Россия 19 века

19 век в истории России был ознаменован такими событиями, как Отечественная война 1812 г., декабристы и их восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, Крымская война (1853-1856 гг.), отмена крепостного права в 1861 г. 19 век-это время правления Александра I, его брата Николая I, Алекcандра II и Александра III.

Переворот в геометрии произвели исследования Николая Ивановича Лобачевского, а в медицине — хирурга Николая Ивановича Пирогова. Русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский совершили первое путешествие вокруг света (1803-1806гг.).

В 19 веке творили такие писатели, как Николай Михайлович Карамзин, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Грибоедов, Николай Васильевич Гоголь, Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский.

И это только краткая характеристика этого сложного, тяжелого, порой трагического периода русской истории. Так каким же он был этот 19 век?

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в Санкт-Петербурге был убит император Павел I. C этого трагического события и начался для России 19 век.

Хотя для всего населения смерть императора, произошедшая в результате заговора, была скорее радостным событием, чем печальным. В петербургских лавках в вечеру 12 марта не осталось ни одной бутылки вина.

На престол взошел великий князь Александр Павлович, ставший императором Александром I. Что же представляла из себя Россия в начале 19 века?

Вместе с Англией и Францией Россия была одной из крупнейших европейских держав, но тем не менее значительно отставала от Европы по уровню эконоического развития. Основу экономики составляло с/х, в страны Западной Европы Россия вывозила сырье и сельхозпродукцию. Импорт в основном состоял из машин, инструментов, предметов роскоши, а также хлопка, пряностей, сахара, фруктов.

император Александр II фото

Экономическому развитию препятствовало крепостное право, многие заговаривали об освобождении миллионов русского крестьянства от такой жестокой зависимости. Александр I, понимая необходимость реформ, принимает в 1803 г. указ о вольных хлебопашцах, по которому крестьяне могли получить освобождение у помещика за выкуп.

Внешняя политика России характеризовалась противоречиями, возникшими у России с Францией и ее императором Наполеоном Бонапартом. В 1811 г. Наполеон предложил заключить России новое мирное соглашение (вместо Тильзитского мира 1807 г.), но Александр отказался от него, т.к. после подписания договора Наполеон предполагал жениться на сестре русского царя.

Двенадцатого июня 1812 г. 600 тыс.солдат Наполеона вторглись в Россию. Император Франции намеревался за 1 мес. дать пограничное сражение и принудить Александра заключить мир. Но одним из планов Александра по ведению войны был такой:если сильнее окажется Наполеон, то отступать, сколько можно. Все мы помним фразу Михаила Илларионовича Кутузова из фильма:»Отступать дальше некуда, впереди-Москва!»

император Александр III фото

Как известно, Отечественная война продолжалась год и закончилась поражением Франции. Александр тем не менее отказался от французских контрибуций, говоря: «Я воевал ради славы, а не ради денег».

После смерти Александра 19 ноября 1825 г. императором становится его младший брат Николай. Финансы государства находились в тяжелом состоянии, дефицит бюджета был огромным. Внешняя политика того времени получила название «контрреволюционной», а Россию до 50-х гг. 19 в. называли «жандармом Европы». Николай I был вынужден продолжать эту агрессивную внешнюю политику, а также он ставил перед собой задачи по укреплению самодержавия и экономики, но без проведения реформ.

Россия 19 век фото

Начал Николай I с создания «Его Императорского Величества канцелярий». Это был его собственный чиновничий аппарат, который должен был наблюдать за исполнением указов. Это свидетельствовало о том, что царь не доверяет дворянству (что, в принципе, было естественным после восстания декабристов ) и правящим классом становятся чиновники. В результате, количество чиновников выросло в 6 раз.

Во время правления Николая I им были проведены следующие преобразования:

  • Кодификация русского законодательства или сведение всех законов в кодексы, проведенная Михаилом Михайловичем Сперанским. Сперанский, сын бедного сельского священника, становится, благодаря своим способностям, первым советником императора. Он издает 15 томов законов, которые действовали до 1920 г.
  • Реформа Егора Францевича Канкрина-одного из первых экономистов, допущенных во власть. Канкрин аннулировал все старые деньги и взамен им был введен серебряный рубль (т.к. Россия имела большой серебряный запас). Кроме этого Канкрин ввел таможенные пошлины на почти все ввозимые товары, в результате чего был ликвидирован дефицит бюджета
  • Реформа Павла Дмитриевича Кисилева или реформа государственной деревни. В результате ее крестьяне получили право иметь недвижимость-частную собственность.

В 1850-х гг. Россия втягивется в серию военных конфликтов, из которых наиболее значительным был конфликт с Турцией, т.к. закончился Крымской войной, которая продолжалась 2 года и Россия потерпела поражение в ней.
Поражение в Крымской войне привело к смерти императора, т.к. по одной из версий, Николай I покончил с собой из-за военных неудач.

19 февраля 1855 г. на российский престол взошел император Александр II. Его называли царь-освободитель из-за проведенной им в 1861 г. реформы отмены крепостного права. Кроме этого, им была проведена военная реформа (службу сократили с 20 до 6 лет),судебная (введена 3-х уровневая судебная система, включающая мировой суд, окружной суд и Сенат-высшую судебную инстанцию),земскую (органом местного самоуправления стали земства).

Александр II был убит в 1881 г., его правление закончилось, и на престол взошел его сын Александр III, который за время своего правления не провел ни одной войны, за что его и называли «Миротворцем». Кроме этого, он сделал вывод, что его отца убили из-за того, что он много реформировал, поэтому Александр III отказывается от реформ, а идеалом для него было правление Николая I. Но он считает, что главный просчет деда — это слабое развитие промышлености и делает все, чтобы деньги были направлены на развитие крупных промышленных предприятий. Главным источником финансирования промышленного производства был экспорт хлеба, но этих денег не хватает.

С назначением на должность министра финансов Сергея Юльевича Витте, политика изменилась. Витте объявляет, что экспорт хлеба-ненадежный источник доходов и вводит винную монополию (бюджет стали называть «пьяным» ), золотое обеспечение рубля. Появляется золотой русский рубль, который привлекает иностранные инвестиции.

Итогом этой политики было то, что в 90-е гг. 19 в. начинается бурный экономический рост и Россия становилась индустриальной державой, хотя русская промышленность лишь на 1/3 была русской, а на 2/3 иностранной.

Итак, несмотря на войны, нестабильную внутреннюю политику, Россия переживает бурный рост промышленного производства, и для того чтобы достичь его стране понадобился целый век- девятнадцатый.

19 ВЕК – НАЧАЛО 20 ВЕКА

Структура научных учреждений

Здание Академии наук в С.-Петербурге. Архитектор Дж. Кваренги.

В 19 в. про­дол­жи­лось фор­ми­ро­ва­ние струк­ту­ры на­уч. уч­ре­ж­де­ний Рос­сий­ской им­пе­рии. Наи­бо­лее круп­ным и ав­то­ри­тет­ным на­уч. цен­тром ос­та­ва­лась С.-Пе­тер­бург­ская АН (по Ус­та­ву 1803 выс­шая на­уч. ин­стан­ция в стра­не). Пос­ле при­со­е­ди­не­ния в 1841 Рос­сий­ской ака­де­мии к С.-Пе­тер­бур­г­ской АН в струк­ту­ре АН ста­ло 3 от­де­ле­ния: фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ских наук (1-е от­де­ле­ние); рус. язы­ка и сло­вес­нос­ти (2-е); ис­то­ри­ко-по­ли­ти­че­ских наук и фи­ло­ло­гии (3-е; с 1844 – ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гическое от­де­ле­ние; с 1916 – от­де­ле­ние ис­то­ри­че­ских наук и фи­ло­ло­гии). В 3-м от­де­ле­нии изу­ча­лись так­же эт­но­гра­фия, не­ко­то­рые вос­точ­ные язы­ки. В кон. 19 – нач. 20 вв. при АН соз­да­ва­лись про­блем­ные ко­мис­сии для раз­ра­бот­ки ак­ту­аль­ных на­уч­ных и на­уч­но-при­клад­ных во­про­сов, объ­еди­няв­шие на­уч. ра­бот­ни­ков разл. ве­домств, са­мой ака­де­мии, выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний: маг­нит­ная, сейс­ми­че­ская, по­ляр­ная, по изу­че­нию оз. Бай­кал и т. п. Са­мой круп­ной из них бы­ла Ко­мис­сия по изу­че­нию ес­те­ст­вен­ных про­из­во­ди­тель­ных сил Рос­сии (КЕПС, 1915), воз­глав­ляе­мая В. И. Вер­над­ским. Она об­ра­зо­ва­на в ус­ло­ви­ях 1-й ми­ро­вой вой­ны для ре­ше­ния за­дач обо­ро­ны, объ­е­ди­ни­ла ши­ро­кий круг учё­ных и спе­циа­ли­стов раз­но­го про­фи­ля, на­ча­ла сис­те­ма­ти­че­ское изу­че­ние и учёт при­род­ных ре­сур­сов стра­ны, раз­вер­ну­ла ла­бо­ра­тор­ное ис­сле­до­ва­ние ми­не­раль­но­го и рас­ти­тель­но­го сы­рья, раз­ра­ба­ты­ва­ла пла­ны соз­да­ния н.-и. ин­ститу­тов и фор­ми­ро­ва­ния их об­ще­гос. се­ти; по­сле 1917 мно­гие её от­де­лы пре­об­ра­зо­ва­ны в на­уч. ин­сти­ту­ты.

ЦАРСКАЯ РОССИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В

К середине XIX в. Россия была огромной континентальной державой. Она занимала массив суши площадью в 16 миллионов квадратных километров, простиравшийся на всю Восточную Европу и Северную Азию. Население ее достигало почти 70 миллионов человек. В недрах гор таились большие запасы полезных ископаемых. Бескрайними казались просторы целинных степей. Зеленой стеной стояла вековая тайга. Широко расстилались поля золотой пшеницы, взращенной трудом хлебопашцев.

Но несмотря на свои размеры и природные богатства, Россия сильно отставала в своем экономическом развитии от стран Западной Европы. Она имела мало промышленных предприятий. Сельское хозяйство велось по старинке. Землю пахали сохой. Грузы перевозились лошадьми или волами, вязнувшими в непролазной грязи или снежных сугробах.

Конечно, неправильно было бы думать, что Россия переживала полный хозяйственный застой. Некоторое движение вперед по пути экономического прогресса наблюдалось и в крепостной России.

Росло число промышленных предприятий. За первую половину XIX в. оно увеличилось более чем в шесть раз.

С 30-х годов XIX в. в России началось широкое применение машин в промышленности. Мануфактура стала превращаться в фабрику. Производство, основанное на ручном труде, стало вытесняться машинным производством. К середине XIX в. две трети всей продукции крупной промышленности страны уже изготовлялось машинами.

Машина требовала повышения квалификации рабочего. Но крепостной человек, работавший из-под палки, не был заинтересован в этом. Поэтому применение машин, как мы уже знаем, сопровождалось заменой принудительного крепостного труда вольнонаемным. В середине XIX в. уже четыре пятых всех рабочих крупной обрабатывающей промышленности были вольнонаемными. Предприятия, основанные на эксплуатации наемного труда, были по путь между Петербургом и Москвой. По рекам, а также по морям, омывающим Россию, стали плавать пароходы. Новые виды транспорта способствовали расширению торговли внутри страны и внешнего обмена с другими странами.

Изменение в сельском хозяйстве.

Рост промышленности вызывал уход части населения из деревни в город на фабрики и заводы. Жителям городов требовалось все больше и больше хлеба и других продуктов питания. Фабрики нуждались в сырье. Увеличился вывоз хлеба и сырья из России в промышленные страны Западной Европы. В таких условиях русским помещикам выгодно было расширять хозяйство, чтобы производить для продажи как можно больше зерна, шерсти, льна, конопли.

За первую половину XIX в. посевные площади только в Европейской России расширились на 20 миллионов десятин. Шла усиленная распашка плодородных степей Причерноморья, Предкавказья, Заволжья. Больше стали сеять льна и конопли. Возникли и совсем новые отрасли сельского хозяйства. На Украине зазеленели посевы сахарной свеклы. В южных степях появились многотысячные отары тонкорунных овец.

Однако в деревне еще господствовал ручной труд. Помещики не желали покупать дорогостоящие машины, так как их землю бесплатно обрабатывали крепостные крестьяне да еще своими орудиями. «Если мы заведем машины, то что же наши мужики делать-то будут?»- говорили они.

«Охота пуще неволи»

Желая больше получать дохода, помещики увеличивали барщину и оброк. Но тяжелый труд истощал силы крестьянина, а недостаток времени не позволял ему как следует обрабатывать свой клочок земли. В итоге крестьянское хозяйство разорялось, урожайность крестьянских полей падала, скот гибнул от бескормицы, сами крестьяне голодали.

Но полуголодные крестьяне не в силах были хорошо работать и на барской земле. А это вело к упадку и помещичьего хозяйства. Получалось так: чем больше нажимал помещик на своих крестьян, тем меньше дохода приносило ему основанное на принудительном крепостном труде его хозяйство.

Постепенно сами помещики начали убеждаться в невыгодности крепостного права. Один помещик напечатал в газете статью, которую озаглавил «Охота пуще неволи». Он доказывал, что наемный труд является более производительным, чем принудительный, что вольный работник за то же время сделает больше, чем крепостной.

Некоторые помещики стали прибегать к найму рабочих. Особенно практиковали это помещики южных и юго-восточных губерний, где крепостных крестьян было мало, а земли-много.

Но большинство помещиков цепко держалось за крепостное право и хотело жить и хозяйничать по-старому.

Крепостное право — тормоз экономического развития России

Теперь попробуем подвести итог тому, что было главный. Дальнейший рост промышленности и сельского хозяйства требовал перехода к наемному труду и внедрения машин. Но тому и другому мешало крепостное право. Откуда было взяться свободной рабочей силе, если большинство крестьян и рабочих находилось в крепостной зависимости?

Развитие промышленности тормозилось и тем, что в стране не хватало покупателей. Фабриканты жаловались на трудности сбыта промышленных изделий. Кому же их было покупать, если основную массу населения составляли крепостные крестьяне, ходившие в лаптях и домотканых рубахах, но не имевшие денег, чтобы купить сапоги и фабричные ситцы и сукна?

Наконец, крепостное право препятствовало накоплению капиталов. Если у какого-нибудь крестьянина и заводились деньги, он боялся открывать лавку или оборудовать мастерскую, чтобы помещик не потребовал с него больше оброка. Даже если богатый крестьянин и открывал мастерскую, а потом хотел выкупиться на волю, он должен был оставить эту мастерскую со всем оборудованием своему помещику.

Значит, дальнейший хозяйственный рост страны зависел от перехода на путь капиталистического развития. А этому мешало существование крепостного права. В том и заключалось главное противоречие всей общественно-экономической жизни России того времени.

Но почему же было не отменить крепостное право? Да потому, что у власти стоял царь, который сам называл себя первым помещиком империи. А помещики считали крепостное право основой своего классового господства, главной привилегией дворянского сословия.

В сохранении крепостного строя царизм видел основную свою задачу. Потому царские войска жестоко подавляли волнения крепостных крестьян, а царские жандармы сажали за решетку каждого, кто осмеливался поднять голос против крепостного права.

Как помещик в имении, так и царь в своей империи поддерживали свою власть с помощью грубой силы и запугивания. Самодержавие царя было неразрывно связано с крепостным правом. Если крепостное право было главным тормозом экономического развития России, то царизм являлся таким же тормозом общественного и культурного прогресса, врагом просвещения и свободомыслия.

Народные движения

На усиление крепостного гнета и помещичьего произвола крестьянство отвечало новыми волнениями. В первый же год царствования Николая I произошло около 50 крестьянских волнений.

В 1830-1831 гг. по всей России прокатилась волна так называемых «холерных бунтов». Они были вызваны произволом царских чиновников во время эпидемии холеры. Устанавливая карантин, власти запрещали передвижение жителей. Нормальная жизнь нарушалась. В городах ощущался недостаток продовольствия. Среди населения распространялись слухи, что люди мрут не от холеры, а что помещики нарочно отравляют людей ядом. Возбужденные бедняки громили полицейские участки и казенные больницы. По существу эти стихийные бунты выражали собой протест народных масс против крепостного строя.

Когда офицер спросил одного из таких бунтарей: «Неужели ты веришь, что господа нарочно отравляют воду в колодцах?» -тот ответил: «Что тут говорить! Для дураков — яд да холера, а нам надобно, чтобы вашего дворянского козьего племени не было».

«Холерные бунты» в ряде городов приходилось подавлять силой оружия. В столице против бушевавшей толпы городской бедноты двинуты были гвардейские полки.

Наряду с помещичьими волновались и государственные крестьяне. Вместе с русскими в Поволжье и Приуралье выступали татары, чуваши, удмурты и другие народы. На Украине местами крестьяне вели настоящую партизанскую войну против помещиков. В Подольской губернии много лет приводили в трепет украинских и польских магнатов повстанцы, возглавил которых народный мститель-беглый солдат Устим Кармелюк. Семь раз его хватали и бросали в тюрьму, ссылали на каторгу» и семь раз он бежал и вновь вступал в борьбу с помещиками. Так и сразила его с оружием в руках дворянская пуля.

В поисках земли и воли крестьяне бежали из внутренних губерний за Волгу и на Кавказ. Конечно, и там они не могли обрести свободную жизнь,- сначала их брали на учет чиновники, а потом отдавали под власть новых господ-помещиков. Нередко при этом крепостные оказывали упорное сопротивление. Так более полувека добивались воли крестьяне села Маслов Кут на Ставрополье. Царь подарил их помещику Зотову.

Но они отказывались повиноваться барину, заявляя: «Хоть голову отрубят, а за помещиком быть не хотим!» В 1853 г. против них были посланы войска с четырьмя пушками. Они забаррикадировали улицы села. Произошло настоящее сражение. Было убито и ранено 340 крестьян, сослано в Сибирь — 556, посажено в тюрьму —64. Царский губернатор назвал маслов-кутских крестьян «закоренелыми искателями свободы». Упорно боролись за свободу и храбрые кавказские горцы. В Дагестане и Чечне их вождем четверть века был знаменитый Шамиль.

Демократическая интеллигенция России

Если раньше в крепостной России образованными людьми были обычно дворянами, то с развитие капиталистических отношений среди таких людей стали все чаще встречаться недворяне. Это были выходцы из крестьян, мещан, купцов, мелких чиновников и духовенства. Всех вместе их называли тогда «разночинцами», то есть «людьми разных чинов». Нередко попадали в их ряды и обедневшие дворяне.

Разночинцы были выходцы из народа, они были теснее связаны с народом, чем дворянские интеллигенты. Поэтому они живее откликались на происходившие в стране народные движения, могли полнее выразить стремления народных масс.

Много разночинцев было среди студентов Московского университета. В 30-х годах XIX в. здесь возникли студенческие кружки. Участники их критиковали царское правительство, осуждали крепостное право, вспоминали декабристов, читали сочинения немецких философов и французских утопистов-социалистов, заучивали наизусть запретные революционные стихи. Из этих кружков вышли многие передовые деятели русской интеллигенции.

Среди них был Александр Иванович Герцен. Еще юношей он и его друг Николай Огарев дали клятву посвятить жизнь освобождению народа. Они поклялись в этом во время одной из прогулок по окрестностям тогдашней Москвы, на Воробьевых (Ленинских) горах, где теперь высится новое здание Московского университета.

Герцен и Огарев были противниками крепостного права. Они считали себя продолжателями дела декабристов. Но они понимали, в чем была основная ошибка декабристов. Им было ясно, что без активного участия народа невозможно революционное преобразование общества.

Отличало Герцена и его друзей от декабристов и то, что они были социалистами. Правда, их воззрения были утопическими. Им казалось, что Россия может прямо перейти к социализму, минуя капитализм. В русской сельской общине они видели будущую ячейку социалистического строя.

Участником студенческих кружков был и Виссарион Григорьевич Белинский. Сын бедного флотского лекаря, он прожил короткую, полную лишений, жизнь и рано умер от туберкулеза. Еще студентом Белинский написал драматическую повесть «Дмитрий Калинин», содержавшую страстный протест против крепостничества. За это его исключили из университета. Вскоре он получил известность как литературный критик.

Белинский был одним из первых революционных просветителей. Он написал знаменитое «Письмо к Гоголю», которое явилось как бы манифестом русской революционной демократии. В этом письме Белинский писал, что спасение России не в молитвах, а в уничтожении крепостного права и в просвещении народа.

Герцена жандармы арестовали и отправили в ссылку. Белинского они хотели заточить в Петропавловскую крепость и только смерть его помешала им осуществить это намерение.

Царизм — жандарм Европы.

Царское правительство не только жестоко расправлялось с революционерами внутри страны. Оно всегда было готово послать войска для подавления революционного движения в любую из зарубежных стран. Русского царя называли жандармом Европы.

Хотя французская буржуазная революция 1789 г. и нанесла решительный удар феодальному строю, но после крушения наполеоновской империи во Франции опять укрепилась старая королевская династия. К власти вернулись изгнанные когда-то революцией феодальные аристократы. Они добивались восстановления прежних сословных привилегий. Политика защищавшего их интересы королевского правительства мешала развитию капитализма. Поэтому во Франции назревала еще одна революция.

В июле 1830 г. восставший французский народ сверг с престола последнего представителя династии Бурбонов — короля Карла X. Передовые русские люди приветствовали революцию в Париже. Но царь Николай I тотчас послал своих генералов в Вену и Берлин, чтобы сговориться с австрийским и прусским монархами о совместном походе на Париж. Только восстание, вспыхнувшее в Польше против царского владычества, помешало осуществить эти планы. Зато царь жестоко расправился с польскими повстанцами.

Когда наступил 1848 год и гроза революции снова разразилась над Европой, царизм опять выступил в роли международного жандарма. Весть о новой революции во Франции Николай I получил в то время, когда в его дворце происходил праздничный бал. Царь подал знак — музыка смолкла. Обращаясь к окружавшим офицерам, он сказал: «Седлайте коней, господа! В Париже опять началась революция!» Вскоре Николай I направил свои войска для подавления революционного движения в Венгрию и Румынию.

  • < ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОММУНИЗМА

Внешняя политика в первой четверти XIX века

Первая четверть века – время военных и дипломатических успехов Российской империи, дальнейшего усиления ее могущества. Основными ее задачами в этот период были: продвижение на Кавказ и Закавказье; решение т.н. восточного вопроса, то есть укрепление позиций на Балканах и Ближнем Востоке; борьба с наполеоновской Францией и поддержание европейского равновесия.

Закавказье

В начале XIX века христианская Грузия, притесняемая Османской империей и Персией, обратилась за помощью к России. В 1801 году Картли-Кахетинское царство (Центральная Грузия) было включено в состав Российского государства. К 1804 году в его состав вошли Мегрелия, Имеретия и Гурия. Грузинские цари и князья отреклись от престолов, Грузинская православная церковь подчинилась Святейшему Синоду. Сословные права грузинских дворян не оспаривались, многие из них поступили на русскую службу.

Для обеспечения безопасности новых владений Россия устремилась в восточное Закавказье. Тогда в 1804 году Персия объявила ей войну, в 1806 году то же самое сделала Турция. Русские войска смогли разгромить турок и персов и выйти к Каспийскому морю (были взяты Дербент и Баку), а также закрепиться на побережье Черного моря (были взяты Анапа, Поти, Сухуми). В 1812 году был заключен Бухарестский мир с Турцией, которая уступила России Абхазию. В 1813 году был подписан Гюлистанский мир с Персией, по которому России отходил Дагестан и Азербайджан. Османы и персы признали вхождение Грузии в состав России, она получила право иметь свой флот на Каспии.

Восточный вопрос

Восточный вопрос был связан с укреплением южных границ и обеспечением выгодного режима проливов Босфора и Дарданелл. Также большую роль играла проблема христианских народов Балкан, выступавших против турецкого владычества.

Российские позиции на Балканах укрепились благодаря участию в антифранцузских коалициях конца XVIII-начала XIX века. В 1799 году были созданы русские военные базы на Ионических островах и Адриатике. Турция, видя усиление России, поддержала наполеоновскую Францию и закрыла проливы для русских судов. Султан без согласования с Россией заменил господарей Молдавии и Валахии на французских ставленников.

После русско-турецкой войны 1806-1812 годов Россия получила Бессарабию. Сербия, выступавшая на стороне России, получила автономию в составе Турции.

Европейское направление. Русско-французская война 1805-1807 годов

Важнейшее европейское направление русской внешней политики было связано с борьбой с Францией, во главе которой стал Наполеон Бонапарт, провозглашенный сначала первым консулом (1799), а затем императором (1804). Против него выступали Англия, Австрия и Пруссия.

Вначале Александр I, не желавший втягивать Россию в войну, заключил договоры и с Англией, и с Францией. Однако французы, не считаясь ни с чьими интересами, заявляли претензии на европейское господство. Нараставшее напряжение между двумя императорами привело к русско-французской войне 1805-1807 годов. Союзником России здесь выступила Австрия. В битве при Аустерлице союзные войска потерпели серьезное поражение. В 1806 году в войну вступила Пруссия, но была быстро нейтрализована Наполеоном, вступившим в Берлин. После поражения русских под Фридландом стороны перешли к переговорам, и в 1807 году был заключен Тильзитский мир. Его условия были невыгодны для России. Из польских земель Пруссии создавалось герцогство Варшавское под протекторатом Франции. Россия уступала ей свои базы в Адриатике и на Ионических островах и присоединялась к континентальной блокаде Англии, отказываясь от всякой торговли с последней. Это был тяжелый удар по русской экономике, Тильзитский мир был воспринят обществом как национальное унижение.

Русско-шведская война 1808-1809 годов

На свидании Александра и Наполеона в германском Эрфурте в 1808 году последний признал права России на Молдавию и Валахию, Финляндию, что было вызвано поражениями французов в Испании. По итогам русско-шведской войны 1808-1809 годов на правах широкой автономии в состав Российской империи вошла Финляндия. Это обезопасило Санкт-Петербург от возможного удара с севера. Однако тяжелым грузом продолжала висеть континентальная блокада, которую император Александр в итоге нарушил, разрешив торговлю с нейтральными странами. Это вызвало недовольство Франции, которая наращивала военное присутствие в герцогстве Варшавском и готовилась к войне.

Отечественная война 1812 года

Война 1812 года стала одним из крупнейших событий в истории России. Она способствовала росту национального самосознания, общественного движения в России. Она положила начало закату наполеоновской империи и формированию новой системы международных отношений в Европе, ведущую роль в которых играла Россия.

Планы Наполеона, желавшего нанести русским сокрушительный удар в пограничном сражении и добиться разделения России на ряд полунезависимых государств, основывались на неудачном расположении русских войск. Они были разделены на три армии: 1-я армия М.Б. Барклая де Толли защищала Петербург, 2-я армия П.Ю. Багратиона – Москву, 3-я армия А.П. Тормасова – Киев. Французские войска насчитывали 450 тыс. человек против 220 тыс. у русских. Рекрутская система в России не позволяла быстро увеличить число войск, отчего власть и обращалась к населению с просьбой формировать ополчения. Однако моральный дух русских солдат был намного выше, чем у разноплеменной армии Наполеона.

12(24) июня Наполеон вторгся в Россию, перейдя р. Неман. 1-я и 2-я русские армии начали отступление, избегая сражения. Практически сразу началась и партизанская война. В итоге русским армиям удалось оторваться от врага и соединиться под Смоленском в начале августа. Уже тогда Наполеон, занявший разрушенный Смоленск, послал императору Александру первое предложение о мире, оставшееся без ответа. Наполеон продолжил идти вглубь страны, теперь нацелившись на Москву.

После объединения русских войск главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов. Понимая, что без боя Москву сдать нельзя, он принял решение о генеральном сражении у д. Бородино близ Можайска. Битва состоялась 26 августа (7 сентября). Несмотря на успехи французов, русская оборона не была прорвана, а наши войска организованно отступили на заготовленные позиции. Обе стороны понесли тяжелые потери, однако в отличие от русской армии, наполеоновские войска не могли восполнить свои ресурсы. Все же 1(13) сентября в Филях было принято решение оставить Москву, так как сразу дать еще одно генеральное сражение русские войска не могли.

Москву покинуло большинство жителей, Наполеон, вступивший в город, напрасно прождал депутацию «бояр» с ключами от него. В Москве начались пожары. Французская армия оказалась фактически запертой в горящем городе.

В это время армия Кутузова, получившая подкрепление, совершила Тарутинский маневр, перейдя с Рязанской на Калужскую дорогу и став лагерем у Тарутино. Таким образом была прикрыта дорога на юг – к оружейной Туле и плодородной Украине. Наполеон, оставивший Москву в октябре в стремлении прорваться на юг, вынужден был принять бой под Малоярославцем. После поражения он дал приказ отступать из России по разоренной Смоленской дороге.

В период французского отступления апогея достигла партизанская война, в которой участвовали и крестьянские, и военные отряды, изматывавшие боями французов. Сражение при Березине в ноябре довершило разгром наполеоновской армии. Наполеон был изгнан из России.

После этого начался Заграничный поход русских войск (1813-1814), освобождавших европейские государства от наполеоновской власти. К России присоединились Пруссия и Австрия. В октябре 1813 года в битве под Лейпцигом («битва народов») Наполеон был сокрушен. В марте 1814 года Париж капитулировал.

Венский конгресс

Итоги наполеоновских войн были подведены на Венском конгрессе 1814-1815 годов. Наполеон был сослан на о. Эльбу, а после своего возвращения к власти («ста дней») – на о. Св. Елены. Франция вернулась к дореволюционным границам. В захваченных ею государствах восстанавливались старые королевские режимы. Россия получила герцогство Варшавское, ставшее Царством Польским. Был заключен Священный союз между Россией, Пруссией и Австрией, к которому затем присоединилось большинство европейских стран. Союз должен был обеспечить стабильность в Европе и уберечь ее от возможных революционных потрясений.

Однако уже в 1820-е годы прогремели революции в Португалии, Испании, Неаполе и Пьемонте. Священный союз, провозгласивший право на контрреволюционную интервенцию, подавил их. Следуя политике Венской системы, Александр I осудил восстание братьев-греков против турок (1821). Однако их поддержала Англия, укрепив свои позиции в Средиземноморье. К конце царствования Александра выступление России как международного арбитра вызывали недовольство как в Европе, так и внутри страны.

Внешняя политика России во второй четверти XIX века

При Николае I Россия продолжила политику поддержки легитимных монархий и борьбы с революционными и национальными движениями в Европе. Однако к середине века выявилось экономическое и военно-техническое отставание России от Запада. Нарастала ее международная изоляция, завершившаяся поражением в Крымской войне (1853-1856).

Кавказское направление. Восточный вопрос

Турция и Персия жаждали реванша. В 1826-1828 году развернулась русско-персидская война, окончившаяся Туркманчайским миром, по которому к России отошла Восточная Армения (Эриванское и Нахичеванское ханства).

В отличие от Александра Николай поддержал греческое восстание. Россия вместе с Англией и Францией потребовали у Турции автономии для Греции. После ее отказа союзная эскадра разгромила османский флот в Наваринской бухте (1827). В ответ турки закрыли проливы для русских судов. Началась русско-турецкая война 1828-1829 годов. После поражения османов был подписан Адрианопольский мир, по которому к России отходили дельта Дуная и Черноморское побережье от Анапы до Поти. Присоединение Закавказья к России завершилось. Греция же получала автономию, а в 1830 году объявила о своей независимости.

В 1833 году Николай, не хотевший полного разгрома Османской империи, выступил против ее мятежного вассала – правителя Египта. В итоге по Ункляр-Искелессийскому договору 1833 года Турция обязалась закрывать проливы для военных судов западных стран по требованию России и открывать их для нее. Это ослабило позиции европейских держав.

После присоединения Закавказья вставала задача завоевания Северного Кавказа. В 1817 году под руководством генерала А.П. Ермолова, командующего Кавказским корпусом, началось продвижение в горные районы Чечни и Дагестана. Строились крепости и дороги, защитные линии, оттеснявшие горцев от равнинных районов и зажимавшие их в кольцо. Среди горцев начал распространяться мюридизм – воинственное течение в исламе, призывавшее к священной войне – газавату — против «неверных». Мюриды подчинялись имаму. В 1834 году им был провозглашен Шамиль. Опираясь на идеи мюридизма, он создал мощное теократического государство – имамат. В 1840-е годы он нанес серьезные поражения русским. Тайную помощь имамату оказывали Турция и Англия. Однако из-за жестокости Шамиля его популярность в 1850-х годах начала падать. Его войска были вытеснены из Чечни. В 1859 году пало последнее убежище имама – аул Гуниб – а сам он попал в плен.

На Западе Северного Кавказа борьбу с Россией вели племена черкесов, совершавшие набеги на Кубань и черноморские укрепления. Их поддерживали Шамиль, Турция и Англия. Несмотря на это, черкесы были окончательно разбиты в 1864 году, что стало концом Кавказской войны.

Европейское направление

В европейской политике Николай I следовал заветам Священного союза. В 1830 году, после революций во Франции и Бельгии, повлиять на которые Россия не смогла, началось восстание в Царстве Польском. Восставшие требовали восстановления Польского государства в прежних границах. Через год мятеж был подавлен, а польская конституция 1815 года упразднена. В Польше вводилось военное управление. Это подорвало международный авторитет России, которую стали называть «жандармом Европы». Усугубила ситуацию реакция Николая на революции 1848 года – он выступил с угрозами в адрес европейских держав. В 1849 году русские войска по просьбе Австрии подавили восстание в Венгрии. Все это вело к нарастанию напряженности с Европой.

Крымская война 1853-1856 годов

В 1830-1840-е годы усилилось влияние западных стран на Ближний Восток и Турцию, тяготившейся опекой России. Активнее всех против нее выступала Англия, желавшая полного господства на море. Лондонские конвенции 1840-1841 годов пересматривали Ункляр-Искелессийское соглашение, по ним судоходство в проливах было поставлено под международный контроль, сами проливы закрывались для военных кораблей всех стран. Русский флот был заперт в Черном море. После 1848 года Николай I решил изменить ситуацию на Ближнем Востоке, рассчитывая, что ослабленная революцией Франция и благодарная после подавления Венгерского восстания Австрия не будут мешать, а с Англией удастся договориться. Но расчет не оправдался.

Поводом для начала войны стал спор о контроле над Святыми местами в Иерусалиме. Турция, владевшая городом, решила вопрос в пользу католиков и Франции. После предъявленного в 1853 году ультиматума русские войска вступили в Молдавию и Валахию. Турция объявила России войну. В ноябре того же года эскадра П.С. Нахимова уничтожила турок в Синопской битве. После этого в войну вступили Англия и Франция. Их эскадры нападали на различные русские северные гарнизоны. По требованию Австрии России пришлось уйти из Молдавии и Валахии. Война для нее теперь приняла оборонительный характер.

В начале 1854 года англо-франко-турецкий десант начал наступление на главную черноморскую базу – Севастополь. Его оборону возглавили адмиралы П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин и военный инженер Э.И. Тотлебен. Осада Севастополя продолжалась 11 месяцев до августа 1855 года, когда французами был взят Малахов курган. В то же время на закавказском театре военных действий русские смогли нанести туркам ряд поражений и взять крепость Карс.

Итоги войны подвел Парижский мирный договор 1856 года. Севастополь и Карс были взаимно возвращены России и Турции. Провозглашалась нейтрализация Черного моря. Россия и Турция не могли иметь здесь военный флот и крепости. Россия лишалась южной Бессарабии и права покровительства Сербии, Молдавии и Валахии.

Внешняя политика России во второй половине XIX века

Восточный вопрос

Вопрос о режиме проливов и судьбе балканских народов стал ключевым после поражения в Крымской войне. Главной стала борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира. Император Александр II и министр иностранных дел А.М. Горчаков направили силы на поиски союзников в Европе. Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Россия поддержала Пруссию. Опираясь на союз с ней, Россия в 1870 году объявила об отмене нейтрализации Черного моря, через год это было утверждено на Лондонской конференции. Российская империя опять могла иметь базы и флот на Черном море. В 1873 году был заключен «Союз трех императоров» между ней, Австро-Венгрией и Германией.

Русско-турецкая война 1877-1878 годов

Восточный вопрос вновь обострился из-за восстаний балканских народов против османского ига (в 1875 году – в Боснии и Герцеговине, в 1876 – в Болгарии). Их жесткое подавление Турцией всколыхнуло русское общественное мнение. После того, как Турция отвергла предложение реформ в пользу Балкан, Россия объявила ей войну. Русская армия форсировала Дунай и вступила в Северную Болгарию. Основная масса войск несколько раз безуспешно штурмовала турецкую крепость Плевну. Тем временем отряд генерала И.В. Гурко удерживал Шипкинский перевал, открывавший дорогу в Южную Болгарию. Велись успешные действия в Закавказье. В 1877 году Плевна пала, русские вошли в Южную Болгарию и двинулись на Константинополь. В 1878 году в Сан-Стефано у турецкой столицы был подписан мир. По нему Сербия, Черногория и Румыния получали независимость, Болгария, Босния и Герцеговина – автономию. Россия вернула Южную Бессарабию, приобрела закавказские крепости Батум, Карс, Ардаган и Баязет. Однако по настоянию западных держав Сан-Стефанский мир был пересмотрен на Берлинском конгрессе 1878 года. Болгария была разделена: север стал вассальным от Турции княжеством, юг – автономной провинцией Турции. Территории Сербии, Черногории и Румынии были сокращены. Россия возвращала Баязет. Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину. Англия получала от Турции Кипр. Все это подорвало престиж русского правительства внутри страны.

Политика в Средней Азии, на Кавказе, Дальнем Востоке

Вторая половина XIX-начало ХХ века стало временем активной колониальной политики держав Европы. Россия расширяла свои среднеазиатские владения с их хлопком и рынками сбыта. В 1864 году началось военное проникновение в Среднюю Азию. Был взят Ташкент, образовано Туркестанское генерал-губернаторство. В 1868 году русскими вассалами стали Кокандское ханство и Бухарский эмират. В 1873 году в зависимость попало Хивинское ханство. Подчинение Средней Азии завершилось покорением туркменских племен в 1881-1884 годах и взятием Кушки в 1885 году. Здесь было отменено рабство, получили развитие промышленность и торговля.

В 1867 году Россия продала США Аляску за 7 млн. долларов.

В то же время расширялась территория в Приморье. По Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем Россия приобрела Амурскую область и Уссурийский край.

В 1855 году с Японией был заключен Симодский договор, утверждавший монопольное право России на владение Курильскими островами, однако Сахалин, до этого бывший под властью России, переходил в совместное русско-японское владение. В 1875 году между двумя странами был подписан новый договор, по которому Сахалин отходил к России, а Курилы – к Японии.

Военно-политические блоки конца XIX века

При Александре III Россия практически не воевала, за что он получил имя Миротворца. При нем главным союзником России стала Франция.

В 1881 году был продлен «Союз трех императоров», однако Россия и Австро-Венгрия боролись за влияние на Балканах. В 1886 году России пришлось разорвать дипломатические отношения с Болгарией, где к власти пришла австро-германская группировка. К 1882 году окончательно сформировался Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии против России и Франции. В 1894 году был утвержден договор о франко-русском союзе, к которому присоединились Англия и США, что стало основой будущей Антанты.

В 1880-1890-е годы русское правительство было вынуждено отказаться от активных действий на Балканах, сосредоточив внимание на Дальнем Востоке.

Пушкин А.С. Портрет работы В.А. Тропинина

XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры, и оказывающей на нее собственное влияние.
Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т.п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениям с Европой и западноевропейской культурой. Этим вопросом задавался сначала П.А. Чаадаев, позднее он привел к идейному размежеванию западников и славянофилов в среде русской интеллигенции. Западники (Т.М. Грановский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин) воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве. Славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, П.В. и И.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин) находились в более сложном отношении к европейской культуре. Они были воспитаны на немецкой классической философии, в частности, на философии Гегеля с его идеей национального духа. Основываясь на этой посылке, славянофилы подчеркивали самобытный путь развития России, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям (А.С. Хомяков).
Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.
Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность.
XIX в. по праву называют «золотым веком» российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру.
В первые десятилетия XIX в. в литературе заметен отход от просветительской идеологии, преимущественное внимание к человеку и его внутреннему миру, чувству. Эти изменения были связаны с распространением эстетики романтизма, предполагавшей создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной, свободной личности, пренебрегающей условностями общества. Зачастую идеал виделся в прошлом, что вызывало повышенный интерес к отечественной истории. Возникновение романтизма и в русской литературе связано с балладами и элегиями В.А. Жуковского; сочинения поэтов-декабристов, а также ранние произведения А.С. Пушкина привнесли в него идеалы борьбы за «угнетенную свободу человека», духовное освобождение личности. Романтическое движение заложило основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин), а также традиции художественного перевода. Поэты-романтики впервые познакомили русского читателя с произведениями западноевропейских и античных авторов. В.А. Жуковский был переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. Мы до сих пор читаем «Илиаду» в переводе Н.И. Гнедича.
В 1830-50егг. Развитие литературы было связано с постепенным движением от романтизма к реализму, соотнесение изображаемого в литературном произведении с «жизненной правдой». Этот переходный период был одним из периодов взлета российской словесности, ознаменовавшегося творчеством А.С. Пушкина – создателя норм современного русского литературного языка классических образцов всех литературных жанров: лирической и эпической поэзии, романа, повести и рассказа, а также М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.
Формировавшийся в русской литературе критический реализм отличался повышенным интересом к социальной проблематике, связанным с острыми конфликтами в русском обществе. Особенно это было характерно для авторов «натуральной школы» – И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, ранних произведений И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского

М.Ю. Лермонтова Н.В. Гоголя И.С. Тургенева Ф.М. Достоевского

, А.Н. Островского. Одной из черт натуральной школы было внимание к судьбе «Маленького человека» (Гоголь, Достоевский, Некрасов), жизни крепостного крестьянина (очерки В.И. Даля, «Записки охотника» И.С. Тургенева), миру русского купечества (А.Н. Островский).
В пореформенную эпоху 1860-70-е гг. эти тенденции сохранялись, и в литературных произведениях той эпохи отразились идейные конфликты времени. На это время приходится расцвет русского классического романа. В это время создают свои лучшие произведения И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. В их сочинениях свойственное критическому реализму внимание к общественным конфликтам обогащалось, а подчас и отодвигалось на второй план глубоким психологизмом и философскими обобщениями, касавшимися судеб России и западной культуры, их взаимоотношений, поисками духовной опоры в христианстве (православии или собственном его толковании, как у Толстого). Являясь вершинами достижений русской литературы XIX в., эти сочинения оказали влияние и на развитие мировой культуры, став ее неотъемлемой частью.
Традиции романтизма 1820-30-х гг. сохранились в творчестве поэтов-лириков, обращавшихся к переживаниям личности (Н.М. Языков, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков, Я.П. Полонский).
Театр, подобно художественной литературе, в XIX в. начинает играть все большую роль в общественной жизни страны, беря на себя отчасти и роль общественной трибуны. Начиная с1803 г. на российской сцене доминируют императорские театры. В 1824 г. труппа Петровского театра окончательно разделилась на оперную и драматическую, создав тем самым Большой и Малый театры. В Санкт-Петербурге ведущим театром был Александринский. Вначале столетия на сценах театров безраздельно господствовали романтические пьесы. Романтизм на русской сцене связан с именем П.С. Мочалова, известного своей игрой с драмах Шиллера, создавшего образ романтического героя. В античных и романтических пьесах блистали Е.С. Семенова, В.А. Каратыгин. С творчеством же М.С. Щепкина связано становление реалистической школы актерского искусства в России.
Развитие русского театра середины – второй половины XIX столетия неразрывно связано с А.Н. Островским, пьесы которого и по сей день не сходят со сцены Малого театра. На драматургии Островского воспитывались многие талантливые актеры – П.М. Садовский, П.А. Стрепетова, А.Е. Мартынов, М.Н. Ермолова. В конце XIX в. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской.
Конец XIX в. стал свидетелем «театральной революции» К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, создавших в 1898 г. Московский Художественный Театр. Сутью «революции» был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра XIX в. и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей.
В первой половине XIX в. зарождается национальная музыкальная школа. В первые десятилетия XIX в. господствовали романтические тенденции, проявившиеся в творчестве А.Н. Верстовского, использовавшего в своем творчестве исторические сюжеты. Основателем русской музыкальной школы стал М.И. Глинка, создатель основных музыкальных жанров: оперы («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»), симфоний, романса, активно использовавший в своем творчестве фольклорные мотивы. Новатором в области музыки выступил А.С. Даргомыжский, автор оперы-балета «Торжество Вакха» и создатель речитатива в опере. Его музыка была тесно связана с творчеством композиторов «Могучей кучки» – М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, стремившихся к воплощению в своих произведениях «жизни, где бы она ни сказалась», активно обращавшихся к историческим сюжетам и фольклорным мотивам. Их творчество утвердило жанр музыкальной драмы. «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Царская невеста» Римского-Корсакова составляют гордость русского и мирового искусства.
Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе XIX в., к которой композитор часто обращался (оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»).
В первой половине XIX в. господствовал классический балет и французские балетмейстеры (А. Блаш, А. Титюс). Вторая половина столетия – время рождения классического русского балета. Его вершиной стали постановки балетов П.И. Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица») петербургском балетмейстером М.И. Петипа.
Влияние романтизма в живописи проявилось, прежде всего, в портрете. Произведения О.А. Кипренского и В.А. Тропинина, далекие от гражданского пафоса, утверждали естественность и свободу чувств человека. Представление романтиков о человеке как герое исторической драмы воплотилось в полотнах К.П. Брюллова («Последний день Помпеи»), А.А. Иванова «Явление Христа народу»). Свойственное романтизму внимание к национальным, народным мотивам проявилось в образах крестьянской жизни, созданных А.Г. Венециановым и живописцами его школы. Переживает подъем и искусство пейзажа (С.Ф. Щедрин, М.И. Лебедев, Иванов). К середине XIX в. на передний план выдвигается жанровая живопись. Полотна П.А. Федотова, обращенные к событиям в жизни крестьян, солдат, мелких чиновников, демонстрируют внимание к социальным проблемам, тесную связь живописи и литературы.
Развитие реалистической живописи привело многих художников к протесту против канонов академического классицизма. В 1863 г. группа выпускников академии потребовала права свободного выбора сюжетов конкурсных картин вместо обязательной мифологии. Лидером «протестантов», создавших Артель петербургских художников, был портретист И.Н. Крамской. В 1869 г. было создано Товарищество передвижных художественных выставок. В него вошли Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, позднее И.Е. Репин, И.И. Шишкин. Для художников-передвижников, принадлежавших к реалистической школе, был характерен интерес к жизни современного им российского общества, социальным проблемам (жанровые полотна Перова), русской природе (Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов), историческим полотнам (Суриков, Ге).
Русская архитектура первой трети XIX в. развивалась в формах позднего классицизма – ампира. Эти тенденции были выражены А.Н. Воронихиным (Казанский собор в Петербурге), А.Д. Захаров (реконструкция Адмиралтейства

П.С. Мочалова «Последний день Помпеи» Казанский собор в Петербурге Адмиралтейства

), в построенных К.И. Росси ансамблях центра Петербурга – зданию Главного Штаба, Александринского театра, Михайловского дворца, а также в московских постройках (проекты О.И. Бове, Большой театр Д.И, Жилярди). С 30х гг. 19 в. в архитектуре проявляется «русско-византийский стиль», выразителем которого стал К. А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя (1837-1883), Большого Кремлевского Дворца, Оружейной палаты).
Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русской культуры, Это время переосмысления традиций и ценностей русской и мировой культуры XIX в. Он наполнен религиозно-философскими исканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров и форм. В этот период мышление художников освобождается от политизированности, на первый план выходит бессознательное, иррациональное в человеке, безграничный субъективизм. «Серебряный век» стал временем художественных открытий и новых направлений.

Начиная с 90-х гг. в литературе начинает складываться направление, названное символизмом (К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Ф.К. Соллогуб, А. Белый, А.А. Блок). Восставая против критического реализма, символисты выдвигали принцип интуитивного постижения духовной основы бытия, внимание к символам (через которые она раскрывается). Новыми принципами творчества символистов стали многоплановость, а следовательно, неясность и недосказанность образов, расплывчатость и неопределенной основной идеи произведения. С другой стороны, символизм обогатил выразительные средства поэтического языка, формировал представление об интуитивной природе искусства. На творчество символистов оказала большое воздействие философия Ницше и Шопенгауэра. Уже к 1909 г. символизм как направление практически распадается.
Возникшее в 1912 г. течение акмеизма (Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин), в противовес иррациональному символизму, требовало от искусства ясности и гармонии, утверждало самоценность явлений жизни и идеал «сильной личности» в ее ницшеанской трактовке.
Другим влиятельным течением в литературе и эстетике был футуризм (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А. Крученых). Футуристы провозгласили отказ от традиций, они воспринимали слово не как средство, а как самостоятельный организм, развивающийся благодаря деятельности поэта и не имеющий никаких связей с действительностью.
Наряду с новыми течениями продолжал развиваться и традиционный реализм (А.П. Чехов, А.И. Куприн, И.А. Бунин).
Большинство крупных художников рубежа XIX – XX вв. (Серов

Главного Штаба Александринского театра Большого Кремлевского Дворца Серов

, Врубель, Малявин, Нестеров, Сомов и др.) сплотились вокруг журнала «Мир искусства» (1889-1904). Идейными вождями мирискусников стали С.Н. Дягилев и А.Н. Бенуа. Их программой стал идеал художественного синтеза, примирение всех направлений и жанров искусства ради служения красоте. «Мир искусства оказал огромное влияние на русскую живопись, создав тип лирического пейзажа (Бенуа, Сомов, Лансере), способствовал подъему искусства гравюры (А.П. Остроумова-Лебедева), книжной графики, театральной живописи.
В начале 20в. заметным явлением не только российской, но и мировой культуры становится русский авангард (В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов, М. Шагал). Одной из целей авангарда было создание нового искусства, выявлявшего сферу импульсивного и подсознательного. К. Малевич был одним из теоретиков супрематизма, утверждавшего (под влиянием идей Шопенгауэра и А. Бергсона), что в основе мира лежит некое возбуждение, «беспокойство», управляющее состояниями природы и самим художником. Именно это «возбуждение» и должен был постигать художник в собственном внутреннем мире и передавать при помощи живописи (не придавая ему при этом никакого предметного выражения).
В русской живописи начала XX в. заметно также влияние импрессионизма (В. Серов, К.Коровин, И. Грабарь).
В предвоенное десятилетие возникают новые объединения художников: «Голубая роза» (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, К.С. Петров-Водкин), «Бубновый валет» (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк), «Ослиный хвост». Они включали в себя художников, сильно отличавшихся по своей художественной манере, но испытавших на себе влияние символизма и модернизма, приверженных к экспериментам в области цвета и формы.
Не остался в стороне от влияния символизма и театр. Поиски нового сценического искусства дали русской и мировой культуре условный театр В.Э. Мейерхольда (театр Комиссаржевской, Александринский театр), Камерный театр А.Я. Таирова, Студию Е. Вахтангова.
В музыке эпохи модерна, находившейся под влиянием позднего романтизма, проявлялись внимание к внутренним переживаниям человека, его эмоциям, лиризм и утонченность, свойственные произведениям С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, А.К. Глазунова, С.В. Рахманинова.
В эпоху модерна в русской культуре занимает свое место кино. Первые киносеансы состоялись в 1896 г., а к 1914 г. в России действовало уже около 30 фирм, выпустивших более 300 картин. В кино начала XX в. утверждался психологический реализм, близкий традициям русской литературы (Пиковая дама», «Отец Сергий» Я.П. Протазанова). Звездами немого кино были В.В. Холодная, И.И. Мозжухин.
Русская художественная культура начала XX в. была как никогда открытой Западу, чутко реагируя на новые течения в философии и эстетике и одновременно открываясь европейскому обществу. Огромную роль сыграли здесь «Русские сезоны» в Париже, организованные Дягилевым. Начиная с 1906г. С.Дягилев знакомил парижское общество с достижениями русской художественной культуры, организовав выставку, посвященную истории русского искусства, русской музыкой (от Глинки до Рахманинова) – путем организации концертов и постановок оперных спектаклей с лучшими российским дирижерами и певцами (Шаляпиным, Собиновым и др.). С 1909 г. начались сезоны русского балета, открывшие и для России, и для Европы постановки М. Фокина («Жар-птица» и «Петрушка» И.Ф. Стравинского), в которых блистали А. Павлова

Врубель

, Т. Карсавина, В. Нижинский, М. Мордкин, С. Федорова. Русские сезоны Дягилева фактически возродили балетный театр Западной Европы.

Серегина А.Ю.

Чайковский П.И. Перов В.Г. Проповедь в селе Монферран О. Исаакиевский собор Лермонтов М.Ю. Автопортрет

Левитан И.И. Березовая роща Тон К.А. Большой Кремлевский дворец Суриков В.И. Минусинская степь Маковский В.Е. Вечеринка

Станиславский К.С. Фотография Немирович-Данчекнко Комиссаржевская В.Ф. Фотография Л.Н. Толстой. Портрет работы И.Е. Репина

Римский-Корсаков Н.А. Мусоргский М.П. Фотография

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *