Рпцз

История Русской Православной Церкви

Крещение Руси

Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Автокефалия Русской Церкви

Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.

Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, — раскол старообрядчества.

Синодальный период

Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники — обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.

В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны.

XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»

Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае 1922 г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне 1924 г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

Еще до своего ареста Патриарх Тихон подчинил все зарубежные русские приходы митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и объявил недействительными решения т.н. «Карловацкого Собора», создавшего собственное Церковное Управление. Непризнание этого Указа Патриарха положило начало самостоятельной «Русской Православной Церкви зарубежом» (РПЦЗ).

После смерти Патриарха Тихона развернулась сложная, направляемая властью, борьба за иерархическое руководство Церковью. В конечном счете во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский). Обязательства перед властью, которые он был вынужден при этом принять, вызвали протест некоторой части духовенства и народа, ушедших в т.н. «правый раскол» и создавших «катакомбную церковь».

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов 1943 г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе 1945 г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В 1948 в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».

Современная история

Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало положительный импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.

Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.

Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

См. также

  • Русская Православная Церковь

Литература

  • А.В.Карташев Очерки по истории Русской Церкви в 2 тт.
  • Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви 1917 — 1990 гг.
  • Л.Регельсон. Церковь в истории России
  • Л.Регельсон. Даты и документы. Хронология церковных событий 1917-1953гг.
  • Л.Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917-1953.

Использованные материалы

  • Официальный сайт Русской Православной Церкви

РЕДАКЦИЯ МИТ: Сегодня мы получили письмо за подписью Валерия Зайцева.
Публикуем его, удалив антисемитские определения. Факты и фотографии, выложенные автором, нами скрупулезно не проверялись, однако обозначенные им имена уже были в интернете в связи с сайтом МП-РПЦЗ(А) «Интернет-собор» – http://internetsobor.org/
Будем признательны читателям МИТ и редакции «Интернет-собора», ежели они смогут опровергнуть эти данные или дополнить новыми подробностями.
+ + +
ВАЛЕРИЙ ЗАЙЦЕВ:
Информация для справки.
Редактор сайта «Интернет-собор» Денис Павловский. На этой его странице «В контакте» указан сайт internetsobor — «Интернет-собор»: http://yadi.sk/d/ev80WTXAFBXc5

Он же диакон Пашковского – Дионисий Павловский: http://yadi.sk/d/LsaLH6yqFBXW3

Как специалист, могу сказать, что фамилии, происходящие от названий городов, чисто еврейские. Павловский – это теперь редактор, цензор и трактователь мыслей своих и своего босса Пашковского (вместе на фото) на сайте «Интернет-собор»: http://yadi.sk/d/oI_eR5O6FBXWF

Вот рожа 35-летнего Д.Павловского: http://yadi.sk/d/Llq34j-JFBXVv.

А вот семейка Павловского: http://yadi.sk/d/dhmfYKG2FBXVe

Более всего объединяет двух лиц «интеллигентной» национальности: Павловского и его шефа Пашковского, – патологическая русофобия и ненависть к России и русскому народу, что русскому человеку можно понять, проанализировав их писанину хотя бы на сайте «Интернет-собор» – internetsobor.
Это частично стали понимать М.Назаров и некоторые их клирики, но они, к сожалению, не догадываются, откуда ноги растут. Для конспирации Павловский и Ко зарегистрировал этот сайт на некоего Евгения Верниковского, проживающего в США.
Судя по всему, ценное для г-на Пашковского приобретение Павловского (которое еще до лета 2012 года у него не обитало) — заслуга игумена Мефодия Герба, поменявшего вдруг из «патриотизма» свою фамилию на Орлов. Специально и персонально для своего друга Мефодия Павловский создал видео-программу «Интернет-собора».
Можно совершенно определенно говорить, что ни Пашковский, ни Павловский, ни правая рука г-на Пашковского Наталия Сергеевна Ковтун (инокиня Рафаила): ЭТА ОДЕССКАЯ КОМПАШКА, ПРИСВОИВШАЯ СЕБЕ «БРЕНД» РПЦЗ, – НИ К ИСТОРИЧЕСКОЙ РПЦЗ, НИ К РОССИИ, НИ К РУССКОМУ НАРОДУ не имеет никакого отношения!!!

Храм Христа Спасителя

Русская Православная Церковь (или Московский Патриархат), автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: большинство б. СССР (Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Эстония), Китай, Япония, Монголия; в «диаспоре» наиболее представлена в Германии, США, Франции, также действует в других странах Западной Европы, Северной Америки, Южной Америки, Азии и в Новой Зеландии; на канонической территории других поместных Церквей ведает рядом представительств и иных учреждений
  • Богослужебный язык: основной церковнославянский, в Молдавии молдавский (румынский), в Японии японский, в Китае китайский, в ряде канонических уделов и приходов иные языки народов б. СССР; в «диаспоре» также английский, испанский, французский, многие другие языки мира
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральный собор: Христа Спасителя в г. Москве (патриаршая резиденция в Московском Данилове монастыре)
  • Предстоятель: Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси
  • Место в диптихе: 5
  • Состав: 438 архиереев; 311 епархий; 40 514 клириков (35 677 пресвитеров, 4 837 диаконов — 2019) ; 38 649 храмов (или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия, без учёта 977 приходов дальнего зарубежья — 2019) ; 1012 монастырей (на канонической территории 972 (474 муж., 498 жен.); в дальнем зарубежье 40 — 2019) ; 55 высших духовных школ (5 академий, 50 семинарий — 2019) ; ок. 180 млн. членов (2017)

Каноническое устройство

Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:

  • Священного Писания и Священного Предания
  • канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов
  • постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси
  • Устава Русской Православной Церкви (последние поправки были внесены в 2017 году)

Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация. Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации. Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.

Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с патриархом Московским и всея Руси.

Устройство канонической территории Русской Православной Церкви с 9 июля 2019 г.

Епархии

См. список в ст. Епархии Русской Православной Церкви

Исторический очерк

См. ст. История Русской Православной Церкви

Предстоятели

    • ранее см. Киевская митрополия Константинопольской Православной Церкви
  • Свт. Иона (наречённый митрополит с 1442/1443, рукоположен Собором русских епископов 15 декабря 1448, + 31 марта 1461)

Московские и всея Руси митрополиты

Патриархи Московские и всея Руси

Исторические титулы предстоятеля

  • митрополит града Москвы и всеа Русии (? — 1589 )
  • патриарх града Москвы и всеа Русии или града Москвы и Великого Росийского царствия (упом. май 1589 )
  • патриарх Московский и всеа Росии (краткий титул, для полного добавляется: «и всех северных стран», упом. 1690 )
  • архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран патриарх (упом. 1700)
  • патриарх Московский и всея России (1917 — упом. 1925)
  • патриарх Московский и всея Руси (с 1943)

Статистика

Выборка. Подробнее см. Статистика Русской Православной Церкви

Учебные заведения

Система духовного образования Русской Православной Церкви включает общецерковную аспирантуру; ряд высших церковных учебных заведений — духовных академий, университетов и институтов; развитую двухступенчатую сеть профессиональных учебных заведений состоящую из духовных семинарий и духовных училищ. Подробнее см. Учебные заведения Русской Православной Церкви

Ставропигии

Кроме Московской епархии (городской и областной), в прямом архиерейском ведении патриарха Московского и всея Руси состоит разветвленная сеть ставропигиальных учреждений — монастырей, благочиний (как объединенных в особые управления, так и отдельных), духовной миссии, подворий и представительств, отдельных приходов. Подробнее см. ст. Патриаршая область Русской Православной Церкви.

См. также

  • Синодальные учреждения Русской Православной Церкви
  • Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви
  • Православные СМИ
  • Список предстоятелей:

«Внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви с 2009 года по 2019 год», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 января 2019,

«»Об исповедании православной веры при богоборческом строе и о значении нашей свободы сегодня». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 28 октября 2017,

Указана дата интронизации а в скобках дата избрания.

Поставлен Лжедмитрием после ссылки святителя Иова, впоследствии впал в униатство, ныне не считается Церковью законным.

В Уложенной грамоте о патриаршестве в России.

В Уложенной грамоте о патриаршестве в России. Первая версия встречается много раз, вторая — однажды.

Духовное завещание патриарха Иоакима, 1690,

Чудецкий, П., «Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв.,» ТКДА, 1877, № 4, 73.

По данным выставки «Преодоление. Русская Церковь и Советская власть» организованной Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом зимой 2012/13 годов в Музее современной истории России. См. виртуальный тур на сайте ПСТГУ,

Статистика на 1 декабря 1907 года. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин, Москва, 1908, сс. IX-X

«»Об исповедании православной веры при богоборческом строе и о значении нашей свободы сегодня». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 28 октября 2017, , со ссылкой на ст. «Русская Церковь при Патриаршем Местоблюстителе митр. Петре (1925-1936)», Русская Православная Церковь, М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 1997, с. 145.

«»Об исповедании православной веры при богоборческом строе и о значении нашей свободы сегодня». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 28 октября 2017, , со ссылкой на ст. «Русская Церковь при Патриаршем Местоблюстителе митр. Сергии (1936-1943)», Русская Православная Церковь, М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 1997, с. 149.

До присоединения к СССР Прибалтики, Западных Белоруссии и Украины, а также Бессарабии. По данным Галкин, А. К., «Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,» Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10),

Данные оглашенные к Поместному Собору 1988 года. Из доклада местоблюстителя патриаршего престола митрополита Смоленского Кирилла на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27 января 2009 года,

По сведениям, оглашенным патриархом Алексием II на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года,

В России, странах СНГ и Прибалтике. Сведения по 8 епархиям дальнего зарубежья не используются кроме кол-ва епархий и архиеереев.

Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, обновление от 1 мая 2009,

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года —

ВАЛААМ /Карелия/, 10 июля. /ТАСС/. Русская православная церковь открыла 10 новых приходов за границей, в том числе в Хошимине и на острове Минданао, сообщил журналистам руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков по итогам заседания Священного Синода РПЦ.

«На заседании Священного Синода было принято решение об организации 10 новых приходов Русской православной церкви. Образованы приходы в Сеуле и Пусане (Корейская епархия), в городе Янгон (Мьянма, Таиландская епархия), возобновлена деятельность прихода в Маниле (Филиппинско-Вьетнамская епархия), в городах Давао и Генерал-Сантос на острове Минданао. В Ханое и Хошимине также открываются приходы РПЦ», — сказал представитель РПЦ.

«В связи с необходимостью окормлять соотечественников и формировать новые общины в разных уголках Земли, на заседании Синода было принято решение о принятии в юрисдикцию Русской православной церкви нового прихода в честь святителя Николая Чудотворца на Фарерских островах (Дания)», — добавил он.

По словам Волкова, Русская церковь «продолжает свои миссионерские труды в разных частях земного шара». «Такая широкая география новообразованных приходов свидетельствует об очень активной деятельности Русской церкви не только внутри наших традиционных географических пределов», — сказал руководитель пресс-службы.

Каждый из приходов, который был образован, включает несколько десятков (до 100) человек. «Это не только наши соотечественники, дипломаты и люди, которые находятся по семейным или бизнес-делам в этих странах, но и эти приходы — для местных жителей, которые тоже становятся православными христианами и становятся чадами Русской православной церкви», — подытожил глава патриаршей пресс-службы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *