Саентологическая церковь

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Верховный суд РФ 29 июня признал законным решение Мосгорсуда о ликвидации Саентологической церкви Москвы. В течение полугода организация должна быть удалена из единого реестра юридических лиц и не сможет официально работать в России. С исковым заявлением в суд обратилось министерство юстиции — представители ведомства настаивали, что слово «саентология» зарегистрировано как товарный знак, а это нарушает закон о свободе вероисповедания: религию может распространять религиозная организация, а не коммерческое партнерство. В России саентологи официально работают с 1994 года. За 22 года представители церкви прошли через десятки процессов, запретов и обысков, но до сих пор лишения права на религиозную деятельность удавалось избежать. По просьбе «Медузы» журналист Евгений Бунтман рассказывает, кто такие саентологи и за что их преследуют.

Измерение чувств

«Возьмите в руки эти рукоятки и подумайте о чем-то, что вас тревожит, о чем-то плохом», — сотрудница Церкви Саентологии настраивает электропсихометр. Это устройство обтекаемой формы, на экране — деления и стрелка. Стрелка прибора сначала мечется по шкале, потом застывает ровно посередине. «Теперь снова подумайте о том же самом», — просит она. Я настолько же старательно думаю о самом хорошем, что только приходит в голову. «Вот видите, вы подумали о плохом, прибор это фиксирует», — торжествует сотрудница. Понять какую-то закономерность в движении стрелочки не удается.

Е-метр, он же электропсихометр, стал использоваться основателем саентологии Роном Хаббардом в 1950 годах. Последователи его учения считают, что прибор помогает священнику (одитору) определить, с какой областью переживаний испытуемого (преклира) нужно работать.

До 1960-х годов саентологи рассказывали, что прибор может лечить определенные заболевания, но в 1963 году Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США обвинило церковь в мошенничестве; сотни электропсихометров были изъяты при обыске. Тогда последователи Хаббарда изменили описание действия устройства: «Сам по себе Е-метр ничего не делает. Это электронный прибор, который измеряет умственное состояние и изменение в состоянии человека, а также способствует тому, чтобы одитинг проводился точнее и быстрее. Е-метр не предназначен и не эффективен для диагностики, лечения или предотвращения любого вида заболеваний». Ученые утверждают, что это обычный гальванометр.

В Московской саентологической церкви такой прибор можно купить за 420 тысяч рублей. Цена на него установлена одинаковая по всему миру, права на его название и дизайн принадлежат исключительно саентологической церкви. Измерения прибора — один из ключевых обрядов в саентологии. «Например, он используется при одитинге, то есть исповеди», — объясняет «Медузе» официальный представитель церкви Нина де Кастро. — И это гораздо действеннее, чем исповедь у христианского священника, где можно решать: ну, об этом я грехе расскажу, а о другом — нет».

Как религиозное учение саентология возникла в 1952 году. Американский писатель-фантаст Лафайет Рон Хаббард разработал практику, получившую название дианетика. Саентологи считают, что главная причина всех заболеваний — негативные моменты из прошлого каждого человека. Чем больше человек переживает эти моменты (разумеется, под руководством опытного практика), тем вероятнее наступает избавление от них. Вслед за дианетикой Хаббард основал и религию — саентологию.

Одитинг в штаб-квартире саентологов в Сассексе, Англия, 1985 год Фото: Peter Brooker / rex / Vida Press

В центре идеологии саентологов — человек, его тело, здоровье и воспоминания. Ключевое понятие — одитинг (auditing). Саентология определяет эту процедуру как «технологию, улучшающую работу разума и восстанавливающую потенциал духовного существа». В общении участвуют два человека — одитор (священник) и преклир (человек, еще не ставший клиром (clear, чистый)). Фактически это исповедь, позволяющая, как считается в саентологии, подняться на более высокую ступень восприятия.

Второй ключевой термин — тэтан, «духовное существо». Уровень, находящийся выше понятия «клир», называется ОТ, оперирующий тэтан. В иерархии, утвержденной Саентологической церковью, главная цель — это «Мост к полной свободе», и священники двигаются по шкале уровней ОТ. Вершина иерархии — корабль «Фривиндз», курсирующий в Карибском море. На нем собираются избранные члены церкви, и только там присваиваются высшие ступени ОТ.

Тут не до гармонии

Нина де Кастро стоит у огромной таблицы степеней посвящения и ступеней внутренней иерархии. «Вы сами посмотрите, как можно в такой обстановке предоставлять новую ступень ОТ. К нам приходят сотрудники спецслужб, проводят обыски, выбивают двери. Тут не до гармонии», — сетует она.

Трудности с законом у саентологов возникли почти сразу после основания церкви. Их обвиняли в мошенничестве, в проповедовании лженауки, в финансовых нарушениях, в преследовании отступников и критиков учения Хаббарда. Судебные процессы проходили в США, в Германии, во Франции, в Бельгии.

В России трудности у саентологов возникли через два года после регистрации, в 1996 году. Госдума приняла постановление «Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России». В пояснительной записке досталось и последователям Рона Хаббарда: «Работа некоторых так называемых религиозных организаций уподобляется деятельности специальных служб. Особенно преуспела в этом американская «Саентологическая церковь». Ее проникновение зафиксировано на режимных предприятиях города Обнинска, на предприятиях военно-промышленного комплекса в различных регионах России… Уже в тридцати городах России действуют центры так называемой дианетики — вербовочные структуры «Саентологической церкви»».

«Российские саентологи не смогли пройти перерегистрацию в Минюсте как религиозная организация, и до сих пор официально таковой не являются, — напоминает в беседе с «Медузой» глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. — Признаков религиозной деятельности у Саентологической церкви не обнаружено министерством юстиции. Существует мнение, что эта организация создавалась изначально как коммерческая, с признаками использования технологий сетевого маркетинга», — говорит он.

Константин Михайлов, религиовед, сотрудник Центра изучения религий РГГУ, считает, что подобная постановка вопроса неверна: «Любая крупная церковь ведет коммерческую. деятельность, точно так же поступают и саентологи. Это и плата за «Мост к свободе», и продажа какой-то религиозной литературы. У саентологов есть вещи необычные для нашей почвы, например, регистрация торговых марок. Отчасти это следствие того, что Хаббард был подкован в вопросе авторских прав, все-таки он писатель-фантаст. Это полноценная религия. Я слышал от них рассказы о чудесных исцелениях, есть и культ высшей силы, верховного божества. Наконец, есть очевидный культ пророка-основателя, Рона Хаббарда».

Саентологическая церковь на Таганской улице похожа на большой офис. Столовая, где обедают мужчины и женщины в белых рубашках. Чистые кабинеты, просторные холлы и коридоры. И, конечно, кабинет начальника. Вход огорожен цепью — как огораживают экспонаты в музее. Внутри — большое кресло, книги на полках и табличка с именем Л. Рон Хаббард. По словам Нины де Кастро, такой кабинет есть в каждой большой церкви. На стенах — изречения Хаббарда, везде его книги и портреты. В ознакомительном зале на первом этаже — список заповедей. Здесь есть и «не убий», и «не укради», всего 21 пункт. «Наш кодекс строителя коммунизма», — смеется представительница церкви.

Внизу расположена часовня. На полу мозаика с символикой церкви, рядами стоят стулья. У сцены — кафедра священника, рядом бюст Хаббарда. Весь катехизис — в виде плакатов на стенах, что опять создает ощущение офиса. Кредо, кодекс поведения священника (одитора), заповеди, цитаты из книг основателя. Но тут же находится место и явно религиозным символам. Саентология использует крест, но не вкладывает в него никакого христианского смысла. Крест у пересечения перечеркнут. Восемь концов символа означают восемь практик саентологии, высшая из которых — бесконечность Верховного существа.

Исследователь небольших религиозных течений Александр Дворкин, который ввел в обиход термин «деструктивные секты» (раздражающий большинство религиоведов) уверяет, что это сатанинский символ, заимствованный у Алистера Кроули. Наравне с этим Дворкин видит в символике саентологов и отсылки к эмблеме ЦРУ.

Фото: Newscast / Rex / Vida Press

Еще один ключевой символ в саентологии — латинская буква S, переплетенная с двумя треугольниками. Буква, разумеется, означает саентологию. Первый треугольник — это аффинити — реальность и общение. Второй — знание, ответственность и контроль. Аффинити — это любовь и дружеское расположение. В саентологии много англицизмов — одитинг, аффинити, клир. Служителей церкви это не очень смущает, подобная терминология — отличительная особенность этой религии.

«Какие-то вещи они адаптируют, — рассказывает Константин Михайлов. — Им присылают брошюры, которые порой оказываются слишком приторными, и им приходится от них отказываться, у нас люди не привыкли к такому».

Преследуемое движение

В 2007 году суд в Санкт-Петербурге закрыл городскую общественную организацию «Сайентологический Центр». Проверка Минюста показала, что саентологи без лицензии вели образовательную деятельность и незаконный сбор информации о частной жизни.

В 2008 году, опять в Петербурге, в здании Церкви саентологии прошел обыск. Бывший прихожанин пожаловался в прокуратуру, опасаясь, что данные его одитинга, исповеди, могут быть использованы. В церкви его заверили, что этого не произойдет, но при обыске сотрудники прокуратуры изъяли две коробки с записями.

В апреле 2010 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа Югры признал книги и видеолекции саентологов экстремистскими. В общей сложности в Федеральный список экстремистских материалов попало 29 трудов и пособий по саентологии и дианетике.

Весной 2011 года суд изменил свое решение, и материалы из списка исключили. Тем не менее, некоторые работы по-прежнему находятся под запретом — уже по решению Щелковского городского суда Московской области от 30 июня 2011 года. В их числе — одна из ключевых брошюр под названием «Что такое саентология».

Законность хранения персональных данных — это один из главных вопросов, которые государство задает саентологам. Летом и осенью 2015 года прошли обыски в Саентологической церкви Москвы и в других центрах изучения трудов Хаббарда. Правоохранители обнаружили «незаконно установленные предметы системы аудио-видео-контроля, состоящей из акустических микрофонов и видеокамер, относящихся к категории специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

Религиовед Константин Михайлов признает, что эта практика сомнительна с точки зрения закона и может стать средством всевозможных манипуляций. Впрочем, он считает, что ни для кого из адептов не секрет, что их разговоры с одиторами записываются.

Саентологи считают, что за нападками стоят их главные враги: психиатры и сотрудники спецслужб. «На саентологию нападают, потому что завидуют, что у нас много людей, — объясняет Нина де Кастро. — От спецслужб почему претензии? Они используют наркоболевые гипнозы и зомбируют людей, чтобы те выполняли определенные приказы. А саентология и дианетика могут вынуть все эти вещи. Чтобы потом не иметь проблем, сегодня мы не берем людей, работавших в спецслужбах, людей, которые уже имеют у себя поставленные импланты,. Атаки из-за этого идут».

Несмотря на скверную репутацию, сложившуюся у саентологов чуть ли не с первого года их пребывания в России, открытых конфликтов с представителями других религий у них почти нет. Глава профильного комитета Госдумы Ярослав Нилов о саентологах говорит спокойно и подчеркивает, что с ними у депутатов существует нормальный диалог. Нет и особенного противодействия со стороны православных активистов. Пикеты в 1999 году на улице Бориса Галушкина, где раньше находилась штаб-квартира саентологов, были стихийными, не массовыми и непродолжительными. Наоборот, рассказывают представители церкви, любопытствующие граждане видели плакат c надписью «Секта там» и стрелочкой, указывавшей на центр дианетики, и шли туда. На входе в Московскую церковь саентологии сидит охрана, в случае опасности она действует, как полагается любому ЧОП — вызывает полицию или не пускает недовольных.

«На самом деле саентологи — крошечная община. И в руководстве РПЦ наверняка есть люди, которые понимают, что они, в общем-то, никому не угрожают. По всему миру численность саентологов, действительно активных членов церкви, измеряется в десятках тысяч, не больше. Как любая религиозная община, они очень сильно завышают статистику», — объясняет Константин Михайлов. Оценки численности саентологов очень разнятся. Представители церкви говорят, что активных прихожан от 40 до 50 тысяч человек только по России. В профильном комитете Госдумы называют цифру «в пару тысяч человек».

Оплата по психометру

Среди многочисленных претензий к саентологам особое место занимает вопрос об их финансовой деятельности.

«Церковь саентологии живет на пожертвования», — настаивает Нина де Кастро. Их сумма возрастает с каждой ступенью, но ее точный размер определяет сама церковь в каждом конкретном случае. Это зависит от того, что скажет одитор, сверившись с показаниями электропсихометра. Суммы довольно большие, но назвать их с ходу официальные представители церкви затрудняются. Как правило, в этом и состоит главная претензия государства к саентологам. Через церковь проходят значительные деньги, и непонятно, все ли они отражаются в налоговой декларации. В Московской церкви не стали называть даже примерную сумму; остается это тайной и в других странах. Расценки на «Мост к полной свободе» иногда публикуются вопреки желанию церкви. Суммарная стоимость продвижения к высшим ступеням саентологической иерархии колеблется от 33 тысяч до 380 тысяч долларов, в зависимости от желаемого уровня.

«Вопрос пожертвований в значительной степени зависит от конкретных общин и священников, — говорит Константин Михайлов. — В целом это не так сильно отличается от любой другой религии. Но злоупотребления действительно есть. Впрочем, это зависит от самих людей, приходящих к саентологам. Что же касается платных услуг, то они существуют в любой религии. В православной церкви для крещения я же покупаю крестик. Нельзя же считать мошенничеством, если оплаченная религиозная услуга не выполнена. А то так и пояс Богородицы можно назвать мошенничеством».

В истории саентологической церкви немало случаев, когда невозможность заплатить за следующую ступень приводила людей к банкротству или к самоубийству. Один из таких эпизодов стал поводом для расследования в журнале Time в 1991 году: бывший прихожанин церкви выбросился из окна, сжимая в руке последние деньги, еще не перешедшие к саентологам.

Сами саентологи не скрывают, что большинство услуг платные. «Человек вкладывает в себя, это его выбор, — говорит Нина де Кастро. — Пожертвования обязательны, только ознакомительное тестирование бесплатно. Потом, когда он начинает изучать, он поддерживает себя и церковь. У нас есть определенные фиксированные пожертвования, например, он жертвует за одитинг. Это стоит недешево, потому что обучить священника это большой труд. Хаббард говорил, что год одитинга идет за пять лет обучения в университете».

Пикет у московского центра «Дианетика», 1996 год Фото: Игорь Зотин / ТАСС

* * *

РПЦ к решению о ликвидации Московской саентологической церкви отнеслась с одобрением. Замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе назвал решение «важным прецедентом, демонстрирующим решимость государства не признавать религиозными те организации, которые используют религиозное чувство людей в злонамеренных целях». По мнению официального представителя РПЦ, «в судебном порядке удалось доказать, что сама деятельность этой организации является надругательством над свободой человека как таковой».

21 июня 2016-го в здании московской церкви прошел очередной обыск. На первом этаже, куда первым делом попадает человек с улицы, висят большие экраны, на которых неофитам показывают фильмы про дианетику, саентологию и Хаббарда. Большая часть телевизоров сломана, сотрудники ФСБ изъяли электронику, приборы, записи. «Пытались взломать банкомат, унесли кофейную машину», — жалуются в церкви. 29 июня Верховный суд подтвердил решение Мосгорсуда о ликвидации Саентологической церкви Москвы. Представители церкви заявили, что это ущемляет интересы 10 тысяч верующих в России.

Сворачивать деятельность саентологи не собираются. «Так происходит в каждой стране, — говорит де Кастро. — Сколько лет в Америке не хотели признавать нас религией, потом признали. Потом в Европе шли суды, в Бельгии 18 лет гонялись за саентологами, но затем судья разобрался и сказал, что это надуманные претензии. Рано или поздно признают и в России».

Евгений Бунтман

Москва

  • Напишите нам

Вответ на рост преступности и насилия в 1960-х и 1970-х годах Л. Рон Хаббард положил начало программе Саентологических Волонтёров. Эта программа была создана, чтобы предоставить практические инструменты, ведущие к взаимопониманию и состраданию. Более того, г-н Хаббард специально разработал эти инструменты для использования как Scientologist’ами, так и не-Scientologist’ами. Отсюда зародилось широкое движение людей из всех слоёв общества. Эти люди, известные как Саентологические Волонтёры, посвящают себя тому, чтобы прямо на месте предоставлять помощь людям по всему миру в трудные времена.

После событий 11 сентября легендарное послание Дэвида Мицкевича всем Scientologist’ам вдохновило их на создание глобального отряда более чем из 200 000 Саентологических Волонтёров, которые оказали помощь на местах более чем 300 самых страшных бедствий в мире.

За последние 30 лет Саентологические Волонтёры оказали экстренную помощь на местах более 300 самых страшных бедствий, шагая по развалинам после цунами, устраняя последствия землетрясений, оползней и антропогенных катастроф.

В то время как никто не мог точно предсказать, как события теракта 11 сентября в Нью-Йорке сотрут социальный лоск общества, г-н Мицкевич ясно увидел, что настало время Scientologist’ам умножить свои усилия по оказанию помощи ближним.

В тот же день он выпустил ставшую легендарной международную директиву под названием «Призыв Пробудиться». Призыв, заложенный в самом названии послания, сразу же вдохновил поразительное расширение программы Саентологических Волонтёров. 11 сентября 2001 года по всему миру было 6 000 Саентологических Волонтёров. Сегодня это одна из самых широко признанных независимых организаций по оказанию помощи при бедствиях, насчитывающая более 200 000 готовых к действию Саентологических Волонтёров по всему миру.

Инструменты Саентологических Волонтёров содержатся в книге «Справочник по Scientology» и в 19 сопутствующих курсах, каждый из которых охватывает отдельную область технологии. Саентологический Волонтёр – это человек, который на добровольных началах помогает своим ближним вновь обрести цель, истину и духовные ценности в жизни. Девиз Саентологических Волонтёров – «С этим можно что-то сделать»

Саентологические Волонтёры работали на месте катастрофы не покладая рук, и, проявляя огромное сострадание, они облегчали спасателям их нелёгкий труд и снимали душевное напряжение. «Я не могу в полной мере выразить свою благодарность». Глава департамента полиции Нью-Йорка

Саентологическая церковь — это центр активной деятельности. Каждая саентологическая церковь предлагает множество религиозных услуг и материалов, с помощью которых человек может изучать Саентологию. Вы можете посмотреть на то, что представляет собой саентологическая церковь изнутри.

Информационный центр для публики

Там, где расположена информация для публики, есть ряд мультимедийных презентаций, который даёт ответы на основные вопросы о Саентологии, общественной деятельности Церкви и программах по улучшению общества. Посетители могут изучать это с удобной для них скоростью, чтобы понять для себя, что такое Дианетика и Саентология и какими общественными программами занимается Церковь.

Тестирование

Каждая саентологическая церковь предлагает различные вводные религиозные услуги, и среди них — бесплатное тестирование. По результатам тестирования человек может больше узнать о себе и о тех областях, которые он может улучшить. В качестве решения Церковь Саентологии предлагает различные вводные занятия, чтобы помочь человеку улучшить свою жизнь и достичь лучшего состояния.

Одитинг (консультация со священником)

Одитинг (от латинского audire, что значит «слышать» или «слушать») — это духовная консультация и одна из ключевых религиозных практик в саентологической религии. Священник, проводящий такую консультацию, называется одитор — то есть «тот, кто слушает». Одитинг представляет собой индивидуальную консультацию, которую прихожанину проводит саентологический одитор, обученный и квалифицированный для того, чтобы улучшать людей посредством одитинга. Одитинг также может проводиться группам прихожан. Это называется групповым процессингом.

Во всех саентологических церквях есть комнаты, предназначенные для духовных консультаций.

Изучение материалов Л. Рона Хаббарда

Изучение материалов Л. Рона Хаббарда — это вторая главная религиозная практика саентологической религии.

Устные и письменные работы Л. Рона Хаббарда составляют Писание саентологической религии. Считается, что 50 процентов духовных улучшений в Саентологии можно получить благодаря изучению и применению Писания. Саентологи пользуются книгами, лекциями, фильмами и другими письменными материалами Л. Рона Хаббарда в комнатах, специально оборудованных для изучения Саентологии. Если вы заглянете в комнату саентологической церкви, то увидите там занимающихся, которые изучают письменные работы Л. Рона Хаббарда, слушают его лекции и применяют изучаемые принципы.

На всех уровнях занимающиеся изучают саентологические принципы шаг за шагом, со своей скоростью, по контрольному листу. Контрольный лист — это последовательность шагов, которые надо выполнить при изучении какого-то предмета. В контрольном листе указаны материалы для чтения, упражнения и практические задания, чтобы прихожане не только знали теорию, но и могли применять материал. Изучение работ Л. Рона Хаббарда является не просто обычной частью жизни саентологов — это крайне важная составляющая их духовного продвижения.

Технические учебные фильмы

Наряду с письменными работами и лекциями Л. Рона Хаббарда, его технические информационные фильмы также составляют важную часть саентологического Писания,
и их изучение необходимо для духовного продвижения. Л. Рон Хаббард написал сценарии для 84 фильмов, охватывающих различные аспекты саентологической религии, —
от вводных до продвинутых уровней. Некоторые лекции были также записаны на видео,
и их тоже можно посмотреть в церквях.

Саентологические религиозные службы и церемонии

Во всех саентологических церквях есть часовня для проведения религиозных
служб и церемоний.

Каждое воскресенье капеллан проводит религиозные службы, открытые для всех. Новичкам в Саентологии это даёт возможность ознакомиться с религией и сделать первый шаг к улучшению духовного осознания. Саентологам это даёт возможность по-новому взглянуть на саентологические религиозные принципы и заново осознать их.

Как и в других религиях, в Саентологии есть церемонии венчания, наречения
и похорон. Все они ясно свидетельствуют о том, что Саентология считает людей духовными существами.

Пятничные вечера выпускников — это ещё одна традиция в Саентологии. Это время, когда сотрудники и прихожане саентологической церкви собираются, чтобы поздравить тех, кто на неделе завершил шаги одитинга или изучения материалов.

Зайдя в часовню в другое время, вы можете увидеть, что там идёт прослушивание лекции Л. Рона Хаббарда, или проходит церковное собрание, или проводится день открытых дверей, или межрелигиозная служба, или встреча представителей разных религий. Словом, часовня — это место проведения самых разных мероприятий.

Программы по улучшению общества

Каждая саентологическая церковь — это центр, в котором осуществляется координация многих программ по улучшению общества.

Церковь и её члены посвящают себя делу помощи другим и оказывают эту
помощь посредством самых разных видов деятельности. Среди этих программ — антинаркотические кампании, просветительские программы по правам
человека, а также программы по улучшению общества, основанные на технологиях
Л. Рона Хаббарда по избавлению от наркотической зависимости, борьбе с безграмотностью, реабилитации преступников и повышению уровня морали. Участвуя в программе саентологических добровольных священников, прихожане оказывают помощь во время бедствий. Церкви также являются основным местом встречи для прихожан и групп единомышленников, с которыми сотрудничают саентологи.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *