Сам погибай а

Пословица: Сам погибай, а товарища выручай

Автор (кто сказал впервые): Высказывание принадлежит выдающемуся русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову, который прославился не только своими блестящими военными победами, но и заботой о простых солдатах. Слова так понравились русскому народу, что со временем обрели пословичный смысл. Теперь это не цитата, а пословица, известная всем.

Смысл, значение:

«Сам погибай, а товарища выручай» – это пословица о том, что в трудную минуту нужно думать не только о себе, но и о друге. Она учит людей преданности, верности, честности и взаимопомощи. Пословица призывает человека не бросать товарищей в беде, а всячески помогать в момент жизненных испытаний.

Похожие по смыслу пословицы:

Назвался другом — помогай в беде.
На друга надейся, а сам не плошай.
Выручай товарища – и сам будешь цел.
Выручай товарища в бою: ты спасёшь его жизнь, а он – твою.
Сам не отставай и товарищу помогай.
Сам не падай и другого не роняй.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.

Рассказ, история из жизни

На каникулах Ваня и Леня отправились в лес за ягодами. Лене было всего одиннадцать лет, но так как Ване через месяц должно было исполниться шестнадцать, то родители отпустили их на прогулку одних. Сначала мальчики бегали по опушке, а затем углубились в лес.

После продолжительных поисков они нашли земляничную поляну и принялись собирать ягоды. Они так увлеклись, что не заметили, как стемнело и наступил вечер.

Друзья отправились домой, но по дороге заблудились. Тогда Ваня снял свою куртку и сделал Лене постель, а затем всю ночь караулил его.

Утром он отдал мальчику половину собранной земляники, а сам проглотил лишь несколько ягод. Затем Ваня попытался сориентироваться на местности и найти дорогу домой. Он взял Леню за руку и повел его по тропинке, которая вела в сторону поселка. Но мальчик быстро устал и не мог дальше идти. Тогда Ваня поднял его и понес на руках.

В пути он дал ему оставшиеся ягоды и всю фляжку сока. Сам Ваня ободрал руки и лицо о колючий кустарник и стер ноги в кровь. Несколько раз он останавливался, чтобы перевести дух и не упасть в обморок. Наконец, они выбрались на проезжую дорогу. Ваня посадил Леню на скамейку у автобусной стоянки и, сев рядом, потерял сознание. Он очнулся дома; рядом стояли родители и соседи, которые улыбались ему.

– Где Леня? – с трудом прошептал Ваня.

– Жив и здоров, – весело ответил дед Василий. – Ты молодец, настоящий герой, спас мальчугана. Сам погибай, а товарища выручай – так поступают настоящие мужчины!

Текст 2

(1) Весной 1942 года немецкие самолеты нашли и забросали глубинными бомбами английскую подводную лодку. (2)Когда бомбежка утихла, экипаж обнаружил: лодка обречена — руль и система подъема повреждены, связь на глубине не работала. (3)Люди приготовились к медленной смерти. (4)Но был один маленький шанс: на лодке держали двух голубей. (5)Может быть, птицы помогут связаться с базой? (6)Голубей поместили в спасательную капсулу, через торпедный аппарат выбросили наружу и стали ждать.

(7)Помощь пришла на вторые сутки. (8)Спасительницей оказалась голубка. (9)В жестокий шторм птица пролетела над океаном несколько сот километров и принесла на базу координаты лодки. (10)За этот подвиг голубка награждена высшей специальной военной наградой Великобритании. (11)Птице поставлен памятник, она навечно зачислена в экипаж лодки.

(12)Животным люди воздвигли множество памятников. (13)При этом в счёт не идут многочисленные скульптуры лосей, оленей, медведей, тигров и львов, сооруженных возле дорог и домов украшения ради. (14)Идет речь о памятниках за конкретные заслуги.

(15)Есть в Америке памятник воробью, уничтожителю гусениц.

(16)В немецком городке Мюнстер стоит памятник петуху, воздвигнутый в честь эпизода средневековой давности. (17)Четыреста лет назад осажденный, умиравший от голода город на крепостную стену выпустил петуха. (18)Петух был единственный в крепости. (19)Но неприятель решил, что в городе много припасов, и снял осаду.

(20)Многочисленные памятники животным и истории, с ними связанные, показывают, как тесны отношения человека с окружающим его миром природы.

«Сам погибай, а товарища выручай!»

Этого суворовского изречения всегда придерживались в бою мои однополчане. Хорошо сказал А.Твардовский об этом.

У летчиков наших такая порука,

Такое заветное правило есть:

Врага уничтожить — большая заслуга,

Но друга спасти — это высшая честь!

С полевого аэродрома Чарторыск мы взаимодействовали с прославленной армией генерала Чуйкова — 8-й гвардейской. После боев на Тамани, на Керченском полуострове нам, летчикам, здесь казалось потише, но это было далеко не так.

В один из боевых вылетов девятку штурмовиков повел капитан Бердашкевич. Задачу им поставили сложную — предстояло уничтожить переправу на реке Буг и тем самым воспрепятствовать отходу вражеских войск. Миша тщательно проиграл весь маршрут с летчиками. Показывал на карте, чертил прутиком на земле характерные ориентиры, предполагаемые зенитки. Потом каждый из ведомых повторил «полет». И только когда Бердашкевич убедился, что всем все понятно, скомандовал:

— По самолетам!

При подходе к цели летчики снова услышали его спокойный и мягкий голос:

— Снять предохранители. Разомкнитесь, держитесь свободнее…

Группа с разворота зашла на переправу. Зенитки со всех сторон били по нашим штурмовикам.

— Маневр, ребята! Маневр! — скомандовал Бердашкевич и в пикировании бросил машину на переправу.

За ним устремились остальные, и вот цель накрыта бомбами. Но трассы огня с земли скрестились и над штурмовиками. Самолет летчика Хухлина как-то неловко, будто нехотя, без надобности, с развороченным крылом, с разбитым стабилизатором полез вверх, затем резко опустил нос с остановленным винтом и пошел к земле. Хухлин сумел выровнять, а затем посадить разбитый Ил-2 на маленькое, изрытое воронками поле за переправой на вражеской стороне.

И тут же, как воронье, к штурмовику бросились со всех сторон гитлеровцы. Все это увидел ведущий группы Бердашкевич и направил всю девятку «илов» на помощь своему ведомому. Штурмовики, пикируя один за другим, отбивали окружающих наш самолет гитлеровцев, а Андрей Коняхин, верный и неразлучный друг Виктора Хухлина, пошел на посадку туда, где сидел его штурмовик.

Самолет Коняхина коснулся земли совсем недалеко от «Ила» Хухлина, попрыгал по кочкам да буграм и замер. Фашисты, почуяв двойнную добычу вновь бросились в атаку. Бердашкевич с группой отбил и ее. Тем временем Андрей, спасаясь от наседавших автоматчиков, открыл по ним огонь из пушек и пулеметов своей машины, но трассы огня проходили высоко, минуя врага. Тогда воздушный стрелок Коняхина выскочил и нечеловеческим усилием приподнял хвост штурмовика! Летчик застрочил по гитлеровцам прицельно.

А Хухлин поджег израненный «Ил», подбежал к самолету друга и вместе со своим стрелком забрался в заднюю кабину. Коняхин развернул машину, дал полный газ с форсажем, и вот штурмовик понесся на растерявшихся гитлеровских автоматчиков — и в небо.

Позже Андрей рассказывал, как уже после отрыва от земли он засомневался: хватит ли бензина до дома? Оглянулся на кабину стрелка да так и обмер — рядом с пулеметом торчат две ноги!

Оторопел пилот, а потом понял, что это его воздушный стрелок, на ходу впрыгнул в уже занятую экипажем Хухлина кабину, так и не сумел развернутся в тесноте — застрял вниз головой.

После посадки мотор машины заглох — кончилось горючее. Все, кто был на аэродроме, помчались к замершему штурмовику. И вот начали разбираться: вытащили из задней кабины одного воздушного стрелка, второго, потом летчика. Коняхин сидел в своей кабине бледный, откинувшись головой на бронеспинку, закрыв глаза, его мокрые курчавые волосы прилипли к вискам.

Первым к нему бросился майор Карев и стал целовать его. Затем, прямо на крыле самолета, он взволнованно обратился к однополчанам:

— Товарищи! Летчик Коняхин выполнил заповедь великого полководца Суворова: сам погибай, а товарища выручай! Он трижды выполнил эту заповедь — и штурмовик привел на аэродром, и друга спас, и сам жив. Качать героя!

Летчики и стрелки вытащили Коняхина из кабины и так, на руках, донесли его до штабной землянки. На другой день нагрянули фотокорреспонденты из армейской и фронтовой газет. Хотели сфотографировать героя, а он спрятался от них и предал через друга полный отказ:

— Не дамся! Здесь не фотоателье, а боевой аэродром, и я позировать не намерен.

Так и вышла статья в газете без портрета Коняхина.

Однажды я была свидетелем такого диалога друзей:

— Ты еще жив? — спросил Коняхин Хухлина.

— Я-то жив, но вот, как это тебя еще не сбили? А надо бы дать тебе шрапнелью по одному месту, чтобы ты вовремя спать ложился, а не засиживался с Катюшей из медсанбата.

Вот так они всегда подсмеивались друг над другом, но друзья были верные. Еще один эпизод из той фронтовой дружбы.

— Витек! — как-то обратился Коняхин к Хухлину. — Послушай, что мне мама пишет. И Андрей достал из нагрудного кармана гимнастерки сложенный вдвое конверт.

— Где она живет-то сейчас?

— Как где? В Сибири, в селе Ястребове, что в восемнадцати километрах от Ачинска — в «родовом имении»… И Андрей начал читать письмо:

«Андрюшенька, проводила я на фронт тебя и троих твоих братьев. Наказ дала — бить супостатов, гнать их с земли русской до полной победы!.. Петя воюет танкистом, Гаврюша — артиллерист, Лева — в пехоте. А ты у меня летчик… Рожала я тебя, сынок, в бане, на соломе, без всякой посторонней помощи. Помню, после родов лежала и смотрела через дымоход в потолке в небо. Оно было такое чистое-чистое, и очень много было звезд. Твоя, Андрюшенька, звезда светилась ярче всех. Это хороший знак..»

— А в кого ты такой курчавый?

— Как в кого? В отца. Он у нас красивый и веселый. Песни петь любит и нас научил. Отец наш ведь тоже на фронте. Бедная мама… Как кончится война, сразу поеду в Ястребово свое родовое, к маме…

Хухлин обнял правой рукой плечи друга и они зашагали на стоянку самолетов, на репетицию. Предстоял концерт художественной самодеятельности и друзья готовились петь свою любимую песню:

Славное море, священный Байкал…

Аккомпанировал им тоже сибиряк — Павел Евтеев. Он возил баян с собой всю войну — как только распрощался с институтом, в котором учился на третьем курсе. А как играл Павел! Мы заслушивались его вдохновенной игрой и были благодарны за те минуты, которые нас уводили от войны…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Сочинение на тему Что такое дружба

Раскрыть «что такое дружба» одними словами очень сложно. Потому что невозможно объяснить, какие ты при этом испытываешь эмоции. Их можно только почувствовать на себе. И это в том случае, если у тебя есть настоящий друг. Рассказывать про истинную дружбу тому, у кого нет друзей, бессмысленно. Это всё равно, что говорить о любви с человеком, который никогда никого не любил.

Сочинение на тему Что такое дружба? (рассуждение)

Начиная с детского сада и школы, мы встречаем в своей жизни людей в различных коллективах, с которыми вынуждены общаться. Среди них появляются те, которые нам близки по духу, по взглядам. Возникает какая-то неуловимая связь, когда тебя тянет к определенному человеку. С ним хочется постоянно общаться. Тебе всегда приятно находиться в его обществе. Тебе интересно с этим человеком что-то обсуждать и о чем-то спорить. Когда его нет рядом, ты вдруг понимаешь, что тебе его не хватает. Продолжая общаться, у вас появляются общие интересы и увлечения. Наверное, так и зарождается дружба.

Мы объясняем понятие «дружба» почти все одинаково, подыскивая нужные слова. Это близкие отношения между людьми, основанные на взаимопонимании, взаимном доверии и общих интересах. Но ведь это всё обобщенные фразы. Как описать словами те ощущения, когда друг помогает тебе в тяжелой ситуации? Особенно, если тебе перед этим другие отказались помочь. Конечно, это можно назвать благодарность или признательность. А как описать те чувства, которые испытываешь ты сам, когда тебе предоставляется возможность помочь другу, попавшему в беду? Разве можно истолковать то твое стремление сделать для своего товарища всё возможное и невозможное, чтобы спасти или уберечь? Приходит на ум только старая русская поговорка: «Сам погибай, а товарища выручай». Наверное, лучше этого ничего скажешь. Каждый раз понимаешь, что одних слов недостаточно, чтобы объяснить, что такое дружба.

Стать для кого-то другом- этого мало. Нужно еще обладать умением дружить. А это каждодневный труд на протяжении всей жизни. Когда ты с кем-либо дружишь, ты должен следовать негласным правилам. В этих отношениях неприемлемы высокомерие, ложь, зависть, сквернословие и предательство. А за счет искренности, честности, бескорыстной помощи, поддержки в трудную минуту дружба крепнет. Но это должно быть взаимным.

Мы в жизни для себя устанавливаем всевозможные планки, которые пытаемся достичь. Они могут быть и в учебе, и в спорте, и на работе. Так вот в дружбе нельзя никогда ставить свои интересы на первое место, нужно считаться с интересами твоего товарища. Если твои далеко идущие планы могут ему как-то навредить, то следует отказаться от них раз и навсегда. Можно всего лишь раз оступиться, а потеряешь друга навсегда. И если до этого вас связывала многолетняя дружба, то будет казаться, что вмести с ним ты потерял частицу своей души. Поэтому настоящими отношениями нужно дорожить и беречь их.

В современном мире истинная дружба- это как подарок судьбы. Слишком много сейчас лжи, фальши и зависти. Хотя этого «добра» хватало во все времена. Самолюбивые, лживые и тщеславные люди не способны дружить. Они обычно ищут во всём для себя выгоду. И уже такие отношения дружескими не назовешь.

Иногда происходит подмена понятий. Некоторые считают дружбой простые приятельские отношения. Но это до первой сложной ситуации, когда потребуется помощь. Или когда потребуется уступить в чем-то друг другу. И если окажется, что никто не собирался ни помогать, ни уступать, то, как правило, эти отношения просто рассыпаются. На этот случай в голову приходит другая поговорка: «Друг познаётся в беде». Поэтому проверенная испытаниями дружба со временем становится только крепче.

Понятие «дружба» приобретает несколько другой оттенок, если этими друзьями являются, например, человек и собака. Наверное, в мире не существует более преданного друга, чем собака. Об этом немало издано книг, снято фильмов, написано картин. Одна из картин есть в школьной программе- это «Друзья» Евгения Николаевича Широкого. Как правило, сюжеты в книгах, фильмах и на полотнах душещипательные. И почти во всех случаях такие взаимоотношения- это уже больше, чем дружба. Со временем она перерастает в любовь к своему питомцу и искреннюю привязанность.

Сочинение на тему Что такое дружба? 9 класс

Похожее

Проблема детской дружбы и детских игр

Пример сочинения ЕГЭ 2019

(1)Семи-восьмилетним мальчишкой я увлекался «Тремя мушкетёрами» Дюма. (2)Пухлый том с волнующей эмблемой в виде мушкетёрского плаща, скрещенных шпаг и широкополой шляпы — первая книга, которую я сам прочитал. (3)Я уже знал многих писателей: Диккенса, Скотта, Купера. (4)Их читала мне мама. (5)Я любил эти чтения вслух, но глубокая прелесть книг, когда прочитанное так сплетается с самой жизнью, что уж не знаешь, где жизнь, а где вымысел, открылась мне впервые, когда я сам прочитал «Трёх мушкетёров». (6)У меня было три закадычных друга. (7) Мама подала мне мысль превратить друзей в мушкетёров и пережить с ними наново историю любимых героев. (8)Со временем игра наша приобрела чёткую форму, хотя мы никогда не разыгрывали сцен из романов Дюма: ни погони за бриллиантовыми подвесками, ни завтрака на бастионе Сен-Жерве, ни расправы над миледи. (9)Не придумывали мы и своих собственных с завершённой интригой сцен. (10)Наша игра была лишена всякой театральности. (11)Быть может, это объясняется тем, что нас увлекал в этой игре не сюжет, а та атмосфера тесной дружбы, которая ежеминутно могла быть подтверждена ударом шпаги, дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия, дружбы, в которой четыре человека ощущали себя, как одного, и четыре сердца, как одно сердце. (12)…Последующие годы мы виделись значительно реже, чем в пору детства. (13)Наши жизненные пути разошлись, у каждого появились свои интересы, свои надежды, а порой и тревоги, о которых не расскажешь даже самому близкому другу. (14)Но это не значит, что ослабли связующие нас нити. (15)Каждое более или менее значительное событие в жизни одного из нас как-то само собой собирало всех вместе. (16)В последний раз мы встретились 22 июня 1941 года. (17)Мы знали, что это будет последняя наша встреча, и молчали. (18)Тень вечности скользнула над нашим столом. (19)У Бориса детски дрожали пухлые губы. (20)Павел опустил голову, он мог многого добиться в жизни, но, беспощадный к себе, он не ждал пощады от судьбы. (21)О судьбе своих товарищей я узнал, вернувшись после контузии зимой сорок третьего года в Москву. (22)Дома меня ждало письмо от Бориса. (23)Он писал: (24)»Я стал такой злой и упрямый, а мне всё злости мало. (25)Хочу знать всё про вас: кто живой, а кто пал от руки фашистов, чтоб и за эти жизни взять с них ответ». (26)Я написал Борису, что знал. (27)Павел пал в боях за Москву. (28)Его имя значилось в коротенькой заметке Информбюро. (29)Там сообщалось об упорном бое, разгоревшемся в селе Н. между группой советских бойцов во главе с младшим лейтенантом Аршанским и ротой немецких автоматчиков. (30)Советские воины, отрезанные от своей части, засели в здании сельсовета и в течение нескольких часов отражали атаки немцев. (31)В конце концов немцам удалось поджечь деревянное строение. (32)Советские воины предпочли погибнуть в огне, нежели сдаться в плен. (33)Заметка была написана в обычном тоне: кратко, сухо, без подробностей. (34)Но я, для которого младший лейтенант Аршанский был соратником по Чистопрудным боям, очень хорошо представил, как всё это происходило. (35)Да, вот о таких, как Павел, разбился характер новоявленных тевтонов. (36)О судьбе Коли я узнал несколько позже. (37)Оказалось, он никогда не был на Волховском фронте. (38)Он погиб у Ильменя. (39)В один из московских госпиталей прибыл его товарищ, однокашник, который был с ним в последнем бою. (40)И последнее, что он видел, перед тем как его ранили, был Николай, тащивший на спине раненого товарища. (41)Мать Николая, пришедшая вместе со мной в госпиталь, спросила почему-то раненого, видел ли он лицо Николая в этот момент. (42)Нет, сказал тот, товарищ, которого тащил Николай, был очень велик и грузен. (43)Коля так согнулся под тяжестью его тела, что лицом едва не касался снега. (44)Коля был маленьким и тщедушным. (45)Я помню: сумка с провизией или туго набитый ученический портфель казались ему немалой тяжестью, и он поминутно перекладывал ношу из руки в руку. (46)Я бы нисколько не удивился, услышав о самом невероятном его подвиге. (47)Его беспечной дерзости хватило бы на любое отважное деяние. (48)Но рассказ раненого поразил меня: то, что сделал Николай, было сверх его физической силы. (49)Иначе сложилась судьба Бориса. (50)Он прошёл до конца весь беспримерный путь русского солдата. (51)Убитый под Ельней, он воскрес под Молодечно. (52)Он брал Варшаву и, оплаканный матерью в дни штурма Кёнигсберга, прислал ей весть из-под Кюстрина. (53)Четырежды раненный, дважды контуженный, дважды объявленный погибшим, он брал Берлин, и не его вина, если он не был в числе тех, кто поднял знамя над горящим рейхстагом. (По Ю. Нагибину *)

* Нагибин Юрий Маркович (1920—1994) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист. Учился на сценарном факультете ВГИКа. Печатается с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны. В книгах Нагибина — картины войны и труда, воспоминания детства и зарубежные встречи, судьбы современников, людей русского искусства. Его произведения отмечены драматичностью конфликтов, лирическим мировосприятием, точностью деталей. Сочинения Юрия Нагибина переведены на многие иностранные языки.

Важно помнить, что практически половину баллов

за выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку составляют баллы, полученные в результате написания сочинения (в идеале здесь можно заработать
42 балла
). О чём нужно помнить, чтобы достичь желаемых результатов?

Во-первых

, обязательно ознакомьтесь с
критериями оценивания сочинения
. Пишите его, основываясь прежде всего на них, а не на то, чему учат вас преподаватели/репетиторы/Интернет-советчики. Почему? Потому что именно на критерии оценивания опирается при проверке вашего сочинения
любой эксперт
!

В соответствии с этим примерный план

вашего сочинения может выглядеть так:

1. Вступление

2. Проблема + комментарий, основанный на 2 примерах из текста, связанных между собой смысловыми связями.

3. Позиция автора

4. Согласие с позицией автора + обоснование своего отношения к ней.

5. Вывод.

Обратите внимание, что вступление и заключение не являются основными элементами.

В принципе, можно обойтись и без них. Но! Вступление – это
«одёжка» вашего сочинения
, по которой его встречает эксперт. Никто не заставляет вас писать многословное вступление в духе Толстого. Однако 3-5 предложений, предваряющие основной текст, показывают не только вашу элементарную культуру в области написания сочинения, но наглядно демонстрируют, насколько компетентно вы разбираетесь в проблеме предложенного для анализа текста.
В заключении
продемонстрируйте, что поднятая автором проблема не оставила вас равнодушным:
вы сумели сделать для себя определённые выводы
.

После вступления переходим ко второму абзацу

. Это
основное содержание вашего сочинения
и за него вы можете заработать целых 5 первичных баллов.
Начните с чёткого и ясного определения проблемы
. Т.е., обязательно должна использоваться фраза «
поднимается проблема
«. Причём, старайтесь использовать проблему, которая лежит
на поверхности текста
, над которой не надо долго думать. Так значительно увеличатся шансы того, что вы правильно её обозначите, не ошибившись на самом первом, но очень важном этапе. Далее
прокомментируйте проблему
. Что это значит? Найдите в тексте фрагмент, в котором так или иначе отражается данная проблема и
перескажите
его своими словами, подтвердив
2-3 предложениями из текста
. Например, если в тексте Астафьева поднимается проблема отношения к пленным, то мы говорим о том, что можно относиться к ним озлобленно, с ненавистью (предложения 12-14), а можно – гуманно помогать им (предложения 36, 46).
Не забывайте о смысловых связях между частями
. Что они из себя представляют? Очень просто – в основном это
подчинительные, соединительные и противительные союзы, с помощью которых вы собственно и связываете один пример из текста с другим
. Подчинительную смысловую связь можно оформить с помощью вопросов:
«В чём это выражается/проявляется?»
,
а далее – «ответ на этот вопрос находим в предложении…».Противительные связи
применяем в тех случаях, когда видим, что
примеры противопоставлены друг другу
(например, внешняя красота притягивает наше внимание, видя красивого человека, мы часто думаем, что он идеален (предложения …).
Но/однако
истинная красота складывается не только из внешних, но и из внутренних качеств. Подтверждение этому находим в предложении…). Это коротко. Подробнее разберём 2-й абзац в сочинении, приведённом ниже.

3 абзац

посвящён авторской позиции. Ни в коем случае не забывайте употребить внутри этого абзаца само
словосочетание «авторская позиция/ позиция автора».
Когда вы будете её излагать, не поленитесь вернуться к проблеме и ещё раз её прочитать, чтобы не уйти не в ту сторону (увы, часто бывает, что проблему экзаменуемый обозначил верно, а вот авторскую позицию привёл такую, которая с этой проблемой никак не соотносится).

4-й абзац

начните словами: «
Я полностью разделяю позицию автора»,
далее обоснуйте, почему вы с ней согласились.

5-й абзац

– вывод (всё, что его касается, изложено выше.

Рассмотрим пример сочинения по тексту Ю. Нагибина

Проблема детской дружбы и детских игр

1 (вступление

). У каждого человека есть детство. У кого-то оно весёлое и беззаботное, у кого-то – трудное и полное лишений. Но дети в любом случае остаются детьми и всегда находят время на игру. Игры могут быть разными, однако именно с их помощью происходит становление личности большинства из нас. (
Данное вступление успешно подготавливает к восприятию дальнейшего текста сочинения
)

2 абзац (основной)

. В предложенном для анализа тексте Ю. М. Нагибина поднимается
проблема
детской дружбы (
проблема обозначена верно, чётко лаконично).
Автор задаётся вопросом: какие черты характера закладываются в детстве и как они зависят от игр.
Далее следует 1-й комментарий
.Ребята, о которых рассказывает писатель, в детстве играли в мушкетёров. Причём их привлекало не разыгрывание сцен из романа или придумывание собственных приключенческих интриг, нет, им нравилась сама идея настоящей мушкетёрской дружбы:
подтверждаем примером предложения из текста
«нас увлекал в этой игре не сюжет, а та атмосфера тесной дружбы, которая ежеминутно могла быть подтверждена ударом шпаги, дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия, дружбы, в которой четыре человека ощущали себя, как одного, и четыре сердца, как одно сердце» (
предложение 11
).
Но
детство заканчивается, а игры уступают место взрослой жизни. Значит ли это, что в ней друзья забудут заветы детского товарищества, забудут клятвы, негласно данные друг другу во время игры в мушкетёров? Отнюдь, нет!
(а вот с помощью этой вопросно-ответной формы изложения мы не только разнообразили синтаксический строй сочинения, но и использовали подчинительную смысловую связь)
.
Подтверждение этому находим
во второй половине текста, посвящённой дальнейшим судьбам героев,
потому что
повествователь помнит и рассказывает о каждом из них. Он с уверенностью говорит о том, что нити, связующие их, не ослабли, несмотря на время, расстояние и испытания. А значит, четыре сердца продолжили биться, как одно.
Далее следует 2-й комментарий, противопоставленный первому, значит, чтобы перейти к нему, применим противительную смысловую связь
.
Но
не только это вынесли из детства повзрослевшие «мушкетёры». Понятия чести, героической самоотверженности, умения не опускать руки и сражаться, вопреки всему – вот неполный список тех качеств, которые были сформированы в детской игре и стали основой для подвига на войне каждого из них уже во взрослой жизни.
Так,
о маленьком и тщедушном Николае мы узнаём, что он, раненый, согнувшийся чуть ли не до земли под тяжестью грузного солдата, спасет его жизнь ценой своей. С болью и восхищением автор пишет: «Я бы нисколько не удивился, услышав о самом невероятном подвиге. Его беспечной дерзости хватило бы на любое отважное деяние. Но… то, что сделал Николай, было сверх его физической силы» (предложения 46-47). А это значит, что до самой смерти Николай оставался храбрым и самоотверженным мушкетёром. И такими же мушкетёрами остались его товарищи из детства: Борис, Павел и сам рассказчик. За спиной каждого из них своя история. Но их объединило общее – все они остались верны идеалам, сформированным в детстве.

3 абзац

.
Авторская позиция выражена чётко и ёмко
: детские игры и детская дружба играют очень значительную роль в закладывании основных черт характера личности человека.

4 абзац .Я полностью разделяю позицию Ю. Нагибина

. Действительно, именно от того, во что и как играют дети, зависит формирование их внутренних духовных и нравственных основ, отношение к миру и ближним, ведь именно в детстве закладываются и формируются основы личности каждого из нас.

5 абзац (вывод)

.
Предложенный для анализа текст помог мне разобраться в том
, насколько важны для детей игры в которые они играют со своими друзьями. Перефразировав известное выражение, можно сказать: «Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу тебе, кто из тебя вырастет».
Мне очень хочется, чтобы
это понимали все родители, ведь от этого зависит будущее их детей.

Данное сочинение написано с ориентиром на критерии оценивания. Каждый его абзац (со 2-го по 4-й) отражает всё необходимое содержание. По каждому из критериев набирается максимальное количество баллов.

По тексту Аверченко Нет ничего бескорыстнее детской дружбы (ЕГЭ по русскому)

Есть ли что-то бескорыстнее детской дружбы? Какова причина зарождения детской дружбы? Эти и многие другие вопросы возникают после прочтения художественного текста русского писателя — А Т Аверченко.

Автор поднимает важную проблему, ставя ее в виде вопроса: может ли детская дружба быть бескорыстной? Размышляя над данной проблемой, АТ Аверченко повествует о детской дружбе трех мальчишек. Для того, чтобы понять может ли дружба быть бескорыстной, нужно узнать, что послужило фундаментом этой дружбы.

Чаще всего это дружба родителей, проживание на одной улице, учеба в одной школе. Так же было и у друзей из данного текста:» Фундаментом нашей дружбы-Мотька, Шаша и я — послужили все три обстоятельства…» Также автор отмечает, что у философов и у детей есть одна схожесть: они не предают значения никаким различиям между людьми-ни социальным, ни умственным, ни внешним. Мальчишки были абсолютно разные: из разных семей, разных умственно и физически. Однако героев объединяла крепкая. бескорыстная дружба, так как они не предавали этому всему значение.

Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. АТ Аверченко считает, что нет ничего бескорыстнее детской дружбы.

Я полностью разделяю мнение автора. Действительно, дружба детей, в первую очередь, основана на их интересах. Детишек не волнует материальное состояние семьи друга, внутренние и внешние состояние. Дети дружат, потому что им интересно друг с другом, их объединяют общие игры, времяпрепровождение. Многие писатели затрагивают тему бескорыстной дружбы в своих произведениях.

Так, ИА Гончаров в романе «Обломов» рассказывает историю дружбы ИИ Обломова и А Штольца на протяжении всей жизни. Взаимоотношения Штольца и Обломова начинаются как дружба очень похожих личностей, однако разное воспитание делает из них совершенно разных и даже контрастных персонажей, но которые продолжают видеть друг в друге то, что сблизило героев еще в детстве, в школьные годы. Их детская, бескорыстная дружба перешла во взрослую, такую же бескорыстную. ИА Гончаров подводит нас к мысли о том, что можно быть абсолютно разными людьми, и при этом быть настоящими друзьями, дополняя друг друга.

Обратимся к повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» в которой повествуется о всяких приключениях в жизни героев — Тома Сойера и Гекльберри Финна. И в каждом эпизоде проявлялась дружба ребят. эти два мальчика из разных семей: Том был обеспеченным мальчиком из хорошей семьи, а у Гека отец был пьяницей. Однако это не мешало героям тайно дружить и путешествовать. Их дружбу можно назвать бескорыстной, потому что они оба просто не замечали этих различий: социальных, семейных. Они дружили по настоящему и были объединены одной мечтой — найти клад.

Прочитанный текст помог мне убедиться в мнении, что детская дружба — это самые настоящие. искренние и бескорыстные отношения людей. Нет в нашем мире ничего бескорыстнее, чем детская дружба.

Пословица про дружбу:

Сам пропадай, а товарища выручай.

Ключевые слова: пропажа, товарищ,

Смысл пословицы

Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про дружбу. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.

Похожие пословицы и выражения

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.
Верному другу цены нет.
Волк коню не товарищ.
Горшок котлу не товарищ.
Горшок чугуну (котлу) не товарищ (расшибется об него).
Гусь козлу не товарищ (не брат).
Гусь свинье не товарищ.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Для других ничего не жаль.
Для дружбы нет расстояния.
Иноходец в пути не товарищ.
Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Один за всех и все за одного.
Пеший конному не товарищ.
Хороший друг лучше плохой родни.
Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
Черт попу не товарищ (поп его обманет).
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про дружбу

Скачать пословицу

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *