Роль священников в католичестве лютеранстве кальвинизме англиканстве

Содержание

Какова роль священников и церкви в кальвинистской и англиканской церкви? какая власть важнее духовная или светская в католической и лютеранской, в кальвинистской и англиканской церкви? прошу помогите через 2 часа в школу !! даю 36 балов

1)Роль священников в церкви:
Для начала необходимо объяснить ,что католическая церковь-это одна из основных религиозных институций в мире,самая большая христианская церковь,а лютеранство, кальвинизм и англиканская церковь это разновидности протестантизма,его основные течения,которые не подчиняются папе римскому.
Роль священников в католической церкви велика-они отпускают грехи,только они толкуют Библию и священники регулируют вопросы канонов совершения таинств .Спасение души возможно только через церковь,следовать необходимо через церковные заповеди.Католическая церковная иерархия строга,отделена от мирской жизни.Священники дают обед безбрачия.
В Кальвинистской церкви основу составляет община,священники не имеют сана,должности выборные и не общины подчиняются верховной власти. Избранные проповедники пресвитеры следят за нравственностью.Священники могут иметь семью.
Лютеранская церковь -община,выборности не существует,священники только объясняют библейские истины.Священники могут иметь семью.
Англиканская церковь-следует учению католицизма,но не подчинены римскому престолу,поэтому роль священников сохраняется ,как и у католиков. Преемственность иерархии,разделение на саны,священники совершают таинства Крещения, Причащения и Покаяния,отдают предпочтение женатым священникам.
2)Власть и церковь:
Католическая церковь-подчинение римскому престолу,духовная власть важнее, светские правители подчиняются Римскому Папе,собирают налоги и имеют право на продажу индульгенций.
Лютеранская церковь-главой является король,светская власть важнее,церковь подчиняется светским властям,запрещается свержение королевской власти.
Кальвинистская церковь-руководство совета пресвитеров светской и духовной жизнью.Консистория выборная,живут по правилам общины.
Англиканская церковь-глава церкви король,государство платит священникам.Светская власть главенствует над духовной,священники зависят от государства.

Появление основных течений протестантизма связано с немецкой реформацией XVI в. Направленное в целом против феодализма и освящавшего его католицизма, ре-формационное движение было неоднородным. В нем ясно различались умеренное направление (бюргерская реформация), боявшееся народа и готовое идти на компромисс с феодалами, и радикальное (народная, крестьянско-плебейская реформация).

Вождь бюргерской реформации Мартин Лютер (1483—1546 гг.) был одним из вдохновителей кровавого подавления крестьянского движения, сторонником сохранения крепостничества.

Народная реформация получила свое выражение в анабаптистских ересях. «Совершенно иной характер,— пишет Энгельс,— носила та ересь, которая являлась прямым выражением потребностей крестьян и плебеев и почти всегда сочеталась с восстанием. Разделяя все требования бюргерской ереси относительно попов, папства и восстановления раннехристианского церковного строя, она в то же время шла неизмеримо дальше. Она требовала восстановления раннехристианского равенства в отношениях между членами религиозной общины, а также признания этого равенства в качестве нормы и для светского мира. Из «равенства сынов божьих» она выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ»1. В ереси анабаптистов отразились стремления и интересы угнетенных масс немецкого народа. Во главе анабаптистов стоял Томас Мюн-цер (1490—1525 гг.), религиозная философия которого приближалась к атеизму, а политические идеалы — к утопическому коммунизму. Пророчества о близости страшного суда и тысячелетнего царства они использовали для обоснования своих идеалов утопического социализма.

Анабаптисты (перекрещенцы) требовали принятия крещения сознательно, а крещение в младенчестве считали противоречащим евангелию и практике ранней церкви.

Разгром восставших и казнь Мюнцера не положили конец народной реформации. В 1533 г. в расположенном близ Нидерландов городе Мюнстере анабаптисты захватили власть. Глава восставших Ян Матис связывал второе пришествие Христа с социальным переворотом, который должен быть подготовлен революционным вы* ступлением самих анабаптистов. В течение 14 месяцев анабаптисты обороняли свою общину, но она была уничтожена, и ее руководители после долгих пыток казнены.

Анабаптисты в Германии были разгромлены. Затем они появляются в Швейцарии, в Нидерландах, в Англии. Но здесь они отказались от революционной борьбы и перешли к проповеди мирного переворота и непротивления злу насилием.

Протестантизм формировался, таким образом, в ожесточенной классовой борьбе. Будучи духовным детищем буржуазии, очень разнородной по своим интересам и уровню развития различных групп, он с самого начала возникает в виде ряда течений. Со временем реформированию подверглись сами протестантские религии, в результате чего от первоначальных форм протестантизма отпочковались вторичные формы, от вторичных — третичные. Этот процесс образования в протестантизме все новых и новых групп и течений продолжается и в наше время.

Главными протестантскими течениями, возникшими в XVI в., были лютеранство, кальвинизм и англиканство.

Лютеранство существует в 68 странах мира. Это самая многочисленная ветвь протестантизма. Главными лютеранскими странами являются Германия, Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия. В США лютеран по численности превосходят только католики, баптисты и методисты.

Название течения происходит от имени религиозного реформатора Мартина Лютера. Именно его выступление против римского папы и послужило сигналом для общего восстания в Германии против Рима. Германия в XVI в. находилась в состоянии феодальной раздробленности, затруднявшей ее политическое и экономическое развитие. Вследствие этой раздробленности она более других стран страдала от поборов католической церкви. Ни в одной другой стране папские агенты не получали таких доходов, не вели такой бесстыдной торговли индульгенциями. Крестьяне и ремесленники находились здесь под двойным гнетом: собственных феодалов и римских первосвященников. И борьба против этого гнета происходила в силу самих исторических условий в форме борьбы одной религиозной идеи против другой, поскольку господствующей формой общественного сознания была религия. За борьбой религиозных идей скрывалась борьба классовая, борьба политическая. Вот почему, когда в 1517 г. Лютер бросил вызов римскому папе, прибив к дверям церкви в Виттенберге свои 95 тезисов, обличавших злоупотребления католицизма, этот простой монах был поддержан не только немецким бюргерством, но и князьями, тяготившимися своей зависимостью от Рима и от императора Священной Римской империи. Выступление Лютера быстро переросло в мощное общегерманское социально-политическое движение. По Аугсбургскому религиозному миру (1555 г.) лютеранство в Германии стало таким же полноправным культом, как и католичество, по принципу: чья страна, того и вера. Князья могли каждый в своем княжестве делать выбор между лютеранством и католичеством для своих подданных.

После революции 1918 г. церковь в Германии была отделена от государства, во главе церквей в землях вместо князей оказались синоды, возглавляемые епископами, избираемыми на восемь лет и пользующимися большой властью. С 1922 г. лютеранство в Германии существует в виде федерации с кальвинизмом.

В 1933 г. возникла инспирированная нацистами Германская евангелическая церковь; против нее выступали конфессиональные церкви, объединившие лютеран, не желавших подчинения церкви нацистскому государству. Эти лютеране подвергались преследованиям и жестоким репрессиям со стороны нацистов.

После второй мировой войны лютеранско-кальвини-ческие церкви в Германии организованы в основном по землям. Возникшая в 1948 г. Единая евангелическая лютеранская церковь Германии имеет два центра: один — в ГДР, другой — в ФРГ.

В скандинавских странах лютеранство является официальной религией, получающей прямую поддержку от государства. Епископы в этих странах назначаются государственной властью, ею же созываются и церковные ассамблеи. В США существует около двадцати самостоятельных лютеранских церквей. Эмигрировавшие в США датчане, финны, исландцы, норвежцы, шведы, немцы, латыши, эстонцы и др. создавали свои национальные церкви.

Основу лютеранской церкви составляет община, или конгрегация, автономная только в своих местных делах. Она управляется выборным церковным советом во глазе с пастором, который приглашается и избирается общиной на неопределенный срок, но ею не смещается. Таким образом, демократизм в лютеранстве весьма ограничен. Лютеранство не централизовано в международном масштабе, как католицизм, хотя всемирное объединение лютеран— Всемирная лютеранская федерация — и существует. Входящие в федерацию церкви полностью сохраняют свою самостоятельность. Это не авторитарный орган, каким, например, является Ватикан, а лишь координационный центр.

По своему вероучению лютеранство остается почти неизменным со времени Лютера. Основной источник вероучения — «священное писание», главным образом евангелия. Но есть у них и свое «священное предание», свои богословские традиции и авторитеты. Принципы лютеранства изложены в «Аугсбургском вероисповедании», «Большом» и «Малом» катехизисах Лютера и в других символических книгах, сборник которых называется «Книгой согласия» (1580 г.).

Лютер считал, что разум не может познать сверхъестественное, что только одна вера может проникнуть в тайны религии, ее мистерии, чудеса и догмы, но не постигнуть их. Современные лютеране придерживаются той же точки зрения.

Человек, утверждал Лютер, по самой своей природе лишен всякой способности к добродетели и постоянно стремится к злу, что все хорошее в человеке от бога. Современное лютеранство особенно широко использует в своей религиозной пропаганде этот миф о всеобщей греховности людей. Человек, по лютеранскому вероучению, не может добиться прощения своих грехов перед богом собственными силами, заслугами, делами, но «оправдывается» исключительно милосердием Христа через дар веры, то есть люди могут быть хорошими только в той мере, в какой они верят в Христа и благодаря Христу. Не считая духовенство наделенным «сверхъестественными силами», лютеранство, как и протестантизм вообще, отвергает таинство священства и таинство отпущения грехов. Церковь и обряды в лютеранстве сохраняются, но здесь их роль значительно меньше, чем в католицизме и православии. Лютеранство не было последовательным не только в устройстве церкви, но и в осуществлении требования дешевой церкви. Иконы, мощи, культ святых, богородицы им упразднены, но сохранены скромные облачения, алтарь, крест. Большое место в лютеранском богослужении занимают проповеди, религиозные гимны и органная музыка.

От прежнего, воинствующего антикатолицизма в лютеранстве теперь не осталось и следа. Ныне многие лютеранские руководители выступают за объединение всех христиан против коммунизма.

В Россию лютеранство проникает сразу же после своего возникновения. Обычно оно было связано с немецким влиянием и распространено среди иностранных подданных. В настоящее время в СССР лютеранство существует в Прибалтике; эстонская и латвийская евангелическо-лютеранские церкви объединяют, как и в Германии, не только лютеран, но и кальвинистов.

Лютеранская церковь была важным оплотом фео* дально-помещичьего строя в Прибалтике. Будучи владельцами церковных имений, пасторы сами участвовали в жесточайшей эксплуатации крестьянства. Это тесное единение эксплуататоров и служителей культа находило свое яркое выражение в том, что порядок барщины — указания, куда и когда являться на работу,— объявлялся обычно по окончании богослужения с церковной кафедры.

Понятно, что от использования лютеранства не могла отказаться и эстонская националистическая буржуазия. С приходом к власти она превратила его в оплот своей кровавой диктатуры и передала лютеранской церкви руководство всем народным образованием. Лютеранские пасторы в Эстонии одинаково усердно служили и немецким баронам, и русскому царизму, и националистической буржуазной диктатуре, и немецкому фашизму.

Другим направлением в протестантизме является кальвинизм, в котором особенно ярко проявилась буржуазная сущность этой религии, ее антифеодальная и антинародная направленность.

Кальвинизм сложился немного позже лютеранства, в городе-государстве Женеве, международном торговом и ремесленном центре того времени. Там протекала деятельность выходца из Франции Жана Ковена (1509— 1564 гг.), или в латинизированном варианте — Кальвина, который стал после смерти реформатора Ульриха Цвин-гли главным продолжателем его вероучения. Как и Лютер, Кальвин боролся на два фронта: против католицизма и против народной реформации. В своем первом теологическом произведении «Сон души», а также в написанном уже во время деятельности в Женеве «Кратком наставлении против заблуждений анабаптистов» он резко критиковал их за пантеизм и рационализм. И эта критика не была только книжной. Захватив власть в Женеве, Кальвин установил там режим жестокого религиозного террора. В каждом районе выделялись особые лица, которые следили за религиозным и деловым рвением жителей. Всех инакомыслящих жгли на кострах. Только в первые четыре года своего правления Кальвин из 15 тысяч жителей Женевы упрятал в тюрьму 900, казнил 60, изгнал более 70. Многие женщины были сожжены как «ведьмы». Женевец Грюе после ужасных пыток был умерщвлен: во время обыска у него были найдены записки, в которых высказывалось сомнение в бессмертии души и боговдохновенности Библии.

В своей борьбе против католичества Кальвин шел дальше Лютера. Из некогда веселой и жизнерадостной Женевы он создал мрачное теократическое государство, где правили святоши. Любое проявление жизнерадостности, в том числе музыка, пение, танцы, запрещалось. За смех штрафовали. Были запрещены светлые костюмы и модные прически, создана своего рода полиция нравов, упразднены почти все религиозные праздники. В воскресенье совершенно не разрешались какие-либо увеселения и развлечения. Женевцы должны были проводить этот день за чтением Библии. Непосещение церкви каралось самым жестоким образом.

Этот крайне суровый образ жизни, мирской аскетизм как нельзя лучше выражал дух эпохи первоначального накопления: вся жизнь была подчинена одной цели— обогащению, накоплению капитала, скопидомству.

Кальвинизм дальше, чем лютеранство, пошел в вопросах устройства церкви, ее взаимоотношений с государством, в удешевлении культа.

Руководство церкви избирается членами общины, но главным авторитетом в делах веры и всей жизни верующих является все же не община, а пресвитерия, состоящая из выборных лиц из мирян — пресвитеров, которые руководят несколькими общинами. Через пресвитерию буржуа осуществляют свою диктатуру над массой рядовых верующих. Кальвинизм идет дальше, чем лютеранство, в упрощении и удешевлении культа. Он отбросил сохранившиеся в лютеранстве религиозные картины, хоры, облачения. В кальвинистских церквах нет живописи, амвона; вместо него стоит стол, накрытый простой скатертью.

Как и лютеранство, кальвинизм считает религиозные догмы и разум несовместимыми. В своей главной работе—»Наставление в христианской вере» Кальвин заявляет: бог всемогущ; доказать, что он существует, нельзя. Это, по его мнению, дело веры, а не разума; существование бога для избранных очевидно.

Центральное место в кальвинизме занимает догмат о божественном предопределении, согласно которому судьба человека, его жизненный путь, все успехи и неудачи зависят не от происхождения или способностей, а исключительно от предопределения, от вынесенного богом решения: кого он предназначает для вечного блаженства, того отмечает своими милостями и при жизни. Вслед за Августином Кальвин говорит: люди настолько «греховны», что даже самые прилежные из них в делах веры не могут спастись своими усилиями. Спасение поэтому совершенно не зависит от воли и желания людей. Бог с самого начала предопределил одним гибель, а другим спасение. Поэтому, согласно кальвинизму, человек «спасается» вовсе не потому, что он верит в бога. Он, напротив, имеет дар веры потому, что избран богом.

Казалось бы, что это фаталистическое учение должно было вызвать у протестантов волну апатии. Но на самом деле кальвинисты были особенно ревностны в обогащении. И это также нашло свое обоснование в вероучении кальвинизма. Согласно учению Кальвина, никто не может знать, избран ли он богом или нет. Вероятным свидетельством избранности может быть успех в делах. Таким образом капиталистическое накопление освящалось как богоугодное дело.

Классики марксизма вскрыли глубокие социальные корни этого догмата. Учение Кальвина, отмечал Ф. Энгельс, «было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих»1. Деление всех людей на немногих избранных и массу обойденных самим богом давало вместе с тем божественную санкцию растущей поляризации общества на кучку богачей и обездоленную, экспроприированную массу.

Кальвинизм выступил с религиозным оправданием новых форм классового гнета и методов самой жестокой эксплуатации. Видя в любой деловой удаче проявление божьей милости, он признавал допустимым любой ростовщический процент, в то время как католической моралью ростовщичество вообще осуждалось. Кальвинизм оправдывал и любые торговые, биржевые спекуляции, колонизацию и ограбление туземных народов, беззащитных перед европейским оружием.

Еще при жизни Кальвина кальвинизм стал международным движением. В Женеве готовились проповедники для других стран. Кальвин («женевский папа») руководил протестантами Франции (гугенотами), Шотландии, Англии, Венгрии, Польши. С голландским кальвинизмом было связано возникновение особой его разновидности — арминианства. Арминий отбросил кальвиновское учение о предопределении и стал учить, что Христос умер не только за избранных, но за всех и что все люди способны достичь «небесного блаженства». Борьба между ортодоксами и арминианами проходит через всю последующую историю кальвинизма и продолжается по сей день.

Во второй половине XVI в. кальвинизм проник в Англию из Европы и Шотландии в форме пуританства (от лат. «purus» — «чистый»), движения за дальнейшее очищение от следов католицизма и освобождение англиканской церкви от королевской опеки.

Пуританский образ жизни стал нарицательным. Пуритане осуждали всякие развлечения, даже спорт. Для них была характерна суровая религиозность и трезвый практицизм. Пуритане отвергали все, что прямо не способствовало успеху в делах, обогащению. Карл Маркс писал о буржуазии той эпохи: «…созидатель сокровищ приносит потребности своей плоти в жертву золотому фетишу. Он берет всерьез евангелие отречения… Чем больше он производит, тем больше он может продать. Трудолюбие, бережливость и скупость — вот, следовательно, его основные добродетели; много продавать, мало покупать — в этом вся его политическая экономия»1.

Пуритане не были однородны: существовали два

крыла — умеренное и радикальное,— выражавшие интересы различных прослоек буржуазии. Радикальные пуритане требовали совершенно независимых общин (конгрегаций), поэтому они назывались конгрегациона-листами или индепендентами (от англ, «independent» —■ «независимый»). Они выражали интересы средних слоев буржуазии. Им противостояли пресвитериане, требовавшие пресвитерианского устройства церкви, когда во главе общин ставились пресвитеры. Обе разновидности выступали против официальной англиканской церкви, за что сурово преследовались. Многие из них бежали в Голландию, где к тому времени победил кальвинизм; другие переселялись в Северную Америку, которая только что стала колонизироваться.

Современный кальвинизм существует в трех формах: конгрегационализма, пресвитерианства и реформатства. Современные конгрегационалисты постепенно отступают от своего принципа полной автономии религиозных общин. В конце XIX в. был учрежден Международный союз конгрегационалистских церквей. Конгрегационалисты активно выступают за всемирное объединение христианства.

Во многом противоположна кальвинизму государственная религия Англии — англиканство. Оно было введено в Англии после разрыва с Римом парламентским «Актом о верховенстве» (1534 г.), в соответствии с которым главой церкви был провозглашен король.

Англиканство из всех протестантских религий сохранило в наибольшей степени черты католицизма. Разделяя протестантское отрицание чистилища и индульгенций, икон и мощей, авторитета папы, англиканство сохраняет церковную иерархию, авторитаризм, не допускает никакой демократии в церковном устройстве, сохраняет противопоставление мирян и духовенства, институт епископов, которые назначаются не папой, а королем. В своем вероучении англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением об оправдании одной верой.

Англиканская церковь продолжает оставаться государственной церковью Англии. Большинство епископов состоят членами палаты лордов. Они не избираются, как в лютеранстве, а назначаются.

Самостоятельные англиканские церкви имеются в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Корее, Японии, Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Южной Африке, Вест-Индии, Западной Африке. С 1867 г. приблизительно раз в десять лет в Англии в Ламбетском дворце главы церкви — архиепископа кентерберийского собираются ламбетские конференции, на которых присутствуют епископы от всех англиканских церквей. В 1948 г. таких епископов насчитывалось 328, из них 43 — в Англии. На конференциях обсуждаются вопросы вероучения, церковного устройства, но постановления конференций не имеют обязательной силы.

Англиканская церковь. Особенности англиканской церкви. Англиканская церковь в Москве

За несколько столетий до начала протестных движений в Европе, реформаторские настроения уже будоражили умы жителей британских островов. Доктриной Римской Церкви в средние века являлось не только осуществление духовного диктата над населением Европы. Ватикан активно вмешивался в светскую жизнь суверенных государств: кардиналы и епископы принимали участие в политических играх монархических династий, а чрезмерные налоги в пользу папской казны вызывали недовольство среди знати и простых людей. Для претворения в жизнь интересов Рима в приходы назначалось иноплеменное духовенство, далекое от сочувствия нравственным запросам местных верующих.

Развитие феодальной экономики требовало ревизии отношений светской власти и Церкви. Наряду с социально-политическими и экономическими предпосылками возникли проблемы вероучительного характера. Все громче раздавались возгласы о том, что католическая вера отклонилась от апостольских традиций. Все это привело к тому, что в XVI веке на Британских островах была образована новая духовная общность — Англиканская Церковь.

Генрих VIII — расколоначальник

Есть такой термин у христианских богословов. Революционные настроения в церковной среде созревают очень часто и по разным причинам: повальное невежество верующих масс, политические коллизии… Крамольные мысли называются искушением. Но вот находится один, кто решается перейти рубикон и выразить общие чаяния в реальных делах. В Британии это сделал король Генрих VIII. Именно при этом монархе началась история Англиканской Церкви.

Поводом послужило желание Генриха развестись с первой женой Екатериной Арагонской и жениться на Анне Болейн. Церковный развод – дело щепетильное. Но знатным особам иерархи всегда шли навстречу. Екатерина была родственницей Карла V. Чтобы не портить отношения с германским императором, папа Климент VII английскому монарху отказал.

Генрих решает разорвать связь с Ватиканом. Он отверг каноническое главенство Рима над Церковью Англии, и парламент всецело поддержал своего монарха. В 1532 году король своим указом назначает Фому Кранмера новым Архиепископом Кентерберийским. Прежде епископы присылались из Рима. По договоренности, Кранмер освобождает короля от брака. В следующем году парламент принимает «Акт о супрематии», провозгласивший Генриха и его приемников на престоле верховным главой Церкви в Англии. Так и совершилось отделение английских приходов от Ватикана. Во второй половине XVI века — во время правления Марии Тюдор, ревностной католички — Католическая и Англиканская Церковь формально соединились на короткое время.

Основы вероучения Англиканской Церкви

Священство и духовенство — не тождественные понятия. Одним из важнейших вопросов всех христианских конфессий является догмат о церковной иерархии. Согласно канонам, пастырь возводится в священный сан не прихотью человеческой, а Святым Духом через особое таинство рукоположения. На протяжении тысячелетий сохраняется преемственность каждого священнослужителя, берущая начало со Дня сошествия Святого Духа на апостолов. Многие протестантские течения отвергли необходимость для своих пастырей быть священниками.

Англиканская Церковь, в отличие от других реформаторских течений, сохранила преемственность иерархии. При возведении в священные степени через епископское рукоположение совершается таинство с молитвенным призыванием Святого Духа. На церковном Соборе в 1563 г. по настоянию королевы Елизаветы I была одобрена символическая книга Англиканской веры в составе 39 статей. Она красноречиво показывает, каковы особенности Англиканской Церкви. Вероучительная доктрина англиканства представляет собой синкретизм католицизма и протестантских воззрений лютеранства и кальвинизма. Тридцать девять тезисов сформулированы достаточно пространно и неопределенно, допуская множество толкований.

Британия ревностно сохраняет свое реформаторское начало. Каноны требуют от клириков публичного исповедования своей верности этим Статьям. Британский монарх, присягая на коронации, сосредотачивает свою клятву именно на протестантских догмах. Текст священной клятвы содержит отрицание веры в то, что во время литургии происходит претворение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа. Таким образом, не приемлется сама суть христианства: жертва Спасителя во имя всех уверовавших в Него. Также отвергается поклонение Деве Марии и святым.

Догматы англикан

Антиримские движения в обществе христиан Британских островов не привели к таким радикальным последствиям, как на материке. Основные канонические нормы несут печать политических и экономических устремлений знати XVI века. Самое главное достижение заключается в том, что Англиканская Церковь не подчиняется Ватикану. Главой её является не духовное лицо, а король. Англиканство не признает институт монашества и допускает путь спасения души личной верой, без помощи Церкви. В свое время это очень помогло поддержать казну короля Генриха VIII. Приходы и монастыри были лишены имущества и упразднены.

Таинства

Англикане признают только три Таинства: Крещение, Причащение и Покаяние. Хотя Англиканскую общину именуют реформаторской и протестантской, богослужебная традиция допускает почитание икон и пышные облачения духовенства. В храмах во время богослужений используется органная музыка.

Язык богослужений

Во всех уголках мира католическое богослужение совершается на латыни, независимо от родного языка прихожан. В этом главное отличие Католической Церкви от Англиканской, где Библия переведена на английский, и службы проводятся на родном языке.

Три церкви

В англиканстве существует три рода внутренних течений. Так называемая «низкая церковь» ревностно соблюдает завоевание реформации. «Высокая» тяготеет к восстановлению некоторых атрибутов католицизма: почитания Девы Марии и святых, употребления священных изображений. Приверженцев этого течения именуют англокатоликами. Обе эти формации объединены в рамках одной общины «широкой церкви».

Акт о супрематии превратил Церковь в государственную структуру

Все религии мира рано или поздно сталкиваются с необходимостью разграничения полномочий со светской властью. Древний Израиль был теократическим государством. Византия реализовала синергию Церкви и власти императора. А в Британии общество верующих фактически превратилось в один из органов государственной системы. Это при том, что Англия – государство светское.

Британский монарх имеет право назначать предстоятеля Церкви и епископов. Кандидатов на рукоположение на утверждение представляет премьер-министр. Архиепископ Кентерберийский не имеет административной власти за пределами Англии. Большая часть епископата — это члены Палаты лордов. Юридически глава Англиканской Церкви – правящий монарх, независимо от пола.

Акт о супрематии наделяет короля полнотой юрисдикции над Церковью, что дает ему право контролировать доходы и назначать клириков на церковные должности. Кроме того, монарх имеет право решать догматические вопросы, инспектировать диоцезы (епархии), искоренять еретические учения и даже вносить изменения в богослужебный чин. Правда, за всю историю англиканства таких прецедентов не было.

Если возникает необходимость канонических изменений, то собор духовенства не вправе делать этого самостоятельно. Подобные мероприятия должны проходить процедуру утверждения в правительственных органах. Так, в 1927 и 1928 годах Парламент Великобритании не принял предложенный собором духовенства новый канонический сборник взамен утратившей актуальность «Книги общественных молитв», изданной в 1662 году.

Устройство Англиканской Церкви

Англиканское вероисповедание распространилось по всему миру параллельно британской экономической и политической экспансии. Общая численность исповедующих эту веру, по состоянию на 2014 год, достигает 92 миллионов человек. За пределами Британских островов община именует себя епископальной Церковью.

В наши дни англиканство представляет собой сообщество поместных Церквей, признающих свои духовным лидером Архиепископа Кентерберийского. В этом аспекте есть некоторая аналогия с Римской Церковью. Каждая из национальных общин независима и самостоятельна в управлении, точно так же, как в православной канонической традиции. Поместных Церквей, или Провинций у англикан 38, в состав которых входит более 400 епархий на всех континентах.

Архиепископ Кентерберийский не является главенствующим (канонически или мистически) над другими предстоятелями сообщества, но он — первый по воздаянии почестей среди себе подобных. Отличие католической Церкви от англиканской в том, что Папа Римский является верховным главой всех католиков, как в духовном, так и в административном плане. Существование поместных национальных сообществ Ватиканом не приемлется.

Для обсуждения вопросов церковной жизни англиканское духовенство периодически собирается на конференции в Ламбертском дворце в Лондоне.

Женский епископат

Особенности Англиканской Церкви не исчерпываются ее правовым статусом и вероучительными догмами. В 60-х годах прошлого века началось феминистское движение. По прошествии десятилетий борьба за прекращение притеснений в социальной среде привела не только к изменению положения женщины в обществе, но и к деформациям представления о Боге. Протестантизм немало этому способствовал. В религиозных воззрениях реформаторов пастырь – это, в первую очередь, социальное служение. Гендерные различия этому не могут быть помехой.

Впервые таинство рукоположения женщины в пресвитера было совершено в одной из англиканских общин Китая в 1944 г. В начале 70-х годов XX века Епископальная Церковь США официально одобрила хиротонию слабого пола. Постепенно эти веяния добрались и до метрополии. Изменения подобных воззрений социума объективно демонстрируют, каковы особенности Англиканской Церкви в наше время. В 1988 году на конференции епископов в Лондоне было принято постановление о возможности введения в Англиканской Церкви женского священства. Парламентом эта инициатива была одобрена.

После этого количество священников и епископов в юбках стало расти как на дрожжах. В ряде общин Нового Света женщин-пастырей более 20 процентов. Первая дама-иерарх была рукоположена в Канаде. Затем эстафету подхватила Австралия. И вот теперь рухнул последний бастион британского консерватизма. 20 ноября 2013 года Синод Англиканской Церкви подавляющим большинством голосов узаконил рукоположение женщин в епископы. При этом не было учтено мнение простых прихожан, которые высказывались категорически против этих нововведений.

Женщина-священник – этот нонсенс

От времен создания мира религиозные обряды всегда отправляли мужчины. Все доктрины исповедуют непреложность того, что женщина, по замыслу Творца, должна подчиняться мужчине. Именно мужам, да и то не всем, а только избранным, сообщались тайны мироздания и приоткрывалась завеса будущего. Религии мира не знают примеров, чтобы женщина была посредником между Богом и людьми. Это положение особенно важно для христианской богооткровенной религии. Священник во время богослужения представляет собой Христа. Во многих конфессиях, кроме католической, этому должен соответствовать и внешний облик пастыря. Спаситель был мужчиной. Трансцендентный образ Бога – мужское начало.

В истории было немало женщин, совершивших значительные подвиги для проповеди христианства. После казни Спасителя, когда разбежались даже самые преданные апостолы, у креста стояли женщины. Мария Магдалина первой узнала о воскресении Иисуса. Праведная Нина в одиночку проповедовала веру на Кавказе. Женщины выполняли просветительскую миссию или занимались благотворительностью, но никогда не совершали богослужений. Не может представительница слабого пола совершать службу и в силу своих физиологических особенностей.

Не состоявшееся объединение

Хотя по догматическим воззрениям Англиканская Церковь ближе к протестантизму, чем к Православию, тем не менее на протяжении веков предпринимались попытки обе общности верующих объединить. Англикане исповедуют догматы, вполне согласные с Православием: например, о Боге Едином в Трех Лицах, о Сыне Божием и другие. Священники-англикане, как и православные, могут состоять в браке, в отличие от католических.

В XIX-XX веках в Русской Православной Церкви обсуждался вопрос о признании англиканского духовенства на основании признания апостольского преемства в таинстве рукоположения. В последние десятилетия русские иерархи принимали постоянное участие в Ламбертских конференциях. Велся активный теологический диалог, целью которого ставилось объединение с Англиканской Церковью.

Однако особенности Англиканской Церкви, связанные с введением женского пресвитерства и епископства, дальнейшее общение делают невозможным.

Четыре с половиной века английской общины в Москве

В 1553 году Ричард Чанселлор, после неудачной попытки добраться до Индии через арктические моря, оказался в Москве. На аудиенции у Ивана Грозного он добился договоренности об уступках английским купцам относительно торговли в Московии. Именно по его просьбе была открыта первая англиканская церковь в Москве.

Через три года Чанселлор вновь посетил Русь. На Варварке были построены палаты английского двора. Несмотря на то что он, вместе с послом Осипом Непеей, погиб на обратном пути в Англию, было положено начало торговым отношениям с Туманным Альбионом.

Со времен Ивана Грозного англиканская церковь в Москве являлся средоточением жизни британцев в столице. О том, как строилась духовная жизнь англиканцев в смутные времена и на протяжении XVII столетия, сведений практически не сохранилось. В конце XVIII в. выходцы из Британии для богослужений использовали протестантскую кирху в Немецкой слободе. После пожара 1812 года англичане взяли в аренду часть особняка княжны Прозоровской на Тверской улице. А еще через шестнадцать лет приобрели дом в Чернышевском переулке, где после некоторых переделок была устроена небольшая часовня. В конце века была построена англиканская церковь св. Андрея.

Все изменилось с началом XX века. После Октябрьского переворота англиканский пресвитер был выслан из страны, и духовной жизни общины в Москве был положен конец. Возрождение началось лишь в конце восьмидесятых. В 1992 году в России была официально зарегистрирована религиозная организация англикан. Капеллан московского прихода совершает духовное окормление общин в Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке и в Закавказье. Канонически англиканские общества России входят в епархию Гибралтар в Европе.

Англиканская церковь святого Андрея Первозванного

В семидесятых годах XIX века англиканская община в Москве значительно разрослась. Старая часовня в Чернышевском переулке была не состоянии вместить всех прихожан. В 1882 году по проекту архитектора Ричарда Фримана началось возведение нового храма. Зодчий выполнил архитектурный облик здания из красного кирпича в стиле английской готики викторианской эпохи. В плане храм представляет собой однонефную базилику с алтарной абсидой на восточной стороне. Над притвором сооружена высокая башня с четырьмя маленькими стрельницами по углам.

Поскольку большинство прихожан, жертвовавших на строительство, были выходцами из Шотландии, храм был освящен в честь покровителя этой части Британии — св. апостола Андрея Первозванного. Богослужения начались с 1885 года.

В советские годы англиканская церковь св. Андрея разделила судьбу многих храмов России. После ликвидации прихода в помещении разместился склад, потом общежитие. В 1960 году здание было передано знаменитой студии грамзаписи «Мелодия». Долгие годы здесь размещалась одна из технических служб.

В 1991 году англиканская церковь святого Андрея вновь открыла свои двери для прихожан. Для проведения богослужений приезжал священник из Финляндии. Через два года был назначен настоятель, а в 1994 году здание было передано английской общине.

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ, христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник (Книгу общественного богослужения), стоят на сходных теологических позициях, придерживаются единой формы церковной организации. В состав Сообщества англиканских церквей входят ряд церквей и церковных организаций во всех частях мира; в Северной Америке его представляет Протестантская епископальная церковь в США.

Англиканская Реформация.

К 1529 относится начало знаменитого конфликта короля Генриха VIII с римским папой; в 1559, когда на трон взошла королева Елизавета I, организационное устройство Церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англикане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англикане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию.

И все же был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала и настаивает на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера своей реформации Церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.

Основы англиканского вероучения.

Англиканская вера покоится на Священном Писании, которое содержит все необходимое для спасения и являет собой высший авторитет в делах веры и церковной жизни; трех исторических символах веры (Апостольском, Никейском и Афанасьевском), кратко излагающих христианское вероучение; вероисповедных положениях четырех вселенских соборов ранней церкви (Никейского, Эфесского, Константинопольского и Халкидонского), утвердивших основы церковного вероучения; 39 статьях Церкви Англии: они не являются полным изложением данного вероучения, но указывают на занятую церковью промежуточную позицию в межконфессиональных спорах 16 в.: между Римом, с одной стороны, и радикальным протестантизмом – с другой; едином служебнике – Книге общественного богослужения (The Book of Common Prayer). Англикане не отделяют теологию от богослужения. Этот служебник – в основном плод трудов архиепископа Томаса Кранмера, умершего мученической смертью в 1556, – столь же превосходен в литургическом плане, сколь глубок в богословском. Изучение его – лучший способ для понимания жизни англиканских церквей.

Характер англиканства.

Традиция англиканства многим обязана Кранмеру. Он выдвинул два великих принципа: 1) ничто в старом церковном порядке не может быть изменено, если не содержит явного противоречия слову Божьему; 2) следует избегать каких бы то ни было определений, если только сам Бог не дал их в Писании. Это значит, что по многим вопросам в англиканских церквях допускаются различные интерпретации. Например, Церковь Англии в трактовке характера присутствия Христа в евхаристии отвергает, с одной стороны, доктрину пресуществления Римско-католической церкви, где допускается отождествление внешних знаков (хлеба и вина) и с благодатным даром (Тела и Крови Христа), а с другой – цвинглианство, которое стремится в полной мере отделить знаки от дара; англиканство не определяет с точностью характер присутствия Христа или способ, которым дар его Тела и Крови передается участвующим в богослужении верующим. Можно критиковать нечеткость англиканского вероучения в данном вопросе, но она свидетельствует о благоговении перед тайнами, слишком глубокими для человеческого понимания. Вместе с тем отсутствие крайностей в решении теологических вопросов способствует открытости англикан новым идеям, ибо они верят, что истина всегда выше достигнутого уровня ее понимания. Англиканская богословская традиция насчитывает ряд великих теологов, начиная с Дж.Джевела и Р.Хукера в царствование королевы Елизавета I и кончая У.Темплом (1881–1944) в 20 в.

Распространение англиканства.

Англиканство поначалу было государственной религией Англии и Ирландии (хотя большинство ирландского населения продолжало оставаться в лоне Римско-католической церкви). Но оно весьма быстро начало распространяться по всему миру благодаря колонизации, поскольку колонисты, разумеется, придерживались привычных им форм христианских верований, а также посредством миссионерской работы, начало которой положило основание Общества по пропаганде Евангелия (1701). Англиканская церковь в Англии является национальной, ее защищает и поддерживает государство, хотя англиканские епископы и священство не находятся на государственном содержании. Во всех остальных странах подобная связь с государством полностью исчезла, и сейчас ни одна англиканская церковь в них не связана какими бы то ни было отношениями с Британской короной. В Шотландии с 1689 доминирующим стало пресвитерианство; небольшая Епископальная церковь страдала от преследований из-за своей верности изгнанному королевскому дому Стюартов. Но ей удалось пережить эти тяжелые времена, и в конце 18 в. наступила эпоха веротерпимости. Естественно, что после американской революции Епископальная церковь Америки оформилась как свободное и независимое от Церкви Англии объединение, хотя и не провозглашала своей целью отказ от основ ее вероучения и богослужебных традиций. В 1857 независимой епархией, не вышедшей из содружества с Церковью Англии, стала Церковь Новой Зеландии. В 1869 от государства отделилась Церковь Ирландии, которая стала считать себя независимой. Данный процесс продолжался до тех пор, пока независимые и самоуправляемые англиканские церкви не образовались практически в каждой части света. К настоящему времени распределение архиепископств (церковных провинций) англиканской церкви по странам и регионам таково: Англия (2), Шотландия (1), Ирландия (1), Уэльс (1), Канада (4), США (9), Вест-Индия (1), Африка (6), Судан (1), Индийский океан (1), Бирма (1), Бразилия (1), Китай (1), Япония (1), Австралия (5), Новая Зеландия (1); епархия, в юрисдикции которой находится Ближний Восток, именуется Советом епископальной церкви Иерусалима и Ближнего Востока.

Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой, причем все признают, что существенные изменения в вероучении или церковном богослужении могут повлечь за собой утрату связей со всеми остальными. Некоторые епархии, например на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.

Сообщество англиканских церквей.

Англиканские церкви образовали обширное содружество церквей во всемирном масштабе. Сегодня все епископы в Японии – японцы, а в Китае – китайцы. Четыре епископа-африканца возглавляют епархии в Нигерии, здесь насчитывается также двенадцать помощников епископов из африканцев. Епископ Ямайки – негр из Вест-Индии. В 1958 состоялось первое посвящение филиппинца в сан викарного епископа. Данный процесс продолжается; как только церкви в Азии и Африке добиваются независимости, они, как правило, создают церковные объединения, которые весьма существенно отличаются от европейских и американских образцов.

Единство столь обширного объединения помогают сохранять дружественные взаимосвязи. У англиканских церквей нет ни папы, ни Ватикана. Их не удерживает вместе какой-либо общепризнанный закон. Но они ощущают свое единство, разделяя общую веру, придерживаясь сходной традиции богослужения, а изменения в нее вносятся на основе пересмотра служебника в разных церковных провинциях. С позволения местного епископа англиканский священник может совершать богослужения в любой части англиканского мира. Каждые десять лет (или около этого) эта дружественная взаимосвязь подтверждается на Ламбетских конференциях англиканских епископов, собирающихся со всего мира. Первая конференция состоялась в 1867, в тревожное для церкви время. Ее встречи происходят в Ламбетском дворце – лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, который ex officio (по должности) является их председателем и рассылает приглашения от своего имени. Конференция – не синод, она не может принимать каких-либо решений, обязательных для всех церквей. Но она предоставляет возможность для взаимных консультаций и откровенных дискуссий. Ее отчеты и резолюции пользуются большим авторитетом, многие из решений принимаются к исполнению различными церквами. Сегодня происходят изменения в формах организации, учреждены постоянные комитеты по межцерковным отношениям в рамках англиканских церквей и по миссионерской деятельности. На фоне роста экуменических настроений англиканские церкви и Римско-католическая церковь учредили в 1967 объединенный комитет по теологии, чтобы осуществить первые шаги на путях восстановления полного единства между этими двумя вероисповеданиями.

Значение англиканства.

С самого начала англикане ставили своей целью объединение всех приверженцев Христа на земле. Архиеписком Кранмер разработал грандиозный план сотрудничества всех церквей, прошедших через Реформацию; его попытки не увенчались успехом из-за отсутствия интереса к нему со стороны некоторых руководителей немецких церквей. Англиканские церковники поддерживают дискуссии с целью более тесного союза с различными руководителями самых разных церквей, включая Римско-католическую. Некоторые из данных собеседований привели к позитивным результатам. Англиканские церкви вступили в полное евхаристическое общение со старокатолическими церквами и Польской национальной католической церковью; многие из англиканских церквей поддерживают неполное евхаристическое общение с церквами Швеции и Финляндии; частичный интеркоммунион – с Сирийской церковью Мар Томы в Южной Индии. Американская церковь установила особые дружественные связи с Независимой церковью Филиппин. Четыре американские епархии вошли в новую единую Церковь Южной Индии; данная церковь не связана полным евхаристическим общением ни с одним из англиканских церковных провинций, но со временем контакты между ними становятся все более тесными. В переговоры с другими церквями включились англиканские объединения в Бирме и Шри Ланке, что может привести к созданию объединенных церквей в указанных странах.

Англикане играют ведущую роль в экуменическом движении за единство и обновление вселенской церкви. Первым президентом временного комитета Всемирного совета церквей был доктор У.Темпл, архиепископ Кентерберийский. Инициативу создания Движения за веру и церковное устройство предпринял епископ Ч.Брент из Филиппин (позднее – епископ западного шт. Нью-Йорк. Все независимые англиканские церковные провинции – члены Всемирного совета церквей. Многие из них проводят дискуссии о возможностях более тесного союза с другими церквами.

См. также РЕФОРМАЦИЯ; ПРОТЕСТАНТИЗМ; ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ; КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ; НОНКОНФОРМИСТЫ; СЕПАРАТИСТЫ.

Влияние Римской империи на жизнь британских островов в I-XIII в.в. было значительным. И не только в политическом аспекте. Важную роль в искоренении язычества сыграло христианство, которое пришло в Британию во время заката римской империи и стало доминирующей религией.

К концу XII столетия влияние папы стало настолько навязчивым, что мноие монархи старались освободиться от лишней опеки и непомерных церковных налогов. Британское золото стекалось ручейками в полноводную реку, которая уносила с собой независимость британской короны на берега Тибра в Риме. В результате кровопролитий и интриг королям удалось отстранить Рим от английской кормушки, и христианская церковь Британии перестала оглядываться на папский престол. Но это не было полным разрывом с западной церковью.

В 1246 г. появился термин «Ecclesia anglicana» – Английская церковь. Членов Английской церкви стали называть англиканами. Немного позже появилась еще одно название последователей Англиканской церкви – епископалы.
Обретение свободы в избрании епископата и оставление львиной части налогов на островах, были первым этапом во взаимных притязаниях на власть в церкви. Второй этап начался в XVI в., в период широкого реформаторского движения в Германии и Швейцарии. Английскую церковь захлестнули реформаторские идеи возврата к истокам раннего христианства и освобождения вероучения от всего наносного, придуманного людьми. окончательный разрыв с Римской Католической Церковью состоялся после религиозных войн в результате религиозного примирения, которого добилась королева Елизавета.

Англиканство в XVII-XVIII в.в. приобрело черты протестантизма, но есть некоторые особенности, которые присущи лишь англиканству. Английский протестантизм не имел яркой харизматичной личности – лидера, такого как Нокс, Лютер, Цвингли, Кальвин или Уэсли. Протестантское движение протекало своим путем и привело к оформлению самостоятельного течения состоящего из трех направлений – евангелики, либералы и англо-католики. В основе вероучения лежит непререкаемый авторитет Священного Писания. Однако англикане сохранили традицию Апостольской Церкви и учение Отцов древней христианской Церкви.

Отсутствие жестокой конфронтации между консерваторами и фанатиками-обновленцами, а так же английская сдержанность, позволили найти пути урегулирования конфликтов и выработать так называемый «средний путь» (via media) между реформатами и католиками.

С расширением колониальной политики, приобретением новых земель, расширения миссии, Англиканская церковь расширила свое влияние. После вереницы объявления суверенитетов XVIII-XX в.в., подразделения Англиканской церкви приобрели суверенитет и стали независимыми церквями, которые полноправно считают себя англиканами в силу богословия и исторических корней основания. Все церкви, которые имеют корень в Англиканской церкви входят в Англиканское мировое сообщество.

Общим стержнем англиканской идентичности для Сообщества является общая богослужебная книга «Книга общественного богослужения» (The Book of Common Prayer) и 39 статей англиканского вероисповедания. Этим служебником пользуются все англиканские (епископальные) священники. Однако эта общая книга не исключает и не запрещает издание своих литургических или молитвенных сборников.

Сам термин «англиканство» возник в XIX веке как неологизм. Термин скрепляет англиканскую идентичность и указывает на каноническое единство с Престолом в Кентербери. Духовным главой всех англикан является архиепископ Кентерберийский. А юридическим главой Англиканской Церкви является английский монарх.

АНГЛИКАНСТВО

Течение в протестантизме

Среди всех протестантских деноминаций англиканство стоит ближе всех к Католической Церкви, сохраняя отдельные традиционные черты как в доктрине, так и в обрядах и в церковном устройстве. Сами англикане обычно не относят себя к протестантам, а свою церковь называют просто «Церковью Англии». В то же время, англиканство является именно направлением протестантизма, поскольку оно возникло в ходе Реформации и имеет все вероучительные признаки протестантизма: отрицание главенства Римского Папы, отрицание присутствия Христа в Евхаристии, отрицание таинства священства и т. п. С точки зрения своего устройства, Англиканская Церковь является церковью национальной и государственной. Ее главой считается британская королева и принадлежность к Англиканской церкви всегда была важнейшим знаком политической благонадежности. Это очень сближает англиканство с православием, и известны даже попытки добиться их объединения, впрочем, безуспешные. По отношению к католикам Англиканская Церковь всегда была крайне враждебна и лишь в конце ХХ века наступило некоторое потепление отношений.

В силу своего островного положения Англия очень рано начала проявлять тенденции к церковной автономии. Конфликты между английскими королями и епископами Рима имели место начиная с XII века. Особенно отношения обострились в эпоху «авиньонского пленения» Пап, когда, по убеждению английской короны, Папы выступали на стороне врагов Англии — французов, на чьей территории они находились. Антикатолические настроения нашли своё отражение в трудах английского богослова Джона Уиклифа (ок. 1320 – 1384), высказывавшего многие близкие протестантизму идеи, такие как отрицание главенства Папы, тезис о том, что единственным источником веры является Св. Писание и т. д.

Окончательный разрыв Английской Церкви со Св. Престолом происходит в XVI в. Поводом для этого становится конфликт между королем Генрихом VIII (1509 – 1547) и Папой Климентом VII (1523 – 1534). Отличавшийся неуравновешенным характером Генрих VIII стал как раз тем человеком, который был способен пойти на полный разрыв с Вселенской Церковью, несмотря на все трагические последствия этого решения. В 1527 г. Генрих решил развестись со своей женой Екатериной Арагонской и жениться на фрейлине Анне Болейн. Он потребовал у Папы аннулировать брак, но Папа отказал. Это стало формальным поводом для разрыва отношений. В 1530 г. отменяются все документы Св. Престола, наносящие ущерб юрисдикции английского короля. В 1531 г. отвергается значение интердиктов. Парламент закрепляет эти решения в 1532 – 1533 годах. В мае 1532 г. король наделяет себя правом контролировать духовенство и постановляет, что духовенство не может принимать никаких решений неугодных короне. Все эти решения привели к тому, что 23 марта 1534 г. Папа отлучает Генриха от Церкви. В ответ 30 марта король своим актом отвергает право Папы влиять на назначение архиепископов и епископов. 3 ноября 1354 г. парламент объявляет короля «единственным верховным земным главой Английской церкви». С этого момента можно отсчитывать историю Англиканской Церкви. В 1535 г. фактическое управление Церковью передается Томасу Кромвелю, который получает должность Vicarius generalis in ecclesiasticis (генеральный викарий по церковным делам).

Разрыв со Св. Престолом вскоре находит отражение и в области богословия. В 1534 г. Оксфордский университет объявляет, что Св. Писание не дает Римскому епископу никакой власти над Англией. В богослужение были включены молитвы об избавлении Англии от «тирании Римского епископа». Для окончательного разрушения католичества требовалось, прежде всего, уничтожить монастыри, являвшиеся опорой церковной традиции и дискредитировать монашество и духовенство в глазах населения. Для этого была устроена показательная ревизия в монастырях. Помимо действительно имевших место нарушений, умело использовавшихся для шантажа, было сфабриковано немало ложных обвинений, которые были внесены в отчет ревизоров и в феврале 1536 г. зачитаны в парламенте. В результате раздались крики «долой монахов!» и на эмоциях был принят билль об уничтожении малых монастырей. Более 400 монастырей было закрыто. Сопротивлявшихся насилию ждали кровавые репрессии. Многие монахи и монахини в этот период стали мучениками за веру. В 1538 – 1539 гг. та же участь постигла большие монастыри. Всё их имущество было передано в королевскую казну. Все, кто не признал власть короля в Церкви жестоко уничтожались, от архиепископов до сельских священников. Одним из первых мучеников был кардинал Джон Фишер, казненный в 1535 г. (В 1936 г. канонизирован). Множество мучеников было и среди мирян, один из них – Томас Мор, королевский канцлер, обезглавленный 6 июля 1535 г. (канонизирован в 1935 г.). В 1534 г. на Севере Англии католиками было поднято восстание. Оно было потоплено в крови, но предостерегло сторонников протестантизма от слишком радикальных вероучительных изменений.

В задачи Генриха VIII не входила вероучительная реформа английской Церкви. Он хотел ограничиться церковно-административной реформой, которая закрепила бы за ним главенство в Церкви. Однако Генрих не был по убеждению протестантом, он даже активно полемизировал с Лютером. В то же время, он, сам того не желая, дал толчок к антицерковным выступлениям, которые начали развиваться по нарастающей: вслед за отрицанием главенства Папы были поставлены под сомнение и другие положения католической веры. В Англии начали распространяться завезенные с материка протестантские идеи. В 1536 г. была выработана формула, явившаяся попыткой найти некий компромисс между католичеством и протестантизмом. Она получила название «10 пунктов веры». В документе говорится о Библии как о единственном источнике вероучения, но признается и авторитет первых четырех Вселенских Соборов. Признается, что Евхаристия есть Тело и Кровь Христовы, но упоминаются только три таинства и т.д. В 1537 г. появляется т. н. «Епископская книга» или «Наставление христианина», в которой данные вопросы рассматриваются подробнее, но в том же ключе — сохраняется попытка примирить католические и протестантские элементы. В 1539 г. были приняты «6 членов», в которых отмечается поворот к католичеству. Лавирование между католичеством и протестантизмом сохранялось до смерти Генриха VIII в 1547 г. Сын Генриха Эдуард VI начал последовательные реформы в духе протестантизма. Уже в 1547 г. в Англию прибыли протестантские богословы Мартин Буцер и Петр Мартир, которые активно проводили протестантские идеи. В 1549 г. была опубликована «Книга общественного богослужения» (The Book of Common Prayer), которая стала в Англиканской Церкви официальным служебником и авторитетной книгой по догматике. (В 1552, 1559, 1662 и 1872 гг. пересматривалась и дополнялась). На основе этой книги в 1552 г. были выпущены т. н. Articuli (42 пункта), где содержалось систематическое изложение вероучения реформированной Англиканской Церкви. Этот документ носил ярко выраженный протестантский характер, в нем отрицалось присутствие Христа в Евхаристии, почитание святых, отвергались все таинства, кроме Крещения и Вечери Господней, трактовавшейся символически. Введение нового вероучения вызвало в стране восстание, которое было жестоко подавлено. Недовольство значительной части народа столь радикальными нововведениями обеспечило поддержку королеве Марии Стюарт (1553 – 1558), которая попыталась вернуть Англию в лоно Католической Церкви и даже пригласила в 1554 г. папского легата. Однако эта попытка вызвала отчаянное сопротивление протестантов, особенно среди нового дворянства и в армии. В ходе ожесточенной борьбы католики потерпели поражение. Королева Елизавета Тюдор (1558 – 1603) вновь попыталась примирить враждующие стороны. В июле 1559 г. был введен «Акт о единообразии». 42 пункта были пересмотрены и утверждены парламентом в 1571 г. в виде 39 пунктов. В результате появилась смесь католичества, лютеранства и кальвинизма, но общий характер оставался протестантским: пресуществление Пресв. Даров, почита ние икон и мощей, монашество и, разумеется, главенство Папы было отвергнуто.

В XVII в. протестантизм в Англии закрепляется и распространяется повсеместно. Оставшиеся католики становятся гонимым меньшинством и существуют подпольно. Некоторые послабления они получают лишь при Карле I (1625 – 1649).

Королевская церковь получила название «епископальной», поскольку в ней сохранилась епископская система управления. В то же время более последовательные протестанты образовали пресвитерианскую церковь, в которой централизация была намного меньшей, а служба была значительно упрощена. Учение ее было по сути кальвинистским. Пресвитерианская Церковь получила распространение в Шотландии и попытки ввести там епископальный строй вызвали восстание. Кроме того, от Англиканской Церкви отделились еще более радикальные протестантские группировки: пуритане, индепенденты, квакеры и др. Во время протектората Оливера Кромвеля (1653 — 1658) эти течения стали доминирующими, поскольку индепендентами были в основном солдаты армии Кромвеля. Со времени правления Вильгельма III (1688 – 1702) Англиканская епископальная Церковь вновь занимает господствующее положение, а индепенденты и пуритане становятся мирными оппозиционными течениями («диссентерами»). В мае 1689 г. был опубликован «Акт терпимости», который гласил, что диссентеры, признающие власть короля не подлежат наказанию. Им было предоставлено право устраивать свою религиозную жизнь самостоятельно, однако они должны были платить сборы в пользу господствующей церкви и замещать бесплатные приходские должности (сами или через заместителей). В то же время диссентеры были лишены основных политических прав: они не могли поступать в университеты, занимать общественные и государственные должности. На католиков терпимость вообще не распространялась. Только в 1791 г. католикам разрешили совершать богослужения и лишь с 1829 г. они смогли устраиваться на государственную службу.

С конца XVII века в англиканстве обозначились три направления: «Высокая Церковь» (High Church), «Низкая Церковь»(Low Church) и «Широкая Церковь» (Broad Church).

Первая является идеологической основой британского консерватизма (тори), её сторонники – церковная и светская аристократия. В Высокой Церкви подчеркивается ее государственный характер, централизация, традиции, связывающие ее со средневековой Церковью.

Низкая Церковь в политике отождествлялась с более либеральным направлением (виги). Представители этого направления считали себя членами единой Англиканской Церкви, но были более последовательными протестантами. Обычно их считают наследниками пуритан. Именно они добивались равных прав для диссентеров.

Широкая Церковь также появилась в конце XVII в. Ее родоначальником считается епископ Бёрнет. Характерным признаком этого направления является крайняя широта взглядов, доходящая порой до индифферентизма. Задачей Широкой Церкви стало примирение между всеми течениями в рамках англиканства. К середине XIX века Низкая Церковь в значительной части растворилась в Широкой Церкви.

Сегодня Англиканская Церковь сохраняет свой государственный статус и ее главой формально остается английская королева. Католики по-прежнему не имеют право возглавлять Великобританию, хотя все прочие ограничения для них отменены.

В настоящее время в мире насчитывается около 70 миллионов англикан, объединенных в 36 автономных Церквей, составляющих Англиканское содружество (Anglican Communion). Эти Церкви допускают евхаристическое общение своих членов и символически находятся в организационном единстве с Кентрберийской епархией. Высшие иерархи этих Церквей периодически встречаются на т. н. Ламбетских конференциях.

Англиканская Церковь в России ведет свое начало с XVI века. В 1827 году в Москве была построена англиканская часовня, а в 1884 году на ее месте возведен собор Святого Андрея, существующий и поныне. В 1920 году здание собора было экспроприировано государством. С 1920 по 1991 г. англиканские службы эпизодически проводились в посольствах Великобритании, Канады и США, а с 1991 г. – вновь в соборе святого Андрея. Англиканская Церковь в России зарегистрирована Минюстом РФ в 1992 году. Священник московской общины обслуживает также небольшие общины верующих англикан в Баку, Тбилиси, Ереване. Церковь в России входит в англиканскую епархию «Гибралтар в Европе».

Основы учения Англиканской церкви.

Характер англиканства.

Традиция англиканства многим обязана Кранмеру. Он выдвинул два больших принципа:

1) ничего в старом церковном порядке не может быть изменено, если оно не содержит явного противоречия Слову Божьему;

2) следует избегать богословских определений, если только сам Бог не дал их в Писании.

Это значит, что по многим вопросам в англиканских церквях допускаются разные интерпретации. Например, Церковь Англии в трактовке характера присутствия Христа в евхаристии отрицает, с одной стороны, доктрину преосуществления Римско-католической церкви, а из другой – цвинглианство, которое стремится в отделить знаки от дара. Англиканство не определяет с точностью характер присутствия Христа или способ, которым дар его Тела и Крови передается тем, которые принимают участие в богослужении верующим.

Отсутствие крайностей в решении теологических вопросов способствует открытости англикан к новым идеям, потому что они верят, что истина всегда выше достигнутого уровня ее понимания.

Основные доктрины

Как и во всей Европе, основой Реформации был авторитет Писания, важным стимулом для этого у Англии было влияние Виклифа. Джон Джевел (1522-1571) – один из ведущих теологов времени Елизаветы – пытался показать, что как Писание, так и давняя традиция поддерживают взгляды Англиканской церкви, он часто обращался к традиции, однако в вопросе окончательного авторитета поддерживал Писание.

Одним из основных вероучительных документов являются “39 статей” Церкви Англии: они не являются полным изложением данного вероучения, но обозначают занятую церковью промежуточную позицию в межконфессиональных спорах 16 в.: между Римом, с одной стороны, и радикальным протестантизмом – с другой. Основные идеи англиканства выражены и в единственном служебнике – Книге общественного богослужения (The Book of Common Prayer).


Для английской Реформации является свойственным признавать позитивное значение традиции. Относительно религиозных церемоний Кранмер считал, что даже, если они есть в Новом Завете, то это не делает их обязательными для церкви в следующих веках. Поскольку литургические правила зависят от церкви, то никто на может их произвольно изменять. Хотя Писание и дает большую свободу в вопросе обрядов, эта свобода должна быть ограничена церковной властью.

В экклесиологии английские реформаторы обращались к традиционному различению видимой и невидимой церкви с целью объяснить, каким образом в церкви могут быть грех и грешники. С этой целью они обращались к учения Августина о “смешанной церкви”, в которой зерно и полова не могут быть разделены. В этой видимой смешанной церкви настоящие верующие сосуществуют с неискупленными, а потому видимая церковь может ошибаться. Однако, она является формой невидимой церкви и потому никто не имеет права оставлять ее для того, чтобы принадлежать к невидимой. Признаками истинности церкви считаются проповедования Слова и таинства.

Для управления церковью является важными три принципа: Писание, традиция, разум. Окончательным и несомненным авторитетом является Писание, однако существует много вещей, относительно которых Библия не дает четкого учения, включая вопрос церковного управления. Те вещи, которые традиция поддерживает, а Писание не запрещает, могут сохраняться до тех пор, пока разум будет считать нужным.

4. Распространение англиканства.

Англиканство сначала было государственной религией Англии и Ирландии (хотя большинство ирландского населения продолжали оставаться верными Римско-католической церкви). Но оно быстро начало распространяться благодаря колонизации, а также с помощью миссионерской работы, начало которой положило Общество по пропаганде Евангелия (1701).

Англиканская церковь в Англии является национальной, ее поддерживает государство, хотя англиканские епископы и священники не находятся на государственном иждивении. В остальных странах подобная связь с государством полностью исчезла, и сейчас ни одна англиканская церковь не связана какими бы то ни было отношениями с Британской короной.

В Шотландии с 1689 г. доминирующим стало пресвитерианство; небольшая Епископальная церковь страдала от преследований из-за своей верности королевскому дому Стюартов. Но ей удалось пережить эти трудные времена, и в конце 18 века наступила эпоха веротерпимости.

После американской революции Епископальная церковь Америки оформилась как независимое от Церкви Англии объединение, хотя она и не провозглашала своей целью отказ от основ ее вероучения и богослужебных традиций. В 1857 независимой епархией, которая не вышла из содружества с Церковью Англии, стала Церковь Новой Зеландии. В 1869 от государства отделилась Церковь Ирландии, которая стала считать себя независимой.

Данный процесс продолжался до тех пор, пока независимые англиканские церкви не образовались практически в каждой части мира. В настоящее время деление архиепископств (церковных провинций) англиканской церкви по странам и регионам такое: Англия (2), Шотландия (1), Ирландия (1), Уэльс (1), Канада (4), США (9), Вест-Индия (1), Африка (6), Судан (1), Индийский океан (1), Бирма (1), Бразилия (1), Китай (1), Япония (1), Австралия (5), Новая Зеландия (1).

Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, имеет право пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой, причем все признают, что существенные изменения в вероучении или церковном богослужении могут повлечь за собой потерю связей со всеми остальные.

Англиканские церкви образовали обширное содружество церквей во всемирном масштабе. Данный процесс продолжается; как только церкви в Азии и Африке добиваются независимости, они, как правило, создают церковные объединения, которые весьма существенно отличаются от европейских и американских образцов. Единство такого обширного объединения помогают сохранять дружеские взаимосвязи. Каждые десять лет эта дружная взаимосвязь подтверждается на Ламбетских конференциях англиканских епископов, которые собираются из всего мира. Первая конференция состоялась в 1867 г.. Ее встречи происходят в Ламбетскому дворце – лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, который по должности является их председателем и рассылает приглашение от своего имени. Конференция –не может принимать каких-либо решений, обязательных для всех церквей. Но она предоставляет возможность для взаимных консультаций и дискуссий. Ее отчеты и резолюции имеют большой авторитет, много из решений принимаются к выполнению разными церквами.

5. Значение англиканства.

С самого начала англикане ставили себе за цель объединение всех сторонников Христа на земле. Архиепископ Кранмер разработал план сотрудничества всех церквей, которые прошли через Реформацию; его попытки не увенчались успехом из-за отсутствия интереса к нему со стороны некоторых руководителей немецких церквей. Англикане играют ведущую роль в экуменическом движении за единство и обновление вселенской церкви. Первым президентом временного комитета Всемирного совета церквей был доктор У.Темпл, архиепископ Кентерберийский. Все независимые англиканские церковные провинции – члены Всемирного совета церквей. Многие из них проводят дискуссии о возможностях более тесного союза с другими церквами.

Лекция 12

Контрреформация

Контрреформация – комплекс мероприятий, сделанных в ходе реформ католической церкви в 16–17 в. и направленных на подавление Реформации и возвращение территорий, которые отпали от католичества. В начальный период Реформации (1517–1546) ни одна из противоборствующих партий ясно не понимала всей серьезности и длительности разрыва. Католики надеялись, что вернут мятежников в лоно церкви, а сами мятежники были уверены, что смогут подчинить себе всю церковь. Католическое возрождение, особенно в Испании и Италии, привело при папе Павле III к усилению противодействия католиков протестантскому прозелитизму. Конфликт не стихал вплоть до Вестфальского мира (1648).

За всю свою историю католицизм не знал такого глубокого потрясения, которым стала для него Реформация. С римским престолом разорвали отношения ряд европейских стран – Англия, Швеция, Дания и Норвегия. К новым церквям примкнула часть населения таких стран как Германия, Франция, Нидерланды, Польша, Чехия и Венгрия. В ответ католическая церковь развернула активную борьбу с Реформацией, осуществляя одновременно церковную реформу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Справочник по ересям, сектам и расколам

При английском короле Генрихе VIII (1509–1547) в Англии было положено начало реформации. Генрих VIII от папы Климента VII добивался развода со своей женой Екатериною Арагонскою, чтобы жениться на некоей Анне Болейн. Папа, боясь гнева германского императора Карла V, отказал Генриху в разводе. Тогда Генрих в 1533 г. приказал парламенту издать закон о независимости Англии от папы в церковных делах, а в 1534 г. торжественно и формально провозгласил себя верховным главою вместо папы. Впоследствии Генрих от лица парламента издал в 10-ти членах нечто вроде нового учения. Содержащееся в членах вероисповедание представляет смешение учений и обрядов Католической Церкви с несколькими незначительными примесями протестантства. Но, собственно, реформа вероучения началась в Англии при преемнике Генриха, Эдуарде VI (1547–1553). В первые годы правления Эдуарда было выработано систематическое изложение догматов англиканского вероисповедания, которое было изложено в 42 членах и имело характер смешанный, нося на себе отпечаток и католичества, и протестантства. При королеве Елизавете (1558–1603) эти члены были пересмотрены и из них составлено новое вероисповедание в 39 членах, каковое вероисповедание и было уже окончательным, сохраняющим силу до настоящего времени. Вероисповедание, изложенное в 39 членах, имеет характер смеси лютеранства, реформатства и католичества. Так, вместе со всеми христианами Запада это вероисповедание признает догмат об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filiogue); вместе с лютеранством считает единственным источником веры Св. Писание, учит об оправдании одною верою без добрых дел, принимает, как обязательные для верующих и необходимые для их спасения, только два таинства – крещение и евхаристию, придавая им лютеранский смысл, отвергает учение о чистилище, почитании и призывании святых, почитание мощей и икон; вместе с кальвинизмом – допускает безусловное предопределение; вместе с католичеством признает церковную иерархию, состоящую из епископов, пресвитеров и дьяконов, которые одни имеют право совершать таинства и проповедовать слово Божие, но вместо главенства папы утверждается главенство над Церковью короля, который определяет на должности всех высших духовных лиц и имеет власть верховного судьи в делах веры. Впрочем, некоторые члены указанного вероисповедания изложены настолько неполно и неопределенно, что могут быть понимаемы и понимаются неодинаково, смотря по различию религиозного направления толкователей. Таково, например, учение 17-го члена о предопределении, которое одни понимают в строго кальвинистическом смысле, а другие признают условным; равным образом и учение 25-го члена о числе таинств по способу своего выражения, особенно при сопоставлении его с другими символическими источниками, дает место сомнению в том, придерживается ли англиканская Церковь строго протестанского взгляда, что таинств только два, или же признает и остальные пять таинств, приписывая им лишь менее важное значение. Богослужение англиканской Церкви изложено в «Книге общих молитв». Составители ее положили в основу своего труда тот римско-католический богослужебный чин, который употреблялся в Англии до реформации. Кроме переложения на английский язык, богослужебная реформа состояла, главным образом, в весьма значительном сокращении прежнего чина (например, в исключении множества особых служб на памяти святых и в устранении многих обрядов и церемоний) и в перемене молитв соответственно новым догматическим учениям. Одною из своих главных задач составители «Книги общих молитв» поставляли также, как можно более дать места в англиканском богослужении Св. Писанию, что действительно и было ими исполнено. Ветхий Завет распределяется на столько частей, чтобы большая его часть прочитывалась ежегодно однажды. Новый Завет, за исключением Апокалипсиса, из которого избраны только некоторые части, разделен так, чтобы в продолжение года он прочитывался три раза, причем воскресные и праздничные чтения Апостола и Евангелия в счет не принимаются. Книга псалмов полностью прочитывается в продолжение каждого месяца. По своему общему характеру англиканский богослужебный строй более приближается к протестантскому, чем к римско-католическому или православному; но вместе с тем в нем сохранилось значительное количество таких молитв, символических действий и обрядов, которые в протестантизме не допускаются. Сюда нужно отнести, например, употребление при богослужении священных облачений, коленопреклонение при приобщении, отрицание сатаны и освящение воды при крещении, осенение крещаемого крестным знамением, отпущение грехов кающегося при чине посещения больного, соединение рук брачующихся и употребление кольца при совершении брака, и т.д. По своему устройству англиканская Церковь – епископская. Члены ее разделяются на пастырей и пасомых. Группирующиеся подле своего храма верующие, составляя из себя церковную общину или приход, на своих приходских собраниях определяют налог в пользу Церкви и избирают из своей среды попечителя, или старосту, на обязанности которого лежит управление церковным имуществом, попечение о благолепии храма и забота о снабжении храма всем потребным для богослужения. Низшее духовенство разделяется на соборное, во главе которого стоит декан, и приходское. Духовенство каждого собора представляет собою организованную коллегию, называемую капитулом. Приходское духовенство делится на приходских священников и их помощников – викариев и капелланов. Пастырская деятельность приходского духовенства подчинена надзору и руководству так называемых архидьяконов, которые назначаются епископом из лиц пресвитерского сана, большею частью служащих при соборе, и являются его ближайшими помощниками по епархиальному управлению. Во главе епархии, в качестве ее верховного пастыря, судьи и правителя, стоит епископ. Ему одному принадлежит право совершать конфирмацию и рукополагать священнослужителей в свою епархию. По церковному управлению Англия разделяется на две провинции: Кентерберийскую и Йоркскую, во главе которых стоят архиепископы, причем архиепископ Кентерберийский именуется примасом всей Англии и пользуется преимуществом чести и среди имеющихся отдельных ветвей англиканской Церкви за пределами Англии. Стремление англиканской Церкви оживить свою внутреннюю жизнь и придать ей возможно большую самостоятельность породило «церковные конгрессы», которые ежегодно собираются теперь в каком-либо из заранее предназначенных к тому городов Англии; а с 1867 г. через каждые десять лет в Ламбэтском дворце архиепископа Кентерберийского собирается еще всеангликанский собор, или конференция, на которой присутствуют епископы, съезжающиеся со всех концов мира. На этих конгрессах и конференциях обсуждаются и решаются вопросы относительно вероучения, нравственности, церковного устройства и практики и т.д.; но эти собрания, представляющие собой вполне достоверное свидетельство о современных воззрениях англиканской Церкви, не обладают никакими полномочиями с точки зрения государственной власти, а потому их постановления не имеют законодательной силы. Вследствие вышеуказанной неопределенности и двусмысленности изложенного в 39 членах англиканского исповедания, дающего повод направлять его в разные стороны и толковать в разных смыслах, издавна в англиканской Церкви образовались три партии, называющие себя церквами и продолжающие существовать и в настоящее время: низкая церковь, широкая церковь и высокая церковь. Низкоцерковная партия является представительницею крайних идей протестантизма, стараясь учение и практику англиканской Церкви понимать и направлять именно в этом, возможно более протестантском смысле. Широкая церковь представляет собою, собственно, не партию, а то довольно равнодушное к религиозно-церковным вопросам большинство, которое вполне удовлетворяется неопределенными формулами официального англиканства. Основная идея высокоцерковной партии состоит в том, чтобы, противодействуя крайностям реформации, отстоять в англиканской Церкви все то, что она сохранила от древности, даже возвратить ей, по возможности, в этом отношении и то, что было ею утрачено, и, вообще, как можно более приблизить ее к преданиям и практике нераздельной вселенской Церкви38.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *