С праздником иконы

В общем списке мы размещаем описание как упомянутых в месяцеслове, так и местночтимых икон Богородицы.

Даты празднования :

ЯНВАРЬ

2 января (20 декабря по старому стилю)
Леньковская (Новгород-Северская,
«Спасительница утопающих»)
Новодворская
8 января (26 декабря по старому стилю)
Барловская «Блаженное Чрево»
Виленская (Остробрамская)
«Милостивая» (Киккская)
«Трёх радостей»
24 января (11 января по старому стилю)
Елецкая
25 января (12 января по старому стилю)
«Акафистная»
«Млекопитательница»

ФЕВРАЛЬ
3 февраля (21 января по старому стилю)
Ватопедская («Отрада» или «Утешение»)
«Ктиторская»
7 февраля (25 января по старому стилю)
«Утоли моя печали»
10 февраля (28 января по старому стилю)
Суморинская-Тотемская
18 февраля (5 февраля по старому стилю)
«Взыскание погибших»
Дивногорская (Сицилийская)
Елецкая-Черниговская
23 февраля (10 февраля по старому стилю)
«Огневидная»
25 февраля (12 февраля по старому стилю)
Иверская
28 февраля (15 февраля по старому стилю)
Виленская
Далматская

МАРТ
5 (6) марта (21 февраля по старому стилю)
Козельщанская
13 марта (29 (28) февраля по старому стилю)
Девпетерувская
15 марта (2 марта по старому стилю)
«Державная»
16 марта (3 марта по старому стилю)
Волоколамская
18 марта (5 марта по старому стилю)
«Воспитание»
19 марта (6 марта по старому стилю)
«Благодатное Небо»
Шестоковская
Ченстоховская
20 марта (7 марта по старому стилю)
«Споручница грешных»
21 марта (8 марта по старому стилю)
«Знамение» Курская-Коренная
22 марта (9 марта по старому стилю)
Албазинская «Слово плоть бысть» («Знамение»)
25 марта (13 марта по старому стилю)
Лиддская (на столпе в Лидде)
27 марта (14 марта по старому стилю)
Феодоровская

АПРЕЛЬ

1 апреля (19 марта по старому стилю)
«Умиление» Смоленская
6 апреля (24 марта по старому стилю)
«Тучная Гора»
7 апреля (25 марта по старому стилю)
«Благовещение Пресвятой Богородицы»
16 апреля (3 апреля по старому стилю)
«Неувядаемый Цвет»
25 апреля (12 апреля по старому стилю)
Белыничская
Муромская
27 апреля (14 апреля по старому стилю)
Виленская
29 апреля (16 апреля по старому стилю)
Ильинская (Черниговская)
Тамбовская

МАЙ

1 мая (18 апреля по старому стилю)
Максимовская
3 мая (20 апреля по старому стилю)
Кипрская
7 мая (24 апреля по старому стилю)
Молченская
8 мая (25 апреля по старому стилю)
Цареградская
14 мая (1 мая по старому стилю)
Андрониковская
«Нечаянная Радость»
Царевококшайская («Мироносицкая»)
15 мая (2 мая по старому стилю)
Путивльская
16 мая (3 мая по старому стилю)
Свенская (Печерская )
Печерская (с предстоящими Антонием и
Феодосием)
«Успение» Киево-Печерская
17 мая (4 мая по старому стилю)
Старорусская
18 мая (5 мая по старому стилю)
«Неупиваемая Чаша»
20 мая (7 мая по старому стилю)
Жировицкая
Любечская
23 мая (10 мая по старому стилю)
Киево-Братская
27 мая (14 мая по старому стилю)
Ярославская (Печерская)

ИЮНЬ

3 июня (21 мая по старому стилю)
Владимирская
Владимирская (Заоникиевская)
Владимирская (Красногорская или Черногорская)
Владимирская (Оранская)
Владимирская («Умиление» Псково-Печерская)
10 июня (28 мая по старому стилю)
Галичская (Чухломская)
Никейская («Бысть чрево Твое Святая Трапеза»)
11 июня (29 мая по старому стилю)
«Споручница грешных»
15 июня (2 июня по старому стилю)
Киево-Братская
18 июня (5 июня по старому стилю)
Игоревская
19 июня (6 июня по старому стилю)
Пименовская
21 июня (8 июня по старому стилю)
Урюпинская
Ярославская
24 июня (11 июня по старому стилю)
«Достойно есть» («Милующая»)

ИЮЛЬ
1 июля (18 июня по старому стилю)
Боголюбская
Боголюбская (Зимаровская)
Боголюбская (Московская)
«У источника» Пюхтицкая
3 июля (20 июня по старому стилю)
Моденская (Косинская)
6 июля (23 июня по старому стилю)
Владимирская
Владимирская (Заоникиевская)
Владимирская («Умиление» Псково-Печерская)
«Вратарница» («Неугасимая Свеча»)
9 июля (26 июня по старому стилю)
Лиддская (Римская)
Нямецкая
«Одигитрия» Седмиезерная
Тихвинская
11 июля (28 июня по старому стилю)
«Троеручица»
12 июля (29 июня по старому стилю)
Касперовская
13 июля (30 июня по старому стилю)
Балыкинская
Горбаневская
15 июля (2 июля по старому стилю)
Ахтырская
Пожайская
Феодотьевская
17 июля (4 июля по старому стилю)
Галатская
18 июля (5 июля по старому стилю)
«Экономисса»
19 июля (6 июля по старому стилю)
Казанская (Богородско-Уфимская)
20 июля (7 июля по старому стилю)
Влахернская
21 июля (8 июля по старому стилю)
«Благовещение» (Устюжская)
Казанская
Казанская (Высочиновская)
Казанская (Вышенская)
Казанская (Вязниковская)
Казанская (Каплуновская)
Казанская (Нижнеломовская)
Казанская (Пензенская)
Казанская (Песчанская)
Казанская (Тамбовская)
Казанская (Тобольская)
Казанская (Чимеевская)
Казанская (Ярославская)
22 июля (9 июля по старому стилю)
Кипрская (Стромынская)
Колочская
23 июля (10 июля по старому стилю)
Коневская («Голубицкая»)
24 июля (11 июля по старому стилю)
Борколабовская
Оковецкая (Ржевская)
25 июля (12 июля по старому стилю)
«Троеручица»
29 июля (16 июля по старому стилю)
Чирская (Псковская)
30 июля (17 июля по старому стилю)
Святогорская

АВГУСТ
2 августа (20 июля по старому стилю)
Абалацкая («Знамение»)
Галичская (Чухломская)
5 августа (23 июля по старому стилю)
«Всех скорбящих Радость» (с грошиками)
Почаевская
10 августа (28 июля по старому стилю)
Гребневская
«Одигитрия» Воронинская
«Одигитрия» Выдропусская
«Одигитрия» Игрицкая
«Одигитрия» Костромская
«Одигитрия» Седмиезерная
«Одигитрия» Сергиевская (в Лавре)
«Одигитрия» Смоленская
«Одигитрия» Супрасльская
«Одигитрия» Устюженская
«Одигитрия» Христофоровская
«Одигитрия» Шуйская
«Одигитрия» Югская
«Умиление» Серафимо-Дивеевская
21 августа (8 августа по старому стилю)
Толгская
26 августа (13 августа по старому стилю)
Минская
«Семистрельная»
«Страстная»
27 августа (14 августа по старому стилю)
«Беседная»
Нарвская
28 августа (15 августа по старому стилю)
«Успение Пресвятой Богородицы»
«Успение» Киево-Печерская
«Успение» Овиновская
«Успение» Псково-Печерская
«Успение» Пюхтицкая
«Успение» «Семигородная»
Ацкурская
Бахчисарайская
Владимирская (Ростовская)
Влахернская (Грузинская)
Гаенатская
Галичская (Чухломская)
Моздокская
«София ­– Премудрость Божия» (Новгородская)
Сурдегская
Тупичевская
Цилканская

29 августа (16 августа по старому стилю)
Феодоровская
30 августа (17 августа по старому стилю)
Свенская (Печерская)
31 августа (18 августа по старому стилю)
«Всецарица»

СЕНТЯБРЬ

1 сентября (19 августа по старому стилю)
Донская
4 сентября (22 августа по старому стилю)
Грузинская
6 сентября (24 августа по старому стилю)
Петровская
8 сентября (26 августа по старому стилю)
Владимирская
Владимирская («Умиление» Псково-Печерская)
14 сентября (1 сентября по старому стилю)
Александрийская
«Всеблаженная»
Миасинская
Черниговская Гефсиманская
15 сентября (2 сентября по старому стилю)
Калужская
16 сентября (3 сентября по старому стилю)
Писидийская
17 сентября (4 сентября по старому стилю)
«Неопалимая Купина»
19 сентября (6 сентября по старому стилю)
Арапетская (Аравийская)
Киево-Братская
21 сентября (8 сентября по старому стилю)
«Рождество Пресвятой Богородицы»
«Рождество Пресвятой Богородицы» Глинская
«Рождество Пресвятой Богородицы» Исааковская
«Рождество Пресвятой Богородицы» Лукиановская
«Рождество Пресвятой Богородицы» Сямская
Домницкая
«Знамение» Курская-Коренная
Леснинская
Почаевская
«София – Премудрость Божия» (Киевская)
Холмская
24 сентября (11 сентября по старому стилю)
Каплуновская (Казанская)
27 сентября (14 сентября по старому стилю)
Леснинская
28 сентября (15 сентября по старому стилю)
Новоникитская
29 сентября (16 сентября по старому стилю)
«Призри на смирение»
30 сентября (17 сентября по старому стилю)
Макарьевская
Цареградская

ОКТЯБРЬ

1 октября (18 сентября по старому стилю)
Молченская
Старорусская
«Целительница»
6 октября (23 сентября по старому стилю)
Словенская
7 октября (24 сентября по старому стилю)
Мирожская
14 октября (1 октября по старому стилю)
Барская
Браиловская
Гербовецкая
Касперовская
Люблинская
Псково-Покровская
20 октября (7 октября по старому стилю)
Псково-Печерская «Умиление» (Владимирская)
22 октября (9 октября по старому стилю)
Корсунская
25 октября (12 октября по старому стилю)
Иерусалимская
Калужская
«Одигитрия» Ярославская
Рудненская
Филермская
26 октября (13 октября по старому стилю)
Иверская
«Одигитрия» Седмиезерная
27 октября (14 октября по старому стилю)
Яхромская
28 октября (15 октября по старому стилю)
«Спорительница хлебов»
30 октября (17 октября по старому стилю)
«Избавительница»
«Прежде Рождества и по Рождестве Дева»

НОЯБРЬ

4 ноября (22 октября по старому стилю)
Андрониковская
Казанская
6 ноября (24 октября по старому стилю)
«Всех скорбящих Радость»
12 ноября (30 октября по старому стилю)
Озерянская
15 ноября (2 ноября по старому стилю)
«Одигитрия» Шуйская
20 ноября (7 ноября по старому стилю)
«Взыграние» Угрешская
22 ноября (9 ноября по старому стилю)
«Скоропослушница»
25 ноября (12 ноября по старому стилю)
«Милостивая» (Киккская)
28 ноября (15 ноября по старому стилю)
Купятицкая

ДЕКАБРЬ

2 декабря (19 ноября по старому стилю)
«В скорбех и печалех Утешение»
4 декабря (21 ноября по старому стилю)
«Введение во храм Пресвятой Богородицы»
10 декабря (27 ноября по старому стилю)
«Знамение»
«Знамение» Абалацкая
«Знамение» Верхнетагильская
«Знамение» «Корчемная»
«Знамение» Курская-Коренная
«Знамение» Серафимо-Понетаевская
«Знамение» Царскосельская

20 декабря (7 декабря по старому стилю)
Владимирская (Селигерская)
22 декабря (9 декабря по старому стилю)
«Нечаянная Радость»

ПЕРЕХОДЯЩИЕ

1-я Неделя (воскресенье) Великого поста
Кипрская (Стромынская)

Вторник Светлой седмицы
Иверская
«Одигитрия» Шуйская

Среда Светлой седмицы
Касперовская

Пятница Светлой седмицы
«Живоносный Источник»

Преполовение Пятидесятницы
Дубенская (Красногорская)
Моздокская

7-я Неделя (воскресенье) по Пасхе
«Умиление» Псково-Печерская (Владимирская)
Челнская

День Святого Духа
Кипрская
Тупичевская

Четверг по Пятидесятнице
«Споручница грешных» (Корецкая)

9-я пятница по Пасхе
«Знамение» Курская-Коренная
Табынская (Казанская)

Неделя Всех святых
«Нерушимая Стена»
«Умягчение злых сердец»

Воскресенье после 1 июля (18 июня по старому стилю)
Казанская (Коробейниковская)

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы — Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы — О чудесных явлениях Богоматери.

Иконы Богородицы — Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице — Основные молитвы.

Жития Святых — Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину — Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи — Сборник небольших притч (историй)

Литература — Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм — Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные «духовные» практики.

Суеверия — Описание некоторых суеверий.

http://pravkurs.ru/ — Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Русская Православная Церковь

Предательством и обманом 2/15 марта 1917 г. от последнего Русского Царя был получен Манифест «Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти». Но милость Божия не оставила Россию. В день отречения от престола страстотерпца царя Николая II была обретена Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Державная».

О явлении этого образа проф. И.М. Андреев писал: «Зная исключительную силу веры и молитвы Государя Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери, /…/ мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего духовного падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны. Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния, русский народ будет прощен и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет России несомненно возвращена. Иначе, зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?»

Икона была чудесным образом явлена крестьянке Евдокии Андриановой, которая жила в подмосковной слободе Перерва. В феврале 1917 года во сне она услышала: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». Через некоторое время также во сне она увидела белый храм, и в нем величественную Женщину, в которой Евдокия узнала Божию Матерь.

2 марта она пришла в Коломенское, и, увидев Вознесенский храм, узнала в нем тот самый, в котором ей во сне явилась Богородица. Евдокия сообщила настоятелю храма, священнику Николаю Лихачеву, и тот пригласил ее в храм, где она осмотрела все находившиеся там иконы. Но среди них не было явленного ей во сне образа. Поиски иконы продолжили на колокольне, на лестницах, даже в чуланах. Когда ищущие уже отчаялись найти этот образ, в церковном подвале среди старых досок обнаружили старую, почерневшую от времени, узкую икону. Когда ее промыли, то увидели изображение Божией Матери, восседающей на царском престоле в царском облачении, со скипетром и державой в руках. У Нее на коленях сидел благословляющий Богомладенец Иисус Христос. В этой иконе Евдокия узнала явившийся ей во сне образ, который до сих пор не был известен.

Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы помолится за страждущую Державу Российскую. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с «Державной»; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон.

Спустя некоторое время Державная икона явила чудо обновления.

После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее «Державной» иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший «Державную» и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

В начале 1920-х годов подлинник Державной иконы отправили в Исторический музей, но перед этим было создано несколько списков с нее, один из которых находится в Московском храме св. пророка Илии в Обыденском переулке, который не закрывался даже в годы жесточайших богоборческих гонений.

По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского. После революции она хранилась в запасниках Исторического музея, и только в 1990-е годы была вновь принесена в Коломенское, где и пребывает в Казанском храме.

Праздничные иконы

Иконы с изображением важнейших событий Православной Церкви, Святых праздников.
Главных праздников церковного года двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми; посвящены они Спасителю и Пресвятой Богородице.

В ряду всех отдельно выделяют Иконы с изображением важнейших событий Православной Церкви, Святых праздников.

Церковные праздники.Каждый день в году посвящен памяти тех или иных святых, а также особым священным событиям. Все вместе они составляют годовой круг праздников. Церковный год (и круг праздников) по Уставу Церкви начинается не в январе, а осенью — 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Церковные праздники — это праздничные дни, которые установлены в честь и память Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых.

Какие бывают праздники:
По своему содержанию все праздники в году делятся на: Господские (установлены в честь и память Господа нашего Иисуса Христа и для прославления Святой Троицы),
Богородичные;
Праздники святых;
По времени празднования они бывают:
неподвижные (не переходящие) — каждый год приходятся на одно и то же число;
подвижные (переходящие) — зависят от времени празднования Пасхи (не раньше 4 апреля и не позже 8 мая) и поэтому каждый год выпадают на разные дни, но празднуются в одни и те же дни недели, потому что Пасха всегда празднуется в воскресенье.
По торжественности церковной службы праздники делятся на:
двунадесятые;
великие;
средние;
малые.
Главных праздников церковного года двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми; посвящены они Спасителю и Пресвятой Богородице.
Это:
1. Рождество Пресвятой Богородицы.
2. Введение Пресвятой Богородицы во храм.
3. Благовещение Пресвятой Богородицы.
4. Рождество Христово.
5. Крещение Господне (или Богоявление).
6. Сретение Господне.
7. Преображение Господне.
8. Вход Господень в Иерусалим.
9. Вознесение Господне.
10. Сошествие Святого Духа на апостолов (праздник Святой Троицы).
11. Успение Пресвятой Богородицы.
12. Воздвижение Креста Господня.

Пасха не входит в число двунадесятых праздников, а выделяется особо, ибо это «праздников праздник, торжество из торжеств».
Великие праздники бывают как общие для всей Русской Православной Церкви, так и местные (для отдельных областей и даже городов). К всеобщим, великим праздникам относятся:
— день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября (день постный);
— Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя) — 7 июля;
— Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября;
— преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова — 9 октября;
— праздник в честь Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября;
— дни памяти святого Николая Чудотворца — 19 декабря и 22 мая;
— праздник в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля.
(Все даты приведены по новому стилю.)

Средние и малые праздники связаны с именами святых. Церковь чтит святых ежедневно — на каждый день года приходится память того или иного святого. Но христианских святых так много, что нет возможности торжественно отмечать память всех. Поэтому в первое воскресенье после Троицы празднуется память всех святых.
Многие праздники святых являются местно-чтимыми — их торжественно отмечают только в некоторых городах или областях. К числу таких праздников относятся дни прославления преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (празднуются на Соловках), преподобных Сергия и Германа Валаамских (на Валааме), преподобного Зосимы Владимирского (во Владимире) и др. Хотя эти святые почитаются всей Церковью и им везде служатся службы, однако в одних местах дни их прославления чтутся наравне с великими праздниками и потому совершается церковное торжество, тогда как в других эти праздники проходят не так пышно.

Как отмечают церковные праздники.
Церковные праздники — Божии дни, и должны быть посвящены не только отдыху от трудов, но прежде всего молитве и богоугодным занятиям Православные христиане начинают праздничный день с посещения храма, принимают участие в церковном торжестве, а уже затем собираются за праздничным столом.
Существуют традиции подготовки к тем или иным праздникам, например:
• перед Рождеством украшают елку;
• на Благовещение пекут жаворонков;
• к Пасхе красят яйца, пекут куличи, готовят пасхи;
• перед Троицей украшают дом березовыми веточками;
• к Преображению готовят корзины с фруктами, чтобы их освятить, и т.д.

Перечень и типы праздников

Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября):

  • Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
  • Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  • Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  • Крещение Господне — 6 (19) января
  • Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  • Вход Господень в Иерусалим — ближайшее воскресенье перед Пасхой, 6-ое воскресенье Великого поста, в церковном календаре также называется Неделей ваий или цветоносной или Вербным воскресеньем. Переходящий;
  • Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, четверг 6-й седмицы после Пасхи. Переходящий;
  • День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, 8-ое воскресенье после Пасхи. Переходящий;
  • Преображение Господне — 6 (19) августа;
  • Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от тематики, все двунадесятые праздники являются либо Господскими, либо Богородичными — Господские по статусу выше Богородичных. В богослужении это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники службы соединяются, при этом приоритет имеет воскресная служба. Кроме того, на Литургии все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны и входные стихи, а на вечерне в сам день праздника — торжественный вход с кадилом ради Великих прокимнов.

Структура праздников

Кроме самого дня праздника, почти все двунадесятые праздники имеют дополнительные особые дни:

  • предпразднство — это дни, подготавливающие верующих к празднику;
  • попразднство — продолжение праздника;
  • отдание — заключительный день попразднства — на богослужении повторяется большинство песнопений праздничной службы.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:

  • Рождества Христова — 5 предпразднственных дней, в связи с тем, что Рождество — самый большой из двунадесятых праздников;
  • Богоявления — 4 предпразднственных дня, ибо Богоявление — второй после Рождества двунадесятый праздник;
  • Входа Господня в Иерусалим — нет ни предпразднства, ни попразднства в связи с началом Страстной седмицы;
  • Вознесения Господня — нет предпразднства, т.к. сам праздник стоит на следующий день после отдания Пасхи, которая выше всех праздников (праздников Праздник и Торжество из торжеств), поэтому предпразднство Вознесения «не помещается» на своё место;
  • Дня Святой Троицы — нет предпразднства.

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим, или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе бо́льшую часть песнопений и молитв самого праздника.

Богослужение

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

На всенощном бдении двунадесятых праздников служится Великая вечерня, но на Рождество Христово, Богоявление и Благовещение — Великое повечерие, а затем утреня.

На праздничном всенощном бдении всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея. Этот обычай идёт с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.

Богослужение двунадесятых Господских праздников

Двунадесятых Господских праздников всего семь.

  • Непереходящие праздники: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Крещение Господне, Преображение.
  • Переходящие праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница.

Особенности богослужения:

  1. Служба Господского праздника будет одинакова в любой день седмицы (даже если праздник выпадает в Воскресный день, то воскресная служба совсем опускается).
  2. Если Господский праздник попадает на воскресенье или понедельник, то на Великой вечерне поется «Блажен муж», если со вторника по субботу, то «Блажен муж» отменяется.
  3. На литургии поются праздничные антифоны.
  4. На Малом входе добавляется входной стих в речь диакона перед Царскими Вратами, после этого «Приидите поклонимся» не поется, а поется тропарь и кондак праздника.
  5. Вместо Святый Боже, в Рождество Христово, Крещение Господне и Пятидесятницу поётся: «Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся, аллилу́ия.», а на Воздвижение Креста Господня: «Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим.»
  6. Имеют особый праздничный отпуст.
  7. В день двунадесятого праздника вечером вечерня совершается с торжественным входом и великим прокимном. Если праздник случается в субботу, то великий прокимен переносится с вечера дня праздника на вечерню самого праздника вместо рядового прокимна.
  8. В отдание праздника на Литургии читается только один рядовой Апостол и одно Евангелие дня.

Богослужение двунадесятых Богородичных праздников

Двунадесятых Богородичных праздников всего пять: Рождество Богородицы, Введение, Благовещение, Успение и Сретение Господне (Сретение имеет некоторые богослужебные особенности Господских праздников, но в большей степени соответствует Богородичным). Все перечисленные праздники непереходящие (неподвижные).

На эти праздники также положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будни дни и на субботу, то служится служба только празднику, а если на воскресенье, то происходит соединение двух служб — Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, так как Богородица не выше Христа.

Особенности богослужения:

  1. На «Господи, воззвах» поются стихиры праздника.
  2. После прокимна вечерни («Господь воцарися, в лепоту облечеся») читаются паремии праздника.
  3. На Благословении хлебов трижды поется тропарь праздника.
  4. На «Бог Господь» воскресный тропарь поется дважды, на «Слава и ныне» тропарь праздника.
  5. Полиелей, величание празднику с избранным псалмом и тропари воскресные по непорочных.
  6. Антифоны воскресные текущего гласа, но прокимен и Евангелие праздника.
  7. После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше»
  8. Воскресная стихира по Евангелии заменена стихирой праздника.
  9. Каноны поются: воскресный и оба канона празднику (Богородице).
  10. После 3-й песни Канона кондак воскресный, по 6-й Богородицы.
  11. Припевы по 8-й песни не поют, а читают «Честнейшую».
  12. «Свят Господь Бог наш» не отменяется.
  13. После Великого славословия тропарь только воскресный.
  14. На Литургии по входе «Воскресый из мертвых…», а не «молитвами Богородицы».
  15. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и запричастный стих — сначала воскресный, затем праздника.
  16. «Достойно есть» заменяется задостойником.
  17. На славлении после отпуста, или по заамвонной молитве, тропарь, кондак и величание праздника.

Служба Сретения имеет лишь два отличия, приближающих этот Богородичный праздник к Господским:

  1. Праздничный отпуст, начинающийся словами: «Иже во объятиях праведнаго Симеона носитися изволивый нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш:» — но в воскресный день он заменяется словами: «Воскресый из мертвых…»
  2. Во время Литургии на малом входе есть входный стих: «Сказа́ Господь Спасение Своё, пред языки откры́ Правду Свою.»

Примечания

  1. Дни в данной статье указаны так, как принято в бытовом обиходе современной РПЦ, то есть указано число по юлианскому календарю (старому стилю) и затем дата, которой данное число соответствует по григорианскому счислению в XX и XXI веках. При этом надо иметь в виду, что лишь часть поместных православных церквей (или юрисдикций — см. Старостильные церкви), в том числе Русская, продолжает придерживаться юлианского календаря; большинство же иных, включая Константинопольскую, перешли в XX веке на новоюлианский календарь. Для таких церквей первая указанная дата есть день празднования по григорианскому календарю.
  2. Далеко не все Господские и Богородичные праздники являются Двунадесятыми и Великими; некоторые из них являются средними и даже малыми праздниками.
  3. Типикон (Москва, 2002 г., стр. 1019 ҂аѳ҃ι) в среду 6-й седмицы по Пасце (отдание праздника Пасхи) предусматривает пение трёх канонов: Пасхи со ирмосом на 6,слепаго на 4 и предпразднства Вознесения на 4. Однако во многих храмах совершается только пасхальное богослужение.
  4. Двунадесятые праздники / А. А. Лукашевич // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  5. Лития, по Уставу, должна служиться на всех Всенощных бдениях, без исключения. Но в русской приходской практике лития служится очень часто только под двунадесятые и престольные праздники.
  6. На архиерейских службах поётся с припевом второго праздничного антифона случившегося праздника.
  7. если в этот день не случится никаких других праздников

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *