Самоистязание

Само по себе действие самоистязания — неразумно. (ни у Христа, ни у первых апостолов, ни у последователей их — первых иерархов Церкви — ни у кого мы этого не наблюдаем). Христиане и так претерпевали различные скорби во время гонений и ссылок. А само отношение к самобичеванию и самоистязанию — это еще одно из глубочайших различий между православием (восточным христианством) и католичеством (христианством римским), что ставит опыт восточного и западного христианства в прямое противопоставление.
Когда говоришь о христианстве, важно четко разделять его на исторические промежутки и течения. 98% всей информации о самоистязании (вериги, подвешивания, розги, власяницы и т.д.) — это времена средневекового католицизма, в котором чувственные способы самовразумления были одной из важнейших сторон церковно-монашеской жизни. В этом суть влияния древних религий народов, населяющих западную и юго-западную Европу, отчетливое римское влияние. Для католических монахов телесно-чувственные ограничения и сегодня являются важной частью духовно-практического опыта, важной и определяющей многое частью их культуры.
Если же говорить о православном христианстве, то подобный способ усмирения плоти никогда не был популярен и более того — осуждался всеобще как на юге, так и на севере ареала распространения православной религии. Так пошло еще с первых опытов восточного монашества, где, собственно, христианское монашество и зародилось. Для православного христианина плоть усмиряется молитвой и постом, рассудительностью, что и является аскезой, а крайности всегда представляют опасность впадения в прелесть. Еще первые христианские мыслители предупреждают об опасности «самобичевания»: как морального, так и физического, об опасности «самоедства», сутью которого является тешение собственной гордыни и глубочайший эгоцентризм.
«Отчаяние и мнительность рождается от доверия бесовским помыслам. Напротив того, утешение от Бога уничтожает печаль сердечную, в ея корне – в мрачных помыслах безнадежия. Оно приносит человеку благие и смиренные помыслы покорности Богу, помыслы, полные живой веры и кроткой сладостной надежды» (святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам).
p.s. спасибо за хорошие вопросы! Они здесь давно уже редкие гости.

Самоистязание. — Стремление причинить себе вред и страдание по существу своему несвойственно здоровому человеку при нормальных условиях и встречается только или в болезненном состоянии у нервно- и душевнобольных, или же под влиянием религиозного фанатизма. С. у душевнобольных проявляется в разнообразной форме — одни больные отказываются от пищи, другие причиняют себе раны, ожоги, увечья и т. п.; в некоторых случаях С. смежно с стремлениом к самоубийству. Мотивами к С. у душевнобольных служат чаще всего ложные идеи, бред самообвинения у меланхоликов; эти идеи, которые больной принимает нередко за «голоса», требуют самонаказания за грехи. Обыкновенно это бывает связано с потерей кожной и вообще телесной чувствительности; больные, причиняя себе глубокие раны, иногда при этом испытывают весьма слабую боль. И нелепые идеи слабоумного и помешанного также могут быть поводом к такому С. Особенно интересны случаи С. у истеричек, которые нередко морят себя голодом, проглатывают массу булавок, выпивают вредные жидкости и т. п. Кроме свойственной истеричкам малой чувствительности кожи и слизистых оболочек, здесь специальную роль играет стремление обратить на себя внимание, позировать, вызвать сочувствие и т. п. С. на почве религиозной — явление довольно распространенное; оно встречалось во все времена и особенно свойственно сектанству, т. е. преследуемым религиозным учениям, хотя наблюдалось и в господствующих или признанных религиях. Так, в средние века, в эпоху сильного религиозного движения, совпавшего с крестовыми походами, толпа приходила иногда под влиянием процессий, религиозных картин, проповедей в такое возбужденное состояние, что многие делали себе повреждение, некоторые бросались в воду для очищения от грехов. У мусульманских дервишей до сих пор можно наблюдать проявление С. в момент религиозного экстаза. С этой же точки зрения можно смотреть на обеты крайнего голодания, бичевания, на подвергание себя непогоде при полуобнаженном теле, на отказ от постели и т. д. как на проявления С. Среди лиц, упорно подвергающих себя активному С. и проповедующих это другим, иногда попадались настоящие душевнобольные, маньяки, которых жизнь и идеи в сущности ничего общего не имеют с религиозными учениями, а представляют собою известную форму бреда. В средние века особенно распространен был бред одержимости дьяволом; страдавшие этим бредом подвергали себя нередко самым жестоким истязаниям для изгнания нечистой силы. Гораздо интереснее по своей близости к нам явления С., игравшие большую роль в истории нашего раскола (см. выше Самоистребление). С. на почве фанатизма также встречается на Руси (вериги, самопоранение и т. п.). Членовредительство для уклонения от воинской повинности навряд ли можно отнести к С. Об С. в форме оскопления см. Скопчество. Ср. Максимов, «Сибирь и каторга»; Ch. Richet, «L’homme et l’intelligence» (1884); Legrand de Saull, «L’état mental des Hysteriques»

И. Оршанский.

НОВОСТИ БИБЛИОТЕКА КАРТА САЙТА
Атеизм Религия и современность Религиозные направления Мораль
Культ Религиозные книги Психология верующих Мистика

Христиане не такие уж и консерваторы, как это может показаться на первый взгляд. На самом деле за 2000 лет существования этой религии изменилось в ней достаточно много различных моментов. От некоторых убеждений и обрядов, которые сегодня могли бы показаться дикими, уже давно отказались. В нашем обзоре 10-ка устаревших христианских традиций и верований.

Апокрифы


Апокрифы

Многие из самых странных верований в этом списке были взяты из библейских книг, которые считали священными некоторые ранние христианские секты (например, гностики). Позже было обнаружено, что данные книги были сфальсифицированы.

Так, книга Еноха якобы была хроникой падших ангелов, которые дали людям запрещенные знания, но позже было доказано, что книгу написали те, кто утверждал, что «обнаружил» ее.

Еще одна книга — «Евангелие от Фомы» — является хроникой детства Иисуса. В ней рассказывается о том, как Иисус оживлял глиняных птиц и воскресил мертвого друга. Тем не менее, было доказано, что эта книга была написана спустя столетия после смерти Христа, а события, в ней описанные, не имеют никаких документальных подтверждений.

Совсем недавно было обнаружено и «Евангелие от Иуды», которое также вскоре оказалось подделкой.

Доступ к Библии


Доступ к Библии

Библия не всегда была столь доступной, как сейчас. В средние века некоторые экземпляры Библии приковывали цепями, чтобы предотвратить их кражу. Это в значительной степени связано с тем, что полная Библия (экземпляры, написанные от руки монахами) была невероятно дорогой. Поскольку большинство народа было неграмотным, делать всем по копии было просто расточительно (тем более, люди каждый день ходили в церковь, где могли прочитать или услышать что-то из священного писания).

Даже после того, как Библию начали печатать, еще сотни лет велись споры, кому можно ее читать. В нынешние времена христиане не только считают, что каждый желающий имеет право читать и изучать Библию, но и настаивают на важности изучения и знания Библии.

Оккультизм


Оккультизм

Сегодня христианство с неодобрением относится к оккультизму, но было время, когда оккультное движение считалось безвредным и даже в чем-то полезным. В конце 19-го века оккультные науки считались безопасной забавой, а проведение спиритического сеанса не считалось злом. И это при том, что оккультные и духовные искусства прямым текстом запрещены в Библии. Позже, в 1900-х годах, с появлением таких одиозных личностей, как Алистер Кроули, оккультизм снова начали осуждать.

Другие боги


Другие боги

Изначально Священное Писание не исключало существования других богов. Зачастую в них даже встречались упоминания о некоторых других божествах или демонах, таких как Ваал. Но внезапно эта вера куда-то исчезла перед тем, как было закончено написание канонической Библии. К примеру, апостол Павел в своих посланиях ругает раннюю церковь за признание других богов. А апостол Петр негодовал по поводу идеи размещения образа христианского Бога рядом с изображениями римских богов.

Белый Иисус


Белый Иисус

Всегда считалось, что Христос был европеоидным мужчиной с каштановыми волосами. Но существует также ряд других изображений, которые никогда не считались каноническими. На тысячах картин и в тысячах статуй у Иисуса явственно восточная внешность. Современные исследователи часто признают, что церковные изображения далеки от истины и Иисус выглядел несколько по другому. Существует также теория, что Иисус был эфиопом.

Кинокефалы


Кинокефалы

В первые дни христианства еще существовали верования в некоторые старые мифы. Одним из таких примеров является вера в кинокефалов, или людей с головами собак. Считалось, что многие из отдаленных народов, такие как жители центральной Африки или индейцы, имеют головы собак. Различные святые, которые якобы были выходцами из далеких стран (к примеру, святой Христофор), изображались с головой собаки. Существовали даже мифы о потомках Каина, населявших Ханаан до израильтян, которые «лаяли и ели человеческое мясо».

Сатанинское ритуальное насилие


Сатанинское ритуальное насилие

В конце 70-х и начале 80-х годов многие христиане считали, что существует тотальный сатанинский заговор по вербованию детей в свои ряды. Христиане верили, что сатанисты используют скрытые сообщения в мультфильмах, играх и популярной музыке, которые побуждают детей ходить в сатанинские церкви, где их использовали для разврата и даже жертвоприношений. Эта тенденция в значительной степени была дискредитирована, когда многие музыканты и аниматоры начали подавать в суд на фанатиков, обвинявших их в подобной чуши.

Самобичевание


Самобичевание

В 13-м веке возникло радикальное христианское движение аскетов-фанатиков, известных как «флагеллянты», которые считали, что лучшим способом искупить грехи является самоистязание. Они избивали себя бичами, имитируя якобы избиение Христа. Несмотря на то, что Папа Римский вскоре осудил подобную практику «умерщвления плоти», секта продолжала существовать. Самобичевание практикуется в католической церкви до сих пор, а также встречается среди различных религиозных орденов и среди некоторых культур в Южной Америке.

Продажа индульгенций

Продажа индульгенций

В средние века некоторые жадные епископы решили подзаработать, продавая индульгенции — освобождения от временной кары за грехи, в которых человек покаялся во время исповеди. Подобные продажи индульгенций практиковались до 1567 года, когда папа Пий V запретил денежные расчеты при предоставлении индульгенции. После этого роль индульгенций в католицизме значительно снизилась, но практика их выдачи существует и поныне.

Лилит

Лилит

Ранняя церковь (главным образом гностические секты) считала, что у Адама до Евы была ещё одна жена. По мнению ряда апокрифических книг, Лилит была создана одновременно с Адамом, но отказалась подчиняться ему и стала женой ангела смерти Самаэля, после чего была изгнана из Эдемского сада. Многие ранние еврейские и христианские мифы связаны с Лилит и Самаэлем. В одних утверждается, что Лилит стала матерью демонов, в других — что от них на свет появились полулюди, такие как кентавры и минотавры. Третьи источники гласят, что дети Лилит стали вампирами.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *