С масленицей

Одним из самых сложных праздников является масленица. Что это – остатки язычества, нарядившегося в христианские одежды, или простонародное христианское мироощущение, испачканное греховными кляксами? Попробуем разобраться.

Васнецов А.М. Сжигание чучела Масленицы

***

Господь создал человека и вложил в него дар творчества. Человеку естественно ощущать в себе эту потребность – творить. Свои творческие способности человек реализовывал уже в раю, когда по Божиему повелению возделывал рай и нарекал имена животным. Способность творить не была утрачена человеком и после грехопадения. Однако и она оказалась зараженной ядом греха, поэтому даже благие начинания человека могут быть искажены и обезображены.

Как отдельный человек обладает творческими способностями, так не лишен ее и отдельный народ, составляющий единый организм. Именно из реализации народного творчества складывается та или иная культура, питающаяся соком из поколения в поколение передаваемой традиции. Поэтому-то столь важно соблюдение традиций и, главное, их понимание, ибо в мире греха легко извратить добрые истоки. Вспомним историю исхода евреев из Египта. Казалось бы, все знали, Кто освободил народ Израильский из рабства и не дал им погибнуть, но стоило Моисею задержаться на горе всего лишь на сорок дней, как извратилось самое главное – Бога попытались подменить идолом. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу» .

Если за какие-то сорок дней можно извратить истину, то что говорить о традициях, искажаемых за многовековой период времени? Часто так и случается, что отмечают тот или иной праздник, с давних пор существовавший в народе, но уже не помнят его корней, не понимают его сути. И это печально. И это даже страшно, ибо подобно тому, как если бы человек пил воду и не в силах был понять, из какого источника она взята – из колодца с живой водой или из грязной лужи.

Подобное происходит со многими традициями нашего народа. Считает человек себя христианином – и отмечает языческие праздники, думая, что поддерживает христианские традиции. Бывает и наоборот, отвергает обычай, имеющий христианские истоки, будучи убежден, что борется с язычеством.

Одним из самых сложных в этом плане праздников является масленица. Что это – остатки язычества, нарядившегося в христианские одежды, или простонародное христианское мироощущение, испачканное греховными кляксами? Попробуем разобраться.

Для этого остановим наше внимание на Великом посте.

Во-первых, вспомним, что задолго до поста мы уже чувствуем его «дыхание». За три недели до его начала открывается Постная Триодь, впервые звучит «Покаяния отверзи ми двери…» и читается Евангельская притча о мытаре и фарисее – так Церковь начинает подготавливать нас к покаянным дням поста. На следующей воскресной службе прибавляется печальное пение 136 псалма «На реках Вавилонских…» и вспоминается притча о блудном сыне. Еще через неделю мы слышим грозные слова о Страшном Суде. А воскресение перед самым постом называется Воспоминанием Адамова изгнания (иначе – Прощеное воскресение). Затем следует сам Великий пост, отличающийся продолжительностью и строгостью, весь наполненный покаянным чувством и, в то же время, ожиданием светлого и радостного Воскресения Христова. Наконец, приходит Страстная седмица, в которой мы страдаем и умираем вместе со Христом, а за ней наступает пасхальное ликование: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!»

Таким образом, перед нами предстают три периода: 1) предпостовой, 2) постовой и 3) пасхальный. Богословски это можно трактовать следующим образом. Великий пост – это жизнь человечества на земле после грехопадения. Соответственно, до того жизнь протекала в раю, которая, с одной стороны, еще не была обременена горьким плачем и человек был еще свободен в своих делах, а с другой, уже имела привкус предстоящего грехопадения – отсюда и первые покаянные нотки в богослужении. И вот, грехопадение свершилось. Человеку была дана свобода (сырная седмица) и он не смог достойно нести ее. Наступает изгнание человека из рая (Прощеное воскресение) и последующие скорбь, тяготы и покаяние нашей наполненной грехом жизни (Великий пост). Но Христос пришел, умер за нас (Страстная седмица), воскрес и даровал нам жизнь вечную (Пасха). В итоге путь от предпостовых дней через пост к пасхальному торжеству означает путь от Адама ко Христу.

  • Масленица: 10 лучших рецептов — Православие и мир
  • 10 проверенных рецептов блинов — Православие и мир

Итак, масленица. Празднуется она в период сырной седмицы, когда последний раз можно вкушать молочные продукты – молоко, сыр, сметану, масло. Казалось бы, название народного праздника и празднование его непосредственно перед Великим постом указывают на его тождественность с церковной сырной седмицей , казалось бы, народный фольклор порой прямо указывает на связь народного праздника с Великом постом, а ни с чем иным , однако находилось и находится немало этнографов и фольклористов, которые утверждают, что масленица – праздник отнюдь не христианский и берет свое начало в языческой традиции празднования дня весеннего солнцеворота.

И это несмотря на то, что весенний солнцеворот определен конкретным числом, а масленица, привязанная к Великому посту, может праздноваться как зимой, так и весной, как около дня весеннего солнцеворота, так и задолго до него (более чем за месяц). На чем же тогда зиждется подобное мнение? На обрядовой стороне праздника, на его атрибутике. Указывают на разгульность праздника, на сопутствующие масленице игрища, которые, кажется, никак нельзя признать христианскими.

Является ли масленица языческим пережитком или это древний и истинно христианский обычай?

«Адмиралтейская площадь во время Масленицы». Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е годы
  • Весёлая Масленица — как это было сто лет назад (из «Лето Господне») — Иван Шмелёв
  • Масленица — языческий или христианский праздник? — Даниил Крапчунов
  • В Масленице блины не главное. Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций, и не только в нашем регионе, но те формы проведения праздника, которые мы видим сегодня, зачастую к традиционной Масленице не имеют никакого отношения, кроме названия… — Даниил Крапчунов
  • Актуализация проблемы христианского и языческого в народной культуре Является ли святочное колядование или масленица языческим пережитком или это древний и истинно христианский обычай? — Даниил Крапчунов
  • Христианский или языческий праздник – масленица? — иерей Дмитрий Кулигин
  • Поговорим о масленице. Священники о Масленице. Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни? — Православие.Ru
  • Масленица – миссионерская удача Русской Церкви. Масленица – невероятная миссионерская удача Русской Церкви, полностью переосмыслившей смысл весеннего карнавального буйства. В языческой культуре оно означало возврат в первобытный хаос, в начальную точку бытия… — иеромонах Димитрий Першин
  • От язычества к христианству, или Как провести Масленицу. Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? Допустимо ли православному человеку участвовать в народных гуляниях и сжигать соломенное чучело? Может ли этот праздник научить нас милосердию? — иерей Сергий Звонарев
  • Церковь никогда не допускала смешения понятия Недели о Страшном Суде с языческими элементами — священнослужители о Масленице — Русская линия
  • Святой Великий пост при дверех: проповедь в Прощеное воскресенье — архимандрит Иоанн Крестьянкин

Однако, во-первых, чтобы правильно понять атмосферу праздника, надо понять его метафоричность, надо вспомнить о пути от Адама ко Христу, – тогда станет ясно, что этот разгул, это веселье являются метафорой состояния Адама в раю и его грехопадения. Это мистерия, в которой народное сознание – догматически строго ли, вольно ли – как бы пытается возродить состоявшуюся в раю трагедию. Ведь каждый человек – новый Адам, которого в конечном итоге приходит спасти Христос.

Во-вторых же, глядя на масленицу как на начало пути от падения человечества в Адаме до его восстановления во Христе, и масленичные атрибуты оказываются вполне христианскими.

Например, масленичные «новожены» напоминают нам о чете Адама и Евы. Тогда и катание с горы прообразовано ничем иным, как грехопадением, – не случайно сначала катается девушка, а затем девушка вместе с юношей: так пала первой Ева, которая повлекла за собой и Адама.

Масленичное чучело – это символ «ветхости», греховности. Его сжигание – преодоление «ветхого человека» и, тем самым, преодоление смерти. Материал чучела – солома – тоже символизирует ветхость, так как легко поддается тлению («яко трава бо огнем будете изсохше…»

Огонь противоположен воде – очищению, победе над грехом. Так, когда «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» , земля омылась водами всемирного потопа; так, в таинстве крещения мы очищаемся от скверны греха. И как раз в дни масленицы Церковь напоминает нам об этом: «Одожди нам благоутробия Благодетелю каплю, потопляющую нашу скверну всю» , «пощения Божественною водою душевныя скверны отмыем» . А ведь именно с водой связаны народные пасхальные обряды, так что присутствие огня перед постом так же логично, как и воды после него.

Что же касается таких известных масленичных игр, как взятие снежного городка и кулачные бои, то та борьба, то сражение, которые в них заложены, превращаются из шутливой забавы в борьбу между жизнью и смертью, если смотреть на эти игры через призму христианской символики. Неслучайно победителя снежного городка награждали… купанием в проруби! Эта парадоксальная награда вполне естественна и закономерна именно в христианской трактовке игры: взявший приступом снежный городок преодолел барьер – смерть, и получил крещение в жизнь вечную .

А игра в царя? В ней стираются все сословные границы, а ведь мы помним, что пред Богом все равны – «нищий и убогий ныне предстоят в равном достоинстве». К тому же только тот, кто обнищал, кто стал последним – тот станет первым, «царем», и наоборот, – это, опять-таки, вполне обычный христианский парадокс…

И все же. Как быть с тем разгулом, доходящим до безобразия, как быть с разнузданным кутежом, который оборачивался пьянством, набиванием животов, драками и даже убийствами?

Не язычество ли это? Да, ответим, язычество. Язычество – как отражение греха в человеческой природе, как религии наизнанку.

И здесь еще раз вспомним золотого тельца евреев, который чуть было не заменил избранному народу Бога. Вспомним также и о ветхозаветном запрете ставить столбы и класть камни, «чтобы кланяться пред ними» , хотя раньше таким образом могло выражаться благоговейное отношение к Богу: «стал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» . Почему то, что некогда считалось нормальным почитанием Бога, Бог же и запрещает? Потому что грех объял этот благочестивый обычай, потому что вместо Бога стали почитать бездушные камни. То же произошло и с медным змием, который из орудия спасения, избавляющего от заслуженного наказания , превратился в идола: Езекия «истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» . Все, что мы видим, все, что мы создаем, может быть использовано как во благо, так и во зло. Виноваты ли камни, виноват ли змей в том, что с течением времени так извратилось их использование? Виновата ли масленица, что народно-христианский сценарий исполняется зачастую в языческой интерпретации? Конечно, нет. Виноваты люди, которые ввели новый смысл, «новое прочтение» и – старый, как мир, грех. Можно извратить все что угодно, можно святое обратить в кощунство – потому что грех, увы, царствует в этом мире…

  • Пост и его необходимость для нашего спасения — раздел публикаций о сущности и значение православных постов: Рождественский пост, Великий пост, Петров пост, Успенский пост, однодневные посты. советы священников, рецепты постных блюд…
  • Обличение вегетарианства (веганства) — раздел публикаций, обличающих духовную телесную опасность вегетарианства, фрукторианства, сыроядения, праноедения и т.п.

Поэтому – да, можно найти в праздновании масленицы элементы язычества. Однако большая их часть по сути дела являются обычным проявлением греха «ветхого человека» вне зависимости от его религиозной принадлежности, а другая – действительно наследие язычества, которое можно увидеть, в частности, в некоторых песнях явно языческого содержания. Сущность же масленицы, думается, все-таки христианская . Можно отвергать народное видение, которое, действительно, очень и очень часто является довольно вольным в догматическом плане, можно не принимать народного переживания христианских событий, изложенных таким образом, но зачем же называть это мироощущение народа тем, чем оно не является – язычеством? И наша задача состоит именно в том, чтобы отделять пшеницу от плевел, чтобы не дать сорнякам загубить доброе семя христианской традиции. Если это не делать в наше время, когда после почти векового мракобесия преемственность поколений основательно разрушена, когда утрачены и искажены и продолжают утрачиваться и извращаться культурные традиции народа, идет «европеизация» и секуляризация нашей страны, – если это не сделать сейчас, то нас и наших детей захлестнет такая волна бездуховности и псевдодуховности, с которой мы справиться уже будем не в силах.

Дмитрий Кулигин, иерей

Журнал «Церковный вестник», СПб., №1-2, 2004

Использованная литература:

1. Понырко Н. В. Масленичный смех. // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в древней Руси. – Л., 1984.

2. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. – СПб, 1995.

3. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: русские на Алтае в XVIII — начале XX века. — М.: Наука, 1996.

4. Маржерет Ж. Состояние Российской империи и великого княжества Московии. // Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Л., 1986.

Примечания:

1. Исх. 32:1-5.

3. В. Даль так и пишет: «Масляная неделя, сырная неделя до Великого поста»

4. Например, слова песни:

«Масленица: «Я поста боюся!»

Широкая: «Я поста боюся!»

«Ой да Масленица, пост еще далече!»

Или:

«А масляна, масляна, воротися,

До самого Великого дня протянися!»

5. Из антифона 4-го гласа на Утрени.

6. Из тропаря 2-й песни канона на Утрени во вторник сырной седмицы.

7. Из тропаря 7-й песни канона на Утрени в пятницу сырной седмицы.

8. Быт. 6:5.

9. Из тропаря 9-й песни канона на Утрени во вторник сырной седмицы.

10. Из тропаря 4-й песни канона на Утрени в пятницу сырной седмицы.

11. Подобное купание существовало и на святки, когда купали в крещальной проруби.

12. Лев. 26:1.

13. Быт. 28:18.

14. См. Числ. 21:8-9.

15. 4Цар. 18:4.

16. Что касается блинов, то они, как пишет В. Я. Пропп, – «древнейшая форма мучной еды. Когда еще не умели печь хлеб, муку смешивали с водой, делали жидкое тесто и порциями выплескивали его на горячие камни. Таким образом, блины по происхождению — не магическая еда, как кутья, а древнее, архаическое блюдо, средство насыщения, получившее обрядовое применение».

Ответы на все эти вопросы чуть ниже, а пока замечу, что нашим предкам подобные статьи были не нужны. Хозяйки тогда не ленились и пекли, причем в русской печке, с десяток видов самых разных блинов. «Черные гречишные — для простых, из белой крупчатки — для бар, — перечисляет Иван Шмелев в «Лете Господнем», — блины с припеком, блины с двойным припеком, блины с подпеком (поди догадайся, что это? — М. Г.), блины молочные, легкие, блинцы с яичками…». А к блинам: «Рыбы, рыбы… Икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки…». Обращаю ваше внимание, мяса в перечисленном изобилии нет, а все потому, что Масленица — период подготовки к Великому посту, этап, когда от мяса уже отказались, а от масла, яиц, рыбы и всего молочного еще нет.

Вообще Масленица — пример того, насколько Церковь тактична по отношению к народу. Масленица, как считают этнографы, имеет древние языческие корни: сжигание чучела, кулачные бои, разнузданное веселье и пиршества, приуроченное к дням весеннего равноденствия существовали на Руси и до христианства. Церковь не стала ломать традицию, она деликатно вписала уже существующий уклад жизни в годичный церковный цикл, причем так, что период разгульного веселья обогатился глубочайшим смыслом. Давайте посмотрим, как это происходит.

По меткому замечанию митрополита Московского Филарета: «Дух Христов не враг благозаконных радостей», и Масленица — целая Масленая неделя накануне Великого поста (2 марта — 18 апреля) — как раз время для такого праздника. Время праздника, но, одновременно, и подготовки к подвигу поста. Церковь «с наступлением Масляной недели ставит людей на последнюю ступень приготовительного воздержания запрещением вкушать мясо и дозволением вкушать сыр и яйца, чтобы приучить отказаться от приятных яств и без печали переходить к посту» (С.В. Булгаков). Смотрите, в субботу, предшествующую Масленице, в храмах поминали усопших, причем не только своих родных и близких, мы поминали всех «усопших во благочестии и правой вере» — от Адама до наших дней. А особенно тех, кто погиб смертью внезапной, не получив церковного отпевания. Молясь за них, отдавая свой долг им, мы включались в общую историю человечества, становились сопричастными к миллионам тех, кто жил до нас.

Вчерашняя воскресная служба была посвящена Страшному суду, она напоминала нам о том, что и мы смертны, и мы предстанем перед Судом Божьим, призывала к духовному трезвлению (т.е. внимательности к своим мыслям и поступкам). Церковь именно напоминала нам о грядущем Страшном суде, а не пугала им: говоря о «муках вечных», об «огне вечном», она одновременно давала четкий критерий того, как надо жить, чтобы унаследовать Царствие Божье. Ничего сверхъестественного, никаких сверхчеловеческих усилий — просто будь человеком: накорми голодного, напои жаждущего, приюти бездомного, протяни руку отверженному, облегчи участь больного, навести заключенного — будь милосердным!

И вот, после воскресного призыва: «Возлюби ближнего!», наступает неделя, когда нам дается такая возможность. Пост, и особенно Великий пост, — это период сосредоточенности: мы собираем все свои мысли и чувства, обращая их к Богу, отказываясь от развлечений, отсекая лишнее, часто минимизируя свои отношения с другими людьми, и это понятно — духовное напряжение поста не оставляет места праздности. Но пост наступит только через неделю. А сейчас нам дано специальное время для того, чтобы мы могли проявить себя как «человеки» среди людей: кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаленья и сами благодарно разделяли чужое.

Дело ведь не в том, что на Масленицу мы не едим мясо, зато едим много блинов, ходим по гостям и зовем на угощенье к себе. Дело в другом: Церковь очень тактично побуждает нас к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от своей щедрости, ликование от того, что любим! Так воспитывается человек. Так пестуется душа народа.

И уж точно неслучайно то, что Масленица заканчивается Прощеным воскресеньем (1 марта). Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, близкими и даже самыми дальними — причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, мы не можем не почувствовать, что не всегда бываем правы, что кроме нашего требовательного «Я» есть еще другие люди. И есть Бог, который видит все, даже сердце человеческое. Поэтому так логично, что последний день Масленицы становится днем, когда мы обращаемся к нашим ближним со словами: «Простите меня!» и слышим в ответ: «Бог простит! И я прощаю!». Вот это призывание в свидетели Бога, вот эта вертикаль в отношениях между людьми и свидетельствует о том, что радость, широта и щедрость Масленицы имеет под собой не бытовую основу — надмирную. Мы просим прощения, мы сами прощаем и это нам дает силу вступить в Великий пост.

В дни Масленицы, так же как на Святки и в Пасху, слабели имущественные, сословные и должностные различия, к столу приглашали нищих и убогих. Блины посылали в больницы, приюты, тюрьмы, остроги — всенародное единение перед тем, как вступить в долгий покаянный путь Великого поста.

Что же касается многочисленных вопросов, упомянутых мной в самом начале, то ответ на них один — из опыта святых: во всём должна быть умеренность — в еде особенно, и главный запрет — неумеренность.

Календарь ближайших церковных событий

24 февраля — 1 марта, пн. — вск. Масленица.

1 марта — Прощеное воскресенье.

2 марта — 18 апреля, пн. — сб. Великий пост.

2 марта, пн. Чистый понедельник.

Перед Масленицей нужно соблюсти определенные обряды, устоявшиеся у русского народа. В основном праздники на Руси привыкли отмечать громко и с размахом, обычаи славян всегда отличались разнообразием и самобытностью. Подготовка к Масленице – занятие не менее веселое и увлекательное, чем само празднование.

Краткое описание

Масленица – один из самых известных и веселых праздников по православному календарю, уходящий своими корнями в языческое прошлое Древней Руси. Отсюда и противоречие в восприятии данного торжества разными людьми. Для одних это время покаяния, прощения и примирения, а для других – разгула и веселья. По этой же причине Масленица одновременно означает и проводы зимы, и подготовку к Великому посту. Это время народных гуляний, песен и плясок перед длительным периодом воздержания.

Длится праздник одну неделю, его начало всегда приходится на воскресенье. Даты проведения Масленицы меняются каждый год. Чтобы узнать, когда произойдет событие в каждом конкретном году, нужно от даты Пасхи отсчитать назад 56 суток. Это будет первый день Масленицы. Она обычно выпадает на начало марта или конец февраля.

По православному календарю Масленица считается мясопустной или сырной. В какой-то степени она является как бы началом или подготовкой к Великому посту, который длится 7 недель и заканчивается наступлением светлого праздника Пасхи. Мясопустной называется потому, что нельзя есть мясо, точнее в первый день Масленицы можно в последний раз перед Великим постом употреблять в пищу мясные блюда. А сырной ее величают по той причине, что в праздничную неделю еще можно есть молочную продукцию, а также рыбу.

Пестрая неделя

7 дней перед Масленицей называются пестрой неделей. К этому времени было принято заканчивать период свадеб, проходивший с начала Зимнего свадебника.

Считалось, кто женится в пеструю неделю, тот будет жить бедно и в нужде, то есть пестро.

Приготовления к Масленице начинали за 3-4 дня, а то и за неделю до ее начала. Занимались подготовкой в основном женщины. В этот период принято было делать генеральную уборку своего жилья, вымывать его что называется «от чердака до подполья». В это время люди занимались украшением дома и приданием ему праздничного вида. Сельские жители, готовясь к празднованию, обязательно чистили печи и белили комнаты, готовили праздничную посуду. Особое внимание уделялось сковородам для блинов, они должны были быть идеально вычищенными. Внешний вид домов тоже старались привести в порядок, во дворах избавлялись от скопившегося хлама и выметали весь мусор за ворота.

В дни Масленицы нужно было обязательно вкусно и много есть и досыта угощать гостей. Только так считалось правильным провожать зиму. Несоблюдение этой традиции считалось не к добру. Поэтому немалая часть приготовлений заключалась в заблаговременной закупке всех необходимых продуктов для приготовления семидневного праздничного стола.

Основное праздничное блюдо на Масленицу – это, конечно, блины, чаще всего из дрожжевого теста на гречишной муке. Славяне поклонялись природе и почитали Солнце как божество, дающее жизненные силы всему живому. Поэтому в это весенний праздник принято было печь блины. Масленичный блин до сих пор символизирует солнце – круглое, желтое и горячее.
Готовили блины не только из пшеничной муки, как большинство современных хозяек, но и из гречишной, кукурузной, овсяной, просяной, ячменной и даже гороховой. Кроме блинов на столе обязательно должны были быть и другие блюда, например, из рыбы, грибов, всевозможные пироги и пряники. Закупать приходилось много: муку разных сортов, яйца, масло, творог, а также продукты для всевозможных сладких и соленых начинок для блинов и пирогов. Местные и городские ярмарки и базары были очень многолюдны.

Принято было покупать к празднику Масленица и обновы, в основном украшения и наряды для девушек.

Малая Масленица

Последняя суббота перед торжеством называется малой Масленицей. В это время многие хозяйки начинали выпекать блины, давали их детям 8-10 лет и отправляли «встречать праздник»: малыши с блинами подпрыгивая на ухвате или простой кочерге на огороде и кричали: «Прощай, зима снежная! Приходи, лето яркое! Соху, борону – работать буду!».

На малую Масленицу существовала забавная традиция. Дети собирали по деревне лапти, затем шли на «большую дорогу», встречали там всех, кто возвращался домой с покупками, и задавали им вопрос: «Везешь ли Масленицу?». Если ответ был отрицательным, детвора закидывала несчастного лаптями.

Малая масленица для многих была поминальным родительским днем, первым в году, когда специально пекли блины и отвозили на кладбище или раздавали детям, беднякам и монашкам с просьбой помянуть усопших.

Семь дней Масленицы

Каждый день масленичной недели имеет свое название:

  • понедельник – встреча;
  • вторник – заигрыш;
  • среда – лакомка;
  • четверг – разгуляй;
  • пятница – вечера у тещи;
  • суббота – посиделки золовок;
  • воскресенье – Великое Прощеное воскресенье.

Приготовления в эти дни были следующие. В понедельник хозяйки начинали печь блины. В этот день мастерили смешное соломенное чучело Масленицы, одетое в женский костюм. Ко вторнику и среде необходимо было подготовить места для народных гуляний и забав, делали огромные «раскачки” (качели), строили снежные городки, горки для катания, ставили балаганы для скоморохов, готовили сани. Народное поверье гласило, что чем дальше съедут сани, тем богаче будет урожай. А также обустраивали места для торговли: лавки и столы для продажи сладостей и всяких яств. Для кулачных боев, в которых нередко шли друг на друга целыми деревнями, необходимо было выбрать места для битвы и атаманов, договориться о правилах игры, количестве и составе участников.

Особым обрядом перед Масленицей считалось приготовление первой опары для дрожжевых блинов. Некоторые хозяйки старались сделать ее прямо на улице, у воды, при этом осуществлялись особые приговоры.

Считалось, что тогда блины будут получаться особенно удачными. Некоторые добавляли в тесто талую воду вместо обычной. Готовить первую опару доверялось исключительно женщинам в семье и только самым опытным, конечно, лучшим стряпухам. Рецепт и само приготовление вещества держалось в строгом секрете не только от посторонних, но и от остальных членов семьи. Считалось, что если не соблюсти все особенности этого строгого обряда, блины для празднования Масленицы могут не получиться вообще или выйти плохими и невкусными.

Как видно, с давних времен существовало много традиций и обрядов, до наших же дней дошли лишь основные. Масленица в восприятии людей – долгожданный и любимый праздник. В городах, селах и деревнях обязательно устраивают гулянья с забавами, чтобы весело проводить зиму. Дома люди делают уборку и всю неделю пекут блины. Кульминацией празднования остается традиция сжигания чучела Масленицы.

Многие обязательно идут в церковь или на кладбище помянуть усопших родителей.

В образовательных учреждениях, особенно в детских садах и школах, готовиться начинают заранее. Детям рассказывают о том, как встречают Масленицу, готовят танцевальные номера, конкурсы, наряды, учат различные поговорки и стихи об этом празднике, придумывают поделки.

Для православных христиан Масленица, как подготовительная неделя к Великому посту, посвящена одной основной цели – примирению с ближними, прощению обид и к покаянному пути к Богу. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями и благотворению.

Видео

  1. Четверостишья о масленице
  2. 7 марта
  3. Масленица-кривошейка — народная песня
  4. Как празднуется 4 день масленицы

Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

В XVIII и XIX вв. центральное место в празднестве занимала крестьянская масленичная комедия, в которой принимали участие персонажи из ряженых ‑ «Масленица», «Воевода» и др. Сюжетом для них служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и обещанием вернуться на следующий год. Часто в представление включались какие‑то реальные местные события.

Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами.

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица». До сих пор каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. В воскресенье перед Масленицей по традиции наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».

Понедельник -«встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями.

Вторник — «заигрыш». В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки ? женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).

Среда ‑ «лакомка». На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.

Четверг ‑ «разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» ‑ то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг ‑ оборона или взятие снежного городка.

Пятница ‑ «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины».

Суббота ‑ «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.

Воскресенье ‑ это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста ‑ Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Неделя делится на два периода. Узкая Масленица — понедельник, вторник и среда, и широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься делами по хозяйству, а с четверга все работы прекращались. Каждый день праздничного цикла имеет свое название и предназначение.

Понедельник — встреча. В этот день заканчивали постройку снежных гор, качелей, балаганов, из подручных материалов сооружалось чучело Зимы, которое насаживали на кол и возили по улицам. По традиции свекор со свекровью отправляли невестку к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости и обсуждали время и место гуляний, определялся состав гостей. В первый день уже начинали печь блины, первый испеченный блин в понедельник отдавался малоимущим и на помин усопших.

Вторник — заигрыши. Многие масленичные обряды связаны со сватовством. Во вторник проводили смотрины. Если все складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку, игралась свадьба.

Среда — лакомка. Третий день Масленицы отличался богатыми столами с угощением для гостей. По традиции в этот день зять приходил к теще на блины, которые она пекла. У каждой хозяйки на Руси был особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Блины пекли из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.
Четверг — разгул. В первый день широкой Масленицы хозяйственные работы прекращались, и начиналось празднование: катались на санях и санках, устраивали кулачные бои и битвы за снежные города, пели колядки, жгли ритуальные костры и прыгали через огонь. Главным действием в четверг был штурм и дальнейший захват снежного городка.

Пятница — тещины вечерки. Этот день проводили в кругу семьи и близких. С ответным визитом теща приходила в гости к зятю.

Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали к себе золовок и других родственников мужа.

Воскресенье — прощеный день. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные за год обиды. Кульминация Масленицы — сжигание на костре соломенного чучела, олицетворяющего уходящую зиму, под веселые возгласы и песни. Вечером поминали усопших и ходили на кладбище.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *