Рука божья

Книга премудрости Соломона

Глава 3.

1А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.

2В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, 3и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире.

4Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия.

5И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.

6Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную.

7Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю.

8Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки.

9Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.

10Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа.

11Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны.

12Жены их несмысленны, и дети их злы, проклят род их.

13Блаженна неплодная неосквернившаяся, которая не познала беззаконного ложа; она получит плод при воздаянии святых душ.

14Блажен и евнух, не сделавший беззакония рукою и не помысливший лукавого против Господа, ибо дастся ему особенная благодать веры и приятнейший жребий в храме Господнем.

15Плод добрых трудов славен, и корень мудрости неподвижен.

16Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет.

17Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почета.

18А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; 19ибо ужасен конец неправедного рода.

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

Многие считают, что человек сам определяет своё будущее и свой путь. Многие утверждают, что это вопрос чистого рационализма, согласно которому жизнь похожа на калькулятор: получаешь данные, делаешь необходимые расчёты и имеешь результат. Очевидно, что такое механистическое представление о жизни игнорирует Творца и Владыки жизни, Который является Тем, Кому всегда принадлежит последнее слово. Как написано в книге Иова:

Иов 23:13
«Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его.”

А в книге Притчей мы читаем следующее:

Притчи 16:1
«Человеку предположения сердца, но от Господа ответ языка.”

Притчи 16:2
«Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.”

Притчи 19:21
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.”

Притчи 16:9
«Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.”

Перед нами иногда может быть открыто множество дорог. У нас иногда может возникать множество вопросов. Но что говорит Слово Божие? Что Господь, несмотря на наши вопросы, знает, как направлять нас. Пять раз в приведённых местах из книги Притчей повторяется мысль о том, что, несмотря на то, что человек может строить много планов и у него может быть много разных мыслей, которые кажутся правильными его глазах, в конечном итоге состоится только определённое волей Господней. Именно Господь, Творец и Владыка жизни, управляет нашим шествием и взвешивает наши души и сердца. В книге пророка Иеремии написано:

Иеремия 10:23
«Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим.”

Вы можете думать: почему же то или иное событие произошло так, а не иначе? Вы также можете осуждать себя за то, что, как вам кажется, вы поступили в той или иной ситуации не лучшим образом. Однако этого делать не стоит. Владыка жизни, Тот, кому вы доверили свою жизнь, тоже имеет право голоса и свою волю. В Притчах 24:12 написано:

Притчи 24:12
«Скажешь ли: `вот, мы не знали этого’? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.”

Господь хранит наши души, взвешивает наши сердца, и хотя мы можем чего-то не знать, Он знает всё. Господь знает обо всём, что нас беспокоит или что причиняет нам боль. Вместо того чтобы обвинять себя за решения, принятые в прошлом, или волноваться за принятие предстоящих решений, давайте откроем свои сердца Ему, доверим Ему свой путь, а Он, конечно же, знает, как направлять нас. Возвращаясь к примеру Павла, который мы рассматривали в предыдущем выпуске (Деяния 16), нужно сказать, что откровение, касающееся того, куда идти и где проповедовать Слово Божие, Павлу было дано не сразу. Однако это не означало, что он оставался где-либо в ожидании откровения. Вместо этого он отправился в Мисию. Но Господь воспрепятствовал ему. Затем он попытался пойти в Галатию, но Господь снова преградил ему путь. В конце концов, он прибыл в Троаду, и, там, Господь показал ему в откровении, что ему нужно идти в Македонию и там проповедовать. Павел не сидел дома, ожидая от Господа ответа «да» или «нет». Он также не осуждал себя за то, что его планы насчёт Миссии и Галатии потерпели крах. Он принял решение идти туда. Он искренне стучал в дверь и знал, что за Господом право открыть или же закрыть её. Очень часто мы оказываемся на перепутье, когда нам необходимо принять какое-либо решение. Давайте же примем это решение с молитвой и с чистым сердцем, предоставив Господу направлять наши стопы. Важнее всего здесь не наша способность принимать решения или получать откровения, но полностью доверяться Господу, а Он будет руководить нами на нашем пути. Вот что говорит по этому поводу Давид:

Псалтирь 37:3-7
«Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него.”

Давайте же предадим свои пути Господу, и Он всё совершит. Давайте покоримся Ему и будем надеяться на Него. Мы видим эту же мысль в Послании к Римлянам 8:28:

К Римлянам 8:28
«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по изволению, все содействует ко благу.”

Всё содействует ко благу тем, кто любит Бога. ВСЁ. Как то, что, на наш взгляд, для нас благо, так и то, что, как нам кажется, приносит нам страдания. Поэтому не будем унывать и терять мужество. Вместо этого давайте доверять Господу, ведь Он знает, как нас вести по нашему пути.

Притчи 3:5-6
«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.”

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

Когда мы слышим слова «во блаженном успении вечный покой», то подчас уже и не помним их точного смысла. Далекие от Православия люди часто понимают их как простой отдых – прекращение скорбей и страданий — некое забытье, летаргический сон… Но и православные часто забывают, что эти слова имеют глубочайший богословский смысл, что в них заключено одно из имен Божьих.​ Вся тварь находится в движении и вся стремится к покою. Как говорит великий богослов покоя св. Каллист Катафигиот, «всякое движение какой бы то ни было твари и, конечно, и самого ума имеет в виду и действительно усиленно стремится к неподвижному и спокойному состоянию; переход в такое состояние и покой в себе есть конечная цель и равным образом успокоение для твари».
В то же время ум человеческий, созерцая творения, не может обрести успокоения. Поскольку все созданное, как начавшееся, получает соответственным образом конец, то непрерывно движущийся ум не может навсегда остановиться на каком-либо тварном явлении, обрекается на неудовлетворенность и беспокойство. Будучи объят вещами ограниченными и конечными, он ищет бесконечное и высшее, а потому и лишается покоя. Не в силах остановиться, ибо «это далеко от природы ума, очевидно всегда подвижной», ум не обретает спокойствия среди тварного мира, так что даже «невероятно, чтобы ум обрел спокойствие или остановился тогда, когда он бывает среди тварей».
Так где же ум может обрести покой? Где он может пребывать в спокойствии и мире?
Только если он достигнет несозданного и неограниченного, говорит св. Каллист, только если он соединяется с Богом. «Его единого и неограниченного должен посредством движения достигать ум, как бы нашедший свое естественное спокойствие, разумеется, в мысленном покое. Ибо там стояние духом и гостеприимное отдохновение, бесконечный предел всего, и движение, сосредоточиваясь на Том едином, не прекращается никаким образом ни для какого ума, достигшего беспредельного, бесконечного, неограниченного, безвидного, безoбразного, совершенно простого: ибо таков названный единым, т. е. Бог».
Пребывая в Боге, человеческий ум не утрачивает приснодвижности, не лишается своего движения. Но это движение соединяется с действием Божьим, ведущим человека к большему и большему Богопознанию. Движение ума соединяется с приснодвижным бытием Его Создателя, «с животворящим беспрерывным дыханием Духа». Потому и сам вечный покой становится приснодвижным покоем.
Без Бога, без Его Духа, «приснодвижно дышащего в сердце», человек даже не знал бы, существует ли духовный покой, «существующий только вокруг Бога и обожающий причастника своего среди невыразимого и несказанного отдохновения во Христе». И сам Бог становится для человека Покоем и вводит в покой. «О дивная благодать! — на самое лоно Божие, — в истинный покой и неизреченное отдохновение и духовное и преестественное наслаждение, чтобы не сказать упоение, красотами Божиими, и в божественный восторг — в те преблагословенные недра, заключающие в себе великую глубину божественных таинств и в достаточной степени приближающиеся к ощущению пресущественности Божией».
Православное богословие называет Бога Покоем и Миром. Так Он именован св. Дионисием Ареопагитом. Так Он был именован еще праведным апостолом Иустом, принадлежащим к 70-ти.
«Он есть вечный покой, – говорит свт. Димитрий Ростовский. – Мир, тишина и вечный покой в одном только Боге и в благодати Пресвятого Духа. Там — радость, там — веселие, там — безпечалие, безсмертие, безбоязненность. Там мир невозмутимый, покой всегдашний, радость нескончаемая, вечное наслаждение, всегда услаждающее человека. Только возлюби истинно всем сердцем Господа, и — вкусивши — опытно познаешь, яко благ Господь, тогда сам сильно пожелаешь разлучения с телом и всегдашнего пребывания с Господом.
Потому Единого Бога возлюби всем сердцем — да обрящешь вечный покой и тихое пристанище душе своей и сподобишься присносущного наслаждения. Ибо любовь Божия присносущна (вечна), желание Его неисповедимо и утешение Его нескончаемо — всегда веселящее человеческую душу. Любовь Божия ненасытна и превосходит тьмами тем всякую любовь плотскую, всякое желание земное. Желание Божие безгранично и всю душу соделывает светлою, зрящею, просвещенною, радостною, веселою, бесстрастною, беспечальною, неленостною, неусыпною, несокрушимою, нескучающею, неалчущею, нежаждущею, но всегда всех благ преисполняемою и насыщаемою. Устроив так души всем сердцем возлюбивших Его, Господь отрет всякую слезу с очей их и отымет от них всякое воздыхание. О, Божественная любовь! О, Божественное желание! О, Божественная сладость и утешение! Блажен, кто сие примет о Христе Иисусе — Господе нашем!»
См. на сайте раздел: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ​

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *