Рождества Иоанна Предтечи

120. Рождество Иоанна Предтечи1. На обороте — Собор апостолов2.

1 В композиции «Рождество Иоанна Предтечи» иллюстрируется евангельская легенда (Лука I, 5–63). В ней рассказывается, что в дни Ирода, царя Иудейского, престарелому священнику Захарии во время службы в храме явился ангел. Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, услышана молитва твоя, и жена твоя, Елизавета, родит сына тебе, и наречешь имя ему Иоанн». Захария не поверил. За это он был наказан немотой до того дня, когда сбудется предсказание. Когда сын родился, Елизавета стала спрашивать отца знаками, как назвать его. Тогда Захария потребовал дощечку, написал: «Иоанн имя ему», и тотчас же получил дар речи. Иконография Рождества Иоанна Предтечи близка к иконографии Рождества Богоматери (см. примеч. 1 к № 16). Обычно в композиции изображается Елизавета, лежащая на ложе, немой Захария, пишущий имя сына, подходящие к ложу девы и сцена купания младенца.

2 Икона XVI века подобной композиции (ГРМ, Држ 1013) имеет надписи: на верхнем поле «Собор святых апостолов», на нижнем поле «Союзом любви связуеми апостоли владущему всеми себе Христу предавше»…

Двухсторонняя таблетка. Конец XV века. Новгородская школа3.

3 По характеру выполнения и оформления таблетка близка к таблеткам № 112, 113, 115.

В центре композиции на высоком ложе лежит Елизавета. Она обращена к Захарии и знаками объясняется с ним. Захария, сидя на ступеньке лестницы, пишет на белой дощечке: «Иоанн имя ему». Слева к ложу подходят девушки. Одна из них держит опахало, другая подносит блюдо с едой. Внизу, впереди ложа, в сцене купания изображены две женщины. Одна стоит с кувшином в руке, другая сидит около чаши с водой с младенцем Иоанном на руках. На обороте поясные фигуры Спаса, Богоматери, Иоанна Крестителя и двенадцати апостолов, обрамленных стилизованными ветвями с цветами. Вохрение с высветлением по оливковому санкирю. Краски прозрачные, звучные: светлая киноварь, неяркие зеленые оттенки, светло-желтые (по более темному подмалевку) и коричневые. Пробела на одеждах белильные и цветные. Фоны золотые. Надписи красные. На обороте надпись: «Въседе на коня на апостолы своя и прият рукама си узды их».

Холст, левкас, яичная темпера. 30 × 25.

Собр. А. М. и А. В. Мараевых в г. Серпухове.

Поступила из ГФ в Новодевичьем монастыре в 1934 году.

Рожество честнаго и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня, Иоанна — так полностью в старообрядческой традиции называется праздник, установленный в честь рождения сына у праведных Захарии и Елисаветы, впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе именуемого Предтечей). Относится к великим праздникам, непереходящий, ежегодно празднуется 7 июля (24 июня по старому стилю). День этот всегда приходится на Петров пост. Праздник рожества Иоанна Предтечи на полгода отстоит от Рожества Христова, согласно Евангельскому повествованию. Поскольку Рожество Христово было приурочено к зимнему солнцестоянию, то рожество Иоанна Предотечи — к летнему. После Рожества Христова день начинает прибавляться, а после рожества Иоанна Предотечи — убывать. Это напоминает нам о словах самого Иоанна Предотечи:

Не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться (Ин, 3:28–30).

Сам Господь Исус Христос назвал Иоанна ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10–11). В православной традиции Иоанн Предотеча почитается как самый великий святой (после Богородицы); его называют первым монахом, первым миссионером и даже первым мучеником.

От редакции: Написание и произношение эпитета «Предотеча» к имени Крестителя Господня Иоанна разнится в старообрядческой и новообрядческой традициях. Слово «предтеча» было заимствовано из старославянского языка, в котором образовано от глагола пръдътечи — «идти (течь) впереди, опережать» по методу кальки с греческого prodromos (где pro — «перед», dromos — «движение»). Предтечей (буквально — «предшественник») называют Иоанна Крестителя, который, согласно Евангелию, возвестил приход Исуса Христа. В старой дораскольной традиции Иоанна Крестителя принято именовать «Предотеча» (в результате развития языка на месте Ъ возникла О), в то время как в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви звук Ъ был по каким-то причинам изъят, и стало общеупотребительным название «Предтеча». В этой статье мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Предтеча».

События праздника рождества Иоанна Предтечи

Рождение Иоанна Предтечи было предсказано пророком Исаией за 700 лет:

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему (Ис. 40, 3).

О рожестве Иоанна Предтечи и предшествовавших ему событиях мы узнаем из Евангелия от Луки. У священника Захарии и жены его Елисаветы долгое время не было детей. Священники ветхозаветные служили в Иерусалимском храме по очереди. Когда наступило время Захарии, он совершал каждение в Храме и увидел Архангела Гавриила. Захария смутился и даже испугался, но Архангел сказал:

Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом (Лк. 1, 13–15).

Захария не поверил услышанному, поскольку они с Елисаветой были уже в преклонных годах. За это Архангел Гавриил лишил его речи, так что Захария до конца своего служения объяснялся с людьми знаками. Люди поняли, что ему было какое-то видение. Елисавета зачала, но таилась от всех пять месяцев. Через полгода Пресвятая Богородица услышала Благовещение:

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц (Лк. 1, 35–36).

Пресвятая Богородица поспешила к Елисавете. В момент их встречи, находясь во чреве матери, взыгрался Иоанн — так приветствовал он своего Владыку. Потому и Елисавета поняла, что неспроста пришла к ней Дева Мария:

Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1, 43–44).

Встреча Богородицы и Елисаветы. Роспись аспиды в приделе праведных Иоакима и Анны собора Святой Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.

В положенное время родился у Захарии и Елисаветы младенец. В восьмой день положено было по ветхозаветному Закону совершить обрезание и дать имя ребенку. Хотели назвать его в честь отца, но Елисавета сказала собравшимся родственникам, что младенца следует назвать Иоанном. Те не согласились, ведь в их роду не было никого с таким именем! Решили спросить отца. Захария не мог ответить, но взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». После этого Господь разрешил его от немоты, и Захария пророчествовал о великом будущем своего сына:

И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему (Лк. 1, 76).

Жизнь Иоанна Предтечи

О детстве и юности Иоанна Предтечи нам известно из церковного Предания. Когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Царя Иудейского, повелел убить всех младенцев, праведная Елисавета успела уйти с сыном в пустыню. Захария в эти дни вновь служил в Храме Иерусалимском. Когда к нему пришли с требованием выдать сына, священник ответил:

Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не знаю.

Разгневанные воины убили его прямо возле алтаря. В память об этом в православных храмах на солею (возвышение возле иконостаса) постилают красную дорожку — от Престола в алтаре до подножия амвона. На нее может вставать только священник в облачении. Иоанн вырос в пустыне. После смерти праведной Елисаветы он проводил свои дни в посте и молитве. Он носил одежду из верблюжьей шерсти, опоясывался кожаным ремнем. Питался акридами и диким медом. Акриды — это род саранчи, которую по закону Моисееву разрешалось употреблять в пищу. Кроме того, акридами в Палестине называли и плоды рожкового дерева. Они заменяли хлеб для бедняков и шли на корм скотине. Вот как описывает Иоанна Предотечу его современник, еврейский историк и военачальник Иосиф Флавий:

Был же характер его странен и образ жизни не похож на человеческий, ибо как дух бесплотен, так и тот жил. Уста его не знали хлеба: даже на Пасху опреснока не ел, говоря, что «для воспоминания о Боге, избавившем людей от рабства, дана еда и для бегства, ибо близок путь». Ни вина, ни секиры не позволял к себе приближать. И всего, свойственного животным, гнушался. И всякую неправду обличал. Источник: Лицевой летописный свод Ивана Грозного.

В тридцатилетнем возрасте Иоанн Предтеча начал всенародную проповедь:

Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное!

Множество народа стекалось на берега Иордана, чтобы услышать пламенную проповедь. Потрясенные словами проповедника, люди крестились в водах Иордана. Это было прообразом христианского Таинства Крещения. На Иордан пришел и сам Господь Исус Христос, чтобы принять крещение от Иоанна. В молитве мы обращаемся к великому святому со словами:

Святыи великии Иоанне, Пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о нас!

Мы называем его пророком, потому что он возвестил скорое пришествие Спасителя. Предтечей — потому что он пришел незадолго до выхода Христа на всенародную проповедь, говоря: «За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1, 30). Крестителем — потому что крестил Исуса Христа в Иордане.

Праздники в честь Иоанна Предтечи

Уже в первые века христианства возникла традиция праздновать рожество Иоанна Предтечи и день его мученической кончины — Усекновение. Начиная с III века праздник Рожества Иоанна Предтечи был известен как среди восточных, так и западных христиан. С начала IV века этот праздник приобретает общецерковное значение. Продолжая древние традиции, старообрядцы празднуют следующие события, связанные с жизнью и служением Иоанна Предтечи:

  • 20 (7) января — собор Иоанна Предтечи (на следующий день после Крещения Господня);
  • 9 марта (24 февраля) — первое и второе обретение его главы;
  • 6 июня (25 мая) — третье обретение его главы;
  • 7 июля (24 июня) — его рожество;
  • 11 сентября (29 августа) — усекновение главы;
  • 5 октября (23 сентября) — зачатие.

В новообрядческой церкви празднуется также перенесение десницы Иоанна Предтечи из Мальты в Санкт-Петербург — 12 (25) октября.

Рождество Иоанна Крестителя. Богослужение

По значимости и торжественности службы праздник рождества Иоанна Крестителя приравнен к двунадесятым. Стихеры праздничной службы написали Анатолий, патриарх Царьграда (V век), Иоанн Дамаскин и Андрей Критский (VIII век) и другие православные гимнографы. За вечерней службой читается два канона: один написан Иоанном Дамаскиным, второй — Андреем Критским. В праздничных песнопениях вспоминается встреча матери Иоанна Предтечи с Богородицей:

Елисаве́ть зача́т Предоте́чу Благода́ти, Де́вая же Го́спода сла́вы. Целова́стеся о́бе ма́тери, и младе́нец взыгра́ся. Вну́трь бо ра́б хва́лит Влады́ку. Уди́вльшися ма́ти Предоте́чева, нача́т вопи́ти: отку́ду мне́ се́, да Ма́ти Го́спода моего́ прии́де ко мне́? Да спасе́т лю́ди отча́янныя, име́яи ве́лию ми́лость.

Перевод: Елисавета зачала Предотечу Господня, Девая — Господа славы. Когда, приветствуя друг друга, целовались обе матери, младенец Иоанн взыгрался. Во чреве матери раб хвалит Владыку. Удивилась матерь Предотечева и сказала: «Откуда мне это, что пришла ко мне Матерь Господа моего»? Пусть спасет отчаявшихся людей тот, Кто имеет великую милость. Кондак и икос праздника, читаемые по шестой песни канонов, разъясняют нам смысл и значение праздника.

Кондак:

Непло́ды дне́сь Христо́ва Предоте́чу ражда́ет, и то́й е́сть соверше́ние вся́каго проро́чества. Его́ же бо проро́цы пропове́даша, на То́м во Иорда́не ру́ку положи́в, яви́ся Бо́жию Сло́ву проро́к и пропове́дник, вку́пе и Предоте́ча.

Перевод: Сегодня неплодная рождает Христова Предотечу, который есть исполнение всякого пророчества. Потому что на проповеданного всеми пророками, возложил во Иордане руку. И явился Божию Слову пророк и проповедник, вместе с тем и предшественник.

Икос:

Восхва́лим ны́не Госпо́дня Предоте́чу, его́же свяще́ннику Елисаве́ть роди́, из ложе́сн непло́дове, но не без се́мене. Христо́с бо еди́н вмести́лище про́йде непроходи́мо без се́мене. Иоа́нна непло́ды роди́, бе́з мужа же сего́ не роди́. Ису́са же осене́нием Отца́ и Ду́ха Бо́жия, Де́вая роди́ Чи́стая. Но Безсе́менному яви́ся от непло́дове про́рок и пропове́дник, вку́пе и Предоте́ча.

Перевод: «Восхвалим сегодня Предотечу Господня, которого священнику (Захарии) родила Елисавета из бесплодного чрева, но не без семене. Только один Христос родился безсеменно. Иоанна родила неплодная, но не без участия мужа. Исуса же родила Девая Чистая, осенением Отца и Духа Божественного. Но рожденному без семени (Богу) явился пророк и проповедник, вместе с тем и предшественник».

Библиотека Русской веры
Канон рождеству Иоанна Предотечи →

Читать онлайн

Народные традиции праздника рождества Иоанна Предтечи

В мифологии славян до принятия христианства дни летнего солнцестояния были связаны с почитанием языческих богов. Эти представления оказались настолько крепкими, что и спустя столетия Стоглавый собор 1551 года констатировал: «против праздника Рожества Великого Иоанна Предотечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесни, омываются водою».

Церковь всегда осуждала подобные языческие отголоски и кощунства, но, несмотря на это, поселяне очень стойко держались купальских традиций. Ночь на Ивана Купалу была заполнена обрядами, связанными с водой, огнем и травами. Славянские народные названия праздника: Иван Купала, Иванов день, Иван Цветный, Иван Травный, Иван Колдовник, Иван Любовный, Иван Чистоплотный, Иван Веселый, Иван Травник и другие. Последнее название указывает на общенародное верование, которое гласит, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу, когда творческие силы земли достигают своего наивысшего напряжения. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускают Ивановой ночи и собирают целебные коренья и травы на весь год. Обязательным обычаем этого дня было массовое купание: на севере Руси чаще купались в банях, а на юге — в реках и озерах. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигались костры. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева о дерево. В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыганье через костер взявшись за руки, обмен венками (венок — символ девичества), поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.

Генрих Семирадский. «Ночь накануне Ивана Купалы», 1880-е

К сожалению, и в наше время многие считают, что на «Ивана Купалу» непременно надо плести венки и прыгать через костер. Но следует понимать, что это отголоски язычества, подмена православного понимания праздника суеверными представлениями. Святому Иоанну Крестителю принято молиться при головной боли и за детей.

Храмы во имя рождества Иоанна Предтечи

Русские летописи сообщают, что в начале XII века, при Владимире Мономахе, в Киев из Константинополя был принесен перст (т.е. палец) Иоанна Предтечи. В связи с этим была построена церковь «Святаго Иоанна на Сетомли». Известны и другие древнерусские храмы во имя Рождества Иоанна Предтечи. В 1243 году в Пскове княгиня Ефросинья основала монастырь. Его главный храм был посвящен рожеству Иоанна Предотечи. Новгородские мастера построили четырехглавый с посводным (позакомарным) покрытием собор из плинфы (кирпича) и местного известняка. Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, часть его была разрушена снарядами и пожарами. В 1949–59 гг. была произведена реставрация по проекту П. М. Максимова. Исследования и реставрация были продолжены в 1970—1980 гг. архитектором С. П. Михайловым.

В Великом Новгороде известна церковь Иоанна на Опоках, заложенная в 1127 году князем Всеволодом Мстиславичем. В 1130 году по уставной грамоте храм был передан Ивановской общине купцов-вощаников, торговавших медом и воском. При храме хранились как «локоть иванский» для измерения длины сукна, «гривенка рублевая» для взвешивания драгоценных металлов, весы — «скалвы вощаные», «медовый пуд». В середине XV века архиепископ Евфимий перестроил храм. На основе фундамента и нижней части древних стен был возведен большой одноглавый храм. Он также пострадал во время Великой Отечественной войны, восстановлен в середине 1950-х годов. В настоящее время внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Иоанна Предотечи на Опоках, Великий Новгород. Основана в 1127 году, перестроена в 1453 г.

В начале XII века был построен и в Москве храм во имя рождества Иоанна Предтечи на Бору. При митрополите Петре церковь стала соборной. Она находилась на митрополичьем дворе, на вершине Боровицкого холма. На месте старинного деревянного храма в 1461 году был построен новый каменный. После пожара обрушилась, заново отстроена в начале XVI века Алевизом Новым. После рождения царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, придел этого храма был освящен во имя мученика Уара. В некоторых источниках под этим именем упоминается вся церковь. Император Николай I повелел разобрать церковь по причине ветхости и несоответствия с панорамой Кремля, где только что был возведен Большой Кремлевский дворец. Придел мученика Уара был перенесен в Архангельский собор, а сам храм Рожества Иоанна Предотечи в Боровицкую башню Кремля.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору. 1820-е годы

Один из древнейших храмов Нижнего Новгорода также был посвящен рожеству Иоанна Предотечи. Он упоминается в летописях с XV века. В Смутное время с паперти именно этого храма (тогда еще деревянного) Козьма Минин призвал нижегородцев освободить Москву от захватчиков. В 1683 году на месте деревянной церкви была построена каменная. По имени этого храма ближняя башня нижегородского Кремля называется Ивановской.

Церковь Иоанна Предотечи на Торгу, Нижний Новгород. Построена в 1683 году на месте древней деревянной

Старообрядческие храмы во имя рождества Иоанна Предтечи

Старообрядцы сохранили традицию строить храмы во имя рождества Иоанна Предтечи. Сегодня престольный праздник отмечают приходы Русской Православной старообрядческой Церкви в пос. Сепыч Пермской области, пос. Шамары Свердловской области и д. Кувакуш Кировской области. Храмовый праздник сегодня в белокриницком приходе в Мануйловке Сучавского уезда (Румыния).

Храм РПсЦ во имя рожества Иоанна Предотечи в пос. Шамары Свердловской областиХрам РПсЦ во имя рожества Иоанна Предотечи в пос. Сепыч Пермской области

Во имя рожества Иоанна Предотечи построен храм староверов-поморцев в д. Подмолодье Псковской области.

Иконография праздника рождества Иоанна Предтечи

Самое древнее изображение рожества Иоанна Предтечи сохранилось на фресках византийской церкви в Охриде — оно датируется серединой XI века. В эпоху Византии иконописцы изображали праведную Елисавету на ложе, рядом изображали Захарию с табличкой в руках (эпизод наречения имени). Ниже — служанок, омывающих и пеленающих младенца. Русские иконописцы продолжили эту традицию. Постепенно сюжет иконы усложнялся, в него стали включать и бытовые детали: накрытый стол рядом с постелью, сцена укачивания младенца.

Икона рожества Иоанна Предотечи. 16 векИкона рожества Иоанна Предотечи. Семен Хромой, Строгановские письма, 1616 г.Рождество Иоанна Предотечи. Начало ХVII века. Пермская государственная картинная галерея

В XVI — XVII веках изображения рождества Иоанна Предтечи стали частью его житийных циклов: в центре большой иконы его изображали ангелом пустыни — в полный рост с крыльями за спиной, вокруг располагали клейма с сценами жития.

Икона Иоанна Предотечи «Ангел пустыни» с житием. Ярославль, вторая половина XVI в.

Широко распространен и древнейший иконописный тип Деисус — Господь Исус Христос с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей. Эта иконописная композиция зародилась еще в Византии. Ныне мы видим ее на иконостасах всех православных храмов, на отдельных иконах.

Деисус. Псков, XV в.

Святыи великии Иоанне Предотече Господень, моли Бога о нас!

Сегодня, 7 июля весь православный мир отмечает один из великих праздников, Рождество Иоанна Предтечи. Дата праздника совпадает с днем Ивана Купала, который отмечали еще восточные славяне. И многие традиции этих двух праздников сегодня тесно переплетены.

Мы расскажем вам об истории праздника Рождества Иоанна Предтечи, главных приметах в этот день, а также, о том, что нельзя сегодня делать. В статье можно скачать поздравительные открытки для родных и близких.

История праздника

Полное название праздника — Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По истории в этот день родился будущий пророк, Иоанн. Иоанна еще называют Предтечей и Крестителем. Он пришел раньше Христа и предсказал его пришествие, поэтому его называют Предтечей. А имя Креститель Иоанн получил из-за того, что крестил Иисуса в Иордане.

Иоанна Крестителя считают самым почитаемым святым после Богородицы. Есть только три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи.

Иоанн жил с 6 года до н. э. до 30 года н. э. Великий пророк родился в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы. Интересно, что по материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа.

Иоанн много лет жил в пустыне в посте и с молитвами. Он питался одними медом и саранчой, и носил грубую одежду. Когда Иоанну исполнилось 30, ему повелел Господь выйти из пустыни и рассказать всем о пришествии Иисуса Христа. Многие поверили пророчествам Иоанна и стали креститься в Иордане.

Позже, к Иордану пришел сам Иисус Христос, и Иоанн крестил его. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Пророк умер мученической смертью. Царь Ирод заключил его в темницу и Иоанну отрубили голову.

Рождество Иоанна Предтечи отмечают каждый год 7 июля. В этот же день принято отмечать языческий праздник, Ивана Купала. Интересно, что православная церковь всегда с осуждением относилась к языческим элементам, которые стали популярным в этот день, но многие традиции и обряды пользуются большой популярностью и сегодня.

Читайте также: «Ой на Ивана, ой на Купала»: где и как отмечает праздник Харьков и область

Иконография Рождества Иоанна Предтечи

Интересно, что первая икона Рождества Иоанна Крестителя, сохранившаяся до наших дней, была найдена на фресках Софийской церкви в Охриде. Ее написали примерно в XI веке.

Во времена Византии сюжет праздника был одним из главным среди иконописцев. Чаще всего они рисовали его мать Елизавету, лежащей на ложе. Позже, в XIV веке на иконах, связанных с Рождеством Иоанна начали появляться предметы быта библейской сцены: изображали стол с яствами рядом с постелью Елизаветы.

В Цетиньском монастыре в Черногории хранится христианская святыня, — десница Иоанна Крестителя. Десница представляет собой правую руку пророка.

Читайте также: Троица: приметы и традиции праздника, поздравления

Традиции и приметы праздника

Праздновать день Рождества Иоанна Крестителя начали еще в первых христианских общинах. В этот день было принято соблюдать определенные традиции. Так, христиане весь день собирали корнеплоды, проговаривая молитвы, чтобы не разгневать Бога.

Сегодня традиции в этот день тесно связаны с праздником Ивана Купала. И хоть церковь скептически к ним относится, они соблюдаются и в 21 веке. Самая популярная традиция — зажигать на полях большие костры и водить вокруг них хороводы. В этот день девушки плели венки и пускали их по реке, гадая на суженого. Считалось, что в какую сторону поплывет венок — оттуда и ждать жениха.

Славяне верили, что накануне этого дня совершаются чудеса. В этот день принято собирать целебные травы. Молодежь искала в ночь с 6-го на 7-е июля цветущий папоротник. Считалось, что кто его отыщет, будет обладать не только здоровьем и богатством, но и тайными знаниями.

Наши предки также верили, что стихии воды и огня в этот день становятся едины и обладают необычайной силой. Именно поэтому многие купаются в водоемах, парятся в банях и прыгают через костер. Хотя купаться в этот день не рекомендуется, считается, что русалки, мавки и прочая нечисть особо активна в этот день.

В народе существует большое количество примет в день Рождества Иоанна Крестителя. Вот некоторые из них. Считается, что за пару дней до праздника появляется мед. Сильная роса в этот день предвещает урожай огурцов, звездное небо — много грибов, а если в этот день идет дождь с грозой — будет мало орехов.

Также существует интересное поверье: если за вами в этот день увяжется белая собака, ее нельзя прогонять, а стоит впустить в дом. По приданиям собака принесет вам удачу и богатство.

Читайте также: Вознесение Господне: традиции и приметы праздника, поздравления

Что нельзя делать в этот день

Сейчас идет Петров пост, поэтому в этот день не рекомендуется употреблять жирную и молочную пищу. Рыбные блюда не запрещены сегодня, нельзя кушать рыбу на день Рождества Иоанна Крестителя только, если праздник выпадает на среду или пятницу.

Считается, что сегодня нельзя пользоваться ножом, особенно нарезать овощи и фрукты круглой формы. Сегодня лучше не вязать, не шить и не заниматься домашним хозяйством.

Поздравительные открытки

Мы подготовили для вас интересные поздравительные открытки, которые можно скачать и поздравить родных и близких.

Наталья Печник

Мой Харьков в Телеграме , подпишитесь!

Алиса Горбатюк

Рождество Иоанна Предтечи верующие люди отмечают ежегодно 7 июля (по старому стилю 24 июня). Это большой православный праздник, посвященный Иоанну Крестителю.

Иоанн родился на полгода раньше Рождества Христова, поэтому его называют Предтечей (предшествующим). А крестителем его нарекли из-за того, что впоследствии именно он крестил Христа в реке Иордан.

Иоанн Предтеча родился примерно в 6−2 веках до нашей эры в семье священника Захарии. Его мать Елизавета — родственница Девы Марии. Супруги преклонного возраста не могли иметь детей, но однажды в храме Архангел Гавриил предсказал Захарии рождение сына Иоанна. Священник не поверил, и Архангел наказал его немотой и глухотой. Вскоре после рождения сына голос и слух вернулись к Захарии, и он предрек младенцу, что быть ему предтечею Божественного Мессии.

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, Господь велел ему выйти в народ и идти по городам, проповедуя его учение. Предтеча призывал людей раскаяться в своих грехах, начать жить праведно, а также предсказывал явление Христа.

Спустя годы к Иоанну Крестителю пришел сам Иисус Христос и попросил провести крещение. Вскоре после исполнения своего предназначения, Иоанн был убит. Тело пророка было похоронено учениками. Усекновение главы Иоанна Предтечи — церковный праздник, который отмечается 11 сентября.

Витраж Усекновение главы Иоанна Предтечи / Фото: zatletic / .com

Рождение Иоанна Предтечи: традиции и запреты

В этот день в церквях и храмах проводятся праздничные богослужения. Также в день праздника освящаются растения, цветы, луга и поля, так как считается, что они становятся целебными.

В дань памяти праведника, который соблюдал строгий пост, в этот день не разрешается есть молочные, мясные продукты, а также яйца и рыбу. К слову, в это время еще продолжается Петров пост, во время которого нельзя есть мясо, молоко и рыбу. Петров пост заканчивается 11 июля, в праздник Петра и Павла.

Также нельзя работать, ругаться, обижать кого-либо и злиться. Церковь запрещает продавать что-то, отдавать и одалживать, а также подбирать деньги на улице — это может способствовать нищете. В ночь с 6 на 7 июля советуют не спать, так как во сне люди более подвержены силам злых духов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *