Русская духовная семинария в париже

Иеромонах Александр (Синяков), ректор Русской духовной семинарии в Париже. Начало нового учебного года, октябрь 2011-го

— Отец Александр, как получилось, что именно Вы стали ректором Русской духовной семинарии в Париже? Расскажите немного о себе.

— У меня все было очень просто: я всегда стремился вести монашеский образ жизни и после окончания школы, на следующий день после получения аттестата, уехал в Ипатьевский Костромской монастырь. Тут я прожил год, пока владыка Александр, тогда архиепископ Костромской, сейчас митрополит Казахстанский, не благословил меня отправиться на обучение во Францию. Учился я в Сорбонне, где защитил магистерскую и докторскую диссертации, и в Свято-Сергиевском православном богословском институте, где защитил магистерскую. Когда появилась идея создания семинарии во Франции, архиепископ Корсунский Иннокентий (сейчас – архиепископ Виленский и Литовский) предложил мне духовную школу возглавить. Затем последовало решение Священного Синода.

Ректорство для меня – это огромный опыт, который дает очень многое. Конечно, мы уже пережили огромное количество испытаний, трудностей, столкнулись с неописуемым количеством сложностей. Но благодаря милости Божией все это прошло, но многое, конечно, впереди – семинария очень молода, должна окрепнуть.

Русская духовная семинария была основана четыре года назад Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, тогда – еще митрополита Смоленского и Калининградского. Собственно открыла она свои двери два года назад. Совсем недавно мы начали третий учебный год в семинарии.

— Где территориально находится семинария в Париже?

— Территориально семинария находится в пригороде. Туда проложена ветка метро – 25 минут от центра, что для французов – огромное время. Но зато это привычно для русских, знакомых с огромными московскими расстояниями.

Семинария располагается в бывшем католическом монастыре, который раньше занимали сестры-помощницы. Сначала мы арендовали помещения, а 1 августа этого года Русская Церковь стала владельцем монастыря и прилегающей к нему территории. Теперь у нас есть довольно большое здание, где 25 студенческих комнат, пять комнат для священников и преподавателей, приезжающих в семинарию, плюс почти четыре гектара парка. В этом году мы начали строить деревянный русский храм, который станет олицетворением настоящего русского зодчества.

Здание семинарии

— Пока семинарский храм находится в приспособленном помещении?

— Да, в семинарии есть домовый храм в приспособленном помещении, который мы сейчас полностью видоизменяем. Изнутри он расписывается фресками. Следующим этапом будет установка иконостаса, который прибудет к нам из мастерской Троице-Сергиевой Лавры. Очень хочется, чтобы этот храм был идеальным храмом русской православной традиции, чтобы его можно было, в том числе, показывать приходящим к нам гостям.

Семинарский храм был освящен еще при сестрах-помощницах во имя преподобной Женевьевы Парижской, святой VI века, которая очень почитается в русской эмиграции. Святая Женевьева почитается и православными, и католиками. Мы решили освятить престол нашего храма и в честь преподобного Мартина Исповедника, боровшегося с монофелитской ересью, – так как умер он в Корсуни, мы считаем его одним из покровителей Корсунской епархии.

— Много ли в семинарии воспитанников?

— В этом году у нас обучается 22 человека – каждый год мы принимаем в среднем около семи человек, иногда чуть больше. Большинство наших студентов – из России, но есть также молодые люди из Украины, Молдавии, русской эмиграции в Западной Европе. Три наших воспитанника – представители инославной культуры, обратившиеся в Православие: колумбиец (он был рукоположен в диаконы в прошлом году), гражданин Ганы (рукоположен в священники Александрийского Патриархата несколько недель назад), а также гаитянин из Русской миссии Зарубежной Церкви на Гаити, который пока еще ждет получение французской визы.

Языком общения в семинарии является французский. Две трети богослужения у нас совершаются на нем же.

Семинарский парк

— А кто преподает в семинарии?

— В плане обучения наша семинария – особенная. Дело в том, что основной курс обучения – примерно 2/3 всех занятий – наши семинаристы проходят в одном из парижских университетов: или в Сорбонне, или в Свято-Сергиевском богословском институте, или в Католическом университете Парижа. Только треть занятий проходит внутри самой семинарии – сюда входит то, что необходимо знать будущим пастырям по стандартам Учебного комитета Русской Православной Церкви. Наши преподаватели – клирики Корсунской и соседних епархий, миряне – представители русской эмиграции, преподаватели университетов. От католиков к нам приходят преподавать латинский язык. Я преподаю греческий и догматическое богословие.

— Да, уникальная система… В чем ее достоинства?

— Цель этой системы в совмещении светского и духовного образования. Русская Православная Церковь в последние годы отправляла много студентов на обучение в европейские светские учебные заведения, оставляя их иногда без надлежащего духовного окормления. И Русская духовная семинария впервые совмещает обучение в светских учебных заведениях, оставаясь при этом в рамках духовного образования Русской Православной Церкви. Получается, что студент получает два образования – университетское и церковное. Это позволяет ему, с одной стороны, познакомится с университетской средой, с ее вызовами – это очень важно для верующего человека, потому что он там сталкивается с неверующими людьми, с людьми другой культуры, других вероисповеданий. И в то же время, он укрепляет свои духовные корни, проверяет веру на крепость. С другой стороны, семинария помогает выдержать культурный шок, который студент переживает, оказываясь в иной среде, но при этом он не остается внутри своей конфессии – как будущий пастырь он контактирует и изучает людей, с которыми ему придется общаться на приходе в дальнейшем. Система наша похожа на метод ковки меча: из горячего в холодное и наоборот.

На одном из занятий

— В стенах семинарии у студентов есть дополнительные послушания?

— Да, конечно. Во-первых, день у нас начинается с Божественной литургии – на ней присутствуют все, если только нет каких-то очень уважительных причин для отсутствия. И завершается день вечерним богослужением, на котором тоже присутствуют все студенты. Причем, не приходится никого заставлять – ребята сами всегда охотно приходят. Многие из них поют, кто-то прислуживает в алтаре, те, кто в священном сане – служат по очереди.

Кроме того, есть послушания по организации внутренней семинарской жизни, например, в трапезной. Мы часто стараемся отправлять наших студентов на приходы Франции. Наш хор сопровождает иногда паломников к общехристианским святыням, иногда помогает на приходах во время престольных праздников или в каких-то иных торжественных случаях.

— В Парижской семинарии есть какой-нибудь журнал, газета?

— Да. Уже около четырех во Франции лет издается возрожденный «Вестник Русской Православной Церкви» — он выходит на французском языке, раз в три месяца. Также мы издаем небольшой студенческий журнал на французском и русском языках в электронной версии.

— Вы живете среди людей с другим менталитетом, очень отличным от русского. Какое отношение у них к семинарии, к Вашим воспитанникам, к Вам?

— Вообще, должен сказать по своему опыту – а я живу в Европе уже 12 лет – что французы относятся к нам с большим интересом, с уважением к русской культуре, и в частности, к русскому Православию. Мы чувствуем большую любовь французского общества к Православной Церкви. Когда появился проект нашей семинарии, французы отнеслись к нему очень положительно. Критика была, но она была с российской стороны. Французы же нас поддерживали, как могли – и католики, и православные. Верующие были счастливы, что у них в стране будет духовная школа, где будут учиться священники для них – ведь в Западной Европе сейчас огромная нехватка православных пастырей.

Семинарские послушания

— Каким образом существует ваша небольшая семинарская община? Думаю, отношения у вас в коллективе строятся несколько иначе, чем в больших духовных школах?

— Да, конечно, существует огромное различие. Мы постарались сделать так, чтобы между руководством семинарии и каждым студентом были личные отношения. У нас каждый студент на виду, и за несколько лет учебы он становится совершенно прозрачным для архиерея, для руководства семинарии, что с учетом особенностей священнического служения на Западе очень важно. Необходимо, чтобы к человеку, который возглавит православный приход за границей, было стопроцентное доверие со стороны священноначалия.

То, что семинария маленькая, меняет отношение и между самим студентами. Мы стараемся воспитывать студентов не в атмосфере страха перед наказанием и в соблюдении дисциплины, сколько в атмосфере ответственности за то, что они сами собой представляют. Мы объясняем, что любой неверный шаг с их стороны скажется на репутации Русской Православной Церкви в целом и на образе стран, которые они представляют. По ним судят о Церкви, по ним судят об их странах, – это и есть особенность пребывания в иностранной, инокультурной среде.

— В стенах семинарии собрались люди разных культур: как они сами друг с другом уживаются? Думаю, украинец и русский понять друг друга могут, но как быть с колумбийцем или гаитянином? Ведь даже мировосприятие у представителей разных народов разное.

— Да, так и есть. В этом смысле у нас существовали трудности. Ребята образовывали свои межэтнические группки. Мы очень с этим боремся, чтобы показать вселенскость Православия, чтобы показать, что вера во Христа преображает человека до такой степени, что он, продолжая оставаться носителем конкретной национальной культуры, понимает, что вера во Христа — сильнее. И что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского.

Мы стараемся создать такие условия, чтобы каждая культура проявляла себя вполне, и показывала то, что она имеет ценного, но не ограничивала свободу и самовыражение людей культуры другой. Обычно мы отмечаем все праздники сообща – и то, что празднуют африканцы, и то, что празднуют французы, и то, что празднуют русские, то, что празднуют молдаване и украинцы. Мы стараемся показывать друг другу друг друга. И каждая культура показывает лучшее, то, что ближе всего ко Христу и Евангелию.

— А у гаитян это, например, что?

— Простота в отношениях. Отсутствие какого бы то ни было напряжения в отношениях с руководством. Люди из маленьких стран, где все более доступно, где люди более высокого положения с легкостью общаются с людьми, стоящими ниже по социальной лестнице, как раз именно такие. И эта черта очень важна в контексте семинарского воспитания, потому что мы стараемся донести до наших студентов мысль, что среди нас нет более или менее важных людей. Все едины и все ценны перед Богом. У каждого есть свой талант, который стоит таланта другого человека.

Все наши студенты приехали из стран с непростой историей, с непростой экономической и политической обстановкой. Мы узнаем друг о друге новые вещи, делимся своей болью. И это помогает нам всем осознать величину того дара, который Господь нам дал, поместив всех вместе под одну крышу.

Фотографии: сайт Русской духовной семинарии в Париже

Протоиерей Сергий Алексеевич Моздор. Фото с сайта Воронежской митрополии

Сергий Алексеевич Моздор (род. 1968), протоиерей, настоятель Воронежского Покровского собора, председатель паломнического отдела, член епархиального совета Воронежской епархии, преподаватель Воронежской духовной семинарии

Родился 30 июня 1968 года в семье священника Алексия (1937 — 2011) и Любови Моздор. Родной брат протоиереев Михаила и Иоанна Моздор и Татьяны (род. 04.02.1963, председатель женсовета Воронежской епархии ), замужем за священником Василием Володько .

С 1975 по 1985 год обучался в средней школе г. Ставрополя.

В 1986 году поступил в Санкт-Петербургскую православную духовную семинарию, в это же году был призван в армию. После воинской службы в 1988 году продолжил обучение в духовной семинарии, которую окончил в 1992 году.

С сентября 1992 по 1997 год трудился преподавателем Библейской истории и зав. канцелярии в Ставропольской духовной семинарии.

В 1996 году заочно окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия .

В 1997 году вступил в брак. Имеет пятерых детей.

В ноябре 1997 был рукоположен в сан диакона, а 7 декабря 1997 — во священника.

C 1997 года преподает Священное Писание Ветхого Завета со второго по четвертый курс Воронежской духовной семинарии. В сентябре того года был назначен на должность инспектора Воронежской семинарии. После преобразования этой должности в 1998 году стал проректором по воспитательной работе.

В июле 2003 года назначен исполняющим обязанности ректора Воронежской семинарии и настоятеля Успенского семинарского храма.

Возведён в сан протоиерея.

С 25 декабря 2006 года является членом епархиального совета Воронежской епархии .

27 августа 2007 года назначен настоятелем Спасского храма г. Воронежа .

С 23 октября 2009 года является настоятелем Воронежского Покровского собора .

Председатель паломнического отдела Воронежской епархии.

Использованные материалы

Татьяна Алексеевна Володько — председатель женского совета Воронежской и Борисоглебской епархии, оф. сайт Воронежской духовной семинарии,

Союз православных женщин,

«Преподаватели Воронежской духовной семинарии», официальный сайт ВПДС,

Православная духовная семинария во Франции — единственное высшее учебное заведение Русской Православной Церкви Московского патриархата в Западной Европе, учрежденное решением Священного Синода Московского патриархата 15 апреля 2008 года.

Идея создания семинарии принадлежит митрополиту Смоленскому и Калиниградскому Кириллу, ныне Патриарху Московскому и всея Руси. Он выразил ее впервые во время своего последнего визита во Францию в ноябре 2007 г. по случаю презентации французского перевода «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».

Кроме того, проект создания во Франции русской православной семинарии – один из главных результатов визита Патриарха Алексия II в Париж в октябре 2007 года.

Парижская семинария находится в распоряжении не только Корсунской епархии РПЦ МП, но и остальных епархий Московского патриархата в Европе (Брюссельско-Бельгийской, Женевской и Германской РПЦЗ МП, Сурожской в Великобритании, Голландско-Нидерландской, Австрийской) и русских приходов в Италии. Правящие архиереи этих епархий входят в Наблюдательный совет семинарии, который возглавляет архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и ректор Общецерковной аспирантуры-докторантуры РПЦ МП.

Задачи семинарии:

1. Подготовка высокообразованных кадров священнослужителей для РПЦ МП, владеющих иностранными языками, знакомых как с русской православной, так и с западной культурой.

2. Обучение православных мирян, участвующих в жизни Церкви, для подготовки их к церковной миссии и преподаванию катехизиса;

3. Обучение светских и церковных инославных студентов, интересующихся Православием русской традиции;

4. Интеллектуальное и духовное свидетельство о русском Православии через богослужения, различные научные, издательские и культурные проекты.

С 1 сентября 2009 года семинария располагается в доме святой Женевьевы в Эпине-су-Сенар (фр. Epinay-sous-Senart), в 21 км к юго-востоку от Парижа. Здание, арендованное у католической епархии, ранее принадлежало монастырю сестёр-помощниц (фр. Societe des Auxiliatrices des ames du Purgatoire).

Пока договор аренды с католиками заключен на один год с возможностью продления и с перспективой выкупа здания в собственность. Размер арендной платы — 250 тысяч евро в год, включая все коммунальные услуги и электричество. Деньги для оплаты текущих расходов семинарии поступают благодаря частным пожертвованиям.

При семинарии открыта часовня в честь святителя Мартина Исповедника и преподобной Геновефы Парижской.

Первые занятия в семинарии прошли 5 октября 2009 года.

Обучение в семинарии

Семинария предоставляет три формы обучения: очное с проживанием в семинарии для будущих священнослужителей, трехгодичный экстернат для желающих ознакомиться с русской духовной традицией и с богословско-литургическим наследием православной Церкви, и свободное посещение курсов. Учащиеся первых двух форм обучения получают специальные дипломы.

На очное обучение в семинарию принимаются лица православного вероисповедания любой национальности. Курс обучения на французском и русском языках длится пять лет (три года бакалавриата и два года магистратуры). Студенты, имеющие богословское образование, принимаются на четвертый курс (первый год магистратуры). Занятия проводятся как в самой семинарии, так и в высших учебных заведениях Парижа (в том числе в Сорбонне). По успешном завершении учебы и защите диссертации выпускники семинарии получают два диплома: диплом магистра философии Парижского Университета Сорбонна и церковный богословский диплом семинарии.

Семинария двуязычна. Для тех, кто французским языком не владеет (или владеет недостаточно), с первых же дней обучения организуются интенсивные курсы.

Семинария берет на себя все расходы для студентов, направляемых епархиями или другими духовными школами. Каждому семинаристу предоставляется отдельная комната (с умывальником) и трехразовое питание плюс годовой проездной (для поездок на занятия в Париж). Кроме того, в здании оборудованы библиотека, компьютерный зал и беспроводной Интернет.

Кроме студентов, направляемых епархиями и духовными школами, семинария принимает тех, кто готов платить за учебу самостоятельно. Учитывая уровень цен и зарплат в парижском регионе, сумма оплаты невысока – 350 евро в месяц. За эти деньги предоставляется бесплатное жилье (при наличии свободных мест), питание, учебные материалы и безлимитный доступ в Интернет. Плата за обучение на экстернате – 250 евро в год.

Схематически обучение в семинарии выглядит следующим образом:

Подготовительный курс:
— интенсивное изучение французского, греческого и латинского языков, а также вводные предметы богословского характера в семинарии;
— курс истории и обществоведения, разработанный французским правительством для священнослужителей (на факультете социологии Парижского университета).

Бакалавриат (3 года):
— Богословие, история Русской Церкви и русской философии, история Поместных Православных Церквей, литургика, современные и древние языки в семинарии;
— полный курс философии на философском факультете Сорбонны;
— библеистика и общая христианская история на богословском факультете Парижского университета.

Магистратура (два года):
— Богословско-религиозныe предметы в семинарии;
— патристика и история христианского учения на факультете религиозных наук Сорбонны.

Профессорско-преподавательская корпорация семинарии формируется из лучших специалистов в своей области, проживающих как в странах СНГ, так и на Западе. Лекции читают преподаватели из Франции, Италии, Бельгии, Голландии, России и Украины. Среди лекторов – протоиерей Николай Макар из Милана, специалист в области канонического права; протоиерей Сергий Овсянников из Амстердама, специализирующийся на библеистике; иерей Сергий Модель из Брюсселя, известный своими публикациями об истории и современном положении Православных Церквей в Европе.

Администрация

•архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев) — канцлер, председатель административного совета;

•иеромонах Александр (Синяков) — ректор, председатель педагогического совета;

•протоиерей Антоний Ильин — проректор по связям с общественностью;

•игумен Нестор (Сиротенко) — председатель дисциплинарного совета.

Ректор иеромонах Александр (Синяков) родился в 1981 году в Левокомском районе Ставропольского края (Россия). Окончил Тулузский университет, Свято-Сергиевский богословский институт и парижский университет Сорбонна (все три – во Франции). Свободно владеет французским, английским, немецким и греческим языками. В сентябре 2003 года рукоположен во иеродиакона, в ноябре 2004 года – во иеромонаха епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым). Служил в Париже, будучи секретарем Корсунской епархии РПЦ МП по связям с общественностью, прессой и религиозными организациями. С 2002 по 2005 годы преподавал русскую цивилизацию, историю Церкви и древнеславянскую филологию в Сорбонне. Решением Священного Синода в апреле 2008 года назначен ректором духовной семинарии в Париже. В январе 2010 г. в среде студентов семинарии и парижской православной общественности возникли обвинения в адрес о. Александра, поддерживающего литургическое общение с Римско-Католической Церковью и насаждающего в своем учебном заведении католические взгляды, неприемлемые в православной традиции. В настоящее время эти обвинения активно обсуждаются в православных блогах.

По материалам «Википедии», сайта Русской духовной семинарии во Франции, «Православие.Ру», «Портала-Credo.Ru»

В сюжете:

06 июля 2010, 12:36 В Русской духовной семинарии во Франции прошло последнее в этом учебном году заседание Ученого совета
05 июля 2010, 13:38 МОНИТОРИНГ СМИ: «Я причащаюсь с католиками, сохраняя свои православные убеждения». Дмитрий Синяков, нынешний ректор Парижской семинарии, признался, что, будучи послушником, участвовал в совместной литургии с католиками
28 июня 2010, 18:56 В Парижскую семинарию РПЦ МП отныне можно будет поступить лишь с личного согласия Патриарха Кирилла
03 марта 2010, 12:36 Митрополит Иларион (Алфеев) выступил на семинаре «Духовное наследие Святой Руси» в Париже
02 марта 2010, 15:50 МОНИТОРИНГ СМИ: Парижская семинария, или православное МГИМО. Есть ли опасность окатоличивания для православных студентов, обучающихся в инославной среде?

Опубликовано: 22.01.2010 в 16:47

Рубрики: Лента новостей

Сретенская духовная семинария

Дата создания: 2002 г. Описание:

Сретенская духовная семинария — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви.

***

В 1999 г. в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре в Москве было открыто Сретенское высшее православное монастырское училище. Его главной задачей являлось духовное образование монашеской братии. К преподаванию были привлечены известные специалисты: профессора Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин, протоиерей Максим Козлов, А.К. Светозарский, А.И. Сидоров, доктора философских наук Г.Г. Майоров и М.О. Шахов, доктор исторических наук О.Ю. Васильева и др. Первый курс состоял из 20 насельников и 4 мирян. В 2002 г. решением Священного Синода училище было преобразовано в Сретенскую духовную семинарию.

Главной проблемой для семинарии долгое время оставалась нехватка помещений. В 2010 г. монастырю было передано здание школы № 1216, расположенное на исторической территории обители. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла была проведена реконструкция здания под нужды семинарии. 28 декабря 2013 г. Святейший Патриарх освятил новое здание семинарии.

***

В 1999-2002 гг. ректором училища и в 2002-2018 гг. ректором семинарии был Преосвященный Тихон (Шевкунов). Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 19 мая 2018 г. и.о. ректора назначен иеромонах Силуан (Никитин).

Решением Священного Синода от 9 июля 2019 г. (журнал № 74) временно исполняющим обязанности ректора семинарии назначен архиепископ Верейский Амвросий. Решением Синода от 30 августа 2019 г. (журнал № 104) архиепископ Амвросий назначен ректором семинарии.

Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. (журнал № 49) и.о. ректора семинарии, в дополнение к несомым послушаниям, назначен председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 103031, г. Москва, ул. Б. Лубянка, д. 19 Телефон: +7 (495) 623-34-44 Факс: +7 (495) 621-45-29 Web-сайт: http://sdsmp.ru E-mail: kancsds@sdsmp.ru Первый проректор: Павел Великанов, протоиерей И.о. ректора: Максим Козлов, протоиерей

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *