Самтавро монастырь

Монастырь Самтавро (Грузия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Монастырь Самтавро

Любой путешественник, оказавшись в Грузии, стремится побывать в ее древней столице — Мцхете. И неудивительно. Наша родная старина начинается века с 9, а Колхида, как в прежние времена называли Грузию, известна еще по мифам об аргонавтах. Каждый камень Мцхеты наполнен яркой и драматичной историей маленькой мужественной страны, между молотом и наковальней — Ираном и Турцией — отстаивавшей право быть собой. Христианство стало духовным оружием грузин, здесь множество храмов и монастырей, а один из старейших монастырских комплексов прежней столицы страны — Самтавро.

Немного истории

Считают, что в этом месте жила святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Проповедуя христианство, она дошла до Мцхеты, поселилась сначала у царского садовника, а потом ушла на север города, где устроилась в шалаше. Здесь впоследствии царем Мирианом был построен храм Св. Нины — Маквловани, что значит «ежевичник». Равноапостольными в христианской традиции называют тех, кто, подобно апостолам, вел христианскую проповедь среди языческих народов. В Грузии это — святая Нина. Позже возвели и вторую церковь, Преображенскую, гораздо более высокую и вмещающую больше народа, поэтому вскоре она получила статус кафедральной.

Интересные факты

Святой царь Мириан и его супруга, святая царица Нана, были погребены в Самтавро, с тех пор ставшим усыпальницей грузинских монархов и высших иерархов церкви. Наверное, поэтому монастырь получил свое название, ведь «самтавро» в переводе с грузинского означает «царское место».

Храм неоднократно подвергался разрушениям: землетрясения, нападения врагов, например, орд Тамерлана, привели к изменению облика церквей, однако последние переделки были закончены уже в 14-15 веках. В 19 веке здесь основан женский монастырь, один из старейших в Грузии. Хотя его закрыли в годы гонений на церковь при Советской власти, церковь Преображения оставалась действующей.

Что посмотреть

Церковь Св. Нины — небольшой древний храм, типичный образец крестово-купольного стиля. Его главная особенность в том, что в основании постройки лежит воображаемый крест. Вход в храм — основание, боковые приделы — перекладина, а алтарная зона — возглавие креста.

Именно грузинские храмы, в особенности, храмы Мцхеты — «наглядные пособия», по которым студенты-историки изучают классическую крестово-купольную архитектуру.

Храм Преображения — значительно больше и вместительнее — в нем несколько ярусов, тоньше отделка, однако он тоже сохраняет особенности типичного древнегрузинского зодчества — лаконичность, строгость и совершенство форм, когда все на своем месте, и нет ни одной лишней и ненужной детали.

Самтавро особенно почитается верующими, поскольку здесь находятся христианские святыни — Иверская икона Богородицы, мощи царя Мириана и царицы Наны, мощи святого Шио Мгвимского, могила старца Гавриила (Ургебадзе), одного из самых известных подвижников современной Грузии.

Практическая информация

Добраться до комплекса можно из Тбилиси от ст. м. «Дидубе» на маршрутном такси до центра Мцхеты, далее 7 минут пешком. Номера нет, название маршрута написано по-грузински, так что лучше спросить, где именно нужное такси на Мцхету. Время в пути — 20-25 минут, стоимость проезда — 1,5 GEL. Цены на странице указаны на август 16 г.

Также в сторону Самтавро с ж/д вокзала Тбилиси отправляются электрички до станции «Мцхета», но это менее удобно, так как от станции до центра города нужно довольно долго идти пешком вдоль реки; стоимость проезда — 1 GEL. Поездка на такси обойдется в 50 GEL.

На автомобиле: по трассе Е60, по направлению Мцхета, GPS координаты: 41.846459; 44.71836.

Женский Самтаврийский монастырь Святой Нино в городе Мцхета в Грузии известен далеко за ее пределами. О нем и его монастырском укладе мы беседуем с инокиней Гавриилой (Квастиани), постриженной в день прп. Гавриила (Ургебадзе) его именем (это был первый постриг в истории монастыря именем старца Гавриила).

Монастырь Самтавро. На этом месте жила и проповедовала св. Нино

– Расскажите, пожалуйста, о монастыре Самтавро, в котором вы пребываете.

– Наш женский монастырь Самтавро Святой равноапостольной Нино расположен в городе Мцхета. Это древнейший город Грузии, наша первая и духовная столица. Расположен Мцхета в 10 км от Тбилиси. Наш монастырь является ставропигиальным, то есть находится в непосредственном ведении Патриарха.

История женского монашества в Грузии берет свое начало в нашем монастыре

Согласно церковному преданию, когда святая равноапостольная Нино пришла в Грузию для проповеди христианства с Крестом из виноградной лозы, она выбрала местом своего пребывания г. Мцхета и поселилась в царском саду (территория монастыря Самтавро). Она проповедовала христианство, исцеляла больных, а главное – обратила в христианство царицу Нану и царя Мириана. В результате произошло исключительное событие в мировом Православии: за один день весь народ Грузии принял христианство. В окружении святой Нино поселились девы, которых она наставляла, они проживали монашеской общиной. Таким образом, история женского монашества в Грузии берет свое начало в нашем монастыре со времен святой Нино.

Великий святой нашего времени, известный всему миру, старец Гавриил (Ургебадзе), по своим молитвам, окончил жизненный путь в монастыре Самтавро и последние 10 лет являлся духовником обители, а сейчас её духовный покровитель. Особое сердечное расположение к монастырю у Святейшего и Блаженнейшего Католикоса Патриарха всея Грузии Илии II, поскольку его крестная мать была игуменией Самтавро, и в детские годы Святейший неоднократно посещал обитель, где Господь сподобил его Своим посещением и озарением.

Мощи прп. Гавриила в монастыре Самтавро

– Расскажите, пожалуйста, об укладе жизни в вашей обители, о ваших сестрах, сколько их всего.

– В обители на сегодняшний день проживают 57 сестер. Две послушницы, остальные – инокини и монахини. Уклад, или Устав, у нас афонский, Иверского монастыря. Первые молитвы здесь стали возноситься с IV века, когда здесь жила святая Нина. С V века появилась епископская кафедра и мужской монастырь. А женский монастырь возник в 1820-м году. Возобновительницей монашеской жизни была Нина (Амилахвари-старшая), которая была причислена к лику святых вместе со своей племянницей, игуменией монастыря Ниной (Амилахвари-младшей), и Фамарь (Марджанишвили), в один день – 22 декабря 2016 года. Кстати, впервые за всю историю Грузинской Православной Церкви в 2016-м году к лику святых были причислены игумении, и, это интересный момент, две святые из них – из нашего монастыря.

Башня царя Мириана, в которой проживал прп. Гавриил Итак, Устав монастыря у нас афонский. Каждую ночь проходят ночные бдения. В 03:20 подъем, келейное правило до 4-х утра, затем в четыре – полунощница. Она продолжается до 06:30, потом полтора-два часа отдыха и – литургия. Во время литургии кто-то идет на службу, кто-то – на послушание.

Матушки, которые уже в силу возраста не несут физические послушания, посещают литургию. Она у нас проходит в двух храмах: в маленьком храме Святой Нины ранняя литургия в 6 или 7 утра несколько раз в неделю, а в главном храме, в основном соборе – в 9 утра. В праздничные или в патриаршие службы литургия начинается в 10 утра.

Послушания же длятся до 7–8 вечера. После них вечерняя молитва в 8 часов вечера. Это молитва общая, тут строгая посещаемость, без веских причин пропускать молитвенное правило возбраняется. Оно длится около часа.

Именно здесь христианство стало государственной религией​

Спать мы ложимся не раньше 10 вечера и не позже 11-ти. На сон отводится всего 5–6 часов. Кто может, после полунощницы утром еще спит час-полтора, у кого-то это не получается. Но, в принципе, 5–6 часов для сна – это для взрослого человека, тем более монаха или монахини, нормально и достаточно.

– Какие еще у вас есть особенности, что отличает ваш монастырь от других?

– Отличительной особенностью Самтавро является, прежде всего, тот факт, что именно здесь христианство стало государственной религией, то есть здесь был заложен духовный фундамент общественно-политической жизни, основанной на Православии.

Игумения и Патриарх Еще наше самтаврийское песнопение славится даже за пределами Грузии и очень любимо нашим Патриархом.

Отдельно необходимо рассказать о нашей игумении – духовной матери всей Грузии. Она духовно воспитала игумений многих женских обителей Грузии. Господь милостив к нам, ведь у нас духовный отец – Патриарх Илия II и духовная мать – игумения Кетеван, которая обладает большим любящим сердцем и несёт все наши скорби и болезни с терпением и смирением. Многие годы она была послушницей у Патриарха, инокиней направлена в Самтавро, где прп. Гавриил (Ургебадзе) духовно ее поддерживал. Мантию на матушку Кетеван перед постригом в монашество одел отец Виталий (Сидоренко) и подарил икону Пресвятой Богородицы «Игумения». Она пишет духовные стихи, песнопения на эти стихи исполняют на главных национальных праздниках. Самое главное: она несет в себе любовь и доброту к каждому человеку, к своему Патриарху и Родине, любовь во Христе. В Москве сейчас готовится к изданию книга об игумении Кетеван.

Когда наблюдаешь приезжающих к нам паломников, они делятся своими впечатлениями и говорят, что ощущают какой-то древний аскетический дух нашего монастыря. Видимо, молитвы предков и наших святых делают свое дело. Особенно это ощущают монашествующие паломники. Это их, конечно, очень привлекает в нашу обитель.

Монастырское кладбище

Приезжие ощущают не только дух древних святых, но и любовь старца Гавриила

И еще, конечно, приезжие ощущают не только аскетический дух древних святых, но и любовь старца Гавриила. Говорят, что у нас везде он чувствуется, батюшка Гавриил. Приезжают поклониться и помолиться ему, рассказывают такие удивительные истории. Как люди исцеляются физически и духовно, какие чудеса происходят по молитвам старца.

– Скажите, а, например, монахини могут сами взять книжку, которую захотелось почитать, или на все нужно брать благословение?

– Да, все делается по благословению. Монахиня даже покинуть свой участок послушания не вправе без благословения, даже если в келлию надо подняться на 10 минут. Нужно поставить в известность благочинную. В период послушания в течение дня даже в храм ты не вправе отлучиться без благословения.

– А что такое Исповедь помыслов, про которую вы упомянули?

– Она происходит в письменной форме. Если тревожат какие-нибудь помыслы, можно написать игумении записочку и опустить ее в специальный ящик. А игумения ее прочитает и будет рассматривать, как решить проблему в индивидуальном порядке.

Игумения Кетеван – А телефоны вам разрешают?

– Телефоны благословляются не у всех, только тем, кому они необходимы по послушанию. У некоторых инокинь, в особенности молодых, вообще нет никакого телефона. У других обычный кнопочный, у кого-то с выходом в Интернет, если он нужен для послушания. Но все это только с благословения игумении. Время пользования телефоном тоже ограничено.

– Сестрам разрешается выходить за территорию монастыря?

– Нет, мы не выходим. Если выходим, когда есть необходимость, то только по благословению и в паре, по одной не выходим.

– А в келлиях по сколько сестер проживает?

– По две сестры, в некоторых по три, но в основном по две. Внутри келлия разгорожена перегородками, поэтому есть возможность уединиться.

– Что едят в монастыре?

– Как и во всех монастырях, исключается мясо. В непостные дни разрешается рыба и молочные продукты.

– У вас монахини только из Грузии?

– Все сестры родились в Грузии. Богослужения проходят на грузинском языке. С гостями из России общаемся на русском, из других стран – на английском. Но вообще у нас очень любят русских и Россию, конечно. Так же, как старец Гавриил.

Сестры монастыря с игуменией Кетеван и духовником архимандритом Лазарем

– Я был в Грузии и сам видел, насколько рядовые люди расположены к России. Увиденное и услышанное сильно расходилось с телевизионной картиной.

– Кстати, активное духовное участие в жизни монастыря всегда принимали святые из России. Монастырь возобновил свою деятельность в 1820-м году стараниями женской общины во главе с прп. Нино (Амилахвари-старшей). В дальнейшем игумении монастыря неоднократно посещали Россию. прп. Нино (Амилахвари-младшая) поддерживала духовное общение с прав. Иоанном Кронштадтским и Великой кн. Елисаветой Феодоровной, которые оказывали помощь и поддержку монастырю.

В 2020-м году монастырь Самтавро отмечает 200-летие возобновления деятельности, сестры пребывают в неустанных трудах во славу Божию, ну а прп. Гавриил (Ургебадзе) ждёт вас все так же в Самтавро…

Обзор Мцхеты

Мцхета является самым священным городом для паломничества в Грузии, и объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мцхета находится всего в 20 км к северу от Тбилиси, в районе Мцхета-Мтианети. Город с населением около 8000 человек является одним из главных туристических направлений в Грузии.

Древняя история Мцхеты увлекательна и известна довольно подробно. Город был основан в V веке до нашей эры коренными племенами мешхинов, которые, как считается, первоначально эмигрировали из Анатолии (Турция). Легенда гласит, что город был назван в честь легендарного правителя Мцехотоса, сына первого царя Картли.

Мцхета считается центром языческого культа в дохристианские времена. В грузинской мифологии рассказывается об огромных монолитах Армази – верховного языческого бога, главы пантеона богов и других божеств. Одна легенда утверждает, что статуи Армази и Задена были разрушены молитвами Святой Нино.

Мцхета была столицей Иберии (Восточная Грузия) более 700 лет, пока король Дачи не объявил Тбилиси новой столицей. Христианство стало государственной религии Королевства Иберия в 337 году н.э. Мцхета тогда еще была столицей, и даже сегодня остается центром Грузинской православной церкви.

Мцхета расположена в широкой низменности на берегах рек Арагви и Кура, слияние которых придает воде насыщенный оранжевый оттенок. Окружающая территория полузасушливая с широкими склонами и холмами, окруженными горными хребтами. Окрестности города усеяны дачами и виллами. Мцхета стала одним из самых эксклюзивных пригородов Тбилиси… среди местных жителей она считается одним из лучшим мест, с завораживающей красотой и мягким климатом, которыми можно наслаждаться круглый год.

Достопримечательности Мцхеты

Храм Джвари

На холме, возвышающемся над Мцхетой, находится почитаемый монастырский храм Джвари, название которого переводится как «крест». По преданию, Джвари является местом, где святая Нино установила священный крест, чтобы символизировать принятие Грузией христианства в IV веке н.э. Предполагается, что это место использовалось еще в дохристианские времена, когда языческие культы собирались здесь для поклонения силам природы. Традиция «Натврис Хе» все еще происходит на ветреном склоне около Джвари, где прикрепляют ленты к Дереву Желаний в надежде, что их пожелания будут исполнены.

Храм Священного Креста, названный Большим Джвари, был построен около 600 г. н. э., и с тех пор он стал притягивать христианских паломников со всего региона. Джвари — одно из главных мест проведения грузинских церковных праздников.

Архитектура церкви представляет собой прямоугольное в основании здание, имеющее в центре ротонду с четырьмя нишевыми крыльями, что придает интерьеру форму креста. Внешнее оформление здания представлено рельефными скульптурами, созданными под греческим и персидским влиянием. В суровом интерьере преобладает деревянный крест. Редкие фрагменты древней мозаики все еще видны на внутренних стенах. В центре церкви установлен оригинальный фундамент, на котором когда-то был установлен Священный Крест Нино. Руины небольшого храма, известного как Малый Жвари, расположены рядом с главной церковью.

Собор Светицховели

Собор Светицховели — еще один знаменитый памятник христианской культуры в Грузии. Он был построен на месте разрушенной церкви Двенадцати Апостолов (IV век).

С возникновением этой церкви связано религиозное предание, связанное с принятием Грузией христианства. Предание повествует о жителе Мцхеты Элиозе, который, будучи в Иерусалиме, добыл Хитон Иисуса Христа. Сестра Элиоза – Сидония — умерла сразу же, прикоснувшись к хитону. Ее и похоронили, завернутой в него. Вскоре на могиле Сидонии выросло большое дерево — ливанский кедр. А когда царь Мириан решил соорудить храм на том месте, где захоронен Хитон Господен, кедр срубили. Из дерева вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась, повиснув в воздухе. Крестительница Грузии Святая Нино молилась всю ночь, и тогда этот столб «без прикосновения руки людской» встал на свое место и…замироточил. Чудесное миро излечивало больных от тяжких недугов. Отсюда и пошло наименование храма – Светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп». Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящен один из самых больших религиозных праздников Грузии — Мцхетоба-Светицховлоба. Отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября).

В XI веке католикос Грузии Мелхиседек начал строительство нового патриаршего храма на месте старой церкви. За всю долгую историю Светицховели не раз разрушали и реставрировали. Но в целом Свеицховели все же сохранил тот благородный облик, который придал ему в 1029 году зодчий Арсукидзе.

Светицховели – грандиозный собор крестово-купольного плана. От высокого крестообразного фасада симметрично с двух сторон отходят приделы, украшенные арочными рельефами. Фасады храма украшены каменной резьбой, характерной для грузинской архитектуры конца X — начала XI веков. Среди рельефов на стенах храма можно видеть фигуры летящих ангелов — фрагменты предыдущего храма. Во фрагментах фресок можно увидеть сцены из легенды о хитоне Господнем, связанной со строительством храма Светицховели. Под большой аркой располагается легендарный «Животворящий Столп».

Еще в средние века Мцхета являлась сердцем грузинской церкви. С тех пор, по традиции, и в наши дни все основные внутрицерковные обряды, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, проводятся в храме Светицховели.

Монастырь Самтавро

Также, в Мцхете находится действующий монастырь Самтавро, в котором похоронены правитель Мириан и его жена Нана, первыми принявшие крещение от святой Нино в 337 году.

Сам монастырь был построен в 1820 году. Но основой ему послужила небольшая древняя деревянная церковь IV в., построенная царем Мирианом. Ее купол и отдельные части храма были перестроены после землетрясения в XIII-XIV вв., тогда же сооружена алтарная преграда. В XV-XVI веках была сооружена трехъярусная колокольня. Фресковая роспись внутри комплекса датируется XVI-XVII веками.

В церковной ограде монастыря покоится старец Гавриил, один из самых почитаемых грузинских святых. Сюда неустанно тянутся толпы паломников и почитателей святого. В 1906 году в монастыре был установлен памятник Мириану и царице Нане.

Окрестности Мцхеты

Руины Бебрисцихе (крепость старца) — идеальный пункт для экскурсии на небольшом расстояние от монастыря Самтраво. Стены крепости живописны, и отсюда открывается один из лучших видов на Мцхету и долину реки Арагви.

Заброшенная крепость Армазцихе относится к III веку до нашей эры и первоначально была центром культового поклонения верховному богу Армази. Крепость расположена недалеко от Мцхеты, а неподалеку от нее находится акрополь I века до нашей эры.

Монастырь Шио-Мгвиме находится примерно в 10 км от Мцхеты на реке Мтквари. Этот монастырский комплекс был основан в VI веке ассирийским монахом-отшельником по имени Шио. Шио-Мгвиме быстро стал крупнейшим в Грузии монастырем с 2000 монахов.

Церковь Святого Иоанна Крестителя — это восьмиугольная купольная церковь, которая датируется около 570 годом н.э. В комплексе также есть базилика, названная в честь Богоматери, которая была построена по приказу знаменитого Давида Строителя в XII веке. Разрушенная вторжением Сефевидов в 1615 году, базилика была восстановлена через несколько десятилетий. Трапезная была добавлена в XVI веке. В нескольких метрах от нее находится свободно стоящая часовня XII века, в которой представлены фрески, посвященные Иоанну Крестителю.

Кухня Мцхеты

В Мцхете есть более 20 ресторанов, кафе и пивных баров, большинство из которых подают высококачественную грузинскую еду и напитки по удивительно доступным ценам. Многие из них располагают зонами и террасами на открытом воздухе, способными вместить большую компанию. В эти рестораны любят ходить как местные жители, так и гости из Тбилиси.
Ресторан «Салоби» — это подлинно грузинское гастрономическое заведение, которое славится своим лобио (бобовый суп).

Как добраться и путешествовать по Мцхете

Мцхета находится всего в 15 минутах езды от Тбилиси, поэтому такси — самый удобный способ добраться, но желательно заказать такси заранее и по самым доступным тарифам. Маршрутки отправляются в Мцхету со станции Дидубе несколько раз в день, но их график может меняться.
До большинства достопримечательностей Мцхеты можно легко дойти пешком. Прокат велосипедов предоставляется в центре города рядом с сувенирным базаром напротив главного собора. Такси дешево, но не так часто встречается на улице, как в Тбилиси.

Воскресенье, 4 марта.

Во Мцхета прямо напротив железнодорожной станции на крутом склоне находится Ольгинский монастырь (статья Архимандрита Рафаила о монастыре Св. Ольги).
Свое современное название он получил от имени жены инженера Горнич. Именно ею была обнаружена, расчищена и отремонтирована древняя маленькая церковь, погребенная под осыпью и ставшая ядром небольшой женской обители, основанной здесь Ольгой Горнич в 90-х годах 19 века. Видимо церковь Ольгинского монастыря можно идентифицировать с упоминаемым Вахушти монастырем Ахалкалакури, освященном во имя Богоматери, некупольным, в котором пребывали схимники.
Выбор места для монастыря стимулировался видимо наличием здесь мощного родника.
Церковь Ольгинского монастыря представляет собой скромную маленькую постройку, возведенную из рваного камня. Величина плит, примененных в кладке стен, указывает на относительную древность церкви, к сожалению обезличенной ремонтом.
К юго-западу от описанной церкви стоит церковь Успения Богоматери, высокая зальная постройка, ныне оборудованная под жилье и утратившая характер средневекового памятника.
В литературе упоминается еще одна, третья церковь, стоящая между главной церковью и церковью во имя Успения. К началу 20 века она лежала в развалинах. В настоящее время от нее не сохранилось и следа.

Подняться к монастырю можно от станции Мцхета минут за 15 по дорожке, которая серпантином вьется по склону. После монастыря тропа продолжается вверх. Сразу же встречается развилка. Если пойти налево, то попадаете на гребень, а потом по нему можно дойти до Ниноцминда. Церковь датируется позднефеодальным периодом. Оттуда открывается очень красивый вид на ущелье Куры и Армази.

Мы же идем направо, т.к. хотим попасть в Армази, не поднимаясь на Ниноцминда — погода была немного ветреная и на гребне бы сильно дуло… По пути было много цветов…

С перевала на первом же отроге любуемся панорамой на ущелье Куры и храм Светицховели.

Перевалив через несколько отрогов, попадаем на тропу, ведущую к Армази. На полянке около церкви еще дымится костер — тут всегда людно в выходные дни… Проходим дальше в сторону родника. На большой поляне перед родником стоят 2 палатки, вокруг суетится молодежь. Мы спускаемся на наше любимое место под большой поляной на речке — во время ветра там очень тихо.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *