Русские черты характера

Социологи спросили респондентов, какие качества, на их взгляд, присущи русским людям больше, чем представителям других национальностей. Вопрос был «открытым», то есть подсказок не содержал — говори, что думаешь. Портрет получился красочным и полнокровным. И вполне привлекательным на вид. Основой русского характера наши сограждане считают доброту, отзывчивость и способность к состраданию. Об этом сказали 30%. Они особо отмечали, что в русских традициях — «помочь и не пройти мимо», проявить человечность, откликнуться на чужую беду.

12% считают, что русским «от роду» дается простота, открытость и доверчивость. Иногда это в плюс («нет камня за душой»), иногда означает чрезмерную наивность. Каждый десятый отметил широту души, гостеприимство и щедрость соотечественников, 7% — чисто русское терпение и умение прощать обиды. Каждый двадцатый (5%) добавил к бочке меда ложку дегтя и назвал русских людей ленивыми, равнодушными и склонными к разгильдяйству.

По 4% основополагающими чертами русского характера сочли силу воли, стойкость и целеустремленность, а также совестливость, честность и порядочность.
Обидно, но лишь трое из ста вспомнили без подсказок про наше трудолюбие и работоспособность, двое из сотни — про патриотизм, правдолюбие, смелость, граничащую с бесшабашностью, а также воспитанность и вежливость. Правда, столько же говорили и о русском сквернословии и любви к спиртному. По 1% назвали отличительными качествами русских находчивость, жизнерадостность, надежность — или, что менее приятно слышать, жадность, агрессивность, неряшливость, излишнюю самоуверенность и пр. Почти треть респондентов (30%) с ответом затруднилась.

Социологи перешли к «тестам» с подсказками и предложили респондентам определить, каких качеств в нашем национальном характере больше, распределив их по парам со знаком «плюс» и «минус». По общему мнению, русский характер отличает скорее эмоциональность (ее назвали 53%), чем рассудительность (35%). Особенно часто о русских бурных эмоциях говорили люди моложе 30 лет (67% в этой группе). Мы скорее индивидуалисты, чем коллективисты (54% против 38%). Коллективизм русскому характеру чаще приписывало старшее поколение.

Половина опрошенных считает русских трудолюбивым народом, а 37% — ленивым. 60% называет их доверчивыми и 33% — осторожными. Мнения о том, что нам важнее — свобода или руководство сверху, разделились почти поровну: 46% и 44% соответственно.

Три четверти (74%) считают россиян простодушными и только каждый пятый (18%) — хитрыми, это одно из самых красноречивых соотношений ответов. 47% думают, что русские постоянно «ждут перемен», а 42% — что мы консервативны и никаких новшеств не принимаем («лишь бы не было войны!»). Как ни странно, о стремлении к переменам как черте национального характера чаще (в 52% случаев) говорило самое старшее поколение.

При этом типично русскими по характеру считают себя три четверти опрошенных (74%). Наибольшее сходство с собирательным портретом находят в себе люди 46-60 лет (81% в этой группе опрошенных). Правда, около трех четвертей считают, что за последние 10-20 лет русский характер сильно изменился. В более дальней исторической перспективе (век или два) глобальные сдвиги различили лишь 12% опрошенных.

Среди подобных перемен люди с горечью отмечали рост агрессивности и злости, зависть и равнодушие, которых в обществе стало ощутимо больше, то, что люди стали замкнутыми, недоверчивыми и «слишком хитрыми». Намного реже говорилось о том, что наши сограждане сегодня более открытые, дружелюбные, свободолюбивые и готовы упорно трудиться. Впрочем, критичность к самим себе (хоть о ней и почти не говорилось в ходе опроса) — тоже отличительная черта русского характера. Видимо, она-то как раз и не меняется с годами, раз проявилась так ярко.

А кто может с полным правом претендовать на роль национального символа? По мнению респондентов, за примером с тридевятое царство ходить не придется. Наибольшее сходство с «типично русским» по характеру человеком люди отметили в сказочном Иванушке-дурачке или сразу в трех богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче с их силой, мудростью, рассудительностью, но одновременно хитроватостью и т.д.). Этих персонажей называл каждый пятый (по 21%).

Позади них в портретной галерее следуют герои литературных произведений русских писателей — такие, как Анна Каренина, Павел Чичиков, малоприятный в быту Родион Раскольников и др. Нашлось место и пушкинским героям — Попе и работнику его Балде, а также «лишнему человеку» Евгению Онегину. Не обошли россияне вниманием и исторических персонажей — Петра I, Юрия Гагарина, Ивана Сусанина и Александра Невского. Все как на подбор, не хуже былинных богатырей, «политически грамотны и морально устойчивы», в преступных связях не замечены и полны патриотизма.

Правда, и Колобку, Змею Горынычу, Бабе-Яге и прочим лешим в графе «национальность» наши граждане с удовольствием записали бы «русский». Широта души у нас необычайная — русское гражданство мы с легкостью предоставили бы Золушке, Винни-Пуху и всем детям капитана Гранта вместе взятым. Пусть тоже будут «нашими», не Депардье же единым… Земля у нас большая, люди добрые, леса дремучие, поля широкие — прокормим, обогреем и русскому языку обучим. Нам не жалко.

Опрос «РГ»

Владычество Римской империи, набеги варварских племён, арабские завоевания, инквизиция, Реконкиста, колонизация и многое другое – за долгие годы и века история потрепала испанское государство не меньше остальных. Во многом отсюда и происходит неоднозначный испанский характер, мечущийся между бесконечными танцами и фестивалями с одной стороны и сильными католическими ценностями с другой. К тому же, в Испании живёт множество разных народов, которые говорят на разных языках и имеют разные обычаи.
Понять испанцев удается не всегда. Но, по словам эмигрантов и опытных путешественников, проще всего это сделать, если запомнить важную особенность их характера: превыше всего они ценят собственное удовольствие. А любое действие, которые не приносит радости, становится почти бессмысленным. В поисках весёлого досуга валенсийцы, каталонцы, баски и другие народы Пиренейского полуострова готовы отдать всю свою энергию и силы. А вот на работе, наоборот, никто никуда не торопится. Считается, что самое любимое время для испанца – это сиеста. Послеобеденный двухчасовой перерыв на сон является настолько незыблемым, что всякого, кто находится в это время на ногах или занимается делами, могут посчитать безумцем.
Так как испанцы далеко не трудоголики, в их обществе нет сумасшедшего стремления много зарабатывать и во что бы то ни стало быть богатым. Конечно, вряд ли кто откажется от своего дома и хорошей машины. Но только если это интересно и увлекательно, а не потому что надо быть не хуже соседа. К слову, отношение к авто на Пиренеях особенное: даже если владелец обнаружил на машине вмятину или царапину, торопиться в сервис он не станет. А может быть, и вовсе отложит эти неинтересные технические дела на потом.
Неспроста одно из самых популярных слов в испанском языке – это «маньяна», что дословно переводится как «завтра», но зачастую сопровождается пожиманием плечами и означает «как-нибудь потом, а скорее всего никогда».
Многие также рассказывают, что испанцы непредсказуемы. А определяющей чертой местной ментальности является «индивидуалиссимо» – это значит ставить свои интересы выше других. Так что лезть вон из кожи ради общего блага в Испании, скорее всего, никто не станет. При этом есть и другая сторона медали: редко встречается зависть, а люди не терзают себя угрызениями совести и чаще остаются на позитиве. Ведь главное главное в жизни – расслабиться и быть счастливым.
Иногда даже не смотря на закон. Например, почти на всех средиземноморских пляжах запрещено ставить палатки, разжигать костёр, готовить еду – словом, разбивать лагерь для отдыха. Но обычно в Испании это никого не волнует. Более того, окажись вы рядом с шумной компанией, вас обязательно позовут присоединиться и отдыхать вместе. Вообще, испанцам исторически присуще пренебрежение к правилам и законам. Обуздать бесшабашные настроения пытался диктатор Франциско Франко в 40-70 годах прошлого века. Но безуспешно.

Социальное поведение

Русский коллективизм

Русские плохо выносят одиночество, это общительный народ.
Они могут заговорить даже с незнакомыми людьми (общение в поезде), любят часто общаться по телефону (в городах пока не введен повременной принцип оплаты телефонных разговоров, и народ «висит на телефоне»).
В жизни русских до сих пор важны отношения с соседями — соседские связи играют почти семейную роль.
Русским свойственны такие черты характера, как сострадательность, сердечность, жалостливость (глухота к несчастью другого человека русским несвойственна).
С другой стороны многие из них приняли такой образ жизни: жить как все, не высовываться.
К коллективизму можно отнести любовь к массовым праздникам, к компаниям, традицию гостеприимства. В деревне есть привычка встречаться с соседями в одной избе — «посиделки». Русские ценят принцип «соборности» – внутреннего единения людей на основе общности духа.

Однако в последнее время для русских характерна и тяга к индивидуализации (с падением СССР каждый россиянин окончательно оказался предоставленным самому себе).

Общественная роль

Русские более выразительно вступают в свою общественную роль, соблюдают правила формального поведения, стараются всегда сохранить «доброе имя», для них характерна постоянная оглядка на то, «что скажут или подумают о нас другие люди».
Наблюдается огромная разница поведения человека в общественной (профессиональной) сфере и в частной жизни.
Характерна «сервильная психология» по отношению к начальству (один и тот же человек может проявить пренебрежение к зависимому от него человеку и через минуту стать рабским, угодливым перед лицом начальника), популярна пословица: «Ты начальник – я дурак. Я начальник – ты дурак». В обществе не сегда работают демократические принципы по отношению к срокам занятия некоторых должностей (ректора университета, например). Если уже человек занял высокую должность, то он,как правило, на нее прочно «сидит».

Важнейшие ценности

Русские высоко ценят: храбрость, силу, хорошее общественное положение, «доброе имя», репутацию в глазах друзей и соседей, сентиментальные и эмоциональные поступки.
Особенно русские очень почитают умных людей. Умность, это в глазах русских не рациональные способности, а скорее духовность, деликатность, общественная ответственность, высокие моральные качества.
Издавна принято измерять уровень культуры количеством прочитанных книг.
Как это ни странно, показателем глупости иногда считают улыбку (народная пословица: «Смех без причины – признак дурачины.»).

Деньги не считаются особенно большой ценностью, русские люди убеждены, что богатство нельзя нажить честным трудом.

Отношение русских к…

…иностранцам

Еще в 19 веке в России, по всей вероятности, отсутствовала ксенофобия. Россияне были готовы быстро смириться с присутствием иностранцев. К тем, кто приходил без злого умысла, они относились по-дружески, но к тем, кто приходил со злым умыслом, — жестоко.
В советскую эпоху для приезжих иностранцев были предназначены другие (лучшие) рестораны, гостиницы, им уступали первые места в очередях, но не впускали их в запретные зоны.
В настоящее время все зависит от национальности иностранца. Чехов русские любят, также им близки сербы. А вот с поляками, украинцами, немцами у них уже немного более сложные отношения.
В некоторых музеях введены двойные цены для иностранцев (в Эрмитаже билет для них в 3 раза дороже, чем для русского).

…нищим

Нищих в России жалеют, дают им деньги.

…детям

Детей русские, конечно, очень любят и готовы отдать последние средства на их образование и улучшение их будущего.

… родителям

Русские очень почитают своих предков и старых родителей и окружают их заботой. В семьях, как правило, чаще чем у нас живет вместе несколько поколений. Поместить стариков в дом для престарелых считается грехом.

…власти

Для русского архетипа характерен страх перед государством.
Государство практически постоянно вмешивалось в жизнь своих подданных (насилием, идеологией) – русский человек редко мог сосредоточиться на своей частной жизни.
Воплощение злой власти, которая давит на народ и цинично его обирает, для русского человека – это чиновничество, страшная и непреодолимая сила.
Образовался «православный тип человека», который терпелив, пассивен, консервативен, иногда даже равнодушен, способен выживать в самых невероятных условиях, погружен в прошлое и поглощен вечным поиском идеалов, воздержан от произвола вмешательства во что-либо.
С этим связана неспособность русских принять на себя личную ответственность («Моя хата с краю, ничего не знаю.»)
Парадокс отношения к власти: с одной стороны, русский человек генетически приучен не ждать от власти добра, помощи, поддержки; в то же время, надеется на чудо, на «хорошего царя», реформатора – избавителя (иллюзии, эйфория постоянно сменяются разочарованием, осуждением власти).
В истории России повторяется обожествление власти, харизматических лидеров – показатель сакральности сознания русских.

Отношение мужчин и женщин

Мужчины

Мужчины (уже мальчиками) не должны проявлять свою слабость (иногда им в этом помогает грубость). Они не так часто делают женщинам комплименты, как им бы хотелось. Когда им женщина нравится, они ей об этом скажут прямо, проявляют свою любовь подарками, внимательностью. (Значит — женщинам не так трудно узнать – любит или не любит?)

Русская женщина

Русская женщина любит чувствовать себя слабым полом. Она способна последние свои деньги отдать на одежду и косметику. Раньше женщины должны были работать в мужских профессиях, они привыкли обо всем заботиться, сразу становились взрослыми.

Признаком дурного тона поведения в обществе считается…

  • сморкаться
  • пользоваться зубочисткой
  • иметь грязные ботинки
  • прийти в гости без подарка
  • демонстрировать свое плохое настроение
  • говорить «замысловатые обороты» (русских также раздражает «пустая болтовня» пространственное рассуждение о том, что можно выразить в двух словах)
  • «бросаться словами» (русские воспринимают сказанное слишком серьезно и буквально; нельзя шутить просто так).
  • Русским непонятна европейская манера «не замечать» что-то неприятное, что не соответствует нормам поведения. Они будут активно вмешиваться, комментировать, исправлять ситуацию. (Если например в очереди кто-то не спешит, задерживает других, его поведение может вызвать шумное негодование и даже скандал.)
  • Выясняя отношения с русскими, рекомендуется быть более осторожными в словах и интонации – русский часто как бы интуитивно домысливает ситуацию и предпочитает действовать (иногда дело доходит даже до грубых телесных реакций, драки).
  • Разговоры о деньгах русским неудобны, не принято также говорить о интимных отношениях, высмеивать национальные черты и достоинства русских.
  • Лучше не задавать собеседнику вопросы о месте рождения. В связи со сложной историей России (в том числе принудительной миграцией населения) могут быть затронуты очень сложные вещи.
  • Русские ценят разговор «по душам» – это долгая, неспешная, откровенная беседа с хорошим знакомым, с близким другом. Предпочитаются «высокие темы» – например о смысле жизни, будущем России, политике, литературе, театре, кино. Можно беседовать и о семейных делах.

Жесты

  • щелкать по горлу указательным или средним пальцем: означает «выпить водки» или «он пьяный»
  • постучать указательным пальцем по виску: «не совсем умный человек»
  • положить руки на сердце: подчеркивать свою искренность в разговоре
  • большой палец просунуть между средним и указательным при сжатом кулаке: фига (кукиш с маслом), вульгарный жест выражающий категорическое отрицание
  • счет ведут русские так, что сгибают пальцы, постепенно собирая их в кулак, начиная с мизинца
  • Цены
  • Жилье
  • Безопасность
  • Климат
  • Транспорт
  • Кухня
  • Особенности страны
  • Льготы для студентов
  • Медицинское обслуживание
  • Молодежный досуг

© ННГУ

Что нужно знать о россиянах

Россиянам, как и жителям любой страны, присущи черты характера, которые отличают их от представителей других культур. Зная о них, вы быстрее адаптируетесь к местным условиям.

Любят принимать гостей

© .com

Россияне известны своим гостеприимством. Они любят встречать гостей и с удовольствием ходят к друзьям и знакомым сами. Щедро накрытые столы – главный атрибут таких встреч. Даже если вас пригласили на чашку чая, то лучше не есть перед визитом – русские имеют обыкновение выкладывать перед гостями едва ли не все имеющиеся дома запасы, в том числе и собственного приготовления. Нет ничего обиднее для хозяйки, чем зрелище пустого стола в разгар посиделок. В ее представлении, это признак того, что гости еще голодны, и еды было припасено недостаточно.

Не ходят в гости без подарка

В России не ходят в гости с пустыми руками. Даже если это не день рождения, а скромные дружеские посиделки. Нужно обязательно что-то принести. Это может быть торт, конфеты, бутылка вина или шоколадка для младших членов семьи. Сам подарок не так важен. Главное, чтобы он был. Иначе вас могут посчитать скупым.

Верят в приметы

Россияне обычно плюют через левое плечо, если дорогу перебежала черная кошка; стучат по дереву, чтобы не сглазить задуманное, и не свистят в доме, чтобы не остаться без денег. Если возвращаются в помещение, забыв какую-то мелочь, то перед уходом обязательно смотрятся в зеркало.

Чтобы поездка выдалась удачной, считают русские, нужно обязательно молча посидеть перед дорогой. Ничего хорошего, согласно поверьям, не сулит разбитое зеркало или просыпанная соль.

Перед важными событиями (например, перед сдачей экзамена) россияне желают друг другу «ни пуха, ни пера». В ответ нужно сказать: «К черту!», иначе не сработает.

Есть свои приметы и у студентов:

  • не стричься во время сессии;
  • в полночь перед экзаменом громко звать удачу, размахивая зачеткой из окна;
  • во время экзамена нужно подкладывать под пятку пятирублевую монету.

Считается, что эти манипуляции обеспечат хорошие оценки.
Конечно, ко всем приметам надо относиться с долей иронии.

Ценят настоящую дружбу

© ТГУ

Дружба – важная вещь в жизни россиян. Истинный друг порой бывает ближе родственника.

Понятия преданности, верности друзей не пустые слова для многих русских.

Настоящая дружба может начаться в школе или университете и длиться до конца жизни.

Любят поговорить

Россияне не из тех, кто привык держать свое мнение при себе. Большинство имеет свою позицию по широкому кругу вопросов – от способов выращивания кабачков до внешней политики Белого дома. Расхожий на Западе стереотип о политической цензуре в России не мешает россиянам открыто высказываться в самых разных местах – от студенческой аудитории до пресс-конференций с участием главы государства.

Не улыбаются незнакомцам

В России не привыкли улыбаться без причины, и уж тем более, скрывать за жизнерадостным выражением лица плохое настроение или проблемы. Это неискренне, считают многие россияне. В общественных местах они склонны сохранять сосредоточенное выражение лица. Но стоит русскому человеку очутиться в кругу коллег, друзей или родных, он моментально «перевоплощается» в самого улыбчивого на свете, а смеху и шуткам порой нет конца.

По-особому относятся к женщинам

О том, что в России очень красивые женщины, известно во всем мире. Наталья Водянова, Мария Шарапова, Анна Курникова и другие знаменитости русского происхождения – наглядное тому подтверждение.

В России существует особое отношение к представительницам прекрасного пола. Им уступают место в общественном транспорте, придерживают двери, подают руку, помогая выйти из машины. Такая галантность не расценивается как посягательство на независимость или принижение деловых качеств женщин. А вот пристальное рассматривание незнакомок в общественных местах, преследования, навязчивые ухаживания, посвистывания вслед воспринимаются как оскорбление.

Любят пошутить

Россияне – в целом народ веселый: любят шутки, розыгрыши и анекдоты. Ценят хороший юмор и сатиру, умеют посмеяться над собой. Частенько вставляют в свою речь цитаты из популярных фильмов, особенно советских комедий, к этим фильмам буквально все относятся с особой любовью независимо от возраста. Порой, чтобы понять, о чем шутят русские, нужно просто посмотреть советские кинохиты – «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит», «Кавказская пленница», «Покровские ворота», «Бриллиантовая рука» и другие.

Ходят в баню

© .com

Поход в баню в России – это особый вид времяпрепровождения как мужских, так и женских компаний. Считается, что парная очищает тело и душу. Русские ходят в баню не только помыться, но и пообщаться с друзьями или хорошими знакомыми.

Банный ритуал включает подбор подходящей компании, сам процесс мытья и пребывание в парилке – чем дольше человек парится, тем он здоровее и сильнее духом. После парной принято нырять в прорубь или бассейн с ледяной водой. По окончании «процедур» раскрасневшихся купальщиков приветствуют традиционной фразой «С легким паром!».

* * *

Главные праздники россиян

Каждый год в России отмечают свыше 50-ти только официально установленных праздников – от общенациональных и религиозных до профессиональных и памятных дат. Россиянам есть где разгуляться в прямом и переносном смыслах этого слова.

Новый год

© .com

Самый главный и любимый праздник россиян – с елкой, подарками, долгими семейными застольями и грандиозными салютами. Отмечается в ночь на 1 января. Главные атрибуты Нового года в России – добрый Дед Мороз и его внучка Снегурочка, шампанское, икра, салат «Оливье», бой курантов и поздравление главы государства по ТВ, а еще обязательный просмотр советской комедии «Ирония судьбы».

Рождество Христово

© .com

Второй по важности после Пасхи праздник православных христиан в России. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах по всей стране проходят торжественные богослужения. На Рождество россияне украшают дома, устраивают застолья. Также принято гадать, незамужние девушки надеются узнать имя жениха. Считается, что рождественские предсказания самые точные.

Татьянин день (День российского студенчества)

© ТГУ

Отмечается 25 января. В 1775 году в день памяти раннехристианской мученицы Татианы Римской императрица Елизавета подписала указ об основании Московского университета (ныне МГУ), ставшего впоследствии центром русской науки и культуры. Со временем день рождения университета стал праздником российского студенчества. В 2005 году этот статус был закреплен официально. В этот день студенты чтят свою покровительницу Татьяну и празднуют окончание зимней сессии. В каждом городе и университете свои традиции: капустники, концерты, балы, выставки, игры, бесплатные угощения и развлечения.

День защитника Отечества

В советские годы его отмечали как День Советской Армии и Военно-Морского флота, поздравляя всех военных и военнослужащих. В современной России 23 февраля – это праздник не только военных, но и всех мужчин, независимо от того, служили они в армии или нет. В этот день, кроме поздравлений, они ожидают небольших подарков от коллег, родственников, друзей, своих жен и подруг. Россияне шутят: от того, что женщина подарит своему избраннику на 23 февраля, зависит, каким будет ее подарок в женский день (8 Марта).

Масленица

© .com

Традиционный славянский праздник проводов зимы и встречи весны. Отмечается в течение недели перед Великим постом, во время которой принято ходить в гости на блины. На последний, седьмой, день приходятся массовые гуляния, которые завершаются ритуалом проводов зимы, когда сжигают чучело Масленицы.

Международный женский день

Международный день борьбы за права женщин в России отмечается просто как женский день. Восьмого марта все женское население страны от девочек до бабушек превращается в объект поклонения и обожания: в этот день им говорят только приятные вещи, дарят цветы и подарки.

Пасха

© .com

Древнейший христианский праздник отмечается в России в начале весны. В этот день в православных храмах проходят торжественные богослужения, россияне приветствуют друг друга фразой «Христос воскресе», на которую принято отвечать «Воистину воскресе». Специально к Пасхе пекут или покупают пасхальные куличи и красят яйца.

Праздник Весны и Труда

В советское время 1 мая отмечали День международной солидарности трудящихся. Праздник был официальным, имел идеологическую окраску. Основные атрибуты – масштабные шествия под марши по центральным улицам городов, включая Красную площадь в Москве, приветствие руководства компартии с трибун. Сейчас это Праздник Весны и Труда. Шествия устраиваются профсоюзами, защищающими права работающих россиян.

День Победы

© ТГУ

Один из самых главных праздников страны: 9 мая отмечается победа СССР над нацистской Германией и окончание Великой Отечественной войны (1941-1945). В этот день по всей стране проходят масштабные празднования: шествие к Могиле Неизвестного Солдата в Москве, военные парады в городах-героях и праздничные салюты, концерты. Россияне чествуют ветеранов.

День России

Отмечается ежегодно 12 июня. В этот день по всей стране проходят праздничные мероприятия и концерты. Установлен в честь принятия в 1990 году декларации о государственном суверенитете Российской Федерации.

Религиозные праздники народов России

© СФУ

Свои традиции есть у представителей различных конфессий, проживающих в России. В частности, мусульмане соблюдают Рамадан (месяц обязательного поста), празднуют Ураза-байрам (праздник окончания поста) и Курбан-байрам (весенний праздник жертвоприношения); иудеи справляют Хануку (еврейский праздник свечей) и Песах (еврейская пасха); буддисты – Сагаалган (праздник Белого месяца, первый день Нового года по лунному календарю) и Зула-Хурал (праздник тысячи лампад). В некоторых российских регионах дни религиозных праздников официально объявлены нерабочими, например, в Татарстане (Ураза-байрам, Курбан-байрам) и Бурятии (Сагаалган).

Мы — русские…
Какой восторг!
А.В. Суворов

Размышления о характере русского народа приводят нас к выводу, что характер народа и характер отдельного человека не имеют прямой корреляции. Народ — соборная, симфоническая личность, поэтому вряд ли возможно в каждом русском человеке обнаружить все черты и свойства русского национального характера. В целом, в русском характере можно увидеть качества Петра Великого, князя Мышкина, Обломова и Хлестакова, т.е. и положительные, и отрицательные свойства. Нет на земле народов, обладающих только положительными или только отрицательными чертами характера. В реальности существует известное соотношение того и другого. Лишь в оценке одних народов другими возникает ложное представление, порождающее стереотипы и мифы, что другой (не наш) народ имеет, в основном, негативные черты характера. И, наоборот, возникает стремление приписать всевозможные положительные характеристики в превосходной степени собственному народу.
В характере русского народа часто отмечают такие свойства, как терпеливость, национальная стойкость, соборность, щедрость, безмерность (широта души), даровитость. Н.О. Лосский в своей книге «Характер русского народа» начинает исследование с такой черты русского характера, как религиозность. «Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность, и связанное с нею искание абсолютного добра.., которое осуществимо лишь в Царстве Божием, — пишет он. — Совершенное добро без всякой примеси зла и несовершенств существует в Царстве Божием потому, что оно состоит из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа: любить Бога больше себя, и ближнего, как себя. Члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма и потому они творят лишь абсолютные ценности, — нравственное добро, красоту, познание истины, блага неделимые и неистребимые, служащие всему миру» .
Лосский ставит акцент на слове «искание» абсолютного добра, тем самым он не абсолютизирует свойства русского народа, а стремится обозначить его духовные устремления. Поэтому в истории России, благодаря влиянию великих святых подвижников, идеалом народа стала не могучая, не богатая, а «Святая Русь». Лосский приводит проницательное замечание И.В. Киреевского, что по сравнению с деловым, почти театральным поведением европейцев, удивляет смирение, спокойствие, сдержанность, достоинство и внутренняя гармония людей, выросших в традициях русской православной церкви. Даже многие поколения русских атеистов, вместо христианской религиозности, проявляли формальную религиозность, фанатичное стремление осуществить на земле своего рода царство божие без Бога, на основе научного знания и всеобщего равенства. «Считая основным свойством русского народа христианскую религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, — писал Лосский, — я буду в следующих главах пытаться объяснить некоторые другие свойства русских людей связью с этою существенною чертою их характера» .
Такими производными чертами русского характера Лосский называет способность к высшим формам опыта, чувство и волю (могучая сила воли, страстность, максимализм), свободолюбие, доброту, даровитость, мессианизм и миссионизм. Вместе с тем он называет и негативные черты, связанные с недостатком средней области культуры — фанатизм, экстремизм, которые проявились в старообрядчестве, нигилизм и хулиганство. Следует отметить, что Лосский, анализируя черты русского национального характера, имеет в виду тысячелетний опыт существования русского народа и фактически не дает оценок, связанных с тенденциями, свойственными русскому характеру в XX столетии. Для нас в работах Лосского важна базовая черта национального характера, доминанта, определяющая все остальные свойства и задающая вектор анализа поставленной проблемы.
Современные исследователи этой темы в большей степени учитывают тенденции в развитии русского национального характера XX века, не отрицая при этом той традиции, которая на протяжении тысячелетней истории России и русского народа сформировала эти свойства. Так, В.К. Трофимов в книге «Душа русского народа» пишет: «Знакомство с национально-телесными и духовными детерминантами психологических свойств русского народа позволяет выделить фундаментальные внутренние качества национальной психологии. Эти фундаментальные качества, составляющие суть национальной психологии и национального характера русского народа можно обозначить как сущностные силы русской души» .
К сущностным силам он относит парадоксальность душевных проявлений (противоречивость русской души), созерцание сердцем (примат чувства и созерцания над разумом и рассудком), безмерность жизненного порыва (широта русской души), религиозное стремление к абсолюту, национальную стойкость, «Мы-психологию» и любовь к свободе. «Сущностные силы, заложенные в глубинных основаниях русской души, крайне противоречивы по возможным следствиям своего практического воплощения в жизнь. Они могут стать источником созидания в экономике, политике и культуре. В руках мудрой национальной элиты веками складывающиеся особенности национальной психологии служили процветанию, укреплению мощи и авторитета России в мире» .
Ф.М. Достоевский, задолго до Бердяева и Лосского, показал, как в характере русского народа сочетается низменное и возвышенное, святое и греховное, «идеал Мадонны» и «идеал содомский», а полем битвы этих начал является человеческое сердце. В монологе Дмитрия Карамазова с исключительной силой выражены крайности, беспредельная широта русской души: «Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил» .
Сознание своей греховности дает русскому народу идеал духовного восхождения. Характеризуя русскую литературу, Достоевский подчеркивает, что все вековечные и прекрасные образы в творчестве Пушкина, Гончарова и Тургенева заимствованы у русского народа. Они взяли у него простодушие, чистоту, кротость, ум и незлобие, в противоположность всему изломанному, фальшивому, наносному и рабски заимствованному. И это соприкосновение с народом придало им необычайные силы.
Достоевский выделяет еще одну коренную потребность русского народа — потребность страдания всегдашнего и неутолимого, везде и во всем. Этой жаждой страдания он заражен искони; страдальческая струя проходит через всю его историю, не только от внешних несчастий и бедствий, а бьет ключом из самого сердца народного. У русского народа даже в счастье непременно есть часть страдания, иначе счастье для него неполно. Никогда, даже в самые торжественные минуты своей истории, не имеет он гордого и торжествующего вида, и лишь умиленный до страдания вид; он воздыхает и возносит славу свою к милости Господа. Эта идея Достоевского нашла чеканное выражение в его формуле: «Кто не понимает Православия, тому никогда не понять и Россию».
Воистину, наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Полярности русского национального характера можно представить в качестве целого ряда антиномий, выражающих позитивные и негативные свойства.
1. широта души — отсутствие формы;
2. щедрость — расточительство;
3. свободолюбие — слабая дисциплина (анархизм);
4. удаль — разгул;
5. патриотизм — национальный эгоизм.
Эти параллели можно многократно увеличить. И.А. Бунин приводит в «Окаянных днях» знаменательную притчу. Крестьянин говорит: народ как древо, из него можно сделать и икону, и дубину, в зависимости от того, кто это древо обрабатывает — Сергий Радонежский или Емелька Пугачев .
Тотальную безмерность русского национального характера стремились выразить многие русские поэты, но особенно полно это удалось А.К. Толстому:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коль спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
И.А. Ильин фиксирует внимание на том, что безмерность для русского человека есть живая конкретная данность, его объект, его исходный пункт, его задача. «Такова русская душа: ей дана страсть и мощь; форма, характер и преображение суть ее исторически жизненные задачи». Среди западных аналитиков русского национального характера эти особенности в большей мере удалось выразить немецкому мыслителю В. Шубарту. Наибольший интерес в противопоставлении двух диаметрально противоположных типов мироощущения — западного (прометеевского) и русского (иоаннического) — представляет собой ряд позиций, предложенных Шубартом для сравнения, которые насыщены многообразным конкретным материалом. Воспроизведем одну из них. Культура середины и культура конца. Западная культура — культура середины. Социально она покоится на среднем классе, психологически на душевном состоянии середины, равновесия. Ее добродетели — самообладание, воспитанность, деловитость, дисциплина. «Европеец — порядочный и прилежный, квалифицированный работник, безупречно функционирующий винтик большого механизма. Вне своей профессии он едва ли принимается в расчет. Он предпочитает путь золотой середины, и это обычно путь к золоту». Вещизм и мещанство — цель и результат западной культуры.
Русский движется в рамках окраинной культуры. Отсюда — широта и безмерность русской души, ощущение свободы вплоть до анархизма и нигилизма; чувство вины и греховности; апокалиптическое мироощущение и, наконец, жертвенность, как центральная идея русской религиозной нравственности. «Иностранцы, впервые попавшие в Россию, — писал Шубарт, — не могли отделаться от впечатления, что очутились в священном месте, ступили на святую землю… Выражение «Святая Русь» — не пустая фраза. Путешественник же по Европе сразу увлекается шумным ритмом ее деятельных сил; до его слуха доносится высокая мелодия труда, но это — при всем величии и мощи — есть песня о земле» .
Тем не менее, простое перечисление тех или иных качеств русского национального характера будет весьма неполным или бессистемно избыточным. Поэтому в дальнейшем анализе следует пойти по другому пути: определить достаточные основания (критерии), согласно которым можно суммарно выразить особенности русского характера. В современной научной литературе давно ведется дискуссия о том, что же является определяющим началом в исследовании национальной идентичности: «кровь и почва», или же «язык и культура». И, хотя большинство исследователей обращают внимание на язык и культуру, тем не менее, национальный генотип и природно-климатические условия имеют прямое отношение к формированию качеств и свойств национального характера.
В качестве исходных формообразующих оснований русского национального характера, по моему мнению, следует отнести такие базовые факторы:
1. Природа и климат;
2. Этнические истоки;
3. Историческое бытие народа и геополитическое положение России;
4. Социальные факторы (монархия, община, полиэтничность);
5. Русский язык и русская культура;
6. Православие.
Подобный порядок совсем неслучаен. Анализ факторов следует вести с внешних, материальных, физико-климатических, а заканчивать духовными, глубинными, задающими доминанту национального характера. Именно религиозность русского народа (Н.О. Лосский), укорененная в православном христианстве, большинством исследователей этого вопроса рассматривается в качестве глубинного основания русского характера. Следовательно, порядок значимости названных факторов выстраивается по восходящей линии.
* * *
Угрозы и вызовы существованию национального самосознания и русского характера несомненно существуют. Как правило, они имеют объективное и субъективное содержание и многократно усиливают свое негативное воздействие в периоды смут, революций, социальных разломов и кризисных ситуаций. Первая объективная тенденция, ведущая к угрозе существования русского национального самосознания, связана с распадом СССР (исторической России) в конце XX столетия, именно она поставила под вопрос само существование русского народа, а, следовательно, и его национального самосознания. Вторая объективная тенденция связана с «реформированием» экономики, которая, по сути дела, явилась полным крушением экономики всей страны, уничтожением военно-промышленного комплекса, огромного количества НИИ, обеспечивавших на протяжении ряда десятилетий приоритетные направления развития страны. В результате экономика постсоветской России приобрела уродливый, однобокий характер — она всецело базируется на добыче и экспорте углеводородов (нефти и газа), а также на экспорте других видов сырья — черных и цветных металлов, древесины и т.д.
Третья объективная тенденция — депопуляция русского народа, связанная с низким уровнем рождаемости, большим количеством абортов, низкой продолжительностью жизни, высокой смертностью от ДТП, алкоголизма, наркомании, суицида и прочих несчастных случаев. На протяжении последних 15 лет население России сокращается на 700-800 тысяч человек ежегодно. Депопуляция русского народа является следствием указанных выше объективных тенденций и приводит к резкому увеличению миграционных потоков, зачастую никак не контролируемых, с Кавказа, из Центральной Азии и Китая. Уже сегодня в школах Москвы 12,5% учащихся — азербайджанцы. Если миграционная политика не будет жестко контролироваться, то в дальнейшем этот процесс приведет к замещению русского народа мигрантами, к вытеснению и угасанию русского национального самосознания. Депопуляция является во многом следствием кризисных процессов 90-х гг. XX века.
Субъективные тенденции, ведущие к угрозам существования русского национального самосознания, суммарно можно выразить как утрату идентичности. Однако это положение требует расшифровки и детализации. Утрата идентичности связана с вторжением в мир русского национального самосознания чуждых для русского человека внешних влияний, нацеленных на преобразование национального самосознания и русского характера по западному образцу: в области образования — присоединение к Болонской хартии; в области культуры — замена традиционных образцов русской культуры поп-культурой, псевдокультурой; в области религии — внедрение различных сектантских течений, связанных с протестантизмом, с оккультными и другими антихристианскими сектами; в области искусства — вторжение различных авангардистских течений, выхолащивающих содержание искусства; в области философии — фронтальное наступление постмодернизма, отрицающего своеобразие и специфику национального мышления и традиции.
Сколь многообразны способы отрицания национального самосознания мы ежедневно видим в различных программах СМИ. Наиболее опасным среди них является русофобия — отрицание и презрительное отношение к русской культуре, к национальному самосознанию и к самому русскому народу. Можно предположить, что если произойдет замена русского национального самосознания на внедряемый у нас уже полтора десятилетия западный менталитет, тогда и русский народ превратится в «население», в этнографический материал, а русский язык и русская культура, в перспективе, могут разделить судьбу мертвых языков (древнегреческого и латинского). Повседневным явлением становится денационализация культуры, подавление национального сознания, превращения его в комиксно-клиповое сознание, извращение истории России, осквернение нашей Победы, усыпление оборонного сознания.
Неблагополучное экономическое положение страны, перманентный политический кризис конца XX века, криминогенная обстановка привели к «утечке мозгов» — массовой эмиграции ученых в другие, более благополучные страны. Уехавшие за рубеж ученые заполнили исследовательские центры и университеты США, Канады, Германии и других стран Запада. По оценкам Российской Академии наук, за 15 лет из страны выехало около 200 тысяч ученых, в том числе 130 тысяч кандидатов наук и около 20 тысяч докторов наук. По сути дела, это — катастрофа, почти полная утрата интеллектуальной собственности страны. Талантливые выпускники лучших вузов России стремятся уйти в богатые бизнес-корпорации или уехать за рубеж. Это привело к утрате среднего, по возрасту, звена научных работников РАН. Сегодня средний возраст докторов наук в РАН составляет 61 год. Налицо — «утечка мозгов», неуклонное старение и невозможность восполнения научных кадров, исчезновение целого ряда ведущих научных школ, деградация тематики научных исследований .
Как противостоять, что можно противопоставить этим негативным тенденциям, приводящим к эрозии русского национального самосознания?
Во-первых, нужна взвешенная программа (идеология) на долгосрочную историческую перспективу, которая должна соответствовать национальным интересам России, учитывать пределы национальной безопасности в развитии русской культуры, школьного и вузовского образования, науки, защиты нравственных, религиозных, этнических ценностей народа. Вместе с тем, такая идеологическая программа должна обозначить перспективы развития экономики, сельского хозяйства, ВПК и других сфер производства, которые смогли бы обеспечить независимость нашей страны на должном уровне. Так называемые «национальные проекты», разрабатываемые и внедряемые администрацией президента Д.А. Медведева, весьма фрагментарны и не имеют характера универсальной национальной программы. Как писал И.А. Ильин, России нужна не классовая ненависть и не партийная борьба, раздирающая ее единое тело, ей нужна ответственная идея на отдаленную перспективу. Притом идея не разрушительная, а положительная, государственная. Это есть идея воспитания в русском народе национального духовного характера. «Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная. Эта идея должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного глада. Эта идея должна говорить о главном в русских судьбах — и прошлого и будущего; она должна светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь, вливая в них бодрость» . Сегодня уже существует опыт разработки таких перспективных программ .
Во-вторых, необходимо воспитание русской национальной элиты, устремления которой соответствовали бы национальным интересам России и русского народа. Инонациональная и инославная элита всегда будет подталкивать страну либо к очередной революции (по сути дела, — к переделу власти и собственности), либо, по выражению Ф.М. Достоевского, будет один раз в несколько десятилетий «пускать судорогу», т.е. осуществлять очередную кризисную ситуацию. Как показывает опыт трагических для России 90-х гг. XX века, подобная элита — «чикагские мальчики», — была направляема и управляема внешними, враждебными по отношению к России, силами вопреки национальным интересам страны.
В-третьих, необходимо воспитание новых поколений русских людей в духе любви к Родине, в духе патриотизма, а для этого нужна фундаментальная перестройка всей системы образования и воспитания. Только в этом случае можно преодолеть негативные последствия современного национального нигилизма и русофобии. «Поколение пепси», воспитанное под девизом — «Бери от жизни все!» — это социальный продукт разрушительных процессов 90-х гг.
В-четвертых, необходимо бороться с негативными чертами русского национального характера — с анархизмом и экстремизмом, с неорганизованностью и «надеждой на авось», с неоформленностью и хулиганством, с апатией и утратой привычки к систематическому труду, что во многом явилось результатом кризисных явлений последних полутора десятков лет. Эта борьба должна вестись не на «вспышках революционного духа», а путем выработки упорной самодисциплины, непрерывного самоконтроля, терпения и выносливости, духовного трезвения и послушания. С.Н. Булгаков говорил о христианском подвижничестве, которое есть непрерывный самоконтроль, борьба с низшими греховными сторонами своего «я», аскеза духа. Только на этом пути можно до некоторой степени нейтрализовать негативные тенденции русского национального характера, которые в эпоху исторической смуты приводят к деструкции сущностных сил народа, когда на передний план выходит «подполье человеческой души». Когда народ находится на грани (и даже за гранью) физического существования, с него трудно требовать соблюдения высоконравственного поведения. Для этого необходимы меры социального, политического, экономического характера, но, прежде всего, — духовного. Только в этом случае есть надежда на благополучный, позитивный результат в развитии России, русского народа и его национального самосознания.
Если у русского народа есть достаточный национальный и социальный иммунитет, то он снова вернется к собственной национальной идентичности. Исторический опыт дает нам достаточно оснований для оптимистического сценария развития событий. Россия и русский народ преодолевали труднейшие ситуации, находили достойный Ответ на Вызов истории. Подобный анализ русского национального характера Достоевским, вскрывшем глубочайшие противоречия, дает надежду, что та бездна падения, в которой оказался сегодня русский народ, отрезвит его, и он преодолеет этап очередного саморазрушения, пройдя через покаяние и страдание.

Здесь невольно возникает вопрос: как же русский народ, имеющий наряду с негативными и положительные качества, соблазнился в начале XX в. идеями революционного переустройства России и атеизма, следствием чего стали цареубийство, разрушение храмов, отречение от веры предков и оскудение народной души. Ответ на этот вопрос мы находим у Достоевского. Для русского человека, по его мнению, свойственно забвение всякой меры во всем. Любовь ли, вино ли, разгул, самолюбие, зависть — тут иной русский человек отдается почти беззаветно, готов порвать все, отречься от всего, от семьи, обычая, Бога. «Это потребность хватить через край, потребность в замирающем ощущении, дойдя до пропасти свеситься в нее наполовину, заглянуть в самую бездну и — в частных случаях, но весьма нередких — броситься в нее как ошалелому вниз головой.
Это потребность отрицания в человеке, иногда самом неотрицающем и благоговеющем, отрицания всего, самой главной святыни сердца своего, самого полного идеала своего, всей народной святыни во всей ее полноте, перед которой сейчас лишь благоговел и которая вдруг как будто стала ему невыносимым каким-то бременем, — так характеризует Достоевский черты самоотрицания и саморазрушения, свойственные русскому народному характеру. — Но зато с такою же силою, такою же стремительностью, с такою же жаждой самосохранения и покаяния русский человек, равно как и весь народ, и спасает себя сам, и обыкновенно, когда дойдет до последней черты, то есть когда уже идти больше некуда. Но особенно характерно то, что обратный толчок, толчок самовосстановления и самоспасения, всегда бывает серьезнее прежнего порыва — порыва самоотрицания и саморазрушения. То есть то бывает всегда на счету как бы мелкого малодушия; тогда как в восстановление свое русский человек уходит с самым огромным и серьезным усилием, а на отрицательное прежнее движение смотрит с презрением к самому себе» .
В заключении еще раз обратимся к перечислению основных черт русского национального характера. Природно-климатические условия России сформировали в характере русского народа такие черты, как терпеливость, выносливость, широту натуры, трудолюбие. Отсюда проистекает пассионарность и «самородный» характер народа. Полиэтничность и поликонфессиональность России воспитали в русском народе братство, терпеливость (толерантность) к другим языкам и культурам, бескорыстие, отсутствие насильственности. Историческое бытие русского народа и геополитическое положение России выковали в его характере такие свойства, как национальная стойкость, свободолюбие, жертвенность, патриотизм. Социальные условия существования русского народа — монархия, община — способствовали формированию монархического правосознания, соборности, коллективизма, взаимопомощи. Православие, как основная доминанта русского национального самосознания, сформировало в русском народе религиозность, стремление к абсолютному добру, любовь к ближнему (братство), смирение, кротость, сознание своей греховности и несовершенства, жертвенность (готовность отдать свою жизнь за други своя), соборность и патриотизм. Эти качества формировались в соответствии с евангельскими идеалами добра, правды, милосердия и сострадания. В этом надо видеть религиозный источник русской стойкости и терпения, выносливости и силы жертвенности русского народа.
Каждому русскому человеку следует отчетливо знать и отрицательные свойства своего национального характера. Широта, безмерность русской души часто бывает сопряжена с максимализмом — либо все, либо ничего. Слабая дисциплина ведет к разгулу и анархизму; отсюда лежит опасный путь к экстремизму, бунтарству, хулиганству, терроризму. Безмерность души становится истоком дерзкого испытания ценностей — атеизм, отрицание традиции, национальный нигилизм. Отсутствие в повседневной жизни этнической солидарности, слабость «племенного инстинкта», разобщенность перед «чужаками» делает русского человека беззащитным по отношению к мигрантам, которым свойственны спаянность, наглость, жестокость. Поэтому мигранты в России сегодня чувствуют себя хозяевами в большей степени, нежели русские. Недостаток самодисциплины нередко приводит к неумению систематически трудиться и добиваться поставленной цели. Названные выше недостатки многократно возрастают в периоды смут, революций и других кризисных социальных явлений. Легковерность, склонность к соблазну, делает русский народ игрушкой в руках политических авантюристов и самозванцев всех мастей, приводит к утрате иммунных сил державности, превращает его в чернь, в электорат, в толпу, руководимую стадным сознанием. В этом корень всех социальных смут и катастроф.
Тем не менее, отрицательные свойства представляют собой не коренные, доминантные черты русского характера, а скорее, являются оборотной стороной положительных качеств, их извращением. Четкое видение слабых черт национального характера позволит каждому русскому человеку бороться с ними, искоренять или нейтрализовать их влияние в самом себе.
Сегодня тема, связанная с изучением русского национального характера необычайно актуальна. В условиях перманентного социального кризиса конца XX — начала XXI веков, когда русский народ унижен, оболган, в значительной степени утратил витальные силы, он нуждается в подтверждении своих достоинств, в том числе на уровне исследования русского национального характера. Только на этом пути можно осуществить связь времен, обратившись к традиции, к деяниям наших великих предков — героев, вождей, пророков, ученых и мыслителей, к нашим национальным святыням, ценностям и символам. Обращение к национальной традиции подобно прикосновению к целительному источнику, из которого каждый может извлечь веру, надежду, любовь, волевое начало и пример для служения Родине — Святой Руси.
Копалов Виталий Ильич, профессор кафедры философии ИППК при УрГУ им. А.М.Горького, доктор философских наук
Примечания:
1 — Лосский Н.О. Характер русского народа. Посев. 1957. Кн. 1. С.5.
2 — Там же. С.21.
3 — Трофимов В.К. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы. — Екатеринбург, 1998. С.90.
4 — Там же. С.134-135.
5 — Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. XIV. — Л., 1976. С.100.
6 — Бунин И.А. Окаянные дни. — М., 1991. С.54.
7 — Шубарт В. Европа и душа Востока. — М., 1997. С.78.
8 — Четырнадцать ножей в теле России // Завтра. — 2007. — №18 (702).
9 — Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего // Ильин И.А. Собр. соч. в. 10 т. Т. 7. — М., 1998. С.457-458.
10 — См.: Русская доктрина («Сергиевский проект»). Под общей ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. — М., 2005. — 363 с.
11 — Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Избранные страницы. — М., 1989. С.60-61.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *