Ростовщичество грех

Через год наша семья лишилась кормильца (онкология). Еще через год дочь потеряла работу — сокращение. Первые полгода после потери работы она еще с трудом погашала ежемесячные взносы. За это время цены на лекарства, продукты, ЖКХ росли, как на дрожжах. В квитанциях появилась новая строка — капремонт. Банки тоже время даром не теряли, накручивая проценты за не вовремя выплаченный взнос. Поэтому долг с 10 тысяч на сегодня у нас вырос до 200 тысяч рублей.

Советское время с 2% от общей суммы кредита, да с ежемесячным вычетом из зарплаты работающего через бухгалтерию, нам уже никогда не вернуть! Но ведь как-то надо образумить банки. Наша жизнь превратилась в кошмар. Бесконечные угрозы по телефону. Оскорбления, такие, что не могу передать. Выключают свет. Сломали замок входной двери, не подозревая, что в квартире в это время находилась неходячая старуха, инвалид I группы, которая не могла встать, открыть дверь, поговорить с этими людьми, успокоить их. Никаких слов в наше оправдание персонал банка слышать не хочет. Процент на оставшийся долг не снижают. Последней каплей, заставившей меня взяться за письмо, стала угроза в адрес моей дочери: «Женщина, лучше заплати! Иначе мы и тебя инвалидом сделаем».

Лежу, слушаю, как они в дверь мне колотят, и, поборов стук сердца, повторяю молитву — псалом 57: «Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха, и затыкающий уши свои, иже не услышат гласа обавающих, обаваем обавается от премудра». Значение слов — «обавающих, обаваем обавается от премудра» мне, Мария, пока не понятно. Но я, уже 19 лет как не ходящая даже по квартире, лежу и все равно молюсь. И думаю про выбивающих нам дверь людей: кто же работает в этих банках? Где они росли? Где учились? Жестокие! Злые!».

Елена Матвеевна, 76 лет, инвалид I группы, г. Воронеж

Здравствуйте, дорогая Елена Матвеевна. Каюсь, объяснить, что означают непонятые Вами слова из 57-го псалма, гораздо легче, чем урезонить озверевших людей, пользующихся чужим бедственным положением. Но написать про грех ростовщичества, грех, поразивший в конце XIX — начале XX веков наших соотечественников, грех, который медленно выпивает душу из тех, кто по наивности или неосмотрительности сунул голову в петлю заимодавца, но — главное и всеми забываемое! — про грех, в первую очередь убивающий души тех, кто дает деньги под проценты, написать про этот действительно убийственный грех я просто обязана.

Итак, начнем с 57-го псалма. Елена Матвеевна, смутившие Вас слова происходят от глагола «баить», то есть говорить, заговаривать. Родственное им — «обаивать, обаять», что близко по смыслу к «заговаривать, заклинать». И стих «Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваем обавается от премудра» по-русски можно перевести следующим образом: «Ярость у них — как у змеи, как у глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях». То есть люди, о которых говорит царь Давид — автор этой молитвы, сами возгревают свою ярость, и, подобно не имеющему ушей аспиду — змею, они не слушают и не слышат голоса увещевающих их. Опаснейшее состояние души. Погибельное.

Елена Матвеевна, о таком самоубийственном душевном состоянии людей, получающих своеобразное удовлетворение от того, что они издеваются над теми, кто попал им под власть, мы еще поговорим. Равно как и о том, почему и сами ростовщики, и те, кому они поручают выбивать так называемые долги, всегда плохо заканчивают. Но пока про 57-й псалом.

Эта молитва была написана царем Давидом три тысячи лет назад, в минуту отчаяния. Силы гонителей Давида превосходили его собственные. Судилище, которое учинили враги над ним, было неправедным, справедливость была попрана и, казалось, ничто не сможет Давиду помочь. Изменить своих обидчиков царь Давид не мог, он называет их людьми, возлюбившими зло от рождения. Но, находясь в безвыходной ситуации, Давид полагается на милосердие Божье. И вслед за царем Давидом, вот уже три тысячелетия, верующие — причем не только православные! — читают эту молитву в минуту опасности. Когда их несправедливо преследуют и ищут погибели.

Теперь о ростовщичестве, то есть предоставлении денег в долг под процент. В русском языке было точное название этому явлению — лихоимство. А самого ростовщичества, кстати, очень долго не существовало: народ осознавал, насколько постыдно пользоваться чужой бедой и нуждой. И видел примеры, какая жуткая участь ждала лихоимцев. В чем тут дело? Ведь давая деньги в рост (кредит по-нашему), ростовщик богатеет? Да, но только ценой убийства своей души. Лишая себя будущей жизни.

У нас есть Евангельская притча, в которой Христос уподобил Царствие Небесное и Свой суд над людьми с царем, «который захотел сосчитаться с рабами своими». Когда царь начал выяснять, кто и сколько ему должен, привели к нему человека, который задолжал ему десять тысяч талантов, к примеру, двадцать миллионов на наши деньги. И так как этот человек не имел чем заплатить, то государь, чтобы вернуть себе свое, приказал продать и должника, и его жену, и его детей, и все, что неплательщик имел. Услышав это, должник взмолился: «Государь! Потерпи! И я все тебе заплачу». Царь смилостивился и отпустил должника, простив ему его долг. Человек же этот, выйдя вон, увидел в толпе одного из своих товарищей, который должен был ему сто динариев — то есть не больше двадцати рублей — «и, схватив его, душил, говоря: «Отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к его ногам и умолял: «Потерпи! И я все верну». Но тот, кто еще недавно был прощен царем, не захотел ждать, а взял и посадил своего товарища-неплательщика в темницу — пока не отдаст долг.

Видевшие эту сцену, возмутились и рассказали все царю. Тогда государь призвал своего должника и сказал: «Злой раб! Весь долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, царь отдал должника истязателям, пока тот не вернет ему всего долга. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, — заключил Иисус Свою речь, — если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Жестокосердие и злоба — тяжелый недуг души. Болезнь, сопровождающая не только ростовщичество, но ростовщичество в обязательном порядке. Дающий деньги в рост или уже тяжко болен и, по слову святых, является только видимостью человека, а на деле это ходячий мертвец с мертвенной душой, либо это еще живой человек, в угоду времени и своей жажде наживы умерщвляющий себя сам — затыкая уши, глаза, убивая свою совесть. Только чтобы не думать о том, что свое благополучие он строит на странном фундаменте — чужих слезах.

Продолжение следует.

Молитва

Псалом 57. «Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.

Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие? Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле. С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь. Яд у них — как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях. Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов! Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные. Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины. Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь. Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»

Современные россияне уже давно оценили все прелести кредитов, которые можно взять в любое время, практически в любой сумме, на любые сроки и с минимальными процентными ставками.

упить можно сразу и все что угодно в зависимости от желаний. Деньги, естественно, придется отдавать потом, включая небольшой процент. Без процентов смысла кредитования нет, а потому это неотъемлемая часть любого займа. Но это повседневные, всем известные реалии, а мы хотели бы рассказать о самых невероятных историях о кредитовании, например, в древнем Египте, например, была распространена специальная форма договора-займа. Если должник не возвращал вовремя деньги, он рисковал стать рабом заимодавца, в случае, если не представлялось вернуть деньги никаким другим способом.

Интересный факт №1: Первые кредиты в мире появились в Ассирии, Вавилоне и Египте. Ученые нашли этому подтверждения, в VIII веке до н.э. существовали первые ростовщики, которые давали деньги в долг под проценты. Также в обращении тогда были специальные банковские билеты (аналоги современных ценных бумаг), которые назывались hudu.

Интересный факт №2: В Древней Греции кредиторы на земле своих должников размещали таблички, которые назывались hypothéke (ипотека). Она обозначала, что при невыплате кредита земля перейдет в собственность кредитора.

Интересный факт №3: Самый старый банк мира под названием Banca Monte dei Paschi di Siena располагается в Италии. Данная кредитная организация появилась еще в далеком 1472 году.

Интересный факт №4: Первая реклама о кредитовании появилась в 1730 году, где Кристофер Торнтон (подавший рекламное объявление) предложил потребителям покупать мебель и раз в неделю расплачиваться за нее.

Интересный факт №5: О кредитах и его видах разговаривать можно бесконечно и, кстати, в современном мире, можно легко взять быстрые кредиты, смс кредит и другие займы.

Интересный факт №6: Прототипы бюро кредитных историй – это организации 19 веков, которые собирали сведения и предоставляли заказчикам информацию об отдельных торговцах и предприятиях. Данные сведения являлись главным подтверждением надежности потенциальных деловых партнеров. В России подобные справочные конторы появились в начале 20 века. Они были и частными и при профессиональных объединениях.

Интересный факт №7: Законы царя Хаммурапи, который славился справедливостью и мудростью, позволяли древним вавилонянам отдавать собственных детей в качестве залога за свои долги.

Интересный факт №8: В Древней Индии пошли дальше и узаконили морально ростовщичество, внеся его в специальные духовные нормы, на которые в обычной жизни ориентировались все жители этого государства. Более того, кредитор был наделён правом возвращать свои деньги с помощью хитрости и силы. Однако, если должник принадлежал к высшей касте, чем его заимодавец, то пользоваться этим правилом было нельзя.

Интересный факт №9: В Древнем Риме, в случае, если должник был не способен вернуть взятые у кредитора деньги, его заключали в долговую тюрьму, из которой его можно было выкупить в течение месяца. После этого срока заимодавец выводил его на рынок в базарные дни. Любой желающий мог выкупить долг и вместе с ним должника. Отношения между выкупившим и выкупленным далее развивались в основном по самому грустному сценарию.

Интересный факт №10: В те далёкие времена ни одному кредитору не нужна была скоринговая программа. По виду заёмщика можно было сразу сказать о том, для чего он просит денег. Бедняк нуждался в них, чтобы выжить, крестьянин обычно желал купить ещё одного вола, а богач, скорее всего, хотел приобрести предмет искусства или нового раба. Закон защищал заимодавцев, а потому они не рисковали, когда занимались своим делом. В древние времена перезаклад и распродажа имущества являлись обычным делом.

Интересный факт №11: В средние века положение дел сильно изменилось, потому что церковь осуждала деятельность кредиторов. Это не привело, однако, к тому, что ростовщичество исчезло. Просто кредиторам пришлось исхитриться и придумать непрямые займы, чтобы их не обвинили в тяжком грехе за заработок на процентах. В четырнадцатом веке итальянцы изобрели вексельное кредитование. Осуществлялось оно по следующему сценарию. Заёмщик приходил к ростовщику и получал свой кредитный лимит в той или иной валюте вместе с векселем, который можно было погасить в чётко определённые сроки. Сумма по векселю была несколько выше, чем та, которую заёмщик получал на руки. Разница и составляла те проценты, за которые церковь так осуждала ростовщиков.

Интересный факт №12: В залог можно было оставить драгоценности, если сумма займа была невелика, или даже имение, в случае, если одолженная сумма была внушительной. Не было принципиальной разницы, на какие цели шли деньги, взятые в кредит, значение имела только общая сумма займа. Породистых рысаков было не принято брать в качестве залога, потому что живое существо по какой-либо причине могло умереть в любой момент, а ростовщики не любили рисковать.

Интересный факт №13: Самым популярным у дворян был кредит, взятый на такие неотложные нужды, как покупка экипажа, драгоценностей для прекрасной дамы, а иногда и на азартные игры. Поклонники карточных игр вообще редко могли остановиться, что обычно приводило к тому, что поместье такого должника было по несколько раз перезаложено, несмотря на то, что семья того самого горе-заёмщика продолжала в нём проживать. По закону большинства европейских стран дом и имущество должника можно было продать, даже если у того были маленькие дети. И тогда закон тоже был на стороне заимодавцев.

Интересный факт №14: Кроме вексельных и денежных кредитов широкое распространение получил также ещё один вид займа, которым пользовались как дворяне, так и рабочий класс. Заключался он в том, чтобы брать взаймы товар непосредственно у производителя. На протяжении долгих лет в долг свою продукцию отпускали пекари, мясники, бакалейщики. Этот вид займа распространялся не только на товары, но и на некоторые виды услуг. Постоянных клиентов в рассрочку обслуживали ювелиры, портные, сапожники и прачки. Однако в том случае когда, скажем, простой крестьянин получал травму и лишался возможности работать, взыскать долг с него было сложно. Ведь ничего нельзя взять с человека, у которого ничего нет.

Интересный факт №15: Очень часто бывало так, что простые люди не могли вернуть кредит, в то время как аристократы, бывало, просто не имели желания его выплачивать. Для многих богачей было вполне привычной практикой не заплатить ни единой монеты за то, что они сшили у портнихи ещё один новый наряд, или заказали изысканное украшение у ювелира. Сложно представить, но короли часто являлись самыми плохими должниками. Не вернув долги, он нередко разоряли кредиторов, которые против них были бессильны что-либо сделать.

Интересный факт №16: Потребительское кредитование — сегодня одна из самых востребованных услуг финансирования в экономически развитых странах мира. Только население Европы за один год берет около 166 млрд евро в кредит.

Интересный факт №17: Во многих мировых банках есть негласный список профессий клиентов, которые нежелательны. Сюда обычно относятся:
-Журналисты.
-Юристы.
-Индивидуальные предприниматели.
-Военнослужащие.
-Судьи.

Краткая экономическая энциклопедия и ряд других источников определяют ростовщичество, как предоставление денежных ссуд под «чрезвычайно высокий» процент. Такое определение грешит недоговоренностью, ибо не содержит конкретных количественных оценок. Именно такие детали лишний раз свидетельствуют об отсутствии даже элементов научности в сфере экономики. Понятие «чрезвычайно высокий» в равной мере можно отнести как к долям процентов, так и к десяткам и сотням процентов. Япония, как известно, снизила ссудный процент с 0,15% годовых, расценивая его как чрезвычайно высокий, до 0%. Тем же руководствовались, по-видимому, и США, загнавшие свою экономику в тупик своим чрезвычайно высоким ссудным процентом в 6,5% годовых, и снизив его к последнему времени до 1,2%.

Основной принцип ростовщичества – это превращение денег в деньги, то о таких главных понятиях как «честная работа», «созидательный труд», «справедливый заработок», «взаимовыручка», «братская помощь», «благородство», «сочувствие» речь вообще не ведется. Ростовщичество и производные от него системы дают возможность извлекать выгоду очень ограниченному количеству людей и финансовой олигархии .

Именно по таким же законам действует банковская система Казахстана. Неужели не понимало руководство Национального банка Республики Казахстан, что оно на государственном уровне вгоняет каждого предпринимателя, любую структуру, собственный трудовой народ в дикое ростовщическое рабство, установив, например в 2014 г. учетную ставку в размере 7,5%. При этом средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам, выданным в национальной валюте физическим лицам, поднялась до 19,7%.

Попытки руководства финансового блока страны объяснить устанавливаемый ссудный процент наличием инфляции – это прямая подмена причины и следствия. Инфляция именно потому и возникает, что в финансовой сфере самопроизвольно, на основе ростовщичества, возникает доход и вытекающая из него покупательская способность без создания чего-либо общественно полезного.

Брать деньги в кредит не всегда и необязательно невыгодно для получателя — отдельные виды ссуд даже могут быть очень выгодными. Но те, кто делают ростовщичество своей профессией, приобретают совокупные преимущества перед теми, кто берет ссуду, а также перед всеми теми, кто работает и производит товары, отказываясь брать на себя долю риска должника. Следовательно, преимущество всегда на стороне кредитора. Доктор Шахт – один из бывших начальников банка Третьего Рейха в одном из интервью сказал: «Математическая логика подсказывает, что все богатства мира будет принадлежать небольшому количеству ростовщиков, поскольку он все время получает выгоду, а другие несут убытки. Значит, очевидно, что в долгосрочном плане все богатство будет принадлежать ростовщикам, а другие будут работать только ради удовлетворения их интересов» .

Социальный вред от преимущества кредитора заключается в следующем: он игнорирует естественный закон обогащения. Когда люди работают и производят товар на благо всего общества, существует естественный предел излишков стоимости, которые могут аккумулироваться кредиторами. Отсюда становится возможным существование банковских семей, достаточно могущественных, чтобы обеспечить залоговое удержание имущества в зависимости от уплаты долга и таким образом регулировать производительные силы населения целых стран, давая кредиты их правительствам. Деньги в таких масштабах служат только одной цели — удовлетворению ненасытной жажды власти .

Менялы и ростовщики известны с давних времен, но это была совсем не престижная профессия. В Древнем Риме, например, ростовщичеством занимались не римские граждане, а жители итальянских городов — латины. На них, не пользовавшихся правами гражданства, не распространялись и обязанности граждан. Они не подлежали наказаниям, определенным законом за ростовщичество .

Первые ростовщики действовали еще до возникновения денег (например, о них писал греческий поэт Гесиод, живший в VIII — VII вв. до н.э., т.е. примерно за 100 — 200 лет до зарождения первых монетных систем в Элладе). Первые ссуды давались и возвращались натурой — зерном, мукой, скотом. Кстати, по одному из предположений, сама идея давать блага в рост произошла из первоначально беспроцентных ссуд скотом – отдавая маленького теленка в долг (например, как тягловую силу), хозяин получал его обратно с естественным приростом. Ссуды могли даваться или под залог, служивший гарантией уплаты долга, или без обеспечения. Причем в наиболее древние времена залогом служила сама личность должника или членов его семьи, затем — земля, а потом и другая вещественная собственность. Еще в Древней Греции ростовщические операции делились на два вида в зависимости от того, кто принимал на себя риск (ответственность) за их результаты. В одном случае это был заемщик (при неуплате он или терял залог, или наказывался в соответствии с законом), в другом случае — сам кредитор. Такая форма кредита называлась «морские проценты»: торговец, отправляясь в далекое и опасное по тем временам морское путешествие, брал ссуду у ростовщика, чтобы снарядить корабль, нанять экипаж, запастись продуктами и т.п. Обратно он должен был привезти определенные товары и расплатиться по долгам. Однако, если корабль не возвращался или возвращался без груза, кредитор терпел убытки в размере одолженной суммы. Поэтому «морские проценты» были гораздо выше обычных .

Для снижения риска ростовщики часто складывали свои капиталы и участвовали в прибыли. Это были первые торговые компании. Они играли настолько важную роль в морской (да и сухопутной) торговле, что даже знаменитые реформы Солона (VI в. до н.э.), снизившего норму процента и отменившего долговое рабство, не затронули величину «морских процентов». В Древней Греции ростовщиков называли трапезитами (от греч. «стол» — менялы и ростовщики сидели на рынках у своих столов). Они же брали деньги на хранение, вели лицевые счета вкладчиков, производили от их имени и по их поручению платежи, переводили деньги в другие города, заверяли торговые и ссудные сделки, играя роль своего рода нотариальных контор. Да и в средние века специализации у финансовых дельцов не было: лица, ссужавшие деньги, занимались также их меной (а это была одна из самых важных и полезных операций в хозяйственной жизни), служили посредниками при заключении контрактов о страховке и продаже и т.д.

Известный философ XIV в. Никола Оресм, советник Карла V, учил, что ростовщики недостойны честного имени и излишни для общества, так как не доставляют ему необходимых для жизни предметов. До XVI в. взимание процентов было осуждено 17 римскими папами и 28 соборами, в том числе 6 вселенскими. В Англии на ростовщическую деятельность был наложен запрет светских властей в 1341 г., во Франции — в 1312 г. В 1286 г. в Пизе постановлением городской общины было запрещено ростовщикам проживать в городе, судьям — выслушивать их жалобы, а гражданам — давать им у себя приют. Статут г. Вероны гласил: «…ростовщикам вход в город и его окрестности запрещается». В Голландии вплоть до 1657 г. ростовщики не допускались к причастию, т.е. церковь отделяла их от прочих сограждан .

Однако такое отрицательное отношение к взиманию процентов в законодательстве практически всех народов свидетельствует о том, что все они были повинны в этом «грехе», раз приходилось устанавливать столь жестокие кары за ростовщичество. Откуда же и каким образом появляется порок «резоимства» (так он назывался в Древней Руси)? Дело в том, что изначально взимание процентов осуждалось лишь в отношении своих родичей и соплеменников, обирание же «инородцев» считалось вполне приемлемым занятием. Например, в Библии сказано: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» .

В Риме еще в древнейший период плебеи страдали от тяжелых условий займов у богатых людей; в позднейшее время выдачей денег взаймы занимались особые лица — argentarii, взимавшие крайне высокие проценты. Римское законодательство неоднократно пыталось бороться с ростовщичеством. Закон Лициния Столона (в 367 г. до н.э.) имел целью облегчить положение должников-плебеев, предписанием вычета из капитального долга уплаченных процентов и рассрочки остального долга на 3 года. Затем встречаем попытки установить законный максимум процентов, нарушение которого каралось эдилами (закон Генуция). Последняя мера, впрочем, не имела практических последствий; узаконенный максимум процента колебался в Риме между 10 и 12% годовых; только при Юстиниане он был понижен до 6% для всех обыкновенных случаев и до 8% для купцов .

К концу средних веков запрещение процентов постепенно отменяется, так как оказывается в слишком большом несоответствии с условиями денежного хозяйства и развивающегося торгового оборота. С этого времени правительства Западной Европы начинают определять законом максимум дозволенного процента. Так, например, в Англии высший процент при займах был определен при Генрихе VIII в 10% годовых, при Елизавете — в 6, при Анне — в 5%. В Германии, Франции, Австро-Венгрии и др. государствах законный максимум был установлен в 5 и 6%. Такой же высший предел процента был введен в некоторых штатах Северной Америки, где он колеблется между 5 и 10%. Взимание более высокого процента считалось ростовщичеством и наказывалось уголовным порядком.

В 1609 г. парламент Англии узаконил проценты, а впоследствии король Уильям III был поставлен в такие условия, что парламент даже разрешил еврейской семье Ротшильд учредить Английский банк с правом печатать деньги. Ротшильд стали учредителями банков в Англии, Пруссии, Франции, Испании, Голландии, США. Красноречивая цитата Амшель Ротшильда: «Дайте мне право чеканить деньги и я начхав на все законы» .

В России узаконенный максимум был введен с 1754 г., когда он был определен в 6%, с 1786 г. понижен до 5, а с 1808 г. вновь установлен в 6%. С этого времени взимание процентов свыше нормы считалось лихвой и каралось в первый раз штрафом в размере тройной суммы лихвенных процентов, а при рецидиве, кроме того, арестом или тюрьмой.

Почти во всех европейских государствах законы о допустимом максимуме процента отменены в 60 — 70-х годах XIX в., а в Англии — уже в 30-х годах XX в. В настоящее время такой максимум сохранился лишь во Франции, Бельгии и некоторых североамериканских штатах. Однако полная свобода в области кредита приводила нередко к эксплуатации заемщиков. Взимая высокий процент, кредиторы увеличивали свои требования в случае неисправности должников и доводили их нередко до полного разорения.

В Германии законодательство выступило против ростовщичества в 1880 г. Кто, эксплуатируя нужду, легкомыслие или неопытность другого лица при денежном займе, заставит его обещать или обеспечить имущественную выгоду, настолько превышающую обычный размер роста, что она стоит, по обстоятельствам дела, в явном несоответствии с оказанной услугой кредитора, тот, по закону 24 мая 1880 г., подвергается тюремному заключению до 6 месяцев и штрафу до 3000 марок; суд может приговорить виновного и к лишению почетных гражданских прав. В случае скрытых форм ростовщичества или занятия им как промыслом, налагаются повышенные наказания; должник имеет право требовать возврата, с процентами, всей ростовщической прибыли, а кредитор может получить обратно действительно выданную ценность.

В России узаконенный максимум процентов был отменен в 1879 г.; законный процент — 6% годовых — был сохранен только для некоторых определенных в законе случаев; по займам, в которых процент более 6%, должник, по тому же закону 1879 г., имел право во всякое время, спустя 6 месяцев после заключения сделки, возвратить занятый капитал, с письменным предуведомлением кредитора за 3 месяца. При самой отмене нормы дозволенного процента Государственный Совет высказался за необходимость уголовного преследования ростовщических сделок, в которых имеется налицо злоупотребление положением заемщика .

Ростовщичество запрещено в ряде религий (например, в исламе и христианстве, ограничено в иудаизме) и в некоторых странах (Иран, Пакистан).

Риба – в переводе с арабского языка означает «рост, лихва, излишек». Под риба понимается лю­бая неправомерная выгода, полученная вследствие предоставления займа или вследствие обмена. То есть под понятие «риба» подпадает любое вознаграж­дение (материальное или нематериальное), предо­ставляемое должником кредитору за полученный заем или за предоставленную отсрочку по возврату долга. А также риба означает любое излишество при обмене одного и того же товара, но различного каче­ства, т.е. при обмене меньшего количества более ка­чественного товара на большее количество того же товара, но более низкого качества.

Под ростовщичеством, как было отмечено, обычно понимают одалживание денег под высоким процентом, как правило, незаконным. Но риба в Исламе – это одалживание денег под проценты независимо от величины процента. Когда деньги одалживают под проценты, тогда сами деньги, независимо от какого-либо риска, растут со временем. Рост должен происходить путем эксплуатации труда, товара или собственности.

Риба подразделяется на два типа: Риба ан-насия, Риба аль-фадль. К Риба ан-насия относятся сделки, связанные с предоставлением займа. Риба ан-насия – это излишек, получаемый кредитором за предоставление отсрочки по погашению долга, т.е. плата должника за время. Но, согласно нормам ис­ламского права, время не является собственностью кредитора, а принадлежит одному лишь Аллаху. По­тому предоставление платы за отсрочку является не­законным. При этом плата может выражаться как в материальной, так и в нематериальной выгоде. Таким образом, если кредитор при даче займа ставит усло­вие обязательного вознаграждения за отсрочку в виде процента или в виде услуги, то такой вид сделки и есть Риба ан-насия. Но если должник добровольно решает вознаградить кредитора за предоставленный долг, и это не входит в условия предоставления займа, то данное вознаграждение не будет являться риба. На практике данный вид риба чаще всего встреча­ется в банковских сделках: процент по кредиту, га­рантированное вознаграждение по депозиту, купон по облигации и т.д. Запрет на него приводится непо­средственно в Коране. «Те, которые берут лихву, восстанут (в Судный день), как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину торговля — то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, лихву запретил. Если к кому-либо (из ростовщиков) придет увещевание от Аллаха, и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи» (Коран, Сура 2:275).

Риба аль-фадль, при которой торговцы обмениваются одинаковыми товарами разного качества с надбавкой. Все формы лихоимства строго запрещены мусульманским шариатом. История полного запрета на риба восходит к истории, которая произошла при жизни пророка Мухаммада. Представители мекканского клана мугиритов не выплатили проценты таифскому племени Бану Сакиф (из клана Амра ибн Умайра). Из-за этого между ними возникла вражда. Тогда наместник Мекки доложил об этом пророку Мухаммаду. Когда пророк узнал об этом, ему были ниспосланы аяты: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста, если вы верующие. Если же вы этого не сделаете, то услышьте про войну от Аллаха и Его посланника. А если обратитесь, то вам — ваш капитал. Не обижайте, и вы не будете обижены!» (Коран, Сура 26: 278-279). В ответном послании, Мухаммад обязал наместнику Мекки довести этот аят до сведения конфликтующих сторон и призвать их успокоиться. Если же это не подействует, то наместнику было разрешено применить силу.

Запрет риба в Исламе объясняется тем, что до­говора, основанные на риба, противоречат одному из важнейших принципов, заложенных в Шариате, – принципу справедливости. Так получение дохода вследствие предоставления отсрочки по займу не является справедливым, так как кредитор не участвует в формировании дополнительного дохода, т.е. не несет никаких рисков, связанных с этим, но при этом уча­ствует в получении дохода. Так кредитору гаранти­руется получение дохода независимо от того, будет ли успешным формирование дохода по предостав­ленным средствам. Все это противоречит концеп­ции справедливости – получение дохода возможно только в случае несения ответственности по рискам .

У ростовщиков отсутствует необходимый стимул для экономического расцвета общества. Поэтому не вкладывают капитал в проекты, создающие занятость или в базовые организации. Такое воззрение приводит к распространению в обществе деятельности, которая, очевидно, не в пользу большинству населения. Чем меньше инвестиционная деятельность в производственной сфере, тем выше уровень безработицы и связанные с ней негативные последствия. С другой стороны, промышленники из-за нехватки капитала или с целью расширения своей индустрии, вынуждены брать кредиты под высокие проценты, в результате чего растут производственные расходы (увеличивается себестоимость продукции), а также цены на товары. Плюс ко всему этому в итоге усиливается инфляция, о чем упомянули чуть выше.

В случае ростовщичества деньги становятся товаром. Например, сто единиц покупается за сто пятьдесят, что вредит обществу. Имущество должно преумножаться за счет труда и производства, а если оно начнет преумножаться без производства, то общество меняется к худшему. Так бедный становится еще беднее, а богатый – еще богаче. В принципе то, что мы наблюдаем сегодня.

Следовательно, мы видим, что риба в экономической системе общества служит источником многих экономических и социальных проблем, которые связаны между собой как звенья одной цепи.

Все ученые исламской уммы, ранние и поздние, единогласны в том, что ростовщичество и ростовщические сделки запрещены Кораном и пророческой сунной. Отрицание этого факта является неверием .

Таким образом, если лицо не несет напрямую риски, связанные с формированием дохода, то данное лицо не имеет право на получение данного дохода. В слу­чае, если заемщик потерпел неудачу, то он не только не получает дохода по своей деятельности, но и вы­нужден выплачивать кредитору вознаграждение за отсрочку, что вдвойне ухудшает его положение. При этом кредитор обогащается в любом случае. Подоб­ное приводит к несправедливому распределению до­хода среди субъектов экономики.

Кроме того, применение механизма риба является ярким примером ведения бизнеса по схеме «деньги — деньги — деньги», что отражает основной принцип современной финансовой системы «деньги должны делать деньги». Подобное ведение бизнеса является прямым противоречием нормальной и справедли­вой схеме «товар — деньги — товар». Это по своей сути приводит к чистому спекулятивному поведению, ког­да доход создается из ничего, без приложения каких-либо реальных усилий и принесения блага (пользы) обществу в виде товара или услуги, что само по себе противоречит нормальной концепции развития эко­номики.

Согласно нормальной концепции развития экономики на каждую полученную денежную еди­ницу должна приходиться единица произведенного товара или услуги. Но в случае применения риба на каждую полученную денежную единицу сверх долга не приходится никакого товара или услуги, кроме времени за отсрочку платежа. Но отсрочка платежа, т.е. время не может являться товаром, так как не мо­жет принадлежать ни одному лицу.

Основным источником риба в экономике вы­ступает банковская система. Банковская система является основой финансовой системы в целом, а финансовая система является жизненно важной ча­стью современной экономики. Современная тради­ционная банковская система полностью основана на риба. Такие банковские функции как финансиро­вание, инвестирование, привлечение капитала, на­копление и приумножение полностью основаны на Риба ан-Насия.

Примеры:

  1. Процент по кредиту. Банк, предо­ставляя кредит, не участвует в создании дополни­тельного дохода по предоставленным средствам и не несет никаких рисков, связанных с этим. Все риски, связанные с формированием дохода, ложатся на кли­ента банка (заемщика), при этом банку гарантиру­ется возврат средств и процента по кредиту. Таким образом, банк получает вознаграждение лишь за от­срочку, что является Риба ан-насия.
  2. Процент по депозиту. Данная операция схожа с кредитованием, разница заключается в том, что по депозиту клиент предоставляет банку деньги в долг под процент. Клиент самостоятельно не участвует в формировании дохода и не несет никаких рисков, т.к. банк полностью гарантирует возврат денег плюс процент за отсрочку. Данная операция также подпа­дает под понятие Риба ан-насия.
  3. Купон по облигации. Облигация является цен­ной бумагой, в основе которой лежит сделка предо­ставления денег в долг. Держатель облигации вы­ступает в качестве кредитора, а эмитент — в качестве заемщика. Сама же облигация является документом, в котором указано, что эмитент является должником держателя, а также указана сумма долга и вознаграж­дение. Таким образом, купон (вознаграждение) по облигации, также как и по любой другой долговой ценной бумаге, попадает под категорию Риба ан-насия.
  4. Привлечение средств центрального банка коммерческими банками. Механизм функционирования центральных банков по финан­сированию коммерческих банков также базируется на предоставлении займа под про­цент. По сути, центральный банк выступает в каче­стве банка банков, основанного на Риба ан-Насия.
  5. Банковские неустойки за просрочку платежа. При выдаче займа банк обычно ставит условие, что в случае просрочки платежа заемщик обязан вы­платить в пользу банка неустойку (пеню). Данные неустойки становятся дополнительными платежами, которые заемщик вынужден выплачивать банку по займу, что также относится к первому типу риба.

Взимание процента (риба) является одним из наиболее тяжких грехов. Строгий запрет на ссудный процент, провозглашенный Исламом, призван защитить интересы человечества в нравственной, социальной и экономической сферах.

Процентная ссуда наносит экономике государства серьезный ущерб. Кредитор или владелец капитала не думает об инвестировании финансов в те или иные отрасли, о реализации различных важных для общества экономических проектах. Зачем прилагать усилия и рисковать, если судный процент гарантирует ему регулярную фиксированную прибыль» А потому владелец капитала просто покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента и приобретая, таким образом, дополнительное богатство без усилий и риска, путем эксплуатации людей. Нередко и сам заемщик стремится вложить средства в преступные, незаконные отрасли производства с целью получения скорой и одновременно удвоенной прибыли.

Взимание процента разрушает важные нравственные принципы: равенство, братскую любовь и уважение, взаимопомощь, бескорыстие, справедливость. Ведь процентная ссуда — это прямая эксплуатация и вопиющая несправедливость. Кредитор не участвует в трудовом процессе и не рискует своим имуществом, но, тем не менее, получает основную сумму плюс доход. Это увеличивает тяжесть условия жизни населения, вызывает поляризацию общества и реакционные настроения, разжигает ненависть, что не допустимо в мусульманском обществе.

Процентная ссуда создает несправедливое распределение богатства, формирует классы и, соответственно, является причиной острой классовой борьбы. Как пишет В. Павлов, доктор экономических наук: «Строжайший запрет на начисление и взимание банковского фиксированного либо ныне плавающего процента трактуется как гарантия стабильности и формирования бесклассового мусульманского общества, а также как фактор, обеспечивающий отсутствие любой эксплуатации труда капиталом» .

Отношение реального труда и капитала в исламской экономической доктрине объективно исключают эксплуатацию во всех ее проявлениях и формах. Получение дохода человеком, не участвующим в трудовом процессе и не рискующим своим имуществом, отождествляется в исламской экономической доктрине с реальной эксплуатацией. Как пишет В.В. Павлов: «На данном тезисе обосновываются утверждения о справедливости исламских принципов распределения богатства, об отрицании классов и классовой борьбы в мусульманском обществе, и в конечном итоге доказывается общность интересов конкретного работника и нанимателя (работодателя) в исламских хозяйственных структурах» . Именно поэтому символом эксплуатации в рамках этой концепции является взимание ссудного процента. Владелец капитала, дающий взаймы под проценты, подвергается Исламом, как уже было сказано, жесткой критике. Но, сохраняя верность своей традиции, Ислам не возлагает всю тяжесть вины только лишь на кредитора. Равными соучастниками этого серьезного греха и преступления являются также сам заемщик, получающий кредит, писец, записывающий акт договора, и свидетели.

Запрет ростовщичества в Исламе является одним из ключевых факторов развития в мире самостоятельной финансовой системы, соответствующей нормам Шариата, выступающей в качестве альтернативы современной «западной» модели финансирования.

Запрет риба не является нововведением Ислама. Данный вид запрета был распространен и ранее. Примеры запрета ростовщичества можно найти как в Библии, так и в Торе. Христианство и иудаизм по­рицают ростовщичество. Так, в отдельных христи­анских и иудейских общинах запрет на ростовщиче­ство соблюдался довольно строго; например, запрет на дачу денег в долг под проценты внутри иудейской общины действует до сих пор.

Согласно христианской церкви, запрет на взимание процентов содержится в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» … «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?» . В Средние века христианская церковь запрещала ростовщичество. Папа Климент V на Вьеннском соборе в 1311 г. угрожал отлучением от церкви правителям, которые законодательно разрешали ссудный процент, либо в течение 3 месяцев не отменили бы уже имеющиеся постановления .

В иудаизме ссуда денег под процент запрещена среди единоверцев: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста». Для иноверцев таких ограничений нет. Ссуда им денег в рост не только разрешена, но и желательна: «С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости… Ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» .

Отсюда вывод: ростовщичество – это система, основанная на принципе производства денег из денег – это ловушка для нуждающихся людей и тех, кто желает получить средства в долг для какого-то дела. Зачастую владельцы капитала, дающие людям деньги под проценты, сажают людей в долговую яму, из которой человеку трудно выбраться.

Мудрость запрета ростовщичества призвана помочь людям разобраться в этом вопросе, четко понять, что специалисты и фирмы, занятые ростовщичеством, на самом деле не занимаются благотворительностью и бескорыстным инвестированием. Они к тому же строят экономику страны не на реальном производстве и торговле, а на бумажных деньгах, которые мешают приходу новых технологий и созданию квалифицированных рабочих мест. Они прививают людям мысль о том, что можно делать деньги без конкретного труда, т.е. создавая «воздушную» прослойку между человеком и его трудом, отодвигая на второй план его усилия.

Литература:

  1. Нурлан Байжигит-углы Н. Ростовщичество и глобальный кризис. —
  2. Риба – ростовщичество. — https://magas.ru/content/riba-rostovshchichestvo
  3. Пасынков А.С. Феномен ростовщичества. — https://www.economics.kiev.ua/
  4. Мямлин К. Системное ростовщичество. — communitarian.ru/…/sistemnoe
  5. Из истории ростовщичества. —
  6. Из истории ростовщичества.
  7. Харитонович Д. Из истории ростовщичества. — https://www.autolombard.ru/
  8. Ростовщичество. —
  9. Ростовщичество — studopedia.ru/view_ekonomistor.php?id=16
  10. Сергуненков Б. Ростовщичество в современной России. —
  11. Рыскулов А. Исламские финансы – вопрос ростовщичества. – www.muslimwomen.com.kz
  12. Расулов Я. Три этюда по исламской экономике. —
  13. Кредитор и должник. — www.al-hakk.com/?p=427
  14. Бём-Баверк, Ойген фон. Капитал и процент, 1884 — 1889. Глава II. Античные философы и канонисты как противники ссудного процента // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М.: Эксмо, 2009. — 912 с.
  15. Бём-Баверк, Ойген фонКапитал и процент, 1884 — 1889. Глава III. Защитники ссудного процента с XVI по XVIII век. Упадок учения канонистов // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М.: Эксмо, 2009. — 912 с.
  16. Момент истины. — maxpark.com/community/2100/content/1419616

Ростовщичество и прочие грехи — это сюжетное задание в Red Dead Redemption 2, состоящее из нескольких частей.

Квест дает: Леопольд Штраус (Leopold Strauss)
Регион: Лагерь Нагорье Подкова
Награда: около $35

Стартовая локация

Австрийский ростовщик из банды, Леопольд Штраус, хочет, чтобы вы забрали просроченные долги у нескольких человек.

Чик Мэтьюз

Одна из ваших первых трех целей — Чик Мэтьюз, работник фермы, расположенной к востоку.

Неважно, с какой стороны подойти к ферме, Мэтьюз всегда начеку и побежит к своей лошади, пытаясь обогнать вас. Преследуйте его и выберите лассо, удерживая , чтобы открыть колесо оружия. Оказавшись достаточно близко, поймайте и свяжите его. Когда он лежит на земле, вы можем легко ограбить его, чтобы узнать, где он прячет свои деньги.

Секретное место не далеко и как раз через границу, параллельно железнодорожным путям, по которым вы его преследовали. Следуйте за индикатором на карте для примерного расположения его тайника. Одно конкретное дерево привлечет ваше внимание. Дыра с деньгами расположена с северной стороны. Возьмите деньги.

Лилли Милле

Лилли находится довольно близко к предыдущему должнику, недалеко от изумрудного ранчо (Emerald Ranch). Она сидит на скамейке и отправит своего спутника на кулачный бой с вами. Это бой, который ему не выиграть. Разберитесь с ним и ограбьте. После этого догоните и обезвредьте свидетеля ограбления.

Вробель

Третья цель — польский иммигрант, который живет к западу от лагеря банды. Поскольку английский он понимает не очень хорошо, есть универсальный язык – насилие. Угрожайте ему, а затем обыщите его дом в поисках ценностей. Слева от обеих спален в шкафу будет серебряная серьга, а между двумя дверьми — золотое обручальное кольцо. Возьмите их и долг будет погашен.

Завершение

Чтобы полностью завершить миссию, положите долговые деньги / ценности в шкатулку лагеря.

На этом завершается миссия «Ростовщичество и прочие грехи» в Red Dead Redemption 2. Следующая – «Блаженны ли кроткие».

Как зарождалось банковское дело? О цивилизационных корнях этого явления рассказывает профессор, доктор экономических наук Валентин Катасонов

Иван Айвазовский, «Венеция». 1844

И в сфере теологии (богословия), и в сфере практической церковной политики католицизм после отделения от православия пошел по пути мелких (на первый взгляд не очень видимых) реформ, уступок, послаблений, которые подготовили условия для Реформации.

Чем были обусловлены эти уступки и послабления?

Во-первых, давлением реальной жизни: капитализм явочным порядком появлялся и укреплялся в Европе (к примеру, возникновение капиталистических городов-полисов в Южной Италии).

Во-вторых, тем, что католическая церковь, особенно крупные монастыри, вынуждена была заниматься хозяйством, а слишком жесткие ограничения и запреты мешали ей осуществлять хозяйственную деятельность. Прежде всего запреты или ограничения на частную собственность, доходы от аренды земли и другого имущества, использование наемного труда, выдачу и получение кредитов.
В-третьих, стремлением Римского престола усилить свое политическое влияние на королей и князей. Для этого нужны были деньги, причем немалые. Ведением обычного монастырского хозяйства таких денег не заработаешь. Большие деньги тем более требовали снятия церковных ограничений (или закрытия глаз на нарушение этих ограничений). Большие деньги церковь могла получать (и получала), используя преимущественно два средства: ростовщичество и торговлю индульгенциями.

Наиболее наглядно расхождение между тем, что проповедовала западная церковь, и тем, что происходило в реальной жизни христианской Европы, видно на примере ростовщичества. Официальная позиция церкви в отношении ростовщичества – самая непримиримая, жесткая и где-то даже жестокая. Несмотря на расхождения между восточной и западной церквями в догматической сфере, по вопросу ростовщичества принципиальных отличий у них не наблюдалось. Восточная и западная церкви руководствовались решениями Вселенских соборов. Первый Никейский собор 325 года запретил духовным лицам заниматься ростовщичеством. Позднее запрет был распространен и на мирян.

В западной церкви ростовщичество приравнивалось к греху содомии

В западной церкви вопросу ростовщичества, пожалуй, уделялось даже больше внимания, чем в восточной. Там ростовщичество приравнивалось к греху содомии. На Западе еще во времена раннего Средневековья появилась пословица «Деньги не порождают деньги». Католические схоласты разъясняли: получение процентов, которые начисляются с учетом срока кредита, – это фактически «торговля временем», а время принадлежит только Богу, следовательно, ростовщичество есть посягательство на Бога. Ростовщик грешит непрерывно, так как даже во время его сна происходит прирастание процентов. В 1139 году Второй Латеранский собор постановил: «Кто берет проценты, должен быть отлучен от церкви и приниматься обратно может только после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов нельзя хоронить по христианскому обычаю». В 1179 году папа Александр III запрещает процент под страхом лишения причастия. В 1274-м папа Григорий Х устанавливает более строгое наказание – изгнание из государства. В 1311-м папа Климент V вводит наказание в виде полного отлучения от церкви.

Однако параллельно происходили другие процессы. Крестовые походы, начавшиеся в 1095 году, дали мощный толчок обогащению церковной верхушки за счет полученной крестоносцами добычи. В этом смысле особенно знаменателен Четвертый крестовый поход, апогеем которого было разграбление столицы Византии Константинополя в 1204 году. По разным оценкам, стоимость добычи составила от 1 до 2 млн марок серебром, что превышало тогдашний годовой доход всех европейских государств.

Резкий рост доходов церкви привел к тому, что у нее появились возможности давать деньги в рост. Также надо иметь в виду, что такие доходы приучили священство к высоким стандартам потребления (проще говоря, к роскошной жизни), поэтому в тех случаях, когда доходы падали, оно стремилось компенсировать эти падения заимствованиями.

Король Арагона Альфонс завещал тамплиерам часть своих имений

Особенно резким контрастом на фоне церковного запрета ростовщичества выглядела финансово-ростовщическая деятельность ордена храмовников, или тамплиеров. Примечательно, что первоначально этот орден назывался «Нищие рыцари» (1119). После папского благословения и освобождения от налогов в 1128 году рыцари ордена стали именоваться храмовниками. Историки утверждают, что рыцари ордена в бедности пребывали недолго. Одним из источников их богатства была добыча, полученная в результате разграбления Константинополя в 1204-м (кстати, еще раз пограбить город тамплиерам удалось в 1306 году). Другим источником доходов ордена были добровольные пожертвования. Например, Альфонс I Спорщик, воинственный король Наварры и Арагона, завещал тамплиерам часть своих имений. Наконец, уходя в крестовые походы, рыцари-феодалы передавали свое имущество под наблюдение (как сказали бы сейчас, в трастовое управление) братьев-тамплиеров. Но назад имущество забирал лишь один из десяти: одни рыцари погибали, другие оставались жить на Святой земле, третьи присоединялись к ордену (их имущество по уставу становилось общим). Орден имел разветвленную сеть опорных пунктов (более 9 тыс. командорий) по всей Европе. Было также несколько штаб-квартир – тамплей. Две основные штаб-квартиры находились в Лондоне и Париже.

Тамплиеры занимались самыми разными финансовыми операциями: расчетами, обменом валют, переводом средств, доверительным хранением имущества, депозитными операциями и др. Однако на первом месте находились кредитные операции. Кредиты выдавались как сельскохозяйственным производителям, так и (в первую очередь) князьям и даже монархам. Тамплиеры были более конкурентоспособны по сравнению с еврейскими ростовщиками. Они выдавали кредиты «солидным заемщикам» под 10% годовых. Еврейские ростовщики обслуживали в основном мелких клиентов, и цена их кредитов составляла примерно 40%.

Как известно, орден тамплиеров был побеждён в начале XIV века французским королем Филиппом IV Красивым, в этом ему помогал папа Климент V. У тамплиеров изъяли более 1 миллионов полновесных ливров (для сравнения, постройка рыцарского замка средних размеров тогда обходилась в 1–2 тыс. ливров). И это не считая того, что значительная часть средств ордена перед его разгромом была эвакуирована за пределы Франции.

Тамплиеры выдавали кредиты «солидным» клиентам под 10% годовых

Ростовщичеством в средневековой Европе занимались не только тамплиеры, но и многие другие лица, которые формально принадлежали к католической церкви. Речь идет прежде всего о ростовщиках, чьи конторы находились в таких городах Италии, как Милан, Венеция и Генуя. Некоторые историки считают, что итальянские банкиры Средних веков – потомки тех ростовщиков, которые жили в этих местах еще в эпоху Римской империи и относились к латинам. В Древнем Риме ростовщичеством занимались не римские граждане, а латины, имевшие усеченные права и обязанности. В частности, на них не распространялись римские законы о наказаниях за ростовщичество.

Уже в XIII веке банки были в любом сколь-нибудь крупном итальянском городе. Капиталы, необходимые для занятия ростовщичеством, предприниматели сумели заработать на международной торговле. Говоря о средневековой Венеции, историк Андрей Ваджра подчеркивает, что первоначальный капитал ее купцы сумели накопить благодаря своему уникальному положению между Византией и Западной Римской империей: «Политически лавируя между Византийской и Западной Римской империями, она захватила под свой контроль основные товарные и денежные потоки того времени». Многие купцы превратились в банкиров, не оставляя, впрочем, прежнего торгового дела.

Габриэль Метсю, «Ростовщик и плачущая женщина». 1654

Между итальянскими банкирами и Папским престолом сложились очень деловые, «творческие» отношения. Банкиры активно кредитовали папу и его окружение, а Римский престол «прикрывал» этих банкиров. В первую очередь закрывал глаза на нарушение запрета на занятие ростовщичеством. Со временем банкиры стали кредитовать священство по всей Европе, а Римский престол использовал «административный ресурс», заставляя своих подчиненных в полном объеме выполнять обязательства перед банкирами. Кроме того, он оказывал давление на феодалов-должников, угрожая им отлучением от церкви в случае невыполнения обязательств перед кредиторами. Среди банкиров, кредитовавших престол, особенно выделялись флорентийские дома Моцци, Барди и Перуцци. Однако в 1345 году они обанкротились, причем последствия банкротства распространились далеко за пределы Италии. По сути, это был первый мировой банковский и финансовый кризис. Примечательно, что он разразился в католической Европе задолго до Реформации и появления протестантизма с его «духом капитализма».

После отказа английского короля в выплатах флорентийским ростовщикам Европу поразил финансовый кризис

Английский король Эдуард III влез в большие долги перед флорентийскими банкирскими домами в связи с тем, что ему потребовалось оплачивать расходы на войну с Шотландией (фактически с этого началась Столетняя война). Войну Эдуард III проиграл и вынужден был выплачивать контрибуции. Выплаты осуществлялись опять-таки за счет кредитов, полученных от итальянских банкиров. Кризис возник в результате того, что в 1340 году король отказался возвращать свой долг банкирам. Сначала лопнули банкирские дома Барди и Перуцци, а затем обанкротились еще 30 связанных с ними компаний. Кризис распространился на всю Европу. Это был не только банковский кризис. «Дефолты» объявили Папская курия, Неаполитанское королевство, Кипр, ряд других государств и королевств. После этого кризиса место разорившихся кредиторов Папского престола заняли известные банкирские дома Козимо Медичи (Флоренция) и Франческо Датини (Прато).

Говоря о банковской деятельности в средневековой Европе, нельзя забывать, что наряду с активными (кредитными) операциями банки стали все мощнее разворачивавать пассивные операции – привлечение средств на депозитные счета. Владельцам таких счетов выплачивались проценты. Это дополнительно развращало христиан, формируя у них сознание буржуа-рантье, желающего, подобно ростовщику, не трудиться, а жить на проценты.

Квентин Массейс, «Меняла с женой». Около 1510-1515

Выражаясь современным языком, итальянские города-государства были в средневековой католической Европе своеобразными офшорами. И не только в финансово-экономическом смысле (особый режим налогообложения и т. п.), но также в религиозно-духовном. Это были «островки», где нормы хозяйственной этики католицизма не действовали или действовали в очень усеченном виде. По сути, это были уже «островки капитализма», которые разными способами заражали «духом капитализма» всю католическую Европу.

Известный немецкий историк, основоположник геополитики Карл Шмитт писал о политической, экономической и духовно-религиозной уникальности Венеции (на фоне средневековой Европы) следующее: «Почти половину тысячелетия республика Венеция считалась символом морского господства и богатства, выросшего на морской торговле. Она достигла блестящих результатов на поприще большой политики, ее называли «самым диковинным созданием в истории экономики всех времен». Все, что побуждало фанатичных англоманов восхищаться Англией в XVIII–XX веках, прежде уже было причиной восхищения Венецией: огромные богатства; преимущество в дипломатическом искусстве; толерантность в отношении религиозных и философских взглядов; прибежище свободолюбивых идей и политической эмиграции».

Итальянские города-государства с их «духом капитализма» дали толчок хорошо известному Возрождению, которое проявило себя как в искусстве, так и в философии. Как пишут во всех учебниках и словарях, Возрождение – система светских гуманистических взглядов на мир на основе возврата к культуре и философии античного мира. Отсюда можно заключить, что это возрождение античного язычества и отход от христианства. Ренессанс внес немалый вклад в подготовку условий для Реформации. Как точно заметил Освальд Шпенглер, «Лютера можно объяснить только Ренессансом».

При официальном запрете на процент, последний превратился в главный стержень всей финансовой системы католицизма

Трудно переоценить развращающее влияние ростовщичества на христианское сознание средневекового европейца. Вот что по этому поводу пишет исследователь католицизма Ольга Четверикова: «Таким образом, крепко связав себя с ростовщичеством, Римская курия сделалась по существу олицетворением и заложницей коммерческих сделок, в интересах которых нарушалось и право, и закон. При официальном запрете на процент, последний превратился в главный стержень всей финансовой системы католицизма, и этот двойной подход роковым образом сказывался не только на развитии экономики, но и, самое главное, на сознании западного человека. В условиях полного расхождения между учением и практикой происходило раздвоение общественного сознания, при котором следование нравственным нормам принимало чисто формальный характер».

Впрочем, ростовщичество было не единственным греховным делом, которым в Средние века полулегально (или полуоткрыто) занимались католики. Как рядовые, так и принадлежащие к церковной иерархии. Последние активно практиковали симонию – торговлю церковными должностями. Один из епископов Флера следующим образом описал механизм обогащения с помощью симонии: «Архиепископ приказал мне для получения епископской должности передать 100 золотых су; если бы я не передал ему, я бы не стал епископом… Я дал золото, получил епископство, и в то же время если я не умру, то вскоре компенсирую свои деньги. Я рукополагаю священников, посвящаю в диаконы и получаю золото, оттуда ушедшее… В Церкви, являющейся собственностью одного только Бога, нет почти ничего, что не давалось бы за деньги: епископство, священство, диаконство, низшие звания… крещения». Дух сребролюбия, стяжательства и лихоимства проник и прочно обосновался внутри церковной ограды в Западной Европе. Очевидно, что случаи, подобные тому, который описал епископ Флера, были не единичными, а массовыми. Они способствовали распространению этого духа во всем западноевропейском обществе. Одновременно они подрывали доверие к католической церкви, вызывали недовольство среди прихожан и части рядового священства. В католицизме вызревал кризис, который закончился Реформацией.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *