Самуил пророк

Этот православный храм, расположившийся в историческом центре города, принадлежит Воронежской епархии. Его интересная конструкция в стиле барокко предусматривает единственный купол и основу — «корабль». Высота здания составляет 26,1 метров, а занимаемая территория — 0,1247 гектаров.

Храм был возведен в 1808 году при ктиторстве местного купца С. Н. Мещерякова. Этот удивительный человек за свою недюжинную силу в народе получил прозвище «Чугунный». По аналогии с прозвищем свое второе название получило расположенное поблизости Вознесенское кладбище. Горожане прозвали его Чугуновским.

Недалеко от основного храма находился Вознесенский погостовый, включавший в себя два придела. Он был каменным и обладал трехъярусной колокольней. Его строительство завершилось в 1808—1813 гг. Здание храма было исключительно летним, зимой в нем не служили. Но службу отправляли те же священники, что и в храме Самуила пророка. Потому оба храма представляли собой единое целое и принадлежали одному приходу.

Вознесенское (Чугуновское) кладбище было самым крупным в городе с XIX века. Оно делилось на несколько секторов. В правом хоронили лютеран (территория нынешнего Телецентра), в центральном (ул. III Интернационала) располагались захоронения ратных людей, в левом (рядом с тюрьмой) секторе находили покой больные и арестанты.

Приход Советской Власти стал настоящей катастрофой. Вознесенский храм закрыли в 1929 году. Храм Самуила пророка превратили в приют для беспризорных детей через год. А в 1931-м уничтожать начали и само кладбище.

Основные повреждения храм получил в годы войны. А в 1943–51 гг. в его стенах существовал стекольный цех. К концу 1950-х гг. от храма практически ничего не осталось. На месте кладбища в 1960-х начали возведение спорткомплекса «Юбилейный». В начале 1990-х гг. в остовах храмов расположили свои мастерские местные скульпторы и художники.

Вторую жизнь храмовый комплекс получил с переходом к Воронежской епархии в 1993 году. В наши дни восстановленный храм служит памятником пограничникам, отдавшим жизнь в защите рубежей Родины.

1 В гористой местности Ефре́ма, в Рамафаи́м-Цофи́ме, жил человек по имени Елка́на, сын Иероха́ма, сына Елиу́я, сына То́ху, сына Цу́фа, ефремля́нин. 2 У него было две жены. Одну звали Анна, другую — Фенна́на. У Фенна́ны были дети, у Анны же детей не было. 3 Каждый год он ходил из своего города в Сило́м, чтобы поклоняться Иегове воинств и приносить ему жертвы. Там два сына И́лия, О́фни и Финее́с, служили священниками Иеговы. 4 В тот день, когда Елка́на приносил жертву, он давал своей жене Фенна́не и всем её сыновьям и дочерям несколько частей, 5 Анне же давал только одну часть. Он любил Анну, но Иегова закрыл её утробу. 6 Жена-соперница постоянно изводила её, заставляя расстраиваться из-за того, что Иегова закрыл её утробу. 7 Так она поступала из года в год, когда они ходили в дом Иеговы: изводила её, а та плакала и не ела. 8 Её муж Елка́на говорил ей: «Анна, почему ты плачешь, почему не ешь? И почему твоё сердце печально? Разве я для тебя не лучше десяти сыновей?» 9 Как-то раз, когда они поели и попили в Сило́ме, Анна встала — а священник И́лий в это время сидел на скамье у входа в храм Иеговы — 10 и, скорбя душой, стала молиться Иегове и горько плакать. 11 Она дала обет, говоря: «Иегова воинств, если ты обратишь внимание на страдания своей рабыни и вспомнишь обо мне, если не забудешь о своей рабыне и дашь своей рабыне ребёнка мужского пола, то я отдам его Иегове на все дни его жизни, и бритва не коснётся его головы». 12 Пока она долго молилась Иегове, И́лий наблюдал за её губами. 13 Анна же говорила в своём сердце: её губы шевелились, но голоса не было слышно. И́лий подумал, что она пьяна, 14 и поэтому сказал ей: «Долго ли ты будешь пьяной? Протрезвись от вина». 15 Но Анна сказала: «Что ты, мой господин! Перед тобой женщина, у которой подавлен дух. А вина или крепкого напитка я не пила. Я изливаю душу перед Иеговой. 16 Не думай, что твоя рабыня негодная женщина. Всё это время я молилась из-за глубокой печали и огорчений». 17 Тогда И́лий сказал: «Иди с миром и пусть Бог Израиля даст тебе то, о чём ты его просила». 18 На это она сказала: «Пусть твоя служанка найдёт благосклонность в твоих глазах» — и пошла своей дорогой. Она стала есть, и её лицо больше не было печальным. 19 А рано утром они встали, поклонились Иегове и отправились к себе домой в Ра́му. Елка́на имел близость со своей женой Анной, и Иегова вспомнил о ней. 20 Не прошло и года, как Анна забеременела и родила сына. Она назвала его Самуил, объяснив: «Я вымолила его у Иеговы». 21 Спустя какое-то время Елка́на пошёл со всеми своими домашними принести Иегове ежегодную жертву и своё приношение по обету, 22 но Анна не пошла. Она сказала мужу: «Когда мальчик будет отнят от груди, я отведу его, чтобы он предстал перед Иеговой и остался там навсегда». 23 На это её муж Елка́на сказал ей: «Делай, как угодно в твоих глазах. Оставайся дома, пока не отнимешь его от груди. И пусть Иегова исполнит своё слово». Она оставалась дома и вскармливала сына, пока не настало время отнять его от груди. 24 Когда он был отнят от груди, она вместе с ним отправилась в путь, взяв трёхлетнего быка, одну е́фу муки и большой кувшин вина, и пришла в дом Иеговы в Сило́ме. Мальчик был с ней. 25 Быка закололи, и мальчика привели к И́лию. 26 Она сказала ему: «Прости, мой господин! Жива твоя душа, мой господин, я та женщина, которая стояла здесь и при тебе молилась Иегове. 27 Я молилась вот об этом мальчике, и Иегова дал мне то, о чём я его просила. 28 Теперь я отдаю его Иегове. Он отдан Иегове на все дни его жизни». И там Елка́на поклонился Иегове.

Иисус Христос Спас Вседержитель Пантократор Спас Нерукотворный Спас на престоле Спаситель в рост Святая Троица Тайная вечерия Древо Жизни Божия Mать Взыскание погибших Владимирская Всецарица Всех скорбящих радость Вифлеемская Геронтисса Достойно есть (Милующая) Иверская Иерусалимская Казанская Неопалимая купина Нерушимая стена Неувядаемый Цвет Неупиваемая Чаша Остробрамская Покров Богородицы Святое семейство Сладкое лобзание Семистрельная Смоленская Скоропослушница Страстная Троеручица Умиление Феодоровская Святые покровители Ангелы и Архангелы Александр Невский Андрей Первозванный Вера, Надежда, Любовь и Софья Владимир Великий Георгий Победоносец Димитрий Солунский Елена и Константин Иоанн Предтеча Илия Пророк Киприан и Устиния Ксения Петербургская Лука Крымский Матрона Московская Михаил Архангел Николай Чудотворец Пантелеймон целитель Параскева Петр и Феврония Муромские Серафим Саровский Сергий Радонежский Спиридон Тримифунтский Царская семья Именные иконы Женские именные иконы Мужские именные иконы Нательные именные образки Маленькие именные иконы Мерные иконы Праздничные иконы Ювелирные изделия Нательные иконы Нательные крестики Цепочки Церковная лавка Свечи Рукописные иконы Божией Матери писаные иконы Иисуса Христа Спасителя писаные иконы Николая Чудотворца писаные иконы Святых покровителей писаные иконы Ангелов и Архангелов писаные иконы Венчальные иконы писаные Серебряные иконы Серебряные венчальные иконы Серебряные иконы Иисуса Христа Серебряные иконы Божией Матери Серебряные иконы Святых Маленькие серебряные иконы Нательные иконы. Серебро. Иконы на дереве Афонские иконы под старину Иконы на липовой доске Резные иконы Иконы на холсте Иконы конгрев Иконы с мощевиком Редкие иконы Венчальная пара Иконы на свадьбу На новоселье Помогающие иконы Исцеляющие иконы Иконы для работы Иконы для семьи Иконы для детей Иконы для женщин Иконы для мужчин

Пророк Самуил жил более чем за 1000 лет до Рождества Христова. Он был судьей еврейского народа. Родился по молитве матери, почему и назван Самуил, что значит «испрошенный у Бога». Родители посвятили его Богу, т. е. отвели в храм (скинию) для жизни там до совершеннолетия.

Первосвященник Илий полюбил Самуила за его усердие к службе, а Бог сделал его Своим пророком. Самуил спал в скинии недалеко от Илия, и вот однажды он трижды слышал голос: «Самуил! Самуил!» — и подходил к Илию, думая, что тот звал его. Тогда Илий понял, что звал его Господь, и посоветовал ответить на новый зов такими словами:

― Говори, Господи, ибо слышит раб Твой.

Так и сделал Самуил, и Господь открыл ему, что Он хочет наказать Илия за то, что он не исправляет своих детей — священников, зная, что они ведут себя худо в скинии. «Он — Господь что Ему угодно, то да сотворит» (1 Цар. 3, 10 — 18), — сказал Илий, когда узнал об откровении Божием Самуилу и, по слабости своего характера, не постарался вразумить детей. И скоро Господь наказал смертью и отца и детей.

После смерти Илия судьей стал Самуил. Он исполнял свою должность самым добросовестным образом. По указанию Божиему избрал и помазал для евреев первого царя Саула и за ним второго — Давида.

Оставляя должность из-за старости, Самуил спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, и если обидел, то готов сейчас вознаградить обиженного. Народ отвечал, что никто никогда не был обижен им, и просил только молиться за весь народ и за царя. Когда умер Самуил, то евреи горько плакали о нем и погребли в его родном городе Армафеме, или Раме. Мощи святого пророка в 406 г. перенесены были в Константинополь.

<< Духовное чтение

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *