Родноверы секта

В последнее время в фокусе внимания российских СМИ, общественных и экспертных структур оказалось неоязычество. Причиной тому — активность неоязычников в последние несколько лет в рунете: ни одно патриотическое сетевое сообщество, ни один паблик в социальной сети патриотической направленности не обходится без «бригады ревнителей веры отцов», или, проще говоря, родноверов.

Всё это и многое другое служит поводом для того, чтобы поговорить о феномене неоязычества более подробно. И не только в собственно религиозном, но и в политическом ключе. Поскольку российское неоязычество, по выражению одного из его апологетов, ныне покойного , «самая политизированная квазирелигия, мифологизированная форма расовой, этнической и религиозной ксенофобии».

История появления неоязычества в России

Неоязычество – яление далеко не только российское, но общемировое. Есть свои неоязычники и в Греции, и в Скандинавии, и в Британии, да и в США. Однако необходимо отделять традиционные религиозные языческие верования, от неоязыческих культов. Язычество в религиозном смысле – это, например, шаманизм северных народов России или индейских племен Северной Америки, это традиционный индуизм, или верования некоторых африканских племен. Собственно, в этих религиозных течениях, в первую очередь прослеживается традиция, то есть цепочка преемственности жречества через обряды инициации. Такие общины не ставят своей целью активное участие в политике или тем более экстремистскую деятельность. Чужды традиционным язычникам и методы экспансионистской вербовки новых адептов, которые характерны для разного рода тоталитарных культов.

Когда появляется тема псевдонационализма, ультрапатриотизма и милитаризма в неоязыческой среде, то речь идет в первую очередь о течении . А это всё же только сегмент неоязыческих течений в общей российской сектантской палитре.

Фото:

Однако общие характерные черты выделить всё же можно. Во-первых, многообразие неоязыческих организаций и культов (а неоязычество – это не какая-то конкретная структура, а целая субкультура с множеством общин и доктрин), не имеет в основе своей пресловутой традиции или цепочки преемственности.

Всё псевдоязычество – некая реконструкция, притом с изрядной долей художественного вымысла.

Различные исследователи определяют появление неоязычества разными датами, но все сходятся в том, что расцвет этого течения по всему миру начался в XX веке. В России речь может идти о маршале Тухачевском, как о первом провозвестнике неоязычества, который совместно с поэтом Николаем Жиляевым направил записку в Совнарком с предложением сделать язычество государственной религией в молодой советской республике. Впрочем, Тухачевского в 1937 расстреляли, а в революционные годы в религиозном плане в России творилось то, что православным языком называется «бесовщина». И был ли шаг Тухачесвского продиктован стремлением к обретению «веры предков» или банальной попыткой ещё большей дискриминации Русской Православной Церкви – предмет научной дискуссии специалистов-историков.

Второй всплеск неоязычества, собственно родноверческого толка, в СССР начался в 1950-е годы, когда в самиздате появилась , краеугольный доктринальный камень всего российского неоязычества. По версии большинства исследователей, это фальсификация, созданная Юрием Миролюбовым.

Следующий всплеск интереса к теме в нашей стране состоялся в конце 1970-х. Тогда идеологом неоязычества стал борец с христианством Анатолий Иванов (Скуратов), который в 1978 году в самиздате опубликовал статью «Христианская чума». Ещё одной программной, хоть и не для всех российских родноверов, стала книга , изданная в 1999 году и запрещённая на территории РФ как экстремистская литература. Сей труд, помимо христианофобии и возврата к вере предков, пропагандировал еще и крайние формы антисемитизма.

Антисемитизм, кстати, в мировой практике неоязыества не случаен, поскольку своего пика в XX веке все эти «народные культы» достигли в гитлеровской Германии.

На этот исторический момент указывает, например, глава Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин в докладе :

Официальная идеология гитлеровской Германии открыто базировалась на оккультизме и неоязыческих культах. В угнетенное сознание немцев оппозиционерами была заложена мечта о национальном возрождении новым путем. Традиционные христианские институты отождествлялись с капитуляцией в Первой Мировой войне. Решающим фактором возрождения могущества было признано обращение Германии в неоязычество. Свастика как иной, языческий крест, знак победы и удачи, связанный с культом солнца и огня, противопоставлялась христианскому кресту как символу унижения, достойного «недочеловеков». Под конец гитлеровского режима осуществлялись организуемые сверху попытки заменить и вытеснить христианские Таинства неоязыческой обрядностью, праздник Рождества Христова — праздником зимнего солнцеворота. В массовых мероприятиях и закрытых торжествах нацистов всегда присутствовал языческий контекст. В Германии в 1935—1945 годах активно действовала организация «Ahnenerbe» («Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков»), созданная для изучения традиций, истории и наследия германской расы с целью оккультно-идеологического обеспечения функционирования государственного аппарата Третьего рейха. Таким образом можно сделать вывод, что современный российский нативизм идет по стопам Адольфа Гитлера.Александр Дворкин

Неудивительно, что ряд основополагающих доктринальных книг неоязычников подпадал и подпадает под действие 282-й статьи и вносится в список экстремистских материалов не только по факту межрелигиозной, но и по факту межнациональной розни. Не все, но очень многие неоязыческие организации тяготеют к неонацизму, а неонацистские структуры часто берут в качестве идеологического базиса неоязычество. Ярчайшим примером служит Украина и тамошние организации типа «Правого сектора» (экстремистская организация, запрещённая в РФ), в составе которых постоянно растёт число неоязычников.

Но и в России дискурсу про «белого воина с верой предков в сердце» уже много лет. В ряде неоязыческих организаций вербовка поставлена на поток, а интеграция в общественные и политические структуры весьма и весьма предпочтительна. Более того, в данной системе процветает мимикрия: языческие организации маскируются, например, под культурно-просветительские центры и даже активно сотрудничают с муниципальными властями.

Фото:

Как это происходит, скажем, в Подольске, где имеет место быть . Номинально люди занимаются «реконструкцией культуры предков». По факту – достаточно зайти на их , чтобы увидеть, что речь идёт о полноценной культистской общине. При этом «сундаковцы» работают со всеми возрастными группами, в том числе и с детьми, в рамках программы «Славянская Дружина». И этот центр в Подмосковье – далеко не самая крупная организация подобного толка.

Идеология и структура

Доктрины различных неоязыческих культов отличаются по самым разным критериям. Более того, такие структуры постоянно разделяются и раскалываются, несмотря на то, что проповедуют некое «языческое панславянское единство». Крупнейшей на сегодняшний день организацией подобного толка в нашей стране является , который категорически и официально отвергает ряд неоязыческих доктрин, а также порицает идеологов неоязычества вроде Александра Хиневича, Баркашова, Юрия Петухова и многих других.

К примеру, Александр Хиневич – лидер неоязыческого культа *, к которой у правоохранительных органов в последние годы всё больше и больше вопросов. В общем, когда речь идёт о родноверии, то ни о каком идеологическом или даже просто номинальном единстве речи не идёт в принципе. Структурно в этом плане неоязычники очень похожи на неопротестантов, в среде которых постоянно методом раскола появляются всё новые и новые «церкви».

Впрочем, в той или иной степени все родноверы отличаются рядом характерных черт. В первую очередь, это христианофобия. Второй пункт, характерный для большинства родноверов – «этно-религиозный национализм», в большинстве случаев выраженный в радикальной форме.

Это весьма своеобразный взгляд на российскую историю, которую «украли» у язычников. Кто? Ну, понятно, христиане. Получается этакий политически-религиозный реваншизм. Нынешние российские власти в рамках родноверческих воззрений – тоже «оккупанты, враждебные вере и жизни по заветам предков».

Фото:

Патриотизм родноверов основан на принципе вероисповедания: то есть российскому неоязычнику куда ближе какой-нибудь украинский или адепт «РУН-Виры» (о котором речь пойдет ниже), чем такой же русский, но православный или агностик. Ну а мнение о действующей власти как об оккупационной естественным образом приводит родноверов не только на «Русские марши», но и в стан несистемной либеральной оппозиции. Ничего удивительного: позиция многих белоленточников по вероисповеданию заключается в лютой ненависти к традиционным религиям и в столь же горячей любви ко всем и всяческим тоталитарным культам.

Politrussia.com Собственно, ложным патриотизмом, возвратом к корням, реваншизмом, оппозиционностью, а также пропагандой здорового образа жизни и единоборств неоязыческие общины и притягивают к себе молодежь. Свою роль играет и некая сопричастность к тайне, к «истинной истории России, которую тщательно скрывают враги-христиане».

Здоровый образ жизни и спорт родноверами тоже воспринимаются весьма своеобразно. Например, не так давно правоохранители , где обнаружили не только склад запрещенной литературы, но еще и огнестрельное оружие с боеприпасами к нему.

Международные связи

Опять же, не стоит думать, что российские родноверы – это закапсулированная в себе этно-религиозная группа культов. Они контактируют и на международном уровне. Например, члены Союза славянских общин славянской родной веры в принципе не скрывают, что их «Союз проводит работу по объединению славянских общин в славянских государствах, а также сотрудничает с иностранными неоязыческими организациями и объединениями в Европе, США и Канаде».

Фото:

Более того, в своё время Европейский конгресс этнических религий не постеснялся предъявить претензии в разжигании межрелигиозной розни Русской Православной Церкви. В этот конгресс входят неоязыческие движения стран Европы, Азии и США.

В общем, весь этнический флёр и тяга к старине совершенно не мешают неоязычникам осуществлять вполне себе глобалистские проекты.

Тесно контактируют российские родноверы и с украинскими структурами. Более того, российских адептов неоязычества воюет в добробатах ВСУ против ополченцев ДНР/ЛНР. Что хоть и печально, но логично. Поскольку на Украине есть ряд сугубо неоязыческих парамилитарных подразделений, которые по идеологии куда ближе российским родноверам, нежели что-то «оккупационно-христианско-пророссийское».

На Украине уровень экстремизма местного неоязычества зашкаливает. Помимо традиционных родноверов, молящихся Хорсу на острове Хортица (остров в Днепре, который является этакой «запорожской Меккой» для украинских культистов), есть на Украине, например, «вотанисты» — поклонники Вотана, или Одина. Они активно участвовали в событиях Майдана, а потом организовали добровольческий батальон «Мёртвая Голова» ( стоит ли кому-то напоминать о дивизии SS Totenkopf?).

Существуют так же адепты — организации, первый центр которой появился в Чикаго и сооснователями которого были родители Екатерины Чумаченко, жены экс-президента Украины Виктора Ющенко. Надо ли говорить о поддержке Майдана этими украинскими родноверами, за кого они агитировали и к чему призывали? Мечта неоязычников сбылась: на Украине к власти пришли самые настоящие потомки древних укров.

Ложь неоязычества: не те, за кого себя выдают

Разговор про особенности родноверческих организаций можно продолжать если не до бесконечности, то очень и очень долго. Этот пласт культов весьма пёстр и широк. Как в России, так и на Украине, да и по всему миру. Однако следует все же вычленить главное.

Основа родноверия – это ложь, доходящая до шизофрении.

Когда родноверы говорят о некоем религиозном единстве – они имеют в виду постоянное дробление на культы, течения и секты.

Когда декларируют тягу к «истории предков, истокам и культуре», то речь идёт сугубо о квазиистории и современных авторских мифологических концепциях, а также откровенных исторических фальсификациях.

Когда говорят о толерантном отношении к другим вероисповеданиям, то подразумевают лютую христианофобию и жесточайшую полемику с инакомыслящими даже в собственной среде.

Когда утверждают, что родноверие – это не система и полная свобода, на самом деле подразумевается вступление в организации с жесткой иерархией и системой подчинения по военному или полувоенному образцу.

Когда говорят о политическом единстве и патриотизме, то им на самом деле видится дробление России на конгломерат «дружественных языческих государств» типа Ингерманландии, Великой Сибири и прочего Независимого Урала.

Когда утверждают, что они за спорт и здоровый образ жизни, то подразумевают боевую подготовку и максимально .

Больше того, когда родноверы рассказывают о том, что они – сугубо религиозное течение, они врут и здесь, поскольку на сегодняшний день этот вид неоязычества политизирован максимально возможным образом. И политизирован именно в ключе тотального неприятия российских политических реалий.

Иными словами, родноверы – это не просто не совсем то, чем они кажутся на первый взгляд, а нечто радикально, на сто восемьдесят градусов, иное.

(* — религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов решением Омского областного суда от 30.04.2004 ликвидирована, запрещена в РФ; несколько ей подобных организаций инглиизма также )

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

21 августа на внеочередном заседании Совета депутатов муниципального округа Лосиноостровский было рассмотрено обращение жителя Лосиноостровского района города Москвы — Е.И.Лебедева об установке в парке «Торфянка» языческого капища, сообщили «Русской народной линии» православные граждане северо-востока столицы.

Язычник Лебедев подготовил на рассмотрение Совета депутатов МО Лосиноостровский проект, который, по его мнению, является «уникальным с исторической точки зрения». Данная «уникальность» проекта заключается в «архитектурном ансамбле», который будет называться — «капищем», которое «развевало бы мифы о язычестве и родноверии».

По мнению Лебедева, «это было бы полезно молодому поколению и детям». Также он предложил вокруг данного «капища» в парке установить стенды «полезные» при изучении «язычества» и проводить «языческие праздники».

Лебедева поддержал муниципальный депутат — Бускин Игорь Владимирович (Место работы — Государственное автономное учреждение культуры города Москвы «Парк культуры и отдыха «Бабушкинский», директор), который предложил организовать «капище» не только в парке Торфянка, но и в других скверах и парках Москвы.

По мнению Лебедева, «капища» должны быть сделаны сторонней организацией, которая имеет опыт реконструкции на основании раскопок.

Также главой муниципального округа Лосиноостровский Федоровой Анной Александровной было зачитано обращение Лебедева, который в нем просит демонтировать Православный крест, находящийся по адресу — Осташковский проезд вл.4 (парк «Торфянка) и вместо него поставить камень в честь «Перуна».

Данное обращение было принято к сведению Советом депутатов МО Лосиноостровский. Глава управы Лосиноостровского района города Москвы — Литовченко Павел Павлович, присутствовавший на заседании Совета депутатов МО Лосиноостровский, сказал следующее: «Я ничего в этом плохого не вижу. У нас много еще будет благоустройств и поэтому ничего в этом плохого нет! Нужно только проработать отходы и проходы. Может быть, всё это рассмотреть более-шире».

Депутат МО Лосиноостровский Бускин Игорь Владимирович расширил это предложение и сказал, что «капище» можно организовать в парке «Торфянка»: «Прям на поляне, даже не огораживая территорию (чтобы не пришлось ждать 5 лет после благоустройства сквера т.к. в течение этого срока после благоустройства территории — любые работы там запрещены)».

«Эта идея хорошая! Ничего плохого тут нет», — заключил свою речь депутат Бускин.

Несмотря на то, что обращение Лебедева было принято «к сведению», депутат МО Лосиноостровский Федорова Наталия Николаевна предложила обязательно вернуться к данному вопросу в ближайшее время, т.к. никто не возражает против установки «капища» в парке «Торфянка».

В редакцию «Русской народной линии» поступило обращение обеспокоенных православных граждан северо-востока Москвы:

«Мы прекрасно понимаем, что депутаты Совета депутатов Муниципального округа Лосиноостровский, ровно, как и глава управы Лосиноостровского района, не имея исторического образования, готовы принять любое мнение — насколько абсурдным оно ни было бы. В последнее время на территории России появилось много так называемых «язычников», которые объединяются в своем стремлении реконструировать дохристианские обряды славян, которые были утрачены много столетий назад. Желающие восстановить славянское язычество в основном опираются на свои личные фантазии, т.к. никакой живой традиции славянского язычества не сохранилось. Давайте посмотрим на результаты археологических раскопок официальных археологов на месте поселений славянского племени вятичей — упоминаемых Лебедевым на выступлении перед депутатами Лосиностровского района.

Вот результаты археологической экспедиции в Тульской области в 2019 году, которая была больше всего заселена вятичами: Из находок мы видим один амулет и часть глиняного горшка. И это, по мнению археологов, находки на месте древнейшего города вятичей — Дедославля.

А вот результаты соседней с Тульской — Липецкой археологической экспедиции, тут было найдено даже капище. По мнению профессиональных археологов, «капище» — это груда камней и остатки ритуально убитых животных. На древнем капище по мнению официальных археологов — убивали животных. Будут ли убивать животных на «капище» в парке «Торфянка» так называемые «реконструкторы»? Ведь по мнению Лебедева, высказанном депутатам Совета депутатов МО Лосиноостровский и главе управы Лосиноостровский — они максимально точно хотят реконструировать «капище». Также на Липецком капище племени вятичей был найден могильник, то есть капище находилось на месте захоронения людей. Будут ли захораниваться человеческие останки в парке «Торфянка» «реконструкторами», как это делали древние вятичи? Но несмотря даже на эти находки — ничего исторически ценного на поселениях древних славян найдено не было. Ничего кроме — христианской святыни, которая говорит о том, что уже в 12-13 веках вятичи принимали Православие и переставали ритуально убивать животных и своих сородичей.

Оставшиеся археологические раскопки на территории Московской области подтверждают то, что развитие культуры древних славян проходило только после принятия ими Православия, а до этого представлялось скудным набором глиняной посуды, разнообразных бусинок и шумящих «утиных лапок». Единственное, что возможно реконструировать, судя по археологическим раскопкам — это жертвоприношения у каменного алтаря.

Авторитетный среди язычников исследователь Б.А.Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси» пишет, что городище Бабина Гора на берегу Днепра, существовавшее на рубеже эр и принадлежащее древним славянам, было языческим святилищем, где приносились в жертву младенцы. Свидетельством тому исследователь считает детские черепа, захороненные неподалеку без инвентаря, которым было принято сопровождать обычные погребения.

Также из большинства найденных древнеславянских берестяных грамот немало текстов на христианские церковные темы, но нет вообще ничего языческого. Если бы в языческий период у Руси было что-то великое, то от него остались бы свидетельства. Например, в древнем Египте была великая цивилизация, и чтобы потом не случилось с потомками древних египтян, величие их древности и сейчас — очевидно всякому, пирамиды не спрячешь! Тоже самое с греками и римлянами — эти земли усеяны свидетельствами живших там народов. А от дохристианской Руси ничего не осталось, поскольку оставаться было нечему. Все древние постройки, сохранившиеся до нас от наших далеких предков — это христианские храмы!

К сожалению, пропаганда неоязычества уже приносит горькие плоды для нашего народа:

— в 2005 году в Твери — неоязычники подожгли Храм Серафима Саровского;

— в 2008 году — неоязычники взорвали бомбу в Никольской церкви в московском районе Бирюлево-Западное;

— в 2008 году студент-неоязычник порубил топором мемориальную плиту и деревянный крест на территории Пензенского онкодиспансера;

— в 2009 году неоязычники устроили поджог Казанского храма города Санкт-Петербурга;

— в 2009 году во Владимире неоязычник бросил взрывпакет в окно храма святых Кирилла и Мефодия;

— в 2010 году неоязычники подожгли часовню святого Александра Невского в Орле;

— в августе 2013 года неоязычники подожгли Петровский храм в г. Санкт-Петербурге;

— 9 февраля 2014 года в Южно-Сахалинске неоязычником Степаном Комаровым в Храме были убиты монахиня Людмила (Пряшникова) и Владимир Запорожец;

— в Челябинске в 2015 году неоязычниками был совершен поджог строящегося деревянного храма;

— в 2018 году неоязычником был подожжен храм на ул. Лодочная г. Москвы;

— в 2018 году неоязычниками был подожжен деревянный храм Иконы Божьей Матери «Умягчение злых сердец», а также деревянный домик воскресной школы в районе Косино-Ухтомский.

Такую вот «традицию» собрался преподавать язычник Евгений Лебедев молодому поколению в сквере «Торфянка» под одобрения муниципальных депутатов и главы Управы?

В 2019 году неизвестными вандалами два раза уничтожался Православный крест на ул. Менжинского дом 48. (г. Москва), установленный в честь воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. Именно на этот крест высказывал свои претензии язычник Лебедев, добиваясь принятия судом первой инстанции решения, теоретически открывающего возможность сноса этого поклонного креста.

Также Лебедев является фигурантом уголовного дела по ст. 213 УК РФ (хулиганство) и на квартире у него не раз проходили обыски, а сам он неоднократно задерживался сотрудниками полиции и доставлялся в отдел МВД по району Лосиноостровский.

Хотим обратить ваше внимание на то, что в видеозаписи с заседания Совета депутатов МО Лосиноостровский (с 27 минуты 07 секунды) главой Муниципального округа Лосиноостровский — Федоровой Анной Александровной зачитывается обращение Лебедева, в котором говорится следующее: «Прошу рассмотреть вопрос об установки камня перуна для жителей Лосинки, которые придерживаются языческого мировоззрения, чтобы у них было место куда можно было бы пойти и отдохнуть». Получается, что все так называемое противостояние в парке «Торфянка» сводилось всего лишь к тому, что представители неоязыческого мировоззрения устроили конфликт на основе религиозной неприязни к Православным жителям Лосиноостровского района.

А вот чем заканчивается установка таких капищ, мы можем наблюдать на примере соседнего с Российской Федерацией государства: в 2017 году на территории Украины в городе Мариуполе бойцами карательного батальона «Азов»* было установлено аналогичное языческое капище. Но более шокирующая информация пришла от заместителя командующего оперативным командованием ДНР Эдуарда Басурина: исповедующие славянское язычество военнослужащие ВСУ («Азов»*) принесли в жертву перуну, считавшегося ранее пропавшим без вести местного жителя.

Знают ли про этот случай депутаты Совета депутатов Лосиноостровского района и глава Управы? Или будут также принимать участие в «жертвенных приношения в честь перуна»?

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что часть депутатов Муниципального округа Лосиноостровский и чиновников Управы Лосиноостровского района настолько слилась в своих мировоззрениях с противниками Православной веры, что готовы исполнять любые их прихоти, какими бы абсурдными они ни были. Мы, Православные граждане Лосиноостровского района и других районов Северо-Восточного округа города Москвы, долго слушали сладостные и «успокаивающие» речи различных чиновников и депутатов округа и ждали какого-то результата. Но «результат» показывали только противники Православной веры, которых с удовольствием слушают в Советах депутатов, в Управах и Префектурах.

И если чиновники и депутаты потеряли все какие возможно нравственные ориентиры, даже не религиозного, а простого человеческого облика, и готовы поддерживать пропаганду жертвоприношений, то тогда мы как граждане своего родного города и нашего родного района ответственно заявляем, что не допустим строительство и возведение всяких сатанинских капищ!»

  • Главная
  • »

  • Оккультные
  • »

  • Неоязычники
  • »

  • Ловушка неоязычества. Опасные заблуждения современной молодежи

Двадцатый век — эпоха тяжёлых потрясений во многих сферах жизни. Ломка устоев, быстрая смена идеологий, социальная неустроенность, разочарованность в традиционных религиях, ощущение духовной пустоты — всё это и многое другое послужило причиной возникновения многих новых религиозных движений (НРД) и сект. Наряду с псевдобиблейскими и псевдохристианскими НРД (вроде «Свидетелей Иеговы»), а также НРД, возникшими на базе восточных мистических учений и практик, подчас изменённых до неузнаваемости (например, движение кришнаитов), всё большее распространение получают неоязыческие НРД.

О чём говорит сам термин «неоязычество»? Что такое язычество — нам известно. Так называется совокупность дохристианских народных верований, обрядовых и магических практик. Приставка «нео-» означает «новое». Таким образом, речь идёт о новом язычестве. Важно отметить это различие между неоязычеством и традиционными этническими культами (т. е. собственно язычеством). Последние имеют в той или иной степени сохранившуюся традицию и распространены, как правило, среди народов, отчасти сохранивших архаический образ жизни. В России это волжские, северные, сибирские и дальневосточные народы: марийцы, якуты и другие. Неоязычество же всегда подразумевает разрыв традиции. Действительно, можно констатировать факт: славянское язычество умерло. Да, в нашем народе веками сохранялись некоторые архаичные обряды, пред­ставления о мире, кото­рые можно связать с дохристианскими верованиями. Конечно, встречалось «двоеверие», существовало т. н. «народное христианство», вобравшее в себя некоторые пережитки язычества. Всё это объясняется известной фразой Лескова: «Русь была крещена, но не просвещена». Но можно отметить и то, что многое зависит от интерпретации: некоторые праздники и обряды получили христианское переосмысление, были как бы «воцерковлены». Например, масленица — языческий обычай провода зимы, стала частью сыропустной седмицы перед Великим Постом, временем примирения с ближними и прощения обид. (Именно на этом следует акцентировать внимание в наше вре­мя, а вовсе не на обряде сжигания чучела, действительно имеющим языческое происхождение и нередко травмирующим психику ребёнка).

Так или иначе, практически с момента Крещения Руси мировоззрение нашего народа стало преимущественно христианским. Какой-то чётко оформленной языческой традиции не сохранилось. Справедливости ради следует отметить, что часть неоязычников признаёт это и говорит о «реконструкции» древних верований, которая, впрочем, редко имеет серьёзное научное обоснование. Некоторые идут и дальше, открыто заявляя о синкретич­ности своих учений. Однако многие утверждают преемство традиции, якобы сохранившееся тайными волхвами. Поэтому они не приемлют приставку «нео-«, а либо говорят о себе как о язычниках, либо дают другие названия, наи­более распространённое из которых в России — родноверы.

Соответственно, сама их религия (если возможно говорить о неоязычестве как о религии) полу­чило название «родноверие». Наряду с родноверами, в России имеются и другие неоязычники — но я говорю именно о родноверии как наиболее ярком и опасном направлении неоязычества. Ещё в 1934 г. на территории Галичины было основано движение «Родная вера». Позже возникла организация под названием «РУНВира», основатель ко­торой Лев Силенко имел связи с абвером, а позже провозгласил себя «пророком», украинцев же называл «ориями» (ариями), приписывая им заслугу создания основ мировой цивилиза­ции. И ныне «рiдновiри» из разных организаций весьма активны на территории Украины… Показателен следующий недавний случай: в Черкасской области летом 2014 г. была официально зарегистрирована как славянские неоязычники религиозная община «Божичи», после чего выяснилось, что это общество себя позиционирует как сатанисты.

Истоки же российского родноверия относятся к 1970-м гг., причём интересно, что его идеи продвигались не только самиздатом, но и издательством «Молодая гвардия», которое начало издавать альманахи «Тайны веков» и «Дорогами тысячелетий». Это находило поддержку со стороны ЦК ВЛКСМ, в котором считали возможным увлечь таким образом молодёжь. Немалую роль сыграла т. н. «Велесова книга», появившаяся в среде русских эмигрантов как якобы первоисточник, сообщающий о славянской истории и верованиях самых древних времён. У последующих неоязычников она получила статус чуть ли не «священного писания» и до сих пор сохраняет своё значение (хотя и не все современные неоязычники опираются на неё). Существует научное опровержение этой книги, но оно гораздо менее известно — так же как псевдонаучные опусы лжеисторика Фоменко популярны гораздо больше, чем труды серьёзных историков. Т.о., можно утверждать, что по крайней мере у истоков неоязычества есть в т.ч. и политические причины. В 1980—1990 гг. возникло довольно большое число неоязыческих общин, которые росли, объединялись друг с другом и распадались. Процесс развития неоязыческих организаций продолжается по сей день.

Родноверие не имеет единого лидера, общей структуры и подразделяется на множество организаций и групп, взгляды которых существенно различаются. Родноверческие общины и объединения могут быть как авторитарными, так и весьма аморфными. Многое зависит от лидера(-ов), их взглядов и политики в отношении рядовых членов. В ряде случаев родноверческие группы имеют признаки тоталитарных сект. Среди внешних факторов возникновения и развития родноверия исследователь А. Гайдуков выде­ляет следующие: Социально-культурный фактор: распад единой официальной идеологии, навязываемой в СССР на протяжении десятилетий. В 1980-е годы и даже ранее уже многие представители творческой интеллигенции понимали её абсурдность и искали альтернативу — пустота в душе должна быть чем-то заполнена. В перестроечные времена люди обратились к духовному наследию предков. Большая часть населения нашла себя в Православии, но некоторые увлеклись поиском новых путей «духовного развития». Тогда-то и сложился интерес к дохристианской культуре, подогреваемый в т. ч. трудами «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси» академика Б. А. Рыбакова, а также последовавшими за ними научно-популярными изданиями, беллетристикой, фольклорными ансамблями и т.д.

К сожалению, эта же тенденция продолжает сохраняться и сейчас. Социально-экономические и социально-структурные условия: социальные потрясения и экономическая неустроенность также сыграли свою роль. Стремление к «золотому веку», светлому прошлому — будь то 1913 г. или же идеализированный дохристианский языческий период — характерны для эпохи перемен. При этом решение вопроса «кто виноват?» приводит к национализму, антисемитизму и ксенофобии, весьма свойственным неоязычеству. Социально-политический фактор связан с экономическим. Среди неоязычников заметно, особенно в по­следнее время, стремление оказать влияние на власть и общество в целом, добиться политического призна­ния. Эти факторы и сейчас могут привести людей к неоязычеству. В «группе риска» оказывается и молодёжь, в т. ч. старшего школьного возраста, со свойственным ей юношеским максимализмом, отвержением авторитетов, желанием создать контркультуру, и, наконец — не всегда осознанным стремлением определить смысл своей жизни. Родноверие создаёт иллюзию ответов на все вопросы. Суррогат духовности (обряды, ритуалы, нередко носящие оккультный характер), шаблонная идеология (дескать, «была светлая родная вера предков, а потом наступили тёмные века чужеродного христианства»), призыв к действию (от «слияния с природой» до «мочить христиан») — всё это захватывает, соответственно, чувства, ум и волю молодых людей. При вовлечении в неоязыческие структуры нередко используются психологические приёмы, свойственные деструктивным сектам. Так, для привлечения людей родноверческие группы предлагают принять участие в празднике, окунуться в «народные традиции», излечиться от болезней методами «традиционной медицины». На самом же деле происходит участие в неоязыческих обрядах, включая жертвоприношения — т. е. налицо явный обман.

Некоторые неоязычники совершают подмену понятий и называют себя «православными» («славящими правь»), «староверами». Среди членов организаций в той или иной мере имеет место контроль поведения, информации, мышления и эмоций. Формируется неоязыческая (а по сути – оккультная) система ценностей, идёт постоянное навязывание идей, пропагандируемых группой. Мир разеляется на «своих» и «чужих». Идёт культивирование идей расизма, национа­лизма, шовинизма. В ряде случаев — политическая антиправительственная пропаганда. Могут быть вмешательства в личную жизнь адепта. Практикуются ритуальные действия, направленные на поддержание контактов с «богами». Наряду с организованными формами родноверия большой вред приносит распространение его идей через литературу, интернет, масс-медиа, центры рукопашного боя и т. д.

Например, среди юношей определённой популярностью пользуется так называемая «славяно-горицкая борьба», разработанная А. К. Беловым и неотделимая в своей основе от неоязычества. Известный боксёр А. Поветкин демонстративно позиционирует себя как «язычника», подавая пример своим болельщикам. Неоязычество имеет свою музыкальную культуру, причём разных стилей: фолк, рок, металл и др. Абсолютное большинство молодёжи использует для общения интернет, в т. ч. социальные сети: «В контакте», «Фэйсбук» и др. Ярким примером нео­языческой пропаганды может служить серия фильмов «Игры богов», широко распространяемая именно в сети интернет. Она содержит ряд опасных мифов, в т. ч. антихристианских, а происходит из т. н. «Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов» под руководством А. Хиневича, осуждённого в 2008 г. за экстремизм. К сожалению, ряд неоязыческих мифов совершенно серьёзно воспринял известный сатирик Михаил Задорнов, который и популяризирует их с 2006 г., увлекая своим личным обаянием.

Страшное действие произвела книга «Удар русских богов», вышедшая под псевдонимом В. А. Истархова и выдержавшая несколько переизданий. Она трактует иудаизм, христианство, масонство и коммунизм как «еврейские религии, созданные как информационное оружие для захвата и установления мирового господства высшей еврейской олигархией и их сатанинскими хозяевами» и призывает разбудить «дремлющие силы» в русском народе на основе якобы ведических верований. Многие неоязычники-родноверы формировали своё мировоззрение на основе этой книги. Выяснилось, что А. Копцев, напавший зимой 2006 г. на прихожан московской синагоги, имел «Удар русских богов» в качестве настольной книги. Сейчас она включена в федеральный список экстремистских материалов, как и некоторые другие образчики неоязыческой литературы. Ещё пара примеров. В 2004–2005 годах в Санкт-Петербурге действовала безымянная группа нацистов (условно называемая БТО – боевая террористическая организация), созданная Алексеем Воеводиным и Дмитрием Борови­ковым. Ранее, будучи скинхедами, они посещали языческие обряды, принимали «родноверческие» имена и издавали журнал «Гнев Перуна». Отличительная черта БТО – ненависть к Православию. Как сообщали СМИ, Боровиков и его команда всерьез об­думывали теракты в церквах, поскольку считали, что взрывчатку легко пронести в храм и спрятать куда-нибудь за икону. В 2010 г. получили различные сроки заключения трое скинхедов, совершившие ряд убийств и организовавшие несколько терактов в 2008—2009 гг., в т. ч. взрыв в храме Святителя Николая в Бирюлёво (Москва) и попытку взрыва в ресторане «Макдоналдс». Как выяснилось, в основе их преступлений лежала националистическая и неоязыческая идеология.

Одна из самых активных (по данным Генеральной прокуратуры) экстремистских организаций в России — «Северное братство» — также руководствовалась в своей антигосударственной деятельности неоязыческим учением, соединённым с идеями национализма и сепаратизма (лозунг: «Русь против России»). Её участники взаимодействовали через интернет. Что может быть признаком принадлежности человека к неоязычникам или увлечения их учением? Это могут быть внешние символы: «звезда Сварога», «коловрат» и разного рода свастики, различные обереги и миниатюрные идолы; слушание соответствующей музыки, чтение литературы, насыщенной неоязыческой символикой и сюжетами (в т. ч. и художественной, фэнтэзийной). Но главное, конечно, сами идеи, носителем которых становится человек. Если в своей речи он использует хотя бы некоторые из основных положений (по сути — мифов) неоязыческой доктрины, цитирует характерные лозунги, в т. ч. имеющие националистическую окраску — есть все основания полагать, что он заражён идеями неоязычества. Правда, не всегда этот факт можно своевременно выявить и должным образом отреагировать.

К сожалению, действия властей в отношении неоязычества (как и в случае с другими НРД и сектами) далеко не всегда носят упреждающий характер. Чиновники нередко предпочитают их «не замечать», пока не случится какая-нибудь трагедия. В то же время молодёжь, обрабатываемая идеологами родноверия, легко впитывает их учение. Для того, чтобы противостоять этому вовлечению, надо, конечно, не только опровергать ложные мифы неоязычников — необходимо показывать подросткам красоту и истинность православного христианства. Вероучительные положения неоязычников-родноверов весьма разнообразны. Не все из них считают себя политеистами, т. е. почитателями различных богов — есть и пантеисты, и монотеисты, полагающие почитаемых ими богов проявлениями Единого Бога. Множественность религиозных концепций оформилась в характерном утверждении: «Сколько родноверов, столько и родноверий». Обряды, календарь праздников, символика в разных группах могут иметь очень большие отличия. Для неоязычества характерен крайний субъективизм (каждому родноверу бог является напрямую; человека кто-то или что-то «ведёт», его волей кто-то руководит). Нет объективных критериев нравственности. Нет и ясных взглядов на смысл жизни и посмертную участь человека.

Для сравнения — в христианстве есть чёткое богословское учение, взаимосвязанное с нравственными представлениями и со всем строем жизни. Все христиане веруют, что Бог Един в трех Лицах – Отец, Сын и Святой Дух; Он — Творец вселенной. Иисус Христос – Сын Божий, воплотившийся Бог, спасший человечество Своей крестной смертью, и Своим Воскресением даровавший верующим в Него победу над смертью и дьяволом. Мы вступаем в завет (союз) с Богом через Крещение, спасаемся от греха, дьявола, смерти; обретаем вечную жизнь с Богом в Его Царствии. Цель жизни человека – добровольное соединение с Богом в любви.

Следует также отметить, что родноверы имеют ряд исторических мифов, которые находят отклик у патриотически и националистически настроенной молодёжи. Одни из мифов носят положительный характер — о древних славянах, их истории, быте, верованиях, обрядах. Другие — отрицательный: о христианах, о евреях и т.д. К официальной истории, хронологии, датировкам отношение у родноверов скептическое. Из летописей и археологических исследований принимают только то, что соответствует их взглядам на историю. Среди отрицательных мифов родноверов можно чётко выделить большую группу антихристианских. Это мифы, очерняющие христианство вообще и Русскую Православную Церковь со всем её историческим существованием — в частности. Один из основных родноверческих тезисов: «Христианство — это жидовская вера». В «лучшем» случае оно объявляется чисто национальной иудейской религией, в худшем — тайным проектом, направленным на порабо­щение всего мира. Конечно, в связи с этим провозглашается лозунг: «Христианство — религия рабов». В подтверждение этого ими вспоминается произвольно толкуемое выражение «раб Божий», а также представление о том, что христианство распространялось в первую очередь среди рабов — что с точки зрения истории является явным сужением полноты картины. Разумеется, родноверы никак не могут обойтись без мифа о том, что князь Владимир вводил христианство на Руси с помощью масштабного насилия — «крестил Русь кровью». Конечно, здесь необходим ответ историков-специалистов с привлечением всего научного аппарата и всех имеющихся результатов исследований.

Newsinfo http://www.newsinfo.ru/articles/2017-03-06/item/780972/

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.

Дорогие друзья, посетители нашего сайта — самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!

Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.

Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!

Заранее — огромное спасибо!

А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского

Неоязычники намерены оберегать свои
сакральные пространства. Фото со страницы
ССО СРВ в «ВКонтакте»

Отечественные правозащитные проекты пополнились еще одним, созданным Фондом традиционных религий. Он называется «Красная лента» и представляет собой «обновляющийся мониторинг гонений, нападений, конфликтов, актов агрессии и вандализма против последователей языческих традиций и религий коренных народов, проживающих в России». Задачи, которые поставил перед своим проектом Фонд традиционных религий, разъясняет ответственному редактору «НГР» Андрею МЕЛЬНИКОВУ религиовед Евгений НЕЧКАСОВ.

– Язычники решили пойти по пути «больших религий», которые осуществляют мониторинг гонений?

– Сама идея отслеживать такие случаи, систематично собирать их, сортировать по категориям и в дальнейшем анализировать – она на поверхности и не нова. Наш вклад состоит в том, что мы адаптировали этот формат под языческие реалии и постарались учесть не только неоязычество, но и религии коренных народов, где специфика немного иная.

– Неужели эксцессы, связанные с политеистическими верованиями, стали настолько регулярными, что требуется особый мониторинг?

– Эти эксцессы преследуют адептов как неоязыческих религий, так и традиции коренных народов десятилетиями, если мы говорим об истории современной России. Были случаи и в 1990-е, и в нулевые годы. В минувшем году был громкий скандал в Северной Осетии. Можно, конечно, спекулировать на относительности цифр: 20 случаев за один год, уже более десятка за другой – на фоне других стран либо групп верующих это «немного». Но суть не в том, чтобы регулярность эксцессов начала зашкаливать за сотни. Суть в том, чтобы свести их если не к нулю, то действительно к эксцессу в его этимологическом значении – к чему-то выбивающемуся из ряда вон, к экстраординарному.

– Как будет использована информация ленты? Последуют жалобы российским правоохранителям, иски в ОБСЕ?

– Проект только что презентован, и первый этап – это сбор и систематизация данных, а также привлечение общественного и экспертного внимания к этой информации. В ряде случаев дальнейшее движение дел зависит только от «потерпевших», в других их практически невозможно выделить в группу, когда речь в высказывании чиновника идет о каких-то абстрактных «неоязычниках вообще». К тому же в языческой среде существует устойчивое предубеждение против использования статьи об оскорблении чувств верующих.

– В описании ленты сказано, что большинство нападений на языческие объекты инспирировано близкими к РПЦ движениями. Что вы ответите тем, кто назовет этот мониторинг еще одним антиправославным проектом?

– Даже если какая-то языческая община начнет раздавать еду либо откроет социальный проект, например работный дом, – это тоже назовут антиправославным проектом, потому что РПЦ работает и в этих направлениях. В записях «Красной ленты» есть и некомпетентные высказывания чиновников, и случаи сомнительных по качеству экспертиз по делам, связанным с символикой. Нет задачи ловить за язык какую-то одну конкретную группу или институт.

– Согласны ли вы с обвинениями, что неоязычники участвуют в акциях против строительства православных храмов? Может быть, разгромы капищ – ответ им?

– Акции против строительства храмов начали происходить на волне известного проекта «200 храмов» в Москве. Самые громкие случаи были недавно – Торфянка, Екатеринбург. Как известно, даже некоторые православные верующие поддержали идею не строить либо перенести храмы из Торфянки и из сквера в Екатеринбурге. В то время как языческие капища и алтари разрушали и на протяжении 1990-х и нулевых и разрушают по сей день, как капище под Малоярославцем в 2019 году. Но достоянием информационного поля это стало с распространением интернета и социальных сетей в те же нулевые годы. Поэтому говорить о конфессиональной мести «храм за храм», наверное, будет неверно. Это просто modus vivendi наших оппонентов на протяжении веков.

– Что вы ответите на опасения, что русские родноверы слишком широко представлены в силовых и правоохранительных структурах России?

– Мы сделали несколько интервью с представителями родноверия и асатру (поклонников скандинавского язычества. – «НГР») в разных силовых структурах, от «кабинетных» до тех, кто работает «в поле». Опасаться тут нечего, можно гордиться. Но конфессиональную специфику тут перекрывает более широкая проблема отношения власти к гражданам, где правоохранительные органы выступают далеко не в прелестном свете.

– Вы разделяете традиционные верования народов России и современную неоязыческую реконструкцию? Можно ли родноверов считать в подлинном смысле традиционалистами?

– У традиционных верований коренных народов, скажем так, меньше проблем с признанием непрерывности либо полноты предания со стороны экспертов и общества. Хотя даже тут есть казусы, когда подлинность традиции, например, осетин или марийцев пытаются оспорить православные фундаменталисты. Вопреки консенсусу того же религиоведческого сообщества. Перед родноверием же стоит более объемная, но все же решаемая «техническая» задача по аргументации своих построений. К тому же языческим традициям не свойствен догматизм в целом, оглядка на какой-то абсолютно незыблемый канон или правила верификации.

Что касается традиционализма, то тут следует уточнить определение: являются ли родноверы сторонниками народничества с конфессиональным уклоном? Да, такое присутствует довольно широко. Являются ли родноверы последователями школы традиционализма Рене Генона, Юлиуса Эволы, Алена де Бенуа? Тоже да, но уже в меньшей степени.

– Делите ли вы язычество на традиционное и нетрадиционное для России? Например, будет ли лента включать события, связанные с неоиндуистскими организациями?

– Мы настаиваем на том, что есть потребность разграничивать (нео)язычество, которое опирается на достоверные данные истории, археологии, этнографии, лингвистики и других наук, и псевдоязычество, которое выдумывает 5000-летнюю историю «славяно-русов», пропагандирует псевдолингвистику, фэнтези-символику и теории заговора против истории славян.

В разделе «Вопросы и ответы» на нашем портале мы даем более точное определение и приводим списки самых ярких представителей non grata. Это касается как спекулянтов на славянской тематике, так и эксцентричных New Age движений неоиндуизма. В недавнем интервью с религиоведом Романом Шиженским мы затрагивали эту тему, и он согласился с тем, что «новые хронологии» и «планетарная история русов» наносят вред обществу и путают карты исследователям неоязычества. Но в рамках «Красной ленты» мы сознательно идем на смягчение этого правила. В том числе и потому, что общество, бюрократия и даже некоторые эксперты де-факто никак не различают условное «адекватное язычество» и писателей «языческого фэнтези». К тому же текущий объем случаев, которые попадают к нам, позволяет рассматривать каждый из них отдельно и выносить соответствующее коллегиальное решение.

– Согласны ли вы с тем, что неоязычество часто ассоциировано с экстремистскими движениями, националистическими, иногда даже неонацистскими?

– Мы согласны с тем, что политический радикализм предшествует любой форме религиозной аргументации. Если человек тяготеет к радикальным сообществам и острым идеям, то он найдет их в любой конфессии либо подстроит положения любой религии под свои политические нужды. Найдет радикального проповедника или пастыря на свой вкус. Язычество здесь ничем особо не выделяется. Те, кто всячески акцентирует и укрепляет связь «язычество = экстремизм», зачастую сознательно закрывают глаза на экстремизм представителей своей собственной конфессии. Наконец, сегодня в неоязыческой среде родноверия и асатру существует четкий тренд на легальную работу, регистрацию общин в Минюсте – со всеми вытекающими. Полноценное исполнение буквы закона – то есть дать язычникам зеленый свет на легальную деятельность – это лучший инструмент профилактики каких бы то ни было радикальных идей. Давление же порождает противоположный результат.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *