С праздником благовещения Пресвятой Богородицы

В этот день верующие вспоминают о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о том, что Она родит Сына предвечного Бога и спасёт людей от грехов их. Повсеместно в христианском мире праздник Благовещения стал отмечаться примерно с середины 7 века. Примерно в это же время была и установлена дата праздника — 7 апреля (25 марта по старому стилю). Рассчитана она была от Рождества Христова, поскольку считалось, что зачала Мария одновременно с благовествованием Ангела. На Русь же праздник Благовещения пришёл вместе с христианством в 10 веке.

О самом событии Благовещения повествуется в Евангелии от Луки: «В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова, имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки веков, и Царству Его не будет конца.»

В старину в этот праздник на Руси совершался особый «чин хлебопреломления» — за всенощным бдением во время благословения хлебов, пшеницы, вина и елея. В старой Москве, в Новгороде святители или патриархи раздавали благословлённые в благовещенскую ночь «благодарные» хлебы и вино всем предстоящим в храме. Патриарх Московский, например, разломив хлеб, подносил часть, а иногда и целый хлеб государю, который обязательно присутствовал на храмовом богослужении в домовом соборе в честь Благовещения Богоматери. Представителям же церковных и светских властей он давал по целому хлебу «укругами», то есть толстыми ломтями, и по целой стопе вина. Эти же «укруги» с вином получал и народ.

Русские паломники, прибывавшие в Назарет, спешили поклониться святыням, связанным с Благовещением. Но, делая первые шаги по городу, они убеждались в том, что здесь есть два места паломничества — православное и католическое. И если, например, в Иерусалиме и в Вифлееме православные и католики владели святынями, находящимися под сводами одного храма, то в Назарете места поклонения были расположены на значительном расстоянии друг от друга.

Об одном из этих мест — там, где находился дом Пресвятой Девы — говорится в житийном сборнике 11 века. По словам древнего автора, святая Елена, мать равноапостольного императора Константина, отправилась в Назарет и, «отыскав дом, в котором воспетая Богородица услышала от Архангела Гавриила: «Радуйся», построила здесь удивительный храм Всесвятой Богородицы». К этому же времени относится и возведение другого храма — на месте колодца, откуда Пресвятая Дева, как и другие назаретские женщины, черпала воду. По свидетельству блаженного Иеронима, пребывавшего в Палестине с 380 года до своей кончины в 420 году, в то время в Назарете было два храма, посвященных Благовещению: один на месте, где произошло Благовещение Деве Марии Архангелом Гавриилом, и другой — где жило Святое семейство.

Западный паломник Аркульф в своем рассказе «О святых местах», записанном около 670 года, также свидетельствует о существовании в Назарете двух храмов. Здесь, повествует Аркульф, «находятся выстроенные две весьма большие церкви: одна в средине города, построенная на двух арках, где некогда был построен тот дом, в котором воспитался Господь наш Спаситель. Эта церковь стоит на двух возвышениях и лежащих между ними арках и внизу, между этими возвышениями, имеет находящийся весьма чистый источник, который посещается всеми жителями, черпающими оттуда воду, и из того же родника при посредстве колес поднимается в сосудах вверх вода в церковь, построенную над ним. Другая же церковь выстроена на том месте, где был сооружен тот дом, в который Архангел Гавриил вошел к блаженной Марии и обратился к ней, обретя ее там в это время одну».

Беда Достопочтенный в своём сочинении о святых местах, написанном примерно в 720 году, дословно повторяет Аркульфа. О двух церквях в Назарете пишет в 8 веке и западный святой Виллибальд, который добавляет при этом, что со стороны сарацин были покушения разрушить церковь над источником. Впоследствии мусульмане все же разрушили этот храм, поскольку англосаксонский паломник Зевульф, посетивший Святую Землю в 1102 или 1103 году, не упоминает о православном храме над колодцем в Назарете, и это даёт основание предположить, что церковь лежала тогда в развалинах. «Город Назарет совершенно разорен и опустошен сарацинами», — пишет Зевульф. — «Рядом с городом бьёт чистейший ключ, со всех сторон окруженный до сих пор, как и прежде, мраморными колоннами и плитами; оттуда мальчик Иисус с другими мальчиками имел обыкновение черпать воду для Своей Матери».

Ко времени посещения Назарета «игуменом земли Русской» Даниилом в начале 12 века церковь над колодезем уже была восстановлена, что видно из его записей. Выйдя на юго-восточную окраину города, Даниил и его спутники «встретили чудесный колодец, глубокий, с очень холодной водой, сошли по ступеням глубоко вниз к воде. Над этим колодцем создана круглая церковь во имя Архангела Гавриила».

Во времена игумена Даниила в Назарете сохранялось древнее предание о двух местах Благовещения, причем к месту водного источника приурочивалось «первое Благовещение» Пресвятой Богородицы, — предание, с раннего времени запечатленное и в церковной иконописи. Вот что говорит об этом игумен Даниил: «Расстояние от города Назарета до колодца чуть больше полета стрелы. У этого колодца было первое Благовещение Богородице от Архангела. Пришла она по воду, и как только почерпнула своим водоносом, Архангел невидимо возгласил: «Радуйся, обрадованная. Господь с Тобою!» Мария оглянулась, никого не видит, но только слышит голос. Взяв свой водонос, она идет и думает: «Что значит этот голос, который слышала, но никого не видела?» Пришла она в Назарет, вошла в свой дом, села за прялку и стала ссучивать кокнит (кошенилевую красную пряжу). Тогда явился Архангел Гавриил явно, стоя на вышеуказанном месте, сообщил Ей о рождении Христа».

У греческого паломника конца 12 века пресвитера Фоки также говорится о храме у колодезя. При входе в Назарет, пишет Фока, «находится храм Архангела Гавриила; и у левой стороны алтаря, находящегося в храме, усматривается небольшая пещера, в которой бьет ключом источник, в котором всенепорочная Богоматерь, намереваясь по обычаю почерпнуть воду, получила первое приветствие от Гавриила, и, спустившись, в трепете возвратилась в дом Иосифа, в котором услышала от Архангела: «Радуйся, Благодатная», и ответила ему: «Се, раба Господня, буди ми по глаголу твоему».

Примечательно, что оба православных паломника — русский игумен Даниил и греческий пресвитер Фока, посетившие Назарет в 12 столетии, различают два момента Благовещения — у колодца и в доме Иосифа. Комментируя это обстоятельство, профессор Киевской Духовной Академии Дмитриевский писал в начале 20 века: «И игумен Даниил, и священник греческий Иоанн Фока легко примиряют оба мнения, приурочивая первое благовестие к колодцу, а второе — к дому праведного Иосифа Обручника, над которым некогда стояла греческая церковь святой царицы Елены, разрушенная потом сарацинами и возобновленная францисканцами».

Вслед за игуменом Даниилом предание о благовестии Пресвятой Деве у колодезя сохраняли и русские паломники более позднего времени. Так, киевский пешеходец Василий Барский в 1729 году сообщал о том, что «егда приидох в Назарет, обретох тамо церковь и священника, и христиан православных, и поклонихся месту Благовещения Пресвятыя Богородицы, и замедлих дни доволни». Поклонившись месту Благовещения в православной церкви у колодезя, Барский подробно описал увиденное.

Более поздние русские авторы также указывают на греческий храм как на место первого благовестия Деве Марии. По словам настоятеля единоверческого монастыря, архимандрита Павла, посетившего Святую Землю в 1881 году, «в Назарете православная церковь стоит над источником, при котором, когда пришла сюда Пресвятая Богородица почерпать воду, по преданию, в первый раз возгласил Ей невидимо Архангел: «Радуйся, Благодатная». О том пишется и в древлепечатном «Маргарите», в слове на Рождество Пресвятой Богородицы».

Касается этого вопроса и епископ Волоколамский Арсений, ректор Московской Духовной Академии, побывавший в Назарете в 1900 году. Размышляя на эту тему у назаретского колодезя, он выразил такое мнение: «У греков есть предание о двух актах Благовещения: первое совершилось у источника, когда Богоматерь пришла к нему почерпнуть воды, именно на том месте, где стоим теперь мы; второе же Благовещение произошло по приходе Ее домой, когда Она стала на молитву. Если это предание и сомнительно, то, во всяком случае, достоверно, что Богоматерь непременно бывала у этого источника, так как он единственный в городе».

Но то обстоятельство, что предание говорит о двух моментах Благовещения, не снижает достоверности этого события. Именно это и дало возможность профессору Дмитриевскому сделать следующий вывод: «Вопрос о том, которое из двух традиционных мест Благовещения должно считать подлинным, католическое или греческое, решается, по нашему мнению, без особых затруднений — в пользу приемлемости обоих преданий — у колодца и в доме праведного Иосифа Обручника, преданий, с очень раннего времени перешедших и в церковную иконопись». А русский ученый-паломник Елисеев, посетивший Святую Землю в 1884 году, писал: «Оставим в стороне все эти пререкания, мало интересующие паломника, который верует не в место, а во Христа и поклоняется Распятому на всяком месте, независимо от того, как думают о том те или другие монахи».

День Благовещения является днём воплощения Спасителя. В этот день Церковь вспоминает это непостижимое человеческим умом таинство и прославляет Пречистую Деву Марию, послужившую спасению рода человеческого.

У православных верующих Благовещение входит в список 12 важнейших праздников после Пасхи, который ежегодно отмечают в один и тот же день. В православной церкви, ведущей летоисчисление по юлианскому календарю он выпадает на 7 апреля.

В канонической книге сказано, что архангел Гавриил явился Деве Марии и возвестил: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Тем самым он сообщил ей, что она обрела величайшую божью благодать – стать Материю Сына Божия. В христианстве принято считать, что соответствующее известие явилось первой благой вестью, которую человечество получило с момента грехопадения Адама и Евы.

В народе Благовещение обычно отмечают тихо — сначала в церкви на праздничном богослужении, затем дома, в узком семейном кругу.

Одной из главных традиций этого дня можно назвать выпуск голубей. Эта птица считается добрым вестником и символом праздника. Верующие считают, что голубь непременно отнесет на небеса молитву о том, кто его отпустил.

Приметы погоды

Погодные приметы существуют едва ли не на каждый день в году. И они, скорее всего, все еще будут точнее прогноза от наших синоптиков.

Какая погода будет на Благовещение, такую ждите и на Пасху. Но если 7 апреля на улице стоит необычная для середины весны жара, то на Пасху будет прохладно.

Снежное Благовещение — к неурожайному году.

Если в этот день гроза — летом хорошо уродятся орехи, если небольшой дождь — грибы, рожь и пшеница.

Дождливый день — к полноводным рекам и хорошим уловам рыбы весь год.

Ветер и туман сулят урожайное лето.

Если праздничный день выдался умеренно теплым, то на полях весь год будет хороший урожай.

Возвращаются перелетные птицы — приносят с собой лето.

Журавли в этот день летают высоко — к плохой погоде.

Ласточки в небе — к теплой весне.

Что можно и что нельзя делать в Благовещение

Праздничный день — повод для радости и веселья. За долгие годы наши предки выработали свод правил, посвященных тому, как можно вести себя в Благовещение, а чего лучше в этот день не делать.

В семье в этот день должны царить мир и гармония. Нельзя ругаться и ссориться, стоит провести время в общении друг с другом.

Как и во время любого большого праздника нельзя убираться, работать в доме или огороде. Стоит отказаться даже от стирки и мытья посуды.

В Благовещение девушкам нельзя заплетать косы, шить или вязать — эти действия также относятся к труду.

Благовест — время нести благие вести. В этот день особенно приветствуются занятия благотворительностью и пожертвования в помощь нуждающимся.

Навещать 7 апреля можно родственников и близких друзей. К малознакомым людям в гости лучше в этот день не ходить и у себя дома их не принимать.

Нельзя брать и давать в долг — иначе весь год деньги водиться не будут.

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою»

Слова этой прекрасной молитвы взяты из празднования Благовещения.

Более 2000 лет назад во время Благовещения Дух Святой невидимо сошёл на Деву Марию и она зачала Богочеловека Иисуса Христа.

Благовещение — это свидетельство вести о том, что на погрязшей в грехах земле наконец-то нашлась Святая Дева, Которая по Своей высочайшей чистоте и смирению, стала способной, своей обычной человеческой плотью, непостижимо зачать от Духа Святого и родить самого Предвечного Бога Сына.

Невзирая на противление заражённой первородным грехом человеческой природы, Божия Матерь доверилась Богу полностью.

Свт. Димитрий Ростовский об избрании Марии пишет:

«Можно задать себе вопрос, почему Слово Божие медлило сойти на землю и воплотиться, чтобы спасти падшее человечество. Но до половины шестого тысячелетия после греха Адама не находилось на земле Девы чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по Своей чистоте, духовной и телесной, достойная стать церковью и храмом Духа Святого».

Бог соединился с человеком при Благовещении, когда произошло в утробе Пречистой Девы Марии зачатие Бога Слова, произошло Его воплощение.

Св.Николай Кавасила говорит: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих Трех Лиц Святой Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле». Через Благовещение Пресвятой Богородицы, через воплощение Божественного Сына и началось служение Бога всему роду человеческому.

Благовещение стало началом избавления от проклятия, соединения людей с Богом и возвращения райского блаженства. В этом радостном, трепетном ощущении единения с Богом, собственно говоря, и заключается основное и спасительное значение Благовещения.

В Благовещении состоялось примирение Бога с людьми, осуществилось соединение Бога с людьми, обожение воспринятой Им природы, обновление образа человека, перемена человеческого состояния. Отныне люди стали быть сынами Божиими

Ещё прежде Благовещения от Архангела Гавриила, Дева Мария имела непрекращающуюся радость от Утешителя Духа Святого, и ещё тогда Она стала для всех «Радостью радостей».

И Её всесовершенная радость оказалась сильнее даже той невыносимой душераздирающей боли, которая беспощадно терзала Её, когда Она на Голгофе стояла у Креста возле умирающего невинного Своего Единородного Сына.

Она знала, что Её Божественный Сын имеет ещё большее смирение, и верила в Его пророчество о Его славном воскресении и спасении Им всех уверовавших в Него.

В каком бы звании, и в каком бы состоянии мы ни находились, нам ничего не может быть приличнее смирения.

Великий пост, во время которого почти всегда и празднуется Благовещение, напоминает нам, что скорби и страдания в этом мире всегда сопутствуют и радостям и счастью. Все мы должны не только прославлять Пресвятую Богородицу, заботливо усыновившую нас, но и стремиться подражать ей.

Даже прежде зачатия Сына Божия в утробе Своей Дева Мария всегда носила Бога в Своей душе и рождала Его Своими добродетелями.

Подобным же образом, православный христианин, обращаясь к Слову Божьему, (Священному Писанию), должен бесстрастно зарождать Слово Божие в сердце своём и в своём уме, причащаясь Божественных Тела и Крови Христовых, и порождать Христа, т. е. являть Бога миру своими благими делами и поведением: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»(Мф.5:16).

Через Благовещение, через Боговоплощение, через пришествие в мир Христа мы стали Ему кровными родственниками. Апостол Павел пишет: «И как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола…» (Евр.2, 14)

Чтобы нас обожить Бог становится человеком. Он Невместимый — вмещается. Происходит переоценка всех человеческих ценностей. Отметаются отступления, пороки и падения. Человеку открывается дорога в небо, общение с небожителями, со святыми Ангелами (Евр.1,114)

Для человека стало возможным все то, что благоволил Бог предуготовить и даровать нам для нашей пользы и для нашего спасения.

Бог стал плотью и кровью человеческой, чтобы нас спасти и обожить, и чтобы мы это не забывали и ощущали. Он оставил нам величайшее таинство, таинство Евхаристии, в котором мы соединяемое с Плотью и Кровью Христовыми так же, как и Он соединился с нашей человеческой плотью и кровью. Вот в чем суть, смысл Благовещения — в восприятии Христом человеческой природы. Он кровью соединился с нами, и как говорит апостол Павел стал одним из нас, нашим братом.

В тропаре праздника Благовещения звучат слова — «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление». Таким образом — это есть начало нашего спасения. И на Руси в память о том, что в этот день было положено начало освобождению рода человеческого от коварства дьявола, когда люди получили реальную возможность противостоять темной силе, существовал очень хороший духовно-нравственный обычай: покупать птиц у их ловцов, и выпускать их из клетки на волю.

Так же, как Господь отпустил нас на свободу.

Апостол Павел говорит: «К свободе призваны вы, братья» и он же продолжает: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти». (Гал 5,13). И праздник Благовещения Пресвятой Богородице — это и есть напоминание о свободе, которую даровал нам Господь, а также повод задуматься о том, как нам этой свободой надо распорядиться.

А. Соколовский

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *