Россия Украина и Беларусь

В центре Киеве состоялся финальный концерт всеукраинского тура «Мы едины» в честь 70-летия с начала освобождения Украины от нацистских захватчиков, который проводится при поддержке общественного движения Виктора Медведчука «Украинский выбор».

В ходе мероприятия со сцены выступили ветераны — «потомки победителей».

Как отметил на своей странице в Facebook нардеп-«регионал» Олег Царев, «втераны молодцы».

Фото — Facebook О.Царева

«Поздравили со сцены во время концерта киевлян с праздником освобождения Киева. Вспомнили все — и бои за Киев, и марш «Свободы» по Крещатику и пожаловались на развал СССР. Выступали трогательно. Молодежь встречала их очень тепло», — отметил Царев.

По его словам, на Майдане «очень много флагов Белоруссии, Украины, России».

«Непонятно, руководствуясь какими соображениями милиция задержала парней с растяжками «Украина Россия Беларусь вместе мы святая Русь» и «Украина, Россия, Белоруссия вместе», — добавил нардеп.

Вместе с тем пользователи Facebook пишут о том, что у Администрации Президента «недалеко от Дома с химерами «проплаченная массовка из молодняка выстроилась в шеренги и разбирала у «сотников» реквизит — российские и украинские флаги. Было как-то неловко за происходящее».

Как известно, всеукраинский тур «Мы Едины» инициирован РПЦ Московского патриархата, пророссийской организацией «День Крещения Руси» и поддержан движением «Украинский выбор» Виктора Медведчука. Основным лозунгом тура является идея «триединого русского народа».

Украинская правда

Термины. Список

    Беларусь

  • Беларусь X-XX вв
    10 веков в 10 абзацах
  • Беларусь и соседи.
    Общие границы, герои и войны
  • Белорусская геральдика
    от Городельской Унии до наших дней
  • Белорусский крест
    семиотика в войне культур
  • Белорусский национализм
    от филоматов до наших дней
  • Белорусский этнос
    история формирования
  • «Беларусы ў фотаздымках»
    старые фото типажей и местечек
  • Белорусская шляхта
    в академических изданиях
  • Бояре панцерные и земяне
    «военно-служилые люди»
  • Национальный герб
    символ, которому 700 лет
  • Национальный гимн
    100 лет словам М. Богдановича
  • Национальный флаг
    политый кровью и воспетый в стихах
  • Национальный язык
    і дзяржаўная мова Краю
  • «Наши фамилии»
    Ян Статкевич, 1922
  • Религия Беларуси
    пестрая картина на протяжении 10 веков

    Белорусская государственность

  • X — XIV вв Полоцкое княжество
  • 1240 — 1795 Великое княжество Литовское
  • 1569 — 1795 Речь Посполитая
  • 1658 — 1658 Речь Посполитая Трех Народов
  • 1795 — 1917 Северо-Западный край
  • 1795 — 2018 Экспансия МП РПЦ
  • 1914 — 1922 Хронлогия событий и череда границ
  • 1918 — 1919 БНР
  • 1919 — 1920 ССРБ, ЛитБел и Срединная Литва
  • 1920 — 1991 БССР
  • 1991 — н.в. Республика Беларусь

    ВКЛ

  • Литва
    локализация термина на картах и в хрониках
  • Великие гетманы литовские
    список поименно, военачальники ВКЛ
  • Великие канцлеры литовские
    список поименно, главы правительства ВКЛ
  • Великие маршалки литовские
    список поименно, «министры МВД» ВКЛ
  • Великие князья литовские
    от Миндовга до Станислава II Августа
  • «Генриховы артикулы»
    клятва выборных королей
  • Гербы воеводств и Калюмны
    в исторических документах
  • Карты ВКЛ
    старые карты XIII-XVIII вв
  • Крещение Литвы
    День Пепла — прывилей и первые фарные костелы
  • Полиция ВКЛ
    since 1791
  • Статут ВКЛ
    300 под сенью закона
  • Шляхта и шляхетская демократия
    12% населения — от магнатов до околичной шляхты

    Разное

  • Асобны атрад БНР
    легендарна марка и отряд Балаховича
  • Балты и Славяне
    археологические культуры и культурная парадигма
  • «Ваяцкі марш»
    гимн Белорусской Народной Республики
  • Венеды
    предки восточных славян
  • Геральдика ВКЛ
    от Городельской унии до разделов Речи Посполитой
  • Готы
    от Скадинавии од Черноморья
  • Гуды и Белая Русь
    миграция терминов
  • Гусария (крылатые гусары)
    в белорусской истории
  • Двинские (Борисовы) камни
    крещение языческих капищ в Полоцком кяжестве
  • Евангелие Туровское, XI век
    старейший памятник письменности Беларуси
  • Земяне и панцирные бояре
    «военно-служилые люди»
  • Иезуиты в ВКЛ-Беларуси
    интеллектуальное наследие
  • Инквизиция
    слом стереотипов
  • «Калюмны»
    herb Dawny Litewski
  • Край Западный
    9 губерний Российской империи
  • Край Северо-Западный
    6 губерний Западного Края
  • «Краёвасьць тутэйшая»
    истоки белорусского национализма
  • Крест Ефросинии Полоцкой
    семиотика в войне культур
  • Крещение Литвы
    День Пепла — прывилей и первые фарные костелы
  • Казаки в Беларуси
    Inglorious Bastards
  • Литвины
    «Ten, ktory kocha wolnosc i szanuje Statut litewski»
  • Лютичи, полабские славяне
    венды-вильцы-велеты
  • Магдебургское право
    городское самоуправление
  • Море Геродота
    Полесье
  • Музей Беларускі імя Івана Луцкевіча
    «Гэта ёсць фундамент нашага адраджэння!»
  • Музей древностей Тышкевичей
  • «Песня о зубре» 1523
    белорусский эпос
  • «Погоня»
    символ, которому 700 лет
  • Полесье
    наследие моря Геродота
  • «Православная вера»
    этимология термина
  • «Православная инквизиция»
    Грекулов Е., АН СССР «Наука» 1964
  • Пруссы
    народ Миндовга
  • Путь из варяг в греки
    путь древних городов
  • Российская империя
    от Тартарии до Московии
  • СССР
    рухнувшая империя
  • Славяне
    этнос или культурная парадигма
  • Товарищество Литовское и Земель Руских
    объединение эмигрантов после восстания 1830 года
  • Туров-Пинское княжество
    княжество на Полесье
  • Черный день 1937
    расстрелянные поэты
  • Филоматы
    романтики, изменившие край
  • Ятвяги
    от Вилии до Припяти

— наверно, это и есть причина отсутствия религиозного фанатизма в Беларуси.

Традиционную мульти-религиозность хорошо иллюстрирует образ св. княгини Софии Слуцкой — покровительницы православия на Беларуси. Из православного княжеского рода, дочь католички и православного, воспитывалась в католической семье, жена протестанта-кальвиниста. Ее мощи хранятся в Кафедральном соборе Минска (главный храм белорусского экзархата РПЦ) — бывшем католическом монастыре бернардинок.

И особо почитаемые три коронные иконы Маці Божай — Жировицкая, Остробрамская и Белыничская — равно почитаемы православными, католиками и униатами как чудотворные.

Язычество паганства (бел.) — pagan (англ.)

Языческое наследие

1460 rerum Prussicarum

До X века на белорусских землях единственной религией было язычество.
«Гэта не зусім так. Асобныя супольнасці хрысціян і цэрквы ўжо існавалі.» — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

Так сложилось, что о языческом периоде больше известно из летописных христианских источников и этнографических экспедиций Русского Императорского Географического общества.

Языческое наследие, сохранившееся в консервативной сельской глубинке, отмечали этнографы Императорского Русского Географического Общества в фундаментальных трудах «Россия — Полное географическое описание» (1905) под редакцией Семенова-Тяньшаньского и «Живописная Россия» (1882) А. Киркора.

В конце X века из Византии приходит новая религия — христианство. В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Киевские и новгородские правители того периода стали канонизированными святыми — св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир «креститель Руси» и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава.

Однако два Полоцких князя, правившие весь XI век запомнились иначе — Брячеслав «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования», а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей.

Массовое «крещение» языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей определяет назначение Двинских камней — случилось только в XII веке и имело локальный характер.

На западных белорусских землях христианство также долго соседствовало с язычеством.
Одна из первых церквей в Гродно — Каложская церковь — была построена на рубеже XII-XIII вв. Ятвяги оставались язычниками почти до самой своей ассимиляции в XIV-XVI вв. И, хотя попытки христианизации предпринимались и во времена Гродненского княжества и, позже, во времена Миндовга, язычество было популярно до 1387 года — до «крещения Литвы и Жмуди» Витовтом и Ягайло.

Так, хроника «Chronicon terrae Prussiae von Peter von Duisburg», 1326 г., рассказывает о «презрении Бога» князем Витенем и разорении им церквей в Польше. Эта же хроника называет Гедымина «нечестивым врагом веры и христиан» и отмечает, что Давид Городенский, военачальник и наместник его, со своим гродненским войском «святыни, церкви, облачение и алтарные сосуды и все, относящееся к богослужению, он бесчеловечно осквернял и расхищал» . И убийца Давида пришел к нему, «притворяясь другом язычников»

Христианство Византийского (греческого) обряда «ортодоксия» или «истинная вера»

Святые XI века

Путь из варяг в греки

В 986 году Полоцкое княжество, лежащее на пути «из варяг в греки» крестил исландский викинг Торвальд Кодранссон. В 985 году в Константинополе он получает от Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики». В 986 году Торвальд приезжает в Полоцк и строит здесь церковь и монастырь святого Иоанна Крестителя.

В 1030-1050 годах строятся Софийские соборы в Полоцке, Киеве, Новгороде, как напоминание о Софийском Соборе Константинополя.

В конце X — начале XI века на территории полоцких и турово-пинских земель были учреждены Полоцкая и Туровская епископии Руской митрополии Константинопольского патриархата.

В 1300 году в правление в. князя Витеня была учреждена Литовская митрополия со столицей в Новогрудке, позже перенесенной в Вильню.

1373 Киевская и Московская («молящаяся за ханов, освобождается от всех даней») митрополии боролись за доминирование в регионе. Болгарский монах Киприан был послан Константинопольской Патриархией в Литву и на Русь для примирения. После посещения Москвы он писал «Патриарха литвиномъ назвали, царя такоже, и всечестный сборъ вселеньский». Киприан был избран митрополитом Киевским, Литвы и всея Руси

1439 подписана Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православных церквей.

1453 захват турками Константинополя и падение автритета Константинополького Патриархата.

1458 После разделения Киевской митрополии, митрополиты западной Руси, имевшие кафедру в Вильне, стали именоваться Киевскими, Галицкими и всея Руси, а с 1461 года московские митрополиты, имевшие кафедру в Москве — Московскими.

1596 подписана Брестская церковная уния и титул Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси стал носить предстоятель греко-католической церкви (до начала XIX века).

Літоўская мітраполія

«Літоўская мітраполія была створана ў 1299 року. Як вынікае з дакумантаў, да яе стварэньня ў Літве існавала літоўская дыяцэзія, то бо біскупства. ад 1299 яно было паднесена на ровень мітраполіі. Сядзіба мітрапаліта месьцілася ў Наваградку. Мітраполія ўлучала Наваградскае, Полацкае і Тураўскае біскупствы. Мітрапаліт таксама меў сваіх намеснікаў у Горадні і Вільні – «из старины”, як адзначана ў лісце ад 1451 р.»

Поўны тэкст артыкулу А. Дайліды

«Православие»

Термин «православная вера», неизвестный до конца XIV века, стал вытеснять термин «ортодоксия» или «истинная вера» в документах Московского государства при Иване Грозном. К XVII веку понятие «истинная вера» было полностью заменено на «православие» или «русская вера». Униатство в московских документах того периода именовали «белоруская вера».

Старообрядцы

После церковного раскола в РПЦ в середине XVII века часть староверов переселилась в ВКЛ на белорусские земли. Одним из центров старообрядчества была Ветка. В 1791 году старообрядцы составляли 4% населения всего ВКЛ.

Христианство латинского (римского) обряда католицизм

1387 Крещение Литвы

1323 Стремясь к европейскому признанию и ища поддержки в борьбе с Тевтонским Орденом, в. кн. Гедымин пишет письма (оригинал / перевод) папе римскому Иоанну XXII, властям ганзейских городов, немецким францисканцам и доминиканцам. В письмах Гедимин заявлял о своем желании принять христианскую веру и приглашает рыцарей, лекарей, ремесленников, купцов, земледельцев, а также священников, и сообщает, что уже выстроены две церкви — в Вильне и Новогрудке.

1385 Подписана Кревская уния(династическая уния с королевством Польша). В. князь Ягайло был крещен по католическому обряду и становится королем Польши.

1387 Ягайло и Витовт проводят совместное крещение Литвы. Папа Урбан VI в 1389 году признает статус Великого княжества Литовского как католического государства.

В архивах Тевтонского Ордена сохранился «Спис городов», поддержавших Свидригайло во время Гражданской войны 1432-1438, расколовшей страну по религиозному признаку (Свидригайло опирался на диссидентов греческой веры). Разделение прошло по линии Полоцк-Борисов-Мозырь.

Таким образом, на белорусских землях обосновались две христианские конфессии, что в дальнейшем породит много конфликтов и попыток влияния соседних стран через церковное противостояние.

Реформация. Протестанты. Лютеране и кальвинисты.

Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Лютеранство — одно из наиболее старых протестантских течений. С ним связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере.

Кальвинизм также порожден Реформацией. Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказывать это своим трудолюбием.

Кальвинисты в ВКЛ образовали шесть округов, состоявших из общин — «гельветских (швейцарских) сборов». В XVI в. в княжестве насчитывалось 158 общин. Первая кальвинистская община появилась в Бресте (1553).

В 1565 году кальвинисты Виленским привилеем были уравнены в правах с католиками и православными. Кальвинизм становился доминирующей религией в княжестве (В Новогрудском воеводстве проживало более 600 шляхетских фамилий — в православии остались только 16)

Лидером кальвинизма стал Николай Радзивилл Черный. Он, опасаясь польского влияния с одной стороны и православного московского — с другой, прилагал все усилия к распространению третьей религии, способной объединить шляхту ВКЛ.

Иезуиты

В 1563 году (после освобождения Полоцка от войск Московии, уничтоживших библиотеку Софийского Собора) Стефан Баторий призвал в страну иезуитов — «армию папы». Орден оказал большое влияние на образование и просвещение в ВКЛ: Виленская Академия (остававшаяся центром национального духа до XIX века), Полоцкий коллегиум (а позже — Академия, был престижным европейским учебным завелдением, его выпускник — Максимилиан Рылло — был первым иследователем остатков древнего Вавилона), сеть школ и коллегиумов по всей стране.

Наследие иезуитов — первая аптека (Гродно), первые башенные часы, типографии (большинство книг XVII века в ВКЛ были напечатаны иезуитами), принесли барокко в восточную европу (первое барочное здание — Несвижский фарный костел).

Колегиум иезуитов, Минск 1910

Брестская церковная уния 1596 греко-католичество — «белоруская вера»

1569 заключена Люблинской унии и образована Речи Посполитой Двух Народов.

1573 принят акт Варшавской Конфедерации, напраленный на то, чтобы уравнять в правах представителей всех религий (религий, а не просто конфессий — и это на фоне религиозных войн в Европе, порожденных Реформацией).

1596 принята Брестская уния — переход православных приходов в греко-католические (униатские).

«Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць (ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам.» — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

Значимой фигурой в униатстве был архиепископ Полоцкий Иосфат Кунцевич. Он выступал как решительный сторонник единства Западной и Восточной церквей. В 1643 г. папа Урбан VIII признал Кунцевича блаженным. Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для Руси и Польши. В энциклике Ecclesiam Dei Папа римский Пий XI назвал Кунцевича «апостолом единения».

В московских документах начала XVI века — уже через 30 лет после Брестской униинии — Униатство именуется «белоруской верой». Униаты составляли ~40% населения, католики ~35%, прихожане РПЦ ~6%.

Униатство было не столько религиозным выбором, сколько выбором цивилизационной модели. Догмы и обряды православных, принявших Унию, остались прежними. Однако Московский патриархат, живший по Соборному уложению (основному закону Московского царства), более не оказывал давления на внутренние дела ВКЛ.

Базилиане

Базилиане (Ordo Sancti Basilii Magni) — общее название нескольких католических монашеских орденов византийского обряда, следующих общежительному уставу, который приписывается св. Василию Великому.

На основе монастырей, принявших Брестскую унию, был создан Орден Пресвятейшей Троицы. Впоследствии орден был переименован в честь святого Иосафата Кунцевича. Большой упор в деятельности ордена был сделан на воспитание молодёжи. На этом поприще базилиане, при поддержке иезитов, стремились поднять уровень своих учебных заведений до их стандартов (лучших в Европе). Братом Базилианского Ордена был Симеон Полоцкий («hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni»)

Иудаизм

В 1389 году Витовтом был издан привилей евреям Гродно, который освобождал от налогов синагогу и кладбище, а также регулировал торговые отношения в городе. С тех пор иудаизм стал неизменной составляющей религиозной картины белорусских земель. Традиция не прерывалась веками, и в XX веке большинство лидеров Израиля были эмигрантами из Беларуси. Даже «черта оседлости 1791 года», проведенная Екатериной II в стремлении не допустить евреев в Имерию, включала в себя только исторические земли ВКЛ.

После образования БССР, с 1920 по 1936, в стране было четыре государственных языка — белорусский, русский, польский, идиш.

Ислам

В 1395 г. хан Тохтамыш потерпел поражжение от Тимура и был принят Витовтом и поселен, вместе с его придворными, в г. Лида. Вслед за ним пришли татары с семьями и собственностью — в страну, где им обещали землю и свободное исповедование мусульманской веры. Татары, которые имели статус шляхты, сохранили его и в ВКЛ. На протяжении целого столетия после переселения, они имели возможность получить документы от крымских ханов о своих предках. Так в религиозную картину вплетался ислам.

Пришедшие татары, сохранив свою веру, приняли литвинские (белорусские) имена и язык. И оставили характерные памятники письменности — китабы. Белорусские тексты, записанные арабским алфавитом.

Московский Патриархат РПЦ

Религиозное многообразие было одной из причин «Кровавого Потопа» 1654-1667 гг. Наказ московского царя Алексея стрелецкому войску: «Унии не быть, латинству не быть, жидам не быть” был равносилен объявлению геноцида — под определение попадало более 80% населения.

К концуу XVIII века униаты составляли 40-70% населения ВКЛ, православные 6,5% (до 250 тысяч человек).

После раздела Речи Посполитой Белорусские земли вступили в серую полосу своей истории.

В 1839 униатские приходы были переданы в ведение Московского патриархата РПЦ. Развитие образования и культуры затормозилось почти на столетие. На смену школам иезуитов и базилиан пришли церковно-приходские школы РПЦ (открытию типовой такой школы великий А. П. Чехов посвятил свой рассказ «Кошмар»)

Удивительная вещь церковный календарь! Его годовой круг постоянно вводит нас в церковную историю, как будто беспокоится о том, чтобы не забывали жизни и дел благочестивых людей и учились на их примере. Невольно вспоминается мудрое изречение святителя Григория Богослова (+389): «История –ум многих… Время родило историю, а история – мудрость»1.

Так и с праздниками святых. В первое воскресенье после Троицы был день всех святых в земле российской просиявших, а во второе – память региональных святых: Вологодских, Новгородских Псковских, Санкт-Петербургских и Белорусских.

И опять мне хотелось бы продолжить тему прошлой беседы и поговорить не о древности, а об обстановке в которой жили верующие в Белоруссии после войны 1941-1945 гг. Тогда нам проще будет понять, как гонения и преследования могут закаливать дух верующих вплоть до готовности стоять за свою веру до конца. Я, как и в прошлый раз, ограничусь более знакомой мне историей Православной Церкви.

В 1945 году государство делает ряд уступок Церкви. Решением Совнаркома СССР религиозные организации получили право юридического лица.

Начался стремительный рост приходов. На 1 апреля 1947 г. в Белоруссии насчитывалось 906 действующих православных церквей, а в начале 1949 – уже 1027, из которых 808 в Западной Белоруссии и 219 в Восточной, где перед войной не было ни одной. Штат духовенства состоял из 757 священников и 56 диаконов. Работала Минская духовная семинария, в которой в 1949 году училось 112 человек, и действовало три монастыря: в Гродно и Полоцке – женские, в Жировичах – мужской2.

Такая ситуация вызывала беспокойство властей, негласной целью которых оставалась борьба с религией. В конце 40-х и начале 50-х годов происходит изъятие целого ряда церквей и приспособление их, как правило, под клубы или амбары. Под нажимом государства Синод принял решение о запрещении молебнов на полях, крестных ходов из села в село, духовных концертов в храмах вне богослужения, использовании проповедей в качестве уроков закона Божия3.

С приходом к власти Хрущева ситуация резко обостряется. Партийные руководители начинают бить тревогу по поводу влияния Церкви на народные массы. 7 июля 1954 г. ЦК КПСС принимает постановление «О крупных недостатках в научно- атеистической пропаганде и мерах её улучшения»4.

В Белоруссии результаты не заставили себя ждать. К 1956 г. властям удается снизить количество храмов до 884, а к январю 1958 г. количество зарегистрированных храмов составило 871.

Но самым страшным оказалось постановление ЦК К П С С от 4 октября 1958 г.: «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды». В нем партийным, общественным организациям и государственным органам предписывалось развернуть тотальное наступление на «религиозные пережитки»

Этот всплеск антирелигиозной кампании начался с монастырей, что и понятно. Они оставались мощными центрами духовной жизни, местами паломничества и источниками веры5. В 1959 году были закрыты Гродненский и Полоцкий женские монастыри, а их насельницы переселены в Жировический мужской монастырь.

28 января 1958 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «Святым местам». Райкомы получили указания взять на учет святые места и занимать эти территории различными постройками, а родники заливать соляркой или засыпать хлорной известью6. На основании этого постановление был захлорирован, например, источник около Жирович – любимое место паломничества верующих белорусов7.

В 1958 г. началось массовое закрытие храмов. Обычно запрещалось делать текущий ремонт, затем здание церкви объявлялось в аварийном состоянии или пришедшим в негодность и требовалось его закрыть и разобрать8.

К духовенству стали применять все более жесткие требования. Активных снимали с регистрации за неуплату долгов или грозили применить статью 139 Уголовного кодекса БССР 1960 г., предусматривающую «наказание до одного года исправительных работ или штраф 50 рублей за нарушение законов об отделении церкви от государства»9.

Сильный удар был нанесен и по духовным учебным заведениям. Минская духовная семинария формально не была закрыта, но из-за противодействия властей она не могла набирать семинаристов и после выпуска пяти последних учащихся в 1963 г. перестала функционировать10.

В результате всех этих драконовских мер с 1955 по 1965 количество церквей в Белоруссии сократилось с 880 до 420, число священников и диаконов с 752 до 431. Монахов осталось всего 16, а монахинь – 4811.

Власти намеревались принимать жесткие меры даже к верующим родителям. На XIV съезде ВЛКСМ (апрель 1962 г.) государство заявило им о том, что «свобода совести не распространяется на детей, и ни один родитель не имеет права калечить свое дитя духовно». А главный орган юристов СССР подводил под эти угрозы законные основания: государство может лишить родителей прав на своих детей, так как государством они и дарованы12.

И так продолжалось практически до самого конца советского режима, только в 70 – 80 годы власти действовали более осторожно, «полуконспиративно», не обнародуя соответствующие решения ЦК КПСС, чтобы нет провоцировать протестов на Западе и внутри страны13.

Просто удивляешься, как люди выдержали! Низкий им всем поклон!

Примечания:

1. Святитель Григорий Богослов. Творения. Т. 2. От Никовула сына к отцу. Изд. П. П. Сойкина, б. г. Репринт. С. 270, 271.

2. По этому решению религиозным организациям разрешалось открывать финансовые счета, заключать сделки, покупать в собственность здания, нанимать работников. Был смягчен налоговый пресс. Церковь получила возможность открывать и восстанавливать храмы, открывать мастерские по изготовлению церковной утвари (Веращагiна А. У., Гурко А. В. Гiсторыя канфесiй на Беларусi ў другой палове стагоддзя. Мн., 1990. С. 139).

3. Шкаровский В. М. Указ. соч. С. 342, 350-351.

4. В этом документе осуждалась прежняя «примиренческая» политика в церковном вопросе и предлагалось, по сути, вернуться на довоенный путь «наступления на религиозные пережитки». Началось открытое наступление на Церковь, которое достигло своего пика летом 1954 г. Преследовались прихожане, разгонялись молящиеся в храмах, многие из которых закрывались. И хотя эта кампания продолжалась недолго, она посеяла панику и страх перед новыми репрессиями (Веращагiна А. У., Гурко А. В. Указ. соч. С. 21.

5. В соответствии с указаниями ЦК и лично Хрущева 16 октября 1958 г. Совет Министров принял антицерковные постановления » о монастырях в СССР» и о «налоговом обложении епархиальых управлений, а также доходов монастырей». Отныне им запрещалось использовать наемный труд, предусматривалось уменьшение земельных налогов и сокращение числа самих обителей. Вновь вводился налог со строений и земельная рента, отмененные в 1945 г. (Шкаровский. Указ. соч. С. 363).

В результате в 1959 году Жировический монастырь отказался от своего земельного участка, а земельный участок Гродненского монастыря был передан под городской парк (НАРБ. Ф. 951, оп. 3, д. 28, л. 31) .

6. НАРБ. Ф. 951, оп. 3, д. 42, л. 208.

7. Там же. Л. 209.

8. В случае жалоб уполномоченные заявляли, что «епархиальное управление не имеет права отменять решения технической комиссии, так как оно к церковному зданию отношения не имеет, ибо оно является государственной собственностью и передается церковным исполнительным органам во временное пользование (Там же. Л. 126) .

9. В Белоруссии аппарат уполномоченных по делам религий выступил с таким предложением:

«В интересах пресечения насилия церкви над бессознательным ребенком запретить духовенству совершать религиозные обряды над детьми без личного согласия отца и матери ребенка….Предоставить право уполномоченным Совета снимать духовенство с регистрации за подобное нарушение…Запретить духовенству сбор денежных средств вне церковного здания на содержание церкви, погашение государственных налогов. Признать нежелательным содержание платных церковных хоров…(Там же. Л. 113, 114, 115).

В результате повсеместно были приняты меры не пускать в церковь детей от 4 до 18 лет, что обеспечивалось дружинниками и милицией. В школах создавались «группы активистов – атеистов», которые вместе с учителями обнаруживали детей, посещающих церковь, и проводили с ними и их родителями «воспитательную работу». Отдельные директора школ составляли анкеты на священников, допускающих на церковные службы их учеников (Там же. Оп. 3, д. 42, л. 120, 122).

10. С юношами, подавшими прошения в семинарию, встречались местные уполномоченные, партийные и комсомольские функционеры, работники военкоматов. За месяц до вступительных экзаменов списки пересылались в Совет по делам Русской Православной Церкви, а оттуда уполномоченным на места для обработки юношей. Особые усилия направлялись на то, чтобы не допускать в духовные школы лиц с высшим образованием. Например, в октябре 1962 г. Совет по делам Русской Православной Церкви с удовлетворением сообщал в ЦК КПСС, что из 560 юношей, подавших в 1961-1962 гг. заявления о приеме в семинарии, 490 в «результате «индивидуальной работы» их забрали (Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 376).

11. Для закрытия церквей придумывали самые нелепые причины. Например, храм был открыт по разрешению оккупационных властей, а значит, нелегально. Часто храм закрывали и разрушали, ссылаясь на необходимость расширения улицы. Многие сельские приходы просто не выдерживали налогового давления. Иной приход закрывали после снятия священника с регистрации. Существовал список церквей, в которые не следовало допускать назначения священников и всячески этому препятствовать (НАРБ. Ф. 951, оп. 3, д. 72, л. 19).

12. Шкаровский М. В. Указ. соч. Там же. С. 380, 384.

Впрочем, вопрос о судебном преследовании родителей за попытку воспитать детей в религиозном духе ставился еще в тридцатые годы 20-го века. Сохранилась примечательная статья Емельяна Ярославского «Как помочь товарищу пионеру», в которой он разъясняет:

«…В советском государстве родители не имеют права насиловать ребенка и заставлять его ходить в церковь. Если бы за ослушание в таком вопросе родители выгнали из дома ребенка, то за это их надо судить советским судом как за нарушение советского закона, советской Конституции, по которой в СССР каждый пользуется полной свободой совести, в том числе и дети…

Газета «Всегда готов» пишет: «Ведь нельзя же уходить из дома и не подчиняться родителям». Откуда это следует, что надо подчиняться родителям, если они предъявляют ребенку неправильные требования? А если родители – контрреволюционеры, если они уговаривают своих детей бороться против колхозов, если они настраивают своих детей против советской власти, — как быть тогда? Неужели тоже подчиняться? Конечно, нет, конечно, нельзя в таких случаях подчиняться родителям. Против таких родителей надо бороться. А если родители запрещают, например, ребенку вступить в пионерский отряд или комсомол, — разве тоже надо подчиняться таким родителям и вступать в пионерский отряд или комсомол только с разрешения родителей?…

Пусть родители, заставляющие Мишу (пионер, по поводу которого написана статья — В. Б.), почувствуют, что Миша – не один, что за ним – организация, что организация возьмет его под защиту, что она не даст своего пионера в обиду никаким мракобесам…» (Ярославский Ем. Как помочь товарищу пионеру // Комсомол и антирелигиозная пропаганда. Издательство «Молодая гвардия», 1937. С. 69-70).

13. Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 388-389.

Просмотрено: 402 раз.

Александр Лукашенко на днях заявил, что у Беларуси и России «единая армия». Многие военные эксперты и ранее сообщали, что белорусские вооруженные силы интегрированы в российскую армию, но Лукашенко всегда настаивал, что Украине не стоит опасаться атаки с белорусской территории, пишет проект Радiо Свобода «Донбасс Реалии». Изменилась ли ситуация сейчас? Каковы силы украинской армии на северном направлении и как украинские пограничники уже усилили охрану границы с Беларусью?

Мы обеспечиваем надежную охрану государственной границы на указанном направлении Юрий Байдич

Черниговская область, недалеко от села Новые Яриловичи. Сквозь густой лес автомобиль украинских пограничников движется вдоль границы. После начала протестов в Беларуси Государственная пограничная служба Украины усилила охрану украинско-белорусской границы. Увеличено количество нарядов и использования технических средств.

«Мы, конечно, тут как местные жители постоянно ездим, но за счет увеличения количества и плотности, то почти каждые 50-100 метров у нас находятся наряды, и мы обеспечиваем надежную охрану государственной границы на указанном направлении», ‒ рассказывает Юрий Байдич, первый заместитель начальника отдела пограничной службы «Добрянка».

Юрий Байдич

Пограничники используют беспилотники, квадроциклы и традиционно патрулируют с собаками. Также используют инженерные заграждения, например, сигнальный прибор «Хмiль».

«Если лицо, например, будет пересекать государственную границу, так как это очень тонкая нить, она незаметна, и если особенно это будет в темное время суток, то, разрывая ее, будет срабатывать устройство, давать звуковой сигнал», ‒ объясняет Юрий Байдич.

Украинские пограничники патрулируют участок границы вблизи Беларуси

Беларусь ‒ новый российский плацдарм?

Граница Украины с Беларусью ‒ это более тысячи километров, в основном проходящих через леса, болота или реки. Стоит ли Украине опасаться военной атаки в такой местности? О том, что Россия может использовать Беларусь как плацдарм, говорят с начала войны на Донбассе. Лукашенко всегда отрицал такую возможность, но теперь он открыто говорит, что у Беларуси и России «единая армия».

Александр Лукашенко дает интервью журналистам российских медиа Беларусь в любом российском военном планировании будет играть роль просто отвлекающую Николай Белесков

«Гипотетически можно предположить, что у России появляется реально еще один плацдарм, конечно, географически ситуация для Украины тогда значительно ухудшится. Но, прежде всего, российская армия от того большей не станет. Беларусь в любом российском военном планировании будет играть роль просто отвлекающую, то есть можно больше создать проблем для украинского командования ‒ где будет основное направление удара. И это будет большая проблема, потому что направлений и так немало в такой местности», ‒ считает главный консультант Национального института стратегических исследований Николай Белесков.

Николай Белесков

Территорию Беларуси в своих военных целях Россия использовала уже не раз. По данным сообщества InformNapalm, в 2014 году на авиабазах в Бобруйске и Барановичах была размещена российская военно-транспортная авиация и истребители. Также в 2015 и 2016 годах российские войска отработали условное нанесение авиаударов с воздушного пространства Беларуси по стратегическим объектам стран Балтии и Украины. А во время учений «Запад-2017» генштаб Вооруженных сил Беларуси вообще выполнял задачи российского командования.

«Все говорит о том, что режим Лукашенко сегодня действует в одном ключе с государством-агрессором Россией Денис Ивашин

«Все это говорит о том, что в принципе режим Лукашенко сегодня действует в одном ключе с государством-агрессором Российской Федерацией, и для Украины здесь не может быть никаких иллюзий относительно этого режима. Этот режим враждебен и в принципе украинская сторона должна достаточно серьезно относиться к увеличению своих оборонных возможностей именно на северном направлении», ‒ рассказывает редактор белорусской службы международного разведывательного сообщества InformNapalm Денис Ивашин.

Денис Ивашин

Украинские войска на северном направлении

У границ Беларуси действует два оперативных командования Вооруженных сил Украины: «Запад» и «Север». Дислоцированы механизированные бригады, десантники, артиллерийские и ракетные подразделения от Волынской до Черниговской и Сумской областей.

Подразделения украинской армии вблизи границы с Беларусью Формально ситуация не выглядит такой плохой, потому что многие соединения имеют постоянные пункты дислокации недалеко от украинско-белорусской границы Николай Белесков

«Формально ситуация не выглядит такой плохой, потому что многие соединения имеют постоянные пункты дислокации как раз относительно недалеко до основной части украинско-белорусской границы. Но есть один нюанс, у нас в целом, вот этих линейных соединений, то есть механизированных, танковых, мотопехотных, морской пехоты, десантно-штурмовых войск и плюс артиллерия, которые могут реально выполнять задания на земле, а не сил поддержки, их где-то 36-37 бригад. Из них 10-12 бригад постоянно в зоне объединенных сил, то есть объединенные силы очень много отвлекают внимания», ‒ рассказывает главный консультант Национального института стратегических исследований Николай Белесков.

После учений «Запад-2017» на севере Украины создали 61 отдельную пехотную егерскую бригаду, но информации о ней мало. «Донбасс.Реалии» обратились в ВСУ с просьбой сделать репортаж о подразделении, но ответа пока не получили. Вот как причину военных учений этой бригады объяснял один из ее бойцов в 2019 году.

«Распространение слухов о том, что Российская Федерация собирает свои диверсионно-разведывательные группы в белорусских лесах близ границы Украины. Задача 61 отдельной пехотной егерской бригады заключается в быстром реагировании и ведении боевых действий в лесисто-болотистой местности в северных регионах Украины», ‒ утверждал военнослужащий ВСУ.

Военные 61 отдельной пехотной егерской бригады ВСУ

После начала протестов Александр Лукашенко объявил о полной боевой готовности белорусской армии. На этой неделе отдельно было объявлено о таком режиме на двух базах артиллерийского вооружения и базе хранения танков.

Александр Лукашенко посещает военный полигон возле Гродно

В общем в поисках внешних врагов для Лукашенко на первом месте ‒ страны запада, но по Украине действия белорусской и российской пропаганды также синхронизированы, рассказывает редактор белорусской службы международного разведывательного сообщества InformNapalm Денис Ивашин.

Из Украины сейчас очень активно создается такой мысленный образ врага Денис Ивашин

«Речь идет, в первую очередь, о будто бы присутствии на территории Беларуси около 200 украинских боевиков, прибывших на территорию Республики Беларусь для дестабилизации ситуации. Конечно, я считаю, что это также агрессивные действия, потому что они уже в одном ключе с государством-агрессором Российской Федерацией происходят. Из Украины сейчас очень активно в принципе создается такой мысленный образ врага», ‒ добавляет Денис Ивашин.

Ситуация на границе

На черниговском участке границы с Беларусью украинские пограничники за несколько недель усиленной охраны никаких провокаций не зафиксировали.

Автомобильный пункт пропуска «Новые Яриловичи» вблизи границы с Беларусью

В одном из крупнейших пунктов пропуска «Новые Яриловичи» поток людей в сентябре уменьшился вдвое. Сейчас это около 1300 человек в сутки. Но падение произошло из-за коронавирусных ограничений.

«Могу сказать, что примерно половина лиц, пересекающих государственную границу, это белорусы. На территории Черниговского пограничного отряда зафиксирован один случай обращения в связи с политическими событиями в Республике Беларусь. Обращение за защитой дополнительной», ‒ рассказывает исполняющая обязанности пресс-секретаря Черниговского пограничного отряда Галина Шеховцова.

Галина Шеховцова

В основном границу пересекают водители грузовиков или те, кто едет навестить родственников. «Донбасс.Реалии» наткнулись на границе на украинца, которого белорусские пограничники в страну не пустили. Александр рассказывает, что ехал в Беларусь путешествовать.

«Они посмотрели бронирование, что-то думали-думали, потом все-таки сказали, что из-за коронавируса мы не можем пропустить», ‒ говорит Александр, но сам считает, что отказали ему во въезде именно из-за протестов.

Также «Донбасс.Реалии» пообщались с белорусскими пенсионерами, ехавшими в Украину к родственникам. В митингах, рассказали, не участвуют, к протестам и Александру Лукашенко, заверили, относятся нейтрально.

Село Новые Яриловичи вблизи белорусской границы

Север Черниговской области ‒ не густо заселенная территория. В селах много заброшенных домов. Люди, живущие здесь, угрозы из Беларуси не ожидают. Протесты в соседней стране, говорят, на них не влияют.

«Нам самое страшное, что сделали вот вирус, коронавирус, нам границу закрыли. А то, что там протесты ‒ нет. Мои белорусы рассказывают, что у них все прекрасно, все хорошо. Картофель выкопали, рожь ‒ сожнем», ‒ говорит жительница села Новые Яриловичи Елена Ткаченко. Ее односельчанин Михаил считает, что Лукашенко ‒ молодец, потому что сохранил в Беларуси промышленность.

«Возможно, он немного жестокий такой, немного диктатор, но и так как у нас уже много всякой демократии, так тоже плохо», ‒ так ответила на вопрос об отношении к Лукашенко местная жительница Нина.

Останется Александр Лукашенко у власти или нет, но Беларусь изменится, и Украине, считают опрошенные «Донбасс.Реалии» эксперты, придется на это реагировать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *