Роспись храмов

Внутреннее убранство храма не должно выглядеть «как Библия для неграмотных» по выражению Григория Богослова.

Каждый храм должен иметь свое лицо, при этом соблюдая законы канонической росписи.

Каждый отдельный элемент росписи храма — есть часть органичного, неделимого целого, построенного на основе определенных принципов. Чтобы создать роспись стен в храме, художник должен сочетаться с богословом. Например, иеромонах и живописец Дионисий в своем трактате «Ерминия или Наставление в живописном искусстве», дает первый совет для художника-иконописца:

«Желающий научиться живописи пусть полагает первое начало и несколько времени упражняется в черчении и рисовании без всяких размеров, пока навыкнет. Потом пусть совершится моление о нем Господу Иисусу Христу пред иконою Одигитрии.»

Далее приводится текст молитвы, которую надо прочитать новичку, дерзнувшему вступить на путь художника по росписи стен храма.

Сотворив молитву, можно приступать к делу

  1. Роспись храма начинается от купола и барабана храма сверху вниз, спускаясь к основному объему церковного четверика.
  2. Затем начинается роспись алтаря храма, на хорах и под хорами.
  3. Расписывается притвор храма, вход, и нижние многофигурные композиции в четверике.
  4. Наконец, пишутся орнаменты в самом низу храма.

Начиная работу с купола храма, художник словно показывает своей работой, что есть главное в Божием храме, постепенно спускаясь в процессе работы до нижнего, наземного уровня высотой в человеческий рост.

Для ответственной работы в намоленном месте нужна бригада хорошо сработавшихся художников.

Материалы для художественных работ могут сочетать несколько типов краски, в зависимости от композиции. Например, для фигурных композиций можно применять одни краски, для орнаментов другие.

Подойдут силикатные, масляные краски, художественный акрил.

Вновь обратимся к труду иеромонаха Дионисия:

«Какие краски употребляются для стенной живописи и какие не употребляются

Иконные белила, ярь от меди, голубая краска (лахури), лак и арсеник не употребляются для стенной живописи, а прочие краски все употребляются. Однако о киновари надобно знать тебе, что если расписываешь наружную часть храма на таком месте, где дует ветер, то не клади ее, потому что она чернеет, а замени светло-коричневою краскою. Если же расписываешь внутренность храма, то прибавь к киновари немного стенных белил и константинопольской охры, и она не почернеет.»

Основные этапы в работе по росписи стен храма:

Разметка под роспись храма

  • Оштукатуривание, грунтовка и покраска стен;
  • расчерчивание стены, калькирование;
  • выполнение линейных рисунков на стене;

Изображение основных архитектурных элементов

  • Прорисовка филенок, фонов;
  • изготовление бумажных трафаретов для рисования орнаментов;
  • выполнение росписи кистью, доработка.

Роспись купола храма, орнаменты и изображения архангелов

  • Прорисовка фонов под орнаментами и изображениями;
  • фигурные композиции святых в декоративном оформлении;
  • применение золотой краски (например, матовой краски Keim Soldalit).

Роспись под площадкой хоров

Архитектурные элементы, орнаменты наносятся с помощью кальки и трафаретов. Применяются трафареты для шрифтов на старославянском языке.

Роспись алтаря

Строго по канону расписываются восточные стены алтаря, апсиды. В центральной части образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего двенадцать апостолов.

В большом храме может быть несколько алтарей и престолов. Роспись алтаря чаще всего производится масляными красками, для достижения естественных цветов и оттенков.

Примеры росписи стен в православных храмах

Благовещенский собор (Московский Кремль)

Благовещенский собор Московского Кремля невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи.

Собор был сооружен в 1489 году мастерами из Пскова.

Икона Богородицы из Деисусного чина, при входе в собор со стороны западной галереи, словно приглашает войти в церковь.

Уникальные сохранившиеся росписи, сделанные сыном Дионисием, художником Феодосием, с братиею. Средневековая артель, безымянная братия, сотворила для нас уникальную роспись, на которой лики выглядят словно живые.

Художники тех давних лет были обязаны сами изготавливать краску для росписи.

Вернемся к монументальной, настенной росписи Благовещенского собора. Трижды он украшался фресками в процессе переустройства.

Роспись собора называют многословной, состоящей из циклов. Каждый цикл состоит из подробных сюжетов, которые усложняются добавлением эпизодов и персонажей. Роспись стен Благовещенского собора Кремля сохранилась со времен Иоанна Грозного. Есть уникальные персонажи, которые не принято изображать в православных храмах:

  • Греческие мудрецы Аристотель (со свитком, на котором написано «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»), Гомер, Плутарх, Менандр, Птолемей, Анаксагор. Эллинские мудрецы словно провозвещают рождение Христа.
  • Древнеримские пророчицы Сивиллы.

Собор Святой Софии (Софийский собор), Киев

Сердцевина Софийского заповедника, православный храм XI века в стиле украинского барокко. Храм построен князем Ярославом Мудрым и сохранил уникальные фрагменты стенописи XVII-XVIII вв., больше 3000 м2.

В древности все боковые стены Софийского собора были украшены росписью водяными красками по сырой штукатурке. В XVII веке галереи, башни и хоры были обновлены клеевой краской. Поврежденные фрески были оштукатурены и забелены.

Новые требования эпохи привели к тому, что в XVIII веке были нанесены новые масляные изображения поверх фресок. Спустя век новую масляную живопись расчистили. Сюжеты древних фресок были повторены.

В соборе, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, были проведены реставрационные работы в наши дни. Восстановлены древние фрески, и там, где они были утеряны, оставлена живопись позднего периода.

В Соборе Святой Софии поражает синяя, глубокая лазурь на стенах храма. Как этого добивались художники по росписям храма в древности? Вот что пишет иеромонах Дионисий в труде «Ерминия, или наставление в живописном искусстве»:

«Как лазурью освещать стены.

Положи лазурь на плиту, подбавь к ней немного синели (), называемой хинти (индиго), чтобы лазурь не плесневела на стене, и сколько положил синели, столько же примешивай и стенных белил, сотри все это хорошенько и собери в чашку. Потом сперва прогрунтуй стену белилами, сваренными с льняным маслом, затем покрой черною краскою, и наконец освети лазурью. Отсвет ее делается и на черной умре и на темно-коричневой краске.»

В храме, созданном при Ярославе Мудром, имеется уникальная фреска «Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого». На фреске Ярослав держит макет Софийского собора, рядом с князем жена Ярослава и княгиня Ирина. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

По легенде, у фигуры Христа, к которому идет княжеская семья, стояли также князь Владимир и княгиня Ольга.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

На берегу реки Костромы, недалеко от ее впадения в Волгу в XV-м веке основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь с каменным Троицким собором с двумя приделами.

Фресковый цикл Троицкого собора покрывают стены, словно ковром. Они расположены в пять ярусов и весь цикл состоит из восьмидесяти одной композиции. Артель иконописцев во главе со знаменитым Гурием Никитиным и Силой Савиным расписала собор за три месяца 1685 года. Эту грандиозную работу сумели сделать 18 человек! В воображении невольно возникают картины необыкновенно самоотверженного труда артели. Написание фресок в Троицком соборе был завершающим аккордом великого мастера.

Гурий Никитин прожил свою жизнь бобылем, был аскетом и подвижником. В писцовой книге XVII века назван и двор иконника бобыля Гурия Никитина, о котором только одна фраза: «Пожитком добре худ», – то есть он был очень бедным человеком.

«Наименьший из живописцев», как в то время скромно себя величали мастера-монументалисты, расписывал стены храмов во многих городах, в том числе и в Московском Кремле: Успенский и Архангельский соборы. В кремле Ростова Великого – Успенскую и Воскресенскую церковь.

Одна из самых известных фресок Ипатьевского монастыря — «Страшный суд» на западной стене Троицкого собора. Когда входишь в храм, застываешь от удивительного зрелища этой монументального произведения. Это одна из самых древних фресок собора и датирована 1654 годом.

Пример иконописца Гурия Никитина ярко показывает какие требования предъявлялись к живописцам, создающим фрески на стенах церквей. Во всякое время художники, работающие в храмах, должны ценить свое призвание.

В наше время, когда появляется все больше храмов, на подобные работы много заказов. Цены зависят от объема работы, сложности образов. Конечно, подвижника и аскета наподобие Гурия Никитина сегодня не сыскать, но добротного художника встретить вполне возможно.

На момент написания статьи такие расценки:

— от 4000 руб м2, с учетом эскизов и проектов, но без подготовки стен и лесов и до 7 000 руб м2

стоимость материалов; (~150 т руб на 1000 м2 росписи)

Надпись на стене Благовещенского Собора в Кремле послужит вдохновением для всех художников, чье призвание – монументальная роспись в храмах: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»

Всем творческих удач!

Екатерина Сорокина

У нас вы можете заказать роспись храма, икону или мозаичное панно. Все виды работ будут выполнены в едином стиле и иметь уникальный образ. При создании образа художник вкладывает частичку себя и своего видения. Каждый образ мы проживаем вместе. Для того, чтобы расписать храм, нужно знать каноны православной церкви и следовать им. В православном храме каждая деталь имеет определенное местоположение, символическое значение и таинственный смысл, который наиболее полно выражается в монументальной живописи (роспись храмов), иконописи или мозаике. Одухотворенные образы наглядно изображают библейскую историю, иллюстрируя догматы церкви. Храм как символ жизни вечной, и все в нем имеет свое значение. Расположение изображений в храме обусловлено своими канонами. В пределах этих канонов существует разнообразный выбор сюжетов для каждого образа и авторский стиль исполнения делают каждую фреску уникальной. Алтарь олицетворяет собой небесный мир, центральная часть храма — земной мир, видимый. Изображению Христа в православной церкви отводится высшая точка храма— купол. Господь, как создатель и творец всего мира. В барабане купола могут располагаться пророки, апостолы, ангелы или небесные чины — херувимы. На парусах сводов, с четырех сторон обычно изображают евангелистов. Как корабль движимый ветром и управляемый парусами, так и православное учение держится на записях Евангелистов, которые разошлись по всему свету и проповедовали о Христе. Роспись алтаря может иметь различные композиционные сюжеты. Часто на центральной абсиде изображают Богоматерь окруженную херувимами, как символ Царицы Небесной, милостивой заступницы за род людской. Ниже может быть изображена композиция «Евхаристия». Еще ниже в алтаре могут быть расположены святители. Роспись боковых частей алтаря (жертвенник и диаконник) более лояльна в канонах и могут отражать специфику данного храма. Средняя часть храма объединяет одновременно горний мир и земной. Небесное бытие и земная жизнь праведников, мучеников и преподобных неразрывно связаны между собой. Мученики, или столпники, как опора Церковной жизни, часто изображаются на столпах. Стены в центральной части иллюстрируют события Священной Истории Ветхого и Нового Завета. На западной стене храма канонична композиция страшного суда. Небесный горний мир на востоке противопоставлен наглядными образами расплаты за греховную земную жизнь в данной композиции. Росписи святых в храме зачастую располагаются на некотором значительном расстоянии от пола. Раньше на этих местах писали светлые полотенца украшенные орнаментом — убрусы, что символизирует почитание образов и благоговение перед святынями. Все фрески, росписи, иконы и мозаики в православном храме объединены единой системой, и являются продолжением и дополнением архитектурной части и неразрывно связаны с совершаемыми таинствами. Росписи и любое благоукрашение в православном храме призваны служить наглядным пособием священного писания, помогая каждому обрести Бога и выбрать свой путь ко спасению. Если Вам нужна роспись храма, или мозаика — напишите нам, и мы с удовольствием благоукрасим его.

Роспись православного храма и храмовых икон – дело кропотливое, требует определенных знаний и досконального изучения традиций христианской живописи. Художники артели церковной живописи более 10 лет занимаются изучением русской и византийской традиции фресковой живописи, росписи иконостасов и написания икон.

Мастеров, способных профессионально выполнить роспись храма в византийском стиле, вы найдете в артели церковной живописи «Византия». Фресковая роспись в Византии была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура стала родоначальницей древнерусской живописи. Накопленные знания и многолетний опыт позволяют быстро и качественно выполнять роспись храмов, часовен, ризниц в соответствии с православными канонами и традициями русского монументального искусства. Наши художники владеют всеми техниками православной росписи, что позволяет придать церкви яркие уникальные черты. Настенная роспись храмов от артели «Византия» – это уникальное по красоте явление, выполненное в канонических традициях художественной росписи.

Церковная роспись храма и икон предусматривает использование водорастворимых акриловых и силикатных красок. Впоследствии росписи покрывают лаком, который выполняет защитную функцию.

Всем церквям и храмам периодически требуется роспись храма или иконостаса, так как со временем происходит отслоение краски, нарушается целостность изображения . Такую работу должны выполнять профессионалы, так как в росписи церквей есть много нюансов, которые необходимо обязательно принимать во внимание.

Особенности росписи храмов

При внутренней росписи храма мы учитываем архитектуру церкви и ожидания прихожан. Но при этом мы не отходим от многовековых традиций христианской живописи:

  • Роспись купола храма изображает Бога или Христа;
  • В сводах представлены двунадесятные праздники;
  • В парусах изображаются евангелисты;
  • В барабане между окнами размещают изображения пророков и апостолов;
  • Роспись стен в храмах изображает евангельские и библейские сюжеты.

Резьба иконостаса

Иконостас – это символ небесных врат. Он отделяет алтарную часть храма, с которой ведется служба, от наоса – основной части, где находится приход. На иконах иконостаса представлен лик Христа и Богородицы, которые поддерживают прихожан в их молитве. Резьба иконостаса никогда не выполняется по шаблонам. При составлении предварительного проекта мы учитываем высоту потолков, размер алтаря, ожидания прихода и настоятелей.

  • Фреска
  • Иконостас
  • Храмовые иконы
  • Роспись иконостасов
  • Реставрация стен
  • Реставрация икон
  • Резьба иконостасов
  • Роспись храмов в академическом стиле
  • Реставрация деревянной резьбы
  • Позолота куполов
  • Позолота лепнины
  • Размывка стен храма от копоти
  • Штукатурка
  • Церковная утварь
  • Иконные доски
  • Расписная мебель

25 марта 2019, 11:05
Фото: Николай Щипко

Все работы по строительству и росписи храма финансируются компанией «Норникель».

#НОРИЛЬСК «Таймырский Телеграф» – Строительные леса в храме в честь Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русскойдоходят до самой верхушки. 14 иконописцев московской мастерской «Соборъ» работают на всех семи «этажах» деревянной конструкции. Это второй этап работ. Первый – стены внизу, иконостас и алтарь – они закончили летом прошлого года.

Команда художников-монументалистов не случайно такая многочисленная, поясняет руководитель проекта Светлана Ржаницына. Вызвано это необходимостью. Ведь когда идет роспись, приостанавливается служба. Поэтому они планируют уложиться максимально быстро – в пять недель.

Росписи на высоте мастера рассчитывают сделать до Пасхи (28 апреля), чтобы можно было разобрать леса и встретить в храме Светлое Христово Воскресение. Потом останется лишь небольшая часть работ внизу.

Кроме евангельских сюжетов под сводами появляются истории сосланных за Полярный круг священнослужителей – новомучеников и исповедников, в честь которых назван новый храм. На двух не до конца прорисованных композициях они служат Пасхальную литургию и идут крестным ходом.

«Лед перед ними будет расступаться, снег – таять, и расцветут подснежники, – рассказывает Светлана Ржаницына. – Это образ победы духовного над материальным. Идею нам подсказала монахиня Илариона (Сухова) из Норильской епархии. Она заведует музеем, посвященным новомученикам, и принимает очень активное участие в разработке композиций. Мы сначала нарисовали другой пейзаж, думали, что на Пасху в Норильске весна, как и во всей России, но нам сказали: «Нет, могут быть и 30-градусные морозы». Поэтому все будет в снегу».

Еще на одной композиции – проповедь Стефана Наливайко в Москве, когда его арестовывают. Мирянин, отбывавший заключение в Норильлаге и получивший впоследствии статус святого мученика, отображен в тот момент, когда народ не пускает к нему милицию.

Все рисунки выполняются силикатными красками – современным заменителем древних фресок. Они такие же прозрачные, имеют свойство проникать внутрь стены и практически намертво с ней соединяться. Росписи можно мыть – после того, как они хорошенько просохнут. Впервые такую технологию применили в Европе 100 лет назад, и рисунки держатся до сих пор. Мастерская «Соборъ» дает гарантию на 25 лет.

На счету работающих в Норильске иконописцев не меньше десяти храмов.

«Каждый для нас – это целая жизнь, каждый – очень индивидуален, – рассказывает Светлана Ржаницына. – Каждый храм уникален, и роспись у каждого своя, связанная с особенностями местности. У вас мы активно используем мотивы северных орнаментов, изобразили семь коренных народов, проживающих на Таймыре и в Красноярском крае».

Кто эти люди, которым доверяют такую ответственную работу?

«Профессионалы высокого класса, – отвечает на вопрос руководитель команды. – У каждого должен быть монументальный художественный талант и иконописное образование, так как иконописный язык имеет свои законы и принципы, это немножко условное изображение. Самое главное – нужно быть верующим человеком. Как бы хорошо ты ни владел техникой, как бы хорошо ни знал иконописный язык, если ты не пропускаешь эти сюжеты через себя, если не молишься, ничего хорошего не получится. Изображения не будут трогать за душу. Церковное искусство – это не просто ремесленная работа. Икону можно просто срисовать, а работающим на стене требуется обладать самостоятельным мышлением. Уметь компоновать, что-то менять из-за сложности стройки. Сама стена подсказывает решение. Художник здесь вкладывает свою душу. Но для этого опять же нужно быть специалистом высокого класса».

В сентябре прошлого года Святейший Патриарх Кирилл освятил открывшийся храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, закладку которого совершил в 2015 году. Строительство продолжалось три года. Средства на возведение выделила компания «Норникель». Эскизы будущей церкви рисовали в мастерских Данилова монастыря, за нулевой цикл, свайное поле отвечали эксперты «Норильскпроекта». Московская компания «Сатори» занималась внутренней отделкой, предприятие «Софрино» наполнило храм церковной утварью. Для росписи стен, создания уникального деревянного иконостаса с резными киотами, обитыми басмой, пригласили компанию «Соборъ». Она много лет по всей России занимается росписью храмов, изготовлением иконостасов, написанием икон и оформлением внутреннего убранства.

Архитектура, внутренняя роспись и убранство выполнены с особым усердием, подчеркнул Патриарх Кирилл после совершения Божественной литургии в новом храме. Важный гость вручил представителям города и компании награды за помощь в строительстве храмового комплекса, а президента «Норникеля» Владимира Потанина наградил орденом Русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского первой степени.

Норильчане уже оценили первый этап работ, выполненных компанией «Соборъ» летом прошлого года. Творческий процесс продолжается. Норильским школьникам предоставлена уникальная возможность присутствовать при росписи: педагоги духовно-просветительского центра проводят для них экскурсии.

Фоторепортаж смотрите здесь: https://www.ttelegraf.ru/albums/83

Просмотры: 7 252

Православный храм расписывается и читается сверху: верхняя часть символизирует небеса, а нижняя – землю. В плане организации работы так удобнее, чтобы построить леса и постепенно их разбирать. В куполе изображается или Христос Пантократор, или Троица. В барабане – цилиндре, на котором покоится купол, он может быть световым или без окон изображали праотцов. Там же могли изображать и ветхозаветных пророков.

В древности не знали технологий горизонтальных перекрытий пространства. Была система сводов, полукруглых перекрытий. На них изображали композиции главных церковных праздников (Рождество Христово). В алтаре (а он у православного храма трехчастный), как правило, на престоле изображали Богоматерь, а чуть позже – литургические сюжеты.

На стенах фрески располагались ярусами:

  • Верхний ярус – это евангельские события, события земной жизни Христа: рождество Христово, сретение и т.п.
  • Второй ярус – сюжеты о деяниях апостолов.
  • Следующий ярус – особенный, потому что он называется храмовым ярусом, потому что посвящен тому святому или празднику, которому посвящен храм: В церкви Ильи-Пророка – житие Ильи Пророка, в храме Николая-чудотворца – житие Николая-чудотворца.

На западной стене присутствует небольшой по высоте, но важный пояс – храмовая летопись: здесь написано, когда, при каком митрополите был построен храм, кто и когда писал и заказывал фрески, кто храм заказывал. На самой же западной стене изображали композицию Страшного суда.

На столпах (а сводом можно перекрыть только маленькое пространство, он оперился на стену, потом на столп) всегда изображали в рост святых воинов и мучеников (Святой Георгий – воин и мученик).

Очень интересны приходские храмы XVIII века, в которых были большие галереи – они были местами общественных собраний, на них изображали сюжеты Ветхого Завета и иллюстрации западной литературы. Фрески писали на наружных стенах храмов, их писали вокруг входа в храм. Они изображались в закамарах – это своды на наружных стенах храмов, на полукруглых арках, на которых стояли эти своды. Изображались и праздники, и сюжеты поклонения святых Христу. Как понимали, что над входом были фрески? Дело в том, что Фрески Дионисия очень рано закрыли своеобразной кровлей, и они были защищены. В храме Ильи Пророка фрески сохранились фрагментарно, и по остаткам рисунка могли понять сюжет.

В каждом храме решение будет индивидуально, в зависимости от размеров храма и (что важно!) от желаний заказчика: это могли быть князья, прихожане, посадские люди (XVII в) игумены монастырей. Заказчик играл важную роль в составлении иконы.

Технология мозаики

Художники должны были иметь знания по химии, металлургии. Что такое мозаика? Мозаика – это вид монументального изобразительного искусства, в котором изображение создается небольшими по размеру минералами или кусочками окрашенного стекла. Искусство мозаики пришло на Русь из Ромейской империи. Мозаики создавались только в XI-XII веках и только в Киеве. После татаро-монгольского нашествия технология мозаики была забыта. Возродил её М.В. Ломоносов.

Как мозаику создавали?

  • Для мозаичных смальт оштукатуривали подготовить стену.
  • Делали специальный состав из извести (в природном состоянии они опасна для человека): её закладывали в ямы, заливали водой и долго перемешивали лопатами, чтобы получился своеобразный раствор. Так происходит гашение извести. Дальше этот раствор тщательно процеживали, чтобы масса была однородной. И потом этот раствор был пригоден для оштукатуривания стен, но туда нужно было внести связующее. В этом качестве использовали яйца домашних птиц или отвары хлебных зерен. Таким образом, получалась пластичная масса, которую наносили на стену. Раствор наносили в три слоя:

— Известь крупного помола слоем в 2-3 см;

— Известь мелкого помола слоем в 1,5-2 см,

— Известь совсем мелкого помола слоем в 0,5-1 см.

Пока верхний слой не застыл, в него вставляли смальты. Поверхность приготовленной стены никогда ровно не полировали, не отделывали. Мозаики создавали только на криволинейных поверхностях стен. Делали их в куполе, в барабане. С чем это было связано? Дело в том, что мозаика должна отражать свет, а криволинейные поверхности взаимодействуют со светом больше прямолинейных. Мозаики либо прозрачны, либо полупрозрачны.

Из чего изготавливались мозаичные смальты? Что касается полупрозрачных минералов, то тут всё понятно. Но в основном их делали из стекла. Как это происходило? Стекло и в древности, и в наше время делается из песка. Находили кварцевый песок и плавили его, нужно было построить печи – это делал художник. Из печей вынимали песок и резали, а потом окрашивали окислами металла, которые добывали в болотах.

В итоге получали мозаичные смальты самых разных цветов и оттенков. В Софии Киевской использовали смальты 144 оттенков разных цветов.

Технология фрески

Для фрески нужен грунт. Это та же известь, только слой был двухуровневым. У фрески есть особенность, которая отражается в определении.

Фреска – это вид монументального изобразительного искусства, в котором изображение создается красками по сырой штукатурке. Художник в течение дня должен был писать по сырому грунту. Нужно помнить особенность: строились и расписывались храмы в теплое время года и создавались не сразу после строительства, перед этим должно было пройти несколько лет. Это было связано с тем, что любая постройка после создания должна осесть, приспособиться к той почве, на которой стоит. Особенные подвижки почвы идут весной. Если в это время создать фрески, то они потом потрескаются. Иконостас могли создать сразу. Еще одна тонкость: работали в Средневековье полный рабочий день, а рабочий день тогда определялся от восхода до заката.

Нижний слой мог быть создан сразу во всем храме. А верхний создавался по мере создания фресок. То есть штукатуркой покрывался только каждый отдельный участок свода.

Очень важный природный фактор, который должны были учитывать мастера – это степень освещенности того или иного свода или храма. Храм освещается неравномерно – важны удаленность и приближенность изображений от молящихся, и угол, под которым они на изображения смотрят. Художники старались в темных частях храмов применять наиболее яркие цвета или контрастные изображения.

Еще одна тонкость: мастер писал большие фрески в куполе, был близко от этих фресок при работе и не мог посмотреть снизу, как они выглядят.

Икону делали из липы или из кипариса, который тяжелее, но долго сохранял смолистый запах. Икона состоит из нескольких досок разного размера. Доски для икон скрепляли: в специально сделанные выемки врезали поперечные планки – шпонки. Так доски долго не расходились. Часто шпонки делались из дерева другой породы – разные породы деревьев по-разному реагируют на температуру и влажность.

После оборотной готовили лицевую сторону, на которой будет изображение. По середине, оставляя поля, делали углубление – «ковчег». У икон всегда было обрамление. Обрамление либо не записывалось, либо на нем делались надписи. Доску также готовили: в начале заклеивали паволокой – льняной тканью домашнего происхождения и изготовления, чтобы сама доска не влияла на поверхность. Дальше ткань закрывается грунтом – левкасом (смесью мела и клея), на нем писали иконы.

И мы встречаемся с секретами, которые иконописцы не всегда давали ученикам. В старых подлинниках есть тексты по созданию икон, и при описании создания доски есть выражение «Сешталикь тилкью» на тарабарской грамоте – «левкасить кистью». Левкас полировали хвощём до полной гладкости.

Мастера использовали природные материалы. А дальше начинали создавать изображение, но не с лика, а с наклейки золотого фона – листков золота. В качестве клея шли пивное сусло или чесночный сок. Золото трудно наклеивать, потому брали кисть из шерсти, терли ее о золото, и оно прижималось к кисти. И потом только шло создание изображения. Краски были минеральными или органическими – темперными. Какие краски были минеральными:

  • Самой известной, распространенной и дешевой была охра. Это мелкий материал, имеющий спектр от лимонно-желтого до темно-коричневого. Художники различали разные охры (русская, немецкая и худая – коломенская).
  • Киноварь – дает оттенки красного цвета.

Были краски и органические:

  • Синило – растительная краска. Оно растет в Коломне. Из него делали синюю краску – крутик. Причем, крутик даже экспортировали.
  • Черлень ярко-алого цвета, ее делали из жука – червеца, которого много собирали в определенный сезон и сушили в печи. А потом получался красящий порошок черлень. Черлень тоже экспортировали. Были и импортные, дорогие краски.
  • Редкая краска светло-голубого цвета – лазорь. Она делалась из лазурита и была прозрачной. Лучший лазурит добывался в Афганистане. Он лазурит поставлялся на Русь.
  • Бакан. Краска сиренево-розового цвета, была привозной. Эта краска экзотична, ее делали из коры дерева породы индиго, Индия. Кору через Индийский океан, через Гибралтар, привозили в Венецию. Там делали краску и продавали на Русь. В 1713 Петр I издал указ, чтобы наши производители нашли замену бакану – наладившим производство, давались льготы. В 1716 москвич П. Васильев нашел компонент, который позволял производить краску, сходную бакану. И сразу же последовал указ, чтоб из Венеции бакан не привозить.

Этими красками пишут всё до ликов. Лик писали многослойный, между слоями прокладывали слой охры – каждый последующий слой был светлее. Самый последний слой – мелкие белильные движки, линии, разделки.

Икону средних размеров (50х35 см) писали месяц. Но после написания икону покрывали олифой, чтобы придать краскам блеск и защитить от воздействий. Олифа наносилась рукой. Этот слой оказал влияние на историю изучения ДИ, на сложение принципов реставрации. Икона стоит далеко от света рядом с горящими свечами, от гари поверхность иконы темнеет и в конце становится черной. На протяжении жизни иконы олифа темнеет, но кажется, что потемнела сама икона. И в старину поверх темного писали новое изображение. Но писали уже иначе – олифа темнела за 50-100 лет. Но через какое-то время олифа темнела, ее снова поновляли. И к XVII в. иконы XIII подлинную авторскую живопись не видели. Живопись XVII в. к XIX в. тоже не видели. Все иконы, дошедшие до ХХ в., либо записаны, либо под слоем олифы не видны.

Например, Рублевская троица. В конце XIX в. началась 1-ая реставрация икон, в ХХ веке сложилась научная школа реставрации живописи. В 1903 собрались иконописцы, искусствоведы, историки, с Рублевской троицы был снят оклад, и под ним была черная доска со слоем пыли. Но более поздние слои стали снимать, и под ними увидели прозрачную лазоревую краску. И, подводя итоги ХХ века, люди обозначили открытие ДИ, которые оказало влияние на развитие реставрации.

Во время реставрации (а реставраторы работают как врачи) позднейшие слои пропадают. И есть икона «Троица Ветхозаветная» 1700. Но если открыть под ней икону XIV в., то запись XVIII века уйдет. Потому разработана уникальная методика расслоения записи: слой XVIII века изымается и переносится на органику, а икона XIV в. остается.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *