Росный ладан

С первых веков существования христианской Церкви и в храмовом богослужении, и во время домашней молитвы используется ладан (фимиам).

Собственно ладан – это душистая смола деревьев, которая при сгорании на древесных углях даёт ароматный дым – древний символ возношения к Небу молитвы человека.

На Руси с Х века ладан изготавливался как из привозной аравийской или ливанской смолы, так и из смолы хвойных пород деревьев с добавлением натуральных ингредиентов: ароматических масел, трав, специй.

Создатели «Русского ладана» постарались учесть лучшие греческие и российские традиции ладановарения и предлагают Вашему вниманию несколько десятков сортов ладана разного аромата и типа.

Наш ладан русский, потому что сделан в России, в Санкт-Петербурге, ориентируясь на исконные традиции русского качества. Потому в логотипе мы используем как современное написание, так и дореволюционное – «Русскiй ладанъ», а также образ храма Спаса-на-крови и юбилейного императорского креста к 300-летию Дома Романовых, что можно увидеть на упаковке, заботливо разработанной для нас петербургской типографией «Феникс».

Наш ладан изготовлен

— по старинному афонскому (XIX века) (т.н. «холодным» методом и варкой из многих ингредиентов – смол, трав, специй и масел);

— современному афонскому (т.н. «холодный» метод, включающий один тип смолы и одна, реже – смесь масел);

— арабскому «маамуль»;

— «Смальта» из «хрустальных» индийских смол с ароматными маслами и смолами;

— и сугубо русским рецептам: ХХ века («Алексиевский» и «Пименовский», названных в честь русских патриархов 1940-хх – 1980-хх гг., при которых еще хранились старые традиции ладановарения) и дореволюционным («Росный», «Старинный», «Десятинный», «Древлеправославный»), реконструкция которых производилась как на основе литературных источников и бесед с представителями старого духовенства, так и на анализе немногочисленных образцов древнего ладана, дошедших до наших дней.

Некоторые сорта включают в себя до 10 ингредиентов высокого качества, в том числе, эксклюзивные ароматические масла и ингредиенты, изготовленные только для нас в ОАЭ. Этим, а также нелёгким ручным трудом, требующим известного мастерства, объясняется высокая стоимость ряда сортов.

При сгорании наш ладан не растекается по углю (за исключением русских), экономен в использовании. Не выделяет неприятного запаха гари в конце каждения. У дорогих сортов, в состав которых входит натуральная мирра, в конце каждения наблюдается горькое послевкусие, напоминающее прожаренный кофе. Этот запах быстро смешивается с основным ароматом и долго держится в воздухе, поэтому в больших храмах наш ладан рекомендуется класть прямо на уголь для раскрытия всех слоёв аромата.

Небольшое количество дыма при каждении бережёт храмовые фрески от копоти и повреждения.

Ладан изготавливается только вручную небольшими объемами для сохранения контроля высокого качества для истинных ценителей и знатоков церковных ароматов.

Да благословит Вас Бог!

Еретик ли Осипов? Игумен Силуан Туманов

Пост – это время обретения смыслов. Поэтому одна из задач диавола в пост, как мы видим из истории человечества, – ввергнуть христиан в бессмысленные споры и вражду. И чем святее, чем чище повод, тем лучше.

Лишь бы добиться результата: заморочить православному голову, наполнить её ядом ненависти, не дать даже заподозрить, что по самым благочестивым поводам можно стать игрушкой сатаны.

А какой повод чище, чем защита Бога и чистоты нашей веры? Ведь от неё зависит наше спасение!

***

Вера наша – это не выдумки людей, а Откровение Бога через Священное Писание и Предание Церкви.

Поэтому то, что Бог открыл нам о Себе и нашем спасении, мы с любовью и молитвой систематизируем и изучаем, называя богословием.

Богословие – это наука, и наука довольно точная. Но богословы – люди, а люди иногда ошибаются. И самая главная ошибка – отобрать из всего бескрайнего многообразия смыслов и свидетельств о Боге только то, что придаст вес уже заранее сложившейся в голове парадигме. То есть, по сути, подменить учение Церкви своими симпатиями и антипатиями, прикрыв их соответствующими цитатами.

Поэтому кто-то из всего многообразия опыта Церкви выбирает одни цитаты, а кто-то другие. И остановиться бы на этом. Сказать: ну, верь, как можешь, но оставайся в пределах учения отцов и вселенских соборов (убедившись, что и их ты понял как положено). Но не заставляй остальных тебе следовать, не проклинай их, не обзывай страшным, тяжелым словом «еретик». Старайся все недоразумения решать любовью. Не бойся очищающих слов «прости меня».

Но увы, человеку так поступать трудно.

***

Недавно сети Интернета содрогнулись от неслыханного «улова»: 48 мирян обвинили старого и уважаемого профессора МДА А.И. Осипова, бывшего педагогом сотен священнослужителей всех рангов, в… ереси.

На основании чего? А на основании высказываемых им мнений по некоторым спорным моментам православной догматики.

Мнения, надо прямо сказать, действительно спорные. Особенно в том виде, в каком они сформулированы обвинителями. Там и рассуждения о вечных муках, которые не вечны, и о правильных словах, описывающих суть Евхаристии, и о крещении младенцев, которых профессор предлагает крестить после их взросления, но не настаивает на этом. И ещё пара вопросов.

«Как же верить правильно? Какие слова можно произносить, а какие нет?» – обеспокоено интересуются благочестивые прихожанки? «Я попоститься хотел, а теперь надо сжигать книги и крушить диски? Нельзя быть равнодушным в таких вопросах!» – вторят им солидные бородатые миряне. «Вера порушена! Ересь осуждена!» – без всякого страха, с каким-то поразительным ликованием пишут в сети.

«У нас есть общецерковный признак единства веры, который мы произносим каждый день. А остальное оставьте богословам»

Рано волнуетесь, братья и сестры. У нас есть общецерковный признак единства веры, который мы произносим каждый день, дома или в храме – это Символ веры.

А мнения помимо Символа оставьте богословам. Если миряне произнесут не те слова или о чем-то не так будут думать (что и происходит веками в Церкви), небеса не разверзнутся. Но споры из-за слов легко «украшаются» словами, которые уже требуют покаяния на исповеди.

Экспертное мнение

Войны богословов – печальное для верующего зрелище, радующее диавола.

Надо сказать, что в православии не существует «папизма»: никто из богословов не обладает лицензией на истину в последней инстанции.

Но уважаемые обвинители почтенного профессора об этом позабыли, считая только себя выразителями истинного учения.

Обвинители послали письмо в Синодальную богословскую комиссию и получили ответ: да, вот в таких-то пунктах мнение профессора Осипова так, как оно изложено в обвинении, действительно спорно. И об этом надо уважаемому профессору в лекциях указывать. Но высказывания Осипова не ересь, и сам он не еретик, как бы кому этого не хотелось. А так – признаем многолетние заслуги и труды Алексея Ильича.

То есть сдержанная христианская позиция, называющая вещи своими именами.

***

«Как обстоит дело с моим спасением?»

Что полезного тут можно для себя вынести? Простым мирянам не стоит искушаться и ввязываться в богословские споры, не стоит становиться заложниками чьих-то мнений. Наша убежденность в чем-то совсем не означает, что любовь и уважение к ближним, тем более старшим, надо вешать на полку.

«Мы читали, мы знаем», – возражают прочитавшие три книги ревнители. А я вот знаю, что Христос говорил, что не всякий, зовущий «Господи, Господи…», войдёт в Царство Небесное.

Прав или не прав тот или иной богослов – решит Церковь. Она, слава Богу, жива и реагирует на опасности. А меня лично реально может волновать только один вопрос: как обстоит дело именно с моим спасением.

***

Вообще, надо вспомнить, что есть две традиции толкования канонов и отношения к религиозной жизни вообще: акривия – строгость в толковании церковных законов и постановлений, и икономия – стремление из человеколюбия максимально смягчить строгость законов.

Что-то подобное есть и в мире богословия: одни изучают цитаты, чтобы как оружием поражать ими несогласных, другие вчитываются в священные строки, пытаясь понять промысл Божий о себе и своей жизни.

Плохо не то, что человек строго чего-то придерживается или предпочитает «пограничные», частные мнения отцов церкви. Плохо, когда это приводит к ненависти и ригоризму: моё и только моё мнение правильное, а остальные еретики и точно пойдут в ад!

Плохо, когда Евангелие сужается до цитаты «обличи ближнего перед всеми в Церкви и да будет тебе как язычник и мытарь», но совсем не вспоминается и про «пусть первый бросит в неё камень», и про «надлежит быть в вас разномыслию».

Нет. «Я вчера прочитал десять цитат, я изучал богословие, поэтому прости, милый, но тебе в ад!»

Мы вообще любим всех вокруг посылать в ад и с улыбкой сообщать им, что они не спасутся. Содрогается ли наше сердце от ужаса такой участи наших единоверцев? Если да, то почему мы так беспечны?

***

«Ад и рай начинаются на земле»

Есть такая притча про ад и рай.

Однажды один праведник попросил Бога показать ему рай и ад.

Господь взял человека за руку и подвел к двум дверям. Открыв одну, они увидели большой круглый стол с огромной чашей в центре. Чаша была наполнена пищей, которая пахла настолько аппетитно, что заставляла рот наполняться слюной.

Вокруг стола сидели люди – казалось, что они были обессилены, больны или умирали от голода. У каждого к руке была прикреплена ложка с длинной-предлинной ручкой. Они легко могли достать еду, но не могли поднести ложку ко рту. Вид их несчастья просто поражал.

– Только что ты видел Ад, – сказал Господь.

Они подошли ко второй двери. Открыв её, они увидели такой же круглый огромный стол, такую же большую чашу, наполненную вкусной едой. И даже у людей вокруг стола были точно такие же ложки. Но все выглядели довольными, сытыми и счастливыми.

– Я не понимаю, – сказал человек.

– Это просто, – ответил Господь. – Эти научились кормить друг друга. Те же думают только о себе.

Ад и рай начинаются здесь, на земле. И разница между ними пока ещё внутри нас.

ОБ АВТОРЕ:

Игумен Силуан (Туманов) – священник Русской Православной Церкви, председатель издательского совета Санкт-Петербургской епархии, настоятель Петропавловского храма в Шуваловском парке.

Публицист, композитор, автор-составитель учебников по катихизису, литургике и эортологии, многочисленных статей и публикаций, автор нотного сборника “Сочинения и переложения для однородного хора” в 11-ти частях, содержащих, среди прочего, впервые положенные на музыку тексты богослужения на эрзянском и мокшанском мордовских языках.

С августа 2012 года член союза журналистов России.

ОПРОС:

Как выбрать ладан, кадильницу и уголь

Ладан различают по назначению и месту изготовления. Самые дорогие сорта ладана предназначены для церковных богослужений, т.к. имеют сильный аромат и дологое время каждения. Для дома рекомендуется использовать сорта ладана подешевле.

Виды ладана

Патриарший ладан

Самый дорогой вид ладана. Для отдушки используется масло высшего качества из Европы. Имеет самое долгое время каждения и самый сильный аромат. Используется исключительно в храме во время праздничных богослужений.

Архиерейский ладан

Архиерейский ладан — это общее название ладана, предназначенного для богослужений в храме. Его делают из смолы дерева босвеллия. Имеет сильный аромат и довольно дорогой по цене. Этот ладан используют на Великие и двунадесятые праздники.

Посмотреть архиерейский ладан

Алтарный ладан

Алтарный ладан используют в храме, когда нет ни Великих праздников, ни двунадесятых. Он имеет менее насыщенный аромат и дешевле, чем архиерейский или патриарший.

Посмотерть алтарный ладан

Келейный ладан

Иногда келейный ладан называют ладаном для домашней молитвы. Он используется монахами для молитвы в келье, также подходит для каждения в квартире. Данный вид ладана самый экономичный, имеет несильный запах и быстро прогорает. Иногда келейный ладан используют в храмах во время поста.

Посмотерть келейный ладан

Росный ладан

Росный ладан делают из смолы стариксового дерева, которое растет в Азии. В его состав входит бензойная кислота, поэтому не рекомендуется кадить этим видом ладана, если у человека чувствительные легкие. Росный ладан имеет ванильный аромат.

Посмотерть росный ладан

Ватопедский ладан

Этот ладан делают в Греции в ватопедском монастыре на Афоне. Также ватопедский ладан иногда называют афонским или греческим. Он подходит для домашней молитвы и имеет кокосовый аромат.

Посмотреть греческий ладан

Царский ладан

Редкий вид ладана, который изготавливается русскими монахами по старинным дореволюционным рецептам. Имеет насыщенный цветочный запах и используется по время праздничных богослужений.

Посмотреть царский ладан

Как разжигать ладан

Первый способ: кадильница + уголь

Кадильница — это закрытая или открытая емкость с ручкой, устойчивая к нагреванию. Уголь — это черные шашечки, которые при нагреваниии в течение долгого времени отдают тепло.

Нагрейте уголь на огне (можно использовать кухонную конфрку), пока он не станет белым. Затем аккуратно, металлическими щипцами положите его в кадильницу. Одного-двух угольков будет достаточно.

Насыпьте сверху 2-3 кусочка ладана. Ладан начинает кадить почти сразу.

Аккуратно кадильницей можно обойти всю квартиру. Запах сохранится на несколько часов.

Санаксарский уголь используют на богослужениях в храме, он сохраняет тепло до 2,5 часов. Для дома можно использовать более дешевый бастроразжигаемый уголь. Его хватит для обхода квартиры или домашней молитвы.

Посмотреть кадильницы

Посмотреть быстроразжигаемый уголь

Второй способ: лампада + паучок

Для этого способа потребуется фитиль, лампадное масло, лампада, попалвок, паучок.

Наливаем в лампаду масло примерно наполовину.

Смачиваем фитиль в масле и вставляем в поплавок, так чтобы он выглядывал на несколько миллиметров.

Зажигаем лампаду, сверху ставим паучок.

Кладем в паучок 2-3 кусочка ладана, ждем пока разгорится. Уголь не нужен.

Ладан в этом случае кадит медленно, сохраняя легкий аромат на весь день.

Посмотреть лампады

Посмотреть лампадный поплавок

Посмотреть фитиль

Посмотерть лампадное масло

Посмотерть паучок

Магазин Зёрна

Что необходимо знать, выбирая и приобретая ладан

Дмитрий АНОХИН

Ладан. Казалось бы, что из применяемых в православном богослужении элементов может быть проще? Его запах – вероятно, первое, что встречает входящего в храм православного христианина, и одно из последних, что провожает после отпевания в последний путь. Диаконы и священники кадят за каждым богослужением: на проскомидии и на великом входе, в начале великой вечерни и на стихирах «Господи, воззвах», на литии, на полиелее перед Евангелием, на «Честнейшей» в конце канона… Все церковные люди, кажется, привыкли к ладанному запаху как к самому собой разумеющемуся и воспринимают его едва ли не рефлекторно.

И все же простота ладана обманчива! Оказывается, за несколько тысяч лет это вещество претерпевало множество любопытных трансформаций, а сегодняшние его вариации могут поставить пользователя в тупик. Каким проверенным рекомендациям следовать, чтобы избежать неразумной переплаты или покупки откровенно некачественного ладана?

Ливан — олибанум — ладан, или разбираемся в терминах

Однако прежде чем приступить к сравнительному анализу используемых в нашей Церкви благовоний, сделаем несколько важных замечаний. Несмотря на огромный исторический опыт применения ладана в богослужении на Руси, единства в употреблении связанных с этим процессом терминов до сих пор нет, а разночтения или невольные ошибки в наименовании отдельных понятий приводят к досадному недопониманию.

Исторически ладан возникает в ветхозаветных глубинах цивилизации. Приход его сначала в культ, а затем в человеческую культуру связан с обычаем жертвоприношений, который люди стали практиковать почти сразу же после грехопадения Адама. Поначалу, скорее всего, это был просто ароматный «аккомпанемент», сопровождающий сожжение приносимых людьми Богу от трудов своих жертв. Но очень скоро (в историческом масштабе) Господь напрямую указал Своему народу, говоря современным языком, и «формат» благовоний, и его конкретные богослужебные выражения. Так, помимо повеления Израилю приносить ароматы для благовонного курения (Исх. 25, 6), Бог заповедует Моисею сделать кадильницы для стола с хлебами предложения (Исх. 25, 29) и жертвенник для приношения курения (Исх. 30, 1), а также указывает особый состав для священного курения ароматических веществ:

И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа; кто сделает подобное, чтобы курить им, /душа та/ истребится из народа своего (Исх. 30, 34-36).

Строго говоря, указанный здесь состав – не совсем ладан в современном понимании, и скоро это станет ясно читателю. В наши дни приготовленный по библейскому рецепту фимиам стал «фигурантом» необычного научного исследования (1), предпринятого исследовательским коллективом Института химической физики им. Н.Н. Семенова (ИХФ) Российской академии наук. Сначала, впрочем, кратко опишем всю четверку его компонентов, по отдельности давно и хорошо изученную биологами. Стакти (стакте) – греческое название капель смолы стираксового дерева, по-русски зовущейся росным ладаном. Халван (гальбанум) – смола камеденосной ферулы –растения из семейства зонтичных, растущего преимущественно в Иране. Ониха – крышка створки обитающего в Красном море моллюска. Наконец, чистый ливан в данном случае – это смола босвеллии, деревьев из семейства брузеровых, растущих в Восточной Африке, Йемене и Сомали, и, к сожалению, стремительно сокращающих свой ареал. По латыни эта смола (говоря строже, ее камедь – высушенный и затвердевший душистый древесный сок) называется олибанум. «Слово это происходит из семитских языков, — замечает профессиональный ботаник диакон Алексий Сорокин. – Например, по-арабски эль-любан – молоко. В древнееврейском тексте Ветхого Завета встречаем похожее слово «лебона» (транскрипция вольная) с тем же самым корнем. Это объясняется тем, что смола босвеллии белая и напоминала древним сборщикам молоко. С тем же корнем связана и этимология страны Ливан: страна белых (молочных) гор».

Видимо, этой фонетической похожестью объясняется широко распространенное современное заблуждение принимать за босвеллию ливанский кедр (из смолы которого тоже иногда делают ладан, однако в продаже он попадается реже), и наоборот. Еще сильнее запутывает ситуацию последнее звено в цепочке языковых заимствований – нас (наших предков) от греков. В Византии, откуда, как известно, восточные славяне черпали источники православной веры, олибанум-ливан зовется λάδανον – ладан. Так из-за лингвистических причуд ливан как вещество на Руси сначала стал ладоном, а потом и ладаном. И уже с развитием православия на Руси данный термин заметно трансформировался. Теперь в Церкви ладаном принято называть все, чем кадят при богослужениях, не пользуясь при этом светским понятием «благовоние». Конечно же, это вовсе не означает, что в кадильницу помещен обязательно чистый ливан! Равно как не означает, что ладан изготовлен из смолы ливанского кедра. Наоборот, это как раз исключительный случай: сейчас это дерево, к сожалению, почти полностью истреблено.

Итак, ученые академического института, тщательно перемешав с чистым ливаном три остальных необходимых компонента, исследовали действие названного ими библейским ладаном состава на беспородных лабораторных крысах, предварительно зараженных так называемым искусственным перитонитом.

«Результаты оказались поистине удивительными, — рассказывает один из авторов работы старший научный сотрудник ИХФ РАН Сергей Стовбун. – Если в обеих контрольных группах к 11-м суткам эксперимента умерли все 20 животных, то в группах тех же серий, обработанных библейским ладаном, достоверно выжило 4 и 5 из 10 особей соответственно».

По мнению ученых, это свидетельствует об антибактериальном и иммуномодулирующем действии дымов библейского ладана, что согласуется и хорошо дополняет предыдущие аналогичные обзоры (3). То есть речь идет об эффектах, которые в медицине принято называть физиологическими! Московские ученые попытались проникнуть в природу этого явления и выяснили: практически все микрочастицы аэрозоля библейского ладана в диаметре не превышают микрона. «А это как раз значение порогового размера, за которым, согласно современным представлениям, начинается эффективное проникновение в альвеолы легких, — замечает Сергей Стовбун. – Более крупные частицы срываются с аэродинамических линий в области трахей и микротрахей, и эффективность ингаляций существенно снижается».

Наследство волхвов, или два или три?

Прообразовавшее собой благоухание Христова подвига каждение столь приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиля за непослушание (Чис. 16, 46-48; Прем. 18, 21). Сейчас символика этого богослужебного действия, конечно, иная, да и пользоваться ладаном можно уже не только в Святая Святых, но и всюду, где возносится людская молитва к Богу. «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа», — говорится в молитве, которой священник или архиерей благословляет кадило. Новозаветная же символика ладана начинается буквально с самого появление на свет Спасителя, когда пришедшие поклониться Младенцу волхвы принесли в дар ему золото (как Царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку, которому предуготовано принять страдание).

По церковному преданию, второй дар преподнес святой царь Валтасар, и чудесным образом тот до настоящего времени сохранился (см. Историческую справку). Но на фотографии из афонского монастыря Святого Павла видны лишь золотые пластины и небольшие шарики. С золотом все понятно, а вот другое – ладан ли это? И да, и… нет. Как гласит афонское предание, чтобы сберечь божественный аромат на века, смолу ливанского кедра измельчили, смешали со смирной – ароматическим маслом – и скатали в шарики, которые сохранили свой запах до настоящего момента. Это и есть прообраз подлинного афонского ладана – того, что считается за образец в Православной Церкви всего мира до сих пор.

От молитвы до контрабанды

Именно по этому образцу ладан в привычном для нас смысле на Афоне делают уже несколько веков. По преданию, первый ладан в монастыре Св. Павла изготовили в XVII веке. Со временем данный обычай распространился на всю Православную Церковь, и теперь любая разновидность классического ладана содержит два главных компонента: смолу и ароматическое масло. Общая производственная рецептура проста: измельченная смола в ступке смешивается с ароматизатором (примерно 150 г на килограмм смолы), размешивается до получения тестообразной массы, отстаивается, потом раскатывается и нарезается на «колбаски». Но, как и в любом древнем ремесле, в изготовлении ладана масса секретов, нюансов и тонкостей, которые отнюдь не исчерпываются точным соотношением компонентов и соблюдением технологических условий.

«Главный секрет афонского ладана – молитва, — говорит генеральный директор Центра православных искусств «Русский Афон» Леонид Ежов. – В скиту Буразери сербского монастыря Хиландар (бывшем русском скиту Белозерка) ладан делает вся братия во время малого повечерия, в других обителях это послушание нескольких монахов. Но неизменно эту работу сопровождает молитва, наполняющая ладан особой монашеской благодатью. Особенно это видно по ладану скита св. Анны, самого близкого к вершине святой горы. После прибытия на корабле до скитского причала смола и масла на мулах поднимаются по горным тропам на высоту Останкинской башни. Свежеприготовленный ладан выдерживается в течение двух недель, упаковывается и отправляется по обратному маршруту: мулы, корабль, автомашина. Все это делает подлинный афонский ладан дорогим и редким. Ведь производится он вручную, и в день на всей Святой Горе монахи могут сделать лишь несколько килограммов ладана. Не забывайте еще про трудности таможенного оформления из-за особого статуса афонской территории…»

В России цивилизованному рынку ладана еще предстоит сложиться. Это подтверждают и беседы с представителями крупнейших предприятий, реализующих этот товар в Москве. Словно сговорившись, они упорно отказываются сравнить продукцию различных производителей или хотя бы выделить сильные стороны того или иного поставщика. Объясняют это нежеланием ссориться: одни – с друзьями-конкурентами, другие – с «авторами» ладана, к качеству которого есть претензии.

«Можете представить себе, что было два десятка лет назад, когда с российских границ в нашу страну хлынул поток «афонского ладана» весьма сомнительного качества, — комментирует Ежов. — Пользуясь тем, что отличить подлинную продукцию от подделок в то время могли очень немногие российские церковнослужители, нечистоплотные дельцы принялись распространять откровенный контрафакт. Долго так продолжаться не могло, и Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь благословил нашу компанию на поставку в Россию ладана и другой греческой утвари. Около полутора десятков лет назад мы, серьезно исследовав потребности наших приходов и возможности афонских и греческих производителей, выработали общие стандарты для легального импорта из Греции в Россию. Если говорить об афонском ладане, лучше всего себя зарекомендовала продукция Ватопедского монастыря, Большого скита св. Анны, скита Буразери. Себестоимость килограмма натуральной смолы сейчас около 7 евро, ароматических масел – от 30 до 200 (для самых дорогих натуральных компонентов) евро. Поэтому цена хорошего афонского ладана достигает 30-35 евро, а при использовании натуральных ароматизаторов высшего качества – 50 евро за килограмм. Греческий же ладан делают, как правило, в маленьких семейных мастерских. В нем гораздо выше доля синтетических ароматизаторов, поэтому он примерно вдвое дешевле. Для него мы разработали систему четырех основных сортов (в порядке возрастания цены и качества – келейный, алтарный, архиерейский, патриарший).

Правда, это не спасает от контрафакта. «Недавно мне предложили… афонский ладан по цене греческого, — возмущается собеседник. – Посмотрел коробку: грубая подделка и… никаких опознавательных знаков. В Москве люди более-менее опытные, знают, как выглядит подлинная упаковка. Но ведь этот «ладан» распространяется по всей России-матушке неизвестными дельцами на микроавтобусах! По нашим сведениям, он ввозится к нам контрабандой с Украины, где его делают с использованием канифоли и днепродзержинской каменноугольной смолы. Нас такая практика поставила в тупик! Это беспрецедентное святотатство, все равно что подделка пробы золота: в самой Греции выдавать за афонский обычный промышленный ладан никому в голову не приходит. Подделывают, к сожалению, и греческий ладан. Мы пробовали ввести систему сертификации поставщиков продукции, но до логического завершения эту работу не довели. В этих условиях единственный совет для оптовых и мелкооптовых покупателей – работать лишь с проверенными поставщиками, не ведясь на дешевизну. А если хочется самому привезти афонский ладан из паломничества, лучше покупать его не в магазинах в Кареасе или в Дафни, а прямо в монастырских лавках: там он дешевле и надежного качества».

Hand made: чем натуральнее, тем дороже

«К счастью, ладан – расходный материал, и каждый покупатель в состоянии проверить ту или иную продукцию на себе, — замечает заместитель генерального директора магазина «Православное слово» (Москва, Пятницкая ул., 51) Александр Владимиров. – У себя на предприятии, прежде чем взять на реализацию крупную партию нового производителя или нового сорта, мы тоже проводим контрольные испытания. Если можно так выразиться, устраиваем коллективные дегустации: вдыхаем аромат ладана, а затем обмениваемся впечатлениями. Правда, операция это довольно редкая, бывает не каждый год: новинок не очень много».

Тесты тестами, но что именно тестировать? Балльной системы оценки ладанного аромата подобно действующим в чайном, винно-водочном или табачном производствах не существует, и это еще один довод в пользу аргумента о неразвитости рынка. Тем не менее, коллективными усилиями в процессе подготовки этого материала удалось сформулировать основные критерии при проверке качества ладана. Мы свели их в таблицу, которую приводим ниже. Из наиболее же зарекомендовавших себя отечественных производителей ладана чаще всего упоминаются рязанское подворье столичного Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря и Художественно-производственное предприятие (ХПП) «Софрино». У них совершенно различная история и обусловленная ею производственная идеология, поэтому и продукция попадает, так сказать, в разные весовые категории.

Данилов монастырь – пример того, как при должной мотивации и усердии за достаточно короткий срок можно перенять зарубежную технологию и привить ее на свою почву. «Учиться у греческих коллег производству ладана вручную мы начали около десяти лет назад, — вспоминает иеродиакон Варнава (Шевцов). – В основном постигали секреты мастерства в Воскресенском монастыре города Лутраки под Афинами. На подбор надежных поставщиков смолы ушла пара лет, еще примерно столько же времени понадобилось, чтобы выстроить отношения с зарубежными парфюмерами. В результате интенсивных и плодотворных контактов с производителями ароматических масел из Франции и немецкого Гамбурга оформились две линии продукции. Обычный ладан с синтетическим маслом идет под маркой «Даниловский» (его у нас около четырех десятков сортов), а тот, что с натуральными маслами – «Синайский». Из-за серьезного разброса в ценах между натуральными и синтетическими маслами последняя линия значительно дороже. Первоначально ладан мы хотели делать только для собственных нужд. Но запущенное на нашем рязанском подворье производство работает столь успешно, что часть продукции мы отдаем Братству во имя священномученика Гермогена. Оно по договоренности с нами реализует ладан через собственную торговую сеть под своей маркой. Совокупный годичный объем реализации таким образом достигает около трех центнеров».

Софринский же ладан – наследие той тяжелой для Церкви эпохи, когда импорт натуральных компонентов был невозможен, а секреты кустарного производства уходили вместе с их обладателями в вечность. В образованных после Великой Отечественной войны производственных мастерских Московской Патриархии выбирать было не из чего: единственной доступной в промышленных объемах смолой была сосновая живица. Ладан именной с ней (поставщик – Вологодский лесохимический завод) до сих пор и выпускают в Софрине. «С контрафактом пока напрямую не сталкивались, хотя однажды попробовали смолу как раз с Украины – оказалась очень плохой, — откровенничает заведующий цехом ХПП «Софрино» Иван Соловьев. – Предпринимались попытки перейти на сибирский кедр. Но оказалось, что подсеченнаядля истечения смолы сосна на несколько лет перестает давать урожай (знаменитые орешки), и лесные хозяйства несут из-за этого колоссальные убытки. Цена ладана, рассчитанная с учетом упущенной из-за «исчезновения» орешков прибыли, получалась поистине космической».

По той же причине не используют пока в Софрине и натуральные ароматические масла. Впрочем, в сочетании с сосновой живицей и с обыкновенным мелом (играющим роль своеобразной муки в тесте, предохраняющей гранулы от взаимного слипания) натуральная отдушка, вероятно, воспринималась бы неестественно – примерно как отделанный дорогой натуральной кожей салон трудяги-«Жигуленка». Ближайшие перспективы в Софрине связывают с возможным переходом к смоле ливанского кедра.

Компоненты: история с географией, или поле для творчества

Однако приобретать готовый ладан совершенно необязательно. Собственно, до революции весь «серьезный» промышленный ладан в Россию ввозился из Греции, остальное же делалось на месте кустарным способом. Сейчас по сравнению с теми временами гамма как смол, так и ароматизаторов гораздо шире.

Самым примитивным рецептам из разряда народного творчества не один десяток лет. Так, в 1-м номере «Журнала Московской Патриархии» за 1946 год епископ Волынский и Ровенский Николай (Чуфаровский, +1967) приводит следующий способ.

«Взять железную кастрюлю вместимость 2 л. Всыпать 1 кг канифоли, 50 г воска и на медленном огне варить до тех пор, пока вся масса не сделается жидкой. Взять лист из жести или фанеры, насыпать алебастра 400 г и сделать из этого алебастра круг; когда будет готова жидкость, влить 15 капель розового масла, разведенного в 1 см3 спирта. Вливая масло со спиртом с горячую жидкость, нужно быстро помешивать. Когда жидкость готова, вылить ее в круг из алебастра не сразу, а постепенно и двумя железными ножами смешивать жидкость с алебастром, так как она быстро стынет. Когда жидкость будет готова, вынести лист на холод. Когда же смесь окаменеет, внести в комнату, ударить с обратной стороны молотком, и ладан отделится от листа, разбить на куски и паковать».
Сегодня данный алгоритм, вероятно, может вызвать улыбку. Однако, как признаются на специальных Интернет-форумах священники, с некоторой поправкой на современные материалы и приспособления он вполне годится.

У некоторых церковно- и священнослужителей, заинтересовавшихся ладанными технологией и рецептурой, эта стезя превращается едва ли не в главное дело жизни. Так, к примеру, случилось с протоиереем Андреем Григорьевым, настоятелем московского Храма священномученицы Ирины в Покровском. Невинное увлечение семинариста-алтарника выросло в серьезное профессиональное занятие, оформившееся в виде приходской аромолаборатории, где создается собственный бренд – Ирининский ладан.

«Теорию я постигал у лучших профессионалов Москвы – специалистов Научно-исследовательского института душистых веществ (сейчас, увы, ликвидированного), — вспоминает о. Андрей. – Сейчас мы временно свернули опытное производство, хотя на заказ ладан по-прежнему выпускаем. Я – сторонник стопроцентно натуральных компонентов. Дело в том, что как священник могу признаться: любая синтетика со временем сказывается на здоровье. Мы служим в основном «на горле», и ненатуральные примеси в ладане неминуемо отражаются на связках. А мои опыты с ароматизацией ладана привели к тому, что в парфюмерный магазин я заходить не могу: моментально начинается спазм дыхательных путей».

К чему приводит кропотливое следование «натуральному» принципу, видно в приводимой ниже сравнительной ценовой таблице. Ирининский ладан на порядок (!) дороже промышленного и в несколько раз – ручного, в котором представлены искусственные ароматизаторы. Что поделаешь, скупой платит дважды! По словам священника, лично перепробовавшего сотни разновидностей и вариаций ладана, наилучшие смолы для его приготовления получаются из оманской босвеллии. Афонский ладан собеседник недолюбливает: большинство келлиотов использует для его приготовления эфиопский олибанум. «Дело в том, что в эфиопской и суданской смолах повышенное содержание камеди – твердой фракции, которая при сгорании дает много дыма и гари. Поэтому для ладана олибанум из этих стран подходит меньше всего, хотя там он сравнительно дешев (примерно доллар за тонну при закупке крупных оптовых партий), — рассказывает о. Андрей Григорьев. – Основная масса олибанума сейчас добывается в Сомали, где он несколько дороже. Еще качественнее олибанум в Омане. Там его разрешается добывать в единственном месте на плато Дофар – в так называемой Священной роще возле местечка Салала. Проход посторонним туда строжайше запрещен, а смолу в течение краткого периода раз в году в марте (месяц «канд») имеют право собирать лишь бессемейные бедуины. Наилучший же на Земле, пожалуй, йеменский ладан. Но это дикая страна. Без вооруженной охраны и местных проводников там, в отличие от Омана, передвигаться нельзя».

Помимо места произрастания деревьев, на качество олибанума непосредственным образом влияет и сам метод его сбора. Состоит он в следующем. На дереве делают зарубки, после чего сок поднимается по стволу и вытекает наружу. Когда рана затягивается, засохшую смолу собирают с дерева и с земли, попутно разделяя ее на два сорта: «отборный» и «обыкновенный». Отборный ладан – это крупные круглые или продолговатые куски с восковым блеском, при растирании обращаюшиеся в белый порошок. Обыкновенный ладан – кусочки поменьше и потемнее. Крупные капли и наросты смолы, по словам о.Андрея Григорьева, образуются на стволе и на крупных ветвях деревьев, в них больше всего легких эфирных масел. В мелких же каплях, наоборот, максимально содержание твердой камеди, для благовоний они пригодны слабо.

Из экзотических компонентов ладана о. Андрей Григорьев советует остановить выбор на частичках коры босвеллии с камбием и смолой: «В арабских странах разрешается соскабливать камбий только со старых деревьев, непригодных для подсечки через надрезы. После сбора камбия дерево сжигают, а пропитанные ароматным соком или смолой чешуйки высушивают прямо на земле. Из них изготавливают бахур (ароматную смесь) для воскурений или используют их как самостоятельное ароматическое благовоние».

На прощание о. Андрей приготовил для меня сюрприз. «Арабы самый дорогой олибанум не используют для воскуривания: он у них вместо зубной пасты. На Ближнем Востоке жаркий и влажный климат, и местные жители подолгу держат гранулу олибанума в ротовой полости для дезинфекции. Не желаете попробовать?»

Я попробовал. Вкус специфический. По-моему, зубы чистить лучше «Колгейтом».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *