С троица

КАК РАССКАЗАТЬ МАЛЫШАМ О ПРАЗДНИКЕ ТРОИЦЫ. (Из опыта работы ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области).

Опубликовано в еженедельнике «Дитячий садок» №25, 2012 г. издательства «Шкільний світ».

«А на селе с утра идет обедня в храме;

Зеленою травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

(Иван Бунин)

Вот уже несколько лет Троица в Украине празднуется как государственный праздник. С экрана телевизора, со страниц газет и журналов, интернет-сайтов на нас потоком обрушиваются самые разноречивые сообщения и о самой Троице, и о традициях празднования. Как разобраться в этом потоке, который зачастую представляет смешение несовместимого — языческих верований, православных догматов, лже-учений, суеверий и т.д. Оказалось, что никто из сотрудников нашего дошкольного учреждения тоже не смог вразумительно сказать, что представляет собой этот праздник, какова его история, традиция. Именно поэтому мы решили рассказать детям о празднике Троицы, обратившись к первоисточнику – основе традиционной духовности украинского народа – Православию.

Нашим первым открытием стало то, что Троица – это День Рождения Церкви. А история этого праздника такова: в День Пятидесятницы – пятидесятый день после Пасхи, ученики Христа — Апостолы собрались вместе в большой комнате — и вдруг послышался шум похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами Апостолов появились огненные языки чудесного пламени, которые светились, но не жгли. Так сошел на Апостолов Святой Дух, после чего они заговорили на разных языках и наречиях и стали проповедовать учение Христа по всему миру. Это и были первые священники. Поэтому этот день празднуют как День Рождения Православной Церкви.

Известно, что наши земли посетил святой Апостол Андрей Первозванный. Согласно преданию, Апостол Андрей был на берегу Днепра, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, — сказал Апостол Андрей своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей».

Троица – один из самых любимых украинским народом православных праздников. В эти дни украшали дом зелеными ветками и травами. Обратите внимание, как нарядна наша церковь в этот день: на полу рассыпана молодая трава, кругом свежие полевые цветы, веточки молоденьких березок с клейкими блестящими листочками. Снопы зелени стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из веточек и цветов. Даже Священники в Храме одеты в зеленые облачения. Зеленый цвет на Троицу — это знак обновления жизни. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица.

Если с традицией и историей праздника Троицы было разобраться относительно легко, то объяснить сущность Троицы не так просто даже взрослым. Ребенку можно показать трилистник клевера – это и один листок и три листка. Так и в Святой Троице — Одна Сущность и Три Личности.

Сотни лет наши предки рассказывали детям о Троице на пальцах – три пальца сложены вместе – одно целое, но каждый палец в отдельности тоже существует. Можно взять в пример солнце. На небе мы видим диск солнца, ощущаем тепло и свет, но ведь это не три солнца, а одно.

Какое бы объяснение мы не выбрали, конечно, оно не будет совершенным, так как не все постижимо человеческим разумом.

А для дошкольников будет вполне достаточно, если в их памяти на всю жизнь останется душистый и пряный аромат зелени на Троицу, радость праздника, доброе, хорошее, веселое настроение. Оказалось очень уместным напомнить ребятам в эти дни о том, что рядом могут быть близкие нам люди, которые нуждаются в нашей помощи. Используя сюжет сказки о Красной Шапочке, педагоги ненавязчиво учили малышей тому, что необходимо заботится о стариках, больных. Аромат «волшебных цветов» напоминал и героям сказки и зрителям о совести. Ребята принимали активное участие в спектакле – подсказывая, как поступить Волку, который взял без разрешения корзинку Красной Шапочки.

В большинстве семей наших воспитанников не сохранилась традиция празднования Троицы, поэтому родители ребят старшего дошкольного возраста настаивали на том, чтобы их детей обязательно взяли на экскурсию в Храм. Впечатлений у ребят было очень много, в церкви им подарили букеты из ароматных трав и цветов. Когда ребята шли по улице с огромными букетами, прохожие оборачивались и улыбались – столько было праздничного шума, веселья, радостного детского смеха. А еще, оказалось, что дети принесли в Храм необычное ощущение чистоты и радости, что почувствовали взрослые, которые были в этот день в церкви. Одна бабушка так и сказала: «Как будто ангелы зашли». А мы обратили внимание на то, что наши самые балованные шалуны вели себя очень тихо и спокойно во время экскурсии, чем удивили своих педагогов.

Хорошо зарекомендовал себя еще и такой прием, как рисование старшими дошкольниками своих впечатлений после спектакля. Очень интересно было их проанализировать, ведь ребята рисуют именно то, что произвело на них сильное впечатление. Да и потом по рисунку можно рассказать дома маме и папе о чем был спектакль.

Дети рисуют чаще всего героев спектакля, а иногда даже гостей и ведущих. Правда, у самых маленьких говорить о своих впечатлениях, конечно же, еще не совсем получается, хотя высокой оценкой нашей работы можно считать ответ на вопрос «Понравилось ли тебе на празднике?» 3-летнего малыша, когда ребенок сказал «Да. Мне дали конфету и сказали, чтобы я был хороший».

На занятие-утренник «Праздник Троицы» мы пригласили школьников 1-4 классов из соседней школы. Настроение у ребят было уже летнее, веселое. Во время спектакля двое ребят баловались и выкрикивали «не надо прощать Волка». В конце праздника раздавали букеты зелени школьникам и учителям. Ведущая протянула букет ребятам-шалунам и тихонько сказала: «Вы дома, когда будете одни, обязательно понюхайте эти цветы, вспомните наш праздник и, может, поймете, что нельзя так себя вести на спектакле». Мальчишки притихли и «героями» себя уже не чувствовали.

Интересен тот факт, что на одни и те же вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию родители дошкольников и школьников отвечали по-разному. А, именно, в ответах родителей 2-5-летних детей не чувствовалось напряжение или озабоченность, скорее они просто выражали свое отношение к работе педагогов дошкольного учреждения по проблеме духовно-нравственного воспитания. Некоторые делали примечания, «может нам еще рано говорить о духовности, нравственности, ребенок еще такой маленький» или откровенно писали на некоторые вопросы анкеты: «не знаю». А вот в каждом ответе родителей 4-классников чувствовалась боль, озабоченность, тревога. Родители уже понимали, что надо что-то делать, но не знали как, поэтому к вопросам о духовно-нравственных традициях относились очень серьезно и доброжелательно.

Ребята младшего школьного возраста еще более, чем дошкольники, нуждаются в беседах, занятиях по духовно-нравственному воспитанию, итогом которых будет простое желание стать лучше, добрее, быть послушным, честным. Даже такая непродолжительная работа с младшими школьниками, как посещение праздников в нашем дошкольном учреждении приносит очевидные плоды.

Православные праздники оказались тем фундаментом, на котором можно построить духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Наряду с общекультурным развитием, получением знаний о традициях празднования, истории праздника, ребята получают образцы нравственного поведения, формируются моральные понятия о милосердии, доброте, совести, честности, любви и заботе о ближних, чего так не хватает нам в нашей повседневной жизни.

Один из главных христианских праздников — День Святой Троицы — отмечается на 50-й день после Пасхи. В православии он относится к числу двунадесятых праздников и прославляет Пресвятую Троицу. А Пятидесятницей он называется потому, что сошествие Святого Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом.
После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.
«Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали».

Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?». Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа».
Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.
Пятидесятница В этот праздник в церквях сразу после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклоненная после сугубой ектении).
Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых… «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).
Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками березы, цветами.
Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву. А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.

В праздник Пятидесятницы Св. Церковь воспоминает и прославляет сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в пятидесятый день после спасительного Воскресения Христова.Праздник Пятидесятницы отмечался и в ветхозаветной церкви, но связан он был с воспоминанием дарования Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. У иудеев Пятидесятница была одним из трех великих праздников. В этот торжественный и радостный праздник они стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.

В современной церковной практике этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась освящающая деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

В третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов – исполнишася вси Духа Свята». И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов.

Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. «Ибо, — рассуждает св. Григорий Богослов, — как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо». Но «да не подумает кто-либо, — поучает св. Лев Великий, — что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа». «Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа».

Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.

Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые «насмехаясь, говорили», что апостолы «напились сладкого вина» (Деян.2,13). Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, «они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа», — отвечал им Петр. После сего «охотно принявшие слово» немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян.2,37-41). Так, полным торжеством Святого Духа над неверующими, окончилось это событие. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания – неявно (Мф.10,20), по воскресении через дуновение – явственнее (Ин.20,22), и ныне послал Его существенно.

Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа» – «Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную».

В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию. На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло иметь влияние и явление Бога в виде трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатер) патриарха.

Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

Материалы сайта «Школа радости» к дню Св. Троицы

Молитвы в день Святой Троицы
Тропарь, кондак, величание и задостойник Святой Троице
Толкование молитвы «Царю Небесный». Прот. Сергий Четвериков
История Богослужения в День Святой Троицы
День Святого Духа
Троицкая родительская суббота
Детям о дне Святой Троицы
Св.прав.Иоанн Кронштадтский. Поучение в день Пятидесятницы
Старец Паисий Святогорец. Благодать Святого Духа
Архиепископ Иоанн (Максимович). Откровения Святой Троицы
Иван Шмелев. Лето Господне. Праздники. Троицын день
Почему Троица — день рождения Церкви, и зачем мы украшаем зеленью дома и храмы
Протоиерей Андрей Ткачев. Перед Троицей: Вода и голубь
Андрей Десницкий. Трудные места Евангелия: Хула на Духа
Троица — видео
Стихи:
Иван Бунин. Троица
Поликсена Соловьева. Троицын день
Пресвятая Троица
Л.Белоусова.Стихотворение ко дню Святой Троицы
Сценарии:
Праздник Троицы (Для детей дошкольного возраста).

Троица – один из 12 главных православных праздников. Он отмечается ежегодно в воскресенье, на 50-й день после Пасхи. В 2020 году Троица приходится на 7 июня. Официальное церковное название праздника – День Святой Троицы. Пятидесятница. Он установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию на 50-й день после воскресения Иисуса Христа. Праздник символизирует единство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына.

Накануне Троицы поминают усопших: ходят на кладбища и оставляют угощения для духов. В Православной Церкви троица отмечается на протяжении трёх дней. Вообще, служба в день Троицы — одна из самых торжественных и красивых. И на Руси издавна этот церковный праздник являлся одним из самых популярных и любимых в народе. Духовенство облачается в одежды зелёного цвета, который символизирует вечную жизнь и животворение. Храмы в этот день украшают зелёными ветвями, цветами и травой — в знак обновления.

В день Святой Троицы после службы принято посещать или приглашать в гости близких родственников, дарить подарки. Народные целители собирают в этот день травы. Они верят, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.

Александр Суханов.

На фото автора: храм Святой Троицы в станице Платнировской

2 июня, 10:37

Какого числа отмечается Троица в 2020 году у православных и католиков и сколько будет выходных в Украине

Святая Троица – это значимый церковный праздник, который в православии относится к двунадесятым и прославляет Пресвятую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Отсюда и название. Когда отмечается праздник Троицы в 2020 году у православных и католиков и какие выходные будут на Троицу в Украине, узнайте в нашей статье.

День Святой Троицы Фото: Pexels

Троица-2020: дата празднования в Украине

Православная Троица-2020 неразрывно связана с главным церковным праздником – Святой Пасхой. Ведь именно Воскресение Христово определяет даты пасхалии – расчета церковных праздников на весь год. Троица наступает ровно через 50 дней после Пасхи. Поэтому у православных христиан праздник имеет еще одно название – Пятидесятница.

Поскольку православная Пасха в 2020 году приходится на 19 апреля, то у Святой Троицы-2020 дата празднования установлена на воскресенье, 7 июня.

Смотрите видео о выходных-2020 в Украине:

В Католической церкви, в отличие от православной традиции, празднование Пятидесятницы, т. е. Сошествие на апостолов Святого Духа, и дня Святой Троицы разделено. День Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье после дня Пятидесятницы.

Поскольку Пятидесятница в 2020 году выпадает на 31 мая, то западные христиане будут праздновать день Святой Троицы 7 июня, т. е. в один день с православной.

Троица-2020: выходные дни в Украине

Этот церковный праздник в Украине является официальным выходным днем. Согласно украинскому законодательству, если праздничный день выпадает на воскресенье, он автоматически переносится на следующий за ним понедельник. Таким образом, на Троицу-2020 выходными будут три дня подряд: с субботы, 6 июня, до понедельника, 8-го числа.

Ранее мы публиковали календарь Пасхи по годам и рассказывали, как рассчитать переходящие праздники.

Все подробности в спецтеме Лето-2020: календарь праздников и выходных дней

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться Читайте Segodnya.ua в Google News

Еще несколько материалов по теме:

Когда Пасха-2020 в Украине: дата главного церковного праздника Пасха 2020: история, традиции и обряды праздника Вознесение Господне: обряды, традиции и приметы дня Реклама

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *