Русь святая

Содержание

Архиерейский Собор рассмотрит вопрос об общецерковном почитании прославленных украинских святых, которые до этого почитались только в Украине. Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует материал подготовленный редакцией «Правмира”.

Мученик Даниил Черкасский (Кушнир)

Пострадал в период гонений со стороны униатов. В 1776 году верующие села Млиев, пожелав вернуться в Православие, предложили своему священнику отречься от унии. Получив отказ, они спрятали священнические облачения, книги и сосуды, а Даниила, как старосту церкви, попросили снять с престола Дарохранительницу. Не обнаружив в храме необходимого для богослужения, разгневанный священник обвинил Кушнира в святотатстве. Праведника арестовали; спустя несколько месяцев Даниилу сожгли обе руки, а затем обезглавили. Со временем честную главу мученика похоронили в Вознесенском соборе Переяслава. В 1994 году Даниил был причислен к лику местночтимых святых Черкасской епархии.

Святитель Игнатий Мариупольский — святой покровитель Донбасса

Святитель Игнатий родился в Греции на острове Китнос (Фермия) в 1716/1717 г. в знатном благочестивом роде Гозадини. Воспитываясь на Святой Горе Афон, где монашеский подвиг нес один из его близких родственников. Еще в юных летах принимает монашеский постриг с именем Игнатий.

В 1771 г. Константинопольский патриарх Феодосий II назначил его митрополитом Готской и Кафской епархии в Крыму. Во время русско-турецкой войны обратился к императрице Екатерине II с просьбой о принятии его епархии в юрисдикцию Русской Церкви. Руководил переселением части христиан в Россию, где специально для греков был создан Мариупольский уезд.

Прославлен Украинской Православной Церковью в 1997 году.

Святитель Афанасий, Полтавский, чудотворец

Назначен епископом Могилевский и Полоцким в 1795 году. Его политика, выражавшая в излишнем администрировании и незнании местных православных общин, привела к росту недовольства. Так, например, были допущены ошибки в обращении униатов в православие, что привело к выступлению в городе Сенно. Жалобы со стороны могилевского дворянства, доносы и интриги со стороны инославного дворянства стали причиной увольнения владыки на покой. В 1797 году он был отстранен от епархии и отправлен в Мгарский Преображенский монастырь без права управления обителью.

Скончался в Полтаве в 1801 году. В 1882 году было обнаружено нетление его тела. Имеются также многочисленные свидетельства о силе молитвенного представительства святителя Афанасия.

Прославлен Украинской Православной Церковью в 2010 году.

Преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев)

В юношестве во время каникул в училище, заночевав на пути домой, он смотрел в небо и ощутил неизъяснимую радость, а затем увидел в небе парящего голубя. Позже отец Парфений писал об этом случае: «С этой поры в сердце мое запала какая-то сладость и желание чего-то нездешнего, и я уже ни на что земное не прельщался».

В 1824 г. он принял монашеский постриг. Тогда же его стали мучить головные боли, болезнь сопровождала его более 30 лет. Он безропотно переносил это бремя, в его записях и высказываниях нет смущения по поводу недуга.

В 1838 году он принял схиму. «Часто он изумлял некоторою прозорливостию и чрезвычайною меткостию своих замечаний, которые как раз приходились к внутреннему состоянию приходивших к нему для беседы и наставления. Эта меткость особенно видна была при исповеди. Сам он объяснял сие опытностью и встречею со множеством однородных случаев, но виной было нечто более…”, – писали о нем современники.

Последние годы о. Парфений жил в блюстительских кельях на Ближних пещерах. Скончался в 1855 году, погребен в голосеевском храме Иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Святитель Иннокентий архиепископ Херсонский и Таврический

Был ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Свои лекции отец Иннокентий читал наизусть, внимательно следил за успехами естественных наук и использовал эти знания на своих занятиях.

Особенно славился Иннокентий своим талантом проповедника, за что после его назовут «Русским Златоустом”. Создал новую русскую школу проповедничества, далекую от внешней эффектности и учености. Оставил также много научных произведений и переводов.

Во времена Крымской войны обходил ряды войск, чтобы ободрить героев, посещал раненых в лазарете.

Прославлен Украинской Православной Церковью в 1997 году.

Святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский

Родился в Тамбовской губернии в 1805 году. По некоторым данным, в юности посетил Саровскую пустынь, где старец Серафим сказал о нем «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как учёный муж”.

В 1829 году был пострижен в монахи, с 1841 года – епископ Рижский. Во время его управления были открыты 63 прихода, сооружены 20 постоянных и и 43 временных церкви. Был сторонником распространения православия среди латышских и эстонских крестьян.

С 1848 года епископ Харьковский и Ахтырский. Во время эпидемии холеры в 1866 году объезжал земли Черниговской епархии, чтобы поддержать прихожан. В поездке сам заболел холерой и скончался.

Преподобный Иоанн Святогорский, затворник

В 7 лет узнал о подвиге преподобного Серафима Саровского, который спасался в затворе. Этот рассказ глубоко запал ему в душу, он с детства полюбил монашество и затворничество.

По настоянию матери женился и открыл свою мастерскую и два постоялых двора. Однако после смерти жены, в 38 лет поступил в Глинскую пустынь Курской епархии. С первых дней отличался простотой и искренностью, проявил способность исцелять больных.

Прожил в затворе 17 лет, причем первые 5 лет без печного отопления. Раз в месяц святой покидал затвор, чтобы причаститься. От постоянного пребывания в темноте святой ослеп.

В 1867 году старец скончался, со дня его смерти началось широкое народное почитание преподобного Иоанна. У мощей святого произошло множество чудесных исцелений.

Прославлен Украинской Православной Церковью в 1995 году.

Преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский, игумен

В 20 лет дал обет Богу посвятить себя монашеской жизни, однако по настоянию матери женился. После свадьбы Демиан убедил свою жену хранить целомудрие и жить как брат с сестрой.

Принимал участие в Отечественной войне 1812 года, затем вернулся в родное село и владел там большим хозяйством. Однако мысли о монашестве не оставляли Демиана и через несколько лет он решил выполнить свой обет.

В 1854 году в Киево-Михайловском монастыре принял пострижение в монашество с наречением Вонифатием. Через 5 лет его земляки, прибывшие в монастырь на богомолье, просили о. Вонифатия возвратиться на родину и там устроить скит. Так было положено начало иноческого общежития в Феофании. Скит быстро рос, уже на третий год здесь было 30 человек. Также монастырь привлекал странников, некоторые из которых оставались зимовать в Феофании.

Был причислен к лику местночтимых святых Киевской епархии в 2011 году.

Преподобный Паисий Киевский, Христа ради юродивый

Проявлял себя как юродивый еще во времена послушничества. Обращался на «Вы” к Пресвятой Троице и Матери Божией, иногда странно вел себя в храме, подрясником вытирал перила.

Вскоре после пострига отец Паисий вернулся в Киево-Печерскую лавру, где начал подвиг юродства. Он одевался всегда бедно и убого, скитался по киевским монастырям, питался остатками с братского стола. За свое поведение терпел насмешки, был много раз бит, но все прощал своим обидчикам.

За такое смирение Господь наградил его даром чудодейственной молитвы и исцелений. Предвидел убийство императора Александра II.

Скончался в 1893 году. Прославлен Украинской Православной Церковью в 1999 году.

Преподобный Гавриил Афонский, настоятель афонского Ильинского скита

Юношей во время тяжелой болезни дал обет посетить святые места Киевской земли. Посещение лавр и других монастырей произвели на него глубокое впечатление. В 1868 году он прибывает на Афон и выбирает среди других скит святого пророка Божия Илии. В 1878 году стал его настоятелем.

Заботился о ските, но не забывал и о русских подворьях обители святого Пророка. Он построил храм на Ильинском подворье в Одессе, который стал украшением города. На Афоне святой построил новый общежительный корпус и заложил фундамент собора.

Скончался в 1901 году, останки старца были перенесены в Одессу и похоронены в крипте сооружённого им храма. Прославлен Украинской Православной Церковью в 1994 году.

Преподобный Иона Киевский, в схиме Петр, чудотворец

Родился в 1802 году в бедной семье. Был набожным с детства, часто посещал монастыри и первоначально поселился у старца Серафима Саровского. У него Иоанн прожил 8 лет, после чего старец благословил его ид­ти в Брян­скую Бе­ло­бе­реж­скую пу­стынь. Через семь лет в 1843 году там он принял монашество с именем Ионы.

Преподобный Иона был удостоен особого видения, ко­то­рое он по­нял как ве­ле­ние Про­мыс­ла, построить на бе­ре­гах Дне­пра новый мо­на­сты­рь. Он принимает решение уехать в Киев.

Иеро­мо­нах Иона вы­де­лял­ся сво­ей ду­хов­ной опыт­но­стью и бла­го­че­сти­вой жиз­нью, поэтому многие киевляне хотели быть его духовными чадами. В 1867 го­ду по­стро­е­на бы­ла де­ре­вян­ная цер­ковь во имя Свя­той Тро­и­цы, затем новый монастырь быстро становится крупным собственником земли.

Несмотря на преклонный возраст и мучившую его болезнь, отец Иона сохранял бодрость духа и почти до самой смерти принимал у себя народ. Он мирно умер в 1902 году.

Преподобный Алексий Голосеевский, Киевский

Родился в 1840 году, при рождении был нем. Матери отца Алексия было предсказано, что она она даст жизнь человеку, больному телом, но притом великому слуге Божию.

Когда мальчику было 13 лет, митрополит Киевский Филарет позвал их с матерью на пасхальную всенощную. Иерарх дважды приветствовал их словами: «Христос Воскресе!» – на что мальчик ответил: «Воистину Воскресе!». Тогда случилось чудо и он заговорил.

После смерти матери воспитывался митрополитом. В 1857 году он стал послушником в Киево-Печерской лавре. В 1872 году принял постриг с именем Алексий. Его также назначили ризничим Ближних пещер, где он должен был принимать паломников. Несмотря на доносы и обвинения, он до последних дней оставался духовником монахов лавры и множества паломников, которые приходили к нему отовсюду.

Скончался в 1917 году.

Преподобный Василий (Кишкин)

Родился в 1745 году в обедневшей дворянской семье, с детства избегал игр и любил церковные богослужения.

В 1783 году был пострижен в монашество. В 1800 году на Василия было наложено послушание начальника пребывавшей в запустении Белобережской пустыни Орловской губернии. Вскоре после назначения нового настоятеля в монастырь пришли более 60 новых монахов. Во время его руководства на средства благотворителей были отремонтированы кельи и трапезные.

В 1829 году во время рубки деревьев упал и несколько часов был без сознания. После того, как отец Василий пришел в себя, он сказал, что скончается через 18 месяцев. После этого ушел в затвор и принялся готовиться к смерти. Перед смертью старца принял у себя всех желающих, чтобы примириться и попросить у всех прощения и молитв.

Преподобный Филарет (Данилевский)

Родился в семье благочестивых казаков в 1777 году. В юношестве прожил три года келейником у настоятеля Дальних Пещер Киево-Печерской Лавры иеромонаха Трифиллия.

В 1802 году Фому Данилевского приняли в Софрониевой пустыни. Через 4 года был назначен благочинным монастыря.

В 1817 году о. Филарета назначили строителем и настоятелем в Глинскую пустынь, которая в то время находилась в печальном состоянии запустения и разрухи. Отец управлял обителью 24 года и за эти годы она умножилась численно и преуспела духовно.

В 1841 году скончался. В 2008 году настоятель Глинской пустыни был пречислин к лику святых.

Преподобный Феодот (Левченко)

Был уроженцем Черниговской губернии, происходил из простых казаков.

Всю свою жизнь провел в послушании на кухне в Глинской пустыни, там же и жил, не имея своей кельи. Он рубил дрова, выносил помои, делал все самые грязные и тяжелые кухонные работы.

Некоторые люди, окружающие отца Феодота, видели его простоту и обращались с ним грубо, часто подвергали побоям. Без ропота перенося это испытание, Феодосий освобождался от страстей и пламенел ревностью к Богу. В нем стал виден дар прозорливости и он стал пользоваться всеобщим уважением.

Отец Феодот был причислен к лику местночтимых святых в 2008 году.

Преподобный Макарий (Шаров)

Родился в 1802 г. в г. Ефремове Тульской губернии. По примеру родителей подвижник еще в миру отличался стремлением к благочестию. В Глинскую пустынь пришел в 1828 г.

Долгое время вел затворнический образ жизни, однако через некоторое время к нему явился Ангел Божий и молвил «Принимай народ”. Преподобный Макарий повиновался и возобновил прием людей у себя. Советы подвижника отличались точностью и духовной глубиной.

Скончался в 1864 году, незадолго до кончины принял постриг в схиму.

Преподобный Мартирий (Кириченко)

Родился в 1800 году в Курской губернии, в 1840 принял постриг с именем Мартирий в Глинской пустыни. Подвижник был известен строгостью своей жизни.

Во всё время своего жития в Глинской пустыни отличался воздержанием, непрерывной молитвой и послушанием. К концу жизни достиг полного бесстрастия.

Скончался на второй день Святой Пасхи в 1865 году.

Победоносный Евфимий (Любимченко)

Родился в 1795 году, с 1818 года числился послушником Глинской

пустыни. Несколько лет послушник Евстахий был келейником у

преподобного отца Филарета Данилевского.

Перед кончиной плакал и говорил окружающим, что это слезы радости. «Столько лет душа моя стремилась ко Господу, а теперь приближается желанное время: я скоро предстану Тому, к Которому всю жизнь мою стремилась душа моя, и увижу Его; вот слёзы и текут”.

Преподобный Досифей (Колченков)

Родился в Курской губернии в 1811 году, с 1840 года числится в списках братии Глинской пустыни.

«Поведения благонравного, к церкви усерден, к монашеству имеет большую склонность, в послушании прилежен и беспрекословен», — писали о послушнике Досифее.

Известно, что отцу Досифей пришлось бороться с искушением: бесы возбуждали в нем тоску о мире и плотскую похоть. Видя это, братия всячески поддерживала его и установила за него особую молитву. Постепенно искушение ушло и в душе монаха воцарил мир.

После этого, он принял на себя суровый подвиг: перестал поддерживать чистоту в келье, на вопросы отвечал знаками, не менял ветхую одежду.

Скончался в 1847 году.

Преподобный Илиодор (Голованицкий)

Родился в 1795 году в Киевской губернии в семье священника. В 1813 году в составе Нижегородского ополчения был командирован за границу по следам бежавших из России французов. После окончания войны был зачислен в Киево-Печерскую лавру, но прожил там недолго. Скоро он ушел сначала в Софрониеву, а затем в Глинскую пустынь.

В 1858 г. в Глинской пуст. принял постриг в великую схиму с именем Илиодор. Скончался в 1879 году.

В 2008 году в Глинской пустыни состоялись торжества прославления Илиодора в лике святых.

Преподобный Иннокентий (Степанов)

Родился в 1824 году в семье потомственных дворян. В 1854 году принял монашеский постриг. По преданию, иеросхимонах Макарий говорил о нем: «Этот будет игуменом. Хотя он и молод, но будет мудрым старцем».

В 1862 году был назначен настоятелем Глинской пустыни. При нем был реконструирован и значительно расширен Богородице-Рождественский собор, построена двухэтажная больница, где ежегодно лечилось около 160 человек. В годы русско-турецкой войны (1877-1878) он устроил в монастырской больнице лазарет для больных и раненых воинов.

Скончался в 1888 году, в 2008 году преподобный Иннокентий был причислен к лику святых.

Преподобный Лука (Швец)

Происходил из крестьян Харьковской губернии. В Глинское братство поступил в 1868 году, в возрасте 26 лет. в то время там жило несколько старцев, у которых он учился иноческой жизни.В 1891 году он принял схиму и начал вести скитскую безмолвную жизнь. Много лет трудился на пекарне, был наставником в монашеской жизни для монахов, спасал иноков от искушения.

Скончался в 1898 году. В день своей смерти сказал своим ученикам «Сегодня умру”.

Преподобный Архип (Шестаков)

Преподобный схимонах Архип (Шестаков) отличался нестяжательностью и стремлением к умерщвлению плоти, за что немало претерпел скорбей от близких. Подготовленный скорбною жизнью к иночеству, двадцатисемилетний Афанасий Шестаков в 1852 году пришел на гостиницу Глинской Пустыни с намерением поступить в монахи. Пострижен был в мантию лишь на 18-м году по поступлении в Глинскую Пустынь, причем наречен был Архиппом.

Молча, делая свое дело, смиряясь и подвергаясь уничижению, мало обращал на себя внимания, а если и обращал, то как юродивый. Был крайне воздержан в разговорах, еде и зрении. Пустословие других старец прекращал громким произнесением молитвы Иисусовой или заставлял кого-либо читать Священное Писание. Имел еще дар целения. За пять дней предсказал день своей кончины

Преподобный Иоанникий (Гомолко)

Настоятель Глинской пустыни почти на четверть века — с 1888 по 1912 г. Более 20 лет старец богомудро исправлял возложенную на него должность, пока не был оклеветан и удален из обители. Святость жизни преподобного была засвидетельствована всеми, когда он, покидая Глинскую пустынь, как посуху перешел разлившуюся реку.

Дальнейшая судьба святого старца неизвестна, но память о нем оставалась жива, рассказы о его святой жизни и подвигах, о его наставлениях передавались из поколения в поколение Глинских иноков.

Преподобный Серафим (Амелин)

Родился в благочестивой крестьянской семье в деревне Соломино Фатежского уезда Курской губернии (1874). В Глинскую пустынь пришел в 1893 г. В 1899 г. был пострижен в рясофор, в 1904 г. — в мантию (с именем Серафим). Немногословный еще до пострига, он впоследствии стал еще более воздержан в речи, усвоив от старцев, что умение следить за каждым своим высказыванием есть одно из средств научиться трезвению и внутреннему нерассеянному предстоянию перед Богом; как плод о. Серафим рано стяжал тот внутренний мир Христов, к которому так усердно стремятся все истинные подвижники.

С 1899 г. о. Серафим трудился в иконописной мастерской, спустя короткое время был назначен ее начальником. В 1913 г. подвижник был рукоположен в иеродиакона, в 1917 г. — в иеромонаха и получил послушание ризничего, во время революции тайно принял схиму, с 1919 г. нес послушание казначея. После закрытия пустыни о. Серафим жил в с. Ковенки, где занимался столярно-слесарными работами; в 1941 г. — служил в открывшемся приходском храме села, в 1942 г. возвратился в пустынь, в 1943–1958 гг. был ее настоятелем.

В крайне трудных условиях того времени (война и послевоенная разруха, богоборческая государственная идеология СССР) он сумел не только наладить быт изувеченного монастыря, но главное — восстановить традицию строгой и благодатной жизни обители, старческого руководства новоначальных иноков. Глубоко уважаемый и любимый братией, прп. Серафим воплощал в себе образ мира и тишины; вместе с тем, он был зорким и бдительным отцом, от взгляда которого не укрывалось ничто, требующее пастырского внимания и руководства.

Преподобный Андроник Глинский (Лукаш), схиархимандрит

Дважды был сослан на Колыму. Впервые в 1923 году на 5 лет. Сам старец рассказывал, как в храме к нему подошла женщина и плакала, что все церкви закрыты, колокола перестали звонить. А старец утешил ее: «Бог даст, и зазвонят”. Эти слова и послужили поводом для ареста. После возвращения из ссылки вернулся во служение келейником у епископа Можайского Павлина, который в 1926 году в Московском храме Воскресения в Сокольниках рукоположил его в сан иеромонаха.

В 1939 году старец Андроник вновь был сослан на Колыму. Но прежде чем судить его 11 месяцев держали в тюрьме, истязали допросами, принуждали оклеветать епископа Павлина. Отбывал наказание он в лагере вместе с уголовниками, которые однажды избили его до полусмерти. Из-за этого старец долго и тяжело болел, и начальник лагеря взял его к себе в дом в качестве прислуги. После освобождения в 1948 году вернулся во вновь открытую Глинскую пустынь, а когда ее вновь закрыли в 1961 году отец Андроник переселился в Тбилиси, где продолжил свое служение до самой смерти.

Преподобный Серафим (Романцов), схиархимандрит

Родился в 1855 году в Курской губернии, в 1919 году пострижен в монахи в Рождество-Богородичной пустыни. Под руководством Глинских старцев он терпеливо переносил искушения, приобретал навык полного послушания и смирения.

После того, как в 1928 году был закрыт Драндский монастырь, жил в окрестностях Алма-Аты и работал сторожем на пасеке.

В 1930 году старца осудили и отправили на строительство Беломоро-Балтийского канала. Он был освобожден в 1934 г.

Жизнь отца Серафима была аскетичной, отшельнической. По ночам он проводил богослужения и давал наставления всех, кто обращался к нему.

В 1947 году он вернулся в Глинскую пустынь и находился в нем до второго закрытия. Затем служил в Сухуми. Его особым даром было умение принимать исповедь, вызывать на откровенность. Скончался в 1976 году

Преподобный Зиновий (Мажуга), митрополит, в схиме Серафим

Митрополит Зиновий (в миру Захария) родился в городе Глухове Черниговской губернии в 1896 году. Он рано остался сиротой, и Захарию отдали в Дом трудолюбия при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом. В 1914 году Захария стал послушником Глинской пустыни. С самого детства он был очень милостивым и сострадательным, не мог никому отказать в помощи. В этом же году началась Первая мировая война, а в 1916 г. Захарию вместе с другими молодыми послушниками взяли на военную службу. После демобилизации он вернулся в монастырь.

В 1921 году он был пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1922 году обитель закрыли. Многие монахи были расстреляны, а монастырь был полностью разорен и осквернен. Взяв с собой священный антиминс, отец Зиновий отправился в Грузию, где был рукоположен во иеромонаха, и служил несколько лет в Сухуми в церкви святителя Николая.

В 1930 году он был арестован и отправлен на Урал. Когда его и других заключенных везли в лагерь, по его молитвам Господь послал дождь для изнемогавших от жажды, запертых в вагоне арестантов, и, имея при себе деревянную ложку, он всех напоил дождевой водой.

После освобождения он ушел в горы и образовал там монашескую общину. Многие люди духовно окормлялись у него. Им покровительствовал Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе), а после Патриарх Мелхиседек. По благословению Святейшего Патриарха Каллистрата, отец Зиновий стал служить сверхштатным священником при главном кафедральном Соборе Сиони, в Тбилиси.

Отец Зиновий был представителем Грузинской Православной Церкви на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 году и на интронизации Патриарха Алексия I.

Во время блокады Ленинграда, он горячо молился о спасении осажденного города и удостоился видения святой Нины, которая просила Господа помочь страждущим.

В сан митрополита епископ Зиновий был возведён 1972 году. До конца своей жизни он жил в келье при храме Александра Невского в Тбилиси, отказывался от предложения патриарха переехать в резиденцию, соответствующую его архиерейскому достоинству. Среди его духовных чад был будущий Патриарх Грузии Илия II, которого он постриг в монашество. За два года до смерти владыка тайно принял схиму с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского.

Преставился ко Господу митрополит Зиновий 8 марта 1985 года. Отпевание по монашескому чину совершил Католикос-атриарх Илия II. Он был погребён у северной стены церкви Александра Невского в Тбилиси.

Просмотров: 1400

Федеральное агентство по образованию

Государственное учреждение профессионального образования

Владимирский Государственный Университет

Кафедра философии и религиоведения.

Реферат

«Русские святые и их роль в истории»

Выполнил:

студент группы ЗСб-109

Смирнов В.В.

Проверил:

доцент Геранина Г.А.

г. Владимир, 2011 г.

1. Введение ………………………………………………. 3

2. Святые просветители дохристианской Руси …………5

3. Равноапостольный князь Владимир……………………6

4. Борис и Глеб …………………………………………….8

5. Владимирский чюдотворец князь Георгий …………..9

6. Князь Даниил Московский …………………………….11

7. Преподобный Даниил Переяславский ……………….12

8. Великий князь Александр Невский …………………..13

9. Библиография …………………………………………..15

Введение.

Началом канонизации и ведения «жития святых» русской земли было обусловлено приходом православия на русь.

Летопись рассказывает, что в 988 или 989 г. над Киевом «воссиял свет» Христовой веры — киевский князь Владимир, убедившись в лживости языческих богов, решил переменить веру и после целого ряда разведок, переговоров и даже военных походов признал истинной верой византийское православие; он принял его сам, и по приказу крестились киевляне, а затем и вся остальная Русь. Еще церковный историк Голубинский нашел в себе мужество признать, что все рассказы как летописи, так и «жития» Владимира об обстоятельствах принятия Владимиром христианства являются благочестивыми вымыслами, составленными на разные византийские сюжетные мотивы, и не содержат в себе ни одной крупицы исторической истины, кроме одного голого факта, что в 988 или 989г. Владимир и его дружина приняли нз Византии христианство, которое и было объявлено официальной религией. Нам не приходится особенно жалеть о том, что цепь событий, предшествующая этой реформе и сопровождавшая ее, остается для нас невыясненной. Самое главное — социально-политические предпосылки реформы и значение ее для Византии — ясно выступает для нас из всей истории сношений киевских военно-купеческих верхов с греками, достаточно четко обрисованной в летописи.

Когда под властью константинопольского патриарха появилась новая русская церковь, из византийского запасного резервуара хлынули готовые отряды «просветителей» и «святителей». Не только все первые епископы, но и все первые священники и монахи были в Киевской Руси из греков. Основателем Киево-Печерского монастыря был афонский монах Антоний; другие монастыри ставились русскими князьями и боярами, но для управления ими приглашались также греческие монахи, приводившие с собою и ядро «подвижников». С течением времени в составе приходского духовенства и монашества появился, конечно, и значительный процент местных людей; но митрополия и епископат по-прежнему оставались, за немногими исключениями, греческими.

Будем рассматривать их заслуги ( не всех естественно) по отдельности каждой главой из книг жития святых.

Святые просветители дохристианской Руси

Св. апостол Андрей Первозванный — один из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом для евангельской проповеди. По преданию, он проповедовал в Скифии и водрузил крест на Киевских горах, на месте будущего града Киева. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим, а затем посетил Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, в будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых — Стахия. Так имя апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Церкви.

На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению.

Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив. Чудесные исцеления, которые совершались по молитвам апостола, побуждали горожан принимать святое Крещение.

За это время на Руси свершилось пророческое предсказание апостола: был построен город Киев, Русь приняла святое Крещение, в 1086 г. в Киеве при князе Всеволоде Ярославиче была заложена церковь во имя св. апостола Андрея Первозванного.

Русские святые Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий. Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Они были детьми воеводы, родом болгарского славянина. Св. Мефодий был старшим из семи братьев, св. Константин, в иночестве Кирилл, — младшим.

По окончании учения св. Константин принял сан и был назначен хранителем патриаршей библиотек при храме Святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь.

Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в Высшую константинопольскую школу. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния.

В Херсонесе, св. Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке.

С помощью своего брата Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 г. Завершив перевод, святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить богослужению на славянском языке.

Святитель Мефодий был вызван в Рим и доказал перед Папой, что сохраняет в чистоте православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии — Велеград. Там в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Предчувствуя приближение кончины, св. Мефодий указал на одного из своих учеников — Горазда как на своего достойного преемника.

Равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино-поль к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Возвратившись в Киев в сопровожден корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые рус­ские святые, канонизированные как Русской, так и Кон­стантинопольской Церковью. Они были младшими сыно­вьями святого равноапостольного князя Владимира ( 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочес­тии. Старший из братьев — Борис получил хорошее обра­зование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подви­гу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удо­стоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь ис­ключительно служению Богу. Оба брата отличались мило­сердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милости­вого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Рос­тов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православ­ной веры и утверждении благочестивого образа жизни сре­ди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти ве­ликий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончи­на равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время воз­вращался из похода, так и не встретив печенегов, вероят­но, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пой­ти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!». Однако коварный и властолюбивый Святополк не пове­рил искренности Бориса; стремясь оградить себя от воз­можного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы на­стигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Ге­оргий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обра­тился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навст­речу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Ве­ликого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глу­боко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жерт­ву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что бы­ло еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убиваю­щих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Свя­тые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюде­ния послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели под­нять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

Святой благоверный князь Георгий (1189—1238) был вторым сыном великого князя Всеволода Боль­шое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца и старшо­го брата Константина, он унаследовал Владимирский великокняжеский престол. Благоверный князь Геор­гий отличался благочестием и воинской доблестью. Им был основан Нижний Новгород. В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву. Свя­той Георгий оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын — Владимир — был в то время в плену у татар) и опыт­ных воевод, а сам двинулся с войском и племянника­ми — сыновьями Константина — на север, чтобы со­единиться с другими князьями. В начале марта он вышел на берега реки Сити. Там 4 марта 1238 года произошла кровавая битва с татарами. Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли — Владимир — пал и все его сыновья убиты. Выслушав печальную весть, великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мучениче­ской смерти за веру христианскую и народ православный. И молитва его была услышана: в битве на реке Сити великий князь погиб мученической смертью — ему была отсечена голова.

Cвятой благоверный князь Даниил Московский родился в 1261 году и был четвертым сыном святого великого князя Александра Невского. В жизни св. благоверный князь Даниил отличался благочестием, кротостью и миролюбием.

Во все дни его жизни никто не нанес ущерба державе его, и сам он не покушался насилием приобретать чужие области, благодаря Бога за данное ему в жребий благословенное наследие — державу преславного града Москвы. Со времен блаженного князя Даниила честь и слава первокняжения и первосвятительства начали приближаться к боголюбивому граду Москве. В 1302 г. Московское княжество увеличилось за счет мирного присоединения Переяславского княжества. Однако св. князь не услаждался властолюбием, но, ограждаясь страхом Божиим, преуспевал в братолюбии.

Богоугодно господствуя в Московских пределах, св. князь Даниил построил за Москвой-рекой монастырь, который стал называться по его имени Даниловский. В этом монастыре сам князь принял иноческое пострижение. Приняв схиму, св. благоверный князь на 42 году жизни мирно отошел ко Господу 4 марта 1303 года. 30 августа 1652 года мощи его были обретены нетленными.

Преподобный Даниил Переяславский. В миру — Димитрий, родился около 1460 года в г. Переяславле Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника (память 1/14 сентября).

Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.

Еще при жизни преподобного авторитет его был настолько высок, что по его просьбе великий князь Василий III освобождал приговоренных к смертной казни и дважды просил его быть восприемниками при крещении своих детей.

Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Бо­жий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строи­теля земли Русской.

С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. молниенос-ным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить св. Александр Невский. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества св. Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

Наступила эпоха великой христианизации языческо­го Востока, в этом было пророчески угаданное св. Алексан­дром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарс­кие сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом со­единении русских и татарских земель и народов созрева­ло и крепло будущее многонациональное Российское го­сударство.

Библиография.

Каждый год Русская Православная Церковь совершает память «всеблаженных и богомудрых угодников Божиих» – Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней.

Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е годы XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.
Святые Церкви – наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник».
День Всех святых, в земле российской просиявших, заставляет задуматься нас об истории нашей Церкви, о ее судьбах, современном состоянии и о каждом из нас. Сегодня, обращаясь к опыту предков, необходимо осознать, что мало быть верующим, надо быть воцерковленным, то есть жить духовной жизнью, регулярно участвовать в Таинствах Церкви, в ее молитвах. Воцерковляясь, мы приобретаем опору в жизни, так необходимую нам. Жить духовной жизнью – это не только посещать храм, но и творить дела добра, быть милосердным, помогать ближнему. С кого нам брать пример, как не с наших русских святых и подвижников веры и благочестия? И мы просим Бога: «Тех молитвами в мире Церковь и страну нашу сохрани».
Кто же эти святые? Многие из них жили в глубокой древности: святой князь Владимир, Сергий и Никон Радонежские, Александр Невский и Дмитрий Донской. Другие – всего сто, двести лет тому назад: преподобный Серафим Саровский, Феофан Затворник. А некоторые жили среди наших отцов и дедов, с ними молились, трудились, их учили Иоанн Кронштадтский, архиепископ Лука Войно-Ясинецкий – врач и учитель, святейший патриарх Тихон и многие другие. Среди русских святых – люди разных званий, разного возраста, профессий, монахи и князья, ученые и простые крестьяне, миряне и священнослужители. О русских святых написано много книг, статей в интернете. Нам, живущим на русской земле, освященной их святыми мощами, созданными ими храмами и монастырями надо знать и любить все то, что веками формировало духовный мир русского Православия. Это любовь к Богу и ближнему, единство с Церковью, это христианское отношение к миру: оно должно быть, по словам святого Максима Исповедника, «не чувственно, не бесчувственно, а сочувственно». «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», – учил святой преподобный Серафим Саровский. Дух мира и молитвы собрал вокруг преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских подвижников, которые расходясь по Руси, возглавили многие архиерейские кафедры.
Этот же дух собрал вокруг преподобного Сергия Радонежского учеников, которые по всей России создавали новые обители. Это подвигами святых монахов Осляби и Пересвета, воина Димитрия Донского, с благословления святого Сергия Радонежского, русские воины одержали победу на Куликовом поле, избавив Русь от трехсотлетнего ига монголо-татар. Эта победа дала импульс духовному, культурному и государственному возрождению Руси.
Этот дух Православия согревал немощных в Марфо-Мариинской общине святой княгини-мученицы Елизаветы Федоровны.
Вся история Церкви – это история гонений и кратких периодов спокойной жизни: мученичество первых веков, гонение на Православие в Богоборческие времена. После 1917 года началась героическая эпоха в истории Русской Православной Церкви – эпоха массового мученичества. Безбожной властью разрушались монастыри и храмы, гонениям подвергались священнослужители и верующие. Но Русская Церковь, выдержав десятилетия гонений, сохранила чистоту Православия.
Вспомним наших новомучеников и исповедников российских, когда по бывшему Советскому Союзу шел атеизм, обрушая храмы и уничтожая духовенство. Вспомним и наших новомучеников Кубанских: священномученика Иоанна, Александра, Михаила, Андрея, Григория, Иоанна, Григория, Михаила, пресвитеров Кубанских. Вспомним и недавно причисленного к лику святых священномученика кубанского Григория Никольского. Их подвиг духа является примером для нас.
День Всех святых, в земле российской просиявших, является особенным и в истории станицы Старощербиновской. Это день памяти праведного Стефана Янкова, священника церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Старощербиновской. Добрый и мудрый учитель, наставник, он не мог мириться с неправдой, несправедливостью, нечестностью. Был гоним за свое правдолюбие влиятельными клеветниками.
Клевета и судебные разбирательства подорвали здоровье молодого священника, сердце его не выдержало. Он умер в 1914 году, накануне второй недели по Пятидесятнице, дня, когда Православная церковь совершает память всех святых, в земле российской просиявших. Был похоронен на территории храма в Старощербиновской. Нетленные мощи праведного отца Стефана были обретены и перезахоронены 3 июля 1994 года именно в День всех святых, в земле российской просиявших. Сейчас над могилой отца Стефана стоит часовня в парке – любимое место многих наших земляков, место духовного умиротворения. Верующие считают, что молитвами праведного отца Стефана, молитвами Всех святых русских стоит и хранима Богом и наша станица, и наша Россия.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *