Родители Пресвятой Богородицы

Возраст Девы Марии, матери Иисуса Христа — довольно удивительный факт для человека нашего времени. Современному человеку этот возраст может показаться находящимся за всеми допустимыми рамками.

Возраст, в котором Богородица родила Иисуса, напрямую в Евангелии не обозначен. Но согласно данным исследователей, ее возраст был на тот момент в диапазоне не младше 12 и не старше 15 лет.

12-летний возраст — это возраст, естественный в те времена для рождения ребенка на Востоке и в Римской Империи. С 12 лет девушек выдавали замуж.

В наше время Богородица является самой почитаемой личностью и величайшей из всех святых.

В самом Евангелии мало сказано о подробностях из жизни Богородицы, поэтому сведения о ней известны в основном из источников, не вошедших в Священное Писание. Они входят в понятие Священного Предания:

Священное Предание – передача жизни и опыта Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом. В состав Священного Предания входят: Священное Писание, определения Вселенских Соборов, литургическое предание, творения святых отцов и учителей Церкви, жития святых и пр. Священное Предание есть действие в Церкви Божественной благодати. Именно Дух Святой вдохновляет верных чад Церкви к правильному пониманию Священного Писания, хранению чистоты веры, благодатному опыту жизни церковной. Предание по своему содержанию совпадает с апостольской проповедью и, следовательно, представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во Христе.

Согласно Преданию, Пресвятая Богородица родилась в одном из пригородов Иерусалима — в Назарете в Галилее. Ее родители — благочестивые иудеи Иоаким и Анна — были людьми обеспеченными, уважаемыми и знатными, но большого богатства не имели. Несмотря на свое горячее желание и пожилой возраст, они так и не смогли родить ребенка. В те времена многие в народе считали это признаком Божьего наказания. Доходило до того, что когда Иоаким однажды принес в Иерусалимский храм положенную жертву, священник прогнал его, заявив, что не будет принимать ее от недостойного человека.

Однажды супругам по очереди явился ангел и возвестил радостную весть — они станут родителями. В назначенный срок немолодая уже женщина стала матерью здоровой малышки, которую назвали Мария. По окрестным селениям снова понеслась молва, но на этот раз люди дивились происходящему. Чудо было налицо — уже несколько веков в Израиле не случалось такого. Старики были счастливы и благодарили Бога за ниспосланный им дар. Девочку, родившуюся при таких необычных обстоятельствах, решено было посвятить служению Богу.

В ее жизни окружающие замечали много необычных фактов и предполагали, что с ней должно произойти нечто важное… Не буду пересказывать многочисленные подробности. Желающие могут почитать, например, .

А мы вернемся к теме нашего поста. Когда Марии исполнилось 12 лет, она уже не могла жить при храме. Ее нужно было выдавать замуж.

Она могла бы занять видное положение в обществе, если бы не одно «но» — еще в раннем детстве Девочка дала Богу обет безбрачия. Священники об этом знали. Когда их воспитанница вошла в зрелый возраст, и Ей уже нельзя было жить при Храме, они встали перед проблемой. Нарушать данный Марией обет никто и не думал, да и о том, чтобы Марию насильно выдать замуж, тоже не могло быть и речи. Однако и самостоятельно жить в миру Она не могла — закон воспрещал незамужним девушкам жить среди людей в одиночку. Поскольку кроме давно умерших родителей у Марии не было близких родственников, Ее решили обручить одному из старых вдовцов, чтобы он, формально считаясь Ее супругом, был хранителем чистоты и целомудрия своей жены. После долгих дискуссий и молитв священники решили выбрать будущего обручника Марии путем жеребьевки — дабы так проявилась исключительно воля Божья. Среди кандидатов был и Иосиф — строительных дел мастер из провинциального галилейского городка Назарет. Когда мужчины собрались в Храме, первосвященник забрал у них посохи и положил их на жертвенник. После продолжительной молитвы он начал по одному возвращать жезлы хозяевам с расчетом, что Господь каким-то явным образом укажет избранника. Но знака не было, и лишь когда очередь дошла до Иосифа, как говорит Предание, произошло чудо — широкий конец палки отделился от нее и превратился в голубку, которая села Иосифу на голову. Все поняли, что он и есть избранник Божий.

Как говорится в Предании, вскоре после этого и произошли события, описанные в Евангелии как Благовещение, когда ангел сообщил о том, что Мария родит Сына Божия. Опять же, не буду вдаваться в нюансы и подробности, не всем читателям это интересно. Ответ на вопрос, в каком возрасте Мария родила Иисуса Христа, мы уже получили.

Иллюстрацией к посту пусть послужит скрин-шот из поискового запроса в Яндексе: «Девочка 14 лет». Для наглядного понимания этого возраста.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры, сегодня святая Церковь празднует великий праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Земная жизнь Девы Марии проходила под покровом смирения и послушания Богу. Из святого Евангелия, о жизни Богородицы и Её успении мы мало что знаем, но несмотря на это святые отцы и ученики Христовы, кто знал и видел Богородицу, оставили писания где описана Её жизнь, духовный и телесный облик Пресвятой Девы.

Вся жизнь Богородицы от Её рождения и славного Успения была полностью и всецело посвящена единому Богу. Она подобно Марии, сестре Лазаря, всегда пребывала у ног Иисусовых, желая слушать и творить слово Его.

И как мы читаем в Евангелии на Богородичные праздники, женщина из толпы народа говорит Христу: «блаженно чрево, носившее тебя и сосцы тебя питавшие», на что Господь ей отвечает «блаженны слышащие слово Божие соблюдающие его». Как говорит одно из толкований Он этими словами возвеличивает и восхваляет свою Матерь, так как она больше всех из людей была послушна слову Божию и соблюла во всей полноте и точности все ветхозаветные и евангельские заповеди.

От Рождества Господа и Его крестной смерти Богородица всегда пребывала верной матерью и ученицей Христа. В своей земной жизни Она перенесла много боли и страданий, которые ведомы только Её материнскому сердцу, люди которых Она любила Её соотечественники, Её родной народ предали на смерть и распяли Сына Её.

***

Роль Божией Матери для Церкви Христовой очень велика, после крестной смерти, Воскресения и Вознесения Господа, Матерь Божия была великим утешением и радостью для апостолов.

Святой Дионисий Ареопагит философ и ученик апостола Павла, специально приехал из Афин в Иерусалим, чтобы увидеть Божию Матерь. Вот что он пишет о встрече с Богородицей в письме своему наставнику апостолу Павлу:

«Сви­де­тель­ству­юсь Бо­гом, что, кро­ме Са­мо­го Бо­га, нет ни­че­го во все­лен­ной, в та­кой ме­ре ис­пол­нен­но­го Бо­же­ствен­ной си­лы и бла­го­да­ти. Ни­кто из лю­дей не мо­жет по­стиг­нуть сво­им умом то, что я ви­дел.

Ис­по­ве­дую пред Бо­гом: ко­гда я Иоан­ном, си­я­ю­щим сре­ди апо­сто­лов, как солн­це на небе, был при­ве­ден пред ли­цо Пре­свя­той Де­вы, я пе­ре­жил невы­ра­зи­мое чув­ство. Пре­до мною за­бли­ста­ло ка­кое-то Бо­же­ствен­ное си­я­ние. Оно оза­ри­ло мой дух. Я чув­ство­вал бла­го­уха­ние неопи­су­е­мых аро­ма­тов и был по­лон та­ко­го вос­тор­га, что ни те­ло мое немощ­ное, ни дух не мог­ли пе­ре­не­сти этих зна­ме­ний и на­чат­ков веч­но­го бла­жен­ства и Небес­ной сла­вы.

От Её бла­го­да­ти из­не­мог­ло мое серд­це, из­не­мог мой дух. Ес­ли бы у ме­ня не бы­ли в па­мя­ти твои на­став­ле­ния, я бы счел Ее ис­тин­ным Бо­гом. Нель­зя се­бе и пред­ста­вить боль­ше­го бла­жен­ства, чем то, ко­то­рое я то­гда ощу­тил».

***

Когда жизнь Богородицы подошла к концу, ей явился архангел Гавриил и сказал, что пришло время перейти ей от земли на небо. Хотя Дева Мария жила свято и праведно как ангел на земле, по природе подобная нам всем людям, она все равно переживала так как знала, как труден час смертный и молила Сына своего Господа Иисуса Христа защитить Её от злых бесов в час смертный.

Её просьба была исполнена, Её чистую и непорочную душу пришел взять Сам Господь и в сопровождении множества ангелов Она была взята на небо. Как это изображено на иконе Успения. Матерь Божия как бы не умерла, а уснула сладким сном, и так блаженно перешла по мосту из временной жизни в жизнь вечную.

После этого совершилось еще одно чудо: на чин погребения Богородицы были собраны почти все апостолы, которые проповедовали Евангелие в разных концах Римской империи. Они были перемещены на большое расстояние в Иерусалим не своими силами, а силой Духа Святаго.

Апостол Фома по каким-то причинам не участвовал в погребении Богородицы, но прибыл с опозданием и попросил апостолов открыть гроб Девы Марии, чтобы поклонится ей. Когда был открыт гроб Богородицы, лежали лишь одни погребальные одежды, а Её тела там не было.

Божия Матерь воскресла силой Божией и была подобно Господу вместе с преображенным телом вознесена на небо. Она в пасхальной радости явилась апостолам и утешила их в скорби, обещая всегда помогать им и верующим во Христа. Так родилась первая молитва апостолов к Божией Матери: Пресвятая Богородица помогай нам!

***

Почитание Богородицы началось сразу после ее успения, как она сама пророчески предсказала — меня будут почитать и восхвалять все роды. Богородица сдержала свое обещание помогать роду христианскому и всегда подавала и подает утешение и помощь всем, кто призывает Её в молитвах.

Как поётся в тропаре праздника «во Успении мира не оставила еси Богородица» так оно и есть на самом деле. Она являет свою благодатную помощь и чудеса через свои чудотворные иконы, а кому-то из святых или просто верующих, нуждающихся в укреплении, Матерь Божия явно приходила в своей славе.

Дорогие братья и сестры, мы с вами живем в сложное и непростое время, когда в мире и даже в церковной среде происходит отступление от Бога и Его заповедей, творится много такого что беспокоит и смущает наше сердце.

Хочется иметь примеры чистоты и святости перед нашими глазами, но их так мало, что мы их просто не замечаем, они сокрыт от наших глаз. Мы ищем помощи и поддержки в людях, а они часто не понимают нас, или им просто нет дела до наших проблем.

Где наша вера в Бога, во святых, в Божию Матерь?

Не будем забывать Бога, святых, Божию Матерь. Только через искреннюю сердечную молитву и веру мы можем преодолеть все наши проблемы, страхи, скорби и болезни земной жизни и обрести мир сердечный. Нам нужно только постараться оставить всю суету и рассеянность на внешнее и обратится к своей душе и к своему внутреннему миру.

Ещё нам почаще стоит задумываться и о своей смерти, как мы предстанем пред Богом, какую мы участь заслуживаем спасение или погибель? Эти размышления о смерти не должны запугивать нас, но должны помочь нам изменить нашу жизнь, оторваться от житейской суеты и как говорил преподобный Паисий «настроить свою радиостанцию на волну молитвы».

Матерь Божия обещала помогать всем нам, кто призывает в молитве Её святое имя. Прибегнем же дорогие в усердной молитве к Божией Матери, Её молитвы могут многое изменить в нашей жизни. Без помощи Богородицы и Её заступничества нам почти невозможно спастись и в полноте примирится с Богом. Она как добрая любящая мать ждет нашего обращения. Даже если мы плохие и непутевые дети она все равно любит и ждет нашей молитвы и покаяния.

И во святой праздник Успения Богородицы со всею любовью, от всего сердца обратимся к ней, к нашей небесной Матери в молитве «Пресвятая Богородица спаси нас!».

Да пребудет Её покров и молитвы всегда с нами до скончания века.

Аминь.

КАКО ДЕВА РОДИЛА ЕСИ? АПОЛОГИЯ

Диакон Сергий Попов, вып. МДА 2005.

«Итак, как говорит святитель Василий Великий в гомилии

на Рождество Христово, нам предстоит выяснить,

какую часть истины можно отразить в этом рассуждении…»

Источники: Священное Писание Ветхого и нового завета.

Используемая литература.

свт Лев Великий 10 проповедей о Рождестве Христовом,

Свт Василий Великий о Рождестве Христа,

свт. Григорий Богослов, слово 38 На Богоявление или на Рождество Спасителя,

Прп. Иоанн Дамаскин, 2 Слова на Рождество Богородицы,

Свт Григорий Неокессарийский,

Михаил Пселл о Благовещении,

свт Игнатий Брянчанинов. Учение о Бож Матери,

Свт Филарет (Дроздов), митрополит Московский,

и службу Рождества Христова и 4я песнь пасхального канона!

Пречистой Деве Марии Богородице посвящено многое. Данная Апология посвящена одному лишь моменту — тайне рождения Господа нашего Иисуса Христа, как она раскрыта в толкованиях святых отцов и учителей Православной Церкви, опираясь на авторитет которых, мы постараемся ответить на вопрос, которым озаглавлена статья – «Како Дева родила еси»?

  1. Благовещение.

«26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел». (Лк. 1. 26 – 38)

«Избранной Деве, без осуждения стыдом, возвещается Архангелом благословенное плодородие, которое ни зачатием, ни рождением, не нарушит святого девства», — свт Лев Великий, Слово на Р.Х. 3е.

«Если бы это была не Дева, — поясняет Свт Иоанн Златоуст, — не было бы знамения! Знамение должно выходить из общего порядка вещей, быть дивным и необыкновенным. Тут указуется на некую особенную, Единственную Деву». Эортология и богословия Рождества Христова. Матфей (Мормыль), Архимандрит. // ЖМП №1, 1985//

«Подобало же, чтобы непорочность Рождающей Матери сохранила первородную девственность и защиту от стыда, убежище святости, содержа влитую силу Божественного Духа», — свт Лев, Слово 2е.

«Так, чтобы кто не стал учить, что тело для Сына Божия было сделано на небе, Архангел Гавриил возвещает зачатие Слова, имеющее быть во чреве Матери». Михаил Пселл. О Благовещении.

«Итак, вместо древних вещей внесены новые: вместо змия — Ангел, вместо рождавшей в печалех — Дева, пребывшая Девой и после рождения; (природа уступает могуществу благодати /прп. Иоанн Дамаскин/) вместо Адама — Христос; и всё стало новое: зачатие, чревоношение, и рождение». Михаил Пселл, О Благовещении.

«…Непостижим есть образ рождения; идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин…». Догматик, Гл 7й

«Хотя Чревоносит Дева, в которой душа и тело предочищены Духом (ибо надлежало и рождение почтить и девство предпочесть)».

«Дева Мария восприяла глас Гавриила вместо семени, после чего, быв непричастна браку, явилась имущею во чреве и родила Сына, не потеряв девства, поелику Родившийся от Нее сохранил и по рождении невредимыми знамения девства», — прп. Андрей Критерий, Слово на Рождество Бцы.

«Чрезвычайно по естеству служение Пресвятой Девы, как Матери Божией, в которой вселилась вся полнота Божества телесно». Настольная книга священнослужителя. Т.1М 1977, С.490

А теперь почти чревоношение, и скачи, если никак Иоанн во чреве, то как Давид при упокоении кивота», — Свт Григорий Богослов, Слово на Рождество Христово.

«Конечно, Она уступает Сыну и Творцу; не превосходит никого по той причине, что вообще, она не идет в сравнение ни с кем и ни с чем. Потому что превосходство Ее величия не может быть подобное или сравнено с какой либо природой или естеством.

Она стала Матерью и при этом пребыла Девой; Слово Божие прошло через Нее: вошло и вышло, и ключи детства не нарушило, и печать осталась нерушимой.

И вот, до Девы пребывал сей род (человеческий) унаследовавшим Праматернее проклятие. Но затем была воздвигнуты Плотина поперек течения и Дева стала твердыней, удержавшей наводнение зол. Благословенна Ты в женах — как и Сама обоженная feofeisa и обожившая feosasa чел. род». Михаил Пселл. О Благовещении

Есть еще одно ветхозаветное пророчество, наиболее относящееся к нашей теме: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими — и они будут затворены (Иез. 44.2).

Образ врат или дверей святые отцы, толкователи священных текстов, относят к Деве Марии, Богородице.

«Ты (Мария), Врата, превышающие небеса небес», прославляем «…небесную Дверь Божию…», — говорит прп. Андрей Критский в Слове на Успение Бцы.

«Вот Дверь небесная, о которой сказал Иаков: несть сие, но Дом Божий, и сия врата небесная (Быт. 28.17)», — прп Андрей Критский, Слово на Успение.

Так, Догматик первого гласа поет: «…небесную дверь воспоим Марию Деву…» «Рождается преднареченная стать Божественою Дверью, через которую и воссияет Солнце Правды Христос Бог наш», — Настольная книга священнослужителя. Т.1М 1977, С.488

«По отношению ко Господу Матерь Божия — дверь, обращенная к Востоку и ожидающая входа Великого Свидетеля». Там же. С. 490

  1. Рождество Христово.

События Рождества Христова изложены в двух Евангелиях и достаточно известны, но всё же, мы их вспомним:

Евангелие от Матфея:

«18. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

21. родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23. се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

25. и не знал Ее. наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». (Мф. 1. 18-25).

Евангелие от Луки:

«4. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

5. записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

6. Когда же они были там, наступило время родить Ей;

7. и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

8. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

9. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

11. ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

12. и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

14. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.

18. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

19. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было». (Лк. 2. 4-20)

Учение святых отцов, основанное на водительстве Святого Духа, призвано к объяснению и расшифровке божественных истин.

«Если ты домогаешься правды о природе, то изучи природу (рождения) человеческую, если же стараешься проникнуть в замысел Рождения, то прославь Божественную силу»!, — свт.Лев Великий, Слово на Рождество Христово 2е.

«Рождеству Господа чуждо то, что сказано обо всех людях: никто не чист от скверны, даже и младенец, который прожил на земле всего один день (Иов 14.4) Ничто в это беспримерное Рождество не вошло от вожделения плоти, ничто не влилось от закона греха. Итак, Рождение Спасителя нисколько не нарушило непорочности Девы, ибо стражем целомудрия стало рождение Истины», — свт.Лев Великий, Слово на Рождество Христово 1е.

«Воплощение совершилось действием Св.Духа, соделавшего Деву способной принять в Себя Божество Слова, образовавшего из девственной плоти начатки Своего Человечества». Св Иоанн Дамаскин. цыт по: В.Н.Лосский, Догматическое богословие. М. 1991. С.107

«Он Родился на земли, чтобы явить здесь небесное рождение; родился видимо, чтобы положить пред очи рождение невидимое, и поелику рождаемый в чистоте и святости, не имел нужды восходить к иному лучшему рождению, то самое рождение свое по плоти соделал токмо прозрачною завесою (Евр 10.20) сквозь которую мы можем прозирать на новый и живый путь нашего духовного рождения», — Свт Филарет Дроздов Проп о Р.Х. 1812г

А вот богослужебные тексты не имеют такого широкого распространения. Так, служба Рождеству Христову, за период своего развития и наполнения, достаточно ясно отражает учение Православное Церкви. Некоторые отрывки из богослужебных текстов укажут на те акценты, которые мы пытаемся выделить и подчеркнуть в данной статье. Вот они.

Величание. Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Отрывки из стихир (касающиеся разбираемой нами темы).

«Велие и преславное чудо совершается днесь: Дева раждает и утроба не истлевает: Слово воплощается и Отца не отлучается…», — стихира 1я на стиховне.

«…Яко Бог во плоти явися, …рождейся от Девы…», — стихира 1я на литии.

«О глубина богатства и премудрости и разума Божия! …спасения начало бысть миру всему, Богородицы ради. Младенец бо раждается из Нея Всесовершенный Бог, и рождеством девство печатствует: пленницы греховныя разрешая пеленами…», — стихира на стиховне на славу.

«Изнесе чрево Священное Слово, …Евы окаянную утробу клятвы древния разрешающее…», — другий канон Кир Иоанна, песнь 1я, тропать 1й. Или в переводе на русский язык: «Освященное чрево, …родило Слово Бога, …(Слово) освобождающее несчастную утробу Евы от горького древнего проклятия».

«И вот, до Девы пребывал сей род (человеческий) унаследовавшим Праматернее проклятие. Но затем была воздвигнуты Плотина поперек течения и Дева стала твердыней, удержавшей наводнение зол. Благословенна Ты в женах — как и Сама обоженная feofeisa и обожившая feosasa человеческий род», — Михаил Пселл. О Благовещении.

Итак, Освященное чрево родило Слово, Бога… — это самые важные слова в нашем исследовании и дальнейшее повествование это вскоре объяснит.

Итак, Пресвятая Дева Мария, освященная Святым Духом, зачала во чреве, выносила и родила из чрева (или утробы) Сына Божьего, Бога Слова Иисуса Христа, сохранив при этом целомудрие, святость и девство. Приснодевой Марией именует ее Православная Церковь.

  1. Из боку чисту…

Но в богослужебных тексах, точнее, лишь в одном из них, имеется некое высказывание, которое внимательных слушателей может привести в замешательство:

«Из боку чисту, сыну како есть родитися мощно…»;

«Из боку девичу неизреченно воплотившая…»,- Канон Рождеству Пресвятыя Богородицы.

Из боку чисту? Что это, ошибка или сокровенная тайна Рождества Христова? Неужели, если это так, Святая Дева Мария потому и сохранила девство, что рождение Сына не было естественным способом рождения, свойственным всем рождающим матерям, а сверхъестественным «из боку»?

Что пишут святые отцы об этом, и какие выводы из этого делает церковное учение?!

Человеку свойственно ошибаться и знать всё, конечно, невозможно.

Но, прочитав ни один десяток Слов и Проповедей о Благовещении, Рождестве Богородицы и Рождестве Христовом , мне лично, это изречение, нигде более, чем в указанном в каноне месте, не встретилось! Более того, опираясь на святых отцов, могу заявить, что учения о Рождестве Христовом «из боку чисту» в Православном богословии НЕТ! Это можно было увидеть уже, из приведенных выше текстов. Но всё же, чтобы вполне развеять все сомнения и замешательства, приведем выписки из святых отцов, доказывающие общепринятое учение Церкви. Вот эти доказательства:

  1. 4. Святые отцы приоткрывают завесу тайны Рождества Христова.
  • «Сын Божий пришел в мир из чрева, избранный для этого милосердного таинства Девы», — свт.Лев Великий, Слово на Рождество Христово 5е.
  • «Дева Мария «девственным рождением произвела из матерней утробы новую ветвь человеческой плоти», — свт.Лев Великий, Слово на Рождество Христово 3е.
  • «Как праматерь Ева создана из Адама, так и Пресвятая Дева родила нового Адама хотя и по закону чревоношения (!), но превыше естественного рождения, потому что Он рождается от Жены без отца, как и от Отца без матери», — Св Иоанн Дамаскин. цыт по: В.Н.Лосский, Догматическое богословие. М. 1991. С.107
  • «Один, шествуя новым путем, исходит из ненарушенной семенем девственной утробы»! (а не из боку!) — свт Григорий Неокессарийский, Слово на Р.Х.
    • «…от Девы бо чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием», — догматик 8й глас.
    • «Он (Господь Иисус Христос) вышел из утробы Девы (а не из боку!), не разрушив печатей детства, не разверзши дверей сего дивного Храма Своего, как это предуведе пророк Иезекииль…», — Свт Игнатий Брянчанинов «Изложение учения Православной Церкви о Божьей Матери».
    • «Сохранив цела знамения (печати) Христе, воскресл еси из гроба, ключи Девы невредивый в Рождестве Твоем», — он же.
    • В воспоминание Пасхальных мотивов, вспомним 1й тропарь 4й песни Пасхального канона: «Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос: яко человек же…».
    • «Эта Дева есть Богородица Мария, Богопрославленная, из утробы коей (а не из боку!) изшел с плотию Пребожественный… Она зачала бессеменно, и родила неистленно…», — прп. Андрей Критский, Слово на Рождество Богородицы.
    • «О чудо! Она есть небо, потому что из неприступных сокровищ изводит Солнце Правды. Она есть земля, потому что из неоскверненных чресл нетления (!) произращает клас жизни», — прп. Иоанн Дамаскин. 2-ое Слово на Рождество Богородицы.
    • «Восхвалим ныне Господня предтечу, — продолжает святитель Игнатий, — его же

священнику Елисавет роди, из ложесн неплодных, но не без семени; Христос бо един вместилище пройде непроходимо без семени», — Свт Игнатий Брянчанинов «Изложение учения Православной Церкви о Божьей Матери».

  • Нуждаетесь еще в свидетельствах? Что ж: «Ныне отверзаются бесплотные врата (у Анны, матери Девы Марии) и являются божественные врата девические (Девы Марии, что следует из контекста), из которых и чрез которые (вы слышите?!) – по выражению Павла, слышателя неизреченных глаголов – сый над всеми Бог, облеченный плотью, входит во Вселенную (Рим. 9.5; Евр. 1.6)», — преподобный Иоанн Дамаскин, Слово на Рождество Богородицы.
  • Из пространного символа веры Армянской Апостольской Церкви: «…по времени снисшедша в Богородицу Марию, приявша от крове Ея, и соединивша с Божеством Своим, девять месяцев вместившагося во чреве Пречистыя Девы и бывша Бога совершенна, совершенна человека, духом, разумом и телом: едино лице, един вид, и соединен в едином естестве (В Православной Церкви – в двух естествах – божественном и человеческом) Бог бысть человек, без изменения, без пременения, Без семени бысть зачаье, и без истления рождение…», — в статье Армянская Апостольская Церковь.// Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси.
  1. Легенда о рождестве Будды (Гаутамы).

Рождеству Христову чуждо приписываемое Будде рождество из бока:

«Чудесным образом зачатый (его мать Майя увидела во сне, что ей в бок вошел белый слон с 6-ю белыми бивнями). Мальчик столь же дивным образом родился – из бока матери. Отличавшийся необычайным умом и способностями, Гаутама заметно выделялся среди своих сверстников. (Сын князя из племени Шакья Сиадхарта Гаутама родился в VI в. до н.э. Гаутама, ставший Буддой просветленным».

Да, услышав такое повествование, всякий христианин, думаю отшатнется от него и с уверенностью скажет, что ТАК Христос не рождался!

6. Словари, которые поставят точку над «i».

1. В Словаре Трудных слов Седаковой О.А. из богослужений: церковно- славянские паронимы — М.Греко Латинский кабинет Ю. А. Шичалина ,2008, С65 (Созданном изначально при Московской Духовной Академии!)

БОК-ц.сл , греч «лагон» — лоно, чрево, внутренняя область между ребрами и тазом, синонимы – утроба, чрево)

Из боку чисту, сыну како есть родитися мощно… — из чистого девственного лона (чрева, утробы) как может родиться…;

Из боку девичу неизреченно воплотившая» — из девственного чрева (утробы) неизъяснимо воплотившая. Канон Рождеству Пресвятыя Богородицы.

2. В церковно славянском словаре прот. Г.Дьяченко:

Бок — «Бог из боку Твоею пройде = Бог произошел из чрева Твоего! (Из чрева, а не из бока).

Так прот. Григорий Дьяченко подтверждает объяснение словаря Седаковой. Всё!

Это вывод — ответ, доказывающий утверждение об отсутствии в Православной Церкви учения о Рождестве Христовом «из боку чисту».

3.Чрево — живот, брюхо.

Чревоносити = носить младенца во чреве, быть беременною, Чревоносная = беременная,

Чревоношение – состояние беременности.

4. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова чрево — живот, брюхо- «во чреве матери — (во время беременности.

Думаю, что объяснения, сделанные словарями и особенно, толковым словарем Седаковой, все расставили по местам. Комментировать это? Нет! No comment!

Финальное размышление.

В чём причина такого «глубинного» исследования, и что меняется, родила ли Дева Мария из чрева или из бока? Для чего всё это нужно?

Церковь, устами святых отцов, вновь и вновь возвещает Приснодевство Марии: что Дева до рождения, во время рождения Сына и после рождения сохранила свое Девство; что Дева Мария – Приснодева.

Понимать это, как и в основном, всякое учение в Церкви, можно и нужно через христологию. А христология нам возвещает о Богочеловечности Иисуса Христа, третьей Ипостаси Святой Божественной Троицы, «прежде всех век» и «из чрева прежде денницы» рожденного от Бога Отца, до создания мира и до появления самого времени; причем (в опровержение нечестивого Ария) не было времени, когда Сына не было. В «конце веков» этот Сын Божий воплощается от Девы Марии Богородицы (утвержденной в этом почитании на Втором Вселенском Соборе) и Святого Духа (о чем, как мы читали ранее, возвещает нам Евангелие) как Человек, а точнее, как Богочеловек (но от чего Он не перестает быть истинным Человеком); без мужеского семени зачинается, лишь «семя Девы» освящая, как и утробу ее материнскую, девственную.

Всё догматическое учение о Христе расписывалось постепенно, открываемое от ереси к ереси, которые пытались представить лживое учение о Нем, но было опровергаемо Святой Церковью Духом Святым, через избранных Своих, для озвучивания нам истинного учения о Христе и опровержении ложного. Так, с момента Воплощения до момента VII Вселенского Собора (раскрывшего учение о святых иконах, сформированное не столько для себя, сколько для внешних к Церкви или приходящих в Неё чад), Церковь сформировала истинное учение о Богочеловеке Иисусе Христе (озвучить которое в рамках данной статьи невозможно, но лишь совсем частично – необходимо).

Богочеловек Иисус Христос не призрачно Воплотился, как хулил докетизм, а истинно был и Богом и Человеком (Богочеловеком), как каждый человек, рожденный матерью на этой земле, воспринимает полноту человеческой природы (кроме первородного греха, т.к. был зачат от Духа Святого) от Девы Марии, проходит свой путь человека, от Воплощения до Распятия и Воскресения из мертвых, ради спасения человека и человечества: ради исцеления его поврежденной грехом человеческой природы, ради разрушения ада, ради воскресения из мертвых, — чтобы всё это преподнести человеку и человечеству, которые лишь только после этого сможет воспользоваться всем этим лично каждый для себя и в свое время. И это был единственный путь спасения, и он был проделан!

И самое начало этого пути – уже путь, и уже тут Христос перерождает человека с самого начала Своего Воплощения. И этот момент после Воплощения – момент «ношения во чреве» (как всегда именовалась беременность и вынашивание младенца), происходит так же, как с каждым человеком, но переосвящается, пересотворяется это появление человека с самого первого мига. И всё это чуждо уже вспоминаемого докетизма. Как лишь в Самом Себе Христос исцеляет человеческую природу, так уже сейчас он исцеляет деторождение, освящает его, упраздняя идущее от проклятия Евы «деторождение в муках», являя безболезненное и святое рождество Свое от Девы Марии.

И можно предложить назвать именно это первым чудом, совершенным Христом, а не то, Которое Он совершил в Кане Галилейской, преосуществив воду в вино, — тут Он преосуществляет (если можно так выразиться) всё естество деторождения, сохраняя его абсолютно святым, целомудренным, безболезненным и чистым. Послушайте проповедь знаменитого Иоанна Дамаскина О Рождестве Девы Марии, и вам всё станет ясно! (Некоторые отрывки из которой я цитирую). Уже сейчас исчезает всякое проклятье, данное людям в раю, ибо воплощается возлюбленный Сын Божий в девической утробе, чтобы переосвятить погибающее человечество!

Воплощающийся и рождающийся Сын Божий не делает явным «никакие» сверхъестественные божественные действия в этой тайне рождества, в том смысле, что Он не изъял Сына Божьего из Девы каким-то неестественным для деторождения способом, чтобы не нарушить Её девства и целомудрия (ибо нигде в учении святых отцов мы не услышим об этом), — Он тихо проходит «чрез врата Девы», «чрез Дверь», уготованную для этого, проходит, освящая и обожествляя. Бог не изымает рождающегося Сына Своего, ставшего Сыном Девы, «ни из бока» Марии, и не делает Ей, как бы мы сейчас сказали, «кесарево сечение» — нет!

Дева Мария в чистом поле, в хлеву, с животными и в яслех, рождает Младенца, как это сделала бы всякая рождающая, но лишь без мук деторождения, и безболезненно, не нарушая (да, таинственным образом) законы девственности, которые обычно нарушаются. И Дева, родив Сына, тут же Сама встает и пеленает Его, подтверждая этим сказанное. Тайна Боговоплощения скрыта от князя тьмы века сего, но открыта Архангелом Гавриилом Деве Марии и Иосифу обручнику, и пастухам и волхвам, — всем, кому Господь посчитал нужным открыть эту тайну, узнали её. Но как Бог не являлся на огненной колеснице, но в тихом дуновении ветерка, так и Воплотившийся Сын Божий тихо родился в яслех вертепа, но Ангелы воспели Славу в вышних Богу и пастухи дивились, и волхвы поклонились и принесли дары с Востока и преподнесли родившемуся Сыну Божьему.

Это всё и есть тайна Его рождения и Его Воплощения в чистой Деве Марии, ставшей Богородицей впервые в истории мироздания.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XV век

Дети – цветы жизни. Они радуют родителей и в то же время испытывают и обучают их. Испытывают на прочность любви и обучают смирению.

Дети – первый признак брака. Не главный, но всё же первый. Когда по улице идут парень с девушкой, о них можно подумать всё что угодно. Если между ними топает еще и карапуз, то факт семьи уже можно констатировать с уверенностью.

Когда видишь детей, оставшихся без родителей (неважно, по какой причине), то всегда воспринимаешь это как искажение нормальности, грех человечества. И когда видишь родителей без детей, это также воспринимается как извращение: «Вы что, только для себя живете?» Может, так когда-то смотрел в храме первосвященник на Иоакима и Анну? Ошибочное восприятие характерно для падшей человеческой природы.

В 25 лет ребенку рад почти каждый родитель. В 45 – не каждый уже и обрадуется.

Наверное, от возраста супругов все-таки зависит, насколько муж и жена радуются известию, что у них в семье будет прибавление. В 25 лет ребенку рад почти каждый родитель. В 35 – всё еще рад. В 45 – не каждый уже и обрадуется. Но не надо сразу думать, что если человек не обрадовался ребеночку в 45 лет – значит, он плохой. Нет, конечно же. Просто в наше время, чтобы поднять ребенка на самостоятельные ноги, нужно потратить лет 20. В лучшем случае. Это вам не какой-нибудь XV век, когда в 13 лет девочек уже отдавали замуж, а женились в 16. Поэтому многие родители с недоверием смотрят на повторное отцовство лет в 40–45. Это ж надо до 60–65 лет ребенка подымать! Я встречал таких людей и вполне их понимаю. Особенно в стране, где средняя продолжительность жизни не дотягивает до 70 лет.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фрагмент Поэтому я отчетливо осознаю: чем старше люди, которые отважились в очередной (или первый) раз завести ребенка, тем больше они уповают на Бога и меньше – на свои немощные человеческие силы.

Как священнику, мне приходится сталкиваться с бездетными людьми, которые спрашивают у меня совета, но главное – ищут Божией помощи в деторождении и усердно молятся о даровании дитяти. Недавно я задумался, сколько бы молился об этом я. До 30 лет, скорее всего, молился бы точно. До 35 – да. До 40 – может быть. Дальше – не знаю, не знаю. После 45 лет я наверняка бы смирился с отсутствием родных детей.

Я взвешиваю всё это, и меня поражает всё больше жизнь святых Иоакима и Анны. Иоаким и Анна – это не просто глубоко уповающие на Бога люди. Это какие-то исполины благочестия. Они молились о даровании дитяти не только после 45 лет, но и в 50, и в 55, и в 60, и в 65… Предание говорит, что Преблагословенная Дева Мария родилась у Анны, когда престарелым родителям было около 70 лет… Какую же надо иметь ВЕРУ, чтобы молиться о рождении ребенка в 70 лет? Какую, я спрашиваю вас, нужно иметь ВЕРУ даже не для того, чтобы получить просимое, а хотя бы чтобы дерзнуть в молитве произнести это? Для меня это то же самое, что молиться: «Дай мне способность летать».

Какую же надо иметь ВЕРУ, чтобы молиться о рождении ребенка в 70 лет?

Для меня это то же самое, что молиться: «Дай мне способность летать»

Вы когда-нибудь боялись произнести слова молитвы? Из-за того, что чувствовали: Господь может исполнить ваше прошение? Если да, то вы меня поймете. Иоаким и Анна надеялись на исполнение своих молитв о рождении ребенка и в 70 лет. Что нужно думать о Боге, о себе и о грядущем родиться ребенке, чтобы молиться о разрешении неплодства в 70 лет? Во что нужно вменять свои силы, чтобы отважиться на это? Я пишу эти строки – и ужасаюсь. И хочу, чтобы и вы ужаснулись. Ужаснулись нашей с вами вере и вере этих родителей, которых Церковь вспоминает каждый день на утреннем богослужении. Когда Сарра невольно узнала о своей возможности забеременеть в старости, она просто рассмеялась (см.: Быт. 18: 12) – потому что не верила, что может 90-летняя утроба родить. Святая Анна не усомнилась молиться о чуде и горько плакала, что Бог не исполнял ее прошение… Воистину – познай разницу между Ветхим Заветом и Новым, который начинается даже не с Иоанна Предтечи, а с родителей Пресвятой Девы.

Думали ли Иоаким и Анна о том, что некому будет позаботиться о ребенке, если внезапная смерть заберет их обоих? Думала ли Анна о том, что недостанет у нее сил выносить и родить дитя, а потом растить маленького человечка? Отгоняли они от себя эти мысли молитвой «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться?» (Пс. 26: 1)? Или такие помыслы под действием благодати Божией вообще не посещали их? Кто может знать сие! Склоним благоговейно головы в трепете перед священной двоицей богоотцов.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Первосвященник встречает Деву Марию Долго я недоумевал, почему так мало Пресвятая Дева пробыла в лоне семьи. Почему только три года наслаждалась святая Анна своим материнством? Ответ пришел через известное пророчество: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс. 44: 11–12).

Что всю жизнь греет наше сердце, а в трудные минуты дает нам силы? Конечно, воспоминания нашего детства. Каким бы оно ни было, ты возвращаешься туда, где вырос, – и как будто напитываешься жизненной энергией. Я думаю, что ничего мистического здесь нет, есть скорее некие психические моменты. Отними у человека детство – и он станет намного злее и жестче. Измени детство – и изменится всё остальное.

Только с этой точки зрения понятно, почему Пресвятой Деве нужно было забыть «дом отца своего». Чтобы храм Божий стал для нее настоящим Домом Отца, чтобы к таким детским воспоминаниям: молитвы и богослужения – возвращалось Ее сердце снова и снова, в них отогревалось и черпало силы. (С этой точки зрения понятно, почему и проповедник покаяния – святой Иоанн Предтеча – рос сиротой в пустыне.) Только такая чистота могла быть залогом того, что «возжелает Царь красоты» Ее.

Поэтому такое внимание уделяет Церковь вроде бы частному событию из жизни Богородицы. Введение во храм – это не столько зачисление в девичий пансион при храме, сколько всыновление в доме Божием. Это тот момент всемирной истории, когда всё человечество в лице Иоакима и Анны отдает Богу лучшее, что у него есть, – Преблагословенную Дочь Адама и Евы. Отдает с тем, чтобы через Нее совершилось спасение тех самых Адама и Евы и всех, кто от них. Здесь человечество поднялось до самой верхней точки, до которой могло подняться без Христа, – и дальше уже нужно было снисхождение Господне, чтобы освятить всех и спасти.

Помолимся убо, братие, почтим молитвенно сегодня и Деву, и родителей Ее. Отдадим сегодня и мы лучшее, что у нас есть, Богу: наши молитвы и воздыхания, освященные постом. Отдадим самые светлые и возвышенные стремления нашей души, и Господь в ответ, как водится, придет и вселится в нас, и очистит нас от всякой скверны. Аминь.

Свв. Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии

Евангелие ничего не сообщает о родителях Пресвятой Девы Марии. Молчание Свя­щенного Писания восполняет богатая апокрифическая литература, благодаря кото­рой известны их имена: это Протоевангелие Иакова, написанное ок. 150 г., Еванге­лие псевдо-Матфея VI в, также Книга Рождества Марии, относящаяся к VIII в. Наи­большего внимания заслуживает первый из упомянутых апокрифов, поскольку происходит от самых истоков христианства, в силу чего может содержать зёрна ис­тины, сохранённые традицией.

Анна происходила из вифлеемской священнической семьи. Еврейское имя «Анна» означает «благодать, милость». С IV в. до наших дней в Иерусалиме показывают место, где стоял дом Иоакима и Анны. На этом месте стоит храм, третий по счёту, построенный крестоносцами.

Св. Иоаким, вероятно, был родом из Галилеи и происходил из богатой и знатной се­мьи. Самое его имя несло пророческий смысл, ибо означало «Приготовление для Господа». Скончался, когда Мария была ещё ребёнком. Вместе со св. Анной являет­ся покровителем супружеских пар.

Протоевангелие Иакова передаёт, что Иоаким и Анна были бездетны. Супруги тщет­но молились и делали щедрые пожертвования на храм, чтобы испросить себе ребёнка. Иоаким, будучи уже в пожилом возрасте, удалился в пустыню и провёл там 40 дней в молитве и посте, чтобы вымолить эту милость у Господа Бога. И тогда ему явился Ангел и возвестил, что его молитвы услышаны и что его супруга Анна родит ему дитя, которое будет радостью для всего мира. Так и случилось. При рождении возлюбленной дочери, которой, по обычаю, на пятнадцатый день был дано имя «Мария», среди многих значений которого можно выделить значение «Госпожа», присутствовала ближайшая родня. В годовщину этого рождения справили ра­дост­ное торжество. Когда девочке исполнилось 3 года, её, согласно обету, посвяти­ли на служение Богу и отдали на воспитание в храм, где она росла среди своих сверст­ниц, занимаясь молитвой, пением, чтением Священного Писания и вышива­нием священнических одежд. Иоаким тем временем скончался. Анна, согласно од­ной из легенд, после этого ещё двукратно выходила замуж.

Культ свв. Иоакима и Анны является во всей Церкви, как на Востоке, так и на запа­де, очень древним и живым. По мере того, как распространялся культ Матери Божи­ей, возрастало также публичное почитание Её родителей. Уже в IV-V вв. в Иерусали­ме, при бывшей купальне Вифезда, стояла церковка, посвящённая свв. Иоакиму и Анне. Храм на этом месте существует и сегодня. Здесь даже, согласно легенде, дол­жна располагаться их гробница. Другое место их погребения указывают на Мас­лич­ной горе. Император Юстиниан воздвиг в Константинополе ок. 550 г. базилику в честь св. Анны. На Востоке св. Анне посвящали проповеди такие выдающиеся свя­тые, как св. Епифаний (+ 403), св. Софроний (+ после 638), св. Иоанн Дамаскин (1 ок. 749), св. Герман Константинопольский (+ 732), св. Андрей Критский (+ 750), св. Тарасий Константинопольский (+ 806), а на Западе — св. Фульберт Шартрский (+ 1029), св. Бернардин Сиенский (+ 1444), а также бл. Владислав из Гельнюва (+ 1505).

Особым почитанием была всегда окружена св. Анна. Её культ был и остаётся доны­не очень живым. На Западе первых храм и монастырь св. Анны возник в 701 г. во Флориаке под Руаном. Признаком популярности св. Анны является то, что её имя часто дают девочкам. Весьма многочисленны также посвящённые ей храмы и святи­лища. В честь св. Анны возникло 5 женских монашеских орденов. В древней литургике св. Анне посвящалось целых 118 гимнов и 36 секвенций (XIV-XVI вв.)..

Святые Иоаким и АннаЛитургическое воспоминание родителей Пресвятой Девы Марии возникло сперва на Востоке. Его ввёл в 710 г. император Юстиниан II под названием «Зачатие св. Анны». Оно справлялось в различные дни, совместно либо раздельно со св. Иоаки­мом. На Западе оно стало отмечаться позже. В Неаполе оно известно с Х в. Папа Урбан VI в булле Splendor æternæ gloriæ от 21 июня 1378 г. разрешил справлять этот праздник в Англии. Юлий II в 1522 г. распространил его на всю Церковь и назначил его датой 20 марта. Павел V, однако, в 1568 г. отменил этот праздник, ссылаясь на то, что о родителях Богородицы ничего не сообщается в книгах Священного Писа­ния. Превозмогло, тем не менее, мнение, что эти родители существовали и что им подобает особая честь. Поэтому Григорий XIII восстановил праздник (1584) и назна­чил для него день 26 июля. Папа св. Пий X в 1911 г. ввёл особый праздник св. Иоа­кима, назначив его на 16 августа. Св. Анна продолжала праздноваться 26 июля. Литургическая реформа 1969 г. вновь соединила вместе их имена в день 26 июля.

Господи, Боже отцов наших, блаженных Иоакима и Анну такою благодатью наделивший, что родилась от них Матерь воплощенного Твоего Сына, молитвами обоих даруй, да обетованного Тобой народу Твоему спасения достигнем. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог во все веки веков. Аминь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *