Ротов никодим

УДК 2

Ю.В. Гераськин, А.Ю. Михайловский

К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ МИТРОПОЛИТА НИКОДИМА (РОТОВА)

Анализируется библиографическое отражение жизни и служения митрополита Никодима (Ротова). Особое внимание уделяется рязанским фрагментам его биографии.

архив, биография, воспоминания, митрополит, церковь.

Митрополит Никодим (Ротов) — одна из самых не только ярких и масштабных, но и спорных фигур Русской православной церкви в Советскую эпоху. Он был человеком больших способностей, колоссальной энергии, размаха, широкой натуры. Руководил внешней политикой Церкви в непростых условиях государственноцерковных отношений. Личность владыки Никодима и по сию пору таит в себе немало загадок. За короткий жизненный срок он достиг большой высоты, пройдя путь от приходского священника до митрополита.

До настоящего времени не создана подробная научная биография митрополита Никодима, которая выходила бы за рамки воспоминаний.

Весомым вкладом в попытку создать научную биографию владыки стало издание сборника воспоминаний «Человек Церкви», посвященного 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, экзарха Западной Европы. Эта книга, вышедшая по бла-гословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под редакцией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), содержала свидетельства матери, друзей детства, духовных чад, собратьев-епископов и представителей поместных православных церквей. По мнению митрополита Ювеналия, выполнившего, по его словам, «скромную роль собирателя воспоминаний», «сейчас еще преждевременно «по горячим следам» жизни владыки писать историю нашего времени». При этом митрополит Ювеналий выразил надежду, что в дальнейшем последуют более углубленные исследования служения митрополита Никодима 1.

В 2004 году в санкт-петербургском издательстве «Сатис-Держава» вышла книга архиепископа Василия (Кривошеина) «Поместный Собор Русской православной церкви и избрание Патриарха Никона», несколько разделов которой посвящены воспоминаниям автора о встречах с митрополитом Никодимом 2. Эта

1 Человек Церкви / под ред. митрополита Ювеналия. М., 1998. С. 9.

2 Архиепископ Василий (Кривошеин). Поместный Собор Русской православной церкви и избрание Патриарха Никона. СПб., 2004.

работа явилась продолжением его воспоминаний, опубликованных в 1998 году3. В начале XXI века на сайте Свято-Филаретовского института были размещены воспоминания о митрополите Никодиме протопресвитера Виталия Борового, длительное время, начиная с 1959 года, проработавшего в Отделе внешних церковных сношений Московской патриархии 4

Определенным этапом в развитии историографии темы стал выпуск монографии «Митрополит Никодим (Ротов) и всеправославное единство» под редакцией профессора-протоиерея Владимира Сорокина, посвященной 30-летию со дня кончины митрополита Никодима. В книге собраны материалы, относящиеся к Всеправо-славным совещаниям 1961-1968 годов. Делегации от Русской православной церкви на них неизменно возглавлял митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим 5.

В 2008 году книгу о митрополите Никодиме издает архимандрит Августин (Никитин). Поскольку одной из главных проблем, волновавших Никодима всю жизнь, был вопрос взаимодействия церкви и власти, автор дает его «портрет на фоне времени», показывает историю церкви через историю жизни одного из ее сынов, делится собственными и чужими воспоминаниями и о самом митрополите Никодиме, и о его эпохе. Сам архимандрит Августин, который был иподьяконом у митрополита, считает свой труд лишь собранием очередных «мелочей архиерейской жизни», из которых должен сложиться «живой портрет митрополита Никодима» 6.

В работе излагается не просто жизнь и деятельность митрополита Никодима, по сути в ней описана история церкви трех послевоенных десятилетий. При этом попутно рассказывается о людях, с которыми работал митрополит Никодим в Отделе внешних церковных сношений, на ленинградской кафедре и в духовных школах.

Автор приводит высказывания и воспоминания о митрополите многих знавших его современников — церковных деятелей, диссидентов, партийных работников, рассказывает об их судьбах. На страницах издания и заместитель Отдела внешних церковных сношений протопресвитер Виталий Боровой, и старец отец Павел Груздев, профессор-протоиерей Ливерий Воронов, и отец Михаил Елагин, и сын генерала Кутепова Павел и молодой искусствовед, ныне преподаватель Свято-Филаретовского института Александр Копировский.

И все же книга подана как своеобразная инсталляция из газетных вырезок, архивных материалов, наблюдений, шуток и событий — мировых и локальных, церковных и политических. Работа Августина передает воспоминания современников об эпохе митрополита Никодима более, нежели о нем самом.

Важным источником, который ранее не использовался при написании работ о митрополите Никодиме, стало его личное дело, которое хранится в Государственном архиве Российской Федерации 7. Оно было введено в научный обо-

3 Архиепископ Василий (Кривошеин). Воспоминания: митрополит Никодим (Ротов). Н. Новгород, 1998.

4 Боровой В., протоиерей. Митрополит Никодим и церковная ситуация середины XX в. URL : агЛ№е^й.ги/гаЬгежр?гаЬг^

5 Митрополит Никодим (Ротов) и всеправославное единство / сост. Вл. Сорокин. — СПб. : Князь-Владимирский Собор, 2008.

7 Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 169 (далее ГА РФ).

рот преподавателем Московской духовной академии Д.В. Сафоновым в 2009 году 8. Дело было оформлено Советом по делам религий 12 октября 1964 года и закончено 12 ноября 1974 года. Оно мало по объему, всего 27 листов, в основной части имеются 2 анкеты, заполненные рукой владыки Никодима. Есть все основания предполагать существование в недрах архивных ведомств, закрытых пока для исследователей, более объемных материалов, относящихся к такой незаурядной и неодносложной фигуре, как митрополит Никодим.

Дата рождения во всех его официальных биографиях — 15 октября 1929 года, а в двух анкетах рукой владыки указано 16 октября 1929 года. Отец владыки, Ротов Георгий Иванович, родился в 1903 году в деревне Фролово и в середине 50-х годов работал инженером-землеустроителем машинно-тракторной станции в поселке Соколовка Рязанского района Рязанской области. Мать владыки Елизавета Михайловна Ротова (в девичестве Сионская) родилась в 1902 году в селе Н. Белоомут Зарайского района Рязанской (ныне Московской) области. Некоторое время работала в школе, затем вела домашнее хозяйство. Родители владыки проживали в Рязани, где отец продолжал работать землеустроителем, но уже в Рязанском областном отделе сельского хозяйства. Сестра владыки Елена Георгиевна, старше его на 2 года, работала лаборантом сначала в поселке Соколовка, затем в Рязани.

В детстве будущий митрополит пережил все лишения военной поры. Отец был на фронте. Борис посещал единственную не закрытую Скорбященскую церковь, где познакомился с архиепископом Димитрием (Градусовым). В 1945 году Борис много раз смотрел документальный фильм о Поместном Соборе 1945 года, на котором владыка Димитрий выступал со словами поддержки кандидатуры Алексия (Симанского) при выдвижении его на пост Патриарха. Этот фильм произвел на подростка неизгладимое впечатление. Его захватила основная идея фильма — служение Церкви, Отечеству и народу.

Учился Борис Ротов в разных школах Рязани с 1 по 10 классы. Успеваемость была хорошей. В третьем классе стал пионером. По мнению матери, которая непродолжительное время работала в школе, был очень исполнительным, избирался председателем совета отряда.

После окончания школы в июне 1947 года Борис поехал в Москву сдавать экзамены в медицинский институт, но в институт не поступил и вернулся домой. В тот момент никто еще не знал, что 19 августа 1947 года, на праздник Преображения Господня, архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым) он был пострижен в монашество с именем Никодим и рукоположен во иеродиакона с причислением к Ярославскому архиерейскому дому.

По настоянию родителей Борис Ротов поступил на учебу в Рязанский государственный педагогический институт на факультет естествознания, где проучился 2 года (с сентября 1947 года по ноябрь 1949 года). Во время обучения избирался членом, а затем заместителем председателя профкома факультета. В начале второго курса его собирались отчислить из института за то, что он хо-

8 Сафонов Д.В. Обзор жизни и служения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) в годы патриаршества Алексия (Симанского) в свете новых источников. URL : Web-портал Московского Патриархата — «Патриархия.ги».

дит в церковь. Отцу пришлось пойти в институт и уладить это дело. Борису позволили продолжить учебу, но с условием — он не должен ходить в церковь. Но он ходил в церковь, тщательно скрывая это от всех. Перед Пасхой Борису было поручено подготовить доклад на антирелигиозную тему, но он, конечно, отказался. На третий год Борис все-таки решил оставить институт, и уже никакие уговоры со стороны матери не смогли убедить его продолжить учебу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спустя некоторое время Борис собрался в Москву к родственникам. Двадцатого ноября 1949 года архиепископ Димитрий рукоположил его во иеромонаха, что было подлинной причиной его ухода из института, а 19 декабря 1949 года он покинул и дом на долгие годы…

Немало сведений о дальнейшей жизни и деятельности Никодима, без сомнения, можно почерпнуть в архивах тех регионов, с которыми было связано его служение. Интересная информация о пребывании владыки в Рязани найдена нами в Государственном архиве Рязанской области, в фонде уполномоченного по делам Русской православной церкви (религий) 9. Несмотря на своеобразную стилистику архивных документов, отражающих состояние государственно-церковных отношений в тот исторический период, эти источники вместе с другими источниками и литературой помогут уточнить некоторые штрихи биографии митрополита.

Так, архивные документы свидетельствуют, что навестить своих родителей отец Никодим смог только в феврале 1965 года, будучи уже в сане митрополита. Он переночевал в их домике в поселке Соколовка. Последний раз в Рязани владыка побывал 30-31 декабря 1970 года по случаю годовых помин своей матери, похороненной около алтарной части Скорбященской церкви. Во время пребывания в Рязани владыка провел две службы в церкви (всенощную и литургию), а также панихиду на могиле матери. Кроме того, митрополит Никодим отслужил литургию в Борисо-Глебском соборе, во время которой рукоположил двух диаконов в священнический сан.

Эти визиты митрополита подробно были отражены в информационных сообщениях рязанского уполномоченного по делам религий Председателю Совета по делам религий при Совете Министров СССР В.А. Куроедову. Так, визит, который был совершен Никодимом с целью возведения настоятеля Рязанского кафедрального собора протоиерея Бориса (Скворцова) в сан архимандрита, а затем в сан епископа Рязанского и Касимовского, был расписан на все 2 дня пребывания его в Рязани и прибывших вместе с ним архиепископов управляющего делами Московской патриархии Алексия и ректора Московской духовной академии и семинарии Филарета, включая фиксацию встречающих лиц, мест, где они остановились, краткое содержание основных тезисов обращений митрополита к клиру и пастве, половозрастную характеристику молящихся и их реакции.

В сообщениях по визитам митрополита Никодима в Рязань на похороны и годовые помины матери давалась подробная оперативная информация о расходах на панихиду и поминальный стол, вплоть до особенностей меню, приводились мне-

9 Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. Р-5629. Оп. 1. Д. 44. Л. 261-264 ; Д. 124. Л. 1-2 ; Д. 122. Л. 86-87.

ния клириков и мирян о митрополите. В своем донесении уполномоченный высказывал опасение, что митрополит Никодим и впредь будет навещать могилу матери в Рязани и проводить богослужения. Однако это было его последнее посещение родного города. Активная международная деятельность, проблемы со здоровьем, видимо, не позволили митрополиту Никодиму впредь бывать в Рязани.

В заключение хочется отметить, что в отечественной исторической науке назрела необходимость серьезного исследования деятельности митрополита Никодима, которое выходило бы за рамки только воспоминаний, и что для решения этой задачи будут привлечены, будем надеяться, самые разнообразные архивные источники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

3. Василий (Кривошеин), арх. Воспоминания: митрополит Никодим (Ротов) . — Н. Новгород, 1998.

4. Василий (Кривошеин), арх. Поместный Собор Русской православной церкви и избрание Патриарха Никона . — СПб., 2004.

5. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 169.

6. Государственный архив Рязанской области. Ф. Р-5629. Оп. 1. Д. 44. Л. 261-264 ; Д. 122. Л. 86-87 ; Д. 124. Л. 1-2.

7. Митрополит Никодим (Ротов) и всеправославное единство / сост. Вл. Сорокин. — СПб. : Князь-Владимирский Собор, 2008.

8. Сафонов, Д.В. Обзор жизни и служения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) в годы патриаршества Алексия (Симанского) в свете новых источников . — Режим доступа : Web-портал Московского патриархата — «Патриархия.ги».

9. Человек Церкви / под ред. митрополита Ювеналия. — М., 1998.

Можно сказать, что «к этому все шло». Можно сказать, что «Церковь меняется». О. Андрей «всех достал» своими разоблачениями. Но на протяжении 20 лет у о.Андрея Кураева было особое положение в Церкви. Ему ОДНОМУ разрешали делать то, что было запрещено другим. Говорить правду. Публично. Провокационно (миссионерский прием). Эффектно. Почему?

1.О. Андрей был своего рода «экспонатом «ВДНХ РПЦ (МП)». Указав на него, всегда можно было сказать – смотрите «Церковь терпит даже таких либералов, как Кураев». У нас есть свобода во Христе и разномыслие по второстепенным вопросам. Все ,как говорил бл.Августин.

2. О. Андрей всегда был очень близок к первым лицам Церкви (напомню, он начинал свою карьеру в качестве референта патриарха Алексия Второго). Он знал множество секретов, которые не стоило выносить из «церковной избушки». Он и не выносил. Это была его позиция. Есть то, что «мы обсуждаем на лестницах в кругу попов и архиеерев», есть то, что «я говорю на лекциях». И «я никогда не спутаю одно с другим».

3. О.Андрей никогда не покушался на «самое святое», что есть в Церкви. На ее «финансовые потоки». Никогда эту тему не затрагивал. На пути «финансовых потоков» не вставал.

Ну, шокирует народ, пусть шокирует. Вон, его уже о.Всеволод Чаплин на пару с о. Димитрием Смирновым и Энтео по части шока и трепета давно обошли.

Но начался очередной секс-скандал. О.Глеб Грозовский, новосибирский педофил о.Вячеслав, крупные проблемы с Казанской духовной семинарией, где в гомосексуализме оказался замешан чуть ли не весь педсостав. Но и это не критично. О. Андрей использует казанскую прессу, всего лишь.

И вот тут, на волне этих разоблачений, о.Андрей публикует ,пожалуй, самый «опасный» из всех своих постов. Хоть он и не касается «золота Церкви». Вот этот. http://diak-kuraev.livejournal.com/566085.html

В нем о.Андрей, развивая тему казанского гей-скандала, приводит письмо к нему человека, который лично и близко знал митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) и его келейников. Он заявляет, что митрополит был 100%-ым гомосексуалистом, гомосексуалистом стал и он. Впрочем, оговаривается, что, видимо, эта склонность была в нем заложена еще в детстве. Этот человек упоминает целый ряд келейников Никодима (Ротова), давая им гей-оценку (полагает, что они не стали гомосексуалистами) и доходит до …нынешнего патриарха Кирилла, который также был келейником Никодима. Да. В письме твердо сказано, что Кирилл не может быть гомосексуалистом. Но слишком уж БЛИЗКО подошел визави о.Андрея Кураева к действующему патриарху, душа которого, как любого смертного, «потемки».

После этого совершенно неожиданно о.Андрея без голосования выводят из состава Богословской синодальной комиссии ( в которой он работал 10 лет) и накануне Нового года громко и с позором изгоняют из профессорского состава Московской Духовной Академии.

Я почти уверен, что такие решения относительно второго по популярности человека в Церкви после патриарха, человека, который сделал ВСЕ, чтобы Кирилл стал патриархом, без личной команды самого Святейшего не принимались.

Что же из этого следует?

Пусть за нас это скажет принц датский Гамлет

«Коль королю не интересна пьеса

Нет для него в ней значит интереса»

(«Гамлет»Шекспир. Сцена «Мышеловка»).

С Новым годом!

Грех, наверное, тиражировать нелестные прозвища высоких духовных особ, но к патриарху Кириллу, судя по всему, такое теперь может прилипнуть. Причём с лёгкой ли, нет ли, руки папы Франциска. Во время традиционной воскресной молитвы Angelus Domini в Ватикане папа назвал патриарха «дорогим братом» – il mio caro fratello Kirill. В общем, вы поняли. На прошлой неделе понтифик с «брателло» встречались в Гаване.

Ортодоксальные православные уже хмурят лбы – не может предстоятель РПЦ иметь дела с еретиком! Но все их претензии мимо – в кубинской столице встречались не главы двух церквей, монахи Кирилл и Франциск, а политики Владимир Гундяев и Хорхе Марио Бергольо.

«Семнадцать мгновений весны» смотрели? А задумывались ли, отчего Ставке понадобилось засылать в Ватикан именно пастора Шлага? В самом деле, почему бы Кремлю было не привлечь ради такого дела своего проверенного патриарха Алексия I, а не первого попавшегося сановного католика, да ещё и немца в придачу? Понятно, что Шлаг – персонаж вымышленный, но ведь у него был реальный прообраз – тео­лог Мартин Нимёллер. Так всё-таки отчего же московский престол поостерёгся вступать в диалог с престолом ватиканским, даже невзирая на особые обстоятельства, диктуемые ходом Второй мировой? Ответ очевиден – апостольское учение Иоанна Богослова заповедует, говоря мирским языком, не вступать в переговоры с еретиками, коими православная церковь издревле считает католиков. А примиренческая установка, что-де «нынче к людям надо мягче, а на вопросы смотреть ширше», что бы там ни говорили политики, мало применима к внешним церковным сношениям. Пожаловал на «совет нечестивых» – будь готов к тому, что тебе подадут руку, но – только для поцелуя. И придётся лобзать, никуда не денешься. Вот и митрополит Кирилл несколько лет назад приложился к папской руке – а куда ему было деваться? И как знать, не доведётся ли повторить? Хорошо ещё, что пришлось руку лобзать, а не папскую туфлю, как полагалось в былинные времена.

Российских православных загоняют в новую унию?

Во время встречи два предстоятеля демонстрировали дружелюбие и мило улыбались друг другу. Но в глазах патриарха Кирилла была печаль: он явно догадывался, чего ему может стоить подобное общение с главой римской курии. Оплюёт разобиженная паства? Вполне вероятно. Ортодоксальная часть духовенства поставит вопрос о «неполном служебном соответствии» главы РПЦ, связавшегося с латинянами? Не исключено. Родная российская власть, подсчитав моральные издержки из-за прямого контакта патриарха с понтификом, развернётся к церкви спиной? Скорее всего так и будет. Так чего же тогда понесло святейшего владыку на далёкую Кубу – как пишут в сервильной прессе, «нейтральную», а на самом деле насквозь католическую?

По сути, патриарх подорвался на мине, которую сам же и заложил под РПЦ. Церковь в России, как известно, отделена от государства. Вот только не всем церковникам это по вкусу. Значительная часть высшего духовенства не вполне отчётливо различает черту, разделяющую власть духовную и власть государственную. А когда дело доходит до внешней политики, РПЦ вообще путает берега и решительно вторгается в юрисдикцию МИДа. И раз за разом садится в лужу. Публичные молитвы, возносимые «за мир на Украине», наверное, нужны и полезны, вот только паства недоумевает, за кого, собственно, молится патриарх: за сектанта Турчинова, за дельца Порошенко или за палача Одессы Парубия? А поглубже копнёшь – вообще волосы дыбом становятся. Скажем, известно ли вам, что абсолютно все крымские приходы до сих пор окормляются не РПЦ, что было бы логично в связи с вхождением Крыма в состав России, а УПЦ? И почему православная церковь стыдливо замалчивает этот вопрос? Объяснили бы пастве: так и так, не хотим поднимать скандал с Киевом из-за крымских храмов, разберёмся позднее, когда страсти улягутся. Но не снисходят духовные лица, молчат, как партизаны. А паства, между тем, недопонимает и ропщет.

Что мешало патриарху Кириллу накануне поездки на Кубу обратиться к своим прихожанам – мол, так и так, межгосударственные контакты России сходят на нет из-за давления Запада или по какой-то иной причине, не суть? И кому, как не православной церкви, прийти государству на помощь, развивая внешние связи и пробивая тем самым стену международной изоляции? Народная дипломатия и всё такое. Паства не глупая, разобралась бы. А как действует наша Патриархия? Спешно, безо всяких объяснений, объявляет о встрече с папой римским, не удосуживаясь обнародовать ни тему повестки, протокола встречи, ни даже внятного объяснения, а чего нам, собственно, от этого саммита ждать? Итог – распускаются слухи. О том, что православных силком загоняют в новую унию, и о том, как РПЦ сливает Россию Западу.

Ольга Четверикова, доцент МГИМО, религиовед:

– Россию ускоренными темпами встраивают в западный миропорядок. Нам предлагают поскорее изменить наши цивилизационные ориентиры, предприняв «перестройку» нашего сознания. Принять совершенно чуждые нам нормы и ценности, воспринять наших заклятых врагов в качестве друзей и союзников. В плане интеграции нашей страны в западные структуры, при которой Россия перестанет существовать как самостоятельное целое, Ватикану отводят важнейшую роль. Ватикан – церковно-государственное образование, наделённое уникальными разведывательными, дипломатическими, финансовыми и организационными возможностями. Следует помнить, что миссия папского престола в отношении России остаётся неизменной много веков подряд: она нацелена на изменение основ русского духовного строя, на размывание вековых мировоззренческих принципов, сформированных православной верой. И в итоге – на поглощение православия католицизмом. Началом этого поглощения должна стать встреча папы римского с московским патриархом.

Стержневой идеей католицизма, обеспечивающей его системе жёсткий иерархический строй, является идея о папском примате. Она выражается в признании римского понтифика наместником Христа на земле, обладающего полной и универсальной властью. Православие определяет католицизм как ересь. Поэтому встреча московского патриарха с папой римским станет для Ватикана знаком признания его лжеучения в качестве истинного. Таким образом, Русская православная церковь окажется в сфере фактического влияния Ватикана и позволит ему претендовать на духовное лидерство в мировом масштабе.

Патриарх Кирилл слишком увлёкся дипломатией?

Что же заставило патриарха Кирилла рвануть через океан навстречу папе Франциску, рискуя всем сразу – репутацией, положением и даже здоровьем (представьте, уже ходят слухи, что теперь непременно найдутся желающие посчитаться с предстоятелем за «измену»)? Нетрудно догадаться. Главный вопрос, который предстоит обсудить высоким сторонам, – взрывоопасная ситуация на Украине. Представители непризнанной УПЦ Киевского патриархата, заручившись поддержкой западноукраинских униатов, со дня на день готовят захват Киево-Печерской лавры. А мирские власти украинской столицы вроде бы обещали не вмешиваться, так что противостоять ожидаемому штурму, судя по всему, будет некому. Наместник лавры митрополит Павел с середины января умоляет Москву: сделайте хоть что-нибудь, не допустите попрания святыни! А что сделать-то, направить в Киев «вежливых людей», чтобы помочь отбить лавру? В общем, не исключено, что срочная встреча двух предстоятелей, на подготовку которой ушло не более двух недель, понадобилась для того, чтобы помешать украинским приспешникам католичества захватить историческую обитель.

Другой вопрос, обсуждение которого не терпит отлагательства, – претензии Ватикана на контроль территорий Украины и Белоруссии. Ещё папа Иоанн Павел II (поляк Кароль Войтыла) признавался, что считает своей чуть ли не главной задачей исполнение так называемых Фатимских пророчеств Богоматери, знаменующих предстоящее обращение русских (и украинцев с белорусами соответственно) в католическую веру. И на пути решения этой задачи папа Войтыла продвинулся довольно-таки далеко. Православная церковь всё ещё сопротивлялась грядущей экспансии Ватикана на российском направлении, зато наши политические лидеры, кажется, были готовы креститься хоть справа налево, хоть наоборот. Впервые Иоанна Павла II пригласил в Советский Союз Михаил Горбачёв – в год тысячелетия крещения Руси! Десять лет спустя приглашение повторил президент России Борис Ельцин, и папа это приглашение принял. Чтобы сорвать этот визит, добродушному патриарху Алексию II пришлось тогда впервые прибегнуть к жёсткой риторике: он обвинил понтифика в попытке «купить православные души»! И поездка не состоялась. Позже российские руководители, посещая Ватикан, благоразумно отмалчивались на тему организации ответного визита папы. Зато папский престол не оставлял мыслей об экспансии на восток. На сегодняшний день с Белоруссией и Украиной у Ватикана почти получилось – светские власти обеих постсоветских республик не против того, чтобы потеснить православие за счёт католичества. И, дабы удержать свои позиции, Москве хорошо бы попытаться договориться с Ватиканом. Собственно, за этим патриарх Кирилл и полетел на Кубу.

Егор Холмогоров, русский националист, политический деятель:

– Патриарх Кирилл вернётся с Кубы безусловным лидером православного мира, его фактическим неформальным главой. В июне должен состояться Всеправославный собор, впервые объединяющий всех предстоятелей православных церквей. И все последние годы церковная дипломатия решала вопрос, будет ли этот собор триумфом патриарха Варфоломея с его обновленчеством, прозападными и прокатолическими тенденциями или восторжествует другой вариант. Патриарх Кирилл, по сути, выбивает из рук Варфоломея последний сильный козырь – наличие прямых контактов с Ватиканом.

Разумеется, встреча патриарха Кирилла и папы Франциска вызовет и немало смущения, поскольку тысячелетиями римские понтифики были для православного мира еретиками. Тревога естественна: не окажется ли это очередной попыткой Ватикана разрушить православие? Но сегодня, по моему убеждению, от Ватикана исходит для православия гораздо меньшая угроза. Итоги Всеправославного собора, если они будут заточены против РПЦ, нанесут куда больший ущерб православию, чем дипломатия с Римом.

Сколь опасно пересечение дорог православия и католичества?

Московский и римский предстоятели не встречались без малого шесть столетий. Как-то в XV веке главу Русской православной церкви митрополита Киевского и всея Руси Исидора пригласил на Ферраро-Флорентийский собор папа Евгений IV – покалякать на равных о будущем мироустройстве. И наш соотечественник имел неосторожность туда поехать. В итоге безобидной беседы у Исидора с Евгением не вышло: митрополита заставили подписать Унию с Римом. И вот ведь какая загогулина – невзирая на то что поначалу межконфессиональный контакт благословил лично государь Василий II, он же, через три дня после возвращения Исидора на родину, заковал отступника в железо и услал в монастырь. Исидору посчастливилось бежать из ссылки в Литву, а затем в Венгрию. В общем, чудом спасся. Вот такая она, большая политика. Опасное дело.

Незавидная судьба умершего на чужбине Исидора на несколько столетий отбила охоту у российских православных иерархов лезть в международную политику и вступать в диалог с римской курией. Даже если светские властители подбивали своих духовных коллег – давайте, мол, действуйте во благо великой страны! – святые отцы отвечали категорическим отказом. Так продолжалось, пока уже в наши времена генсек Никита Хрущёв засылал в Ватикан посредников, предлагая папе Иоанну XXIII установить дипломатические отношения с Советским Союзом! Не поверите, но не было бы Хрущёва – возможно, не было бы и нынешней встречи двух предстоятелей в Гаване. Потому что именно с подачи самого эксцентричного генсека и зародилось в Русской православной церкви двусмысленное явление, именуемое «никодимовщиной». Поговаривают, что и патриарх Кирилл – «никодимовец». Что же это за явление?

Рассказывают, что блаженная Пелагея Рязанская как-то в сердцах напророчила митрополиту Никодиму Ротову, духовному наставнику смиренного отрока Володи Гундяева: «Сдохнешь как собака у ног своего папы!» Как в воду глядела блаженная: 48-летний Никодим, коего значительная часть духовенства к тому моменту признавала тайным папским кардиналом, скоропостижно скончался на приёме у понтифика Иоанна Павла I в Ватикане в 1978 году. Кем только не малюют нынче митрополита Никодима: и проповедником «апокалиптического религиозного коммунизма», и тайным адептом католичества, с которым он намеревался «скрестить» православие, и внедрённым с подачи генсека Хрущёва в РПЦ комсомольским работником. Припоминают заодно и эвфемизм «Никодимов грех», живописуя голубые печали скандально известного священника. Но мало кто вспоминает о том, что именно Никодим Ротов, выезжая в Ватикан, с 1968 года всякий раз брал с собой своего духовного воспитанника, известного нынче всему миру как патриарх Кирилл.

Быть на Руси новой смуте?

Православные ортодоксы до сих пор припоминают Ротову его главный грех (куда там безобидной голубизне печалей!) – именно Никодим протащил через Синод решение о том, что православные священники обязаны причащать католиков «в случае смертной опасности». Даже откровенно заигрывавшие с Ватиканом православные греки решительно осудили это решение. Оставаясь духовным наследником Никодима, патриарх Кирилл всегда рисковал однажды согнуться под бременем преемственности. Теперь, после гаванской встречи, этот риск особенно велик. Но помимо исторического бремени, доставшегося Кириллу от Никодима, на патриарха давит и дополнительный груз его собственных «вредных привычек», о которых известно практически всем. Недаром уже начались инсинуации в прессе: дескать, истинная цель встречи с понтификом – сохранение капиталов РПЦ в Банке Ватикана. Мол, после того как в стране стали лопаться банки, Кирилл и его приспешники обеспокоились сохранностью своих миллиардов. Скажете, бред? А ведь найдутся те, кто поверит.

Или такая проблема: на совместной декларации, венчающей гаванскую встречу, стоят подписи патриарха и папы, официальный титул которого звучит так: «епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, сюзерен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих». Подпись патриарха под декларацией могут воспринять так, что он официально признал титул, а значит, и статус папы как «верховного первосвященника Вселенской церкви» и, таким образом, своё подчинённое положение.

Да и закрытость мероприятия тоже может сыграть с патриархом злую шутку. Встреча шла несколько часов, а нам показали каких-то 10 минут от силы – что же происходило у папы и патриарха за закрытыми дверями? Поверьте, этот вопрос будет звучать с каждым днём всё громче. А разящая тишина в ответ будет пугать паству всё сильнее. Нравится это кому-то или нет, но церковные каноны настрого запрещают православным епископам и патриархам общение с еретиками, коими считаются католики.

Никодим, митрополит (Ротов Борис Георгиевич)

Дата рождения: 15 октября 1929 г.

Дата смерти: 5 сентября 1978 г. Дата хиротонии: 10 июля 1960 г. Дата пострига: 19 августа 1947 г.

Страна: Россия Биография:

Родился 15 октября 1929 г. в д. Фролово Кораблинского района Рязанской области. По окончании средней школы поступил в Рязанский педагогический институт на факультет естествознания.

19 августа 1947 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым) пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона с причислением к ярославскому архиерейскому дому.

20 ноября 1949 г. архиепископом Димитрием рукоположен в сан иеромонаха и назначен настоятелем храма Рождества Христова в с. Давыдово Ярославской области. Позже некоторое время состоял вторым священником Покровского храма в г. Переславле-Залесском, а затем 7 августа 1950 г. назначен настоятелем храма святого царевича Димитрия в г. Угличе и благочинным Угличского округа.

В том же году поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, по окончании которой поступил в Ленинградскую духовную академию.

В январе 1952 г. назначен клириком Ярославского кафедрального собора и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского, затем ключарем собора, а с декабря 1954 г. — исполняющим обязанности настоятеля.

В 1955 г. окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

25 февраля 1956 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а затем заместителем начальника Миссии.

31 марта 1957 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем возведен в сан игумена, 25 сентября того же года назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме с возведением в сан архимандрита. Возведение в сан архимандрита было совершено (по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I) митрополитом Назаретским и всей Галилеи Исидором (Иерусалимская Православная Церковь).

В марте 1959 г. назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии.

4 июня того же года стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений.

10 июля 1960 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, с назначением председателем Отдела внешних церковных сношений. Хиротонию совершали Святейший Патриарх Алексий I, митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийская Православная Церковь), представитель Патриарха Антиохийского при Московском Патриархе епископ Сергиопольский Василий, епископ Дмитровский Пимен (будущий Святейший Патриарх), епископ Можайский Стефан.

Как председатель ОВЦС епископ Никодим вступил в управление приходами Русской Православной Церкви в Венгрии, Финляндии и Японии.

28 августа 1960 г. назначен членом Комиссии по межхристианским связям, с 19 сентября руководил Издательским отделом Московской Патриархии. Назначен председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

С 23 ноября 1960 г. — епископ Ярославский и Ростовский.

16 марта 1961 г. стал постоянным членом Священного Синода.

10 июня 1961 г. возведен в сан архиепископа.

11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке.

3 июля 1963 г. назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

3 августа того же года возведен в сан митрополита, назначен на Минскую и Белорусскую кафедру, 9 октября становится митрополитом Ленинградским и Ладожским.

7 октября 1967 г. назначен управляющим Новгородской епархией с титулом «Ленинградский и Новгородский».

В 1968 г. во главе делегации Русской Православной Церкви присутствовал на IV Ассамблее Всемирного совета церквей в Упсале (Швеция) и избран в состав Центрального комитета ВСЦ; в том же году избран на пост председателя Комитета продолжения работ ХМК.

Возглавлял делегации Русской Православной Церкви на четырех Всеправославных совещаниях — в 1961, 1963, 1964 и 1968 гг.

20 марта 1969 г. назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную подготовительную комиссию Святого Всеправославного Собора и утвержден председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

В 1970 г. поручено временное управление Патриаршими приходами Северной и Южной Америки. В том же году удостоен права ношения двух панагий; присуждена ученая степень магистра богословия.

25 июня 1970 г. назначен членом Комиссии Священного Синода для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви.

30 мая 1972 г. согласно прошению освобожден от должности председателя Отдела внешних церковных сношений в связи с перенесенной тяжелой болезнью. При этом был оставлен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства; также было поручено архипастырское окормление находящихся в Финляндии приходов, которые относятся к ведению Московского Патриархата. 3 сентября назначен Патриаршим экзархом Западной Европы.

24-25 октября в связи с 20-летием Христианской богословской академии в Варшаве Сенат и Совет академии присудили митрополиту Никодиму почетную степень доктора богословия honoris causa за большие заслуги в области экуменической и миротворческой деятельности.

С 23 ноября по 10 декабря 1975 г. возглавил делегацию Русской Православной Церкви на V Генеральной ассамблее ВСЦ в Найроби и был избран президентом Всемирного совета церквей.

Заслуги Высокопреосвященнейшего Никодима перед Русской Православной Церковью были отмечены многими наградами, в том числе орденом святого равноапостольного князя Владимира (I, II, и III ст.); он был удостоен права ношения второй панагии и права служения с предносным крестом. Кроме того, он был награжден многими орденами Поместных Православных Церквей и других церквей, а также государственными орденами ряда стран: Греции (орденом Феникса), Ливана (орденом Ливанского Кедра), Югославии (орденом Югославского знамени).

Был почетным членом Ленинградской и Московской духовных академий. Входил в правление Союза Советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и правление Советской ассоциации дружбы с народами Африки.

Митрополит Никодим скончался от сердечного приступа 5 сентября 1978 г. в Ватикане, куда прибыл по поручению Священного Синода во главе делегации Русской Православной Церкви.

Отпевание состоялось 10 сентября 1978 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Отпевание по монашескому чину совершили Святейший Патриарх Пимен, Блаженнейший Митрополит Пражский и всей Чехословакии Дорофей, Архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел в сослужении постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополита Киевского и Галицкого Филарета, митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (будущего Патриарха) и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Минского и Белорусского Антония, временно управляющего Ленинградской епархией, других прибывших проститься с почившим митрополитов, архиепископов и епископов, многочисленного духовенства.

Похоронен митрополит Никодим на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

***

Памяти митрополита Никодима (Ротова). К 40-летию со дня кончины

Служитель Богу и людям. К 40-летию со дня преставления митрополита Никодима (Ротова)

Источник: «ЛУЧШЕ ГОРЕТЬ, ЧЕМ ТЛЕТЬ”

15 октября исполняется 80 лет со дня рождения одного из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви митрополита Никодима (Ротова). В Петербурге начались юбилейные торжества, приуроченные к юбилейной дате.

Представляем вниманию читателей слово митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне — святейшего Патриарха Московского и всея Руси, сказанное в 75-ю годовщину, в Свято-Троицком соборе московского Свято-Данилова монастыря после панихиды о упокоении этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви XX века.

«Сегодня мы молитвенно чтим память митрополита Никодима (Ротова) — замечательного иерарха XX столетия, оставившего яркий след в истории Русской Православной Церкви. Жизненному пути и церковному служению приснопамятного Владыки Никодима посвящены многие публикации как в религиозных, так и в светских изданиях. Мне же как человеку, хорошо знавшему его лично, хотелось бы сказать о главном, что всегда поражало в его личности.

Митрополит Никодим был подвижником в полном смысле этого слова, ибо подвижник — этот тот, кто отдает всего себя Богу и людям. Господь даровал Владыке Никодиму огромные силы — и физические, и духовные. Те, кто его помнят — а таких уже, наверное, мало с нами, — никогда не забудут его интеллектуальный облик. Он обладал феноменальной памятью, с легкостью овладевал иностранными языками, даже не обучаясь им специально.

Талантами хвалиться нельзя, ибо они от Бога. Но нельзя забывать о том, что все таланты, которыми Господь щедро наделил Владыку Никодима, он отдал на служение Церкви Христовой, народу Божию.

Тот факт, что приснопамятный митрополит Никодим скончался на 48-ом году жизни от шестого инфаркта, лучше всего свидетельствует о том, что он всецело посвятил свою жизнь служению Церкви, ничего не оставляя для себя. Если бы он жил по-другому, то, возможно, годы жизни митрополита Никодима были бы более продолжительными. Про Владыку говорили, что он «сгорает”, исполняя свое служение. Когда ему говорили об этом откровенно, он всегда с улыбкой отвечал: «Лучше гореть, чем тлеть”. Никакие аргументы не могли остановить его стремление вперед, его пламенный порыв служить Богу и людям.

Доныне ясно различим и значим след, оставленный им. В те времена, когда по стране бушевали хрущевские гонения на веру Христову, он заложил основу того епископата, который в настоящее время является ядром, сердцевиной иерархии Русской Православной Церкви. И потому мы не вправе рассматривать нынешний период новейшей истории нашей Церкви в отрыве от деяний, вклада и самой личности Владыки Никодима. Ибо значительную роль в жизни Русского Православия наших дней играют те люди, которых Владыка Никодим в свое время благословил и поставил на путь иерархического служения. И первым среди таких людей мы должны вспомнить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

О жизни Владыки Никодима, о его трудах нельзя говорить как о наследии прошлого. Это также достояние нынешнего времени, и, думаю, времени будущего. Уйдут люди, которые знали его лично, но этот человек Церкви наверняка сохранится в памяти народа Божия, в анналах отечественной истории. И, может быть, как это часто бывает с деятельными людьми, которые опережают свое время, будущие поколения станут относиться к нему с большей любовью и уважением, чем современники.

Сегодня в Санкт-Петербурге совершаются заупокойные богослужения над могилой Владыки Никодима. И здесь, в Москве, мы также имеем возможность помолиться о его упокоении в Селениях праведных.

Для Владыки Никодима Отдел внешних церковных связей был любимым детищем, поскольку, приняв в управление маленькую канцелярию, он со временем создал из нее высокоорганизованное церковное учреждение, у которого в те трудные годы была невероятно сложная миссия: взаимодействовать с государством и таким образом защищать Церковь всеми доступными средствами, включая внешние церковные связи.

Поэтому я призываю всех помолиться о митрополите Никодиме, дабы Господь упокоил душу его в Небесных Своих обителях и сотворил в наших сердцах вечную молитвенную память о нем”.

Владыка Никодим (Борис Георгиевич Ротов) родился 15 октября 1929 года в деревне Фролове Кораблинского района Рязанской области, куда семья переехала из Рязани, чтобы провести лето. Отец его, Георгий Иванович, работал инженером-землеустроителем. Мать, Елизавета Михайловна, была учительницей. После окончания школы Борис Ротов два года проучился в Рязанском педагогическом институте. Но рано проявившееся призвание к духовному служению определило его дальнейшую жизнь. 17 августа 1947 года архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов) рукоположил Бориса Ротова во диакона. А два дня спустя архиепископ Димитрий совершил его пострижение в монашество с именем Никодим (впоследствии свое иноческое имя он оформил и как гражданское).

20 ноября 1949 года иеродиакон Никодим был рукоположен во иеромонаха. Служение его последовательно проходило в небольшом селе Давыдове Толбухинского района, в Переяслевле-Залесском и в древнем Угличе. С января 1952 года он был назначен клириком кафедрального собора в Ярославле и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского.

Пастырское служение иеромонах Никодим сочетал с духовным образованием. В 1953 году он завершил заочное обучение в Ленинградской Духовной семинарии, а двумя годами позже окончил курс Академии по первому разряду. В 1956-1958 годах архимандрит Никодим служил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, начальником которой он стал в сентябре 1957 года.

По возвращении на Родину в марте 1959 года он был назначен заведующим Канцелярией Московской Патриархии.

10 июля 1960 года в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии с назначением председателем Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. Как председатель ОВСЦ МП епископ Никодим вступил в управление приходами Русской Православной Церкви в Венгрии, Финляндии и Японии.

В том же году назначен членом комиссии по межхристианским связям, а с 19 сентября того же года руководил Издательским отделом Московской Патриархии.

С 23 ноября 1960 года — епископ Ярославский и Ростовский.

С 16 марта 1961 года -Постоянный член Священного Синода.

10 июня 1961 года Владыка Никодим был возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке.

3 июля 1963 назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 3 августа того же года возведен в сан митрополита. Назначен на Минскую и Белорусскую кафедру.

В том же году, 9 октября, Высокопреосвященнейший Никодим становится митрополитом Ленинградским и Ладожским.

7 октября 1967 года был назначен управляющим Новгородской епархией с титулом «Ленинградский и Новгородский”.

Заслуги митрополита Никодима перед Русской Православной Церковью были высоко оценены. Он награжден высшим церковным орденом святого равноапостольного князя Владимира 3-х степеней; 12 апреля 1970 года удостоен права ношения второй панагии; в 1971 году награжден правом служения с предносным крестом. Кроме того, он награжден также многими орденами Поместных Православных Церквей, ряда других Церквей и государственными орденами: Греции — орденом Феникса; Ливана — орденом Ливанского Кедра; Югославии — орденом Югославского знамени.

Митрополит Никодим был почетным членом Ленинградской и Московской Духовных академий.

Митрополит Никодим — выдающаяся личность своего времени. Он отличался кипучей энергией и обширной разносторонней и многообразной деятельностью. Трудился он не щадя своих сил и здоровья. Труды Владыки были посвящены распространению идей христианства. Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим активно принимал участие в работе светских миротворческих организаций.

В 1972 году с ним случился первый инфаркт, после чего он подал прошение об освобождении его от должности председателя ОВЦС МП. Прошение это было удовлетворено. Но состояние здоровья митрополита продолжало ухудшаться. Несмотря на это, в 1974 году согласно постановлению Священного Синода он принял на себя пост Патриаршего Экзарха Западной Европы. В октябре 1975 года во время заседания рабочего комитета ХМК в Бад-Саарове (ГДР) он перенес пятый инфаркт. Врачи категорически потребовали от больного решительно изменить жизненный ритм, резко сократить объем работы. Эти требования врачей частично были выполнены, но созидательная деятельность митрополита Никодима на благо Русской Православной Церкви не прекращалась. Он продолжал, превозмогая телесные недуги, вести общецерковную работу и заботиться о духовном окормлении приходов своей епархии. Будучи уже тяжело больным человеком, он служил Божественную литургию, считая, что лучшим лекарством является молитва.

Скончался он 5 сентября 1978 года за пределами своей Родины во время исполнения им церковного послушания, порученного ему Священноначалием нашей Церкви.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *