Ростов великий монастырь

Первые три столетия собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как и все другие строения монастыря, был деревянным. Каменное здание Рождественского собора, самое раннее сооружение в архитектурном ансамбле обители, было построено в конце XVII в. По традиции собор воздвигнут на месте древнего деревянного. Собор был возведен митрополитом Ростовским Ионой, который в бытность свою Ростовским архиереем (1652–1690) построил не только знаменитый Архиерейский дом, ныне называемый Ростовским кремлем, но и заменил деревянные соборы ростовских монастырей каменными.

Рождественский собор — один из наиболее стройных и живописных храмов Ростова. Основное здание в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. С северной стороны к четверику примыкает придельный храм с одной главой. Он ниже основного здания и меньших размеров. От западной стены собора идет горизонтально вытянутое здание трапезы. Особую пространственную пластичность всему комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, апсид и трапезы. Стены основного здания храма завершаются декоративной аркатурой с килевидной закомарой. Ряд килевидных кокошников украшает барабаны глав четверика и придела. Высокие дымники (печные трубы) над алтарем придела и трапезы естественно входят в общий живописный образ Рождественского собора.

Сегодня купола собора и его придела покрыты белой жестью. Глава собора украшена в виде чешуи благодаря особому креплению листов железа, а также звездами, покрашенными охрой. Тонкие цветовые соотношения белых стен собора, светлых жестяных крыш, охры крестов, звезд и подзоров внизу куполов, флюгеров на дымниках придают дополнительные оттенки убранству храма. В середине XIX в. купол собора был покрашен «медянкой», ярким зеленым цветом, купол придела был покрыт белой жестью. В конце XIX в. купола перекрасили в синий цвет, после реставрации 1960-х г.г. главный купол собора украсили золотыми звездами.

В XIX в. в соборе Рождества Пресвятой Богородицы было четыре престола: два — на первом этаже и два — на втором. Главный престол находился на втором этаже храма. С северной стороны к главному храму примыкал придел во имя Живоначальной Троицы. Со времени построения храма этот придел был освящен во имя мучеников Космы и Дамиана. Уже в середине XVIII в. Космо-Дамиановский придел пришел в запустение. Монахиня Надежда, в миру Наталия, дочь стольника Ивана Андреевича Дашкова, при своей кончине завещала 1012 руб. на возобновление придела Космы и Дамиана с условием переосвящения его во имя Живоначальной Троицы. Завещание монахини Надежды с благословения Преосвященного Афанасия было исполнено. Троицкий придел освятили в 1772 г. Иконостас в Троицком приделе был столярной работы, золоченый. У западной стены Рождественской храма и Троицкого придела располагалась трапезная, своды которой поддерживались одним большим круглым столпом.

Главный храм был расписан в технике фрески, а Троицкий придел, трапезная и паперти украшены живописными панно, выполненными масляными красками. К росписи Рождественского собора приступили в 1715 г. В храме Рождества Пресвятой Богородицы алтарь отделен от помещения церкви каменной преградой (как в храмах Ростовского архиерейского дома и в храме Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы в Спасо-Иаковлевском монастыре). Резьба иконостаса, устроенного в 1825 г., позолочена, а гладкие места покрыты краской бирюзового цвета. По левую сторону Царских врат была поставлена чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Иконы для нового иконостаса написал в 1825 г. масляной живописью крестьянин из этого же села Илья Егорович Сокуров. Позолота иконостаса выполнена московским золотарем Павлом Савельевичем Волковым. В конце XIX в. в Рождественском храме был сделан деревянный потолок, который был расписан в 1883 г.

В стене, разделяющей Рождественский храм и Троицкий придел, была дверь, ведущая на своды Троицкого храма, где в конце XIX в. хранился архив монастыря. Из трапезы был вход в монастырскую ризницу. На первом этаже Рождественского собора в XIX в. было два престола: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и святителя Димитрия Ростовского. Планировка храма, придела и трапезы на первом этаже такая же, как и на втором.

Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, был теплым и впервые назван в монастырских документах в 1743 г. Очевидно, теплым храмом прежде был Космо-Дамиановский придел, который запустел после обустройства Алексиевского придела. Первоначально Алексиевский храм был небольшим. В 1743 г. по просьбе и на средства девицы Анисьи Чекиной, проживавшей в монастыре, по благословению святителя Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского, площадь храма была увеличена в соответствии с планом Рождественского храма на втором этаже здания. Освящение перестроенного храма состоялось в 1744 г. Алексиевский храм имел резной, деревянный, покрытый позолотой иконостас, выполненный в 1809 г. Придел во имя святителя Димитрия находится с северной стороны от Алексиевского храма. Придел был устроен в 1794 г., в 1849 г. в нем провели большие ремонтные работы, после чего придел вновь освятили. Трапеза на первом этаже аналогична трапезе второго этажа: расположена с западной стороны храма, в центре — четырехугольный столб. На первом этаже перед трапезой находилась кухня, где в обед и вечером трапезовали все проживавшие в обители. В 1810 г. было построено крыльцо, ведущее в собор.

Над папертью, примыкающей к трапезе, возвышалась двухъярусная колокольня. Она была построена в 1817 г. в стиле классицизма: верхний ярус обставлен по углам колоннами, над куполом расположен фонарь с небольшой главкой. Прежняя колокольня на этом месте была шатровая, очевидно, похожая на сохранившиеся до наших дней колокольни при Воскресенском и Иоанно-Богословском храмах Ростовского кремля, построенных во второй половине XVII в. митрополитом Ионой. В ХIХ — начале XX в. на колокольне Рождественского монастыря было шесть колоколов: 112 пудов 36 фунтов (колокол был куплен вместо разбитого в 1795 го­ду); 30 пудов; 15 пудов; 6 пудов, 2,5 пуда; 2 пуда. В 1889 г. на средства купеческой вдовы Елизаветы Дмитриевны Мальгиной на колокольне были поставлены часы с боем каждую четверть часа. Циферблат часов был виден с северной, западной и восточной сторон.

Каменный Рождественский собор был преемником прежних деревянных соборов, поэтому в нем находились древние иконы и церковная утварь.

Уже в конце XVIII в. в стенах Рождественского собора стали появляться трещины; их заделали, но это не решило всех проблем. Со временем возникла необхо­димость укрепить стены собора: в 1798 г. к стене были пристроены три мощных контрофорса. На протяжении всего XIX в. появлялись все новые трещины в сводах и стенах собора. Это было связано, по всей вероятности, с деформацией грунта под основанием собора.

В середине XIX в. около соборного храма стояли восемь деревянных домов-келлий, в которых жили на своем иждивении послушницы из дворян. За собором, в юго-восточном углу монастыря, были расположены хозяйственные постройки: каретный сарай, конюшня, хлев для коров, погреб, амбар, баня.

Информация с сайта монастыря http://rbm76.ru/xramy

Основание

Святитель Феодор, в миру Иоанн, происходил из рода ростовских бояр, про­славленного целым созвездием русских святых: преподобные Кирилл и Мария (память 28 сентября/11 октября и 18/31 января) — дедушка и бабушка святителя, преподобный Сергий (память 5/18 июля, 25 сентября/8 октября) — его родной дядя, преподобный Стефан Радонежский.

Отрок Иоанн, которому было уже двенадцать лет, ис­пытывал такое благоговение к своему дяде, о котором к тому времени говорили уже повсюду, что отец однажды привел его в Троицкий монастырь. Преподобный Сергий постриг своего племянника в день памяти преподобного Феодора Трихины, 20 апреля. По обычаю того времени ему было дано имя святого того дня, в который совершался постриг, — Феодор.

Пребывая в послушании у своего духовного отца и дяди в течение многих лет, Федор стал совершенным иноком, многих более зрелых возрастом монахов превзойдя в монашеском подвижничестве.

Преподобный Сергий видел в своем любимом ученике преемника на игуменстве в Троицкой обители, но, узнав о желании Феодора основать свой монастырь, Преподобный уразумел в этом волю Божию и благословил племянника. Святитель Феодор был искусным иконописцем (первая икона Преподобного Сергия была написана им), церковным писателем и переводчиком (он перевел с греческого языка молитвы Патриарха Филофея Коккина и некоторые литургические произведения). Неоднократно по церковным делам он был посылаем великим князем Димитрием Донским в Константинопольский патриархат. Преставился Святитель Феодор в 1394 году.

Сын ростовского князя Александра Константиновича Иоанн заболел глазами и ослеп. Князь Александр просил у Святителя Феодора молитв. Тот, в свою очередь, собрав весь клир, молился у гроба Святителя Леонтия Ростовского – больной отрок прозрел и стал здоров.

В День памяти Святителя Феодора 11 декабря в обители совершается Божественная Литургия.

Архитектура.

До XVII века все строения монастыря были деревянными. Основу формирования каменного ансамбля монастыря было положено постройкой в конце XVII века по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича соборной церкви во имя Рождества Богородицы с трапезной и колокольней. Рождественский собор — один из наиболее стройных и живописных храмов Ростова. Основное здание в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. Особую пространственную пластичность всему комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, апсид и трапезной. Стены основного здания храма завершаются декоративной аркатурой с килевидными закомарами. Ряд килевидных кокошников украшают барабаны глав четверика и придела.

Формирование каменного монастырского ансамбля продолжалось с 1780 – х гг. до начала XX века, когда были возведены другие важные постройки: настоятельские покои, кельи, ограда с башнями, церковь Тихвинской иконы Божией Матери, монастырская гостиница, хозяйственные постройки. В конце XVIII века, в рамках застройки Ростова по первому регулярному плану архитектором И.Ф. Метлиным был построен западный келейный корпус и ограда монастыря с башнями.

Рождества Богородицы женский монастырь является важной составной частью исторической застройки Ростова и уникальным памятником конца XVII – начала XX вв. В нем сохранились постройки разных эпох: древнерусской архитектуры, классицизма, эклектики.

Главной святыней Рождественской оби­тели была Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Первый исследователь истории Рождественского монастыря, протоиерей Аристарх Израилев, в се­редине XIX века высказал предположение о том, что икона могла быть благослове­нием основателя обители святителя Феодора и написана им с чудотворного Тих­винского образа, который только что, в 1383 году, явился на реке Тихвинке. В XIX веке икона находи­лась в иконостасе Рождественского собо­ра, по левую сторону Царских врат. В 1899 году была устроена на чудотворный образ Тихвинской Божией Матери риза, вся усыпанная жемчугом и драгоценными камнями. Именно с Тихвинским чудотворным образом настоятельницы обители встречали архиереев и других именитых гостей, посещавших обитель.

В XVIII-начале XX века в Ярославской и Ростовской епархии Тихвинская икона из Рождественского монастыря весьма почита­лась.

Крестные ходы с Тихвинской иконой в Ярославль были очень многолюдны. Ког­да начались эти народные шествия со свя­тыней Рождественской обители — неизве­стно.

Крестный ход с чудотворной Тихвин­ской иконой Божией Матери отправлялся 1 августа и возвращался в Ростов 8 сентября, к престольному празднику Богородице-Рождественской обители. После Божественной литургии и молебна у Тихвинского образа крестный ход шел в Успенский собор, где совершался молебен. Затем крестный ход шел на озеро Неро для водоосвящения, совершаемого в этот день. После этого икону провожали в село Никола-Перевоз. В последующие дни крестный ход по пути в Ярославль останавливался в селах Макарово и Шопша.

В Ярославле после Божественной литур­гии в Никольском храме икону общего­родским крестным ходом переносили в ярославский кафедральный Успенский со­бор, где она находилась до 26 августа. В эти же дни ее носили по домам жителей Ярославля. С 26 по 30 августа чудотворная ростовская святыня пребывала в ярослав­ской Предтеченской церкви, а затем крест­ный ход шел с иконой обратно в Ростов, но не по большой дороге, а по проселочным, с заходом в села Лучинское, Высокое, Бурмасово, Еремейцево, Заячий холм, Унимерь, Старокобыльское, Великое село. 7 сентября крестный ход с Тихвинской иконой встречали в Ростовском Белогостицком монастыре. Возвращалась святыня в свою обитель к престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы — после ранней Литургии в Белогостицком монастыре крестный ход с иконой шел в Рождественскую обитель к поздней Литургии.

Во время большого крестного хода со святыней Богородице-Рождественской обители во всех селах священнослужители и жители встречали икону крестными ходами; в домах многих жителей совершали молебны перед чудотворным образом.

В шествии с ростовской Тихвинской иконой была одна особенность: в начале крестного хода, после службы в Успенском соборе, икону несли на озеро Неро (в летописях его называют Ростовским озером) для водоосвящения. В этом отражается историческая связь с чудотворной иконой, которая явилась на водах реки Тихвинки. Лиддская икона, с которой отождествлялась чудотворная Тихвинская, по воде совершала свои «хождения» из Византии в Рим и обратно. Сохранилась фотография водоосвящения на озере Неро во время крестного хода с Тихвинской иконой Божией Матери.

В Ростовском музее хранится жемчужная риза с чудотворной иконы. Судьба Тихвинской иконы, почитавшейся в Рождества Богородицы женской обители, на сегодняшний день не известна.

Возрождение монастыря

Началось возрождение Рождественского монастыря 17 февраля 1997 года, когда в стены обители вошли пять насельниц из Толгского монастыря. Перед их глазами предстала страшная картина полного запустения и разрухи.

Ничего не было у первых насельниц: ни дров, ни продовольствия, ни благодетелей — одна лишь вера в помощь Матери Божией и Ростовских святых. Во всех храмах и монастырях, возвращенных Русской Православной Церкви, восстановление начиналось с очистки территории и зданий и вывоза грязи и мусора. Так было и здесь.

Поселились в одной неотапливаемой келлии. Божия Матерь послала сестрам первых помощников: увидев их усердные труды, местные жители потянулись к обители со своими дарами: кто нес картошку, кто хлеб, а кто и свою теплую одежду.

Одновременно подготовили Троицкий придел к богослужению: восстановили иконостас и заполнили его пока еще бумажными иконами, поставили песочные подсвечники, устроили аналой, приобрели богослужебные книги. В Вербное воскресенье в монастыре была совершена первая Божественная литургия.

2011 год открыл следующий этап в восстановлении монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Он положил начало устройству жизненно важных коммуникаций. Один Господь ведает, как в течение последних трех лет при крайней скудости средств и сил были выполнены работы по устройству наружных систем водопровода и канализации, подведен подземный газопровод к монастырю и оборудовано внутреннее газоснабжение 2-х корпусов.

28 октября 2014 года, в день празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» и памяти свт. Афанасия исп., епископа Ковровского, произошло историческое событие. Был осуществлен пуск газа на объекты монастыря, которые более 600 лет отапливались только дровами и углем.

Все это время не прекращается благоустройство территории обители: расчистка от мусорных завалов, металлолома и облагораживание ее цветочными посадками. Заложен небольшой монастырский сад из плодовых деревьев и ягодных кустарников, организован нехитрый монастырский огород, который уже дал первые урожаи овощей для трапезы. Одновременно с этим матушке игумении Афанасии потребовались напряженные усилия, чтобы «собрать монастырские камни и землю». За этот период были проведены все необходимые процедуры по передаче бывших келейных построек и храма в честь иконы Божией Матери Тихвинской снова в лоно обители. К настоящему времени земельный участок, на котором располагается ансамбль монастыря, юридически оформлен и передан монастырю для содержания его объектов.

На средства, выделенные правительством Ярославской области, было произведено инженерное исследование сестринского корпуса, ремонтно-реставрационные и противоаварийные работы по крыше и усилению фундамента.

Господь не оставляет Своею милостию святую обитель и посылает ей добросердечных людей. Они оказываются в ней в тот час, когда здесь трудно. В каждом уголке обители, в том, что уже сейчас здесь удалось устроить, оградить, очистить, построить, облагородить, отремонтировать, насадить, остается частичка их сердца. Сестры молятся, чтобы Господь послал им спасение, здравие и устроение их дел. Молитвы эти не остаются тщетными, ибо, по слову Спасителя: «Блаженны милостивые, яко те помилованы будут»!

Еще многое предстоит сделать, а пока очень больно видеть святыню в поругании: храмы обезглавлены и осквернены, с разрушающимися парапетами, обрушившиеся крыши. Как же хочется видеть обитель возрожденной, ожившей и обновленной! Но для того, чтобы келейные корпуса снова могли принять будущих сестер и паломников, а в древних храмах возобновились службы, требуются значительные средства на выполнение проектных и ремонтно-реставрационных работ.

Однако матушка игумения Афанасия и сестры не унывают. Не может быть, чтобы Господь забыл своих убогих, «вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их». (Лк. 18, 7) А почему медлит? Не ждет ли Он, чья душа откликнется на это святое дело и окажется благодатным орудием в Его руках в деле восстановления Дома Его и Пречистой Его Матери?!

Из опыта жизни известно, что чем почетнее и важнее строящийся объект, тем большей чести удостаивается тот, кто участвует в такой стройке. Какова же радость тому, кто строит Дом Матери Божией!

Всех, кому дороги Дом Пресвятой Богородицы и имя преподобного Сергия Радонежского, кто радеет о русской истории и православной духовности, просим откликнуться и оказать посильную помощь. Господь же сторицею вознаградит вас за участие в возрождении святой обители!

Действующая настоятельница

В настоящее время управление монастырем осуществляет игуменья Афанасия (Силкина), назначенная настоятельницей 30 мая 2011 г.

Игумения Афанасия (в миру Силкина Анастасия Викторовна) родилась в 1974 году. Окончила Московский педагогический университет. В 2003 году по благословению духовного отца архимандрита Кирилла (Павлова) поступила в Свято-Введенский Толгский женский монастырь; в том же году была пострижена в рясофор. В 2009 году была пострижена в мантию с наречением имени Афанасия, в честь святого преподобного Афанасия Афонского (память 5/18 июля). 30 мая 2011 года была назначена настоятельницей Рождества Богородицы женского монастыря г. Ростова Великого и возведена в сан игумении.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Рассказ о поездке в Ростов Великий в 2011 году.
  • Исторические сведения о монастырях Ростова Великого: Авраамиев монастырь
    Спасо-Яковлевский монастырь, Троице-Сергиев Варницкий монастырь
    Исторические сведения о Борисоглебском монастыре в Борисоглебском.

  • Исторические сведения о храме Иоанна Златоуста в Годеново.
  • Чудесные исцеления от Животворящего Креста в Годеново.
  • Акафист Животворящему Кресту в Годеново.
  • Молитва Животворящему Кресту в Годеново.
  • Схема проезда в Годеново и Антушково.

    Путешествие в Годеново, Антушково, Борисоглебский и Ростов Великий.

    День второй: Ростов Великий и Переславль-Залесский.

    День первый. Годеново, Антушково, Борисоглебский, Ростов Великий.

    Поехали через Переславль-Залесский, чтобы проездом полюбоваться на достопримечательности города и посмотреть, докрасили ли купола Владимирского собора. А в итоге попали в большую пробку – в городе по сути на трассе один-единственный большой перекресток со светофором, но на проезд через него потратили полчаса.
    По дороге в Ростов Великий решили заехать в Годеново и Антушково — в место, где пастухам явилось с неба резное Распятие Спасителя.
    Чтобы попасть и к месту обретения, и к месту нахождения этой святыни нужно в поселке Петровске, который находится между Переславлем и Ростовом, повернуть направо (если ехать от Москвы) на соответствующий указатель, и ехать дальше, следуя другим указателям.

    Приехали в Годеново, зашли в храм святителя Иоанна Златоуста, в котором сейчас находится Распятие Спасителя.

    Святой и Животворящий Крест Господен.

    Храм святителя Иоанна Златоуста – подворье Свято-Никольского монастыря в Переславле-Залесском.
    Из Годеново отправились в Антушково в монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте.

    Монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте.

    Еще совсем недавно на этом месте были одни развалины.
    Восстановлением Крестовоздвиженского храма занялся игумен Борис (Храмцов).
    Главной заботой отца Бориса стало это всеми забытое святое место, возле села Антушково, где в 1423 году сошел над болотом Нерукотворный Животворящий Крест Господень.
    В этом когда-то оживленном и густонаселенном, а сейчас глухом и труднодоступном месте на границе Ярославской и Ивановской областей, среди лесов и болот отец Борис начал восстанавливать разрушенный в советские годы храм и основал монастырь в честь Сошествия Животворящего Креста Господня. Видимо, предчувствуя близкую кончину, батюшка говорил об этом монастыре: «Это будет мой последний крест».
    Первые деревянные постройки здесь появились осенью 1998 года, была построена часовня и 27 сентября отслужен молебен, в праздник Крестовоздвижения. А с весны 2001 года началось строительство каменного Крестовоздвиженского храма с приделами в честь святителя Николая, святых благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

    Зашли в Крестовоздвиженский храм.

    На территории монастыря есть святой источник.
    После Антушково направились в Ростов Великий.
    Объехали Ростов по объездной дороге и первым делом свернули

    к Троице-Сергиеву Варницкому мужскому монастырю — родине Сергия Радонежского.
    Эта святая обитель за годы советской власти была осквернена и разрушена. В 30-е годы здесь проводились массовые расстрелы.
    Позже по территории монастыря проходила автомобильная дорога.
    Восстановление монастыря в 1995 году начал отец Борис (Храмцов). Подвигом труда и молитвы отца Бориса и собравшихся вокруг него православных обитель быстро начала восстанавливаться.

    Монастырь хоть и весь в лесах, но очень красивый и ухоженный, растут цветы и везде видится аккуратность.
    Троицкий собор с колокольней.
    На территории находится колодец со святой водой.
    Сейчас в монастыре строят новый храм Сергия Радонежского, и каждый желающий может пожертвовать на «именной» кирпич, который будет положен в стену этого храма.
    Далее поехали в поселок Борисоглебский к Борисоглебскому монастырю.
    Поселок Борисоглебский находится в 18 км от Ростова к северо-западу.
    В 1363 году Ростовский князь Константин Васильевич дал разрешение на основание монастыря. А Сергий Радонежский самолично прибыл на место и указал где его строить.
    После 1917 года монастырь был закрыт.
    Борисоглебский мужской монастырь вновь начал возрождаться с декабря
    1994 года.
    На территории монастыря сейчас существует двоевластие — музей (филиал Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль») и действующий монастырь. Монастырю переданы «Старонастоятельские покои», Благовещенская церковь с трапезной и Сергиевский храм.
    Когда мы вышли на булыжную мостовую, увидели мощные крепостные стены и врата Борисоглебского монастыря и длинный ряд прилепившихся к стене современных магазинов, возникло впечатление, что перемешались времена.
    На воротах увидели надпись, что с противоположной стороны монастыря ворота закрыты – видимо, сделано для того, чтобы местные жители не шныряли через монастырь за хлебом и обратно. Но пройдя через территорию монастыря, убедились, что надпись не соответствует действительности – проход все-таки был.
    Подъем на стены и северо-восточную башню высотой 40 метров – платный, но это того стоит. Когда после прогулки по стенам в полутьме радостно взобрались на самый верх по крутым деревянным лестницам, от увиденного захватило дух.
    Борисоглебский монастырь – потрясающее очень мощное сооружение. Огромные стены, боевые башни и высоченные надвратные церкви в комплексе больше походят на крепость, нежели монастырь.
    У подножия крепостной стены ощущаешь себя крохотным человечком.
    Монастырь является действующим, однако в единственный действующий храм мы так и не попали.
    На огромной территории монастыря, очень похожей на парк, людей практически нет и можно спокойно бродить по «замку» и наслаждаться тишиной и спокойствием.
    Архитектура монастыря схожа с Ростовским кремлём –
    те же умиляющие башенки-дымоходы на Благовещенской церкви с трапезной,
    очень похожая на ростовскую звонница
    и огромные надвратные церкви – Сретенская церковь
    и Сергиевская церковь.
    Далее наш путь лежал к Ростовскому кремлю.
    Увидев Ростовский кремль, мы поняли, почему город Ростов называется Великим.
    Заселились в гостиницу на территории кремля – «Дом на погребах».
    Поскольку гостиница эта совсем небольшая, мы не почувствовали особенного дискомфорта от отсутствия горячей воды и туалета в номере.
    Обедали в Трапезной палате на территории Ростовского Кремля.
    Учитывая то, что время было уже позднее, более детальное изучение и посещение стен Ростовского кремля решили отложить на утро, ограничились кратким визуальным обзором и пошли осматривать
    Успенский собор (начало XVI в.) и звонницу (вторая половина XVII в.).
    Успенский собор — древнейший храм и величайшая святыня. На этом месте был основан в 991 году.
    Ныне существующий собор был сооружен в начале XVI века.
    Зашли в открытый Успенский собор.
    Стены храма хранят мощи первых святителей Исайи и Игнатия.
    Также под спудом собора находятся мощи святителя Феодора – племянника и воспитанника преподобного Сергия и святителя Леонтия, великого просветителя Ростовской земли.
    Церковь празднует память святого 5 июня в день обретения его мощей в 1164 году при князе Андрее Боголюбском.
    Святителю молятся о даровании мудрости и терпения.
    Полюбовались на звонницу и вернулись в Кремль.
    У входа в Кремль посетили лотки сувениров.
    Поужинали и снова отправились в город.
    В семь часов вечера город словно вымер – все магазины и торговые ряды закрыты, люди с улиц исчезли,
    забитая днем автостоянка у стен Кремля совершенно пустая, да и в самом городе машин почти нет.
    Ростовский кремль действительно величественен и великолепен,
    и он поразил нас своей нарядностью.
    Стены-переходы, храмы, башни,
    умиляющие башенки-дымоходы,
    деревянные чешуйчатые крыши.
    Кремлевская кошка.
    Церковь Одигитрии.
    Церковь Григория Богослова.
    Вернулись в Кремль, чтобы сполна воспользоваться преимущественным правом постояльцев «Дома на погребах» — ходить по территории хоть всю ночь. Естественно, входить-выходить можно в любое время.
    В пять часов вечера Кремль закрыли, и мы остались в Кремле почти одни.
    Гостиница была заселена от силы наполовину – туристический сезон подошёл к концу, и мы ходили по территории пустого Кремля с фотоаппаратами вместе с такими же несколькими постояльцами-фотографами.
    Ощущения от нахождения вечером в практически пустом Кремле фантастические – покой и умиротворение. Сутки жить и ночевать в Кремле – это сказка!
    Далее: День второй. Ростов Великий и Переславль-Залесский.
    В начало

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *