Русская православная церковь 19 века

История взаимоотношений Русской Православной Церкви (РПЦ) и государства подтверждает важность роли церкви в политическом, экономическом, правовом и культурном укладе России.

Значение и актуальность изучения вопросов роли вероисповеднического компонента в жизни общества так мотивирует в одной из своих многочисленных работ В. И. Жуков: «… нельзя изучать социальные вопросы, тем более прогнозировать развитие событий без учета религиозного фактора, который по-разному, но всегда ощутимо проявляется в социальной истории и политическом развитии государства».

Рассматриваемый нами исторический период — XIX столетие — монархический период в истории российского государства и полностью синодальный в истории Рус-

ской Православной Церкви. Государственная власть в этот период считалась богоданной, на деле сочетая духовный авторитет с самодержавной авторитарностью.

Взаимоотношения государства и церкви в XIX столетии в области социальной политики представляли из себя хорошо развитую систему социальных мероприятий церкви и государства, что было обусловлено тем фактом, что абсолютное большинство членов российского общества XIX века, — от императора до крепостного крестьянина, — осознавало свою безусловную принадлежность к соборной православной церкви, в которой каноническими правилами жизни для каждого христианина установлена обязанность жертвовать и благотворить. Именно поэтому в XIX веке благотворение не было особой привилегией избранного класса, благотво-

А. Г. Семашко Синодальный XIX век в истории отношений государства и РПЦ

рителями становились императоры и их жены, мещане, купцы и другие категории населения России. При этом благотворили все выше перечисленные как в качестве частных лиц, так и в качестве создателей-организато-ров (учредителей — совр.) государственных или общественных заведений для оказания разного рода социальной помощи. Христианская благотворительность, милосердие, меценатство пропагандировались регулярными публикациями отчетности по этому направлению общественной, государственной и церковной деятельности.

Главной чертой отношений светской и духовной власти в России XIX столетия был абсолютный контроль государства за жизнью церкви.

Ни один серьезный вопрос по управлению церковью не мог быть решен без одобрения императора, а на местах — без согласования со светской администрацией губерний и земель. Православная церковь XIX века была, по сути, государственным институтом. Святейший Синод и «око государево» в нем — обер-прокурор — выполняли роль передаточного звена в исполнении «наместника Бога на Земле».

В XIX веке РПЦ представляла собой хорошо развитый социальный институт с разветвленной системой управления, множеством всевозможных комиссий, комитетов и контор по различным направлениям церковной жизни: миссионерской, учебной, благотворительной, хозяйственной, статистической, церковно-археологической, причем как на уровне центрального управления, так и в епархиях.

Основой церковно-административного деления России в XIX веке были церковные округа — епархии, границы которых были приведены в соответствие с губернскими. К началу XIX века в России числилось 37 епархий, к началу реформ епархий насчитывалось уже 57 (для сравнения в 2000 году — 130 епархий), православного населения — более 52 млн человек, а в 1890 г. — более 60.

Епархии подразделялись на духовные правления, а те в свою очередь на благочи-

ния, в непосредственном ведении которых находилось до 30-ти церковных приходов, которые являлись наиболее мелкой церковно-административной территориальной единицей. Церковь сохраняла свой суд, имела широкую сеть духовно-учебных заведений для подготовки сыновей священно- и церковнослужителей. Главу епархии назначал император из трех кандидатов архиерейских чинов, предлагаемых Синодом. При епархии находилась консистория, которая ведала назначением и смещением священнослужителей, а также привлечением их к церковному суду за правонарушения по должности. На правах епархий находились управления придворного и военного духовенства.

До конца XVIII века за церковными приходами сохранялось право выбирать себе священника, однако на практике в подавляющем большинстве случаев священники в приходы назначались. Павел I отменил формальное право выборности священников. Приходские должности передавались по наследству — как правило, старшему в семье, обязанному закончить духовное училище. Остальные сыновья являлись кандидатами на могущие открыться вакантные приходы. Если у священника были только дочери, то за старшей сохранялось «место», которое занимал ее муж, обязательно из духовной среды и окончивший духовное училище.

В церковной иерархии приходские священнослужители занимали место после монашествующего духовенства.

Церковная иерархия представляла собой следующее:

а) монашествующие (черное духовенство) — епископат и архиереи: патриарх, митрополит, архиепископ епископ; монахи в священническом сане, возглавляющие монастыри (настоятели): архимандрит, игумен, иер-о-монах, монах (инок), иеродиакон — монах, рукоположенный в диаконский сан, послушник — еще не принявший постриг, схимонах монах, принявший на себя особое послушание. В женских монастырях: игуменья — настоятельница женского монастыря, монахиня, послушница.

К белому духовенству, по законодательству XIX века (Закон о состояниях. Св. Закон. Т. IX), принадлежали протопресвитеры, протоиереи, иереи (священники), диаконы, а также причетники в звании псаломщика (дьячки). Духовенство разделялось на епархиальное (причты кафедральные, приходские, домовые), военное и морское, придворное, заграничное. Военное и морское духовенство назначалось на должности и управлялось протопресвитером военного и морского духовенства. Придворное духовенство имело своей главой тоже отдельного протопресвитера. Причты заграничных церквей были подведомственны Санкт-Петербургскому епархиальному начальству и Синоду (в настоящее время — это юрисдикция Московского Патриархата). Священник был обязательным членом церковно-приходских попечительств и имел право основывать учреждения, преследующие благотворительные цели (богадельни, школы, братства, попечительства). В городских думах и земских собраниях священники участвовали в качестве уполномоченного духовного начальства. Также они несли ответственность за акты гражданского состояния православного населения государства.

Духовенство, на основании действовавших в XIX веке законов, считалось привилегированным классом российской империи. Оно освобождалось от телесных наказаний, воинской повинности и всех личных податей. Дома церковно- и священнослужителей и строения, принадлежавшие архиерейским домам и монастырям, были свободными от воинского постоя, поземельного сбора и городских повинностей. Духовенство имело право приобретать и отчуждать наравне с другими гражданами земли в городах и селах. Средства содержания белого духовенства в XIX веке складывались из казенного жалования, зе-

мельных наделов, свободных от налогов, добровольных приношений прихожан.

К черному духовенству в России XIX века относились монашествующие: послушники, монахи, иеродиаконы, иеромонахи, игумены, архимандриты, епископы.

Являясь составной частью системы институтов РПЦ, монастыри подчинялись верховной власти Святейшего Правительствующего Синода и российского императора. Самые древние и знатные обители имели статус ста-вропигиальных (т.е. в непосредственном ведении Синода), остальные монастыри имели положение епархиальных, т. е. находились в ведении местного архиерея. Монастыри различались также на штатные и заштатные. Первые получали пособие от казны, вторые существовали за счет пожертвований верующих, доходов от имущества и монашеских трудов. Штатные монастыри разделялись на 3 класса, соответственно сумме казенных пособий и престижности. В XIX веке классность монастыря была показателем его знатности. Среди первоклассных монастырей особое положение занимали лавры. Юридическое положение монастырей и монашествующих определялось «Сводом законов Российской империи». Монастыри имели право на обладание отводимыми им земельными наделами, но не могли их продать, а только сдать в аренду. Монастырям запрещалось владеть населенными имениями.

В 1825 г. монастырей насчитывалось 476. В течение XIX века количество их увеличилось на 78%, а количество в них находившейся монашеской братии неуклонно возрастало: в 1825 г. — 11 080 человек, в 1860 г. — 21 802 человека, в 1900 г. — 58 283 человека.

Прослойка выходцев из дворян играла в монашестве заметную роль. В печати XIX века распространен термин «монахи-аристократы». Среди монахинь в XIX веке известны имена: графини М. Н. Толстой (сестры Л. Н. Толстого), монахини Евгении (дочери московского сенатора С. Н. Озерова и внучки князя Мещерского), монахини Митрофа-нии (в миру — баронессы П. Г. Роден), настоятельницы Псковского монастыря Анас-

тасии (в миру великой княгини Александры Петровны).

Монастыри обладали большой притягательной силой для крестьян. Кроме чисто религиозных мотивов, имело значение то, что, приобщаясь к монастырской жизни, крестьянин поднимал свой социальный статус. Также монашество избавляло от голодовок, которые постоянно преследовали крестьянина в мирской жизни. В середине XIX столетия крестьянская прослойка в монашестве была еще невелика, но это потому, что крепостное право и различные сословные ограничения прочно удерживали крестьянина в деревне. И все-таки уже тогда некоторые монастыри имели крестьянский облик. Например, «мужицкой обителью» называли Валаамский монастырь. Выходец из тверских крестьян Дамаскин был настоятелем Спасо-Преображенского Валаамского монастыря с 1839 по 1881 г. Всего он прожил на Валааме более 60 лет. Преемником Дамаски-на стал Ионафан, вышедший из среды московских рабочих.

Уникальность XIX столетия отечественной истории заключается в том, что он явился единственным в своем роде вековым синодальным периодом РПЦ.

С первых шагов своего существования на Руси православие утверждалось как религия, тесно взаимодействующая с государством. Церковь способствовала процессу соединения русских земель, вносила существенный вклад в борьбу с внешней угрозой, помогала светской власти решать задачи, в целом совпадающие с общенациональными интересами. Она выступала как крупный собственник земли, чинила судопроизводство, исполняла ряд важнейших государственных функций, что обусловило превращение православия в официальную идеологию.

Православная Церковь XIX века была институтом, тесно связанным с государственными структурами.

Государственно-церковные отношения в области социальной политики определялись в XIX веке каноническими правилами жизни православного христианина, которые обязы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вали жертвовать, благотворить, быть милосердным. Свой христианский долг выполняли все: от крепостного крестьянина до государя-императора. Именно по причине возрастания престижности благотворения в XIX веке наблюдается активное развитие всех форм социального служения под сенью РПЦ: государственной, общественной и частной.

«Огосударствление» Православной Церкви в XIX веке не укрепило, а ослабило ее позиции. Союз православия и самодержавия обусловил связь революционно-демократического с распространением антицерковно-го, антирелигиозного движений. Церковная реформа 60-70-х годов XIX столетия, носившая долгосрочный и многоцелевой характер, наряду с другими преобразованиями Александровской эпохи, готовилась не церковью, а государством. В самой церковной среде в конце XIX — начале XX века возникли различные течения, стремившиеся к «обновлению» православной церкви, к поднятию ее авторитета и морального уровня духовенства. Уже в конце XIX века стали выдвигаться в церковной и околоцерковной среде требования освободить православную церковь от жесткой опеки государства, в частности, превратить Синод в «Синодальное правительство Всероссийского собора», не зависимое от светской власти. Высказывались мысли и необходимости восстановления патриаршества в России.

XIX век — составная часть Синодального периода РПЦ — был разрушительным для нормального развития религиозной жизни верующих. В огосударствлении РПЦ лежат истоки ее трагедии в XX веке. Безусловно, отрыв общества от православных традиций в XIX столетии был в зачаточном состоянии, а истоки его следует искать в событиях эпохи Петра I, а именно: в устранении патриаршества и фактическом признании царя главой церкви, когда понятие патриотизма наполнилось совершенно новым содержанием — внерелигиозным: Ярослав Мудрый, Александр Невский, первый царь Алексей Михайлович Романов неразрывно связывали любовь к Родине с православной верой; от-

правляясь на защиту Отечества, князья просили благословения у духовников, у старцев и подвижников веры. Начиная с Петра I, это воспринималось лишней символикой, хотя и Петр I и все следующие за ним императоры были патриотами своего земного Отечества.

История православной церкви и ее взаимоотношений с российским государством свидетельствует о неоспоримой роли веро-исповеднического компонента в политической, социальной, культурной и духовной жизни общества. В многонациональной России XIX в. православие исповедовала большая часть населения. Как и сейчас, влияние православия не распространялось на ту часть населения страны, которая исповедовала католичество, протестантизм, мусульманство, иудаизм и другие религии, кроме того среди русского населения насчитывались миллионы «отпавших от православия», старообрядцев и сектантов. Следствием раскола в церкви в результате вестернизации национальной культуры стало различное отношение к православной церкви со стороны различных слоев общества. В этих условиях церковь находила поддержку и понимание, прежде всего, в среде крестьянства, мещанства, купечества и духовенства. В отношении крестьянина к священнику продолжало сказываться осознание зависимости в решении многих жизненных вопросов: регистрация рождений, браков и смертей, участие в церковноприходской жизни. Отчасти поэтому церковь оставалась рычагом царского самодержавия, оказывавшим влияние на умы крестьянства, используя его непросвещенность и вероисповеднические обязанности. Духовенство, которое канонически должно было доносить и поддерживать среди своей паствы традиции православного миропонимания, к концу столетия утратило свои привлекательные позиции в среде значительной части крестьянства и демократической интеллигенции.

Заимствованный у Запада подход к решению проблем, возникавших у государства во взаимоотношениях с церковью, породил бюрократический характер управления ею, превратил пастырское служение в род государственной службы, священнослужителей — в чиновников, выполняющих полицейские функции. В конфессионально-смешанной империи вероисповеднические поступки императоров XIX века часто выглядели неоднозначно. С точки зрения строгого канонического взгляда было исключено, чтобы православный царь посещал неправославные церкви или нехристианские молитвенные дома и участвовал в богослужениях. Однако иногда внутриполитическая ситуация вынуждала эти каноны нарушать. Павел I попытался соединить корону православного императора с крестом католического ордена, при этом не задумываясь о последствиях и целесообразности такого шага. Царь Александр III посещал буддистские дацаны и оставался там на богослужениях. Царь Николай II также во время мировой войны посещал католические церкви, иудейские синагоги, мусульманские мечети, присутствовал на богослужениях, целовал католический крест. С точки зрения церкви эти факты — нарушение канонов православия. Однако в качестве главы надконфессиональной империи российские императоры были обязаны поступать именно так.

Задачи и деятельность церкви и государства в XIX веке в области решения социальных вопросов совпали в стремлении совершать каждодневное насущное служение и осуществлять Божественную спасительную миссию церкви. В это время имели место следующие области соработничества государства и церкви: материальная помощь нуждающимся, общественное призрение, повышение образовательного уровня населения, воспитание патриотических чувств, влияние на развитие отечественной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Павлова, Анна Леонидовна, 2002 год

1. Документы Российского Государственного Исторического Архива (РГИА) в Санкт-Петербурге, относящиеся к строительству соборов в русском стиле, были взяты из следующих фондов:

2. Ф. 216. Оп. 2. Ф. 218. Он. 4.

3. Ф. 446. On. 1, Оп. 18, Оп. 20, Оп. 22, Оп. 24. Ф. 707. On. 1. Ф. 733. Оп. 16. Ф. 789. On. 1, Оп. 6.

4. Ф. 796. Оп. 108, Оп. 101, Оп. 118, Оп. 128, Оп. 131, Оп. 184, Оп. 198.

5. Ф. 797. Оп. 2, Оп. 3, Оп. 4, Оп. 5, Оп. 11, Оп. 12, Оп. 13, Оп. 14, Оп. 16,

6. Оп. 19, Оп. 20, Оп. 21, Оп. 22, Оп. 25, Оп. 27, Оп. 28, Оп. 29, Оп. 30, Оп.32, Оп. 34, Оп. 51, Оп. 84, Оп. 131, Оп. 139.

7. Ф. 799. Оп. 16, Оп. 25, Оп. 26, Оп. 33.1. Ф. 835. Оп. 2.1. Ф. 1285. Оп. 8.1. Ф. 1287. Оп. 29, Оп. 40.

8. Ф. 1293. Оп. 147, Оп. 129, Оп. 136.1. Ф. 1424. Оп. 4.1. Ф. 1488. On. 1, Оп. 3.

9. История храмовой архитектуры в русском стиле

10. Архив С. Н. Забелина: историческое описание и фотовоспроизведение русских церквей в Европе. / Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII XX вв. Вып. IX. М., 1999.

12. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов, одобренных при церковных постройках в селениях. М., .

13. Барановский Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века в 9 тт. СПб., 1902. Т. 1.

14. Берташ А. В. Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре середины XIX начала XX веков. // Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998.

15. Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX начала XX вв. М» 1971.

16. Высочайше одобренные проекты для постройки церквей в казенных селениях Восточной и Западной Сибири. СПб., 1855.

17. Градостроительство России середины XIX начала XX века. Общая характеристика и теоретические проблемы. / Под общей редакцией Е. И. Кириченко. М., 2001.

18. Ежегодник Московского архитектурного общества. Вып. 1-4. М., 1909 -1916.

19. Ежегодник общества архитекторов-художников. Вып. 1-10. СПб., 1906 -1915.

20. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е -1917 годы). Иллюстрированный библиографический словарь. М., 1998.

21. Зодчий. Журнал архитектурный и художественно-технический. СПб., 1872- 1917.

22. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.

24. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1839 1910 годов. М., 1982.

25. Кириченко Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII начала XIX века. М., 1997.

26. Кириченко Е. И. Русское купечество и «русский стиль». // Вопросы искусствознания. М., 1994. Вып. 2-3.

28. Маслов К. И. К истории возникновения «русского стиля» церковной живописи. //Искусство христианского мира. Вып. 4. М., 2000.

30. Морской собор в Кронштадте. / Сост. и оформление А. П. Шумского. М., 1998.

31. Москва в начале XX века. Будни и праздники, московская старина, новорусский стиль. Сборник статей к 850-летию Москвы. М., 1997.

32. Москва. 850 лет. / Под общей редакцией В. А. Виноградова. М., 1996. Т. 1.

33. Нащокина М. В. Градостроительные аспекты сооружения в Москве храма-памятника Отечественной войне 1812 года. // Архитектурное наследие Москвы. М., 1988.

34. Нащокина М. В. Федор Михайлович Шестаков. // Строительство и архитектура Москвы. М., 1983.

35. Подъяпольская Е. Н. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1-3. М., 1998-2000.

36. Проекты церквей, сочиненные Его Императорского Величества Профессором Архитектуры Константином Тоном. СПб., 1844.

37. Салько А. М. Руководство к устройству каменных и деревянных церквей. Саратов, 1892.

38. Свиязев И. И. Практические чертежи по устройству церкви Введения во храм Пресвятыя Богородицы в Семеновском полку., составленные и исполненные архитектором ЕИМ и профессором архитектуры.К. Тоном. М» 1845.

39. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. М., 1996.

40. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. 2 тт. М., 1997.

41. Славина Т. А. Исследователи русского зодчества. Русская историко-архитектурная наука 18 начала 20 вв. JL, 1983.

42. Славина Т. А. Константин Тон. JL, 1989.

43. Стасов В. В. Избранные сочинения в 2-х томах. Т. 2. М., 1937.

44. Султанов Н. В. Альбом иконостасов. СПб., 1904.

45. Тон К. А. Церкви, сочиненные ЕИВ архитектором.К. Тоном. СПб., 1838.

46. Туманик А. Г. Русский православный кафедральный храм второй половины XIX века. Новосибирск, 2000.

47. Тыжненко Т. Е. Василий Стасов. JL, 1986.

48. Храм-Памятник морякам. Храм Христа Спасителя на водах. Факсимильное издание. СПб., 1995.

49. Храм Христа Спасителя в Москве. / Текст Е. И. Кириченко, сост. Г. А. Иванова. М., 1993.

50. Храм Христа Спасителя: Сборник. / Сост. JI. Д. Полиновская. М., 1996.

51. Художественный архитектурный альбом проектированных и построенных храмов, общественных и доходных домов. СПб., 1868. Листки 1-7.

52. Щёболева Е. Г. Купеческое благотворительное и церковное строительство в Иваново-Вознесенске. / Памятники русской архитектуры и монументального искусства XIII XIX вв. М., 2000.

53. История России и Русской Церкви XIX века

54. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в 3-х томах. СПб., 1996.

55. Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Святейшего Синода. Казань, 1900.

56. Верховский П. В. Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и XIX ст. Варшава, 1912. Т. 1.

59. Денисов И. Очерк истории Русской Церкви. СПб., 1874.

60. Доброклонский А. П. Синодальный период 1700 1890 гг. // Доброклон-ский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. Т. 4. М., 1893.

61. Знаменский П. В. Руководство по русской церковной истории. Казань, 1912.

62. Заозерский Н. О священной и правительственной власти и о формах устройства православной Церкви. М., 1891.

63. Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода. Спб., 1844 -1885.

64. Император Александр II. Краткий очерк двадцатипятилетия царствования. СПб., 1880.

65. Исторические сведения о епархиях в России. Б. м. 1847.

66. Казанский П. Е. Власть всероссийского Императора. Одесса, 1913.

67. Карташев А. В. Православие и Россия. // Православие в жизни. Нью-Йорк, 1953.

68. Карташев А. В. Русская Церковь в период Империи. // Труды кружка «К познанию России». Париж, 1937. Т. 2.

70. Материалы для истории царствования Императора Николая Павловича. Лейпциг, 1880.

73. Преображенский И. В. Отечественная Церковь по статистическим данным 1840- 1891. СПб., 1897.

75. Рункевич С. Г. История Русской Церкви под управлением Св. Синода. СПб., 1900.

76. Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX веке. // История Русской Церкви в XIX веке. / Под ред. А. П. Лопухина. СПб., 1901. Т. 2.

77. Русь Православная. Альбом старых фотографий. / Авторы-составители Е. Шелаева, Л. Процай. Спб. М., 1993.

78. Тальберг Н. Д. Русская быль. Очерки истории Императорской России. М., 2000.

79. Темниковский Е. Н. Положение Императора Всероссийского в Русской Православной Церкви в связи с общим учением о церковной власти. Ярославль, 1909.

82. Шильдер Н. К. Император Николай I: его жизнь и царствование. М., 1991.

83. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. СПб., 1994.

84. Церковное краеведение. История храмовой архитектуры в провинциальных городах России и за границей. XIX век

85. Александро-Невский Кафедральный собор в Париже. Памятка к столетию собора. / Сост. прот. Александр Чекан. Париж, 1961.

86. Акинынин А. Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994.

87. Алабин П. В. Александро-Невский собор в Вятке. Вятка, 1864.

88. Андреев Н. Ф. Описание видов г. Тулы. Тула, 1856.

89. Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. Симбирск, 1903.

90. Белых М. П. Сказания о козловских храмах. Липецк, 1998.

91. Волховские были: Историко-литературный альбом. Орел, 1994.

92. Валеев В. X. Из истории саратовских церквей. Саратов, 1990.

93. Валуйки. (Историко-краеведческие очерки). Белгород, 1963.

94. Валуйки форпост Отечества. Альбом-летопись. / Автор-составитель М. Сухорукое. М. — Белгород, 1999.

95. Веселовский Г. М., Воскресенский Н. В. города Воронежской губернии, их история и современной состояние с кратким очерком всей Воронежской губернии. Воронеж, 1876.

96. Во имя Христа Спасителя Кафедральный соборный храм в г. Самаре. Самара, 1894.

97. Гавриил (Розанов), архиепископ. Историко-статистическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической. Одесса, 1848.

98. Города и селения Тульской губернии в 1857г. СПб., 1858.

99. Города России. Энциклопедия. / Под ред. Г. М. JIanno. М., 1994.

100. Димитрий, архиепископ Тверской и Кашинский. Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903.

101. Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятных русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860.

102. Евгений (Болховитинов), митрополит. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии, собранное из историй, архивных записок и сказаний. Воронеж, 1800.

103. Евтропов К. Н. История Троицкого кафедрального собора в г. Томске. Томск, 1904.

104. Жуков А. Н., Мельникова И. В. Культовое зодчество Самары. / Самарский краевед. Вып. 3. Самара, 1994.

105. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. / Под. ред А. Е. Андреевского. Тамбов, 1911.

106. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Волховский и Кромский уезды. Т. 1. Орел, 1905.

107. История и культура Ельца: Материалы к краеведческой конференции. Елец, 1992.

108. Кириков Б. М. Кашин. Л., 1988.

109. Кириков Б. М. Углич. Л., 1984.

110. Комитет по постройке в г. Томске кафедрального собора во имя Святой и Живоначальной Троицы. Отчет Комитета по постройке в г. Томске нового собора. Томск, 1890.

111. Коркунов А. Судьбы кимрских храмов. Кимры, 1996.

112. Краснов Б. В. Новочеркасск. Справочная книжка с приложением плана города. Новочеркасск, 1896.

113. Краткие сведения о Екатеринославской епархии вообще и о епископах ее. Екатеринослав, 1875.

114. Кривоносое Я. Е. Храмы Алтая. Барнаул, 1997.

115. Кученкова В. А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993.

116. Лавров Н. Ф. Путеводитель по церквам г. Углича. Углич, 1994.

117. Левин О. Ю. Кирсанов православный. Тамбов, 1999.

118. Мартемьянов Т. А. Город Волхов Орловской губернии (Исторические и бытовые очерки). Орел, 1897.

119. Михайлов Н. Т. Справочник по Ставропольской епархии. Екатеринодар, 1910.

120. Молчанов К. Новый православный собор во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве. 1894 1912. Варшава, 1912.

121. Николаевский И. М. Описание воронежской губернии. Воронеж, 1909.

123. Положение о Комиссии для достройки соборного храма в Новочеркасске. СПб., 1844.

124. Повалишин А. Д. Состояние Рязанской губернии в губернии в половине 19 в. (1848 1873 гг.). Рязань, 1895.

125. Похилевич Л. И. Монастыри и церкви г. Киева. Киев, 1865.

126. Православное зодчество Беларуси. / Серия «Наши духовные ценности». Вып. 2. Минск, 1995.

127. Прозрителев Г. Н. Казанский кафедральный собор в Ставрополе на Кавказе. Ставрополь, 1910.

128. Пясецкий Г. М. Исторические очерки г. Волхова и его святыни. Орел, 1875.

129. Пясецкий Г. М. Исторические очерки г. Ливен и его уезда в политическом, статистическом и церковном отношении. / Труды Орловской ученой архивной комиссии. Вып. 3-5. Орел, 1893.

130. Пясецкий Г. М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. Орел, 1899.

131. Русский город на почтовой открытке конца XIX начала XX века. / Сост. М. С. Забочень, М. А. Блинов. М., 1997.

132. Святые храмы г. Тулы. Историко-статистическое описание. / Под ред. Н. И. Троицкого и Ю. В. Арсеньева. Тула, 1888.

133. Синайский П. Исторический очерк Рижского кафедрального собора Рига, 1910.

134. Смирнова Н. Достопримечательные русские кладбища и церкви в Европе. Париж, 1999.

135. Сорокина Т. В., Генделева Д. 3. Соборы Петрозаводска. Петрозаводск, 1999.

136. Справочная книга Екатеринославской епархии за 1913 год. Екатерино-слав, 1914.

137. Справочная книжка о церквах Донской епархии и составе при них при-чтов и приходов. Новочеркасск, 1892.

138. Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1876 1902 гг.

139. Столетие Тульской епархии. Сборник. Тула, 1902.

140. Тихомиров А. М. Храмы Иваново-Вознесенска. Иваново, 1996

141. Токмаков И. Ф. Город Богучар Воронежской губернии и его уезд. Исто-рико-статистическое и экономическое описание. С планом и рисунками. М., 1900.

142. Хитров Г. Историко-статистическое описание тамбовской епархии. Тамбов, 1861.

143. Хронологический указатель церквей в воронежской епархии (1586 -1886). Воронеж, б. г.

144. Царевский А. А. Значение храмов соборных в истории русского народа. Речь. Казань, 1912.

145. Шмелев Ю. Н. «Когда Москва Бел Город строила и Валуйку с Оско-лом.». Белгород, 1990.

146. Шубин Николай, протоиерей. Историческое описание нового соборного храма во имя Вознесения Господня в г. Ельце Орловской губернии. Орел, 1889.

147. Яхонтов А. К. Церкви г. Симбирска. Вып. 1, 2. Симбирск, 1848.

148. История монастырской архитектуры, монастырей и монашествав России в XIX веке

149. Авраамий, преподобный Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. М., 1996.

150. Автобиография игуменьи Осташковского Знаменского монастыря всече-стнейшей матушки Аполлинарии (Баниной), в схиме Амвросии и письма к ней преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. СПб., 1998.

151. Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря. Биографический очерк. / Под общей редакцией архимандрита Вениамина (Зарицкого). Свято-Никольский Угрешский монастырь, 1998.

152. Брайковский А. А. Монастырь во имя Спасителя на Бородинском поле и его основательница. М., 1912.

153. Валаамский монастырь и его святыни в период расцвета и благосостояния обители. Ленинград, 1990.

154. Валдайский подвижник. Жизнеописание и письма архимандрита Лаврентия (Макарова). М., 1997.

155. Вениамин (Федченков), митрополит. Игумения Таисия, сотрудница о. Иоанна Кронштадтского. Репринт. СПб., 2001.

156. Высота монашеского подвига в наше время. Репринт. М., 1995.

157. Гродненский Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь. М, 1999.

158. Древнерусские иноческие уставы. / Сост. Т. В. Суздальцева; предисловие митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима М., 2001.

159. Егорова Е., Антонова И. Обитель на Угреше. Свято-Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. Дзержинский, 2000.

160. Жизнеописание игуменьи Антонии. / Сост. священник Григорий Орлов. М., 1997.

161. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. Клин, 2000.

162. Жития отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков в 12 тт. Репринт. Введенская Оптина Пустынь, 1995.

163. Записки игуменьи Таисии (Солоповой). / Сост. А. Н. Стрижев. М., 2000.

164. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. соч.: в 7 т. М., 2001.

166. Игуменья Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого Преображенского монастыря Области Войска Донского. Жизнеописание. М., 1998.

167. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская Пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI XIX веках. М., 1994.

168. Историческое описание Боголюбова монастыря от начала его основания до настоящего времени. / Сост. Н. Островзоров. Владимир на Клязьме, 1875.

169. Историческое и статистическое описание города Воронежа, с присовокуплением описания находящейся в оном первоклассной обители во имя Св. Митрофания. М., 1839.

170. Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богоро-дицкого монастыря. / Сост. иеромон. Геронтий. Задонск, 1860.

171. История Задонской обители. / Сост. Е. И. Дудкин. Воронеж, 1999.

172. Казанская Амвросиевская женская пустынь и ее основатель оптинский старец иеросхимонах Амвросий. Репринт. М., 2001.

173. Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Хотькове монастыре. Троице-Сергиева Лавра, 1872.

174. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Репринт. Сергиева Лавра, 1995.

175. Крестовоздвиженский Иерусалимский Ставропигиальный женский монастырь. / Под. ред. Г. Турчиной. М., 1999.

176. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. / Сост. архим. Серафим (Чичагов). Репринт. Краснодар, 1991.

177. Монастыри Санкт-Петербургской епархии. Справочник паломника. / Ав-тор-сост. И. Румянцева, С. Кудряшов. СПб., 2000.

178. Обитель на Выксе и ее устроитель преподобный Варнава. / Сост. С. А. Кельцев. М.,2001.

179. Обитель старца Зосимы Верховского. / Сост. Кн. Е. Горчакова. М., 1998.

180. Описание монастырей в Российской Империи находящихся. С присовокуплением исторических известий о существующих ныне в России епархиях и о всех соборных, монастырских церквах в столичных городах. Б. М» 1828.

181. Описание Свято-Иоанно-Богословского монастыря, находящегося в Рязанской епархии. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, 1998.

182. Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской Империи и Афона. Нижний Новгород, 1907.

183. Подвижницы Спасо-Бородинского монастыря. Можайск, 1994.

184. Православные монастыри Российской империи. Полный список. / Сост. Л. И. Денисов. М., 1908.

185. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. / Сост. П. П. Сойкин. Репринт. СПб., 1994.

186. Пюхтицкий Успенский женский монастырь. / Сост. и автор текста А. И. Нежный. М., 1991.

187. Пюхтицкий Успенский женский монастырь. М., 1991.

188. Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра (1713-1913). / Сост. А. А. Алексеев. СПб., 1997.

190. Русские монастыри. Север и Северо-Запад России. / Автор проекта и глав. ред. А. А. Феоктистов. Новомосковск, 2001.

191. Русское православное женское монашество XVIII XX вв. / Сост. мон. Таисия. Репринт. Сергиева Лавра, 1992.

192. Савостьянов Н. Наследник Воронежских святителей. Жизнеописание преосв. Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. М., 2000.

193. Санаксарский монастырь. Историческое описание монастыря. Саранск, 2000.

194. Свято-Боголюбов монастырь. М., 2000.

195. Свято-Иоанновский женский ставропигиальный монастырь Санкт-Петербурга. М., 1994.

196. Серафим, иеромонах. Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. М., 1999.

197. Сказание о Вышневолоцком Казанском женском монастыре Тверской губернии. / Сост. И. В. Пикуль, Н. С. Смирнова. СПб., 1997.

198. Смолич И. К. Русское монашество 988 1917. М., 1999.

199. Снессорева С. И. Жизнеописание игумении Феофании (Готовцевой). Спб., 1868.

200. Снессорева С. И. Санкт-Петербургский Воскресенский первоклассный общежительный женский монастырь. СПб., 1887.

201. Собрание писем Оптинского старца Амвросия к мирским особам. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001.

202. Соколова Л. Никто молитвы не отнимет. История Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. СПб., 2000.

203. София (Болотова), схимонахиня, первая настоятельница Казанской Ам-вросиевской женской пустыни. Репринт. М., 1996199

204. Сполохов А. Белобережская пустынь Орловской губернии Брянского уезда. Исторический очерк. СПб., 1897.

205. Сурская женская обитель. / Сост. игуменья Таисия (Солопова). СПб., 1901.

207. Черниговский Елецкий Свято-Успенский женский монастырь. Исторический очерк. / Сост. мон. Вероника (Терехова). Киев, 1999.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *