С какой целью умершего превращали в мумию?

С какой целью тело умершего превращали в мумию

Докажите что в борьбе с феодальной знатью победа королевской власти в позднее средневековье была неизбежной Помогите составить план по «Истории», параграф 15, часть 1, авторы: Арсентьев, Данилов, Стефанович, Токарева. Срочно перечислите виды кочевого скотоводства опишите каждый вид пастбищ искусств Описание, где располагались стоянки Жайляу Кузеу Кыстау Коктеу Помогите пожалуйста разобраться в ситуации когда я смогу вам помочь в этом году в связи с этим делать инфографику если вы не можете Традиции и обычаи в Древней Руси!Срочно, 6 класс! ♡​ СРОЧНО!!! 10 вопросов которые вы бы задали ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКЕ. ​ Составьте план текста стр 102-105 Дайте общую характеристику развития италии в первой половине 19 века СРОЧНО Составьте рассказ о восстании Степана Разина по следующему плану: Однажды, ученик 6 класса, после изучения темы восстаний мне сказал: «Зря крестьяне подняли эти восстания, они все равно ничего не добились, а только с ами погибли и их положение даже ухудшилось», так ли это? Это тема для домашнего мини-сочинения. ( Надо согласиться или не согласиться с автором мнения и привести не менее 2 аргументов в доказательство своей позиции.

Параграф 10 — ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс

  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2

РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Объясните значение слов:

  • Храм — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В Египте считалось, что храм является домом какого-либо бога.
  • Жрец — служитель религиозного культа. В Древнем Египте жрецов почитали как служителей богов.
  • Статуя — один из основных видов круглой скульптуры, представляющее собой трёхмерное изображение человеческой фигуры или животного.
  • Саркофаг — разновидность традиционного гроба, использовавшегося для захоронения знати и обычно оставляемый в специальных гробницах. В Древнем Египте саркофаг украшали рисунками и надписями.
  • Мумия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей.

Проверьте себя

1. Кому принадлежат имена Амон-Ра, Апоп, Геб и Нут, Бастет, Апис, Осирис и Исида, Сет, Тот, Гор, Анубис, Maaт? Что расска­зывали египтяне о каждом из них?

  • Амон-Ра — древнеегипетский бог солнца во времена Нового царства. До этого периода этот бог носил имя Амон и был богом чёрного небесного пространства, воздуха. Египтяне считали, что Амон-Ра каждое утро появляется на востоке. Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей ладье. На его голове сверкает солнечный диск. Вечером лодка бога спускается в подземное царство, где Амон-Ра вступает в бой с богом тьмы, змеем Апопом. Сражение продолжается всю ночь и заканчивается поражением змея, что возвещает наступление нового дня.
  • Апоп — в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, изначальная сила, олицетворяющая Хаос, извечный враг бога солнца.
  • Геб и Нут — в мифологии древнего Египта близнецы, дети Бога воздуха Шу и Богини влаги Тефнут. Геб является богом земли, а также мужем и братом богини неба Нут. Нут — богиня неба, ее также называли «огромной Матерью звезд, рождающей Богов». Первоначально Геб и Нут составляли одно целое, но Шу разъединил их. Геба он оставил в горизонтальном положении внизу, а Нут поднял вверх. Изогнувшись, та осталась лежать на поднятых вверх руках Шу, упираясь в Геба руками и ногами. Причиной разъединения была ссора между Гебом и Нут из-за того, что Нут каждое утро поедала своих детей – звёзды. Правда, по вечерам она рождала их вновь. Главными четырьмя детьми Геба и Нут были две супружеские пары богов: Осирис с Исидой и Сет с Нефтидой. Геб считался первым легендарным царём Египта, который затем передал власть Осирису, а ещё позже – сыну последнего, Гору, который победил и низверг узурпатора Сета.
  • Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы. Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями.
  • Апис — священный бык в древнеегипетской мифологии, имевший собственный храм в Мемфисе. Апис должен был быть чёрным со светлыми отметинами: на лбу — в виде треугольника, на спине — в виде летящего скарабея (жука-навозника) или коршуна. Когда умирал предыдущий бык, символизировавший Аписа, жрецы отправлялись на поиски нового. По нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество Аписа относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Апису не полагалось жить более 25 лет, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил. 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны попадали на одни и те же дни.
  • Осирис и Исида — древнеегипетские боги, муж и жена, брат и сестра, дети бога земли Геба и богини неба Нут. Осирис научил египтян обрабатывать землю и печь хлеб, выращивать виноград и делать вино, добывать из-под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных инструментах, поклоняться богам. Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке гроб с красивой отделкой. Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. По его наущению они стали восхищаться гробом, и Сет сказал, что подарит его тому, кому он придется по росту. Все по очереди начали ложиться в гроб, но никому он не был впору. Когда пришел черед Осириса и он лег в гроб, сделанный по его мерке, Сет захлопнул крышку, запер замок, а его сообщники отнесли гроб к Нилу и бросили в воду. Женой Осириса была его сестра Исида, они полюбили друг друга еще во чреве матери. В Древнем Египте брак между кровными родственниками не был редкостью, и египтяне почитали Исиду как воплощение верной, самоотверженной жены. Узнав о гибели мужа, Исида отправилась на поиски его тела, чтобы похоронить достойным образом. Волны вынесли гроб с телом Осириса на берег возле города Библ. Над ним выросло могучее дерево, скрыв гроб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него для своего дворца колонну. Исида достигла города Библ, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на лодке в Дельту Нила. Там в уединении, среди болот, стала она оплакивать мужа. По одному из египетских поверий, разлив Нила происходит оттого, что его переполняют слезы Исиды. Ночью, когда Исида уснула, злобный Сет выехал поохотиться при лунном свете, И случилось так, что на пустынном берегу он увидел тело своего ненавистного брата. Сет рассек тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал по всему свету. Горестная Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. В ее странствиях ей помогали люди и звери, змеи и птицы, и даже крокодилы не причинили ей вреда, когда плыла она по болотам на папирусной лодке. Египтяне верили, что в память о великой богине крокодилы никогда не тронут того, кто плывет на лодке, сделанной из папируса. В одном варианте мифа Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных местах. Этим объясняется то, что в Египте было несколько гробниц Осириса. В другом — она собрала его тело воедино и сказала: «О, светлый Осирис! Собраны твои кости, собрано твое тело, отдано сердце твое телу твоему!» Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших, причем жрец, наблюдавший за процессом бальзамирования, должен был быть в маске Анубиса — пса или шакала. Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына — Гора. Возмужав, Гор отомстил за своего отца, победил Сета и стал царем Египта. А Осирис сделался владыкой загробного мира и небесным судьей.
  • Сет — бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Сет — бог-воин с красными жгучими глазами. Сет был покровителем далёких стран и чужеземцев. Образ Сета был демонизирован лишь в конце истории Древнего Египта, тогда как в начале её этот культ этого бога нёс в себе немало положительного. Сохранились сказания о том, как благодаря своей отчаянной храбрости Сет защищал небесную барку солнечного бога Ра от нападений злого змея Апопа. Египтяне, видимо, полагали, что без разрушения и насилия невозможно и само созидание, невозможна ни государственность, ни миропорядок вообще.
  • Тот — бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка. Является одним из самых ранних египетских богов. Он изображался, как правило, в виде человека с головой ибиса, в руках он держал посох и анкх. Однако кроме этого варианта было множество других вариантов его изображения. Его представляли в первую очередь как мудрейшего бога, изобретателя иероглифов, письменности и календаря, автора священных книг, покровителя библиотек, мага, покровителя учёных и чиновников. С ним связывалось знание всех наук, особенно магии. Как бог Луны, он был заместителем бога Ра.
  • Гор — сын Осириса и Исиды, бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола. Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, — единственному сыну умершего царя. Сначала Гор сразился в поединке с Сетом. Так он отомстил за смерть отца. Во время битвы у Гора был поврежден глаз. Сет одержал маленькую победу, вырвав божественное око у молодого бога. Но Гор не уступил в поединке, и забрал око обратно. После этого Гор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить своё око. Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся править царством мёртвых, предоставляя Гору править царством живых.
  • Анубис — бог с головой шакала и телом человека, связанный с кладбищами, могилами, мумификацией умерших. Он сопровождает покойников в загробный мир и определяет их посмертную участь, взвешивая сердца во время суда Осириса. В мифе об Осирисе Анубис был сыном Осириса и Нефтиды (жены Сета), которая влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида. После бог Анубис стал помогать Исиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании воссозданного тела Осириса.
  • Maaт — богиня истины, справедливости, гармонии, этики, божественного установления, равновесия, порядка, мудрости, знаний, правосудия, законов, морали, звёзд, времен года. Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звёзды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Чаще всего изображалась молодой женщиной с жёлтой кожей, с анкхом в одной руке и посохом власти в другой. Одета в красное или в белое платье, иногда с крыльями. Парик перевязан красной лентой, а из волос торчит священное перо страуса.

2. Какие явления природы получили отражение в мифах об Осирисе и Сете, о Гебе и Нут?

В мифах об Осирисе, Сете, Гебе и Нут получили отражение многие явления природы. Например, землетрясение — это смех Геба; засуха в мае — это смерть Осириса; разлив Нила — это плач Исиды и воскрешение Осириса; смена дня и ночи — это Амон-Ра проплывает по небу и, вплывая в подземное царство, сражается со змеем Апопом; бесплодие и засуха пустыни, песчаные бури — это оскопленный, жестокий Сет; звезды появляются ночью и исчезают утром — это Нут рождает их и к утру пожирает и т.д.

3. С какой целью тело умершего превращали в мумию?

Египтяне считали, что для того, чтобы существовать в «стране мертвых», человеку нужно тело, в которое могла вновь вселиться его душа. Примером тому был миф об Осирисе, который был забальзамирован Анубисом и Исидой, а затем оживлен Гором. Воскресший Осирис остался жить и править в «стране мертвых». По аналогии с мифом египтяне старались позаботиться о сохранности тела умершего, применяя технологии бальзамирования и создавая мумии.

4. Почему жрецы были богаты и могущественны?

Жрецов в Древнем Египте почитали как слуг богов. Считалось, что, благодаря тайным знаниям, они могут общаться с богами в специально построенных храмах. Для того, чтобы задобрить богов, люди и даже фараоны предоставляли храмам богатые жертвы, делали большие подарки. Естественно, всеми этими богатствами пользовались жрецы, увеличивая собственное могущество и влияние.

Опишите древнеегипетский рисунок на папирусе «Суд Осириса» (см. с. 55) по плану — слева направо: 1) бог-шакал и умерший; 2) за­пись показаний умершего и взвешивание сердца; 3) бог Гор с оправдан­ным на суде; 4) облик Осириса — владыки «страны мёртвых».

На древнеегипетском рисунке «Суд Осириса» мы видим представление египтян о суде Осириса в «стране мертвых». Сначала Анубис сопровождает умершего на суд Осириса, на котором умерший произносит «исповедь отрицания», говорит о своей невиновности в 42 грехах. Показания умершего записывает бог Тот. Допрос ведут 42 бога, присутствующих на суде и отвечающих за один из грехов. Правдивость клятвы проверяют, кладя на разные чаши весов сердце умершего и фигурку или перо богини правды Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и фигурка (перо) весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. В этом случае грешника поедало чудовище Амат, лев или гиппопотам с лапами льва и с головой крокодила. Оправданного же покойного бог Гор проводил к порогу чертога двух истин. Умерший целовал порог, называл его (порог) по имени, произносил вслух имена стражей и наконец вступал в Великий Чертог, где на троне в белых одеждах, со знаками царской власти (короной, жезлом и плетью), восседал владыка мёртвых Осирис в окружении других богов и богинь: Исиды, Маат, Нефтиды и сыновей Гора. О прибытии умершего объявлял бог Тот. Умерший, отвечая на вопросы Тота, умерший просил возвестить его имя Осирису, после чего в сопровождении «ангела-хранителя» Шаи проходил в загробный рай.

Подумайте, почему египтяне почитали Амона-Ра главным богом. Для ответа вспомните, как почитание Солнца связано с главным занятием египтян. Какую роль играют солнечный свет и тепло для роста расте­ний?

Египтяне понимали, что без солнца невозможна жизнь. Конечно же, солнце бывает иссушающим и жарким, оно может стать причиной смерти в пустыне, но солнце также дает свет и тепло для роста растений, что было очень важно для земледелия. Египетская цивилизация была полностью построена на земледелии, поэтому бог солнца занимал ведущие позиции в пантеоне богов.

Эллинистический Египет

История Древнего Египта

  • Додинастический период
    00 · 0
  • Династический период
    • Раннее царство
      I · II
    • Древнее царство
      III · IV · V · VI
    • Первый переходный период
      VII · VIII · IX · X · XI
    • Среднее царство
      XI · XII
    • Второй переходный период
      XIII · XIV · XV · XVI · A · XVII
    • Новое царство
      XVIII · XIX · XX
    • Третий переходный период
      XXI · XXII · XXIII · XXIV · XXV
    • Поздний период
      XXVI · XXVII · XXVIII
      XXIX · XXX · XXXI
  • Эллинистический период

Аргеады · Птолемеи

Правители (фараоны, префекты, епархи, номархи)

редактировать

Эллинисти́ческий Еги́пет (332 до н. э. — 30 до н. э.) — период в истории Египта, начинающийся со вхождения в состав державы Александра Македонского. Столицей Эллинистического Египта стал основанный Александром город Александрия (Египетская) в дельте Нила, превратившийся в один из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый египетский царь Птолемей Сотер использовал местные традиции, сохранившиеся от династического периода, для закрепления своей власти, и основал династию Птолемеев. Эллинистический Египет просуществовал до завоевания Октавианом в 30 году до н. э., после чего стал провинцией Римской империи.

История

См. также: Хронология Эллинистического Египта

Захват Египта Александром. Борьба диадохов

В 332 году до н. э. Александр Македонский прибыл в Египет для его завоевания, но был провозглашен фараоном и воплощением Зевса-Амона. Тем самым окончилось правление Ахеменидов в Египте. Через 9 лет, в 323 году до н. э., Александр скоропостижно скончался в Вавилоне. Его смерть повлекла за собой продолжительные войны между диадохами, боровшимися за власть в огромной империи. Результатом этой борьбы стал раздел захваченных Александром территорий. Египет достался Птолемею I (правил в 323 — 283 до н. э.), который провозгласил себя царём в 305 году до н. э. Основанная Птолемеем династия правила Египтом до самого его завоевания римлянами.

Первые Птолемеи

Основная статья: Птолемеи

Уменьшить обратно

Царство Птолемеев примерно в 300 году до н. э. (синим цветом)

Птолемея I принято характеризовать как умного и талантливого политика. На это указывает и то, что он единственный из диадохов умер естественной смертью. Он объявил, что Александр Македонский — покровитель его рода, подтверждением чему служил тот факт, что Александр был захоронен в Александрии. Культ Александра распространился по всему Египту. Затем в 270 году до н. э. умерла жена Птолемея II, Арсиноя II, которая вскоре была обожествлена. Последующие правители провозглашались богами уже при своей жизни, вскоре после восшествия на престол. Этот культ, во-первых, был унаследован от Древнего Египта, а во-вторых, сознательно укреплялся династией Птолемеев, чтобы доказать свою легитимность и усилить власть.

При сыне Птолемея I, Птолемее II (правил в 283—246 годах до н. э.), Египет возвысился, достигнув наибольшего могущества при Птолемее III (правил в 246—222 годах до н. э.). Державе Птолемеев принадлежали Киренаика, Кипр, Палестина, Южная Сирия, западная часть Малой Азии, побережье Фракии и Геллеспонта, острова Эгейского моря.

Упадок

Начиная с правления Птолемея IV Филопатора, предпочитавшего праздную жизнь и роскошь, мощь Египта слабела. Восстания египетских племён привели к потере части территории страны. Александриец Сосибий и фаворит Агафокл, фактически начав управлять страной ещё при Птолемее IV, захватили власть при малолетнем Птолемее V Эпифане, убив его мать и разогнав всех выдающихся людей, которые представляли для них угрозу. Стратег Тлеполем смог отнять право регенства, но был плохим управленцем. Видя слабость Египта, Антиох III Великий, царь государства Селевкидов и Филипп V македонский, царь Македонии, совместно напали и смогли захватить острова в Эгейском море, Карию, Южную Сирию, Палестину и Келесирию.

Вынужденный союз с Римом не предотвратил вторжения в 170 году до н. э. Антиоха IV Эпифана, который сверг несовершеннолетнего Птолемея VI Филометра и посадил на трон контролируемого им Птолемея VIII Эвергета. После длительной борьбы, Птолемей VI при поддержке Рима смог вернуть себе власть в Египте, но погиб в битве при Антиохии в 145 году до н. э.

Поздние Птолемеи

Птолемей VIII вернулся на трон, но после обострения вражды с женой-сестрой (бывшей ранее женой-сестрой Птолемея VI) Клеопатрой II, бежал на Кипр в 130 году до н. э. Вернувшись с наёмными войсками, Птолемей VIII примерно к 124 году до н. э. силой вернул себе власть.

После смерти Птолемея VIII в 116 году до н. э., в соответствии с завещанием, вторая жена умершего царя Клеопатра III хотела возвести на трон своего несовершеннолетнего сына Птолемея X Александра I. Однако народ добился воцарения старшего сына — Птолемея IX Сотера II. Клеопатра III не удовольствовалась только ролью соправителя, и в 107 году до н. э. предприняла попытку государственного переворота, вызвав с Кипра Птолемея X, бывшего там наместником. Птолемей IX, не желая сражаться с матерью, сбежал на Кипр, где объявил себя царём, а затем ушёл воевать в Сирию и Палестину, откуда был изгнан Клеопатрой III. К 89 году до н. э. Птолемей X стал чрезвычайно непопулярен в Египте и был убит. Птолемей IX стал правителем Египта.

Дочь Птолемея IX — Береника III — вышла замуж за Птолемея X, а после его смерти в 80 году до н. э. правила 6 месяцев, после чего была вынуждена выйти замуж за Птолемея XI Александра II, который вскоре убил её. Рассерженный народ растерзал царя, но тем самым Египет лишился последнего прямого законного наследника из рода Птолемеев. Опасаясь вмешательства Рима, царём был провозглашён сын от наложницы Птолемея IX — Птолемей XII Неос Дионис (Авлет).

Римская империя, многие годы вмешивающаяся в политику Египта, обратила внимание на низкую легитимность царя Египта и его развратный образ жизни, который он предпочитал управлению страной. Считается, что присоединение Египта к Риму входило в политическую программу Юлия Цезаря, который был тогда лидером республиканской партии. Однако Птолемею XII удалось, заплатив огромную сумму в 6 тысяч талантов (155 т 400 кг серебра), купить поддержку Цезаря и заключить союзнический договор. Несмотря на это, в 58 году до н. э. Кипр, на котором правил другой сын от наложницы Птолемея IX, был объявлен римской провинцией и туда были введены войска. Спасаясь от гнева народа, Птолемей XII уехал в Рим просить помощи; его жена Клеопатра VI Трифаена в течение 1 года правила Египтом. Береника IV сменила умершую царицу, но в 55 году до н. э. при поддержке римских войск была свергнута и обезглавлена для того, чтобы её отец Птолемей XII снова смог воцариться на троне Египта. Вынужденный платить по набранным в Риме долгам, Птолемей XII раздавал сокровища и государственные должности римлянам. После смерти в 51 году до н. э. его сын Птолемей XIII и дочь Клеопатра VII стали соправителями.

Социально-экономическое и административное устройство

Административное устройство

Птолемей VI в образе египетского фараонаПтолемей VI в образе греческого царя

Власть

В управлении Египтом эпохи Птолемеев органически сочетались черты как греко-македонские, так и собственно египетские. Царь обладал всей полнотой власти. Его опорой был огромный штат чиновников. Сохранилось громадное количество канцелярской переписки. Делопроизводство велось на греческом языке. При дворе Птолемеев жили традиции Александра: существовал «царский журнал», велась обширная корреспонденция. Существовали высшие придворные должности: «родственников», «равных по почёту родственникам», «первых друзей», «равных первым друзьям», «друзей», «преемников» и т. д.

На вершине административной иерархии находилась должность диойкета (др.-греч. διοικητής — управитель) — управляющего хозяйством и финансами, ведавшего царской казной, учётом хозяйственных ресурсов, учётом и сбором поступлений, контролем расходов. Диойкет был первым сановником в государстве и при определённых способностях мог стать всемогущим. Таковым, например, был диойкет Аполлоний в правление Птолемея II.

Хора

Все населённые пункты, кроме трёх полисов, входили в хору (др.-греч. χώρα — земля, страна), то есть не имели самоуправления. Хора делилась на номы (это деление сохранилось с древнего времени), которые во многом продолжали быть обособленными. Номы делились на топархии, а те, в свою очередь, — на комы. У Геродота и Страбона упоминается наименьшая единица деления — арура (др.-греч. ἄρουρα), мера земельной площади у греков — около 0,024 га, у египтян — около 0,2 га. Последний объясняет что «такое точное и мелкое деление необходимо из-за постоянного смешения границ, причиняемого Нилом во время разливов».

Функции номархов перешли к стратегам (др.-греч. στρατηγός — полководец, вождь). Секретарь, ведавший всем делопроизводством нома, назывался царским секретарём. Соответствующие должности были и в топархиях и комах. Назначение на них зависело от диойкета.

Деятельность всех этих должностных лиц была тесно связана с финансовыми чиновниками, также подчинявшимися диойкету. Главным финансистом в номе был эконом (др.-греч. οἰκονόμος — управляющий домом, хозяин). До нас дошла «Инструкция эконому» III века до н. э., дающая ясное представление о его обязанностях. По сути, на экономе лежала забота о всей хозяйственной жизни нома. Проверять его деятельность должен был контролёр.

В административном центре находилась касса (трапеза) во главе с трапезитом (др.-греч. τραπεζίτης — меняла, банкир), выполнявшая разнообразнейшие денежные операции и прежде всего принимавшая новые поступления. Там же располагался главный склад зерна (тесавр — др.-греч. θησαυρός — сокровищница, казнохранилище, кладовая) под управлением ситолога (от др.-греч. σιτολογία — собирание хлеба или съестных припасов). Трапеза и тесавр имели отделения на местах.

Полисы

В Эллинистическом Египте, в отличие от Державы Селевкидов, полисы не играли значительной роли. Во всём государстве их было лишь три: Александрия, Навкратис (старая греческая колония) и Птолемаида (основана Птолемеем I). В то же время значимы были древние египетские города, хотя и не имевшие самоуправления: Мемфис, Фивы, Гермополь, Гераклеополь и другие. Полисы не принадлежали к хоре и не входили в управление нома. Граждане полиса составляли городскую общину и объединялись в филы (др.-греч. φυλή — род, колено, племя) и демы (др.-греч. δῆμος — народ; область, страна), подобно тому, как это было в Греции. В Навкратисе и Птолемаиде они избирали совет города и некоторых должностных лиц. В Александрии, так как она была столицей, городского совета не было. Это был город огромного числа национальностей: здесь жили македоняне, греки, фракийцы, критяне, иранцы, выходцы из Малой Азии, иудеи, сирийцы и египтяне. Последние были лишены каких-либо политических прав. Остальное же население объединялось по этническому признаку в политевмы (др.-греч. πολίτευμα — способ управления государством, политический принцип; управление государством; государственное устройство), независимые друг от друга и подчинявшиеся лишь царской администрации. Степень их самоуправления была неодинаковой.

Александрия была крупнейшим эллинистическим городом, важнейшим центром ремесла и торговли. Географ Страбон (64/63 до н. э. — 23/24 н. э.) писал:

Это единственное во всём Египте место и для торговли на море, благодаря его превосходной гавани, и для торговли сухопутной, потому что всё легко свозится по реке и собирается в таком пункте, который представляет наибольший в мире рынок.

Александрия была отстроена по плану архитектора Дейнократа Родосского и имела регулярную планировку. Город делился на пять кварталов. В царском квартале располагались дворец Птолемеев, театр, Мусейон, библиотека, гробница Александра Македонского.

Жречество

Храм птолемеевского времени в Филах

Отношение Птолемеев к жречеству было двояким: с одной стороны, самостоятельность этого класса была несколько урезана, но в то же время жрецы всячески поддерживались царями как очень влиятельная социальная сила. Из многих надписей известно, что Птолемеи даровали множество земель вместе с их доходами местным божествам.

Во главе любого храма стоял архиерей (др.-греч. ἀρχιερεύς — верховный жрец, первосвященник), или эпистат (др.-греч. ἐπίσταθμος — начальник), представлявший местное жречество при общении с правительством. Периодически созывались съезды жрецов (синоды — от др.-греч. σύνοδος — сходка, собрание). За храмами сохранялись особые права, например, право убежища.

Храмы в Египте всегда были крупными хозяйственными центрами. Особенно это было заметно в Фиваиде, где располагались храм Гора в Эдфу, храм Исиды на острове Филы и другие. Храмы обладали определёнными привилегиями в области ремесленного производства. Например, правом производства сезамного масла, что было монополией государства, правом на изготовление особых тканей. Жрецы получали денежное пособие из казны и собирали приношения с верующих.

Законодательство. Судебная власть

Все стороны хозяйственной и социальной жизни Египта регулировались определёнными указами и постановлениями, некоторые из которых дошли до нашего времени. Это, например, постановление 261 года до н. э. о рабовладении и так называемый «Податной устав» 257 года до н. э. Египетское эллинистическое право представляло собой удивительное переплетение греческого и древнеегипетского законодательств. Для египетского и греческого населения существовали различные суды, равно как для полисов и хоры. Вопросы между греками и египтянами решались в общем судилище.

Экономическое устройство

Наука и культура

Папирус с фрагментами «Начал» Евклида

Просвещение

В продолжение эллинистического периода Египет теряет свою культурную самобытность и постепенно вливается в общеэллинистический мир, становясь его неотъемлемой частью. Главным научно-культурным центром этого периода становится Александрия, а её ядром была известная Александрийская библиотека (крупнейшая в эллинистическом мире), образовавшаяся на базе Мусейона и объединявшая, наряду с Пергамской, виднейших учёных и писателей той эпохи. В двух этих библиотеках складывались подчас совершенно различные научные школы, соперничавшие между собой. Среди работавших в Александрии были такие знаменитые люди, как:

  • Евклид, основоположник современной «евклидовой» геометрии (геометрии линейного пространства).
  • Архимед, проживший некоторое время в Александрии, механик, показавший всю свою изобретательность при осаде Сиракуз римлянами.
  • Аристарх Самофракийский, глава александрийской грамматической школы, предложивший принцип аналогии в образовании форм слова.
  • Дионисий Фракийский, написавший первый в истории греческого языка учебник грамматики.
  • Эратосфен, изложивший основы географии.
  • Страбон, автор большого труда по географии, содержащего бесценные сведения о Древнем мире.
  • Клавдий Птолемей, астроном, предложивший геоцентрическую систему мира, удерживавшуюся в сознании людей более полутора тысячелетий.
  • Гиппарх, составивший обширный каталог звёздного неба и придумавший шкалу звёздных величин по блеску, используемую до сих пор.
  • Аполлоний Пергский, автор фундаментального труда о конических сечениях.
  • Аристарх Самосский, создавший первую в истории человечества гелиоцентрическую систему мира.

Библиотека перенесла пожар в 48—47 годах до н. э., однако продолжала оставаться самой большой и после этого. В 273 году, когда римский император Аврелиан брал Александрию, библиотека была разрушена.

  • Манетон из Себеннита — историк, написавший для Птолемея «Историю Египта»

Литература этого периода является закономерным продолжением греческой литературы.

Художественная литература

Одним из виднейших александрийских учёных был Каллимах из Кирены (около 310—240 до н. э.), важнейший поэт III века до н. э., создатель сорокатомной переписи фондов Александрийской библиотеки. Он писал произведения самых различных жанров: гимны, эпиграммы, трагедии, комедии и прочие. Другим знаменитым поэтом был Аполлоний Родосский (около 295—215 до н. э.), сделавший попытку возрождения эпической поэзии в пространной поэме «Аргонавтика». В то же время появлялись и новые жанры: Феокрит (конец IV — первая половина III века до н. э.) ввёл идиллию, Геронд — мимы.

Историография

Эллинистический Египет впервые увидел жанр историографии: до этого никаких подобных трудов в Египте не создавалось, а события прошлого описывались в исторических романах, в которых реальность была перемешана с вымыслом.

В III веке до н. э. египетский жрец Манефон (конец IV — первая половина III века до н. э.) из города Себеннита написал «Историю Египта» — огромный труд на греческом языке. Это произведение не имело особого успеха у современников, но сохранившиеся фрагменты дают представление о необычайной ценности его работы. Именно Манефон предложил схему деления истории Египта, которая сохранилась до нашего времени (на периоды и династии).

Фаросский маяк. Реконструкция А. Тирша

Монументальное искусство

Монументальное искусство Древнего Египта осталось в далёком прошлом. Однако и в эллинистическую эпоху было построено несколько поразительных строений. Главным из них является Фаросский маяк — одно из «семи чудес света». Маяк был построен архитектором Состратом Книдским около 280 года до н. э. на острове Фарос, чтобы освещать кораблям вход в гавань, и своей высотой превышал 100 метров. Возможно, это был первый маяк в истории человечества и вне сомнения, это было величайшее создание античного мира. Строение простояло полторы тысячи лет, а затем было разрушено.

Изобразительное и прикладное искусство

Нильская мозаика (ок. 80 г до н. э.).

Религия

Ещё при Птолемее I образовался новый культ бога Сараписа, соединившего в себе важнейшие черты греческого и египетского пантеонов. Его почитание быстро распространилось по всей территории страны.

Особенностью Эллинистического Египта явилось также массированная практика введения в религиозный повседневный быт культа обожествленных и божественных монархов. Культ царя в Египте эпохи Птолемеев достиг, пожалуй, своего наивысшего расцвета.

> Интересные факты

  • Около 250 года до н. э. в Египет были ввезены дромадеры (одногорбые верблюды).

Примечания

  1. Пердикка был убит заговорщиками в 321 году до н. э.; тогда же погиб в битве с Эвменом Кратер. Самого Эвмена в 316 году до н. э. убил Антигон. Им же в 314 году до н. э. был предательски казнён Пифон. Сам Антигон погиб в битве при Ипсе (301 год до н. э.). Полиперхон, возможно, был убит в 303 году до н. э. Деметрием Полиоркетом, который погиб в 283 году до н. э. в плену у Селевка. Лисимах погиб в 281 году до н. э. в битве против Селевка, который в том же году был убит Птолемеем Керавном.
    Таким образом, из всех диадохов естественной смертью умерли только трое: Антипатр и его сын Кассандр, а также Птолемей Сотер, который, кроме того, умер последним. Но поскольку Антипатр не был полководцем Александра, а был лишь наместником Македонии, называть его диадохом можно лишь условно. В таком случае Птолемей действительно является единственным умершим естественной смертью диадохом.
  2. Это событие послужило катализатором массовых практик обожествления, которые затронули как центральные районы эллинистического мира, так и окраины: от Боспорского царства до Птолемеевского Египта, от Греко-Бактрийского царства до Пергама. В конечном итоге, при Римском императоре Августе обожествление монархов стало нормой для всего средиземноморского и черноморского регионов.
  3. Геродот История. Книга II Евтерпа 168; Страбон География. Книга XVII. 728.
  4. Мусейон (др.-греч. Μουσεῖον) — дословно переводится как храм Муз. От этого слово появилось слово музей.
  5. Твист К. Всемирная история: хроника важнейших событий. / Перевод с английского. — М.: АСТ, Астрель, 2004. — С. 24.

Литература

  • История древнего мира. Том II. Расцвет древних обществ, «Наука», Москва, 1989 ISBN 5-02-016781-9
  • Кузнецов Д. В. Эллинистический Египет: основные тенденции развития в конце IV — второй трети I вв. до н. э.. — Учебное пособие. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. — 196 с.
  • Ладынин И. А. (Москва) Основные этапы царского культа Птолемеев в контексте общей эволюции египетского эллинизма // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Под редакцией профессора Э. Д. Фролова. Выпуск 3. Санкт-Петербург, 2004. С. 145—184
  • А. Б. Ранович. Эллинизм и его историческая роль. — Москва: Издательство АН СССР, 1950. — 264 с.

«Египет — дар Нила» дошло до наших дней выражение древности. Существованием своим цивилизация обязана великой реки, на берегах которой была основана. Она давала людям пресную воду, урожай, морское сообщение в далекие государства, в числе которых была сказочная страна Пунт, откуда царица Хатшепсут и другие фараоны везли золото и ладан.

Значение Нила в Египте

Жизнь нового государства зародилась на плодородных почвах у берегов Нила. По разливам реки египтяне научились определять сезоны, а затем создали календарь. В стране пирамид возникла впервые наука астрономия, позволяющая определять положение звезд на небе.

Воды Нила стали причиной возникновения примет и религиозных обрядов. Множество культов было посвящено его могуществу и обеспечению пропитания для народа.

Жизнь древних египтян на берегу Нила

Датой создания государства считается начало IV тыс. до н.э. Сначала земли рядом с Нилом были разделены на независимые города. Административные единицы постепенно объединялись для защиты территории и сбора урожая. Так образовался Нижний Египет в южной части страны и Верхний Египет в северной. Названия произошли по течению реки — Нил брал начало в горах Эфиопии и устремлялся потоком вверх — к Средиземному морю на севере Африканского материка.

Объединение государства на берегах Нила произошло при фараоне Нармере. Наблюдения за Нилом были положены в основание развития наук: письма, математики, астрологии. Множество архитектурных проектов создавалось на основании данных о Ниле. С его берегов добывался лотос, листья которого сушили и штамповали. В итоге получался лист бумаги — египетский папирус.

Сегодня в Египте заселен только 1% площади. Поселения распределены на зеленых, орошаемых рекой благородных почвах. Всю остальную территорию составляют безжизненные пустыни. В песчаных дюнах встречаются островки — оазисы с пресными источниками. Население их крайне незначительное, но созданы акватории были еще в древности. Через них проходили важнейшие караванные пути на Востоке.

Нил разделен у подножия гор в Эфиопии на два течения: Белый Нил и Голубой Нил. Река имеет несколько порогов, установленных во времена правления династии фараонов. Каменные возвышенности называли тогда «катарактами». На них устанавливались военные посты для защиты территории от войск древнего царства Нубии (Куш).

Круизы по Нилу в Египте

Круизы по Нилу в Египте

Особой популярностью у туристов пользуются круизы на яхтах по Нилу. По реке сегодня курсируют около 250 теплоходов, 105 из них имеют статус отелей 5 звезд. К услугам отдыхающих удобные каюты, дискотека и бары на палубе, палубы для прогулок, подогреваемые бассейны.

Маршрут экскурсионной программы начинается с самого крайнего туристического пункта — города Асуан. Затем корабли следуют до Луксора с его удивительными каменными храмами- музеями под открытым небом.

Доплыть на круизном корабле по Нилу можно от самой южной границы Египта до столицы Каир на севере. Туры могут включать высадку на сушу с целью осмотра пирамид Гизы и Сфинкса. Возможно посещение курортных городов вдоль течения реки с доставкой к берегам Красного моря — Сафаге, Макади, Хургаде.

Самыми доступными во время круиза являются храмы Эсны, Ком-Омбо и Эдфу на берегу Нила. Путь по суше до достопримечательностей займет несколько часов.

Закат на Ниле

Между Луксором и Асуаном гости могут осмотреть колоссальный храм Хора в древнем городе Эдфу. Датой возведения считается 237-57 годы до н.э. Согласно легенде, здесь находился в ополчении Сет, выступавший против всемогущего Хора. Храм окружен 32 колоннами, в центре установлена огромная статуя Сокола — Хора.

Город Ком-Омбо в 43 км от Асуана считался во времена правления XXX династии важнейшим пунктом на торговом пути из Африки. Через него проходили стада слонов, являющихся главной рабочей силой при династии Птолемея. На вершине города возвышается храм Ком-Омбо, построенный в римскую эпоху в Египте.

Современные постройки на Ниле в Египте

Колоссальным проектом на реке стало строительство в 1960-х годах при содействии СССР Асуанской плотины. За счет проекта были созданы новые площади для посева, значительно увеличены объемы электроэнергии.

В связи с затоплением южных земель после строительства ГЭС правительству Египта пришлось передать в другие страны несколько объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Среди них храмы, стеллы, орнаменты, перевезенные в Европы для выставления в музеях и на площадях городов.

Для распределения воды позже было искусство созданы озеро Насер и канал Мира. Возведение Асуанской плотины нанесло непоправимый вред экологии Египта и ценностям египетской архитектуры. Храм Абу-Симбел и несколько других архитектурных памятников были разобраны и перенесены на несколько километров от оригинального места нахождения зданий.

Название страны «Египет» происходит от древнегреческого термина «Айгюптос» (др.-греч. Αἴγυπτος, в рейхлиновом прочтении — э́гиптос). Во времена Гомера этим словом древние греки называли реку Нил. В Одиссее мы находим следующее упоминание:
«Знай, что тебе суждено не видать ни
возлюбленных ближних
В светлом жилище своем, ни желанного края отчизны
Прежде, пока ты к бегущему с неба потоку Египту
Вновь не придешь и обещанной там не свершишь гетакомбы
Зевсу и прочим богам, беспредельного неба владыкам».
Впоследствии оно стало употребляться для наименования страны, состоявшей из узкой долины реки Нил, начиная от первого порога и обширной дельты Нила, образованной несколькими руслами, впадающими в Средиземное море. Долина Нила (ее ширина колебалась от 1 до 20 км, в среднем 5-10 км) называлась Верхним Египтом (“Верховье”, “Долина”), а дельта — Нижним Египтом (“Низина”, “Дельта”). Река получила у греков название «Нейлос» (Νείλος). Историк Геродот Галикарнасский, живший в V веке до н. э., называл Египтом страну, а Нилом — реку, протекающую по ее территории. «Египет есть вся та земля, — писал Геродот, — которую своими водами орошает Нил, а египтяне все те, которые живут ниже города Элефантины и пьют воду из реки Нил». Во второй книге «Истории» он объясняет, каким образом слово, применявшееся для названия реки, стало использоваться для наименования территории, прилегающей к ней. Геродот пишет, в частности, что ионяне в его время «только одну Дельту считают Египтом» и вслед за тем отмечает, что «Дельта — наносная земля» .
Древнейшим властителем из людей в Египте, по его мнению, был Мин, и далее он сообщает: «В его время весь Египет, кроме Фиванской области, являлся болотом и вся местность, лежащая теперь ниже озера Мериды, находилась под водой… И действительно, всякий здравомыслящий человек (даже если он об этом раньше и ничего не слышал) с первого взгляда убедится, что Египет, куда эллины плавают на кораблях, недавнего происхождения и является даром реки» .
Наносами была образована почва долины Нила и его дельта, Нил был единственным источником влаги в засушливом Египте, где практически не выпадает дождей. Длинная лента могучей реки обеспечивала связь всех областей Египта между собой и с берегами Средиземного моря. Но прежде всего в долине Нила существовали благоприятные условия для занятия высокопродуктивным земледелием. Особенностью водного режима Нила были его регулярные ежегодные разливы. Благодаря таянию снегов в горах и тропическим ливням истоки Нила, начинающиеся в Центральной Африке, переполнялись водой, и река разливалась. Подъем воды начинался 19 июля (это одновременно было началом Нового года) и продолжался до середины сентября. Нил выходил из берегов, вода заливала большую часть долины. Многочисленные поселения и городки, расположенные на возвышенностях, превращались в островки, сношения между которыми поддерживались на лодках. Плодородная, легкая для обработки, ежегодно удобряемая нильским илом почва — главное богатство Египта, основа основ жизни его населения, развития египетской цивилизации. На орошаемых землях выращивали ячмень, эммер (или полбу), пшеницу, лен, кунжут. В заводях Нила росли густые заросли лотоса и папируса. В самой долине произрастали финиковые и кокосовые пальмы, древовидные акации (основной строительный материал египтян), сикоморы, в Дельте — виноградные лозы и фруктовые деревья. В Ниле водилась рыба, которая была одним из основных продуктов питания египтян; заросли кишели птицами. В соседних с Египтом областях, в, Эфиопии, Ливии, пустыне Сахаре бродили стада диких быков, коз, овец, которые были одомашнены и успешно разводились в Египте. В крупных масштабах скотоводством занимались на обширных травянистых площадях Дельты. В пустыне обитали львы, гепарды, страусы, змеи, шакалы, многие из которых почитались в качестве божеств.
Называя Египет «даром реки», Геродот тем самым подчеркивал — река образовала сушу, ставшую территорией страны. Именно так понимал высказывание Геродота Страбон Каппадокийский, живший на рубеже новой эры. В своей «Географии» он пишет: «Реки несут ил вниз по течению, так что эти равнины являются как бы их порождениями, и совершенно правильно сказано, что равнины принадлежат рекам. Это высказывание Неарха (командующий флотом в армии Александра Македонского) тождественно тому, что Геродот говорит о Ниле и о прилегающей к нему области, что она — дар Нила. На этом основании Неарх правильно замечает, что Нил называли тем же именем, что и египетскую страну» .
Древнегреческий писатель Павсаний (ок. 110—180 г. н. э.) также отмечал, что «дельта в Египте образуется не морем, а рекою Нилом» .
Из приведенных высказываний становится вполне понятным, каким образом название реки превратилось в название страны. Однако, остается неясным происхождение самого топонима «Айгюптос». По господствующей этимологической версии он является передачей «Хи-Ку-Пта» (транслит. егип. Hwt-kA-ptH) словосочетания «Хет-ка-Птах (“дом Ка Птаха”)», которым древние египтяне называли Мемфис (др.-греч. Μέμφις), многие века являвшийся местом пребывания фараонов. У самих древних египтян Хет-ка-Птах сначала было названием мемфисского святилища бога-творца Птаха, перешедшее на имя города, и со временем ставшее именем окружающей области (септа). Но некоторые историки полагают, что слово «Египет» произошло от имени города Коптос или Гуптос. Это имя породило слово «копты», которым еще в XIX в. обозначались коренные жители Египта, а также турецкое название долины Нила — Гипт . В древнегреческой мифологии наименование страны «Айгюптос» восходит к царю по имени Айгюптос (русский вариант написания Эги́пт, Еги́пт, Еги́пет), покорившему некое племя меламподов в долине Нила и давшему ей своё имя — Айгюптос. Однако вероятнее всего, этот мифический персонаж был позже персонифицирован древними греками от уже имеющегося названия страны. Среди античных авторов, упоминающих Эгипта: Псевдо-Аполлодор, Гесиод, Гекатей Милетский, Павсаний. Вне зависимости от происхождения названия Египта, дальнейшее его распространение связано с эллинизацией Средиземноморья, где вместе с культурным влиянием греков распространялись их географические представления и топонимы. Позже это название переняли от них римляне — Эги́птус (лат. Aegyptus), и через латинский язык, оно перешло в общеевропейскую традицию.
На языке древних евреев Египет именовался «Мицраимом», название означает двойственное число от слова «мецар» (ивр. מֵצַר‎) — теснина, узкий проход, перешеек (отсюда также в переносном смысле: несчастье, бедственная ситуация, из которой сложно найти выход); согласно библейской традиции имя связано с сыном Хама — Мицраимом, от которого якобы произошли египтяне и ливийцы. Жители Вавилона знали его как «Муцур», эфиопы — как «Габаза» или «Месра», персы — Мудраия. Арабы, захватившие Египет в VII в., называли его «Миср» или «Маср»), это название могло возникнуть ещё в древности, от арабского слова, означающего населённое место и город, вероятно, арабо-семитские племена издавна отмечали густонаселённость Египта (другой вариант этимологии, связанный уже со средневековым Египтом, от слова «массара» — заселять, колонизовать; по этой гипотезе название использовали только с VII века, когда арабы создавали в Египте свои поселения-колонии).
По свидетельству уроженца Северной Африки Льва Африканского (конец XV — первая половина XVI в.), те, кто жил в Египте в указанное время, называли данную страну «аль-Кибт»: они говорили, что «Кибт был первым, кто начал властвовать над этой страной и построил там дома» . Сами себя эти жители обозначали таким же термином, отмечал Лев Африканский, добавляя при этом, что от «подлинных египтян остались только христиане, которые живут там в настоящее время. Все остальные приняли веру Мухаммеда и породнились с арабами и африканцами» .
Сами же древние египтяне давали своей стране разные наименования, часто олицетворявшие её плодородие — kmt (Кемет) «Чёрная» (имелась в виду плодородная «чёрная земля, чернозем» дельты и долины Нила, в противоположность «красной земле» окружавшей пустыни) или Та-мери «Земля мотыги». Другое самоназвание — Тауи «Две земли», могло символизировать объединение двух частей Египта — Долины и Дельты. Также египтяне называли свою страну «Землей Возлюбленной» или «Землей Олив”. Себя они именовали «кеми» — «черные» («люди черной земли»). Кеми (копт. Κнмϵ) — египетское слово, означающее «чёрный», от которого, предположительно, происходят греческие названия Древнего Египта, чернозёма и свинца. Библейский образ «тьмы египетской» (Исх. 10) вероятно тоже связан с самоназванием Κнмϵ.
В древности греки, называя те или иные географические объекты, чаще всего следовали принципу — «все варварское переводится». Также считал и Страбон.
Он предполагал, что слово Αΐγυπτος произошло из греческого Aἰγαίου ὑπτίως (“ниже Эгейского моря”). Кроме того, у греков был известен царь Эгей (Αἰγεύς, Αἰγέως), имя которого можно соотнести с греческим корнем Αἰγ (козел). Вспомним и легендарную эгиду — щит, сделанный из шкуры козы Амалфеи (Ἀμάλθεια), вскормившей Зевса на Крите в пещере Козьей горы (Αἰγαῖον ὄρος). Этот же корень угадывается в имени Эгипт (Αΐγυπτος). Αιγαί — название древнегреческих городов, которые все лежали на берегу моря (αίγ “волна” или “вихрь”). Сюда относятся города: 1) на западном берегу Евбеи, со знаменитым святилищем Посейдона; 2) на северном берегу Пелопоннеса, в Ахайе, при устье р. Крафиса, один из союза 12-ти ахейских городов. Еще до Р. Хр. жители оставили его, переселившись в соседнюю Эгиру; 3) в Македонии (Эматии), на р. Лудии, позднее Эдесса; 4) на юго-вост. берегу Паллены; 5) в Мизии, один из городов Эолийского союза, разрушенный в 17 г. по Р. Хр. землетрясением; 6) в Киликии, в Исском заливе, с гаванью (любимое римлянами приморское местечко).
При одном из первых фараонов XVIII династии, Тутмосе I, египетские войска впервые в истории достигают Евфрата. Видом этой великой реки, спокойно несущей свои мутные воды на юг, они были страшно удивлены, т.к. до этого знали только одну крупную реку, Нил, которая течет на север. Соответственно, по египетским понятиям, плыть по течению означало плыть на север, словами «вниз по течению» обозначалось северное направление, а «вверх по течению» — южное. Поэтому Евфрат египтяне назвали так: «Та перевернутая вода, по которой, плывя по течению, плывешь против течения». На берегу Евфрата Тутмос I воздвиг в честь своих побед обелиск. В надписи на нем фараон гордо заявляет потомкам: «Я продвинул границы Египта до пределов солнца». Кстати, Нил у ассирийцев обозначался в клинописи также как «перевернутая вода», поскольку две главные водные артерии Междуречья — Тигр и Евфрат — текли в обратном направлении.
Побережье близлежащего от египтян Красного моря было ими освоено незначительно. Начиная с периода Берег Красного моря древние египтяне называли Та-Нутер, а само море называли Ше-Иару (“Озеро Иару”), Па-йам аа эн Му-кеду (транслит. pA-jjm-aA-n-mw-qd, «Великое море нагорья/чужеземной страны „Перевернутой воды“»), а также могли называть его как и Средиземное — Вадж-Ур (транслит. егип. wAD-wr, “Великая Зелень”).
В древности определенно существовала традиция называть реки «Перевернутой водой». Эта особенность дает возможность нового прочтения названия Айгюптос.
Эге́йское мо́ре — полузамкнутое с большим количеством островов (около 2000) в восточной части Средиземноморского региона, между Балканским полуостровом, Малой Азией и о. Крит. Эгейское море, как и Красное, имеет выход в южном направлении. В древности во время разлива Дельта Нила превращалась в «море» с бесчисленным множеством островов, что, вероятно, отразилось в современном египетском названии Нила — Эль-Бахр «море», изливавшимся в северном направлении. Географически оно перевернуто по отношению к Эгейскому морю. Возможно, греческое Айгюптос возникло таким же образом, как и название Евфрата у египтян. Греч. ὕπτιος (“нижний, брюшной, низменный, равнинный”) также имеет значения “опрокинутый, перевернутый”, т.е.:
Αΐγυπτος < Aἰγαίου (“Эгейское море”) + ὕπτιος (“перевернутое”) — Перевернутое (Эгейское) море.
Над вопросом об истоках Нила задумывались со времён Геродота, который в своей «Истории» выступил с опровержением мнения о том, что разлив Нила происходит от таянья снегов в его верховьях. Согласно карте Геродота Нил сливается с Нигером. Кроме того, «отец истории» приводит известие саисского жреца, что воды Нила бьют ключом из земли между Сиеной (ныне Асуан) и Элефантиной, причём половина их течёт на юг, а другая половина — на север.
Никто из известных нам путешественников древности не поднимался по Нилу выше Сэдда. По словам Агатархида, дальше всех на юг проникли моряки Птолемея II, установившие, что причиной разлива является сезон ливней на Эфиопском нагорье. В классическом искусстве Нил был принято изображать в виде божества с задрапированной головой, что намекало на неведомость его истоков.
В труде Птолемея утверждалось, что исток реки Нил находится в Лунных горах, и такое мнение бытовало вплоть до начала Нового времени.
Нил — у древних египтян Етер (егип. iteru или Ḥ’pī “Большая река”), по-коптски Еро, Яро (копт. p(h)iaro), отсюда еврейское Еор. Арабы его называют Бар (“Большая вода”), также Эль-Нил, нубийцы — Тосси (“разливающаяся река”). Египтяне, греки и римляне поклонялись Нилу, в честь него был устроен храм в Нилополисе, его праздник — Нилоа.
По одной из версий др.-греч. Neilos связывают с языком ливийских племен, в котором вода обозначалась словом lil с последующим превращением lil в nil. По другой — название Нил имеет семитский корень nahal, означающий «долина», или «речная долина», а в расширенном значении — «река».
В греческой мифологии Нил (Νει̃λος) — божество одноимённой реки в Египте. Считался одним из первых царей Египта и создателем оросительной системы. Нил — сын Океана и Тефиды (Hes. Theog. 337 след.). Отец Мемфиды, супруги царя Египта Эпафа, и Анхинои, супруги царя Египта Бела. Связан с мифами, восходящими к кругу Ио, благодаря браку Эпафа (сына Ио) с Мемфидой (Apollod. II 1, 4). Нил соответствует египетскому Хапи.
У греческого писателя Гелиодора в его труде «Эфиопика» встречается версия, по которой название реки Нил означает «Новый ил» (νέo “новый” + ἰλύς “ил”):
«Потом жрецы начали превозносить празднество, восхваляя Нил, называя его Гором, подателем хлеба для всего Египта: для верхнего — спасителем и для нижнего — родителем и творцом, так как он ежегодно наносит новый ил, а потому и именуется Нилом, отмечает смену времен года: наступление летней поры — прибылью воды, осенней — убылью; весною на его берегах рождаются цветы и кладут яйца крокодилы. Вообще Нил представляет собой не что иное, как год, и это подтверждается его названием: если буквы, из которых состоит его имя, перевести на счетные камешки, то наберется триста шестьдесят пять единиц — столько же, сколько дней в году. К этому жрецы присоединили повествование об особенностях растений, цветов и животных и о многом другом».
Египетские жрецы предложили вполне достоверную этимологическую версию названия реки. Выдвину гипотезу, что вместо прилагательного νέo «новый» использовался глагол νέω «плавать, плыть, нагромождать, наваливать, насыпать, складывать». Таким образом:
Νεῖλος (Нил) < νέω (“плавать, плыть, нагромождать, наваливать, насыпать, складывать”) + ἰλύς (“ил, грязь, тина”) — Несущая ил, Приносящая ил, Заваливающая илом…
Возможно, греки позаимствовали название у аккадцев. Аккадск. nīlu —
«наводнение».
Список литературы:
1. Гомер. Одиссея/Пер. с древнегреческого В.А.Жуковского. М, 1981.
2. Геродот. История в девяти книгах / Перевод и примечания Г. А. Стратановского. М.: Ладомир, 1993.
3. Страбон. География в 17 книгах / Перевод, статья и комментарии Г.А.Стратановского. М.: Ладомир, 1994.
4. Павсаний. Описание Эллады. Т. 2. Спб., 1996.
5. Морозов Н. А. Христос. Кн. 6. Из вековых глубин (части IV-VIII). М„ 1998.
6. Лев Африканский. Африка — третья часть света. Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть/Пер. с итальянского, комментарий и статья В.В.Матвеева. Л., 1983.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *