Российский культурный центр в париже

Работа в РЦНК ведется по следующим направлениям: продвижение русского языка, сотрудничество в области культуры, научное и образовательное сотрудничество. Сотрудники Центра в своей работе часто выполняют несколько функций: это дружная команда высококвалифицированных специалистов, стремящихся передать вам любовь к своей стране.

ВОЛКОВ Константин Михайлович
Руководитель

ПОПОВ Андрей Юрьевич
Заместитель руководителя

КРИНКИН Алексей Андреевич
Начальник отдела

ЗВЕРЕВА Анна Игоревна
Начальник отдела культуры и русского языка

ИГНАТЬЕВА Марина Викторовна
Начальник отдела науки и взаимодействия с вузами

ЖИЛИНА Светлана Викторовна
Главный бухгалтер

ОВЧИННИКОВА Ася Сергеевна
Ведущий специалист-эксперт (коммуникации),
секретарь Центра,
координатор лингвистических стажировок в России

ПОДЗЮБАН Влада Сергеевна
Ведущий специалист-эксперт (пресс-служба)

СЕКЛЕТОВА Ольга Владимировна
Директор Курсов русского языка

ЖИЛИН Валерий Павлович
Старший инженер

ШАХВОРОСТОВ Андрей Владимирович
Инженер

ЕРШОВА Руслана Александровна
Заведующая библиотекой

ТУРУПИНА Яна Игоревна
Заведующая учебной библиотекой Курсов русского языка

ГАХ Татьяна Ивановна
Технический администратор

АЛАНИЧЕВА Анна Владимировна
Дежурный администратор

МИХАЙЛОВА Татьяна Петровна
Дежурный администратор

По мнению старшего оценщика офиса швейцарской оценочной компании Swiss Appraisal в России и СНГ Юрия Панькова, стоимость строительства таких сооружений в центре Парижа стоит в десять раз дороже. «Стоимость строительства русского культурного и духовного центра и православной церкви в центре Парижа на земельном участке площадью 4655 кв. м составляет порядка 45 – 55 миллионов евро», – считает эксперт. Прежде стоимость возведения зданий центра во французской прессе оценивалась в не менее чем €100 млн. Французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт, спроектировавший ансамбль, в своих интервью также называл эту сумму.

Проект Российского культурного духовного центра архитектурного бюро Wilmotte & Associés. Фото: Wilmotte

Цифры, которые озвучивались в прессе, не имели никакого отношения к реальности, сказал РБК пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков. «Никогда не говорилось, сколько это может стоить, потому что не было известно ни проекта конкретного, ни условий, ни контракта с подрядчиком. Сейчас это постепенно вырисовывается, поэтому заявлена такая сумма», – говорит он. По словам Хрекова, строительство центра финансируется пока только на государственные средства, хотя «частные инвестиции в проект приветствуются».

В Wilmotte & Associés (компания Вильмотта) РБК отказались назвать расчетную сумму строительства, посоветовав обратиться к заказчику работ. На вопрос, откуда французские СМИ взяли сумму в €100 млн, собеседник заметил, что «строит здания, а не читает прессу».

Адвокат испанского архитектора Мануэля Нуньес-Яновского Луи Фоке, чей проект для православного центра в 2011 году изначально отобрало жюри, однако позже не согласовали власти Парижа, считает стоимость строительства в €4,32 млн слишком незначительной. Возможно, речь идет только об одном здании, предполагает адвокат, уточняя, что первоначальная стоимость проекта Нуньеса-Яновского составляла €34 млн и при дальнейшей работе над ним только росла.

Проект Российского культурного духовного центра Мануэля Нуньеса-Яновского, Алексея Горяинова и Михаила Крымова. Фото: Аrch Group

Земля на набережной

Участок земли под духовно-культурный центр на левом берегу Сены, на пересечении набережной Бранли и авеню Рапп, Россия купила в марте 2010 года. Сумма покупки по взаимной договоренности с французской стороной не разглашается, говорит Хреков. Во влиятельных французских газетах, в частности, Figaro, фигурирует цифра в €60–70 млн. Таким образом, общие затраты на православный центр могут составлять €65–75 млн.

В 2011 году бывший тогда руководителем управделами президента Владимир Кожин объявил, что комплекс будет построен по проекту Мануэля Нуньеса-Яновского, разработанному вместе с московским архитектурным бюро Arch Group. Место будущего духовно-культурного центра в том же году посетили бывшие тогда премьер-министрами Владимир Путин и Франсуа Фийон. Однако мэр Парижа Бертран Деланоэ назвал этот проект «посредственной архитектурой» и даже обратился в ЮНЕСКО с просьбой не допустить строительство. Проект был отправлен на доработку, однако управделами решило вовсе отложить этот вариант и выбрать другой — французского архитектора Жан-Мишеля Вильмотта.

По словам адвоката Нуньеса-Яновского Луи Фоке, контракт с его клиентом был разорван в 2012 году под давлением нового левого правительства и лично министра культуры Франции Орели Филипетти. «Они не захотели, чтобы символ тирании было видно с Сены», — объясняет он РБК требование французских властей сделать здание «более скромным». Нуньес-Яновский был готов переделать проект, но вместо этого контракт был передан Вильмотту, который предоставил «скромное здание».

В декабре 2013 года городские власти подписали разрешение на строительство центра. В январском интервью «Российской газете» Вильмотт заявил, что он отвечает только за архитектуру, а расписывать храм будут русские художники.

Автор первого проекта получил отступные в сумме €600 тыс., но, по словам Фоке, российская сторона расторгла контракт с нарушениями: в отношении французского и российского правительств, а также лично против Вильмотта им были поданы иски. Нуньес-Яновский добивается аннулирования разрешения на строительство и сноса любых построек, если они появятся на предназначенном для российского духовно-культурного центра участке.

Здания метеорологической службы Франции, располагавшиеся на месте будущего православного центра, уже снесены, сообщил РБК Хреков. «Работы по расчистке площадки начались еще в мае, здания уже снесены, работы просто еще не оплачены», – объяснил он тот факт, что извещение о демонтаже зданий на участке под центр появилось только сейчас, хотя сроком завершения демонтажа на госзакупках указан февраль 2015 года. Разборку старых зданий ведет французская строительная компания Bouygues, говорит Хреков.

Принять на баланс

Кто окажется подрядчиком строительства центра, Хреков не прогнозирует, однако говорит, что «это должна будет быть компания, которая имеет все соответствующие лицензии для работы во Франции».

«Наше дело – принять на баланс, а потом передать центр в безвозмездное пользование РПЦ», – ответил Хреков на вопрос РБК, будет ли государство участвовать в работе центра. Проект полностью ведет управделами президента, сказал РБК в ответ на тот же вопрос собеседник в российском посольстве во Франции.

В конце ноября стало известно, что в следующем году 958 млн руб. из федерального бюджета будет направлено на создание духовно-просветительских центров в разных регионах России. Как писал РБК, эти деньги выделяются по федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации» (вся программа на 2015 год – 1,4 млрд руб.) и предназначены «НКО в сфере духовно-просветительской деятельности». Больше трети этой суммы (358 млн рублей) пойдут на создание духовно-просветительского центра на базе здания Зимней гостиницы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В 2014 году на эти же цели между 23 НКО уже были распределены 1,1 млрд руб.

По словам Хрекова, окончательное решение по передаче центра РПЦ еще не принято, но, скорее всего, оно будет положительное. На вопрос, почему администрация президента строит культовое сооружение для православной церкви, Хреков ответил, что «это вопрос к руководству страны».

В Синодальном информационном отделе и в пресс-службе патриарха РБК перенаправили в управление по зарубежным учреждениям Отдела внешних церковных связей. Сотрудник канцелярии управления заявил РБК, что на вопросы о храме в Париже отвечает только руководитель управления архиепископ Марк, который находится в отъезде и не может дать оперативный комментарий.

Алексей Макаркин, заместитель директора «Центра политических технологий»

«У православного центра в Париже есть две задачи. Первая – усиление присутствия российской позиции с концентрацией на консерватизме. Восприятие церкви идет в контексте общегосударственной политики. Это престиж, влияние, центр притяжения для симпатизирующих групп. Сейчас Россия выстраивает отношения с французскими крайне правыми, они могут проявить интерес к православию, поскольку их отношения с римско-католической церковью противоречивые. Католики стараются держаться от них подальше, поскольку не хотят становиться духовным филиалом крайне правых. А РПЦ, особенно сейчас, позиционирует себя как оплот консерватизма.

Во-вторых, это вопрос престижа. Россия в свое время финансировала строительство большого православного собора Александра Невского. Но после церковных событий 20-х годов он отошел к Константинопольскому патриархату. Московский патриархат своего полноценного храма в Париже не имеет. Есть один храм, он находится в обычном здании и арендует помещение. Это не престижно, там нельзя проводить крупные мероприятия. Хочется, чтобы главным центром притяжения для православных был не константинопольский храм, а московский. Константинопольский патриархат у нас считается слишком близким к Западу, далеким от российских политических интересов. А Московский патриархат воспринимается как союзник в продвижении российских геополитических интересов, как в XIX веке.

В то же время этот проект запустился задолго до того, как Россия стала проводить консерватизм как государственную идеологию. В 2007 году было создано парижское отделение Института демократии и сотрудничества Натальи Нарочницкой, убежденного консерватора. Так что идея, что во Францию мы должны идти с консерватизмом, существовала задолго до присоединения Крыма и пр.»

ПАРИЖ, 29 мая. /Корр. ТАСС Арина Лебедева, Дмитрий Горохов/. Президент РФ Владимир Путин посетил Российский духовно-культурный центр, расположенный на набережной Бранли в историческом центре Парижа. Главу российского государства встретили автор архитектурного проекта, французский зодчий Жан-Мишель Вильмот, мэр Парижа Анн Идальго и руководители столичного региона.

Архитектор, представивший Путину макет ансамбля всех зданий центра, рассказал, что в своей работе он старался максимально органично вписать новый комплекс современных зданий из стекла и металла в ткань исторической застройки этой части Парижа. «Русский дом гармонично соединился с кварталом. Ничего не было сделано случайно. Это самый волнующий проект в моей жизни», — признался Вильмот.

Президент России, в свою очередь, отметил, что «этот проект прекрасно реализован». «Вы смогли соединить русские традиции и архитектуру Парижа», — сказал Путин, обращаясь к архитектору.

По мнению мэра Парижа, «здание центра живет, приносит пользу». «Этот ансамбль стал частью парижского силуэта. Это настоящее произведение искусства», — считает Идальго. С ней согласилась мэр VII округа Парижа Рашида Дати, которая особо отметила, что «парижане признали этот центр своим».

Русский дом в Париже

Перед авторами проекта стояла сложная задача вписать новое здание в архитектурный пейзаж, являющийся частью всемирного наследия ЮНЕСКО. Ведь рядом находятся Эйфелева башня — самый посещаемый во Франции туристический объект, а также исторические дворцы и музеи. По мнению французского издания La Croix, «возведение этого архитектурного ансамбля обеспечило России беспрецедентную по своему престижу витрину на Западе».

Участок для строительства Российского духовно- культурного центра был приобретен в 2010 году Управлением делами президента РФ. Контракт на возведение зданий центра был подписан спустя год в присутствии Владимира Путина. Непосредственные работы по его возведению начались в 2014 году.

Центр располагается на территории площадью 4,2 тысячи квадратных метров и включает пятиглавый Свято-Троицкий собор, который стал жемчужиной комплекса, конференц-зал, выставочные залы, учебные классы. Посол России во Франции Александр Орлов убежден, что открытие центра на набережной Бранли является знаковым событием для русского зарубежья. «Это витрина русской цивилизации, место встречи людей, исповедующих разную веру и придерживающихся разных политических точек зрения», — отметил он.

Для посетителей двери Российского духовно-культурного центра открылись 19 октября 2016 года. Этот дом стал частью «русского маршрута Парижа». Одна из площадей города на Сене носит имя Сталинграда в память о разгроме фашистских войск в битве на Волге. Берега Сены соединяет мост Алесандра III, название которого — это дань уважения Франции создателю Русско-французского союза. А Франко-Российская авеню (Avenue Franco-Russe), названная так в 1911 году в память о визите в Париж Николая II, ведет теперь к новому православному собору Парижа.

Интервью с Константином Волковым, руководителем Представительства Россотрудничества во Франции, директором Российского центра науки и культуры в Париже

Константин Михайлович, с Вашим приходом на должность директора РЦНК заметно оживилась деятельность парижского центра. Читателям «Советника» будет интересно узнать про приоритетные направления вашей работы.

Спасибо за лестный отзыв. Уверен, эти изменения – заслуга всего коллектива.

Нашей главной задачей было и остается продвижение за рубежом российского образования, науки и культуры. Нетрудно заметить, что эти темы перекликаются с мандатом ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), с которой лично меня связывают опыт нескольких лет плодотворной дипломатической работы.

Ежегодно в РЦНК проводится большое число образовательных и общественных мероприятий: художественные выставки, презентации российских регионов, форумы, конференции, книжные салоны, кинопоказы, концерты и т.д.

Большая работа ведется для привлечения студентов из Франции к обучению в российских вузах, содействия изучению русского языка и знакомства с культурой нашей страны.

Кроме того, мы поддерживаем прочные контакты и вместе с Посольством оказываем содействие российским соотечественникам во Франции, развиваем совместные проекты и инициативы.

Давайте начнем с культурных проектов. Как формируется программа мероприятий в РЦНК на год?

Программа включает в себя, помимо культурных, еще образовательные и научные события как в парижских залах РЦНК, так и на партнерских площадках, в том числе в других городах.

План года наполняется Россотрудничеством с учетом задач и обязанностей этого федерального агентства. Часто – на условиях государственного контракта.

РЦНК также вносит предложения. Мы тщательно отбираем наиболее существенные, значимые и привлекательные проекты и, по согласованию с Агентством, представляем их во Франции вниманию нашей взыскательной публики.

Качество программы Центра подтверждается именами выдающихся деятелей культуры, которые скоро будут у нас в гостях. В сентябре и октябре мы приглашаем на творческие встречи с Народной артисткой России Светланой Крючковой, членом Французской академии, писателем Андреем Макиным, литературоведом и замечательным автором Диной Рубиной.

В рамках европейского турне по случаю 100-летия театра Е.Вахтангова (2021г.) 23 сентября в РЦНК состоится встреча с вахтанговцами и показ фильма, посвященного Римасу Туминасу, художественному руководителю театра. Рассчитываем на возможное участие вахтанговцев в этой встрече.

В ноябре планируется презентация и выступление актеров МХАТ им. Горького, а также первый опыт проведения Салона российского регионального высшего образования, в котором примет участие десяток ведущих сибирских университетов.

А следующий год – особый! На 2020 г. уже запланировано около ста мероприятий. Кроме того, нас ожидает важнейшая дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, одно из главных событий нашей истории.

В течение всего предстоящего года РЦНК совместно с другими российскими учреждениями во Франции будет содействовать проведению, в том числе на своей площадке, масштабного фестиваля искусств «Русские сезоны».

Не менее важным событием для нас станет и 25-летие РЦНК в Париже, которое мы также будем торжественно отмечать вместе с друзьями и гостями нашего Центра.

Проводите ли вы совместные мероприятия с Координационным советом соотечественников во Франции?

Да, конечно. Есть немало направлений, где мы с Советом обмениваемся проектами. По его инициативе с этого года в РЦНК открыт консультационный пункт для соотечественников по юридическим вопросам.

Весьма успешно строится взаимодействие по военно-мемориальной тематике и в рамках образовательных проектов.

Одним из наиболее успешных примеров я бы назвал ежемесячный Музыкальный лекторий, который мы реализуем вместе с Комиссией по культурному наследию Совета соотечественников. Набирающие на глазах популярность встречи имеют необычный формат – увлекательные лекции маэстро Андрея Шевчука, влюбленного в музыку и историю, дополняются яркими музыкальными «иллюстрациями» в исполнении замечательных артистов из числа наших соотечественников во Франции. В сентябре приглашаем всех желающих на очередную лекцию, которая будет посвящена шедеврам французской музыки в советском и российском кино. Впоследствии тема будет продолжена рассказом о нашей музыке во французских фильмах.

На какую публику рассчитаны мероприятия РЦНК?

Мы стараемся ориентировать наши встречи на максимально широкую публику: французов, соотечественников, дипкорпус, сотрудников международных организаций. Есть и такая категория, как иностранцы. Так на недавнюю встречу с прославленным героем-космонавтом, рекордсменом по пребыванию в космосе Геннадием Падалкой к нам приходили молодые люди из Союза перуанских студентов во Франции. Среди наших постоянных зрителей мы видим испанцев, ливанцев, португальцев и граждан других стран. Считаем важным работать для этой аудитории.

Практически на всех мероприятиях обеспечивается перевод, если есть возможность, то синхронный – у нас для этого есть все необходимое оборудование и существенный организационный опыт. Естественно, это существенно облегчает коммуникацию между участниками встреч.

РЦНК является членом FICEP (Форум иностранных культурных учреждений в Париже), где представлены 59 иностранных центров, аккредитованных во Франции. Это уникальный институт, подобного которому нет больше нигде в мире. Используем его для поддержания контактов и взаимодействия с иностранными коллегами.

Какие мероприятия вы организуете вне Центра?

РЦНК является представительством Россотрудничества во Франции, что подразумевает широкую географию нашей деятельности. Так и происходит. У нас накоплен большой партнерский резерв во многих французских регионах и городах.

Центр располагает существенным фондом передвижных художественных и архивно-документальных выставок, который регулярно пополняется Россотрудничеством. Охотно предоставляем их в распоряжение региональных и муниципальных объединений по всей стране. Готовы рассмотреть новые запросы из регионов, в том числе от соотечественников, которые часто выступают нашими наиболее активными и мотивированными помощниками.

Кроме того, в связи с Вашим вопросом уместно вновь напомнить о предстоящем фестивале «Русские сезоны». Количество запланированных мероприятий приближается к 300, которые пройдут в 86 городах Франции, в Бельгии и Люксембурге. Фестиваль ранее проходил в Японии, Италии и Германии. Теперь эстафету принимаем мы.

Расскажите, пожалуйста, про российско-французские мероприятия в области науки.

Продвижение российской науки и высшего образования во Франции остается для нас важнейшим приоритетом.

В этом году мы проводим ряд познавательных и образовательных, мероприятий, в том числе по случаю 150-летия открытия Д.И.Менделеевым периодического закона и систематизации химических элементов.

Нами запланирована серия встреч с известными российскими учеными, показы увлекательных научно-популярных фильмов.

Одной из главных тем неизменно остается космос. 5-13 октября в Нанси при нашем содействии состоится большой фестиваль «Русское космическое приключение». Он пройдет в рамках ежегодно отмечаемого во Франции Дня Науки (Fête de la science 2019) при поддержке Департаментского совета Мёрт и Мозеля и ряда других французских организаций.

Идея проведения праздника в Нанси, посвященного российским достижениям в космосе, родилась у наших партнеров после выступления в РЦНК космонавта Геннадия Падалки, о котором я уже рассказывал. Интерес был колоссальным – люди сидели на приставных стульях и стояли в проходах. Общение со зрителями и сеанс автографов вышли далеко за пределы намеченного графика.

В этот раз в Нанси приглашаются российские и французские космонавты, которые вместе работали на орбите. Это важное мероприятие уже привлекает большое внимание. Уверен, что гости по достоинству оценят и встречи с героями-космонавтами, и большую космическую выставку, подготовленную на основе материалов Роскосмоса.

Какое французское мероприятие, в котором РЦНК принимал участие недавно, вам запомнилось и было наиболее интересным?

В начале июля в Париже, в экспозиционном парке Ла-Вилле́т состоялась юбилейная 10-я выставка, посвященная децентрализованному сотрудничеству, так во Франции называют межрегиональное партнерство, включая побратимство. Россия традиционно принимает в нем активное участие.

Специально для этого события Центр подготовил объемные стенды о городах-побратимах в России и Франции. Была представлена информация о партнерских связях между муниципальными образованиями наших стран (свыше 50 пар). Участники выставки с интересом узнавали и о менее известных примерах побратимства: между историко-архитектурными и литературными памятниками, музеями, уникальными зданиями железнодорожных вокзалов и даже озерами (Байкал-Анси).

Уверен, что у этой формы общественной дипломатии имеются существенные резервы, в рамках которых в том числе необходимо развивать взаимодействие между нашими странами.

Одно из главных направлений деятельности РЦНК – преподавание русского языка. Расскажите, пожалуйста, про ваши курсы и образовательные программы.

Наши курсы имеют без малого 25-летнюю историю и являются одними из самых известных и авторитетных во Франции. Мы проводим курсы повышения квалификации для преподавателей-русистов, а также курсы русского языка для широкой французской и иностранной публики.

Какой у вас профиль слушателей курсов?

Самые младшие – ученики старших классов лицея. Нашей самой преданной слушательнице – 94 года. Недавно она сказала, что ставит себе задачу доучиться на курсах до 100 лет…. С радостью поздравим ее с этим юбилеем!

Сколько у вас слушателей в год?

Порядка 600 человек. Многие французы не просто ходят к нам десятилетиями, но и живут русской культурой, поют русские песни в хоре. Он, кстати, дважды в год выступает с отчетными концертами, в который включается разнообразный песенный репертуар на русском языке.

Много ли начинающих?

Каждый год у нас более ста «дебютантов». Многие приходят с мотивацией своего будущего профессионального развития и карьерного роста, связанного с Россией.

Есть ли у вас дистанционные курсы?

У нас развита система индивидуальных занятий, но форма дистанционного образования пока в стадии проработки. Потребность в ней очевидна.

Предлагаете ли вы лингвистические поездки в Россию?

Россотрудничество предлагает большую программу образовательных поездок для молодежи и людей других возрастов. В их числе проводятся и лингвистические стажировки.

В рамках правительственной программы РЦНК располагает набором квот для французов для получения высшего образования практически в любом российском вузе на бесплатной основе. Мы принимаем заявки от кандидатов, формируем пакеты документов, оказываем последующее сопровождение.

Поездки рассчитаны на французов, которые говорят по-русски?

Не обязательно. В ряде случаев есть возможность обучения на английском и в отдельных случаях даже на французском языках. Для студентов, желающих обучаться на русском языке, но не владеющих им на необходимом для обучения уровне, есть возможность совершенствовать языковые навыки на подготовительном факультете.

Тем, кто интересуется этой темой, думаю, будет полезно посетить наш Салон российского регионального высшего образования. В течение нескольких дней в ноябре будут организованы презентации образовательных и научных возможностей ведущих вузов Сибири.

Что вы предлагаете детям?

В РЦНК действует шахматная академия под руководством чемпиона мира Александры Костенюк. Продолжит свою работу Детская художественная академия «Рисовалочка». С сентября с детьми от 6 лет будет заниматься классическая капелла.

Мы проводим праздники новогодней ёлки, выставки детского рисунка, поддерживаем мероприятия для русских детей, усыновленных французскими семьями.

При РЦНК уже долгие годы работает Консерватория им. А.Н.Скрябина, где обучаются и подготовленные, и начинающие музыканты. Между прочим, победителем Международного конкурса им. П.И.Чайковского по специальности «фортепиано» в этом году стал Александр Канторов (Франция), который обучался у профессора нашей Консерватории Игоря Алексеевича Лазько.

Одним словом, детские и молодежные проекты пользуются большим успехом и являются для нас приоритетными.

Константин Михайлович, в 2020 году РЦНК исполняется 25 лет. Желаем вам и дальше сохранять и расширять гуманитарную миссию во Франции!

Спасибо! Всегда рады видеть читателей «Советника» и их друзей на наших выставках, концертах, творческих встречах, а также в нашей медиатеке, где вас ждет большой выбор книг и кинофильмов на русском и французском языках.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *