Русь приняла христианство

Проникать на территорию будущего Древнерусского государства христианство начало задолго до князя Владимира — ещё в IX веке. В это время в этих землях царило язычество, причём свой пантеон был практически у каждого племени. Но, согласно некоторым источникам, прибывшие из Византии священники крестили даже князей Аскольда и Дира вместе с их боярами.

Ориентировочно в 957 году в ходе официального визита в Константинополь христианкой стала и киевская княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, при крещении принявшая имя Елена. Однако при этом она не смогла добиться от басилевса (монарха с наследственной властью в Древней Греции) ряда торгово-экономических и политических преференций. Но после того как княгиня сделала вид, что задумалась над учреждением церкви на Руси по западному обряду, официальный Константинополь поспешил заключить с Русью крайне выгодный для Киева договор, подобный тем, которые в современной дипломатической практике называют «договорами о дружбе и сотрудничестве». И уже примерно с середины Х века в погребениях на Руси стало появляться всё больше нательных крестов.

  • © Ф. А. Бруни «Прибытие в Киев епископа» (1839)

Язычество мешало Руси в политическом и даже социально-экономическом смысле. Племенные культы служили препятствием на пути к созданию единого народа и мощного централизованного государства. Правитель Руси князь Святослав Игоревич принимать христианство не захотел и якобы заявил своей матери Ольге, что может потерять из-за этого авторитет в глазах дружины. Создать централизованную державу он не смог.

Сын Святослава Ярополк, по словам историков, якобы испытывал симпатии к христианству, а вот победивший его в борьбе за власть брат Владимир сначала стал сторонником духовной «реакции» и даже попытался учредить в стране единый языческий пантеон, но ощутил, что это совсем не то, что нужно Руси. И тогда, согласно летописным повествованиям, князь озаботился «выбором веры».

Выбор веры

Согласно легенде, Владимир лично побеседовал с проповедниками ислама, иудаизма, христианства западного обряда, и лишь греческий философ убедил князя остановить выбор на христианстве восточного обряда. Учёные видят в этой истории определённый символизм.

«На самом деле у Владимира было два реальных варианта: христианство западного и восточного обряда. Однако именно христианство восточного обряда имело давние корни у славян. Оно начало проникать на Русь ещё в IX веке, немало местных жителей, в том числе и представителей знати, уже были крещены. К этому времени многие поняли, что принятие христианства от Рима приведёт к неминуемой политической зависимости от него», — поделился в беседе с RT руководитель Центра источниковедения истории России ИРИ РАН, доктор исторических наук Антон Горский.

  • © И. Е. Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру»

По мнению профессора факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора исторических наук Сергея Перевезенцева, в выборе князя Владимира важную роль сыграла деятельность христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке старославянскую азбуку и проповедовавших среди славян и других народов, живших на берегах Чёрного моря.

«Кирилл и Мефодий, которые были как раз выходцами из Византии, перевели на славянский язык богослужебные тексты, Евангелие. На Западе службы изначально вели на латыни, Библию читали на латыни, а благодаря Кириллу и Мефодию христианство, именно восточного обряда, стало понятно славянам, и большая часть славян в то время, соответственно, оказались ориентированы на восточную традицию», — отметил он.

По словам эксперта, к западному обряду на Руси относились прохладно. «В Киеве в то время жили крещенные по восточному обряду выходцы из западнославянских народов, у которых уже был негативный опыт общения с германцами, и они делились им с обитателями Руси», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.

Земля Херсонеса

Согласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи. Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне.

Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес (был расположен на месте современного Севастополя).

После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.

  • © В. М. Васнецов «Крещение Владимира»

«Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса. Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса. Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь. А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева.

Возникновение русского народа

Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.

«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер. Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни. И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.

По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.

«Принятие христианства, по сути дела, создало тот самый русский народ, который затем построил великую русскую цивилизацию.

До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.

Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.

«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.

Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность. Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.

  • Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади © Евгения Новоженина
  • РИА Новости

«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.

По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она.

Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.

Могло ли такое быть?

И да, и нет. Для начала нужно вспомнить и соотнести даты. Годом крещения Руси принято считать 988-й. Официально в этот момент христианская церковь еще не была разделена. Та самая великая схизма, официально завершившая раскол церкви на католическую и православную (хотя куда точнее будет сказать на Римскую и Византийскую), датируется 1054-м годом. Соответственно два этих события разделили 66-лет. Весьма внушительный разрыв.

Формально это означает одно: выбор католицизм или православие перед Владимиром не стоял. От кого бы он ни принял крещения, от папских легатов или от посланников патриарха Константинопольского, он в любом случае, попал бы в лоно одной и той же церкви. А ведь нет сомнений, что если князь киевский и мучился выбором, то именно между Римом и Константинополем. И дело тут не столько в религии, сколько в политике. Схизма-то, конечно, произошла в 1054-м году, но отнюдь не на пустом месте. Это была последняя капля, но до этого, на протяжении нескольких столетий, христианство упорно двигалось навстречу расколу.

Папа Лев IX. (pinterest.com)

Помимо десятков догматических различий, имели место еще и очень острые противоречия иного характера. Константинопольский Патриарх не подчинялся Папе, а Папа, в свою очередь, не повиновался предстоятелю Византийской церкви. Впрочем, еще острее стоял вопрос о том, какую «школу» поддержат в том или ином регионе Европы. В середине IX-го века вспыхнул нешуточный конфликт из-за Балкан, Болгарии и Южной Италии. Конфликт этот зашел так далеко, что Папа Николай I объявил, что Патриарх Фотий был выбран незаконно и потребовал его переизбрания. Получив отказ, Папа отлучил Фотия от церкви. Фотий, в свою очередь, предал анафеме Николая, а с ним и Римскую церковь.

Первое отлучение произошло в 863-м году, второе — в 867-м. «Фотиева схизма» не стала окончательным расколом, но контакты двух церквей с этого момента прекращаются. В следующие двести лет их почти не было. Константинополь с Римом начали автономное друг от друга существование.

Одним из его важных факторов была борьба за привлечение в свое лоно новых сынов. Киевская, Новгород и другие города Древней Руси, естественным образом, попали в сферу влияния Византии. Здесь часто бывали греческие священнослужители. Считается доказанным тот факт, что христианство восточного образца приняли Аскольд и Дир, правившие в Киеве.

До крещения Руси приняла христианство и княгиня Ольга. Это, кстати, далеко не единственный пример. Археологические находки убедительно доказывают, что христианство принимали и люди некняжеского происхождения. В могильниках языческого периода довольно часто находят нательные кресты. В этой ситуации можно было бы сказать, что выбор, в общем-то, был сделан задолго до Владимира. Тому оставалось лишь принять очевидное. Впрочем, существовал один политический аспект, который мог склонить князя к другому выбору.

Выборы в пользу Рима?

«Повесть временных лет» описывает нам сложный процесс выбора. К Владимиру приходят послы не только из Рима и Константинополя, но также волжские булгары, которые предлагают князю принять ислам, и хазарские иудеи. В конце концов Владимир делает выбор в пользу Константинополя, поддавшись уговорам мудрого византийского философа, который прибыл в Киев.

Князь Владимир выбирает веру. Источник: wikipedia.org

Не будем забывать, что «Повесть временных лет» писалась в начале XII-го века лицом духовным. Летописец Нестор был монахом Киево-Печерского монастыря. Скажем сразу, что влияние ислама и иудаизма на Руси было так мало, что выбор в их пользу князь Владимир сделать попросту не мог. А вот с Римом все обстояло сложнее.

Посланники Папы на Руси появлялись не так часто, как священнослужители из Византии, однако и они были тут очень активны. Больше того, русские князья, в какой-то момент, стали умело играть на противоречиях Константинополя и Рима. Известно, что княгиня Ольга отправляла послов к Императору Оттону I с просьбой прислать епископов и учредить на Руси церковь. Так, в Киев отправился Адальберт Магдебургский.

Ольга, правда, не собиралась заводить длительную дружбу с Римом. Этот ход был сделан ею для того, чтобы вынудить Константинополь предложить Киеву более выгодные условия союзного договора. Этот случай не единичный.

Существует мнение, что Святослав не стал принимать христианство именно потому, что хотел продолжить лавирование между Римом и Константинополем. Да и в дальнейшем русским князьям случалось обращаться к Папам. Правда, в пиковых случаях. Христианство начало распространяться на Руси еще до Крещения.

Два самых известных примера: союз Даниила Галицкого с Римом и принятие им титула короля Руса, а также обращение Изяслава Ярославича к Ватикану с призывом подтвердить законность его притязаний на киевский престол. Оба этих событий произошли уже после Крещения Руси и после раскола церкви. В целом же Константинополь успел на Русь значительно раньше Рима. Было у него и еще одно преимущество — географическое.

Такой сценарий попросту исключен. Дело в том, что все высшее духовенство на Руси середины XI века состояло из греков. Митрополиты Киевские, как правило, присылались из Константинополя. Первый митрополит славянского происхождения — Иларион Русин занимал кафедру с 1051-го по 1054-й гг. Это, впрочем, было исключением. До начала XIV века митрополиты киевские были, в основном, греками. Они привозили с собой на Русь и большое количество других византийских священнослужителей.

Идеологически они, разумеется, поддерживали позицию константинопольского патриарха. Весть об окончательном расхождении Рима и Константинополя достигла Руси с известным опозданием. Митрополитом Киевским в тот момент уже успел стать Ефрем, бывший по происхождению греком.

Греческое духовенство начало довольно активную работу по осуждению Папы и поддержке Патриарха Константинопольского. Дело в том, что в 1054-м церкви вновь обменялись анафемами, официально провозгласив, что у каждой теперь своя дорога. Киевским князьям было бы крайне неразумно рвать длительные связи с Византией ради непонятно чего, как и вступать в конфликт с собственным духовенством. Так что отход к Руси к Риму после раскола — это утопия.

Если бы Владимир принял католичество

Рассмотрим все-таки вариант, при котором Владимир выбирает сближение с Римом. Не говоря о том, что это был бы совершенно неверные политический шаг и не вдаваясь в богословские детали, попробуем представить себе, что происходило бы дальше.

В 988-м Русь принимает христианство западного образца (официально еще не католицизм), в 1054-м окончательно оформляется как католическое государства. По стране строятся соборы и монастыри западного типа, епископы назначаются из Рима, а не из Константинополя. Для начала такая Русь оказалась бы во враждебном окружении. Рим-то далеко, а вот Константинополь — близко. Из Днепра в Черное море — и вот он. Выбор князя в пользу Папы означал бы одно: Русь и Византия больше не союзники. Это не объявление войны, это констатация того, что эта война очень возможна.

Византия, в борьбе за сферу влияния, вполне могла бы создать некую военную коалицию, направленную против Руси. Впрочем, это бы еще полбеды. Куда страшнее была бы возможная экономическая блокада. Для Руси Константинополь был важнейшим торговым партнером. И если Киев от этого партнерства сильно зависел, то Константинополь мог бы обойтись и без него.

Впрочем, мог быть и обратный эффект, негативный уже для Византии. Вполне возможно, что морские походы на Константинополь стали бы для русских князей нормой. Не исключено даже, что те с охотой заключали бы союзы против Византии. Довольно привлекательными, в этом плане, были бы Крестовые походы. Тем более, что освобождение Иерусалима, для многих его участников, было далеко не главной целью. Объединиться с западными рыцарями против Константинополя, чтобы ослабить его влияния, провернув дело под прикрытием Крестового похода, — хороший политический ход.

Загадывать можно и дальше. Например, интересен вопрос, как сложилась бы судьба Тевтонского ордена. Он перебрался на север Европы, чтобы воевать с местными язычниками и православными. Но в чем смысл, если тут уже есть католическая Русь, способная справится с этой задачей? Ну и совсем из далекого. Каким путем пошла бы Москва в XVI веке, когда наступила пора Реформации? Дальше с Римом? Или, наоборот, по пути Лютера, Кальвина и других отцов протестантизма? Вполне вероятно, что на Руси появился бы свой религиозный реформатор.

Причины крещения Руси

Принято считать, что христианство становится государственной религией Киевской Руси в 988 году. Однако христианизацию русских земель нельзя свести к единовременному акту, она продолжалась длительное время, сведения о ней порой принимают мифологическую окраску. Существует легенда о том, что христианство на русские земли принес апостол Андрей, который якобы на пути из Константинополя в Рим доехал по Днепру до Киева и Новгорода. Исследователи считают, что эта легенда появилась уже в XII в. для подтверждения идеи о раннем появлении христианства на Руси.

Другая легенда повествует о том, что Владимир посылал гонцов в разные страны для того, чтобы они ознакомились с существующими там религиями. Выслушав рассказы послов, Владимир склонился к принятию православия.

В действительности христианизация происходила на протяжении нескольких столетий и была обусловлена прежде всего политическими причинами. Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство приняли киевские князья Аскольд и Ольга.

В X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа.

Получение крещения от Византии также было не случайным. Киевскую Русь связывали с Византией более тесные торговые и культурные связи, чем с другими странами. Подчинение церкви государству, характерное для Византии, также импонировало княжеской власти. Принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке. Византии также было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала при этом союзника в борьбе за расширение своего влияния.

Год крещения Руси

Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия.

Князь с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой визаитийкого царя Василия III. По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение. Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева. Поэтому в летописях можно прочитать о том, что «Путятя крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечем», т.е. новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению.

Последствия крещения

В течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя. Во главе народных возмущений, как правило, стояли волхвы.

После принятия христианства, уже при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом. Митрополия делилась на епархии во главе с епископами — в основном греками. До татаро-монгольского нашествия Русская православная церковь насчитывала 16 епархий. С 988 по 1447 г. церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, ее предстоятели назначались в Константинополе. Известны только два случая назначения предстоятелями русских — Иларион (XI в.) и Климент Смалятич (XII в.). Уже при Владимире церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного феодала. Появляются монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции. В правление Ярослава были основаны монастыри св. Георгия (христианское имя Ярослава) и св. Ирины (небесной покровительницы жены Ярослава). В 50-е гг. XI в. появляется самый значительный из древнерусских монастырей — Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием Печерскими, основоположниками русского монашества. В начале XII в. этот монастырь получил статус лавры. Ко времени татаро-монгольского нашествия монастыри были почти в каждом городе.

Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен собор св. Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году строится одноименный собор в Новгороде.

В условиях феодальной раздробленности церковь оказалась в непростой ситуации. Ей приходилось играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей. Князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды.

С конца 30-х гг. XIII в. русские земли оказались порабощенными татаро-монгольскими завоевателями. Церковь характеризовала это бедствие как наказание за грехи, за недостаточность религиозного рвения и призывала к обновлению. К моменту нашествия на Русь татаро-монголы исповедовали примитивный полидемонизм. Они относились к служителям православной церкви как к людям, связанным с демонами, которые могут навести на них порчу. Эту опасность, по их мнению, можно было предотвратить или обезвредить хорошим обращением со служителями православия. Даже когда татаро-монголы в 1313 г. приняли ислам, это отношение не изменилось.

Цели и задачи урока:

  • на основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии, выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством;
  • показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси;
  • раскрыть социальные корни возникновения религии;
  • способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Оснащение урока: аудиозапись (П.И.Чайковский «Литургия Иоанна Златоуста»), репродукции (картина М.В.Васнецова «Крещение киевлян», миниатюра из Радзивилловской летописи – «Владимир посылает послов для выбора веры», «Смерть варяга-христианина и его сына», «Крещение Владимира Святославовича» (текст источника), отрывки из «Повести временных лет»).

Основные формы работы на уроке: составление плана-конспекта на основные рассказы учителя и текста источника. (В слабо подготовленном классе составленный учителем план-конспект можно раздать перед уроком).

ХОД УРОКА

В начале урока звучит «Литургия Иоанна Златоуста» («Придите, поклонимся…») П.И.Чайковского.
Во вступительном слове учитель напоминает школьникам, что в 1988г. отмечалось 1000-летие крещения Руси. Однако эта дата условна. Почему?
Ответить на этот вопрос, поможет знакомство с источниками, в которых рассказывается о принятии Русью христианства. Ученикам предлагается по ходу урока составить план-конспект «Крещение Руси».
Существует предание о путешествии на Русь в I в. по Р.Х. апостола Андрея Первозванного, одного из учеников Иисуса Христа. Летописец так описал это событие в «Повести временных лет»: «Андрей… прошел в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим ученикам: «Видите ли, горы сии? На горах сиих воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог в нем много церквей». Он взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев».
Действительно, именно Киев стал городом первых русских храмов, колыбелью христианства на Руси. Но произошло это не сразу.
Учитель предлагает школьникам вспомнить, что им известно о язычестве древних славян. Обобщая ответы, учитель переходит к рассказу о крещении Руси. Ученики фиксируют в этом рассказе факты в плане-конспекте.
В IX в. Византийская империя стала культурным важнейшим центром и очагом христианской веры. В 862 г. византийский император Михаил по просьбе моравского князя Ростислава отправил к славянам с проповеднической миссией ученых монахов – братьев Кирилла и Мефодия, которые «могли бы рассказать о книжных словах и о смысле их». Хорошо знавшие славянские наречия Кирилл и Мефодий составили азбуку (впоследствии названной кириллицей и ставшую основой русского алфавита), перевели на славянский язык богослужебные книги. Ко времени крещения Руси христианство уже было распространено среди южнославянских народов.
Первые эпизоды крещения русских князей относится к концу VIII – началу IX вв.
В 860 г. киевские князья Аскольд и Дир совершили набег на Византию, появившись, «как молния, ниспосланная с неба», у Константинополя флот из 200 ладей. Но попытка захватить этот легендарный город не удалась: по свидетельствам греческих источников, поднявшаяся вследствие заступничества Богородицы буря разметала русский флот. Оставшиеся в живых руссы сняли осаду. Одним из условий перемирия и заключенного позже на его основе договора любви и мира стало крещение руссов. Есть предположение, что крещение Аскольда, Дира и их дружины совершили сами Кирилл и Мефодий. Возвратившись, домой христианином, Аскольд построил в Киеве церковь Ильи Пророка.
При киевских князьях Олеге и Игоре все более развиваются политические и торговые отношения Киевской Руси с Византией. Византийцы знакомили послов князя Олега с христианской религией, показывали им храмы и священные реликвии. А в 944 г., при князе Игоре, Русь подписала мирный договор с империей. Этот договор должен был утверждаться обеими религиозными общинами города Киева: Русь крещеная (христиане) приводила к присяге в церкви Ильи Пророка, а Русь некрещеная (язычники) клялись на оружии перед идолом Перуна.
Супруга Игоря – Ольга, с 945 г. управлявшая государством от имени малолетнего сына Святослава, не могла не считаться с тем, что христианство уже принято многими европейскими народами. В 955 г. (по другим источникам в 957 г.) Ольга прибыла с миссией в Константинополь, где приняла крещение. Ее крестил патриарх Феофилакт, а крестным отцом стал император Константин.
Княгине Ольге хотелось видеть христианином своего сына Святослава. Тот же больше заботится о воинской славе, хотя, по словам летописца, если кто собирался креститься, то князь не запрещал, а только насмехался. Святослав, проведший большую часть жизни в походах, погиб в 972 г. вдали от родной земли, оставшись язычником.
Старший сын Святослава, Ярополк, стал княжить в Киеве, был женат на христианке и, возможно сам принял крещение. Второму сыну, Олегу, досталась Древлянская земля. Младшего сына Святослава, Владимира, в раннем детстве воспитывала его бабушка – христианка, которая и заронила в душу мальчика семена православной веры. Восьмилетний Владимир был отправлен Святославом в Новгород под присмотр дяди Добрыни Любечанина, язычника. В 980 г. Владимир завладел киевским престолом, а Ярополк по воле брата был убит. Отличаясь государственной мудростью и личной храбростью, Владимир вел жизнь порочную, был человеком мстительным и жестоким. Став киевским князем, Владимир приказал на холме рядом со своими теремами поставить деревянных кумиров – изображения главных 6 богов славян, а том числе Перуна с серебряной головой и золотыми усами.
В 983 г. Владимир ходил войной на ятвягов и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: «Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам». Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: «Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву». Федор же отвечал: «Ваши боги – истуканы, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам». Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: «Дай сына своего богам!». Он отвечал: «Пусть боги сами придут и возьмут его если они боги. А вы о чем хлопочите?». Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.
Тем не менее, именно при Владимире христианство стало государственной религией. Когда и как в душе Владимира произошел поворот к христианству, точно установить, разумеется, невозможно. Однако можно предположить, что Владимир задумывался над содеянным в своей бурной жизни, полной убийств, клятвопреступлений и разврата. Духовное опустошение, непреодолимое с помощью языческих обрядов, раскаяние привели Владимира к мысли от принятия христианства.
События, если верить летописцу, разворачивались следующим образом. В Византии началось восстание против императора Василия II, и положение его оказалось очень тяжелым. Василий обратился к киевскому князю Владимиру за помощью. Владимир согласился, но с условием, что женится на сестре императора Анне. Византийский монах был вынужден принять это условие, но выдвинул свое: Владимир должен был креститься, ведь Анна – христианка. Владимир помог Василию сохранить трон, но император не торопился выполнять свое обещание.
Согласно летописи, сначала князь пригласил проповедников из разных стран, выслушал их, но выбора сделать не смог. Тогда, посоветовавшись с боярами, он послал доверенных людей в разные концы света.
Учитель предлагает школьникам познакомиться с отрывками из «Повести временных лет» и ответить на вопросы:

  • Куда и зачем направил князь Владимир послов?
  • Почему было решено принять крещение от греков? Можно ли считать, что основную роль в выборе веры сыграла красота православных обрядов?
  • Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры – личными или государственными соображениями?

Воспроизведем фрагмент этого источника.

ФРАГМЕНТ 1. «Корсунская легенда» (Выбор веры).

Избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им: «Идите к болгарам, немцам и грекам, испытайте веру их». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказали им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними». Он же сказали: «Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах их службу различную, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки, ввели нас туда, где служат они Богу своему и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем только. Что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже быть в язычестве».
Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была он мудрейшей из всех людей».
И спросил Владимир: «Где примем крещение?».
Они же сказали: «Где тебе любо».
Если верить летописцу, именно после этого испытания вер Владимир принял окончательное решение. Летописное повествование о крещении Владимира принято называть Корсунской легендой.
Тогда Владимир решил принудить Византию к исполнению данных обязательств силой, захватив город Херсонес (Корсунь) в Крыму. Анну срочно отправили в Корсунь. Владимир крестился. «Епископ же Корсунский с царицыными попами крестил Владимира. Многие дружинники, увидев это, крестились», — повествует летопись. Сочетавшись браком с Анной, Владимир возвратился в Киев со священниками, и иконами. По возвращению он крестил всех своих сыновей. По примеру князя крестились многие знатные бояре, затем Владимир приступил к крещению жителей Киева.
Обстоятельства крещения киевлян также описаны в «Повети временных лет».

ФРАГМЕНТ 2. (Обстоятельства крещения киевлян).

Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его железами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его не верные, так как не приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И пристави Владимир людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как она зовется до сих пор.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по всюду стольких спасенных душ.

Учащиеся изучают документ и обсуждают его содержание, отвечая на вопросы:

  • Где и как крестили киевлян?
  • Как поступил князь Владимир с языческими идолами?
  • Охотно ли расставались киевляне со старой верой? После крещения киевлян христианская вера распространилась по всей Руси.

ФРАГМЕНТ 3. (Что нового?)

Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…
Когда отданы, были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен, будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог. Как сказал пророк: «Помилую, кого хочу».

Познакомившись с 3-м фрагментом, ученики отвечают на вопросы:

  • Что нового появилось в жизни русского народа после принятия христианства?
  • Как принятие христианства отразилось на нравственных основах народной жизни?

План-конспект. ЗНАЧЕНИЕ крещения РУСИ.

Крещение Руси явление прогрессивное. Об этом свидетельствуют:

1. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами.
2. Укрепление государственной власти и порядка в стране.
3. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.
4. Приобщение к греческой(византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи.
5. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д.
6. Укрепление семьи и нравственных основ жизни.
7. Подъем духовности Руси, появление монастырей.

Завершает урок беседа, в ходе которой обсуждается значение крещения Руси. (Основным вопросом может стать, например, такой: можно ли сделать вывод, что крещение Руси – явление прогрессивное?) Результатом обсуждения становятся записи в планах-конспектах. Учитель предлагает ученикам дополнить записи дома после окончания с текстом параграфа и иными материалами. В итоге в ученических тетрадях появляются записи в виде планов-конспектов «Первые шаги христианства на Руси» и «Значение крещение Руси».

ПЛАН-КОНСПЕКТ.
ПЕРВЫЕ ШАГИ ХРИТИАНСТВА НА РУСИ.

Андрей Первозванный ( I в.)

Установил крест на месте будущего Киева

Аскольд и Дир (860-882)

860 г.

Крестились в Византии

Р
Ю
Р
И
К
О
В
И
Ч
И

Рюрик в Новгороде (862-879)

Олег в Новгороде и Киеве (897-912)

Игорь (912-945)

944 г.

Подписан договор, с Византией скрепленный в церкви Ильи Пророка

Ольга (945-962)

955 или 957 г.

Крестилась в Византии

Святослав (962-972)

Ярополк (972-980)

Был женат на христианке; возможно сам был крещен

Владимир (980-1015)

Крещение Руси

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *