Сайт учебного комитета РПЦ

Председатель Учебного комитета Протоиерей Максим Козлов, профессор Московской духовной академии
Образование: Окончил филологический факультет Московского Государственного Университета по кафедре классической филологии. В 1990 году экстерном окончил Московскую Духовную Академию и Семинарию, кандидат богословия.

С 1985 года входит в состав профессорско-преподавательской корпорации Московской Духовной Академии и Семинарии. С 2001 г. — член редколлегии сборника «Богословские труды», издаваемого Издательством Московской Патриархии.

В феврале 2002 г. определен членом совета Всероссийского православного молодежного движения, отвечающим за работу со студенческой молодежью.
С марта 2002 г. — заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, главный инспектор Учебного комитета.

Решением Священного Синода от 8 декабря 2009 года включен рабочую группу по подготовке современного Катехизиса Русской Православной Церкви.

С 2010 года — секретарь Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам отношения к инославию и другим религиям. Также входит как член в комиссии по вопросам богословия, по вопросам приходской жизни и приходской практики, по вопросам организации церковной миссии, по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ.

С 2010 года — член Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского совета Русской Православной Церкви. В 2006 г. присвоено звание профессора Московской духовной академии.
Служение: 1994 — 2012 г.г. — настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ. С сентября 2012 г. — настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной(подворье Патриарха Московского и всея Руси). С августа 2020г. ректор Сретенской духовной семинарии.

Первый заместитель Председателя Учебного комитета, руководитель сектора теологического образования в вузах Протоиерей Михаил Вахрушев, преподаватель Московской духовной академии.

Дата иерейской хиротонии — 14 января 2006 г.

Дата диаконской хиротонии — 27 февраля 2005 г.

Дата рождения — 25 сентября 1974 г.

Тезоименитство — 3 октября

Образование

В 1997 г. окончил Санкт-Петербургский государственный технический университет.

В 2001 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 2006 году окончил Московскую православную духовную академию.

С 2002 по 2010 г.г. — секретарь ректора Московской духовной академии.

С 2006 г. — преподаватель Московской духовной академии.

С 2010 г. — заместитель Председателя Учебного комитета по вопросам лицензирования и аккредитации.

С 2018 г. — первый заместитель Председателя Учебного комитета, руководитель сектора теологического образования в вузах.

Заместитель Председателя Учебного комитета протоиерей Валентин Васечко

Дата иерейской хиротонии — 21 сентября 2003 г.

Дата диаконской хиротонии — 30 апреля 2003 г.

Дата рождения — 13 августа 1963 г.

Образование

В 1985 закончил факультет романо-германской филологии Тверского государственного университета.

В 1990 г. закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. С 1990 по 1992 год обучался в Свято-Владимирской православной семинарии в США, которую закончил со степенью магистра теологии.

С 1992 по 1994 год экстерном закончил курс обучения в Санкт-Петербургской духовной академии.

С 1992 по 1997 работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

В 1996 году начал преподавательскую деятельность в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, заведовал кафедрой сравнительного богословия, затем стал доцентом кафедры систематического богословия и патрологии. Автор учебника «Сравнительное богословие». Имеет докторскую степень по богословию (Th.D.).

С 1997 по 2007 год был старшим преподавателем кафедры теологии Тверского государственного университета.

В 2014 году назначен в состав Комиссии по богословию и богословскому образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

15 октября 2018 года назначен заместителем председателя Учебного Комитета Русской Православной Церкви.

Заместитель Председателя Учебного комитета Протоиерей Александр Троицкий

Протоиерей Александр Николаевич Троицкий.

Дата иерейской хиротонии — 6 декабря 1992 г.

Дата диаконской хиротонии — 1 апреля 1990 г.

Дата рождения — 3 марта 1960 г.

Образование

1982 год – окончил филологический факультет Московского Государственного Университета по отделению структурной и прикладной лингвистики. 1983-1987 гг. – научный сотрудник Всесоюзной Государственной Библиотеки иностранной литературы (сначала отдела редкой книги, затем – межбиблиотечного абонемента).

1987 год – Синодальная Библиотека Московского Патриархата, главный библиограф.

1992 год – Собор в честь Воскресения Христова (бывший монастырский), священник.

2005 год – Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Ясенево (строящийся), настоятель.

с мая 2016 года – клирик храма Преображения Господня в Старом Беляеве.

1990-1994 гг. – Минская духовная Семинария (заочно).

1995-2000 гг. – Московская духовная Академия (заочно).

Специалист по лицензированию и аккредитации Мария Владимировна Таланкина

Получила математическое образование в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова и богословское образование — в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Ученый секретарь Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по теологии; соразработчик Федеральных государственных образовательных стандартов по теологии (бакалавриат, магистратура, аспирантура; редакции 3.0, 3+ и 3++); член Экспертной группы по теологии при Межрелигиозном совете России.

Старший преподаватель кафедры теологии и зав. сектором научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ.

Специалист сектора теологического образования Сергей Вячеславович Зубов

Дата рождения — 13 июня 1980 г.

Образование

Вяземский политехнический техникум (2000 г.)

Московская духовная семинария (2008 г.)

Московская духовная академия (2011 г.)

С июля 2011 года является индивидуальным наставником в МДА.

С августа 2011 года преподаватель Священного Писания Нового Завета в Регентской школе при МДА.

С сентября 2011 года преподаватель латинского языка в МДА.

С сентября 2012 года преподаватель латинского языка в магистратуре и преподаватель Священного Писания Ветхого Завета в бакалавриате академии.

С января 2013 года секретарь кафедры Библеистики.

Специалист, секретарь-референт Первого заместителя Председателя Учебного комитета Татьяна Николаевна Меньшова

Дата рождения – 14 декабря 1979 г.

Тезоименитство – 25 января

Образование

Окончила факультет иностранных языков Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова (преподаватель английского и французского языков)

Опыт работы

2002 – 2008 гг — преподаватель английского языка.

2008 – 2016 гг – Фонд просвещения «МЕТА». Руководитель проектов.

С 2017 г. – специалист по лицензированию и аккредитации Учебного комитета

Делопроизводитель, временно исполняющий обязанности главного бухгалтера Полякова Т.Н.

Юрисконсульт Наталья Сергеевна Семенова

Доцент кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии

Образование

— Санкт-Петербургский государственный университет, юридический факультет (1999 г.)

Специальность «Юриспруденция»

— Университет Экс-Марсель III, факультет права и политологии (Франция) (1998 г.)

Магистр Европейского права

— Санкт-Петербургский государственный университет, юридический факультет (2002 г.)

Присвоена ученая степень Кандидат юридических наук

ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», юридический факультет (2012 )

Присвоено ученое звание Доцента

ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» (2012 г.)

Профессиональная переподготовка по специальности: Теология, методика преподавания

Высшие Богословские Курсы Московской духовной академии (2012 г.) Православное богословие.

Руководитель контрольно-аналитического отдела; специалист-методист Наталья Валерьяновна Леонтьева

Родилась 27 февряля 1975 г. в Хабаровске.

Образование:

Педагогический колледж 1994 г. Хабаровск, квалификация «музыкальный работник»;

Хабаровский государственный педагогический университет 1998 г., квалификация «Методист по воспитательной работе» (диплом с отличием);

Дальневосточная академия государственной службы при президенте Российской Федерации 2004 г., квалификация «Менеджер государственного и муниципального управления».

Трудовая деятельность:

С 1993 по 2003 педагог, методист учреждений общего и дополнительного образования детей;

С 2003 по 2012 главный специалист управления образования администрации города Хабаровска;

С марта 2012 г. по февраль 2014 г. заведующая Сектором очного обучения, заведующая методическим кабинетом Хабаровской духовной семинарии, преподаватель семинарии, руководитель педагогической и миссионерской практик.

С февраля 2014 года — старший методист Московской духовной академии, принимала участие в подготовке к государственной аккредитации npoгpамм бакалавриата (2016 г.) и магистратуры (2018 г.)

С февраля 2014 года — старший методист Учебного комитета Русской Православной Церкви

С 2015 года — аккредитационный эксперт программ высшего образования Росаккредагентства

С 2017 года — аттестованный эксперт Рособрнадзора в области лицензионного контроля, качества образования, надзора в сфере образования

С 2018 г. Проректор по лицензированию и аккредитации МДА.

Специалист по дистанционным образовательным технологиям иерей Александр Стародубцев

Дата иерейской хиротонии – 9 мая 2010 г.

Дата диаконской хиротонии — 29 августа 2004 г.

Дата рождения — 1 февраля 1982 г.

Тезоименитство — 8 марта.

Образование:

В 2004 году окончил очное отделение Сретенской Духовной семинарии.

С 2000 по 2010 г. — вебмастер портала «Православие.Ру» и других православных сайтов.

С 2010 года — преподаватель Закона Божия в Гимназии святителя Василия Великого.

С 2012 года — помощник благочинного по миссионерскому служению в Центральном благочинии г. Москвы.

С 2012 года — руководитель проекта Дистанционного образования в Учебном Комитете Русской Православной Церкви при Священном Синоде.

Педагогическая деятельность с 2007 г.

Опыт работы в сфере IT-технологий более 15 лет.

Системный администратор С.В. Гимонов

Специалист по координации научной деятельности в духовных учебных заведениях Денис Владимирович Макаров

Образование:

Филологический факультет Ульяновского государственного педагогического института им. И.Н. Ульянова (1987–1993).

Аспирантура по специальности 10.01.01 Русская литература при Ульяновском государственном техническом университете (1996–1999).

Повышение квалификации по программе «Специалист в области тестирования иностранцев по русскому языку как иностранному» в Санкт-Петербургском государственном университете (2001).

Пастырское отделение (заочный сектор) Самарской православной духовной семинарии (2004–2010).

Краткосрочное обучение по программам: «Государственно-конфессиональное регулирование теологического образования», «Православная библеистика» в НОУ ВПО «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет» (2015, 2017).

Обучение по программе повышения уровня профессиональной подготовки аттестованных экспертов, привлекаемых Рособрнадзором к мероприятиям по контролю (надзору) в системе профессионального и высшего образования в ООО «Консалтинг и менеджмент» (г. Москва, 2017).

Профессиональная переподготовка по программе «Преподавание гуманитарных и социальных дисциплин в условиях реализации ФГОС высшего образования» в УлГПУ им. И.Н. Ульянова (2017).

Кандидат филологических наук (2001).

Доцент (2004).

Доктор культурологии (2009).

Опыт работы:

Ассистент кафедры русского языка как иностранного филиала МГУ (УлГУ) в г. Ульяновске (1994-1996).

Ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры филологии, издательского дела и редактирования УлГТУ (1997-2011).

Заведующий кафедрой филологического образования УИПК ПРО (2012-2016).

Профессор кафедры философии и культурологии УлГПУ им. И.Н. Ульянова, руководитель направления подготовки 48.03.01 «Теология» (с 2011 года), научный руководитель магистратуры по направлению подготовки 48.04.01 «Теология» (с 2015 года).

Эксперт Международного грантового конкурса «Православная инициатива (с 2013 года).

Аккредитованный эксперт ФГБУ «Росаккредагентство» (с 2017 года).

Специалист Учебного комитета Русской Православной Церкви по координации научной деятельности в духовных учебных заведениях (с 2017 года).

Доцент Московской духовной академии (с 2018 года).

Специалист по контролю качества образования Татьяна Евгеньевна Прусакова

Дата рождения — 19.04.1982

Тезоименитство — 25 января

Образование:

1999 – 2004 – Московский Городской Педагогический Университет Факультет иностранных языков. Отделение филологии английского языка. Специальность: «Учитель английского и французского языков».

2007 – 2012 – Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Отделение истории искусства. Специальность: «Искусствовед».

2005 – 2007 – Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров. Курс обучения по программе «основы профессиональной деятельности гида-переводчика» (133 часа). Квалификация: гид-переводчик

Сентябрь 2001 – январь 2003 — Общеобразовательная школа № 53, учитель английского языка;

январь 2002 – январь 2004 — Гимназия №1520 имени Капцовых, учитель английского языка;

сентябрь 2003 – сентябрь 2014 — Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова, старший преподаватель кафедры межкультурной коммуникации и перевода;

2007 – 2009 гг. — компания Capital Tours, гид-переводчик.

ноябрь 2011 г. – сентябрь 2012 г. храм св. мц. Татианы при МГУ им. Ломоносова, секретарь-референт настоятеля храма.

С марта 2012г. — Учебный комитет РПЦ при Священном Синоде, секретарь-референт первого заместителя Председателя.

С сентября 2012 г. — храм прп. Серафима Саровского при ЦВК «Экспоцентр», секретарь-референт настоятеля храма.

С сентября 2014 г. — Московская духовная академия, преподаватель кафедры Истории и теории церковного искусства.

Руководитель административного секретариата Николай Николаевич Свокс

Специалист по работе с синодальными, епархиальными, государственными и общественными организациями Никишов Илья Игоревич

Секретарь Председателя Анна Николаевна Семенюк

Главный редактор сайта Учебного комитета, специалист Сектора теологического образования Олег Анатольевич Суханов

Дата рождения — 22 августа 1971 года

День тезоименитства – 6 декабря

Постриг во чтеца принял в 2002 году.

Образование

Нахимовское военно-морское училище 1988 г.

Киевское высшее военно-морское училище 1991 г.

Специальность: офицер по работе с личным составом.

Гражданская специальность: социальный педагог, психолог;

Московская духовная семинария 2003 г.

Московская духовная академия 2015 г.

Трудовая деятельность:

С 2003 г. помощник проректора Московской духовной академии по воспитательной работе;

с 2009 г. по 2018 г. пресс-секретарь Ректора;

с 2011 г. по 2017 г. старший индивидуальный наставник МДА.

В 2010 г. Назначен на должность преподавателя физической культуры.

В 2016 г. Избран по конкурсу преподавателем Кафедры церковно-практических дисциплин.

Заведующий отделом кадров и архивом диакон Димитрий Каширин

Дата рождения — 21.08.1978 г.

Дата иерейской хиротонии – 8 января 2020 г.

Дата диаконской хиротонии – 29 апреля 2008 г.

Образование

Московский автодорожный институт(ГУ). Факультет Управления. 2003 г.

Московская духовная академия 2018 г. Академический бакалавр.

С 2012 г. – референт первого заместителя Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви

С 2018 г.- заведующий отделом кадров и архивом Учебного комитета Русской Православной Церкви

Руководитель отдела по работе со студентами и выпускниками Иеромонах Аполлинарий (Панин)

Дата рождения — 27 февраля 1979 года

Дата иерейской хиротонии — 7 мая 2013 г.

Дата диаконской хиротонии — 5 августа 2012 г.

Образование

Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого 2001 г.

Всероссийский заочный финансово-экономический институт 2006 г..

Николо-Перервинская духовная семинария 2011 г.

Московскую духовную академия 2016 г. Кандидат богословия.

С 2013 г. — помощник проректора по воспитательной работе Московской духовной академии.

С 2013 г. — преподаватель Николо-Перервинской духовной семинарии.

С 2016 г. — ответственный секретарь Комиссии по распределению выпускников духовных учебных заведений.

С августа 2020 г. ректор Перервинской духовной семинарии

Референт Председателя дьякон Иван Захаров

Секретарь в приемной; сотрудник отдела по работе со студентами и выпускниками диакон Даниил Северин

Секретарь в приемной диакон Димитрий Феодоров

Учебный комитет, синодальное учреждение Русской Православной Церкви

В 1867-1918 годах существовал Учебный комитет при Святейшем Синоде. В своем нынешнем виде Учебный комитет был воссоздан в 1945 году.

В соответствии с действующим Уставом об управлении Русской Православной Церковью, является отделом при Священном Синоде, призванным осуществлять общее руководство и координировать деятельность духовных школ, оказывать им методическую помощь, а также вместе с правящими архиереями исполнять административные функции (участие в назначении руководства духовных школ, контроль за учебным процессом, распределение выпускников и т. д.).

При комитете постоянно действует группа по разработке новой концепции образования. Комитет проводит ректорские совещания, семинары преподавателей духовных школ по отдельным дисциплинам, осуществляет сотрудничество со светскими учреждениями и организациями.

28 декабря 2018 года к Учебному комитету была приписана Синодальная библиотека Московского Патриархата с сохранением названия .

Председатели

См. также

  • Учебные заведения Русской Православной Церкви

Использованные материалы

:Журнал № 137 заседания Священного Синода от 28 декабря 2018 года_, официальный сайт Русской Православной Церкви, 28 декабря 2018,

Идея рейтинга церковных учебных заведений Русской Православной Церкви возникла во второй половине 2012 – начале 2013 года, когда за четыре месяца было проведено фактически единовременное инспектирование всех духовных семинарий и академий на территории Российской Федерации.

Сегодня в рейтинг церковных учебных заведений Русской Православной Церкви входят 35 семинарий и 2 академии. Все 37 учебных заведений соответствуют уровню бакалавриата, при этом 29 из 37 имеют подготовительные отделения, в 10-ти есть образовательные программы уровня магистратуры. При 37 учебных заведениях действуют 2 аспирантуры, 19 регентских отделений и 8 иконописных отделений.

В церковных учебных заведениях учится 9,5 тысяч учащихся, из них на уровне бакалавриата – более 7 тысяч студентов, на уровне магистратуры – около 1 тысячи студентов, на регентских отделениях – более 500 человек, на иконописных отделениях – более 250 человек.

Рейтинг учитывает различные параметры жизни духовных школ. С частью их Учебный комитет знакомится на основании листов самообследования – документации, которая присылается учебными заведениями в Учком с определенной периодичностью в регулярном или экстраординарном порядке по запросу. Контроль за другими параметрами осуществляется в ходе плановых инспекций – в среднем каждое учебное заведение будет посещаться инспекцией Учебного комитета раз в три года.

Главные параметры, которые учитываются в рейтинге:

— нормативное обеспечение, то есть наличие всей необходимой документации – лицензии, государственного свидетельства и пр.;

— материальное обеспечение, то есть параметры по количеству аудиторий, качеству оборудования в аудиториях, условий проживания студентов – питание, спортзалы и пр.;

— качество и результаты обучения.

Также при составлении рейтинга учитываются:

— результаты тестирования студентов выпускных курсов для проверки результата знаний во время инспектирования;

— наличие при учебном заведении дополнительных программ;

— показатели воспитательной работы, работа института индивидуальных наставников;

— степень коммуникации между студентами и администрацией;

— информационно-библиотечное обеспечение;

— профессорско-преподавательский состав;

— учебно-методическое обеспечение;

— научно-исследовательская деятельность – наличие сайта, сборника преподавательских трудов, проведение конференций, сотрудничество со светскими вузами.

Все эти факторы соответствуют определенного рода коэффициентам и сопоставляются с бумажными данными и данными дистанционного контроля за проведением защиты квалификационных работ и выпускных экзаменов, который введен с прошлого года.

тревожный звонок

— Отец Максим, можно ли сказать, что рейтинг – критерий прежде всего чисто бюрократический?

— Нет, рейтинг — критерий, показывающий определенного рода динамику развития церковного учебного заведения — вверх, вниз, стабильность. Если рейтинг учебного заведения изменился на одно-два места по отношению к первоначальным параметрам — это одно, а если на десять — это уже важное изменение. И хорошо, если на десять вверх. Поэтому рейтинг — это определенного рода система оповещения. Либо тревожный звоночек, либо подтверждение, что в учебном заведении всё делается правильно.

— Кто же сегодня является лидерами духовного образования согласно рейтингу?

— Хотя мы не публикуем рейтинг, который является нашим рабочим документом, для всеобщего ознакомления, полагаю, допустимым будет сообщить, что на первом месте в рейтинге стоит Санкт-Петербургская православная духовная академия.

Вообще, церковные учебные заведения, которые исторически являются центральными — СПбПДА и МДА — традиционно находятся в топе. Также в верхней части рейтинга — семинарии, которые уже имеют государственную аккредитацию – это Смоленская, Саратовская и Пензенская. Еще — семинарии, в которых есть магистратуры: Сретенская, Нижегородская, Казанская и др. А также стабильно крепкие семинарии, с хорошо сформированным преподавательским корпусом и внимательным архипастырским отношением. Это, например, Коломенская семинария, где, помимо всего прочего, есть прекрасная материальная база и лучшее на сегодня семинарское здание, не так давно построенное на территории Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, которое идеально приспособлено для учебного процесса и проживания студентов.

Вторая группа — семинарии, которые показывают стабильные показатели, но имеют те или иные недостатки.

Третья группа — семинарии с более значительными недостатками, находящиеся на контроле.

Четвертая рейтинговая группа — низшая. Здесь семинарии, которые на сегодня не свидетельствуют о подтверждении статуса высшего учебного заведения. Я не буду называть эти семинарии, но они знают о своем положении и о решении Синода от июля 2013 года дать им три года на исправление ситуации. Если уровень не будет повышен, то эти семинарии могут быть преобразованы в учебные заведения иного профиля. Например, в один из центров подготовки приходских специалистов.

Как я уже указывал, публикация рейтинга не предполагается характером документа, но по благословению Святейшего Патриарха промежуточный документ уже разослан ректорам духовных учебных заведений, и все на местах уже знают, на каком месте находятся.

— А зачем нужны центры подготовки приходских специалистов?

— На сегодня таких центров более 15-ти. Они имеют четыре профиля: молодежный, миссионерский, социальный и катехизаторский. Межведомственная комиссия при Учебном комитете оценивает организацию этих центров и предоставляет им право выдавать студентам по окончании обучения документ общецерковного образца. Востребованность подобного рода кадров на приходах велика, и пока используется только малая часть потенциала — так что это направление церковного образования будет интенсивно развиваться.

Увеличить количество таких центров как раз можно будет за счет заканчивающих свое историческое существование духовных училищ. В качестве примера можно привести Читинское духовное училище, которое сейчас находится в стадии преобразования в Центр подготовки приходских специалистов. А вот Вологодская семинария, наоборот, после решения Синода в 2013 году повысила свой статус и очень динамично развивается силами ректора, Вологодского митрополита.

Автономно-междусобойное существование нам неполезно

— Должны ли церковные учебные заведения соответствовать параметрам светских вузов?

— Безусловно. Это требование времени. Все церковные учебные заведения имеют лицензию, и Святейшим Патриархом поставлена задача провести государственную аккредитацию по крайней мере лучшей части семинарий. Соответственно, семинарии подлежат лицензионным и аккредитационным проверкам Рособрнадзора. И задача Учкома – помочь подготовиться церковным учебным заведениям к государственной аккредитации.

Конечно, эта работа добавляет нам много хлопот: государственные требования всё время меняются. Например, было требование, что вузу необходим договор с поликлиникой, но при этом поликлинике, чтобы осуществлять медицинскую деятельность на территории семинарии, нужно изменить лицензию. Можете представить, какие нужны усилия, чтобы руководство поликлиники согласилось переоформить свою лицензию! То же самое касается требований к преподавательскому составу, к учебно-нормативному обеспечению – нормы, к несчастью, предельно нестабильны.

С другой стороны, процесс получения госаккредитации — это стимулирующий фактор. Автономно-междусобойное существование нам весьма неполезно. И церковному учебному заведению как некоей абстрактной провинциальной духовной школе с выдачей собственных дипломов теперь пришел конец.

— Насколько болезненным для церковных учебных заведений был переход на болонскую систему?

— В этом переходе было много полезного. Да, магистратуры стали профильными по направлению, но это очевидные требования времени, понятно, что нужно переходить к специализации факультетского типа, это в магистратуре и осуществляется — преподаются на выбор библейские, богословские, исторические, церковно-практические дисциплины.

Очевидно, необходимым был и переход от урочно-опросной системы, которая рекомендовалась в духовных школах в советский и постсоветский период, к лекционно-семинарской. Преподавание в высших учебных заведениях – это не уроки с опросами, а лекции, семинары, практические занятия.

Что касается каникул, да, мы стали больше учиться, но если не сердцем, то головой я понимаю, что неадекватное количество выходных и каникулярных дней, которое у нас имело место до болонской системы, было вредно для учебного процесса. Богослужебный цикл – это одно, а учебный год – другое, он не может быть связан напрямую с пасхалией, например.

Если в чем и есть болезненность, то в непонятной изменчивости внешних форм нашего государственного высшего образования, учитывать которую мы должны. Происходит постоянное мельтешение критериев и требований – например, полноценно не решен вопрос со статусом теологии в системе высшего образования. Защищать диссертации по теологии на сегодняшний день невозможно, нет соответствующего совета. Дисциплина есть, а соответствующего диссертационного совета нет – абсурд.

Слагаемые успеха

— От чего зависит успешность и неуспешность духовного вуза, вы можете привести примеры правильной стратегии или типичных ошибок по результатам инспекции?

— В качестве положительного примера, безусловно, можно назвать Саратовскую духовную семинарию. Из чего складываются параметры успешности?

Во-первых, из безусловной заинтересованности правящего архиерея. Когда правящий архиерей видит, что иметь хорошую семинарию в своей епархии не просто престижно, но само по себе выковывание кадров образованного духовенства и церковных тружеников в качественном высшем учебном заведении — один из краеугольных камней позитивного развития для епархии, — то это своего рода глубина, трезвость и правильность видения ситуации.

Во-вторых, залогом успеха является формирование квалифицированного профессорско-преподавательского корпуса. Преподавательский корпус не должен состоять преимущественно из совместителей! Костяком должны быть люди, для которых место работы в образовательной области является главным. Конечно, хорошо привлекать известных преподавателей из светских вузов, но и при самом церковном учебном заведении должен быть сильный костяк «своих» квалифицированных преподавателей.

В-третьих, достойная оплата труда преподавателей. «Невольник — не богомольник» — церковная поговорка, или «Рабский труд непроизводителен» — слова одного нецерковного экономиста. Труд должен достойно оплачиваться!

В-четвертых, важна работа с абитуриентами. В наше время эта работа может осуществляться в разных формах. В качестве дискуссионного, но несомненно отвечающего вызовам времени примера назову известный видеоролик Казанской духовной семинарии, подготовленный ее новым руководством. Подобный жизненный, позитивный креатив свидетельствует о процессах обновления и развития, которые идут в духовной школе, некогда бывшей одной из четырех академий Российской Церкви и ныне вновь динамично развивающейся.

Семинариями должны обеспечиваться и нормальные условия для жизни и труда студентов. На это большое внимание обращает Святейший Патриарх — студенты пришли учиться, а всяческие дополнительные послушания и обязанности должны строго дозироваться.

В-пятых, залогом успеха является нормальная атмосфера в отношениях воспитательной части администрации со студентами. Например, общежительная система в семинариях — очень важное воспитательное начало: а могу ли я пожить с другими людьми вместе, не так, как мне хочется, как я привык с мамой и папой, а самостоятельно строить отношения 4-5 лет обучения? Семинаристы – это студенты, живущие в общежитии, выполняющие определенного рода обязанности, но при этом открытые современному социуму.

— Можно поподробнее про воспитательную составляющую в церковном учебном заведении, каково ее значение?

— Церковные учебные заведения призваны давать не только образование, но и воспитание. Как бы высоко ни звучали эти слова, но все мы понимаем, что священнослужение – это не работа, а целожизненное служение. Конечно, в социуме есть сопоставимые призвания: медик, учитель, военный. Все мы хотим увидеть во враче не только специалиста, но и сочувствующего человека; в учителе не только преподавателя, но и воспитателя; в священнике не только человека, который может отслужить требу, но и наставника, утешителя. А такой навык у священника невозможен без приобретения определенного внутреннего опыта христианской жизни, воспитания души.

И здесь мы подходим к деликатнейшей сфере воспитания в духовных школах, которая, с одной стороны, необходима, ибо как будет воспитывать тот, кто сам не был воспитан, а с другой стороны, легко замещаема чисто дисциплинарными началами.

Нельзя сказать, что здесь уже найдены все подходы, но и отказаться от этой части работы в церковных учебных заведениях нельзя. Новым и хорошим примером воспитательного начала в церковных учебных заведениях является институт индивидуальных наставников. В системе Учебного комитета и в МДА эту работу возглавляет Олег Суханов – человек с высшим военным образованием, в прошлом военный моряк, исключительно любимый студентами и умеющий находить с ними общий язык. Интереснейшие материалы на специально созданном сайте индивидуальных наставников, передачи на «Богослове» и то живое общение, которое идет между ним и другими наставниками в рамках этого портала, показывают, насколько этот институт востребован.

Наставник — это человек, который занимает пограничное положение между студентами и администрацией. Чаще всего это молодой преподаватель или недавний выпускник, который может помочь студентам и в практической жизни, и в учебной деятельности, и в решении каких-то проблем, которые возникают в ходе учебы с высокопоставленными членами администрации.

Эта форма уже введена повсеместно, теперь важно, чтобы повсеместно она была наполнена содержанием. Пристальное внимание уделяется тем случаям, когда представители администрации, в том числе воспитатели, оказываются не соответствующими своему призванию. Когда соответствующие сигналы подтверждаются фактами, такие люди, однозначно, перестают работать в церковных учебных заведениях.

МДА: статистика

— Есть ли у вас статистика конкретно по Московской духовной академии? Чтобы сравнить по годам и выявить тенденцию.

— В МДА в этом году поступало в несколько раз больше молодых людей, чем обычно – более 150 человек в бакалавриат. Притом, что в этом году более жесткие требования и обязательно наличие сдачи ЕГЭ. Из этих 150 человек на подготовительное отделение взяли более 80, и сразу на I курс около 10 человек.

Новый единый учебный план подразумевает обязательные для всех четыре года бакалавриата и наличие подготовительного отделения. На подготовительном отделении преподаются церковные дисциплины, которые отсутствуют в средней школе, происходит также нормализация ситуации с обычными предметами – русским языком, иностранным языком, общегуманитарными дисциплинами, историческими дисциплинами. Но лучшие ученики из средней школы, и в особенности молодые люди, имеющие высшее светское образование, могут поступать сразу на I курс.

На выпускном курсе обычно в МДА около 60 человек: порядка 30% студентов до выпуска по разным причинам не доходит. Во-первых, в духовной школе учиться трудно. Во-вторых, кто-то переходит на заочное отделение, в силу разных жизненных обстоятельств. В-третьих, кто-то сам понимает, что оказался не на своем месте, выбрал не тот путь. А бывает, что это понимает в отношении кого-то и администрация.

Большинство студентов, оканчивающих МДА, рукополагаются. Задача семинарии — прежде всего подготовка клириков. Но здесь не может быть формального механистического подхода: «Изволь за выпускной курс решить – или ты монашество принимаешь, или женишься. А если не решишь, то диплома не получишь». Если подобное когда-то и имело место, сейчас мы такого рода давление отслеживаем и всячески пресекаем.

В МДА есть курсы, где уже к моменту выпуска клириками становятся 60% учащихся. Но соревнования, в какой семинарии больше будет клириков к концу обучения, быть не должно. Главное, чтобы потом выпускники оставались в сфере церковного труда, в сане или как церковные труженики. А таковых выпускников на сегодня решительное большинство. И в этом смысле большинство семинарий реализуют свою задачу – готовят людей, которые потом выходят на служение Церкви.

— Отец Максим, а какие у вас ощущения, промежуточные выводы от наблюдения за развитием МДА в период вашей работы в Учкоме?

— МДА — уникальное учреждение, древняя духовная учебная школа. Вынужденный «советский» перерыв именно в МДА и СПбПДА был минимален, возобновленные в середине 40-х годов Московские и Ленинградские духовные школы могли опереться на уцелевшие в годы гонений профессорско-преподавательские кадры и выпускников дореволюционных духовных учебных заведений. Поэтому эти академии по масштабу не сопоставимы с другими церковными учебными заведениями. Это институции, у которых очень большой запас прочности, которые мало зависят от личности руководителя или конкретного преподавателя. Это в самом хорошем смысле стабильность и консервативность.

С другой стороны, именно эта консервативность может приводить к определенного рода процессам инерционности. Масштаб деятельности в рамках огромной преподавательской и студенческой корпорации таков, что решение некоторых практических вопросов осуществляется медленнее, чем в небольших семинариях. Может быть, именно поэтому на сегодня еще ни Московская, ни Санкт-Петербургская академии не имеют государственной аккредитации.

Но думаю, что имеющиеся на сегодня проблемы МДА преодолимы. Некоторые области динамично развиваются, например, библиотека, которая обустраивается не только внешне, но и внутренне – привлечением современных технологий. В институте индивидуальных наставников флагманом также стала МДА. Дистанционное обучение, когда велись трансляции лекций для провинциальных семинарий, также опиралось, прежде всего, на кадры МДА.

Когда потребовалась разработка учебных программ по новому единому учебному плану, именно МДА первой разместила их на своем сайте, чтобы другие могли воспользоваться. И таких примеров успешного осуществления различных задач нашей альма-матер можно привести немало.

Кризис или не кризис?

— Одна из главных проблем провинциальных семинарий — кризис кадров. Как решается эта проблема?

— Я бы не назвал на сегодня ситуацию кризисной: проблема не столько с отсутствием кадров, сколько с тем, чтобы удовлетворить необходимым параметрам по штатным единицам, – преподавателям, для которых работа в семинарии является основной. И тут действительно перед местной епархиальной властью часто стоит задача соединить моральный и материальный факторы, чтобы преподаватель согласился сделать семинарию основным местом работы.

За последние 3–4 года здесь наметился огромный прогресс. Ситуация так называемых волонтерских договоров на оказание преподавателями благотворительных услуг почти стопроцентно ушла в прошлое. Уровень оплаты преподавателей еще не удовлетворительный, но надеемся на улучшение ситуации. А именно из-за низкого уровня заработной платы преподаватели вынуждены работать одновременно в нескольких вузах и не могут уделить студентам необходимого времени, внимания и сил.

Также кадровый состав пополняют и выпускники центральных академий и магистратур — в тех регионах, где самовоспроизводство преподавательских сил пока еще невозможно. Еще одной из форм поддержки преподавателей в последние годы становятся курсы повышения квалификации, которые и законодательно требуются, и по сути важны для поддержания преподавателей в тонусе. В целом я вижу в ситуации с преподавательским корпусом очевидную тенденцию к улучшению.

— А дистанционные лекции для провинциальных семинарий востребованы?

— Время показало, что просто трансляция лекций или занятий из центральных духовных учебных заведений как форма обучения мало востребована.

Полноценное дистанционное образование, подразумевающее соответствующие факультеты, оценку знаний учащихся — задача, которую не так просто реализовать. Такая система есть сегодня в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Но мы всё равно должны постепенно идти к тому, чтобы дистанционное обучение заменило нынешние сектора заочного обучения. Форма дистанционного образования – это требование времени, и мы к ней неизбежно придем.

В заключение хочу выразить твердую уверенность, что нынешний ответственный учебный год, когда впервые в нашей новейшей истории духовные вузы будут трудиться по единому учебному плану, утвержденному Высшим Церковным Советом и Священным Синодом, станет важным этапом в поднятии их общего уровня и приближении к решению задачи создания единого образовательного поля Русской Православной Церкви.

Учебный комитет Русской Православной Церкви учрежден в 1867 г., воссоздан в 1945 г. Является отделом при Священном Синоде, призванным осуществлять общее руководство и координировать деятельность духовных школ, оказывать им методическую помощь, вместе с правящими архиереями исполнять административные функции. При комитете постоянно действует группа по разработке новой концепции образования. В течение последних 10 лет комитет проводит ректорские совещания, семинары преподавателей духовных школ по отдельным дисциплинам, сотрудничает со светскими учреждениями и организациями. Председатель Учкома: Евгений, архиепископ Верейский, викарий Московской епархии.

Первый заместитель председателя: протоиерей Максим Козлов. Назначен на должность решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. Также решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. назначен секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного воспитания. Настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве.

Православие и Мир

Документ принят на заседании Священного Синода 22 октября 2015 года (журнал № 78). Изменения в документ были внесены на заседаниях Синода 28 ноября 2017 года (журнал № 109), 14 мая 2018 года (журнал № 33), 30 мая 2019 года (журнал № 60).

I. Общие положения

1. Настоящее Положение о порядке распределения выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви (далее — Положение) утверждено Священным Синодом Русской Православной Церкви и регулирует отношения в области распределения выпускников.

2. Положение применяется к выпускникам следующих духовных учебных заведений:

  • Московская духовная академия;
  • Санкт-Петербургская духовная академия;
  • Православный Свято-Тихоновский богословский институт;
  • Сретенская духовная семинария;
  • Николо-Угрешская духовная семинария;
  • Перервинская духовная семинария.

3. Иные учебные заведения вносятся в п. I.2 настоящего Положения по решению (распоряжению) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

4. Действию Положения подлежат выпускники:

  • бакалавриата;
  • магистратуры;
  • аспирантуры.

5. Положение распространяется на:

  • выпускников очной формы обучения;
  • выпускников заочной формы обучения, более трех лет обучавшихся на очном отделении в бакалавриате или более одного года в магистратуре или аспирантуре;
  • выпускников экстерната, за исключением указанных в п. I.6 настоящего Положения.

6. Положение не распространяется на сотрудников синодальных учреждений и комиссий, епархиальных учреждений и духовных учебных заведений в том случае, если последние работают по трудовому договору.

7. Распределение выпускников находится в ведении Комиссии по распределению выпускников духовных учебных заведений (далее — Комиссия), формируемой в соответствии с настоящим Положением в количестве не менее трех человек. Комиссия состоит из постоянных членов и членов, назначаемых на определенный срок (три года). Члены Комиссии назначаются (отзываются) по решению (распоряжению) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

8. Председателем Комиссии и ее постоянным членом по должности является управляющий делами Московской Патриархии.

9. Постоянным членом Комиссии по должности является председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви.

10. Количество и состав Комиссии управляющий делами Московской Патриархии представляет на утверждение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

11. Для ведения текущего делопроизводства председатель Комиссии назначает из числа ее членов секретаря, который в случае необходимости имеет право сформировать секретариат Комиссии.

II. Цели и задачи

1. Целью Положения является создание эффективной системы распределения выпускников духовных учебных заведений.

2. В рамках указанной цели Положение призвано решить следующие задачи:

  • регламентировать процедуру распределения выпускников духовных учебных заведений;
  • служить решению проблемы кадрового дефицита в епархиях Русской Православной Церкви;
  • способствовать развитию системы духовного образования в Русской Православной Церкви;
  • предоставить возможность выпускникам духовных учебных заведений в полной мере реализовать свои административные, научные, духовные и пастырские дарования.

III. Взаимодействие структур Московской Патриархии в процессе распределения выпускников

1. Основным органом, осуществляющим распределение выпускников в епархии Русской Православной Церкви, является Комиссия, указанная в п. I.7 настоящего Положения.

2. В процессе своей работы Комиссия взаимодействует с Управлением делами Московской Патриархии, Учебным комитетом Русской Православной Церкви, духовными учебными заведениями, перечисленными в п. I.2, и епархиями Русской Православной Церкви.

3. Все перечисленные в п. III.2 организации взаимодействуют в рамках настоящего Положения, а также прилагаемого к нему Регламента процедуры распределения выпускников (см. Приложение).

IV. Порядок распределения выпускников

1. Между духовным учебным заведением и студентом при его поступлении заключается договор об оказании образовательных услуг, согласно которому студент по окончании обучения обязан в соответствии с решением Комиссии нести послушание в церковных структурах на протяжении 2 лет после бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, если обучение проходит без перерывов, или в течение 2 лет по окончании одной из этих ступеней, если на ней завершается курс обучения. Контроль за исполнением настоящего пункта осуществляется Учебным комитетом Русской Православной Церкви.

2. В том случае, если выпускник отказывается нести церковное послушание в соответствии с утвержденным Священным Синодом списком распределения выпускников (п. IV.19), он обязан возместить учебному заведению расходы на обучение, согласно заключенному договору (п. IV.1). Если таковой выпускник рукоположен в священный сан, то по представлению Учебного комитета к нему могут быть применены дисциплинарные меры вплоть до запрещения в священнослужении.

3. Ежегодно Учебный комитет Русской Православной Церкви составляет единый реестр выпускников и направляет его в Комиссию в сроки, установленные Регламентом процедуры распределения выпускников (далее — Регламент).

4. Для эффективного распределения выпускников Комиссией и Управлением делами Московской Патриархии в рамках Регламента осуществляется сбор информации, цель которого — определение «епархий-доноров» и «епархий-реципиентов» (испытывающих кадровый дефицит), а также выяснение мнения Преосвященных архиереев о выпускниках, ранее направленных на обучение, и возможности распределения последних в «епархии-реципиенты».

5. Отдельно выделяется запрос на преподавательские кадры в духовные учебные заведения. Приоритетом пользуются учебные заведения Дальнего Востока и Восточной Сибири.

6. Отсутствие ответа епархиального архиерея в уставленный Регламентом срок рассматривается как его согласие на распределение всех категорий выпускников по усмотрению Комиссии. В данную епархию выпускники не распределяются.

7. На основании полученных ответов Комиссия формирует единый кадровый запрос в сроки, установленные Регламентом.

8. При принятии решения о распределении Комиссия учитывает способности, квалификацию, научно-исследовательский и педагогический потенциал выпускников. Информацию, имеющую значение для распределения выпускника, духовные учебные заведения обязаны предоставить в Учебный комитет для составления реестра выпускников (п. IV.3).

9. Выпускники, направленные на обучение «епархиями-донорами», распределяются Комиссией в соответствии с п. IV.8 Положения в «епархию-реципиент», но из расчета не более чем один выпускник на сто священнослужителей, находящихся в штате «епархии-донора».

10. Епархия, не имеющая собственной семинарии и при этом оплачивающая обучение своего студента в семинарии другой епархии, имеет приоритетное право на его распределение.

11. Если в епархии имеется семинария, она получает приоритетное право на возвращение направленного на дальнейшее обучение студента на должность преподавателя.

12. Абсолютным приоритетным правом на восполнение собственного кадрового дефицита обладают синодальные учреждения и духовные академии.

13. «Епархии-реципиенты» обязаны обеспечить выпускникам, распределенным к ним комиссией, и ближайшим членам их семей достойные условия проживания, оплату проезда к месту несения послушания (с семьей в командировку и обратно, один раз в год к месту проведения отпуска и обратно) и заработную плату распределенным выпускникам на уровне среднего содержания священников в данной епархии. Контроль за исполнением настоящего пункта осуществляется Управлением делами Московской Патриархии.

14. В случае неисполнения «епархией-реципиентом» обязательств согласно данному Положению, выпускник обязан известить об этом Учебный комитет. По представлению Учебного комитета Комиссия может принять решение о направлении данного выпускника для дальнейшего несения послушания в иную «епархию-реципиент», при этом общий срок несения послушания остается прежним.

15. Для материальной поддержки выпускников, распределенных в епархии, испытывающие кадровый дефицит, может быть создан общецерковный (епархиальный) целевой фонд. Учебный комитет разрабатывает систему стимулирования выпускников.

16. После завершения несения послушания по распределению выпускники поступают в каноническое ведение архиерея, управляющего епархией, из которой они были направлены на обучение. В случае преобразования епархии в митрополию выпускник направляется в распоряжение управляющего митрополией. В том случае, если епархиальный архиерей или управляющий митрополии сообщает об отсутствии необходимости в данном выпускнике, решение о его направлении на постоянное служение принимается Комиссией по распределению после консультации с выпускником.

17. Выпускник, рекомендованный к поступлению в одно из указанных в п. I.2 духовных учебных заведений викарным архиереем города Москвы, после несения послушания по распределению направляется в ту епархию, где он имеет регистрацию по месту жительства на момент поступления. Выпускник, рекомендованный викарным архиереем иной епархии, после несения послушания по распределению направляется в эту епархию.

18. После окончания обязательного срока несения послушания по распределению выпускник может по собственному желанию, выраженному заблаговременно в письме на имя епархиального архиерея той епархии, в которой служит, остаться и далее нести послушание по месту распределения при условии письменного на то согласия епархиального архиерея той епархии, из которой поступал.

19. В установленные Регламентом сроки Комиссия принимает решение о распределении выпускников с последующим утверждением этого решения Священным Синодом.

20. В случае возникновения обращений со стороны епархий или распределенных выпускников с просьбой о внесении изменений по объективным и существенным причинам в утвержденный Священным Синодом список распределения решение принимается Комиссией после исследования Учебным комитетом всех обстоятельств и, по возможности, согласования предполагаемых изменений со всеми участвующими сторонами. Подобные обращения аккумулируются к сроку, указанному в Регламенте, после чего принимаются лишь в порядке исключения.

21. К 1 сентября текущего года выпускники согласно решению о распределении обязаны прибыть на место несения послушания.

22. Епархии, в которые распределены выпускники, в установленные Регламентом сроки уведомляют Комиссию о прибытии последних к месту несения послушания по распределению.

23. Настоящее Положение также может применяться при распределении выпускников духовных учебных заведений, не перечисленных в п. I.2, в случае наличия письменного обращения на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епархиального архиерея, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация.

V. Заключительные положения

1. Настоящее Положение, все изменения и дополнения к нему утверждаются Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Председателя Комиссии.

2. Все изменения и дополнения в настоящее Положение доводятся до сведения заинтересованных лиц и организаций путем опубликования на официальном сайте Учебного комитета и рассылки циркулярных писем Управлением делами Московской Патриархии.

3. Комиссия и перечисленные в п. III.2 организации несут ответственность за исполнение настоящего Положения перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.

***

Приложение. Регламент процедуры распределения выпускников

Патриархия.ru

Сайт Учебного комитета Русской Православной Церкви опубликовал интервью ректора Парижской православной семинарии иеромонаха Александра (Синякова) о результатах конференции «Лавра Преподобного Сергия и традиция духовного образования Русской Православной Церкви», которая состоялась в Московской духовной академии 28 января 2014 г. в рамках XXII Международных образовательных Рождественских Чтений.
— Как Вы оцениваете прошедшую конференцию?
— Все было прекрасно организовано. Выбранная тема актуальна и необходима в рамках как российского, так и зарубежного духовного образования. То, что она была затронута в рамках Рождественских Чтений, — очень важно. Доклады были сделаны специалистами разных областей из различных духовных школ. Я считаю, что это перспективная тема, которую можно было бы продолжить и в следующем году. Очень важно, что мероприятие проходило в Московской духовной академии, богатой своей историей, традициями.
— Как Вы знаете сейчас идет реформа духовного образования, одно из магистральных направлений которой — возможное приближение к западно-европейскому образованию, тесный контакт с ним. Учитывая тему Вашего доклада — «Взаимодействие Русской Православной Церкви с университетами Западной Европы» — как Вы считаете, достаточно ли сил у духовных академий и семинарий России для подобного взаимодействия?
— Я очень верю в то, что у Русской Православной Церкви сейчас в этой области огромный потенциал. У наших духовных академий в этом плане есть огромное богатство в плане опыта, библиотек, архивов, которые будут востребованы в общеевропейской системе образования. Поэтому участие русских духовных школ в общеевропейской Болонской системе в области богословских и религиозных наук, как мне кажется, просто неизбежно. Это необходимо для обеих сторон. Европейское образование будет неполным без участия русских духовных школ, и русские школы только выиграют от сотрудничества с западноевропейскими учебными заведениями, так что это взаимополезное сотрудничество, и, мне кажется, сейчас у наших духовных школ опыт таков, что они представляют в этом плане явный интерес. Это не просто какие-то отсталые заведения на краю Европы — это настоящие богословские школы, которым есть, чем поделиться со своими сотрудниками.
— Запад это осознает?
— Я думаю, Запад это осознает. Я со своей стороны (а я уже все-таки 16 лет на Западе) вижу, какой огромный интерес вызывает на Западе опыт исследований в рамках российских духовных школ. Сюда также надо добавить Свято-Тихоновский университет в Москве, который сейчас очень активно сотрудничает с западными учебными заведениями. Вообще, что касается русской религиозно-философской мысли конца XIX — начала XX вв., самобытного русского богословия — все это неотделимо от духовных школ. Несмотря на тот перерыв, который был в XX в. по не зависящим от нас причинам и который внес разлад в наше сотрудничество с западноевропейскими университетами, факт остается фактом: русская религиозная философская мысль, русское богословие связано именно с нашими духовными учебными заведениями. В этом плане для Запада, мне кажется, они даже более интересны, чем наши светские университеты.
— Что бы Вы пожелали нашим студентам, учащимся в системе российского духовного образования?
— Я бы пожелал им не замыкаться на самих себе, а все свое обучение ориентировать на внешний мир — нехристианский, секуляризованный. В этом сейчас наша задача: не сохранять себя, как какой-то обособленный и изолированный музей, а делать слово Евангелия, апостольскую проповедь, достояние Церкви слышимым и понятным для современного мира. Поэтому главное сейчас все свое образование строить с перспективой на то, что именно к светскому секулярному миру нам придется обращаться. Готовиться нужно в соответствии с этим, соответствовать научному и моральному уровню, которого ждут от представителей Церкви, и выглядеть вполне убедительно в этом отношении в глазах внешнего мира. Мне кажется, вот это самое главное.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *