Сад гефсиманский

Фото: Гефсиманский сад

Фото и описание

Гефсиманский сад у подножия Масличной горы, выше долины Кедрон, традиция связывает с молением Иисуса в ночь перед Его распятием.

Небольшой, всего 1200 квадратных метров, сад примыкает к базилике Борения (церкви Всех Наций). За высокой каменной стеной растут древние оливы: мощные, узловатые, величественные. Экскурсоводы любят рассказывать, что именно возле них молился в ночь перед арестом и распятием Христос.

В саду действительно есть восемь очень старых деревьев. Три из них исследовали методом радиоуглеродного анализа – выяснилось, что им около девятисот лет. Однако анализ ДНК показал: все они произошли от одного родительского дерева – возможно, от того, что росло тут во времена Иисуса Христа. Римляне, разрушив в 70 году Иерусалим, вырубили и все здешние деревья. Но оливы – необыкновенно стойкие растения: если в почве остаётся корень, рано или поздно он даёт новый побег. Известно, что корни нынешних деревьев куда более почтенного возраста, чем это показал первый анализ.

Тем не менее, трудно утверждать, что Страсти Христовы начались именно здесь. В Евангелиях упоминается только местность – Гефсимания. Так именовали всю долину у подножия Елеонской горы. Реально борения Иисуса могли происходить где-то рядом с современным Гефсиманским садом – например, у Гефсиманского грота, что метрах в ста к северу, возле пещерной церкви Успения Богородицы. Или на территории базилики Борения – здесь перед алтарём находится вершина скалы, на которой, по преданию, молился Христос.

Как бы то ни было, оливы нынешнего Гефсиманского сада – прямые наследницы тех, что видели Иисуса с учениками. Христос и апостолы пришли сюда после Тайной Вечери. На ней ученики узнали, что произойдёт в ближайшие часы: предательство одного из них, отречение другого, конец земной жизни Спасителя. Даже размышляя об этом, уставшие апостолы всё-таки уснули. Человеческое же естество Иисуса трепетало в преддверии крестных мук. Отойдя от спящих «на вержение» (на расстояние броска) камня, Он страстно молился, прося Отца небесного: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Это и было Моление о Чаше, в последующие два тысячелетия вдохновлявшее художников и поэтов.

Укреплённый молитвой, Иисус разбудил учеников и встретил поцелуй Иуды, по которому и опознали Христа. Последовали арест, допрос в Синедрионе, приговор Пилата, путь на Голгофу, казнь.

Гефсиманский сад сегодня ухожен и приятен глазу. Аккуратные дорожки усыпаны мелкими камушками. Экскурсанты фотографируют знаменитые деревья. Не обращая внимания на гостей, работники собирают урожай: здешние оливы по-прежнему полны жизни.

На заметку

  • Месторасположение: Old City, Jerusalem
  • Часы работы: ежедневно 8.00-12.00 и 14.00-18.00.
  • Билеты: вход — свободный.

Главная страница

Израиль

zhais@yandex.ru

Наша однодневная (точнее односуточная) экскурсионная программа по Израилю начинается у подножия западного склона Елеонской горы

(возвышенности расположенной к востоку от Иерусалима, простирающейся с севера на юг вдоль Кедронской долины напротив восточной стены Старого города).

Эта местность получившая название Гефсимания тесно связана с рядом евангельских событий, а именно — сюда приходил со своими многочисленными учениками, здесь молился, был предан Иудой и арестован Иисус Христос. Паломники и туристы со всего мира прибывают сюда, чтобы посетить и осмотреть ряд культовых объектов, среди которых Гефсиманский грот (почитается католиками, т.к. согласно их версии именно в этом месте собирался Иисус с апостолами и здесь же он был предан Иудой), Гефсиманский сад (место моления Иисуса Христа в ночь перед арестом), русская православная церковь св. Марии Магдалины (построена в 1885 г. по приказу императора Александра III в память о его материи, небесной покровительницей которой была Мария Магдалина), церковь Всех Наций и гробница Богородицы в пещерной церкви Успения Пресвятой Богородицы.

В связи с насыщенностью нашей программы за отведенное гидом время нам удалось осмотреть только два последних храма.

Итак, церковь Успения Пресвятой Богородицы….

В 326 г. царица Елена приказала над Гробницей Богородицы (которая по преданию умерла в 57 г. и была похоронена вместе со своими родителями и мужем в семейной гробнице в Гефсимании) возвести храм, представляющий собой крест, вырубленный в пещере. К концу VII века церковь состояла уже из 2-ух уровней: в нижнем располагалась Гробница Богородицы и один алтарь, в верхнем — 4 алтаря. В этот же период по решению 6-ого вселенского собора гробница была вскрыта и в ней (по преданию) обнаружили святой пояс (сейчас он находится в Греции в одной из обителей на Святой Горе Афон) и погребальные пелены.

На протяжении последующих столетий церковь неоднократно разрушалась мусульманами, но при этом сама Гробница Богородицы никогда не подвергалась «насилию»: мусульмане почитали ее как гробницу матери пророка Исы.

В 1130 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы была восстановлена королевой Иерусалима Мелисандой (дочь Балдуина II — участника Первого крестового похода).

В настоящее время в ней имеется 9 престолов, где согласно существующей договоренности проводят богослужение православные и представители древневосточных церквей.

Дождавшись своего часа

наша группа входит в храм…

Пещерная церковь имеет размеры 6х34 метра. Чтобы попасть в ее основную часть необходимо по каменной лестнице, состоящей из 48 ступенек спуститься вниз. В средней ее части находятся два предела: справа — в честь родителей Богородицы (святых Иоакима и Анны), принадлежащий Греческой православной церкви (здесь же погребена и королева Мелисанда), слева — в честь Иосифа Обручника, принадлежащий Армянской апостольской церкви.

Спустившись вниз и пройдя через череду различных престолов

мы выходим к кувуклии — небольшой часовни (2х2 метра), украшенной драгоценностями и освещенной многочисленными лампадами и свечами, в которой находится гроб Богородицы.

Из-за большого количества паломников и туристов у Гробницы Богородицы и лимита времени сфотографировать кувуклию в приемлемом виде не представляется возможным, поэтому приходится довольствоваться тем, что располагается выше отметки человеческого роста…

Выйдя из храма Успения Пресвятой Богородицы

мы направляемся к францисканской церкви Всех Наций построенной в 1919-1924 гг., находящейся по соседству.

В свое время (IV в.) здесь располагалась византийская базилика, которая была разрушена в результате землетрясения 746 г. В XII веке на месте руин крестоносцы возвели небольшую часовню, пришедшую в запустение к середине XIV века.

Церковь Всех Наций насчитывает 12 куполов. Данная цифра не является случайной — именно католики такого количества стран принимали участие в пожертвованиях, на которые архитектор Антонио Барлуцци возвел данное монументальное сооружение. Внутри, в алтаре храма, за железной кованной оградой находится камень, на котором (по преданию) Иисус совершил молитву, упоминаемую в Евангелиях как «Молитва о чаше».

Забравшись на вершину Елеонской горы, про которую в Книге пророка Иезекииля сказано так:»И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» мы смогли в полной мере осмотреть Иерусалим

(прежде всего Старый город) и,

благодаря оптике, приблизиться к некоторым его историческим объектам,

среди которых были один из первых памятников исламской архитектуры (одна из главных святынь ислама) — мечеть Купол Скалы, кафедральный собор армянской церкви — собор Святого Иакова и др.

Ну а теперь мы покидаем Гефсиманию: перебираемся через Кедронскую (она же Иосафатова) долину

и устремляемся к Старому городу, расположенному на холме Ир Давид за высокой крепостной стеной…

Кто-нибудь останется со мной?
Петр? Иоанн? Иаков?
Кто-нибудь из вас пойдет за мной?
Петр? Иоанн? Иаков?
Я об одном молю,
Как судьбу мою:
Не испить мне чашу эту,
Горечь яда душу жалит!
Дай мне силы, чтоб я снова
Стал таким, каким ты хочешь!
Я лишь добра хотел,
Жаль, что не сумел
Оправдать твои надежды,
Но три года стоят жизни.
Разве мог бы кто-нибудь другой
проделать этот путь?
Пусть я умру, вынесу все муки,
Но исполню твой приказ!
Дам им истязать себя,
Распять всем на показ!
Мне надо знать, Боже, мне надо
знать!
Мне надо знать, Боже, мне надо
знать!
Мне надо знать, Боже, мне надо
знать!
Мне надо знать, Боже, мне надо
знать!
За что умру?
Разве смерть моя тебе нужней,
важней, чем жизнь?
Кто увидит кровь мою в потоках
грязной лжи?
Мне надо знать, Боже, мне надо
знать!
Мне надо знать, Боже, мне надо
знать!
Мне надо знать, Боже, мне надо
знать!
Мне надо знать, Боже, мне надо
знать!
Что ты тогда сможешь взамен мне
дать?
Что ты тогда сможешь взамен мне
дать?
Мне надо знать, Боже, мне надо
знать!
Мне надо знать, Боже, мне надо
знать!
За что мне смерть?
Боже, за что мне смерть?
Как ты сможешь доказать, что
жертва не пуста?
Дай мне знак, что внемлешь ты
страданиям Христа!
Дай мне слово, что не зря
ввергаюсь я во тьму!
Дай мне слово, что не зря я смерть
свою приму!
За что мне смерть?
За что мне смерть?
За что мне смерть?
Скорбь в моих устах,
Но я так устал!
За три года тридцать прожил,
Так скажи, зачем я должен
Завершать, что я не начал?
Я бы сделал все иначе,
Будь все в моих руках,
Я б смерти не искал,
Но я выпью чашу эту, пригвозди
меня к распятью!
Бей, терзай, пытай,
Спеши, пока я верую в тебя!

ДОБАВИТЬ ТЕКСТ В ЛИЧНЫЙ СПИСОК

Отче, о если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.
Евангелие от Луки Глава 22, стих 42

После совершения Тайной Вечери — Своей последней трапезы, на которой Господь установил Таинство святой Евхаристии, — Он пошёл с апостолами к Елеонской горе.
Спустившись в ложбину Кедронского потока, Спаситель вошёл с ними в Гефсиманский сад. Он любил это место и часто собирался здесь для бесед с учениками.

Господь желал уединения, чтобы в молитве к Своему Отцу Небесному излить Своё сердце. Оставив большую часть учеников у входа в сад, трёх из них — Петра, Иакова и Иоанна — Христос взял с Cобой. Эти апостолы были с Сыном Божиим на Фаворе и видели Его во славе. Теперь свидетели Преображения Господня должны были стать свидетелями Его душевных страданий.
Обращаясь к ученикам, Спаситель сказал: «» (Евангелие от Марка глава 14, стих 34).
Мы не можем постигнуть скорби и тоски Спасителя во всей их глубине. Это была не просто печаль человека, знающего о своей неминуемой смерти. Это была скорбь Богочеловека о падшем творении, вкусившем смерть и готовом обречь на смерть своего Творца. Отойдя немного в сторону, Господь стал молиться, говоря: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».
Восстав от молитвы, Господь возвратился к трём Своим ученикам. Он хотел найти для Себя утешение в их готовности бодрствовать с Ним, в их сочувствии и преданности Ему. Но ученики спали. Тогда Христос призывает их к молитве: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».
Ещё дважды Господь отходил от учеников в глубину сада и повторял ту же молитву.
Скорбь Христа была так велика, а молитва столь напряжённа, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.
В эти тяжелейшие минуты, как повествует Евангелие, «явился Ему Ангел с небес и укреплял Его».
Окончив молитву, Спаситель пришёл к Своим ученикам и вновь нашёл их спящими.
«Вы всё ещё спите и почиваете, — обращается Он к ним, — вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня».
В это самое время сквозь листву деревьев стали проглядывать огни фонарей и факелов. Появилась толпа людей с мечами и кольями. Они были посланы первосвященниками и книжниками, чтобы схватить Иисуса, и, видимо, ожидали серьёзного сопротивления.
Впереди вооружённых людей шёл Иуда. Он был уверен, что после Тайной Вечери найдёт Господа здесь, в Гефсиманском саду. И не ошибся. Предатель заранее условился с воинами: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите».
Отделившись от толпы, Иуда подошёл ко Христу со словами: «Радуйся, Равви», — и поцеловал Спасителя.
В ответ он услышал: «Иуда, целованием ли предаёшь Сына Человеческого?»

Предательство уже совершилось, но мы видим, как Христос пытается вызвать раскаяние в душе Своего неразумного ученика.
Между тем приблизилась стража. И Господь спросил стражников, кого они ищут. Из толпы отвечали: «Иисуса Назорея». «Это Я», — последовал спокойный ответ Христа. От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Тогда Спаситель сказал им: если они ищут Его, то пусть берут, а ученикам пусть дадут уйти свободно. Апостолы хотели было защитить Своего Учителя. Пётр имел при себе меч. Он ударил им раба первосвященника по имени Малх и отсёк ему правое ухо.
Но Иисус остановил учеников: «оставьте, довольно». И, коснувшись уха раненого раба, исцелил его. Обращаясь к Петру, Господь сказал: «возврати меч твой в ножны, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» И обратившись к вооружённой толпе, Христос сказал: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня; каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь — ваше время и власть тьмы».
Воины связали Спасителя и повели к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Своего Божественного Учителя, в ужасе разбежались.
Сбылись горькие слова Спасителя, сказанные им накануне Гефсиманской ночи: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада».
Эту горькую чашу страданий и мучительной смерти на кресте Христос принимает добровольно, ради спасения всего человечества.

Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла Глава 2, стих 7

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия

Интересная и полезная информация

Описание Гефсиманского Сада

Месторасположение: подножие Масличной (Елеонской) горы

Открыт: 8- 12 и 14- 18 ежедневно

Билет: вход свободный

Гефсиманский Сад или Гефсимания — сад у подножия Масличной (Елеонской) горы над долиной Кедрон в Иерусалиме. Слово Гефсимания переводится как ‘маслобойный пресс’ ввиду того, что сад был засажен оливковыми деревьями. Этот исторический сад известен, что именно здесь, согласно Новому Завету, Иисус Христос со своими апостолами молился за день до распятия. Здесь же произошел известный поцелуй Иуды, который предал своего учителя.

Св. Евангелие от Матфея 26

36. Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.

Св. Евангелие от Марка 14

32. Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

Сад, площадью около 1200 квадратных метров, был хорошо известен ученикам, так как он близок к естественному маршруту от Храма до вершины Елеонской горы и хребта, ведущего в Вифанию. Сегодня сад примыкает к базилике Борения (церкви Всех Наций). Считается, что эта церковь построена над скалой, на которой молился Иисус, прежде чем он был предан Иудой Искариотом и арестован.

Гефсимания- это греческая форма слова «Гат Шеманим» и на иврите означает «масляный пресс». Масло здесь до сих пор делают из плодов восьми древних и корявых оливковых деревьев, которые придают саду особый характер. Его используют в лампах в церквях, а из оливковых косточек изготовляют четки, которые францисканские монахи делают и продают.

Радиоуглеродный анализа установил, что этим деревьям около 1000 лет. Однако корни этих деревьев значительно старше. Дело в том, что оливковые деревья могут пустить побеги просто из корней вырубленного дерева. Известно, что в 70 году римляне вырубили большую часть деревьев вокруг Иерусалима во время осады. Вполне возможно, что эти деревья пустили эти побеги из корней вырубленного сада. Во всяком случает научные доказательства этому есть. Так в 1982 году Калифорнийский университет провел радиоуглеродные тесты на корнях из Гефсиманского Сада. Результаты показали, что часть древесины датируется 2300 годами. Более того анализ ДНК показал, что все восемь произошли от одного родительского дерева. Самые старые деревья растут на Северной стороне (относительно Церкви Всех Наций) Гефсиманского сада. Однако есть и другой участок Гефсиманского сада на южной стороне. Но там деревня по- моложе.

Гефсиманский сад был местом паломничества со времен раннего христианства, однако сегодня трудно установить точное расположение того места, где молился Христос. Дело в том, что под Гефсиманией подразумевался весь сад у подножия Елеонской горы. Одни утверждают, что Христос молился в современном Гефсиманском саду, другие же утверждают, что Христос молился у пещеры или Гефсиманского Грота, который расположен в некоем отдаление от Гефсиманского сада.

Существует четыре участка, о которых утверждается, что именно там Иисус молился в ночь предательства:
Возвышающаяся над садом Церковь Всех Наций с так называемой «Скалой Агонии».
Возле Гробницы Богородицы, расположенной дальше к северу.
Местоположение, признаваемое Греческой православной церковью — к востоку.
Сад в ведении Русской православной церкви, рядом с Церковью Марии Магдалины.

Д-р Томсон, автор книги Земля и Книга, пишет: «Когда я впервые приехал в Иерусалим, — и в течение многих лет после того, — этот клочок земли был открыт для каждого в любое время, когда бы ему ни захотелось прийти и медитировать под растущими там очень старыми оливковыми деревьями. Однако в течение последних нескольких лет латиняне преуспели в установлении единоличной собственности на него, и возвели вокруг него высокую стену. Греки выдумали другой участок, чуть севернее этого. Мое собственное мнение таково, что и те, и другие ошибаются. Это место расположено слишком близко к городу, и настолько примыкает к оживлённой дороге, ведущей на восток, — которая всегда должна была быть крупной транспортной магистралью, — что наш Господь навряд ли выбрал бы его для уединения в эту опасную и мрачную ночь. Я склонен помещать сад в сокрытой от глаз долине в нескольких сотнях ярдов к северо-востоку от нынешнего Гефсиманского сада»

Около 100 метров к северу от церкви находится Гефсиманский Грот, где Иисус и его ученики часто ночевали. Считается, что в этом природном гроте ученики спали, пока Иисус молился. Естественный грот, площадью около 190 квадратных метров, практически не изменился со времен Иисуса. Это может быть также место встречи ночи Иисуса с Никодимом (Иоанна 3: 1-21). Грот также известен как Пещера Оливкового Пресса. Справа от правого алтаря находится отверстие в стене. В древности здесь крепился деревянный брусок на котором вешали сплетенные корзины с оливками. В IV веке грот стал часовней. Пол был вымощен белой мозаикой, в которой впоследствии были вырыты могилы для христиан. Здесь было обнаружено более 40 захоронений, в основном с 5 по 8 век.

Надписи вокруг святилища означает: «Здесь : Король обливался кровью. Христос-Спаситель часто посещал . Отец мой, если это твое пожелание, позволь этой чаше пройти от меня».

Как бы там ни было, но где здесь произошло моление о Чаще и предательство Иуды.

Лука 22

41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *