Сайт витебской епархии

История

Успенская гора, на которой восстановлен Успенский собор, имеет, как минимум, тысячелетнюю историю использования в качестве места для культовых сооружений.

Языческое капище

Археологи предполагают, что до появления в Витебске, в XII веке, первых христианских церквей (Архангела Михаила и Благовещения) на Успенской горе существовало языческое святилище. Об этом говорит, характерное для культовых языческих мест, первоначальное название горы — Лысая. А также, найденные в ходе археологических раскопок в районе Успенской горы предметы, датируемые XII—XIII вв.: ритуальный костяной топор с магическими знаками, астрагал и др.

Вероятно, что святилище было капищем славянской богини Макоши, покровительницы женского начала и плодородия (источник?).

Деревянные церкви

Церковь на чертеже Витебска 1664 года

Первый исторический документ, говорящий о существовании христианской церкви на Лысой горе, написан в 1406 году. Это «Отступная запись Гридьки Дружиловича на землю и людей к церкви Пресвятой Богородицы», которая «писана у Витебску, в лето 6.900-ное 14».

Из привилея (правовой акт) 1503 года на права и вольности боярам и мещанам Витебска, можно сделать выводы, что именно в церкви Пречистой Богоматери хранился Привилей Витебской земли.Предположение о том, что церковь была соборной можно сделать и из содержания привилея 1509 года.
При соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы находился «двор его милости архиепископский».

В 1619 году, с назначением Иосафата Кунцевича полоцким архиепископом, Пречистенская церковь передаётся униатам и становится архиерейской. Соседний церковный дом Кунцевич избирает своей резиденцией.

12 ноября 1623 года, именно в этом доме происходит убийство униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, после чего тело сбрасывают с горы вниз, к рыбакам.
Храм разоряется горожанами. По постановлению Комиссарского суда церковь была разобрана, и заново отстроена жителями, за свой счёт. Согласно другим сведениям, в 1629 году храм сгорает, и через несколько лет, в 1636, на его месте строится новая церковь. Именно этот храм изображен на Чертеже Витебска 1664 года.

Однако, церковь быстро обветшала, и в 1682 году на средства витебского подкормия (судьи) Адама Киселя из Брусилово был построен новый деревянный храм св. Пречистой и основан базилианский монастырь.

В 1708 году Витебск сжигают русские войска. Вместе с другими городскими постройками сгорает и базилианский монастырь с церковью. Адам Кисель заново отстраивает монастырские постройки, а церковь, названную во имя Успения Пресвятой Богородицы, выстраивают на средства монастырского братства. Но новая церковь оказывается слишком мала, и в 1715 (по другим данным — в 1717) витебский мещанин Мирон Галузо, разобрав братскую, построил новую, более вместительную. Этот храм также недолго существовал, в 1722 он сгорает вместе с монастырём.

После пожара, место на Успенской горе пустовало более 20 лет, пока в 1743 здесь не начали возводить каменный храм.

Первоначальный каменный храм

Акварель Юзефа Пешки. Около 1800 года

В 1743 году на прежнем месте было начато возведение новой каменной униатской Успенского собора и строений базилианского монастыря: трёхэтажного корпуса, в котором по окончанию строительства находились кельи для монахов и школа. В примыкающем двухэтажном крыле размещалась трапезная и библиотека.
Строительство велось по проекту Иосифа (Джузеппе) Фонтана (III), из династии итальянских архитекторов (кантон Тичино). (Варшава, 29 марта 1716 — Витебск, 1773)
Считается, что за образец он взял базилику Сан-Карло-аль-Корсо в Риме, (1612—1684).

В 1745-46 гг. было начато строительство подвалов и стен храма. Поначалу, оно велось динамично, но с годами остановилось.

После присоединения Витебского воеводства к Российской империи, в 1775 году Псковским и Могилёвским генерал-губернатором графом З. Г. Чернышёвым был отдан приказ закончить строительство храма до 1777 года. Содействовал строительству и гражданский губернатор Михаил Кречетников. Постройка завершилась в 1777 году, но освящен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и св. муч. Иосфата был только в 1785 году.

  • Проект реконструкции Успенской церкви и базилианского монастыря XVIII века архитекторов И. Ротько, А. Михайлюкова
  • Главный фасад

  • Боковой фасад

  • Комплекс монастыря, состояние на 1803 год

В соответствии с указом императора Павла I от 18 июля 1799 года базилианский монастырь был передан православному ведомству, а церковь переименована в Успенский собор. Витебские базилиане были переведены в Свято-Успенский Тадулинский базилианский монастырь. Их имущество в Витебске было описано и передано этому же монастырю.
Монастырские постройки отданы в подчинение губернской администрации.

В 1804 году был утвержден проект переустройства, при котором облик храма приобрел черты классицизма: появился купол с завершением в виде маковки, были изменены криволинейные барочные фронтоны на треугольные, а также завершения двух башен главного фасада. На перестройку храма в православный собор государством было выделено 6400 рублей, а Александро-Невская лавра Санкт-Петербурга предоставила собору ризницу и другие необходимые церковные принадлежности.

  • Проект реконструкции Успенского собора архитектора И. Ротько
  • Главный фасад

  • Боковой фасад

В 1812 году французы устроили в соборе лазарет, попутно уничтожив лучшие его украшения. После изгнания наполеоновских войск собор был восстановлен.

В 1831 году в соборе отпевали Великого князя Константина Павловича, умершего в Витебске от холеры.

В 1844 году храм был отделан заново с постановкой нового деревянного иконостаса.
Через 30 лет собор вновь пришел «как снаружи, так и внутри в неисправное состояние». В 1872 году Витебским губернатором был представлен проект по очередному преобразованию внешнего облика здания. Однако Техническо-строительный Комитет МВД (ТСК) не согласился с изменениями, т.к. основным условием капитального исправления было сохранение общего характера стиля. Было запрещено менять треугольные фронтоны лучковыми, как наиболее соответствующие «характеру прочих частей фасада», а также верхние части «лицевых» башен на полушария. А вот существующий надстроенный в последнее время большой купол ТСК нашел «вовсе отличающийся внешнею своею формою от прочих частей храма, несоответствующий характеру православного храма» и рекомендовал по-возможности исправить купол в стиле храма. При этом верхнюю часть существующего фонаря большого купола заменить более изящным завершением, подобным верхней части башен главного фасада.

В результате нескольких реконструкций XIX века, первоначальный храм барочной архитектуры приобрёл черты классицизма.

В XIX веке освящён придел во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста). В одной из башен (вероятно, северной) собора, в 1864 году, была устроена часовня св. Евфросинии Полоцкой.

После установления в городе Советской власти собор и духовная семинария были закрыты. А в сентябре 1936 (по словам Григоренко — осенью 1934) года собор был взорван командой сапёра П. Г. Григоренко, будущего генерал-майора, диссидента и правозащитника. Позже он раскаивался, в том, что принимал участие в уничтожении трёх храмов. О самом взрыве Успенского собора он писал:

Ровно полтора месяца заняла подготовка взрыва. Но зато взрыв превзошел

все ожидания. Взрыва в привычном понимании вообще не было. Только гул и трескотня сыплющихся сверху кирпичей. Дом, о котором заботились власти, не только не пострадал — не вылетело, не треснуло ни одно стекло, даже в окнах, выходящих на собор. Храм просто осел, издав протяжный стон, и превратился в груду кирпичей. Именно кирпичей, а не обломков стен. Взрыв мы произвели на рассвете. И вот я стою у огромной кирпичной кучи и, честно сознаюсь, любуюсь своей работой, тем, как красиво взорвано: подъезжай машиной и прямо из этой кучи бросай кирпичи в машину. Подходили откуда-то появившиеся люди и тоже выражали свое удивление и восхищение «чистотой» работы. Особенно поражались тому, что дом стоит как ни в чем не бывало, и что церковь превращена не в развалины, а в исходный строительный материал — кирпичи. И никому, мне в том числе, в голову не пришло, что на этом месте был шедевр архитектуры и место духовного общения людей с Богом. Забыв об этом, мы любовались горой кирпичей.

В 1949 году на месте собора построили цех завода заточных станков, который был заброшен в 80-х годах, и снесён в 1998.

Восстановление храма

Главный фасад в апреле 2010 г.

В 1990 гг. разработан проект восстановления храма (архитекторы И. Ротько и А. Михайлюков (бел. І. Рацько, А. Міхайлюкоў)). Заказчиком проекта выступил КУП «Витебский центр по реставрации».

26 сентября 1998 года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заложил капсулу с памятной грамотой в основание храма и освятил первый камень на восстановление собора.

Строительные работы были начаты в июне 2000 года., подрядчиком выступило СУ №38 ОАО «Стройтрест №9».

Предварительно, на месте храма XVIII века, археологами были проведены раскопки. При них было выяснено точное местоположение юго-западного угла храма с башней, западной и южной стен. Также были обнаружены остатки пола подвальных помещений и фундамента.

Летом 2001 (или 1999?) года при проведении земляных работ на месте будущего храма были обнаружены останки сотен людей. Предположительно, это могли быть жертвы НКВД или фашистского гестапо. В 2005 найденные останки были захоронены возле собора, а на северной стене храме установлен крест и табличка с текстом:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, умученных и убиенных в годы смуты и лихолетий. Останки коих собраны при возведении Свято-Успенского кафедрального собора сего и перезахоронены 8 сентября 2005 года

4 мая 2003 года на месте строящегося храма была проведена первая литургия.

Перед зимой 2004 года строители перекрыли цокольный этаж. В 2005 был открыт нижний храм в честь Преображения Господня. К лету 2006 года были возведены стены первого этажа, к концу 2007 — закончены стены второго этажа, возведены колокольни.

15 июля 2008 года были освящены и установлены на южную башню 10 колоколов храма. Крупнейшие из них — весом 2 и 1,5 тонны.

Купола и кресты башен-колоколен были установлены 23 сентября 2008 года. Крест на главный купол был воздвигнут в конце декабря 2008.

В 2009 начаты работы по внутренней и внешней отделке храма.

28 сентября 2009 года строящийся Успенский собор посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

11 августа 2010 года архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий освятил престол нижнего храма собора во имя Преображения Господня.

10 октября 2010 года архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий совершил чин миропомазания храма в честь Преображения Господня, находящийся в нижней части собора.

В 2010 году на храм установлена декоративная подсветка.

4 марта 2011 года на северную башню собора установлен ещё один комплект из 11 колоколов, среди которых самый большой колокол (~5,2 тонны) в Беларуси. Колокола отлиты на средства российских меценатов.

7 апреля 2011 года в соборе прошла первая служба после реконструкции (в честь православного праздника Благовещения). С этого времени храм открыт для посещения, в нём проводятся службы.

30 сентября 2011 года Успенский собор освящён митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, патриаршим экзархом всея Беларуси.

Высказывания о соборе

1911 год. Фото С. Прокудина-Горского

Витебский краевед А. Сементовский-Курило в 1865 году, в очерке о Витебске, писал о соборе:

Успенский собор города Витебска принадлежит к небольшому числу тех православных храмов России, кои, поразив с первого же раза глаз зрителя величавостью своей архитектуры, строгою соразмерностью частей и прелестью месторасположения, навсегда сохранят о себе тоже отрадное впечатление. Мы, видя Успенский собор в продолжение более трех лет почти ежедневно, то посещая его для молитвы, то прогуливаясь по бульвару, то глядя на него из окон и балкона на своей квартире,-и во все это время постоянно любовались и его легкими стрельчатыми башнями, и его величественным порталом, и его строго соразмерным куполом, и всем этим вместе. Мы скажем более: осмотрев почти все лучшие храмы нашей обширной родины от Черного до Балтийского моря и посетив множество монастырей, мы редко где были поражены внутренней и внешней архитектурой виденных нами храмов настолько, как в витебском Успенском соборе. В особенности хорош этот храм, когда лучи заходящего солнца, проникнув чрез огромные окна главного входа и купола, обольют своим золотым блеском иконостас и стены его; нам кажется, что в эти минуты душа молящегося сама как бы просветляется и становится способнее постигать величие Творца вселенной!

Министр народного просвещения Российской империи, обер-прокурор Синода граф Д. А. Толстой, осмотрев храм в 1872 году сказал:

Научитесь строить храмы так прочно, легко, красиво и величаво, как этот построен храм!

Руководитель группы подрыва собора П. Г. Григоренко в 1981 году писал (в тексте заметны ошибки):

Красавец собор стоял на высоком правом

берегу Западной Двины, следя всеми своими пятью главами за проходящими судами. И люди на судах уже издали видели его и, проезжая мимо, и потом, проехав, долго смотрели назад на это чудо зодчества. Но эти люди не только смотрели, не просто любовались, они молились, осеняя себя крестным знаменем.

Многие становились при этом на колени. >См. также

Базилианский мужской монастырь

Галерея

  • План римской базилики Сан-Карло-аль-Корсо

  • Фасад римской базилики Сан-Карло-аль-Корсо. Март 2008.

  • Фрагмент акварели Юзефа Пешки. Около 1800 года

  • Фрагмент акварели Юзефа Пешки. Около 1800 года

  • Фрагмент акварели Юзефа Пешки, ок. 1800 года.

  • Напрестольная сень. Обмер 1830 года

  • Фасад. 1833 год

  • Кон. XIX — нач. XX вв.

  • Собор со стороны ул. Толстого. Открытка кон. XIX — нач. XX вв.

  • Открытка кон. XIX — нач. XX вв.

  • Марк Шагал «Вид из окна» 1908

  • Интерьер Успенского собора в 1911 году. Фото С. М. Прокудина-Горского

  • Успенский собор и Успенская гора, начало XX века

  • Успенский собор и часть Подвинской улицы, начало XX века.

  • Центральный портал собора, начало XX века

  • Стереооткрытка начала XX века

  • Вид главного фасада и план в XIX-XX веках

  • 1917 год, демонстрация

  • Начало работ по восстановлению собора

  • Март 2007 г.

  • Панорама 2007

  • Май 2009 г.

  • Собор во время строительства.

  • Одна из колоколен. Июль 2009 г.

  • Купол собора. Июль 2009 г.

  • Общий вид Зап. Двины, Успенской горы и собора. Июнь 2009

  • Апрель 2010 г.

  • Леса в центральном нефе. Апрель 2010 г.

  • Один из боковых нефов. Апрель 2010 г.

  • Боковые нефы. Апрель 2010 г.

  • Коридор в апсиде. Апрель 2010 г.

  • Вид с ул. Комиссара Крылова, апрель 2010 г.

  • Боковой фасад, апрель 2010 г.

  • Вид с южной башни Успенского собора. Апрель 2010

  • Алтарная часть. 26 июня 2010 года

  • Центральный неф. 26 июня 2010 года

  • Купол. 26 июня 2010 года

  • Лепнина. 26 июня 2010 года

  • Своды. 26 июня 2010 года

  • Собор ночью, вид с Октябрьского моста. Июль 2010.

  • Июль 2010

  • Один из входов в нижний храм Успенского собора — Преображения Господня, август 2010 года

  • Август 2010 года

  • Интерьер центрального нефа, 13 октября 2010 года

  • Вид на Успенский собор и Свято-Духов монастырь, июль 2011

  • Вид на Успенский собор и Свято-Духов монастырь со стороны сквера им. Пушкина, июль 2011

  • Успенский собор крупным планом.

  • Июнь 2012

  • Июнь 2012

  • Февраль 2015

  • 21 февраля 2015

  • Панорама 8 июня 2015. Ул. Маяковского, ратуша, ул. Крылова, Воскресенская церковь, ул. Суворова

  • Хоры. Январь 2019.

Примечания

  1. Корбут В. В поисках утраченного // СБ—Беларусь Сегодня, 26 января 2007. (статья в газете «СБ-Беларусь Сегодня») ГАВО, Ф.1947, Оп. 1, д. 69, л. 100
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Витебск / О. Н. Левко; Нац. академия наук Беларуси, Институт истории. — Минск: Беларуская навука, 2010. — 335 с.: ил. — (Древнейшие города Беларуси). ISBN 9789850811172
  3. А. П. Сапунов. Историко-статистический очерк города Витебска (Глава III)
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. Санкт-Петербург, 1865 г.
  5. Из инвентаря имущества архиепископии Полоцкой, составленного в 1618 году, двор этот был «тыном стоячим огорожен, светлиц две, двери и оконницы на завесах, печи старыя, оболон шкляных у водной светлицы три, а в другой – поперовые; пекарня на противку, с пекарни коморка, ворота и фортка, стайня, пунька на сено, истобка для схованя ярынь, лазня, клеть для збожа, пивница; в том дворе будоване все старое и погнилое». (Вит. Стар. №154)
  6. «пред праздником Введения во храм Пресвятые Богородицы сгорела соборная церковь, в которой сгорело также несметное количество золота, серебра, жемчуга, драгоценных вещей, составлявших церковную казну».
  7. «Studi sui Fontana: Una dinastia…» с.445
  8. Захар Григорьевич Чернышёв
  9. Крыша собора была деревянная. От времени она вся продырявилась. И вот в первый день Пасхи 1803 года, во время литургии, когда все православное население Витебска было в соборе, накопившаяся на сводах собора от дождя и растаявшего снега вода полилась сквозь отверстия свободов и по стенам храма. В храме в это время был и военный губернатор Витебска, граф Михельсон, благодаря содействию которого была составлена смета на покрытие всего собора железом и, кстати, на устройство купола с деревянным фонарем.
  10. Архiтэктура Беларусi. Нарысы эвалюцыiва ўсходнеславянскiм i еўрапейскiм кантэксце / рэдкал. А. Лакотка (гал. рэд.). –Мiнск: Беларус. навука, 2005–2008. –Т. 2: XV–сярэдзіна XVIII ст. –2006.–623с. С.355
  11. Петр Григорьевич Григоренко. В подполье можно встретить только крыс…
  12. Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.:БелЭн, 2001. — 328 с. — ISBN 985-11-0190-7
  13. http://www.sobor.by/idnews.php?id=2010-Aug-11-11:42:07

Источники

  • Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.:БелЭн, 2001. — 328 с. — ISBN 985-11-0190-7
  • Памяць: Гіст.-дакументальная хроніка Віцебска: У 2-х кн./Рэд. кал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. — Мн.:БелЭн,2002. — 648 с. — 5000 экз.(на белор. языке)
  • Витебск: Энциклопедический справочник / Гл. редактор И. П. Шамякин. — Мн.: БелСЭ им. П. Бровки, 1988. — 408 с. — 60 000 экз.
  • Архiтэктура Беларусi. Нарысы эвалюцыiва ўсходнеславянскiм i еўрапейскiм кантэксце / рэдкал. А. Лакотка (гал. рэд.). –Мiнск: Беларус. навука, 2005–2008. –Т. 2: XV–сярэдзіна XVIII ст. –2006.–623с.
  • Ожешковская И.Н. СТИЛИСТИКА АЛТАРНОЙ ПРЕГРАДЫ ВИТЕБСКОГО УСПЕНСКОГО СОБОРА II-ОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – НАЧАЛА XIX ВВ. Вестник БГТУ. 2012. №1
  • Довгялло Д.И. «Витебский Успенский собор в 1799 году.» 1893

Думаю, нет необходимости много говорить о почитании святителя Николая Чудотворца (в рамках статьи). Как нет, пожалуй, сегодня человека, который хоть что-то не слышал об этом святом и его чудесах. Его почитают не только православные, но и представители других религий, мусульмане, например. Теперь уже многие знают, что именно Николай Чудотворец, совершавший многочисленные чудеса, щедро творивший милостыню, – и есть прототип Санта Клауса и Деда Мороза. Жаль только, что в массовом сознании Запада сказочный образ Санта Клауса потеснил истинное, религиозное почитание святителя Николая. А вот русский народ, издавна почитал Николая Чудотворца как первого и скорого помощника во всех делах и бедах! И считал своим по происхождению. Так что святитель Николай стал поистине народным святым, прозываемым по-простому Николой или Миколой. Множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени на Руси (Россия, Украина, Беларусь – Святая Русь). Не было, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. И сегодня в Беларуси больше всего Никольских и Покровских храмов. А в дореволюционном Витебске их было пять! И это не просто цифры, а безусловное свидетельство и выражение любви к святому угоднику Божию.

Вот какие Никольские храмы были в Витебске по списку, датируемому 1904 г.:
– Николаевский кафедральный собор на пл. Свободы;
– Завитьбенская Никольская церковь в районе парка Фрунзе;
– Св. Николаевская приписная (напротив Иоанно-Богословской церкви);
– Николаевская батальонная церковь в Задвинье;
– Никольский храм Маркова монастыря и часовня Св.Николая.

Ни один из этих храмов не сохранился.

Но святитель Николай не оставил наш город без своего заступничества. И в годы гонений память о нем не истребили. Со всех сторон обращались к нему с молитвой притесняемые христиане. И не только они, но и порой сами гонители и атеисты. А он и им благотворил. И для многих из них к Богу проводником становился.

И не случайно, наверное, что одним из первых храмов после возрождения в 1992 г. Витебской епархии, стал наш храм, Николо-Георгиевский, 20-летний юбилей которого молитвенно, соборно отметили 12 декабря.

Познакомимся поближе с Никольскими храмами дореволюционного Витебска, ведь их история – история нашей Церкви.

Самым величественным среди них был, конечно, Николаевский кафедральный собор, располагавшийся в центре города на Соборной площади (ныне пл. Свободы). Собственно говоря, он и дал площади это название в ХIX в. после того как стал православным. До этого здание принадлежало иезуитам. А если заглянуть вглубь веков, то стоит вспомнить, что первоначально в этом районе находилась православная церковь великомученицы Параскевы Пятницы. Она была построена во второй половине XII века и просуществовала до конца XVI столетия. К 1649 году иезуиты построили на ее месте деревянный костел. Когда Витебск заняли русские войска (1654–1667), постройки иезуитов были переданы в православный Свято-Алексеевский монастырь. Деревянный храм изображен на «Чертежах града Витебска 1664 года» в виде продолговатого высокого здания с двумя сокрестиями. В 1716 году началось возведение каменного здания костела и иезуитского коллегиума, завершившееся в 1731 г. После присоединения униатов к Православию, костел перестроен и переименован в Свято-Николаевский собор. 17 октября 1843 года храм освящен Высокопреосвященнейшим Василием, архиепископом Полоцким и Витебским. С 26 октября 1844 года он получил статус кафедрального.

В 1869 году состоялся капитальный ремонт храма. Был изменён наружный вид собора – сооружен купол над средней частью храма. Две фасадные башни получили другой вид – в них поместили колокола.

В архиерейском доме, входящем в комплекс зданий Свято-Николаевского собора, располагалось Витебское церковное древлехранилище. Его частное открытие состоялось в сентябре 1893 года в присутствии Преосвященного Антонина. Это был первый церковно-археологический музей в Беларуси. Инициаторами создания и учредителями древлехранилища стали этнограф Евдоким Романович Романов и известный историк Алексей Парфенович Сапунов.

Октябрь 1917 года сразу внес трагические коррективы в размеренную жизнь Церкви.

Показательным в этом плане стал немыслимый ранее обыск красногвардейцами архиерейского дома, домовой Крестовой церкви, квартир священнослужителей Витебского Николаевского кафедрального собора в 1918 году. Тот факт, что красногвардейцы в шапках, с оружием в руках вошли в алтарь и прикасались к святыням, вызвал всеобщее возмущение и побудил к действиям в защиту веры даже военнослужащих: Белорусский полк взял на себя охрану Николаевского собора и архиерейского дома. 5-й Сибирский и Литовский полки потребовали от революционного комитета прекратить нападения на церкви (тогда это еще было возможно).

Судьба Свято-Николаевского собора Витебска тесно связана с деятельностью прославленного в 2007 году священномученика Николая, пресвитера Витебского (память празднуется 12 сентября (н.ст.) и в 3-ю неделю по Пятидесятнице). Священник Николай Околович с мая 1919 года проживал в Витебске. Витебская Духовная семинария была уже закрыта. По благословению архиепископа Иннокентия (Ястребова) и с разрешения гражданских властей, в 1919 году при Николаевском кафедральном соборе начала действовать пастырская школа под руководством о. Николая. К 1922 году протоиерей Николай Околович стал настоятелем Николаевского кафедрального собора в Витебске.

На время его служения в этой должности пришлось изъятие церковных ценностей. По свидетельству протоиерея Николая Околовича, в течение трех недель было четыре этапа изъятия ценностей. При последнем изъятии были реквизированы девять архиерейских крестов, а оставлен один – ветхий, без цепочки и уже вышедший из употребления. Благодаря мудрому поведению отца Николая, напрасного кровопролития не произошло: не только сама передача ценностей прошла достаточно мирно, но и были возвращены в Успенский собор изъятые литургические сосуды, что позволило вновь совершать в нем богослужения. Но наступление на церковь продолжалось. В Николаевском соборе было остановлено богослужение.

Со второй половины 30-х годов началось разрушение церковных зданий, большинство из которых являлись памятниками истории и архитектуры. В 1936 году в Витебске были взорваны Воскресенская церковь и Успенский собор, а Николаевский пережил их более чем на два десятилетия.

Великая Отечественная война нанесла определенный урон храму, но не разрушила основательно. Он по-прежнему возвышался над берегом Витьбы, около входа в парк Фрунзе. После войны в нем даже находился склад отдела социального обеспечения. Тем не менее, в список памятников архитектуры 1949 г., Николаевский собор, как и другие оставшиеся церкви, не вошел. В 1957 г. он был взорван. Эта, одна из трагических историй послевоенного Витебска, заслуживает отдельного описания. Но не хотелось бы закончить повествование об этом прекрасном храме на такой печальной ноте. Слава Богу, времена изменились. И через пятьдесят с небольшим лет, 18 июня 2009 года зарегистрирован приход Свято-Николаевского собора в Витебске.

Совсем неподалеку от Николаевского кафедрального собора в парке Фрунзе находилась еще одна церковь, освященная во имя святителя Николая. Ее называют Завитьбенской или кладбищенской. Если говорить более точно, то церковь и кладбище находились на месте нынешнего ресторана «Усадьба» (бывшая «Хата лесника») по ул. 2-й Доватора. Первое упоминание о храме относится к 1618 году. К 1860-м годам он стал кладбищенским. Предполагается, что церковь была разрушена в годы Великой Отечественной войны.

И еще одну Никольскую церковь мы находим на карте Витебска 1904 г. Обозначена она как Свято-Николаевская приписная. Предположительно церковь была приписана к церкви св ап. Иоанна Богослова и находилась близ пересечения ул. Дворцовой и ул. Богословской (ныне — Советская и Коммунистическая).

Теперь перенесемся в Задвинье и познакомимся с Николаевской батальонной церковью. Названа она в народе так потому, что принадлежала военному ведомству. Находилась возле пересечения современной улицы Советской Армии (на её нечётной стороне) с Комсомольской и Октябрьской улицами. Церковь была построена из дерева в 1779 году стараниями военного коменданта Витебска графа Сергея Сергеевича (Эрнста Густава) Миниха и солдат.

Возможно, церковь была возведена на месте более древнего храма св. Николая. В грамоте 1703 года польского короля Августа III на открытие в городе солодоваренного, пивоваренного и винокуренного цехов упоминается храм св. Николая на рынке. В XVIII веке один из городских рынков (предок современного Полоцкого рынка) находился именно на современной ул. Советской Армии.

Кстати, вторая часть улицы Советской Армии (от улицы Октябрьской до улицы Ильинского) до 1948 года была известна как улица Никольская. Она сформировалась к концу XVIII века, а название получила после возведения на ней батальонной церкви в честь святителя Николая.

В 1853 году, из-за ветхости, церковь была упразднена и передана из военного управления в епархиальное с причислением к Богоявленскому приходу. В этом же году были выделены средства на её ремонт, и 25 февраля 1856 года обновлённый храм освящён Полоцким и Витебским архиепископом Василием (Лужинским).

В 1863 году Николаевская церковь возвращена в военное ведомство.

В июле 1929 (по другим данным в 1921 г.) г. храм был закрыт новыми властями. В годы Великой Отечественной воны, Никольская церковь подверглась значительным разрушениям.

Вот выдержки из «справки Отдела охраны памятников архитектуры Управления по делам архитектуры при СНК БССР о разрушении и разграблении гитлеровскими оккупантами исторических памятников архитектуры на территории Белоруссии в 1941–1944 гг.»: «Немцы разобрали на дрова и сожгли храм Николая, выстроенный в конце ХVIII столетия Минихом».

Примечательным моментом в истории Николаевской батальонной церкви является то, что она вплоть до 1799 г. оставалась единственным православным храмом города (потом добавился Успенский собор).
И, конечно же, весь период своего существования православными были все храмы Свято-Троицкого Маркова монастыря, в том числе и Свято-Николаевская монастырская церковь.

Церковь построили в 1730 г. вне монастырской ограды, в 30-ти саженях от нее. Она была деревянная и обветшав, была основательно перестроена спустя столетие. В 1856 г. ее освятил архиепископ Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский).

И еще одно церковно-монастырское строение освящено именем святителя Николая Чудотворца. Это деревянная восьмигранной формы часовня, возведенная на самом берегу Западной Двины. Внутри ее на передней стене находилась большая икона Святителя с изображением по краям чудес угодника Божия. В народе часовню ласково называли именем Миколушки.

Почти семнадцать веков прошло после блаженной кончины Святителя, но не ослабела народная любовь к нему, не померкла со временем его слава. Каждый из нас может привести пример благодатной помощи по молитвам святителя Николая Чудотворца. Как же мы можем поблагодарить его и других, дорогих нашему сердцу святых? В качестве ответа приведу слова игумена Нектария (Морозова):

«Да хотя бы просто узнавая их — таких близких и таких незнакомых. Читая о них, созерцая их лики на древних или, наоборот, совсем новых иконах, и, конечно же, молясь им. Или еще лучше — хоть в чем-то стараясь быть на них похожими».

Газета “Саратовская панорама” № 50 (927)
Подготовила текст прихожанка храма Людмила Чистякова

Завитьбенская Никольская церковь, крайняя слева.

Николаевская церковь Маркова монастыря

Николаевская батальонная церковь

Николаевский кафедральный собор

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *