Рублевская троица

ИКОНА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, НАПИСАННАЯ АНДРЕЕМ РУБЛЕВЫМ

Самое известное и прославленное произведение Андрея Рублева — образ Св. Троицы. Икона происходит из местного ряда Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (с 1929 г. — в Третьяковской галерее); почиталась в монастыре как чудотворная. В «Сказании о святых иконописцах» сохранилось свидетельство о том, что игумен Никон просил «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». Об авторстве Рублева свидетельствует и постановление Стоглавого Собора 1551 г., где было указано писать Св. Троицу, «как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев». В вопросе датировки иконы существуют 2 мнения: ряд ученых предполагают, что она была написана для деревянной церкви Троицкого монастыря, построенной игуменом Никоном после нашествия Едигея, и датируют икону 1412 г., другие определяют 20-ми гг. XV в., связывая ее происхождение с каменным собором монастыря, заложенным в 1422 г. В XVI в. царь Иоанн IV Васильевич Грозный сделал в монастырь вклад, украсив икону басменным золотым окладом с золотыми венцами, эмалевыми цатами, перенесенными позднее на оклад времени царя.

Православная энциклопедия

ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ РУБЛЕВ

В страшные времена войн и усобиц XIV-XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв. Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости». Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Все созданное им — плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублёв подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.

Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 г. «Троицы» — главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Андрей Рублёв родился в конце 60-х годов XIV века в небольшом городке Радонеже неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. По всей вероятности, в юности Андрей был послушником этого монастыря, а потом принял сан монаха. Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы. Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы. Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублёва крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годами. Вот первое, где говорится о том, что Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублёв начали работу над иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля. «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». Исследователи установили, что Рублёв написал для собора одну из лучших своих икон — «Преображение».

По-видимому, к тому же времени относится и исполненный Рублёвым настоящий памятник книжного искусства — «Евангелие Хитрово». Это название рукопись получила по имени боярина, которому она принадлежала в XVII веке. Рукопись выделяется безупречностью выполнения. Миниатюры, заставки, фигурки зверюшек-букв — это особый мир, где все живет, все одухотворено. Здесь много выдумки, юмора, все проникнуто глубоко народным простодушием, каким овеяны наши русские сказки. Мягко вьются линии орнаментов, напоминающие стебли трав, формы листьев, цветов. Ощущение радости и непринужденности создают легкие, светлые краски: лазоревая голубизна сочетается с нежной зеленью, алеет киноварь и поблескивает золото. Ученые предполагают, что такая драгоценная рукопись, как «Евангелие Хитрово», могла быть создана на средства великого князя или самого митрополита.

Во втором сообщении 1408 г. говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублёв отправлены расписывать Успенский собор во Владимире: «Того же лета мая в 25 начата подписывати церковь каменую великую съборную святая Богородица иже в Владимире повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Владимирский Успенский собор особо почитался в Древней Руси, и великие князья московские не переставали заботиться о его убранстве. Так произошло и в 1408 г., когда великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, повелел заменить новыми фресками утраченные части его росписей XII века. Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма. Анализ стилистических особенностей помог ученым определить группу изображений, принадлежащих Рублёву: в них ощущаются артистизм, музыкальность линии, грациозность. Юношески прекрасен трубящий ангел, вдохновенно решителен Петр, увлекающий праведников в рай.

Трактовка сцены Страшного суда, ее эмоциональный настрой необычны: здесь нет ощущения ужаса перед страшными карами и торжествует идея всепрощения, просветленное настроение; в этом ясно ощущается мировосприятие Рублёва. Долгие годы исканий, которые проявились уже во фресках Успенского собора, нашли завершение в образах так называемого «Звенигородского чина». В них Рублёв обобщил размышления своих современников о моральной ценности человека. «Звенигородский чин» — это часть иконостаса, созданного для одного из звенигородских храмов. Время создания этого иконостаса точно не известно. Сейчас от росписей в соборах сохранились только фрагменты, а из икон дошли лишь три. Они были обнаружены в 1919 году советскими реставраторами. «Их создателем, — писал о звенигородских иконах И.Э. Грабарь, первый исследователь драгоценной находки, — мог быть только Рублёв, только он владел искусством подчинять единой гармонизирующей воле эти холодные розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористические задачи, бывшие под силу разве лишь венецианцам, да и то сто с лишком лет спустя после его смерти». Из всего монументального замысла Рублёва сохранились только поясные изображения «Спаса», «Архангела Михаила» и «Апостола Павла».

Пока иконописцы работали во Владимире, на Москву двинулось войско татарского хана Едигея. Не сумев взять Москву, татары сожгли множество городов, и в том числе Троицкий монастырь. Настоятелем монастыря был игумен Никон. Он с большим рвением принимается за восстановление и украшение монастыря. На месте деревянного храма возводится в 1423-1424 гг. белокаменный. В середине двадцатых годов Даниил Черный и Андрей Рублёв были приглашены Никоном расписать новый каменный собор Св. Троицы. Эти работы Рублёва относятся к 1425–1427 годам.

Рублёв написал главную икону монастыря — знаменитую «Троицу». Три ангела — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух — вписаны художником в треугольник и круг. Линии крыльев и одежд перетекают одна в другую, как мелодии, и рождают чувство равновесия и радостного покоя. Особо поражает общая светозарность иконы. Художник нашел идеальные пропорции не только в решении фигур композиции. Совершенны также отношения светлых тонов, не вступающих в борьбу с контрастными темными цветами, а согласно и тихо поющих с ними гимн радости бытия. Это мерцание цвета позволяет художнику достичь поистине симфонического звучания оркестра красок палитры. Чуть-чуть поблескивает стертое старое золото на темном от времени левкасе. Мудрое переплетение форм, силуэтов, линий, прочерков посохов, округлости крыльев, падающих складок одежд, сияющих нимбов — все это вместе со сложной мозаикой цвета создает редкую по своеобразию гармонию, благородную, спокойную и величавую. И только два черных квадрата на фоне — вход в дом Авраамов — возвращают нас к сюжету Ветхого завета. Светоносность «Троицы» настолько разительна, что иные иконы экспозиции Третьяковской галереи кажутся темными и красно-коричневыми.

Вскоре после завершения работ в Св. Троице, по-видимому, умер Даниил, похороненный в Троице-Сергиевом монастыре. Потеряв своего друга, Рублёв вернулся в Андроников монастырь, где выполнил свою «конечную» (то есть последнюю) работу. Если верить Епифанию Премудрому, Рублёв принимал участие не только в росписи церкви Спаса, но и в ее построении. Эта церковь была возведена около 1426-1427 гг. Вероятно, ее фрески были написаны в 1428-1430 гг. Рублёв скончался 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре в Москве, который сейчас носит его имя. В 1988 г., году тысячелетия крещения Руси, Русская православная церковь причислила Рублёва к лику святых. Он стал первым художником, который был канонизирован христианской церковью.

100 великих художников

  • Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого прот. Олег Давыденков
  • Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода прот. Павел Матвеевский
  • Предвечный совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода прот. Николай Малиновский
  • Первозданный человек митр. Иларион (Алфеев)
  • Предвечный Совет Божий о спасении людей преп. Иустин (Попович), Челийский
  • Что такое Предвечный Совет Святой Троицы? прот. Олег Стеняев
  • Совет Божий о спасении людей свт. Филарет Черниговский (Гумилевский)

***

Предве́чный сове́т Свято́й Тро́ицы – безначальный, вневременный (происходящий до века, до времени – «пред» веком, «пред» временем) замысел Бога о мире, созерцание Богом от вечности образов мира (бытия мира).

Предвечный совет Святой Троицы назван предвечным, поскольку он осуществляется вне времени, присущего нашему тварному миру. Предвечный совет Святой Троицы осуществляется в Божественной вечности, предшествуя бытию всех сотворенных вещей и событий. На предвечном совете Святой Троицы определено Божественное представление о каждом существе, которому предстоит получить от Бога жизнь. Предвечный совет назван советом, ибо в нем участвуют все Лица Пресвятой Троицы.

Предвечный совет – особый совет. Участвующие в нем Лица Святой Троицы существуют нераздельно и обладают единой Божественной волей. Идеи и замыслы предвечного совета – идеи и замыслы единого всемогущего Существа, которые всегда исполняются и претворяются в жизнь. Поэтому слово «совет» в данном случае ближе понятию волевое предрешение, волеизъявление, понимаемому как мысль, план или идея, которая непременно и непреложно осуществится.

По слову св. Иоанна Дамаскина, Бог «созерцал всё прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план». Божественные мысли, планы и образы и есть «предвечный и неизменный совет» Божий, в котором «начертано всё, предопределенное Богом и неукоснительно совершающееся, прежде его бытия». Божественный совет неизменен, вечен и непреложен, ибо вечен и неизменен Сам Бог. На предвечном Божественном совете Святой Троицы принято решение о творении человека, что отражено в словах Писания: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). На предвечном Божественном совете Святой Троицы принято решение о Воплощении Сына Божия и спасении человечества.

Предвечный совет о спасении человеческого рода есть замысел о Воплощении как соединении Божественного и человеческого естества в Богочеловеке Иисусе Христе, о спасении и искуплении человеческого рода через Его крестную смерть и воскресение из мертвых. Этот замысел есть главнейшая часть общего замысла Бога о всем тварном мире.

Божественный замысел о спасении человеческого рода есть вечный замысел, как и все замыслы Бога. Предвидя человеческое грехопадение прежде создания мира, Бог в вечности определил спасение человечества.

Первое Лицо Святой Троицы Бог Отец выступил Предначертателем этого решения.

Второе Лицо Святой Троицы Сын Божий ради спасения человечества изъявил согласие к Воплощению, что отражено в словах Писания: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне» (Евр. 10:7-10), а также в словах «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Третье Лицо Святой Троицы Святой Дух предуготовил Себя быть ниспосланным Отцом во имя Сына, чтобы Своим благодатным действием духовно преображать верующих в Сына Божьего, усваивать им плоды Его жертвы, сообщать им бесценный дар Богопознания, делать их «причастниками Божьего естества» (2Пет. 1:4).

См. БОЖЕСТВЕННЫЕ ИДЕИ, ХРИСТОЛОГИЯ, ПРЕДВИДЕНИЕ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ

Андрей Рублев Троица конец 14-го века
Феофан Грек Ветхозаветная Троица 1378
Эти произведения близки по времени написания, их разделяют примерно два десятилетия, чуть больше.
Троица Феофана Грека — фреска в одном из соборов Новгорода. Рублевская Троица — икона.
В основе Троицы Феофана Грека лежит библейский ( Ветхий Завет) сюжет о бездетных супругах Сарре и Аврааме, причем Сарра сильно превосходит в возрасте Авраама. Однажды в дом супругов являются странники — ангелы; вскоре у Сарры рождается сын и она становится, таким образом, одной из прародительниц еврейского народа. На фреске запечатлена встреча Саррой и Авраамом (его изображение не сохранилось) странников, их гостеприимство и угощение ангелов трапезой. Центральные образы фрески — ангелы. Встреча земного и небесного передана Феофаном Греком с огромной силой, ветхозаветный сюжет весь в движении, в эмоциях, кажется, передано даже движение фигур Сарры и ангелов. Грек пишет библейский сюжет — при этом на экспрессивно выписанной фреске ярко выражено подчинение земного небесному, ангелы возвышены над людьми.
Выразительность манеры письма, ее подвижность, изумительные краски — в этом секрет Феофана Грека.
В Троице Рублева трапеза небесных посланников как бы снивелирована, это уже не только и не столько выражение ветхозаветного текста о пришествии ангелов. Создана новая, совершенная композиция произведения. В иконе воплощено Божественное Триединство, и это будет закреплено и многократно повторено в традиции русской иконописи.
Рублевская Троица — гармония, мудрость, спокойствие, созерцание.

В День Святой Троицы на середину храма выносят праздничную икону. На ней изображены три Ангела, сидящие за столом под деревом. Иногда сюжетная композиция дополняется фигурой прислуживающего им Авраама. Почему именно так изображается Троица? О чем рассказывает нам икона преподобного Андрея Рублева и в чем состоит новаторство гениального иконописца?

Гостеприимство Авраама

До XV века иконография этого образа, который получил название «Ветхозаветная Троица», была чаще всего обстоятельным рассказом с описанием бытовых подробностей библейского события. В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они названы Ангелами).

Во время трапезы Аврааму было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. И несмотря на то, что Аврааму в этот момент исполнилось уже 100 лет, а его жене Сарре 90, он поверил Господу. Эта великая вера, которая проявлялась и как доверие всем словам Божиим, и как готовность следовать любому повелению Господа, отличала праотца. Господь говорит: Ибо я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним (Быт. 18, 19). То есть Бог избрал не народ, а именно этого человека, чтобы он ходил перед Господом. Только от такого человека, преданного воле Божией, мудрого и смиренного, всегда готового услышать голос Истины, должен был произойти не только его сын Исаак, но и Сам Спаситель мира.

После беседы с праведником два Ангела отправляются в Содом — город, который должен был погибнуть за многочисленные грехи его жителей, а Авраам остается беседовать с Господом.

Никто из святых отцов и учителей Церкви не сомневался, что в этом рассказе скрывается одно из бывших Аврааму Богоявлений. Однако существовали разногласия: явился ли Аврааму Господь с двумя Ангелами, или это были три Ангела, служившие средством к внешнему обнаружению через них Божества, или же это все три Лица Святой Троицы в образе Ангелов.

К примеру, святитель Амвросий Медиоланский считал (один из немногих), что в виде трех Ангелов явились три лица Святой Троицы. Августин Блаженный полагал, что это были просто три Ангела. И, наконец, целый ряд отцов — мученик Иустин Философ, священномученик Ириней Лионский, святитель Иоанн Златоуст — считали, что это было явление двух Ангелов и Сына Божия. Одним из главных аргументов в пользу этого мнения является то, что уже после этого Богоявления говорится, что два мужа пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа (Быт. 18, 22).

Святитель Филарет Московский говорит о том, что «обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе этих Ангелов полагала символ Святой Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, поелику Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе Ангелов».

Предвечный совет

Далеко не все наши современники ассоциируют этот образ с библейским сюжетом. После слов «икона Троицы» многие просто автоматически готовы добавить «Рублева». Древнерусский иконописец совершенно по-новому увидел этот образ, и его решение стало эталоном для последователей.

Имя преподобного Андрея Рублева связано с московской иконописной школой. Среди его заказчиков были сыновья святого благоверного князя Димитрия Донского, а также ученики и последователи преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевской Лавры.

Жизнь святого Сергия была идеалом для современников Рублева. Первый биограф святого Епифаний Премудрый писал, что преподобный Сергий основал Троицкий монастырь для того, чтобы «воззрением на Святую Троицу побеждался ненавистный страх розни сего мира». Преподобный Андрей Рублев мысль о необходимости и благотворности любви, наполняющей Троицу, воплотил в красках.

В житии преподобного Никона, второго игумена Троицкого монастыря, упоминается, что Рублев написал «Троицу» в похвалу преподобному Сергию Радонежскому. Преподобный Никон очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя свою скорую кончину и желая завершить убранство собора, он призвал для работы преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Их работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Нужно было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. А кроме того преподобный Никон еще при жизни своей хотел увидеть храмовый образ Троицы, который должен был стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».

Библейский рассказ в интерпретации преподобного Андрея Рублева утратил все повествовательные черты, которые традиционно включались в композицию иконы на этот сюжет. Нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму: Ангелы представлены не вкушающими, а беседующими.

В «Троице» Рублева фигуры Авраама и Сарры впервые не написаны сознательно. В иконе представлены не гостеприимство Авраама, а выражена философская идея единства и нерасторжимости Лиц Святой Троицы. Бесконечная любовь пронизывает, объединяет всех лиц нераздельной и неслиянной Троицы, делая и нас сопричастниками горней любви. Единство трех ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21).

Жесты Ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы. Левый Ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу — однако рука его находится в отдалении, он как бы передает чашу центральному Ангелу, который также благословляет ее и принимает, наклоном головы выражая свое согласие: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39).

Свойства каждой их трех ипостасей Святой Троицы раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом Божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его Ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама.

Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над Ангелом, символизирующим Христа.

Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого. В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали Завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской.

Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой, сколько иконописцев пытались повторить чудный образ! «Троица» Рублева — одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой иконописи, повествующее нам о горнем свете и любви.

Подготовила Марина Шмелева

* * *

Читателям

В настоящее время «Троица» преподобного Андрея Рублева находится в зале древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. К празднику Святой Троицы ее передают в храм Николы в Толмачах при Третьяковской галерее.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *