Русская правда история

Русская правда (древнеруск. ПРАВДА РОУСЬСКАЯ, или ПРАВДА РУСКАЯ) является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства. Его анализ, на мой взгляд, должен быть интересен достаточно широкому кругу лиц, которые интересуются правовой историей Российского государства. К большому сожалению у нас нет оригинала, всё что сохранилось до наших дней — это списки Правд (более 100), древнейшим из которых считается Краткая Правда. Она содержит в себе 43 статьи, которые делятся на статьи с 1-18 (Правда Ярослава) и с 19 по 41 (Правда Ярославичей). Две последние – это Покон вирный или Урок Ярославль (ст.42) и Устав (Урок) мостников (ст.43). Несмотря на то, что Краткая Правда состоит из нескольких частей, в действительности она является единым целым, связанным по структуре и содержанию, что говорит о многократных редактированиях, внесениях изменений.

В Новгородской первой летописи мл. извода под 1016 г. помещен рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече, Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды. При составлении Русской Правды (Краткой и Пространной редакций) использовались нормы «Закона русского» (вероятно устного традиционного права), как более раннего источника права на Руси.

Статья 1 гласит:

Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу, любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

Перевод: «Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривень за голову.

Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него».

Тут видны следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — кровной мести. Но уже введены первые юридические понятия: муж — свободный мужчина; русин — младший княжеский дружинник: гридин — представитель боевой дружины; купчина — дружинник, занимавшийся торговлей; ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом; мечник — сборщик штрафов; изгой — человек, потерявший связь с общиной; словенин — житель словенской, т.е. новгородской земли, в данном контексте — рядовой житель.

Кровная месть появилась ещё в первобытном обществе, где отсутствовали иные средства правового регулирования. Оно отражает принцип равного воздаяния за преступление, который в Ветхом Завете сформулирован как «око за око, зуб за зуб»: за нанесение вреда имуществу виновные отвечают соответствующим имуществом, за нанесение вреда здоровью — соответствующей материальной компенсацией, за убийство — изгнанием или смертью, что соответствует наиболее простому пониманию человеком справедливости.

Основой традиционных обществ являлся общественный уклад который характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Преобладает аграрный уклад экономики, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли.

С момента основания древнерусской государственности в VIII-IX вв. и до монгольского нашествия торговля на Руси имела большое значение. Особенно выделялась внешняя торговля, она была важной составляющей экономики древнерусских княжеств, вероятно она была даже скорее основой экономики того времени (торговля рабынями, мехами и ремесленными изделиями). Прокладываются торговые пути: Волжский торговый путь, торговый путь в Заволочье и торговый путь «из Варяг в Греки». Становление денежного обращения на славянских землях Восточной Европы также происходит на рубеже VIII-IX вв., когда началась активная торговля Северной и Восточной Европы со странами Халифата. Восточноевропейские страны, лишённые крупных рудных запасов монетного металла, активно импортировали серебро. На фоне разного тяготения северного и южного регионов Руси к международным рынкам появились две территориальные системы — в Южной Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и т. д.) главным средством обращения стали вырезки из дирхемов весом 1,63 грамма, составляющие 1/200 византийской литры. Аналогичные вырезки использовались на землях Северной Руси (Новгород, Псков), однако их вес был 1,04 грамма или 1/200 серебряной гривны.

Несомненно как внутренняя, так и внешняя торговля наложила свой отпечаток на развитие общества и становление правовой системы Древней Руси, поэтому несмотря на сохранении права мести появляется гораздо более прогрессивное — денежное взыскание или наказание (судебные штрафы), как естественная эволюция развития общества и государственности.

Только в статье 1 Русской Правды возможно наказание в виде смерти как месть, в других статьях о ней никогда не упоминается. Это вероятнее всего связано, прежде с тем, как влияла на право христианская церковь, выступавшая против смертной казни. О телесных наказаниях и о лишении свободы также ничего не говорится.

Можно было бы соотнести 1 статью Русской Правды с другими источниками права Руси, например, по договору с Византией 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор с Византией 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства, но степень использования данных источников в повседневности не изучен в полной мере.

Русская Правда, в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). А «Правда Ярославичей» (ок. 1072-73 гг.) совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника. Также, нужно отметить, что князь в любой момент может вмешаться в обычай применения кровной мести, у убийцы появляется возможность выкупать себя при посредничестве князя (хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т.к. , по различным причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти. В свою очередь, сдерживая самосуд общины, князь вводил свою меру наказания — виру, т.е. денежный штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый за убийство в княжескую казну.

Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в статье 1 Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком. И лишь после смерти Ярослава Мудрого, «СНОВА СОБРАВШИСЬ, СЫНОВЬЯ ЕГО ИЗЯСЛАВ, СВЯТОСЛАВ, ВСЕВОЛОД И МУЖИ ИХ КОСНЯЧКО, ПЕРЕНЕГ, НИКИФОР ОТМЕНИЛИ КРОВНУЮ МЕСТЬ ЗА УБИЙСТВО, А ПОСТАНОВИЛИ ВЫКУПАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ».

Действие Русской Правды, несмотря на её древность и некоторую архаичность, была очень долгой и даже в период экспансии Великого княжества Литовского на русские земли (XIII-XIV вв.) важнейшим правовым принципом был — «СТАРИНЫ НЕ РУШАЕМ, НОВИНЫ НЕ ВВОДИМ».

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки её активно распространялись ещё в XV — XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Русскую Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права, являясь первым писаным сводом законов, в котором прослеживается на примере 1 статьи её эволюция и развитие.

РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания. Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»). Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий, 14 в. – входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении – извода): Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический и Карамзинский. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Некоторые исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень «официальности» Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, охваченного действием ее норм.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.

Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В.О.Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве. В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80). Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей. В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.

Все тексты Русской Правды неоднократно публиковались. Имеется полное академическое издание ее по всем известным спискам.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

ПРИЛОЖЕНИЕ

РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ

ЗАКОН РУССКИЙ

1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен.

2. Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов (побоев), то пусть придут свидетели; если же не может (привести свидетелей), то делу конец; если же за себя не может мстить, то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю.

3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен; если его не настигнут, то он платит, и на этом дело кончается.

4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

6. Если нога останется цела, (но) если начнет хромать, тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы (раненого).

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

8. А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды – 12 гривен.

9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он положит гривну.

10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.

11. Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3 гривны.

13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

15. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо остальное, а тот начнет запираться, то итти ему (с ответчиком) на свод перед 12 человеками; и если окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему (т. е. потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

16. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина, захочет его взять, то отвести (его) к тому, у кого он был куплен, а тот отправляется ко второму (перекупщику), и когда дойдут до третьего, то пусть скажет ему: «Ты мне отдай своего челядина, а своих денег ищи при свидетеле».

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

Закон, установленный для Русской земли, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко Перенег(?), Никифор Киевлянин, Чудин Микула.

19. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесенную им) обиду, то убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно: а (за убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен.

20. А если убьют дворецкого в разбое, а убийцу (люди) не будут искать, то виру платит вервь, в которой найден труп убитого.

21. Если убьют дворецкого (за кражею) в доме или (за кражею) лошади или за кражею коровы, то пусть убьют (его), как собаку. Такое же установление (действует) и при убийстве тиуна.

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего конюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

27. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, (то платить) 12 (гривен).

28. А за княжеского коня, если он с тавром (платить) 3 гривны, а за смердьего – 2 гривны, за кобылу – 60 резан, а за вола – гривну, за корову – 40 резан, а (за) трехлетку – 15 кун, за двухлетку – полгривны, за теленка – 5 резан, за ягненка – ногата, за барана – ногата.

29. А если (кто-либо) уведет чужого холопа или рабу, (то) он платит 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

30. Если же придет избитый до крови или до синяков человек, то не искать ему свидетелей.

32. А если подожгут княжескую борть или выдернут (из нее) пчелы, (то платить) 3 гривны.

33. Если без княжеского распоряжения будут истязать смерда, (то платить) 3 гривны за обиду; а за (истязание) огнищанина, тиуна и мечника – 12 гривен.

34. А если (кто-либо) перепашет межу или уничтожит межевой знак на дереве, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

35. А если (кто-либо) украдет ладью, то за ладью платить 30 резан, а штрафа 60 резан.

36. А за голубя и за курицу (платить) 9 кун, а за утку, за журавля и за лебедя – 30 резан; а штрафа 60 резан.

37. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то (платить) вознаграждения потерпевшему 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

39. Если украдут сено, то (платить) 9 кун; а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, козу или свинью, притом одну овцу украли 10 (человек), то пусть положат по 60 резан штрафа (каждый); а задержавшему (вора платить) 10 резан.

41. А из гривны мечнику (полагается) куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен – задержавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А вот установление для вирника; вирнику (следует) взять в неделю 7 ведер солоду, а также барана или полтуши мяса или две ногаты; а в среду резану или сыры; также в пятницу, а хлеба и пшена (взять) сколько могут поесть; а кур (брать) по две в день; поставить 4 коня и кормить их досыта; а вирнику (платить) 60 (?8) гривен, 10 резан и 12 веверин; а при въезде гривну; если же потребуется во время поста (ему) рыбы, то взять за рыбу 7 резан; итого всех денег 15 кун; а хлеба (давать), сколько могут съесть; пусть вирники соберут виру в течение недели. Вот таково распоряжение Ярослава.

43. А вот подати (установленные для) строителей мостов; если построят мост, то взять за работу ногату и от каждого пролета моста ногата; если же починили несколько досок старого моста – 3, 4 или 5, то брать столько же.

Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952. С. 81–85

Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ульяновский Государственный Педагогический Университет

имени И.Н. Ульянова

юридический факультет

Реферат по дисциплине

История государства и права России

Русская правда:

общая характеристика

Выполнил: студент

1 курса группы ЮР-08-1

Сайгин Сергей Павлович

Проверил:

Чуканов Иван Альбертович

Ульяновск

2009

Введение 3

Глава 1 Русская правда в системе источников

древнерусского права

    1. Происхождение и источники 5

1.2 Русская правда как источник

древнерусского права 6

Глава 2 Общая характеристика Русской правды

1.1 Гражданское право 10

    1. Уголовное право 16

    2. Суд и процесс 19

Заключение 22

Библиографический список 23

Введение

Крупнейшим памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве но их единая классификация до сих пор отсутствует.

Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права.

В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной собственности не только на землю и угодья, но и на движимое имущество: коней, бобров, орудия производства и др.

Для эпохи предшествовавшей Русской Правде характерным объединением сельского населения была соседская община. Она выросла в процессе разложения семейной общины.

Древнейшая часть Русской Правды является записью более старых норм сделанной при князе Ярославле Владимировиче. Ее иногда называют «Правдой Ярослава». Эта часть состоит из первых 16 статей «Краткой Правды». За ней следует «Правда Ярославичей», т.е. сыновей Ярослава. Пространная редакция более сложна по составу и включает в себя множество княжеских законов изданных между серединой XI и началом XIII в.в., систематизированных и хронологически перемешанных.

Актуальность заключается в сравнении первоисточника русского законодательства с ныне существующим и в выводах о переходе и трансформации правовых норм.

Цель данной работы — рассмотреть содержание этого уникального памятника древнерусского права, проанализировать изложенные в нем правовые нормы.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

  • раскрыть происхождение Русской Правды и ее основные редакций;

  • проанализировать право феодальной собственности смердов, наследование смердов, а также классовый характер защиты права собственности по Русской правде;

  • раскрыть виды преступлений и наказаний по Русской Правде, классовый характер уголовной политики древнерусского государства;

  • показать состязательный характер уголовного процесса в Древней Руси и дать характеристику отдельных видов доказательств.

Проблемой является мало изученность данной темы.

Новизна заключается в применении новых знаний, исследований в изучении данной проблемы.

Теоретическая значимость заключается в устранении пробелов в теории, а практическая в том, что данное исследование можно применять при написании курсовых, дипломных и др. работ.

Данная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА 1 РУССКАЯ ПРАВДА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ

ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА

1.1 Происхождение и источники

Русская Правда — древнейший русский сборник законов, сформировалась на

протяжении Х1-Х11 вв., но отдельные ее статьи «уходят» в языческую старину.

Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати В.Н. Татищевым.

Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и

структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где

аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки — закон,

законник. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон»,

«обычай», но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».1

Принято делить сборник на три редакции (большие группы статей. Объединённые

хронологическим и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и

Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда

Ярослава( или Древнейшая) и Правда Ярославичей — сыновей Ярослава Мудрого.

Правда Ярослава включает — первые 18 статей Краткой Правды и целиком

посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за

престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная

варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами,

сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию

Ярослав задобрил новгородцев дав им Правду и устав. 2

Правда Ярославичей включает ст. 19-43 Краткой Правды (Академический

список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями

Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В

текстах есть уточнения из которых можно заключить, что сборник утвержден не

ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти

одного из его сыновей).

Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья

по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По

уровню развития правовых институтов, социально-хозяйствейному содержанию это

уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он

включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит

как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено

уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический

статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К

началу XII в. Пространная Правда сформировалась.3

В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в

нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет

собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых

общественных отношений периодам раздробленности.

1.2 Русская правда как источник

древнерусского права

Древнейшим источником любого права, в том числе и русского,

является обычай , то есть такое правило, которое исполнялось в силу

многократного применения и вошло в привычку людей. В родовом

обществе не было антагонизмов, потому обычаи соблюдались

добровольно. Отсутствовали специальные органы для охраны обычаев от

нарушения. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне

соответствовало темпам изменения самого общества. Первоначально право

складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых

обязывали зарождающиеся государственные органы, и прежде всего суды.

Позднее правовые нормы ( правила поведения ) устанавливались актами

князей. Когда обычай санкционируется государственной властью, он

становится нормой обычного права.4

В IX – X веках на Руси действовала как раз система норм устного,

обычного права. Часть этих норм, к сожалению, не была

зафиксирована в дошедших до нас сборниках права и летописях, о них

можно лишь догадываться по отдельным фрагментам в литературных

памятниках и договорах Руси с Византией X века.5

Одним из самых известных древнерусских правовых памятников того

времени , в котором эти нормы нашли отражение , является крупнейший источник древнерусского права — Русская Правда. Источниками ее кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права зафиксированные в Русской Правде относятся прежде всего положения о кровной мести ( ст. 1 КП ) и о круговой поруке (ст.20 КП ). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям:

кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или

вовсе отменить, заменив денежным штрафом – вирой (наблюдается сходство

с «Салической правдой» франков, где кровная месть также была заменена

денежным штрафом) ; в отличие от кровной мести круговая порука

сохраняется как мера , связывающая всех членов общины

ответственностью за своего члена, совершившего преступление ( «Дикая

вира» налагалась на всю общину ).

В нашей литературе по истории русского права нет единого

мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают ее не официальным

документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным

юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом

или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают

Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением

русской законодательной власти, только испорченной переписчиками,

вследствие чего появилось множество различных списков Правды,

которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.6

В древние времена у восточных славян регулировались нормами устного права (обычаями). Однако по мере развития государственности в Древней Руси росла потребность в существовании норм письменного права, фиксированных законов. Древнейшим таким юридическим документом, известным в исторической науке, является Русская Правда, кодекс норм уголовного, процессуального, семейного (прежде всего наследственного), гражданского и торгового права, разработанный и зафиксированный в письменной форме при Ярославе Мудром, вступившем на Киевский великокняжеский престол в 1016 году. В научный оборот этот документ ввёл историк В. Н. Татищев, обнаруживший в монастырских архивах текст Русской Правды в его краткой редакции в 1737 году. Представляем интересные факты о Русской Правде.

Этапы формирования текста

Первоначальный текст документа до наших дней не дошёл. Сохранившиеся варианты этого свода юридических документов (краткий, пространный и сокращённый) обнаружены в составе различных более поздних сборников и летописей, в которые вносились монахами-переписчиками. Самой древней считается краткая редакция. Широко признанной считается датировка Русской Правды годом вступления Ярослава Мудрого на Киевский великокняжеский престол в 1016 году. Первый краткий её вариант состоял всего лишь из 18 статей. Но именно они легли в основу всей правовой системы древнерусского государства в последующие столетия.

Вполне достаточно убедительных доказательств для того, чтобы считать, что дополненный и переработанный вариант Русской Правды, известный также под наименованием Правда Ярославичей, был разработан при сыновьях Ярослава Мудрого Изяславе, Святославе и Всеволоде в 1072 году. Следующую основательную доработку документа произвели при правлении внука Ярослава Мудрого Владимире Всеволодовиче Мономахе. Этот вариант в исторической науке принято именовать Пространной редакцией Русской Правды. Вместе с так называемым «Уставом Владимира Мономаха» составленным в 1113 году, весь свод норм Русской Правды в Пространной редакции составляет 121 статью. А её Сокращенная редакция возникла в середине ХV века.

Основные юридические нормы

Юридические нормы, зафиксированные в Русской Правде, восходят к древним обычаям, существовавшим у восточных славян с незапамятных времён. В особенности это имеет отношение к положениям, регламентирующим наказания за уголовные преступления. Для всех родоплеменных обществ (и восточные славяне в этом не исключение) характерен обычай «кровной мести». Когда государственных органов полиции и уголовного розыска ещё не существовало и в помине, делом розыска и наказания убийц и других преступников занимались родственники убитого или пострадавшего. А сами родственные связи имели в те времена существенно большее значение, нежели в наши дни. Выжить в одиночку в древние времена без поддержки родных и близких было крайне трудно. Государство такой поддержки оказывать не могло. Поскольку оно находилось ещё на ранней стадии своего формирования и ставило перед собой в основном лишь военные и фискальные задачи.

В Русской Правде обычай «кровной мести», практика наказания убийством за любое даже непреднамеренное убийство, не упраздняется и не запрещается, но предлагается для тех пострадавших, кто добровольно откажется от «кровной мести» виновникам, удовлетвориться крупным денежным штрафом. Такой штраф за убитого называли вирой. Именно эта норма о возможности штрафа за убийство зафиксирована в самой первой статье Русской Правды, с которой её текст и начинается. Аналогичные денежные штрафы вводились не только для убийц, но и для виновных в иных серьёзных преступлениях, таких как поджоги или кражи. Тут очевидна заинтересованность верховной княжеской власти в народосбережении. Обычай «кровной мести» явным образом вёл к взаимоистреблению, а верховная власть уже в те времена нуждалась в увеличении численности населения, а не в том, чтобы подданные неконтролируемо убивали друг друга.

В Правде Ярославичей размер штрафов за убийства и другие преступления серьёзно варьировался в зависимости от социального и сословного положения потерпевшего. Жизнь княжеского дружинника оценивалась выше, чем жизнь рядового свободного общинника. А та в свою очередь стоила выше, чем смерть слуги или холопа. Разница могла быть шестнадцатикратной.

В Русской Правде встречается описание таких процессуальных процедур как дача свидетельских показаний, очная ставка. Есть понятие «гонение следа». Его можно сопоставить с современным аналогом – расследованием «по горячим следам». Если след преступника вёл в какой-либо дом, то согласно нормам Русской Правды этого было достаточно для вынесения обвинительного приговора в отношении хозяина дома. Если след приводил во владения сельской общины, а отдельный дом при этом выявить не удавалось, то за преступление следовало нести коллективную ответственность всем общинникам. То есть по сути дела действовал принцип круговой поруки, предполагавший, что общинники должны нести ответственность друг за друга. Принцип круговой поруки в русской деревенской общине действовал очень долго, в отношении налогооблажения общинных крестьян вплоть до столыпинской реформы начала XX века.

В Русской Правде описана и процедура, согласно которой в случаях, когда расследование заходило в тупик, и убедительных улик в отношении подозреваемого не находилось, тому надлежало пройти то или иное испытание, так называемый «ордалий». Для такого испытания могло применяться раскалённое железо, которое надлежало брать голыми руками.

Применение «ордалия» и других подобных процедур свидетельствует о том, что в Русской Правде содержались очень архаичные элементы, явно практиковавшиеся у восточных славян задолго до их закрепления в письменной форме. Вместе с тем стремление верховной власти к преодолению традиций «кровной мести» и существенная дифференциация в размере штрафов за преступления в зависимости от сословного положения жертвы, есть яркое свидетельство укрепления феодальных отношений и заметного социального расслоения в древнерусском обществе к моменту фиксации этих юридических норм в XII веке.

Источников о начальных годах русского государства очень мало. Главным из них является Русская правда. Русская правда — древнерусский свод законов государства, дошедший до нас в трех списках: Краткая Правда (древнейшая, XI век), Пространная (вторая половина XII века) и Сокращенная (XII-XIII веков).

Ценнейшим историческим источником является и древнейшая сохранившаяся летопись «Повесть временных лет» (1113 года). Редакция «Повесть временных лет», составленная в 1093 году монахов Киево-Печерского монастыря Нестором, до нас не дошла. Вторая редакция, составленная в 1116 году игуменом Выдубецкого монастыря в Киеве Сильвестром, известна по Лаврентьевскому списку 1377 года (список назван по имени переписчика летописи Лаврентия, дополнившего ее хроникой событий в Северо-Восточной Руси до 1305 года).Третья редакция 1118 года сохранилась в Ипатьевской летописи (список содержит события до 1292 года, назван по Ипатьевскому монастырю в Костроме, где он хранился).

Значение «повести временных лет» состоит в том, что это — основной источник по начальному периоду истории Древней Руси. Он содержит важнейший материал для изучения социального строя.

Этапы развития Древнерусского государства

В истории Древнерусского государства выделяют три этапа:

1-й — IX — вторая половина X века;

2-й — конец X-XI века;

3-й — первая треть XII века.

В период IX — второй половины X века Древнерусское Киевское государство (этнос) постепенно подчинило ряд племенных союзов своей власти, но в состав Руси вошли не все союзы восточнославянских племен. Еще были независимы южные уличи и тиверцы, хорваты в Прикарпатье, северные племена: вятичи, радимичи и кривичи. Киевская Русь занимала большую территорию, охватившую лесостепь и широкую полосу лесных земель, идущую от Киева на север к Западной Двине и Ильменю. По площади этнос Русь начала IX века равнялась всей Византийской империи (супер-этнос) или другой империи — Каролингов — того же времени.

IX-X веков были временем постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов племенных княжеств. Так, древляне были обложены данью еще в IX веке, но полное их подчинение относится к 945-946 годам. Для земель дряговичей, радимичей и кривичей первый этап подчинения относится к IX веку, второй — к концу X века, вятичей — соответственно ко второй половине X веа и второй половине XI века. Вятичи дольше всех боролись за свою самостоятельность. Хорваты были подчинены Киеву в конце X века. Земли уличей и тиверцев в X веке были заняты тюркскими кочевниками — печенегами.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *