Русская церковь в вене

Никольский собор — русский уголок в центре Европы. Снаружи красивое парадное крыльцо. Внутри есть верхний и нижний приделы. Иконы не самые старые, но выполнены искусно.

Собора святителя Николая Чудотворца (Russisch-Orthodoxe Kathedrale zum Heiligen Nikolaus)

Как появился храм

Первая церковь в Вене появилась в 1762 году. До этого русские обращались за удовлетворением своих религиозных нужд к сербским и греческим священникам, богослужения совершались в греческом храме Святого Георгия. Но князю Д. М. Голицыну, русскому послу в Вене, удалось добиться, чтобы походная церковь, отправленная для посольства в Аугсбург, была переведена в Вену.

Сначала русская церковь находилась в доме посла. В 1765 году для нее сняли отдельное помещение. Но со временем состояние посольской походной церкви ухудшилось. С 1803 года храм разместился в доме баронессы фон Матт, на Гроссе Шульштрассе. В 1823 году церковь переехала в дом №5 по улице Вальфишгассе, который завещал русскому правительству рыцарь Мальтийского ордена Иван Батист Маллиа.

Настоятель Михаил Раевский высказал мысль о необходимости создания в Вене величественного каменного храма. Разрешение для сбора пожертвований на строительство будущего собора он получил у Александра II. Мечту Раевского осуществил протоиерей из Ревеля Александр Николаевский. На строительство Собора святителя Николая Чудотворца (Russisch-Orthodoxe Kathedrale zum Heiligen Nikolaus) император Александр III пожертвовал 200 тыс. рублей. 15 октября 1893 года состоялась закладка православного храма. А освятил его 16 апреля 1899 года архиепископ Иероним.

Архитектура и внутреннее убранство

Над проектом храма работал петербургский архитектор Григорий Котов. Планировалось строительство собора русско-византийской архитектуры: с пятью главами и шестым куполом над звонницей, с горками кокошников в основании глав, с галереей и многоцветной наружной декорацией.

В соборе два престола: во имя Святителя Николая – на верхнем этаже, и во имя Александра Невского – на нижнем. В верхний храм ведёт широкая лестница. Фронтон крыльца украшен мозаичной иконой Воскресения Христова. Внутреннее пространство верхнего этажа выполнено в форме креста, вписанного в квадрат стен, световой барабан опирается на 4 колонны цветного мрамора. Резной позолоченный иконостас изготовлен по эскизам Котова, иконы написаны художниками Харламовым и Бруни в византийском стиле. Собор Святителя Николая оформлен витражами в тёплых тонах, создающими эффект солнечного света в любую погоду. Люстры, расписанные славянской вязью, подарил храму Император Николай II.

Нижний престол, зимняя церковь, имеет меньшие размеры. Освящена она в память императора Александра III во имя его небесного покровителя святого благоверного великого князя Александра Невского.

Немного истории

В годы I Мировой войны Никольский собор был закрыт в связи с военными событиями. В 1924 году, после установления дипломатических отношений между СССР и Австрией, вся русская дипломатическая недвижимость была передана советскому полпредству, в том числе и храм. После провозглашения аншлюса Австрии и Третьего рейха в 1938 году советское правительство закрыло свое представительство в Вене. В апреле 1945 года город был освобожден Красной армией. А октябре вновь открылась русская церковь, которая перешла в ведение Московского Патриархата.

Командование русской армии подарило храму 1200 кг меди, добытой в ходе военных действий. Был отлит большой колокол. Он был водружён на колокольню собора в 1948 году с торжественной надписью: «Сей колокол, дар победоносной Русской Армии, собору Святителя Николая, сооружен при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии, при архиепископе Венском Сергии. Город Вена, 1945-47».

С 1962 года храм именуется кафедральным собором Венской епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат).

Как добраться

Ехать автобусом №71 или трамваем 71 до остановки Unteres Belvedere.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Австрия / Вена / религиозные и культурные памятники

Храмы и соборы русской Православной Церкви

Собор Святителя Николая в Вене
(Russisch-orthodoxe Kathedrale zum heiligen Nikolaus in Wien)
(Адрес: 3-й район Вены, Jauresgasse, 2)

Храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного
(на территории центрального кладбища г. Вены).
Небольшой храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного был построен на русском участке Центрального кладбища Вены в 1895 году. В 2004-2006 годах проведены реставрационные работы и 12 октября 2006 года состоялось повторное освящение храма, в котором принял участие митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси).
Адрес: Tor 2, 11., Simmeringer Hauptstr. 234, Wien

Наиболее известные монастыри западных конфессий

Шотландский монастырь
(Benediktinerabtei unserer Lieben Frau zu den Schotten)
Аббатство бенедиктинцев, самый старинный венский монастырь (основан около 1155). Церковь XVII века, постройка «Шотландский двор» (первая половина XIX века), коллекции: алтарь (ок. 1470).
Адрес: расположен на площади Фреюнг в центральной части города.
Schottenstift, Freyung 6, A-1010 Wien

В Вене – столице Австро-Венгерской империи всегда жило немало православных славян, и в XVIII веке все они были причислены к греческому приходу и молились в его Георгиевской церкви. Там службы для них одно время вел сербский священник, которому из русской казны отпускалось ежегодно 100 рублей. Однако в 1750 русский посол сообщил, что «для множества находящихся в Вене греко-кафолического исповедания различных народов, которые за незнанием еллинского языка, в здешней греческой капелле при божественной службе, исповеди и проповедях бесплодно бывают», требовался отдельный храм с богослужением на церковнославянском языке.

В 1762 по просьбе посла кн. Д. М. Голицына была из Аугсбурга, где на дипломатических переговорах находилась тогда русская делегация, привезена походная Троицкая церковь с иконостасом «на голубом камке», которая до 1781 действовала сперва в его доме, а затем «в особливой гостиной». Эта церковь и ее золоченая утварь были сделаны в Москве в 1759 для «Цесарского корпуса кроатских православных воинов». Первым ее священником был о. Симеон Матвеев, а с 1768 – приехавший из русской церкви в Токае иером. Иезекииль (Дьяковский).

В 1781 церковь переехала в другое место, но это было «помещение, в высшей степени тесное, плохо расположенное, плохо освещенное, с недостатком печей, отличалось … настолько несовершенной постройкой, что им совсем нельзя было пользоваться». В 1803 ее перевели в более приспособленное помещение, на Шульштрасе, поновив при этом иконостас и ризницу. Целых 40 лет (1783–1823) здесь служил прот. Иоанн Иосифов, приехавший молодым из Петербурга. При нем в 1812 посольская церковь надолго обосновалась в центре города, в доме на Вальфишгассе 5, который завещал Джованни-Баттиста Маллиа, мальтийский рыцарь, участник штурма Очакова и Измаила и чиновник российского посольства. Однако и эта церковь «мало соответствовала величию русского имени в стране, населенной преимущественно славянскими племенами».

Когда в 1873 в Вене, во время Всемирной выставки, встретились три императора: австрийский, русский и германский, «совестно было показать помещение церкви в старом жилом доме, и под предлогом, что в этом доме есть оспа, богослужение совершили в тогдашнем помещении посольства». По словам очевидцев, «сама церковь состояла из двух небольших комнат, разъединенных аркою. Сбоку примыкали к ней две другие, еще меньшие комнаты … господствовала страшная теснота». Размещаясь в одном из верхних этажей старого, весьма непредставительного дома, посольская «церковь производила угнетающее впечатление».

Положение решил изменить переведенный из Стокгольма прот. Михаил Феодорович Раевский, видный поборник славянства и переводчик на немецкий православного богослужения, назначенный в 1842 настоятелем венской церкви, которую при нем посещало от 50 до 100 человек. Новый настоятель, между прочим, подчеркивал, что в связи с подъемом национально-освободительных настроений среди славян в Австро-Венгрии, наступившим после революции 1848 года, посольская церковь «соделалась единственною представительницею православною славянскою церковью в Вене» и олицетворением русской поддержки этих настроений. Дом самого Раевского был «сборным пунктом всех славян, посещавших Вену». За особенные заслуги, оказанные черногорскому народу, он был награжден орденом Даниила 1-й степени.

Настоятель начал в 1873 сбор средств на новый храм, но, собрав за одиннадцать лет всего 22 тыс. руб., убедил Министерство двора выделить на строительство дополнительные средства. Дело умершего энтузиаста продолжил его преемник – прот. Александр Васильевич Николаевский (1839–1913), стараниями которого с 1885 на венскую церковь значительные суммы были пожертвованы в самой России.

По докладу в 1890 обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, который, побывав в венской церкви, был поражен ее состоянием, Александр III лично пожертвовал 200 тыс. руб., а остальные 200 тыс. предложил выделить из казны. По Высочайшему повелению был создан строительный комитет, который 1 апреля 1893 утвердил выдержанный в московском стиле XVII века проект акад. Г. И. Котова. Новый храм должен был свидетельствовать в инославной стране о красоте и величии Православия.

Поначалу предполагалось дом, где была церковь, снести и выстроить на его месте отдельное церковное здание. Однако посольство высказало опасение, что австрийские власти будут чинить препятствия, усмотрев в этом замысле «попытку произвести хотя бы косвенное воздействие на умы славян». Место для храма на 750 человек было поэтому отведено в саду недавно купленного здания российского посольства на Рихардгассе, на окраине тогдашней Вены. Строительными работами руководили венские архитекторы: сперва Ф. Руппельмельер, затем Л. Джакомелли, внесшие в проект незначительные изменения. Закладка здания состоялась 3/15 октября 1893 и ее произвел прот. Николаевский.

5/17 декабря 1896 на церковь был поднят пятиметровый крест, исполненный в мастерской Гаузера и «украшенный огромными хрустальными призмами», в которых преломлялись солнечные лучи, создавая эффектное впечатление. Девять колоколов подарил на звонницу посол граф П. А. Капнист с супругой.

При пении московского синодального хора новый однопрестольный храм освятил 4/16 апреля 1899 архиепископ Холмско-Варшавский Иероним в сослужении духовенства из русских церквей в Европе, в присутствии русских и иностранных дипломатов, архитектора, бургомистра Вены и представителей православных общин и славянских обществ столицы. В честь освящения были выбиты памятные бронзовые медали, которые вручили участникам строительства, тогда как золотые отослали императорской семье в Петербург. По случаю торжества Общество московских хоругвеносцев поднесло икону четырех московских святителей в дорогом золоченом окладе с эмалью. Кроме того, Н. Д. Селезнев подарил икону Божией Матери, Н. С. Перлов – свт. Николая.

Несмотря на свою массивность, собор кажется довольно стройным. Главный купол, возвышающийся на высоком шатре, обрамлен четырьмя главками-луковицами, шестая главка венчает звонницу. Со всех сторон здание окружено крытой широкой галереей гульбища; стены выложены из облицовочного кирпича; углы и карнизы – из темного камня. Паперть с узорчатым крыльцом, ведущая на нее лестница с ползучими арками, а также купола покрыты полихромной черепицей. Орнаменты колонн, кровли крыльца и решеток повторяют орнаменты и резьбу некоторых старомосковских храмов. Главный карниз украшен фризом из изразцов. Внизу размещается сводчатый нижний храм св. Александра Невского, в котором служат зимой и отпевают покойников, а также канцелярия епархии, библиотека и приходской зал.

Разнообразные оттенки зеленого цвета – малахитовой патины бронзового чешуйчатого покрытия глав, поливной черепицы шатра и кровли, живописной зелени окружающих храм тенистых лип – гармонично сочетаются с белизной резных белокаменных кокошников, карниза и оконных наличников, с теплым оранжево-красным тоном кирпичных стен и ковровым орнаментом черепичной кровли и крыльца. Внутри высокий купол и белые своды поддерживается четырьмя колоннами из темно-красного гранита с богато орнаментированными капителями. Днем храм освещается через оконные витражи, вечером – большим двухъярусным паникадилом. Свет, падая через стекла пастельных тонов, создает даже в пасмурную погоду ощущение солнечного дня. Оценивая постройку, критика отмечала: «Автор сумел сочетать строгость стиля с ярким выражением своей индивидуальности. В натуре храм удался даже лучше, чем в проекте».

Над главным входом, во фронтоне, помещена мозаичная икона, изображающая Спасителя с ангелами, которую исполнили в Венеции по эскизу Н. А. Бруни. Он же вместе с Н. Н. Харламовым был автором «византийских» образов в двухъярусном иконостасе, вырезанном из кипариса по эскизу Котова и местами позолоченном. Престол сделан из белого мрамора и украшен резьбой. В апсиде размещен витраж, изображающий Спасителя, Божию Матерь и Иоанна Крестителя, на верхней площадке лестницы – образ свт. Николая. Иконостас в нижнем храме взят из прежней церкви посольства, для которой он был создан в 1886 фирмой Ф. А. Жевержеева в Санкт-Петербурге.

При эксплуатации в новопостроенном здании вскоре обнаружились некоторые изъяны, отчего архитектору посольства Рунге пришлось в 1912 заменить отопление, а крышу вместо жести покрыть цинком. Тогда же интерьер был расписан «византийским» орнаментом.

Побывавший в 1905 в храме журналист записал следующие впечатления: «Я застал в церкви небольшую группу богомольцев. Тут был престарелый русский сановник, прибывший в Вену для лечения … Три–четыре представителя крошечной русской колонии, и было десять–пятнадцать человек болгар, набожно молившихся в родном им по духу храме».

Перед революцией к храму были приписаны две церкви: в Мерано и св. прав. Лазаря на русском участке главного венского кладбища. Последняя была заложена 8 сентября 1893, выстроена в русском стиле по проекту М. Т. Преображенского на пожертвования и освящена 26 апреля 1895 прот. Николаевским. На ее строительство пошло 22 тыс. руб. Строителем был местный архитектор Вагнер. К 1893 около этой церкви было погребено тридцать человек. До 1882 русских хоронили на православном участке городского кладбища св. Марка.

Причт венской церкви ездил также в замок Зеон, в Верхней Баварии, чтобы служить в домовой церкви герцогов Лейхтенбергских. Кроме русской в Вене имелись и другие православные церкви: две греческие и одна сербская. В 1906 при церкви открылось Александро-Невское попечительство в память императора Александра III, которое заботилось о русских больных, приезжавших в Вену за консультацией и лечением, а также о прибежище для них.

Когда началась Первая мировая война, венская церковь, где служил прот. Арсений Васильевич Рождественский, была закрыта, ибо закрылось посольство России. Ее настоятель уехал в Женеву. Вот как выглядела церковь в 1921: «Не храм, а «мерзость запустения»: стены и пол густо покрыты пылью… иконостас потускнел… в алтаре, на престоле пыль лежит серым покрывалом, паутина свисает лохмотьями…». Вскоре в российское посольство вселились советские дипломаты, и расположенная рядом церковь была заколочена.

Русские эмигранты стали молиться сперва во дворце гр. Разумовского, затем нанимали дом в курортном городке Бадене под Веной, а в 1924 вновь перебрались в Вену. Через два года приход разделился на сторонников Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) и митрополита Западно-Европейского Евлогия (Георгиевского), подчинившегося Вселенской Патриархии, и каждая немногочисленная община имела свой домовой храм.

После аннексии Австрии Германией в 1938 все русские общины в стране вошли в состав Германской епархии РПЦЗ, но только в мае 1943 в здании посольского храма возобновились богослужения, которые вел о. Сергий Матвеев. Викарным епископом в Вену был назначен Владыка Василий (Павловский). Когда советские войска в 1945 заняли город, храм отошел в юрисдикцию Московской Патриархии и уже не закрывался из-за изменения в СССР религиозной политики. В 1946–1949 в нем был проведен ремонт, ликвидировавший военные повреждения. В это время службы шли в домовой Покровской церкви.

В 1948 советское командование подарило храму колокол весом в 1,2 тонны, который освятил архиепископ Берлинский и Германский Сергий (Королев), окормлявший приход. В 1946–1948 и 1962–1999 храм был собором и кафедрой епископа Венского и Австрийского. В 1950–1962 он непосредственно подчинялся Синоду. В 1962 венская кафедра была восстановлена. В советское время духовенство храма нередко использовалось для выполнения посторонних для него поручений.

Так как сегодня в собор приходят, главным образом, болгары, румыны и в меньшей мере русские (хотя их число прибывает), то в нем часто служит болгарское и румынское духовенство. Болгарская община прп. Иоанна Рыльского, не имея своего храма, постоянно молится в соборе. Настоятелем собора в 1965–1999 был митрополит Венский и Австрийский Ириней (Зуземиль), состоявший ранее в РПЗЦ, а служащим священником в 1987–1997 – о. Михаил Турчин, которого после его смерти сменил о. Николай Орлов. Долгие годы регентом хора был проф. А. И. Нечипора, хорошо знавший православное пение.

Столетний юбилей храма в 1999 был отмечен научной конференцией и торжественным богослужением. Через год на кафедру был назначен епископ Павел с титулом Венского и Будапештского. Его канцелярия находится рядом с приходским залом в цокольном этаже храма.

Венская община РПЗЦ пользовалась в 1974–1999 небольшой барочной часовней св. Бригитты, которую ей передали католики, а с 2000 – помещением художественной галереи в центре города. В городе в наши дни действуют также другие православные церкви – две греческие: Троицкая и Георгиевская, сербская св. Саввы и румынская.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *