложь была призвана завуалировать несостоятельность коммунистической идеи, нежизнеспособность социалистической экономики, а также скрыть многолетние преступления коммунистического режима. Но шила в мешке не утаишь: рано или поздно все тайное становится явным.

Сегодняшние попытки коммунистов и поклонников СССР отрицать все это выглядят жалко и ничтожно — ведь десятки миллионов людей застали СССР и прекрасно помнят его убожество, нищету, ложь и преступность.

25 лет назад, 7 апреля 1994 года, в Руанде начался геноцид. И если по количеству жертв и масштабу злодеяний он уступал холокосту, то по своей «эффективности» превзошел все известные прежде случаи массовых убийств в человеческой истории.

Руанда, 19 июля 1994 года. Фото: Reuters

История тутси и хуту

Геноцид в Руанде часто объясняют противостоянием двух этносов: тутси и хуту. Однако в действительности можно говорить только о «мнимых этносах»: тутси и хуту говорили на одном языке, проживали на одной территории, имели общую культуру и верили в одних богов. Различия между ними скорее были статусными и классовыми. Хуту в основном занимались земледелием, а тутси — скотоводством. Со временем тутси заняли привилегированное положение, хуту по-прежнему оставались бедными крестьянами.

Такое разделение и застали колонизаторы. Сперва немцы, которые не стали ничего менять. Затем и бельгийцы, которых поначалу устраивало существующее положение дел. И те, и другие использовали тутси в качестве административных «посредников» в системе косвенного управления территориями.

Все непопулярные решения, проводимые колонизаторами, например земельная реформа, в ходе которой пастбища общин хуту были конфискованы и приватизированы с выплатой минимальной компенсации, проводились руками тутси. Бельгийцы также провели реформы в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, назначив тутси чиновниками. Местное население зарегистрировали по национальному признаку: каждому руандийцу предложили самому определить свою «расовую принадлежность». 14% идентифицировали себя как тутси, 85% — как хуту и 1% — как пигмеи тва. И если раньше разбогатевший хуту мог стать тутси, то после введения паспортов это стало невозможным.

После Второй мировой войны тутси во главе с королем стали требовать независимости. Бельгийцы, которые не хотели терять колонию, решили сделать ставку на хуту — большинство чиновников тутси были заменены на хуту. Однако процесс деколонизации было не остановить, и в 1962 году на карте мира появились две новые страны: Королевство Бурунди, где власть была в руках тутси, и Республика Руанда, где управляли хуту.

Вот это маленькое красное пятно на карте Африки — Руанда. Территория этого государства почти в 8 раз меньше Беларуси

В Руанде хуту начали проводить политику, исключающую тутси из общественной жизни страны: партии тутси были запрещены, для них ввели квоты на образование, ограничили количество мест в государственном аппарате и даже в частном бизнесе. В армии тутси не могли стать офицерами, а солдатам-хуту запрещалось вступать в брак с женщинами-тутси. Периодически устраивали и погромы: ведь, несмотря на то, что тутси перестали быть политической элитой, они все еще были гораздо состоятельнее, чем хуту.

Все это привело к тому, что из Руанды начался повальный исход тутси: около 300 тысяч бежали в Бурунди, Уганду, Танзанию и Заир (ныне — Демократическая Республика Конго. — Прим. TUT.BY). Проживая там на правах беженцев, они вскоре начали агитировать за возвращение на родину: массово создавались партизанские отряды тутси, которые устраивали рейды в Руанду и совершали там диверсии. Руандийские хуту называли эти отряды «иньензи» — тараканы. Позже это прозвище распространилось на всех тутси без исключения.

Хрупкий мир и гражданская война

Насилие пошло на спад после того, как Руанду в результате военного переворота возглавил Жювеналь Хабиаримана. Он провозгласил курс на Запад, Руанда стала получать международную помощь, а гонения на тутси сошли на нет — при этом сам Хабиаримана был хуту. Хрупкий мир между тутси и хуту сохранялся полтора десятилетия, пока в соседней Уганде не началась гражданская война. Партизанские отряды тутси, имевшие боевой опыт, поддержали лидера повстанцев Йовери Мусевини и помогли ему стать президентом Уганды. Он в свою очередь поддержал тутси, когда они стали требовать от руандийского правительства разрешения вернуться на родину. Но в Руанде их не ждали. Тогда тутси пошли другим путем.

В Уганде при поддержке местных властей тутси сформировали Руандийский патриотический фронт (РПФ), который хотел вооруженным путем свергнуть правящий режим хуту в Руанде. В 1990 году вооруженные отряды вторглись в Руанду, но на помощь хуту пришли французские и конголезские войска, и РПФ был вынужден прекратить полномасштабное наступление и перейти к тактике партизанской войны. Так в Руанде началась гражданская война. В 1993 году стороны конфликта: РПФ и правительство Руанды — подписали Арушские соглашения. По ним в Руанде создавалось переходное правительство, в которое были включены представители РПФ, а в страну могли вернуться бежавшие несколько десятков лет назад тутси. Тогда же с согласия обеих сторон конфликта в Руанду были введены миротворцы ООН (МООНПР).

На этом фоне президент Хабиаримана, который пытался лавировать между Руандийским патриотическим фронтом, хуту, которые требовали не уступать тутси, и странами Запада, призывавшими начать демократические реформы в стране, начал терять поддержку.

Жювеналь Хабиаримана. Фото: Reuters

А вот радикалы из движения «Власть хуту», наоборот, стали пользоваться популярностью у большинства населения Руанды. Оно состояло в основном из военных, требовавших «окончательного решения вопроса» с тутси. К движению примкнуло и народное ополчение интерахамве (в дословном переводе «те, кто нападает вместе». — Прим. TUT.BY), которое создавалось на случай полномасштабного вторжения РПФ в страну. В середине 1993 года движение «Власть хуту» стало третьей политической силой в Руанде после главы государства и традиционной умеренной оппозиции.

Возможно, президент Руанды Жювеналь Хабиаримана смог бы справиться с политическим кризисом в стране и не допустить геноцида. Но этого уже никто не узнает.

Гибель президента

6 апреля 1994 года на подлете к столице Руанды Кигали из переносного зенитно-ракетного комплекса неизвестные сбили президентский самолет Falcon-50. На борту находились сам президент Руанды Жювеналь Хабиаримана, президент Бурунди Сиприен Нтарьямира и восемь высокопоставленных чиновников из обеих стран. Они возвращались с очередного раунда переговоров по ситуации в Руанде.

Согласно некоторым свидетельствам, когда президентский Falcon-50 появился в небе над Кигали, «сигнальные огни на взлетно-посадочной полосе внезапно погасли».

«Мы увидели, как он приближался в небе. Первый выстрел прошел под самолетом. Второй зацепил его левое крыло, а третий попал в кабину пилотов. Эти три выстрела, выпущенные из одного места, были направлены прямо на самолет. Он разбился не сразу, при падении сначала загорелся, а затем рухнул на кирпичную ограду и на бугенвиллеи. Одно крыло упало за ограду и повалило дерево за бассейном», — рассказывал один из членов президентской гвардии, находившихся на балконе командно-диспетчерского пункта для наблюдения.

Обломки президентского лайнера Falcon-50. Фото: Reuters

Выдвигалось множество версий о том, кто был виновен в гибели президентов: называли как радикалов хуту, так и тутси, и даже западные спецслужбы. Через несколько лет официальное расследование пришло к выводу о причастности к катастрофе радикалов хуту из рядов Вооруженных сил Руанды. Но конкретных лиц, виновных в гибели президентов, так и не нашли.

Сразу после трагедии аэропорт и прилегающие к нему территории были захвачены президентской гвардией, а в городах появились блокпосты действующей армии и интерахамве.

Вечером того же дня из членов военного руководства Руанды был сформирован кризисный комитет во главе с полковником Теонесте Багосорой. По закону исполнять обязанности президента должна была премьер-министр страны Агата Увилингийимана, но военные отказались признать ее власть, назвав пособницей тутси.

Начало конца

7 апреля полковник Багосора обвинил в гибели президента Руандийский патриотический фронт. Он отдал приказ армии и ополчению атаковать тутси и убивать везде, где их найдут, — «ведь они поддерживают РПФ». Багосора также потребовал устранить некоторых членов прежнего правительства, умеренных руандийских политиков и журналистов, а также всех, кто может помешать планам радикалов.

Через несколько часов после крушения самолета президентская гвардия и жандармы окружили дом премьер-министра Руанды, которую после гибели президента взяли под охрану миротворцы ООН. Десять «голубых касок» были убиты, а Агату Увилингийиману казнили на месте: ей выстрелили в лицо, а затем надругались над телом.

Здание, в котором погибли 10 бельгийских солдат из миротворческой миссии ООН, защищавшие Агату Увилингийиману. Теперь здесь мемориал. Фото: Wikimedia Commons

К министру труда и коммунальных дел Ландоальду Ндасингве пришли солдаты президентской гвардии. Сначала они потребовали у Ндасингвы деньги, а затем собрали всю его семью в ванной комнате и застрелили сначала самого политика, затем его мать, детей и слугу. Министра информации Фостэна Рукогозу вместе с женой и двумя детьми доставили в лагерь президентской гвардии. Один из военных, конвоировавших их, кричал: «Убить собаку!» Все они были расстреляны, а тела брошены в канаву. Еще одной жертвой стал вице-председатель одной из оппозиционных партий Фелисьен Нганго. Его жену и детей убили на месте, а самого Нганго привели в лагерь президентской гвардии, его сначала допросили, а потом в соседнем лесу расстреляли.

Однако в те часы объектом расправы стали не только лидеры оппозиции или видные общественные и религиозные деятели. По Кигали, столице Руанды, начались рейды военных и ополченцев. Они методично обходили адреса по ранее составленным спискам и убивали тутси и «неблагонадежных» хуту.

Утром 7 апреля тутси начали убивать по всей стране. В карательных акциях участвовали не только солдаты и интерахамве, но и обычные люди. Орудием убийства чаще всего служило мачете, но в ход шли также топоры, палки, железные прутья.

Геноцид — это форма массового безумия, во время которого исчезают нормы морали и человеческие законы. Но для того, чтобы с ума сошел целый народ, ему нужен авторитет, который обоснует законность преступлений. В Руанде таким авторитетом стали СМИ, а точнее — «Радио тысячи холмов».

«Радио и телевидение тысячи холмов»

В стране большинство жителей были слишком бедны, чтобы позволить себе телевизор. А многие — также и неграмотны, так что печатная пресса в Руанде не пользовалась спросом. На этом фоне основным источником информации для населения было радио.

Страна тысячи холмов — одно из неофициальных названий гористой Руанды. Его же получила и частная радиостанция, финансируемая радикалами хуту. Сотрудниками радиостанции были исключительно представители этого народа. Вещать радиостанция начала 8 июля 1993 года и менее чем за год стала самой популярной в Руанде. Во многом это объяснялось тем, что «Радио тысячи холмов» обращалось к простому народу на живом и понятном языке. В эфире было много современной музыки, много юмора и передач, во время которых зрители могли позвонить: они делились с ведущими местными новостями и вместе с ними сплетничали или комментировали текущие события.

Когда начался геноцид, основным проводником приказов радикалов стало именно «Радио тысячи холмов». В эфире давались практические рекомендации: зачитывали адреса, по которым проживали тутси; рассказывали, как скрыть трупы от аэрофотосъемки и как избавиться от тел; все это сопровождалось призывами «валить высокие деревья» (намек на высокий рост тутси. — Прим. TUT.BY) и «истреблять тараканов».

И все это время ведущие радиостанции убеждали хуту, что за убийство тутси не последует никакого наказания.

Руанда — Страна тысячи холмов. Фото: Flickr / Jon Evans

Жестокость

Активное участие в геноциде не только армии и спецформирований, но и большинства простых хуту — специфическая черта руандийской трагедии. Убийство стало нормой, все прежние связи и отношения, все моральные принципы потеряли свое значение.

«Пропаганда геноцида осуществлялась не только на политическом уровне, но и в местных администрациях, власти распространяли эту идею среди населения, в том числе и в кругу молодежи. Мы выросли в этой идеологии разделения. Мы доверяли государству, получали информацию по радио. Для меня было сложно отличить идеологию геноцида от той, что нужно защищаться от врага, который нас атаковал», — рассказала Мкиамини Ньирандегея, бывшая сотрудница авиакомпании «Эйр Руанда». Она лично убила своего мужа тутси мачете, а потом приказала интерахамве (боевики хуту. — Прим.TUT.BY) убить ее детей.

«Первым человеком, — говорил Жюстен Мбонгата, которому в 1994 году исполнилось 16 лет, — которого я убил, был мужчина. Я убил его палкой. Я бил его. Мы охотились на них в буше. Со мной были и другие люди. Я знал того мужчину, которого я убил. Его звали Эмманюэль. Я привык видеть его в этом районе. Он был крестьянином. У него было восемь детей. Некоторые из них были моего возраста, мы иногда играли вместе».

Хуже всего даже не то, что хуту убивали тутси и «неблагонадежных» хуту, но то, с каким изощренным садизмом это делали.

«Интерахамве обвинили моего отца в пособничестве РПФ, поэтому они вошли в наш дом и разрубили его на куски. Они умерли не сразу. Милиционеры отрезали каждую часть их тела: пальцы, руки, ноги, нос, уши — все. Затем они бросили их истекать кровью, пока не наступила смерть», — рассказал хуту Антуан Рванта, с родителями которого интерахамве расправились как с «сообщниками инкотаньи-иньези» («инкотаньи» — так называли себя члены РПФ, хуту называли их «иньези» — «тараканы». — Прим. TUT.BY).

«Я никогда не видел такой ненависти, как эта, за всю мою жизнь, — заявил 20 мая угандийский парламентарий Мануэль Пинто, руководивший операцией по очистке побережья озера Виктория от тел жертв руандийского геноцида. — Здесь их так много! Дети насажены на палки. Я видел женщину, рассеченную снизу вверх. Они отрезали груди и мужские половые органы»..

Мужчины хуту, обвиняемые в массовых убийствах во время геноцида, в тюрьме Гитарамы. 24 апреля 1998 года. Фото: Reuters

Тутси, которые пытались спастись от истребления, искали убежища в школах, больницах, церквях. Эти места становились ловушкой — именно туда первым делом отправлялись солдаты и интерахамве.

9 апреля в церковь «Общества католического апостольства» в Кигали пришли солдаты президентской охраны и интерахамве. Они устроили резню, которая продолжалась несколько часов. Убийц не смущало присутствие двух польских наблюдателей из состава МООНПР, находившихся в приходе, более того, они заставили их вместе со священниками смотреть на то, что творилось внутри церкви. Несколько жандармов били их прикладами винтовок, когда те отворачивались, чтобы не видеть убийств. Когда нападавшие ушли, наблюдатели прислали в штаб-квартиру миссии ООН сообщение: «Приезжайте быстрее: они здесь убивают».

На место выбыл майор Брент Бердсли с группой миротворцев. Они обнаружили более 150 трупов внутри здания, а также большое количество мертвых снаружи. В живых остались 15 человек, но все тяжело ранены.

«У беременных женщин, — свидетельствовал Бердсли, — было рассечено чрево, зародыши валялись на полу. Один из них был разрублен на куски. Я… увидел одну мать с младенцем. Она была мертва, ее одежда сорвана. Ребенок был еще жив и пытался сосать ее грудь».

Во время геноцида тутси пытались бежать за границу, но их выслеживали и убивали. Тела убитых тутси неподалеку от границы с Танзанией. 7 мая 1994 года. Фото: Reuters

Геноцид в Руанде разделил и тех, кто должен был служить людям: врачей, учителей, священников. Многие врачи спасали тутси, укрывая их в больницах, но были те, кто отказывал в убежище или лечении, закрывая перед беженцами двери. Так же поступали и учителя, а некоторые из них активно участвовали в истреблении тутси, убивая в том числе и своих учеников.

События тех дней в Руанде раскололи и церковь: одни священники помогали гонимым, другие — участвовали в бойне. Например, настоятель церкви Святого Иоанна в Кибуйе хуту Бонифас Саньези пытался защитить укрывшихся в его приходе людей, а когда понял, что резни не избежать, предпочел остаться с обреченными. Аббат тутси Жан-Пьер Нгога в католическом приходе городка Кибехо организовал оборону и несколько дней помогал отбивать штурм солдат и интерахамве.

А другой аббат, хуту Тадде Русингизандекве, лично возглавил штурм этой церкви в Кибехо и принял участие в бойне. Священник католической церкви Святого Семейства в Кигали Венцеслас Муньяшьяка выдал интерахамве сотни тутси, укрывшихся под его крышей, в том числе и детей. Он также лично насиловал женщин и убивал беженцев.

Во время геноцида лишь несколько высокопоставленных представителей католической, англиканской и методистской церквей публично призывали к прекращению массовых убийств. Другие делали вид, что ничего не происходит.

Несмотря на то, что папа римский Иоанн Павел II стал одним из первых, кто назвал события в Руанде геноцидом, Ватикан позже пытался защитить священников, обвиняемых в преступлениях, и даже помог некоторым из них бежать за границу.

После геноцида многие уцелевшие покинули лоно христианской церкви, приняв мусульманство. Ислам стал единственной конфессией, безоговорочно осудившей геноцид. В те дни имамы отказались проводить различия между тутси и хуту и призывали всех противостоять резне. За 10 лет после трагедии число мусульман в Руанде выросло в два раза — с 7 до 14%.

Человеческие останки в мемориальном центре геноцида в городе Ньямата. Раньше здесь была католическая церковь. Сотни людей, искавших убежища в этом храме были убиты в апреле 1994 года. Фото: Reuters

Попытки защитить тутси

Но не все поддались всеобщему безумию. И в Кигали, и в регионах находились те, кто пытался защитить людей.

«Руандийским Шиндлером» стал управляющий столичного отеля «Тысяча холмов» Поль Русесабаджина. Сам он хуту, а его жена — тутси. Русесабаджина укрыл в своей гостинице и спас от верной гибели 1268 человек. Чтобы защитить их, он обращался в международные организации и МИД разных стран и «задабривал» полицию огромными взятками.

Не так известна история бургомистра хуту Мугины Калликста Ндагижиманы. Калликст организовал население коммуны на борьбу с насилием и помог сотням беженцев, укрывавшихся в местном приходе. Он снабжал их продовольствием и всем необходимым. Когда Мугину наводнили интерахамве из соседних коммун, которые стали настраивать местных жителей против тутси, он продолжал лично защищать беженцев вместе с отрядом коммунальной полиции. 21 апреля бургомистр был убит экстремистами, и в тот же день в коммуне началась резня тутси.

Пытались защитить тутси и миротворцы ООН. Но их было слишком мало — после гибели десяти миротворцев, защищавших премьер-министра Агату Увилингийиману, Совбез ООН единогласно проголосовал за сокращение миссии. Из 2500 солдат в Руанде осталось 270 миротворцев, скованных наблюдательным мандатом, строго регламентирующим применение огнестрельного оружия: применять его дозволялось только в целях самообороны.

Командующий миротворческим корпусом миссии ООН в Руанде генерал Ромео Даллер. Несмотря на то, что он сделал — спас десятки тысяч человек, — Даллер считал, что сделал недостаточно. Он несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. Фото: Reutes

Командующим миротворческим корпусом миссии ООН в Руанде был канадский генерал Ромео Даллер. После сокращения миссии он получил приказ покинуть страну, но не подчинился, а стал создавать специальные зоны безопасности для тутси. Миротворцы ООН обеспечивали в этих зонах питание, медицинскую помощь и защиту, благодаря чему удалось спасти около 32 тысяч человек.

Конец истребления

Уже в мае масштабы геноцида в Руанде стали очевидны для всего мирового сообщества, внимание которого в тот момент было сосредоточено на событиях в Югославии. Совбез ООН проголосовал за увеличение числа миротворцев до 5500 человек, однако действие резолюции было отложено из-за нежелания финансировать миротворческую миссию.

Геноцид остановило наступление Руандийского патриотического фронта под командованием тутси Поля Кагаме. РПФ начал продвижение вглубь страны еще 7 апреля, как только стало известно о массовых убийствах тутси. Войска РПФ методично отрезали Кигали от путей снабжения, захватывая территории к северу и востоку от столицы. В конце апреля под контролем тутси оказалась вся граница с Танзанией, и они начали наступление с юга и запада. На своем пути они практически не встречали сопротивления. Во второй половине июня отряды РПФ полностью окружили Кигали, бои за столицу продолжались две недели. 4 июля Кигали капитулировала, 18 июля сдался город Гисеньи, где заседало временное правительство, и оставшиеся зоны под контролем хуту на северо-западе государства.

И только в августе в Руанду прибыла обещанная расширенная миссия ООН.

Фотографии жертв в мемориале геноцида в Кигали. Фото: Reuters

Преступление и наказание

Геноцид привел к тому, что за год население Руанды сократилось практически в два раза. На начало 1994 года в Руанде проживали почти 7,5 млн человек. К концу года в Руанде осталось чуть более 4 млн человек.

Жертвами геноцида, по данным ООН, стали 800 тысяч человек. По данным правительства Руанды — больше миллиона.

Еще два миллиона бежали из Руанды. Это были хуту, которые опасались возмездия со стороны тутси, — и на то были основания, во время ответного террора уже после захвата страны РПФ погибли несколько десятков тысяч хуту.

Последствия геноцида Руанда ощущает до сих пор: в тот период, по оценкам ООН, было изнасиловано от 100 тысяч до 250 тысяч женщин. Многие из них оказались заражены ВИЧ, многие забеременели. В 2014 году в Руанде насчитывался один миллион сирот по причине ВИЧ/СПИДа и геноцида 1994 года.

Руандийские сироты. Врач обмывает малышей в детском доме 16 августа 1994 года. Фото: Reuters

Расследованием и привлечением к уголовной ответственности за участие в убийствах занимались сразу три судебные инстанции: суды в Руанде, Международный уголовный трибунал по Руанде, а также суды «Гачача» (жертвы и обвиняемые собирались под открытым небом в присутствии судей и проводили процессы). В результате в течение десяти лет около 1,3 миллиона человек были осуждены по обвинению в геноциде.

Международный трибунал рассматривал дела высокопоставленных организаторов и исполнителей геноцида — всего около 100 человек. К пожизненному заключению был приговорен главный организатор геноцида Теонесте Багосора, пойманный через несколько лет после бегства из Руанды в одной из африканских стран. Также к пожизненному были приговорены премьер-министр страны Жан Камбанде, основатель и директор «Радио и телевидения тысячи холмов» Фердинанд Нахимана и редактор газеты «Кангура» Хассан Нгезе. Радиоведущий Жорж Руджу, открыто призывавший в эфире убивать тутси, получил 12 лет тюрьмы.

Лидер РПФ Поль Кагаме, прекративший геноцид, последние 19 лет занимает должность президента Руанды. Он приказал отменить графу «национальность» в документах. «Мы не делимся на тутси и хуту. Мы все руандийцы», — постоянно повторяет он в своих выступлениях.

25 лет назад — в эпоху радио и телевидения — за 100 дней погиб миллион человек.

При подготовке материала использовались данные ООН, книг Ивана Кривушина «Сто дней во власти безумия», Ромео Даллера «Рукопожатие с дьяволом» и Филлипа Гуревича «Мы вынуждены сообщить вам, что завтра нас и нашу семью убьют. Истории из Руанды», «Архивы геноцида Руанды» мемориального центра в Кигали.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *