РПЦ раскол

НИКОН

После окончания Смутного времени, при Михаиле и Алексее Романовых во все внешние сферы жизни российской жизни стали проникать иноземные новшества: из шведского металла лили клинки, голландцы устраивали железоделательные заводы, бравые немцы-солдаты маршировали у Кремля, офицер-шотландец учил русских новобранцев европейскому строю, фряги разыгрывали спектакли. Некоторые россияне (даже царские дети), глядясь в венецианские зеркала, примеряли иностранные костюмы, кто-то завел обстановку, как в Немецкой Слободе…

Но затронута ли была душа этими новшествами? Нет, в большинстве своем русские люди оставались такими же ревнителями московской старины, «веры и благочестия», какими были их прадеды. Причем это были ревнители весьма самоуверенные, говорившие, что «Ветхий Рим пал от ересей. Второй Рим захватили безбожные турки, Русь — Третий Рим, который один остался хранителем истинной христовой веры!»

В Москву XVII в. власти все чаще звали «духовных учителей» — греков, но на них часть общества смотрела свысока: не греки ли малодушно заключили в 1439 г. во Флоренции унию с папой римским? Нет, другого чистого православия, кроме русского, нет и не будет.

В силу этих представлений русские не чувствовали «комплекса неполноценности» перед более ученым, умелым и живущим с большим комфортом иноземцем, однако опасались — как бы эти немецкие водовзводные машины, польские книги вместе со «льстивыми греками и киевлянами» не коснулись самих основ жизни и веры.

В 1648 г. перед свадьбой царя тревожились: Алексея «выучили по-немецки» и теперь он заставит бороду брить по-немецки, погонит молиться в немецкую кирху, — конец благочестию и старине, наступает конец света.

Царь женился. Отшумел соляной бунт 1648 года. Не все остались при головах, но при бородах все. Однако напряжение не спадало. Грянула война с Польшей за православных малороссийских и белорусских братьев. Победы вдохновляли, тяготы от войны раздражали и разоряли, простолюдины роптали, бежали. Напряжение, подозрительность, ожидание чего-то неминуемого росли.

И вот в такое время «собинный друг» Алексея Михайловича Никон, которого царь называл «избранным и крепкостоятельным пастырем, наставником душ и тел, возлюбленным любимцем и содружебником, солнцем, светящимся во всей вселенной…», ставший в 1652 г. патриархом, задумал церковные реформы.

ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Никона целиком поглощала мысль превосходства духовной власти над светской, которая воплотилась в идею Вселенской церкви.

1. Патриарх был убежден, что мир разделен на две сферы: вселенскую (общую), вечную, и на частную, временную.

2. Вселенское, вечное, — важнее всего частного и временного.

3. Московское государство, как всякое государство, — это частное.

4. Объединение же всех православных церквей — Вселенская церковь — вот что ближе всего к Богу, что на земле олицетворяет вечное.

5. Все, что не согласуется с вечным, вселенским, должно быть упразднено.

6. Кто же выше — патриарх или светский правитель? Для Никона не существовало этого вопроса. Патриарх Московский — один из патриархов Вселенской церкви, следовательно, его власть выше царской.

Когда Никона упрекали в папизме, он отвечал: «За доброе отчего и папу не почитать?» Алексея Михайловича отчасти, видимо, захватывали рассуждения его властного «друга». Царь пожаловал патриарху титул «великого государя». Это был царский титул, и из патриархов его носил лишь дед самого Алексея — Филарет Романов.

Патриарх был ревнителем истинного православия. Считая первоисточниками православных истин греческие и старославянские книги (ибо оттуда взяла Русь веру), Никон задумал сравнить обряды и богослужебные обычаи московской церкви с греческими.

И что же? Новизна в обрядах и обычаях Московской церкви, почитавшей себя единственной истинно христовой церковью, была повсюду. Московитяне писали «Исус», а не «Иисус», служили литургии на семи, а не на пяти, как греки, просфорах, крестились 2 перстами, олицетворявшими Бога-отца и Бога-сына, а все прочие восточные христиане осеняли себя крестом 3 перстами («щепотью»), олицетворявшими Бога отца, сына и Святого духа. На Афоне одного русского монаха-пилигрима, между прочим, за двуперстное крещение едва не убили как еретика. И много еще расхождений нашел патриарх. В различных областях сложились местные особенности службы. Священный Собор 1551 г. некоторые из местных отличий признал как общерусские. С началом книгопечатания во второй половине XVI в. они получили широкое распространение.

Никон происходил из крестьян, и с крестьянской прямолинейностью он объявил войну отличиям Московской церкви от Греческой.

1. В 1653 г. Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью», а также сообщавший, сколько земных поклонов правильно класть перед чтением знаменитой молитвы Святого Ефрема.

2. Потом патриарх обрушился на иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи.

3. В новых книгах было велено печатать «Иисус», вводились греческие богослужебные обряды и песнопения по «киевским канонам».

4. По примеру восточного духовенства священники начали читать проповеди собственного сочинения, причем тон здесь задавал сам патриарх.

5. Русские рукописные и печатные книги по богослужению велели вести на просмотр в Москву. Если находили расхождения с греческими, то книги уничтожали, а взамен рассылали новые.

Священный Собор 1654 г. с участием царя и Боярской Думы одобрил все начинания Никона. Всех, кто пытался спорить, патриарх «сносил» с пути. Так, коломенский епископ Павел, возражавший на Соборе 1654 г., без соборного суда был лишен сана, люто бит, сослан. От унижений он сошел с ума и скоро умер.

Никон неистовствовал. В 1654 г. в отсутствие царя люди патриарха насильно вламывались в дома московских жителей — посадских, купцов, дворян и даже бояр. Они забирали из «красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза и носили изуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церкви всем, кто пишет и хранит подобные иконы. «Неисправные» иконы жгли.

РАСКОЛ

Никон боролся с новшествами, думая, что они могут вызвать раздор в народе. Однако именно его реформы вызвали раскол, поскольку часть московского народа восприняла их как новшества, посягающие на веру. Церковь раскололась на «никонианцев» (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и «старообрядцев».

Староверы прятали книги. Светские и духовные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признавший никонианства Соловецкий монастырь находился в осаде семь лет (1668-1676), пока воевода Мещериков не взял его и не перевешал всех мятежников.

Вожди старообрядцев — протопопы Аввакум и Даниил, писали челобитные царю, но, видя, что Алексей не защищает «старину», объявили скорый приход конца света, потому что явился в Россию Антихрист. Царь и патриарх — «два рога его». Спасутся лишь мученики старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». Раскольники запирались в церквах целыми семьями и сжигали себя, чтобы не служить Антихристу. Старообрядчество захватило все слои населения — от крестьян до бояр.

Боярыня Морозова (Соковина) Федосия Прокопьевна (1632-1675) собирала вокруг себя раскольников, переписывалась с протопопом Аввакумом, посылала ему деньги. В 1671 г. она была арестована, но ни пытки, ни уговоры не заставили ее отказаться от своих убеждений. В том же году боярыню, закованную в железо, повезли в заточение в Боровск (этот момент запечатлен на картине В.Сурикова «Боярыня Морозова»).

Старообрядцы считали себя православными и не расходились с православной церковью ни в одном догмате веры. Поэтому патриарх звал их не еретиками, а только раскольниками.

Церковный Собор 1666-1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Ревнители же старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолен и по сей день.

Жалел ли Никон о содеянном? Быть может. В конце своего патриаршества в беседе с Иваном Нероновым, бывшим вождем раскольников, Никон бросил: «и старые и новые книги добры; все равно, по каким хочешь, по тем и служишь…»

Но церковь уже не могла уступить непокорным мятежникам, а те уже не могли простить церковь, посягнувшую на «святую веру и старину».

ОПАЛА

А как сложилась судьба самого Никона?

Великий государь патриарх Никон искренне верил, что его власть выше царской. Отношения с мягким и уступчивым — но до известного предела! — Алексеем Михайловичем становились напряженными, пока, наконец, обиды и взаимные претензии не завершились ссорой. Никон удалился в Новый Иерусалим (Воскресенский монастырь), надеясь, что Алексей будет молить его вернуться. Время шло… Царь молчал. Патриарх направил ему раздраженное письмо, в котором сообщал, насколько все дурно в Московском царстве. Терпение Тишайшего царя было не безграничным, и никто не мог подчинить его своему влиянию до конца.

Рассчитывал ли патриарх, что его будут молить вернуться? Но Никон — не Иван Грозный и не государь Московский. Собор 1666-1667 гг. с участием двух восточных патриархов предал анафеме (проклятию) староверов и вместе с тем лишил Никона сана за самовольный уход с патриаршества. Никона сослали на север в Ферапонтов монастырь.

В Ферапонтовом монастыре Никон лечил больных и выслал царю список излеченных. Но вообще он скучал в северной обители, как скучают все сильные и предприимчивые люди, лишенные активного поприща. Находчивость и остроумие, которые отличали Никона в добром настроении, часто сменялись чувством обиженного раздражения. Тогда Никон уже не мог отличить настоящих обид от им же выдуманных. Ключевский рассказывал следующий случай. Царь слал бывшему патриарху теплые письма и подарки. Однажды от царских щедрот в монастырь прибыл целый обоз дорогой рыбы — осетров, лососей, севрюг и т.д. «Никон ответил упреком Алексею: зачем де не прислал яблочек, винограду в патоке и овощей?»

Здоровье Никона было подорвано. «Теперь я болен, наг и бос, — писал царю бывший патриарх. — Со всякой нужды… оцынжал, руки больны, левая не подымается, на глазах бельма от чада и дыма, из зубов кровь идет смердящая… Ноги пухнут…» Алексей Михайлович несколько раз приказывал облегчить содержание Никона. Умер царь раньше Никона и перед смертью безрезультатно просил у Никона прощения.

После смерти Алексея Михайловича (1676) гонения на Никона усилились, его перевели в Кириллов монастырь. Но потом сын Алексея Михайловича царь Федор решил смягчить участь опального и велел отвезти его в Новый Иерусалим. Никон не выдержал этой последней поездки и умер в пути 17 августа 1681 г.

КЛЮЧЕВСКИЙ О РЕФОРМЕ НИКОНА

«Никон не перестраивал церковного порядка в каком-либо новом духе и направлении, а только заменял одну церковную форму другой. Самую идею вселенской церкви, во имя которой предпринято было это шумное дело, он понял слишком узко, по-раскольничьи, с внешней обрядовой стороны, и не сумел ни провести в сознание русского церковного общества более широкого взгляда на вселенскую церковь, ни закрепить его каким-либо вселенским соборным постановлением и завершил все дело тем, что в лицо обругал судивших его восточных патриархов султанскими невольниками, бродягами и ворами: ревнуя о единении церкви вселенской, он расколол свою поместную. Основная струна настроения русского церковного общества, косность религиозного чувства, слишком крепко натянутая Никоном, оборвавшись, больно хлестнула и его самого, и правящую русскую иерархию, одобрившую его дело. <…> Церковная буря, поднятая Никоном, далеко не захватила всего русского церковного общества. Раскол начался среди русского духовенства, и борьба в первое время шла собственно между русской правящей иерархией и той частью церковного общества, которая была увлечена оппозицией против обрядовых новшеств Никона, веденной агитаторами из подчиненного белого и черного духовенства. <…> Подозрительное отношение к Западу распространено было во всем русском обществе и даже в руководящих кругах его, особенно легко поддававшихся западному влиянию, родная старина еще не утратила своего обаяния. Это замедляло преобразовательное движение, ослабляло энергию нововводителей. Раскол уронил авторитет старины, подняв во имя ее мятеж против церкви, а по связи с ней и против государства. Большая часть русского церковного общества теперь увидела, какие дурные чувства и наклонности может воспитывать эта старина и какими опасностями грозит слепая к ней привязанность. Руководители преобразовательного движения, еще колебавшиеся между родной стариной и Западом, теперь с облегченной совестью решительнее и смелее пошли своей дорогой».

Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция LV

ИЗ ИМЕННОГО ВЫСОЧАЙШЕГО УКАЗА НИКОЛАЯ II

«ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ», 17 АПРЕЛЯ 1905 г.

В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.

Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.

Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало. <…>

Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры. <…>

Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.

Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.

Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом.

Общественное православное движение «Сорок сороков» бросило клич в соцсетях, призывая верующих сплачиваться против предписаний губернатора Петербурга, прекращающих доступ граждан в храмы города. Активисты называют эти распоряжения властей, продиктованные необходимостью борьбы с распространением коронавируса, «новыми гонениями на церковь». Пока что в качестве способа сопротивления ревнители предлагают массовые сборища «на улицах и в лесах» в условиях эпидемии. Однако «СС» ранее было известно и своими силовыми акциями против антиклерикалов.

«Братья и сестры, в эти трудные времена мы должны сплотиться вокруг нашей матери-церкви и наших пастырей. Патриарх Кирилл опять показал нам свою стойкость в вере! Патриархия выступила против постановления правительства Санкт-Петербурга о закрытии храмов!» — взывают активисты. «Либо Беглова кто-то сильно подставил, либо он совершил ошибку, которую он завтра может исправить. Если нет, он пойдёт против Русской православной церкви, — предрекают ревнители веры. — Братья и сестры из Петербурга! В эти дни мы с вами. Возможно, вам первым придется испытать гонение. Но знайте, что мы с вами и в разных городах будем молиться за то, чтобы двери ваших храмов не закрылись».

Однако одними молитвами они не ограничатся. «Православных мы просим начать объединяться. Движение «Сорок Сороков» готово взять на себя координирующую роль в столь сложные времена для России и церкви», — обещают активисты. «Если наши храмы начнут закрывать, мы должны искать возможность совершать литургии на улице, в лесах. Потому что если мы проявим свою трусость и теплохладность, тем самым мы предадим Христа и его Завет», — убеждают они. «А нам нужно начинать готовиться к тому, что безбожные чиновники, перестраховщики и коньюктурщики, забыв про своих предков и про веру наших дедов и прадедов, начнут гонения на христиан под благовидным предлогом», — повторяется рефреном в нескольких записях в соцсетях.

Активисты вдохновляются обещанием викария Санкт-Петербургской епархии, наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария (Лавриненко) не подчиняться городским властям. «Александро-Невская лавра продолжит служить обычным расписанием. Ворота обители закрыты не будут… Единственное изменение в расписании богослужений может быть служение одной Божественной Литургии вместо обычных двух. Мы не позволим «внешним» закрыть храмы нашими собственными руками. Если это сделают силовые структуры, то все последствия будут на их совести», — заявил Лавриненко телеканалу «Царьград».

Русская православная церковь прекратила поминовения во время литургий папы и патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II, а также молитвенное и евхаристическое общение с Александрийской церковью из-за признания ими так называемой «Православной церкви Украины» и внесения ее главы Епифания (Сергея Думенко) в диптих.

Реклама

Об этом стало известно в четверг, 26 декабря, на заседании Священного синода РПЦ, проходившего в Даниловом монастыре в Москве под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Во вступительном слове предстоятель РПЦ отметил «очень непростую ситуацию, сложившуюся в семье православных церквей».

«Украинский раскол спровоцировал серьезное разделение среди поместных церквей, и от решения этой проблемы зависит будущее вселенского православия», — пояснил Кирилл.

Как указывал в ноябре председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда в своем Telegram-канале, известие о том, что Каир признал ПЦУ, было воспринято в Москве с тяжелым сердцем.

«Из Александрии пришла весьма печальная новость о решении патриарха Александрийского Феодора признать главу украинских раскольников Сергея Думенко («митрополита Епифания») и внести его имя в диптихи Александрийской церкви.

Это делает невозможным поминовение патриарха Александрийского патриархом Московским и всея Руси», — уточнил представитель РПЦ.

Каноническая Украинская православная церковь также выразила сожаление в связи с решением египетской церкви признать новую церковь Украины.

«Чтобы священнослужитель добровольно поддержал раскол, нужен единственный фактор — чтобы этот человек был неверующий. Раз уж это произошло сегодня в Каире, очевидно, что на Феодора II было оказано сильнейшее давление извне.

Почти год он не признавал так называемую ПЦУ, и только теперь озвучил такое, мягко говоря, странное решение, не обосновав его никакими церковными канонами», — говорится в комментарии УПЦ.

Чуть ранее стало известно, что патриарх Кирилл также прекратил упоминание имени главы Элладской православной церкви (ЭПЦ) архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II. Это произошло в ходе литургии в храме Христа Спасителя 3 ноября.

Интересно, что признание ПЦУ Афинами было сделано после визита в Грецию главы Госдепартамента Соединенных Штатов Майкл Помпео. В свете происходящего министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что, поддерживая ПЦУ, в том числе создавая условия для обсуждения ситуации вокруг нее, США продвигают раскол во всем православном мире.

«Как я понимаю, с этой же целью американские дипломаты ездили на святую гору Афон», — сказал Лавров по итогам переговоров с главой МИД Греции Никосом Дендиасом.

Дипломат также напомнил: Епифаний ранее публично заявлял, что его структуру было бы невозможным создать без поддержки Вашингтона.

«И сейчас становится очевидным, что США не хотят ограничиваться тем, что уже было сделано, и пытаются продвигать раскол в православном мире в целом», — подчеркнул глава российского внешнеполитического ведомства.

В декабре прошлого года в Киеве состоялся так называемый «объединительный собор», в нем приняли участие две непризнанные религиозные структуры — Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь.

Желанный тогдашним президентом Украины Петром Порошенко томос об автокефалии ПЦУ был подписан 5 января 2019 года патриархом Вафоломеем. Официальная передача указа предстоятелю ПЦУ митрополиту Епифанию состоялась 6 января.

В результате этого мероприятия была создана «Православная церковь Украины». Ее патриархом стал Епифаний (Думенко), который в 2008 году был рукоположен псевдопредстоятелем УПЦ КП Филаретом (Денисенко), за раскольничество лишенным сана и отлученным от церкви по решению РПЦ еще в 90-х годах.

«Сейчас, после того как РПЦ осудила односторонние антиканонические действия Константинополя на Украине, все усилия Константинопольского патриархата направлены на то, чтобы добиться нашей изоляции от мирового православия, лишить нас поддержки поместных церквей», — пояснял в этой связи председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Он напомнил, что ПЦУ была создана искусственно, путем слияния и легализации двух раскольнических сообществ, большинство лжеиерархов которых не имеют даже формально канонических хиротоний.

Киев, 20 октября 2019, 14:43 — REGNUM Признание ПЦУ привело к расколу и украинского общества, и мирового православия

Легализация ПЦУ Константинопольским патриархатом привела не только к расколу на Украине, а и в мировом Православии. Об этом 19 октября со ссылкой на комментарий для телеканала NewsOne управляющего делами УПЦ митрополита Бориспольского и Броварского Антония сообщается на сайте синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви.

Митрополит отметил, что спустя практически год после предоставления томоса об автокефалии единства в украинском обществе нет. Архиерей напомнил, что год назад Украинская Православная Церковь предупреждала, что так называемая легализация раскольников не приведет к единению украинского народа, а «лишь усилит раскол».

Аргументируя сказанное, митрополит Антоний напомнил, что после предоставления патриархом Константинопольским Варфоломеем автокефалии новообразованной ПЦУ, которая состоит из т. н. УПЦ КП и УАПЦ, спустя некоторое время после объединения в этой структуре вновь произошел раскол.

Митрополит также подвел итог сказанному, заявив, что не только внутри Украины ухудшилась ситуация в отношении «церковного мира», а ситуация с «признанием» ПЦУ стала «причиной раскола во всем мире». «Единственно правильным шагом было отозвать томос, который, скажем так, есть сращиванием больших проблем. Но, к сожалению, наш голос не был услышан», — подвел итог сказанному представитель УПЦ.

Напомним, ранее в греческих церковных СМИ сообщалось, что Элладская Православная церковь приняла положительное решение по вопросу признания законности ПЦУ.

В свою очередь, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков отметил, что верующие РПЦ не смогут молиться и причащаться в храмах на горе Афон из-за разрыва отношений между Московским и Константинопольским патриархатами. «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями», — сказал Волков ТАСС.

Он пояснил, что разрыв отношений «для верующих нашей Церкви означает, что отныне и впредь до изменения позиции Константинополя и соответственно пересмотра своей позиции Русской Церковью, они не смогут участвовать в богослужениях, причащаться, молиться в храмах Константинопольского патриархата, принимать участие в других таинствах».

Ранее Волков отмечал, что своими действиями на Украине Константинополь перешел красную линию и нарушил единство мирового православия.

«Мы делали все, чтобы избежать раскола»

Решение синода является единственно возможным в сложившейся ситуации, поскольку РПЦ делала все, чтобы избежать осложнения обстановки, сказал ТАСС глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

«Мне кажется, что Русская православная церковь делала все, чтобы этого не произошло. Я полагаю, что нам совершенно не в чем себя винить и что мы не давали никакого повода для таких действий, которые привели, как сегодня констатировали члены Синода, к выходу Константинопольского патриархата из канонического поля. Я думаю, что у членов Синода Русской православной церкви не было другой возможности ответа, поскольку это действительно выводит Константинополь за рамки существующих канонов и не позволяет находиться с ними в евхаристическом общении», — отметил он.

Легойда оказался не готов оценить продолжительность разрыва отношений, но выразил надежду, что Константинопольский патриархат пересмотрит свои решения.

«Надежда на то, что эти решения будут пересмотрены в Константинополе, присутствует <…> вести себя нужно спокойно, с пониманием сложности ситуации, но все-таки с надеждой на то, что ситуация вернется к какому-то нормальному сосуществованию нашему», — сказал официальный представитель РПЦ.

Надежда есть

С мнением Легойды относительно возможности мирного разрешения сложившейся ситуации согласны и опрошенные ТАСС эксперты. «Важно сказать, что позиция церкви взвешенная, несмотря на требование и многих политиков, и православных консерваторов чуть ли не предать анафеме Варфоломея, сразу его низложить, основать в Турции приходы, начать действовать неразумно и радикально. Синод на это не пошел. Мне кажется, это как раз вселяет надежду на более мирное разрешение кризиса», — сказал ведущий научный сотрудник и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.

Специалист по истории церкви на Украине, профессор Православного Свято-Тихоновского университета Владислав Петрушко считает, что происходящее между двумя поместными православными церквями нельзя назвать новым Великим расколом, подобным произошедшему в XI веке, когда окончательно произошло разделение Церкви на Римско- католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. «Может, изменится все-таки что-то в Константинополе, может быть, что-то произойдет, поэтому говорить, что, как в XI веке произошло, и все, мы разделились, нельзя ни в коей мере», — отметил эксперт.

«Произошел откол небольшой части от мирового православия в лице Константинопольского патриархата, что расколом можно назвать с преувеличением»,- согласен с Петрушко религиовед Роман Силантьев, который назвал решения Синода ожидаемыми и логичными.

С другой стороны, напомнил Петрушко, когда Великий раскол происходил, к нему подводили похожие события, когда на время разрывали общение между Римом и Константинополем, потом восстанавливали, потом снова разрывали.

«Начиналось с малого, а пришло к разрыву окончательному. Поэтому, конечно, с одной стороны, рано ставить точку, с другой — надо опасаться того, как бы эти события не переросли в нечто большее. Пока ситуация развивается по самому неприятному сценарию, по самому отрицательному», — добавил он.

Что дальше?

Решения Синода РПЦ утверждают взвешенную позицию Русской церкви и на территории Украины, где Русская церковь прежде всего защищает интересы УПЦ, считает Лункин.

«Собственно, на Синоде присутствовал и митрополит Онуфрий, глава УПЦ. Поэтому я думаю, что, естественно, каждая фраза согласовывалась с митрополитом Онуфрием, чтобы это никак не повредило Украинской православной церкви. Это и стало причиной такой взвешенности решения, такой строгой аргументированности, без каких-то лишних эмоций, которые можно было встретить в заявлениях сентябрьских», — сказал эксперт.

По его мнению, на территории Украины теперь появляются фактически две большие православные силы: первая — УПЦ в составе РПЦ, вторая — «это некий конгломерат раскольников, признанных Константинополем, которые теперь подчиняются патриарху Варфоломею, потому что их он назвал Киевской митрополией, своей территорией».

«Здесь интересно отметить то, что в заявлении Синода особо отмечается, что Варфоломей попытался украсть у РПЦ то, что ему никогда не принадлежало. То есть Киевская митрополия в нынешней территории — это все-таки плод миссионерской работы, и расширение Киевской митрополии произошло уже в составе независимой РПЦ, а не то, что было в XVII веке», — сказал Лункин.

История вопроса

Попытки создать поместную православную церковь, независимую от Московского патриархата, украинские власти предпринимают с 1991 года. После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти активизировали кампанию за автокефалию.

7 сентября Константинопольский патриархат в ответ на обращение президента Украины Петра Порошенко «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине» назначил своих экзархов, то есть посланников, в Киев, который является канонической территорией Московского патриархата.

Обращение Порошенко о создании новой независимой церкви на Украине поддержали представители непризнанных мировым православием религиозных структур — Киевского патриархата и Украинской автокефальной правосланой церкви. Каноническая УПЦ об автокефалии не просила.

Порошенко также отмечал, что после получения автокефалии новой церкви каноническая УПЦ будет переименована в «Русскую в Украине», что поставит под вопрос само ее существование в стране. Глава непризнанного Киевского патриархата Филарет Денисенко призывал отнять у УПЦ все имущество.

Священный Синод РПЦ в ответ заявил, что действия Константинопольской церкви «являются грубейшим попранием церковных канонов», а затем приостановил поминовение РПЦ патриарха Варфоломея за богослужением и сослужение с иерархами Константинопольского патриархата.

В стране в настоящее время действует одна каноническая УПЦ, которая является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата, а также две непризнанные мировым православием церковные структуры — Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *