Самые религиозные страны

Индекс религиозности представляет процент населения, признающего себя «религиозным» в независимости от того, посещает ли он места поклонения или нет, «нерелигиозным» или убежденным атеистом.

В ходе исследования были сделаны некоторые интересные наблюдения:

1. Бедные люди более религиозны, чем богатые. Люди с низким уровнем доходов на 17% более религиозны, чем люди с высоким уровнем доходов.

2. В мире число признающих себя религиозными снизилось на 9% с 2005 по 2011 год, в то время как число людей, идентифицирующих себя атеистами, выросло на 3%.

3. Четыре страны пережили падение религиозности среди населения, которое увеличилось более 20% в период между 2005 и 2012 годами. Во Франции и Швейцарии количество религиозных уменьшилось на 21%, в Ирландии на 22%, в Вьетнаме на 23%.

Далее представлен индекс религиозности стран в убывающем порядке.

  • Гана — 96% религиозных
  • Нигерия — 93% религиозных

Большинство жителей Нигерии мусульмане — более 50 %, протестанты — 33 %, католики — 15 %

  • Армения-92% религиозных

В религиозном отношении большая часть верующего населения Армении (94 %) — христиане.

  • Фиджи- 92% религиозных

Христиане — 64,5 %, индуисты — 27,9 %, мусульмане — 6,3 %, сикхи — 0,3 %.

  • Maкедония- 90% религиозных

Христиане — большинство в республике Македонии ( 64.7 %), мусульмане составляют 33.3 % населения.

  • Румыния- 89% религиозных

В Румынии нет официальной религии, однако подавляющее большинство населения — православные христиане – 86.8 %.

  • Ирак- 88% религиозных

Большинство иракского населения – мусульмане. Согласно некоторым источникам, шииты в Ираке представляют 65 % населения, сунниты — 35 %

  • Keния- 88% религиозных

Религии в Кении — протестанты 45 %, католики 33 %, мусульмане 10 %, аборигенные культы 10 %, прочие 2 %.

  • Перу- 86% религиозных

Согласно переписи 2007 года, религии Перу — католики 81,3 %, евангелисты 12,5 %, другие 3,3 %.

  • Бразилия- 85% религиозных

Согласно переписи 2010 года, около 64 % населения страны — приверженцы Римско-католической церкви, около 22 % от всех жителей исповедует протестантизм.

  • Ирландия- 10% атеистов

В Ирландии среди религий преобладает христианство.

  • Австралия- 10% атеистов
  • Исландия- 10% атеистов

Основная конфессия Исландии – христианство — 92,2 % от всего населения страны.

  • Австрия- 10% атеистов

Среди религий в Австрии, наиболее распространённой является католичество. Согласно переписи 2001 года, 73,6 % населения страны причисляли себя к католикам, 4,7 % — к протестантам (лютеране)

  • Голландия- 14% атеистов

Голландия — светское государство, не имеющее государственной религии. Однако, в стране существует свобода вероисповедания. Исторически в стране преобладает христианство. К христианам себя относит 43,4 %.

  • Германия- 15% атеистов

Большинство немцев — христиане, составляющие 64 % населения страны.

  • Южная Корея- 15% атеистов

Основные религии в Южной Корее — традиционный буддизм и относительно недавно проникшее в страну христианство.

  • Франция- 29% атеистов

До недавнего времени считалось, что Франция — единственная в мире страна, где абсолютное большинство население являются атеистами (57 %). Процентное соотношение атеистов-французов снизилось за счет потока иммигрантов

  • Чехия- 30% атеистов

Чехия — традиционно католическая страна. Но за 40 лет коммунизма чехи стали атеистами.

  • Япония- 31% атеистов

Буддисты и синтоисты составляют по некоторым оценкам до 84—96 % населения

  • Китай- 47% атеистов

Основными религиями в Китае являются буддизм, даосизм, ислам, католичество и протестантство.

Комплексный анализ множества социально-экономических показателей в 17 процветающих странах «первого мира» не подтвердил гипотезу о том, что высокий уровень религиозности населения способствует благополучию общества. Напротив, по совокупности всех доступных показателей наиболее религиозные общества оказались наименее благополучными.

Среди социологов нет единого мнения о том, какую роль — положительную или отрицательную — играет религия в современных высокоразвитых обществах (см. публикацию) Одни авторы утверждают, что массовая вера в Бога (или богов), поощряющих высокоморальное поведение и наказывающих за грехи, способствует общественному благополучию (снижению преступности, коррупции, экономическому процветанию и так далее). Другие исследователи доказывают, что разумная политика светских правительств гораздо важнее для процветания общества, чем массовая религиозность населения. Некоторые факты указывают и на возможное негативное влияние религиозности. Серьёзных научных исследований по данному вопросу проведено очень мало, причём ни в одном из них не были учтены одновременно все значимые (и доступные для анализа) социально-экономические показатели. Отчасти это связано с тем, что изучение подобных вопросов часто наталкивается на разнообразные препятствия морально-этического и политического характера.

Этот пробел попытался восполнить Грегори Пол (Gregory Paul) — независимый американский исследователь с весьма широким кругом интересов, простирающихся от палеонтологии до социологии и религиоведения. В своей новой статье, опубликованной в научном журнале Evolutionary Psychology (The Chronic Dependence of Popular Religiosity upon Dysfunctional Psychosociological Conditions — файл PDF), Пол приводит результаты комплексного кросс-национального анализа, целью которого была проверка двух альтернативных гипотез о влиянии массовой религиозности на общественное благополучие. Первая из этих гипотез («The Moral-creator Socioeconomic Hypothesis») постулирует сильное положительное влияние массовой веры в Бога (богов), неравнодушных к вопросам морали, на социально-экономическое благополучие общества. Вторая гипотеза («The Secular-democratic Socioeconomic Hypothesis») предполагает, что религиозность в современных развитых обществах является, наоборот, негативным фактором, тормозящим рост социального благополучия. Теоретически возможен и третий вариант: религиозность вообще не оказывает влияния на ключевые социально-экономические показатели, или её влияние полностью «перекрыто» и замаскировано другими, более важными факторами. Первая гипотеза предсказывает наличие положительной корреляции между религиозностью общества и общественным благополучием, вторая предсказывает отрицательную корреляцию, третья — отсутствие значимой корреляции.

В действительности все несколько сложнее, и пространство логических возможностей вовсе не исчерпывается перечисленными гипотезами. Например, уровень религиозности может быть не причиной, а следствием того или иного уровня общественного благополучия, которое, в свою очередь, зависит от каких-то иных факторов. В этом случае наблюдается значимая корреляция между религиозностью и благополучием, но эта корреляция не свидетельствует о влиянии первой на второе. То же самое может наблюдаться и в том случае, если какой-либо «третий фактор» одновременно влияет и на религиозность, и на благополучие общества. Один из возможных путей обойти эти методологические трудности — включить в анализ как можно больше переменных, в идеале — учесть все доступные социально-экономические показатели, которые могут иметь отношение к делу. В этом случае вероятность того, что из поля зрения исследователя выпадут ключевые факторы, так или иначе связанные с интересующими нас показателями (религиозностью и общественным благополучием), станет минимальной.

Именно это и попытался сделать Грегори Пол (подробное описание методики исследования приведено в статье). В анализ были включены только данные по благополучным, процветающим демократическим государствам «первого мира» с населением около 4 млн человек или более. Всего было учтено 17 стран, данные по которым в международных базах и опубликованных сводках являются наиболее полными, достоверными и взаимно сравнимыми: Соединённые Штаты Америки, Ирландия, Италия, Австрия, Швейцария, Испания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Норвегия, Англия, Германия, Франция, Дания, Япония, Швеция. Список приведён в порядке убывания комплексного показателя религиозности населения (см. ниже) — от самых религиозных стран к наиболее светским. Пол не включил в анализ страны второго и третьего мира, потому что это привело бы к трудноразрешимым методологическим проблемам. Например, среди этих стран наименьший уровень религиозности характерен для ряда пост-коммунистических государств, но при этом совершенно очевидно, что низкий уровень религиозности связан не столько с тем или иным уровнем общественного благополучия, сколько с последствиями длительного насаждения коммунистической идеологии. Кроме того, в странах, включённых в анализ, люди могут более или менее свободно выбирать мировоззрение, тогда как в некоторых странах третьего мира за публичный отказ от общепринятой религии может последовать не только общественное осуждение, но и различные меры наказания вплоть до физического насилия.

Для оценки уровня религиозности населения использовалось около дюжины показателей, в том числе: доля людей, безоговорочно верящих в Бога-творца (или богов-творцов); «библейских литералистов» — людей, настаивающих на буквальном понимании Библии; регулярных участников коллективных богослужений; регулярно молящихся; верящих в загробную жизнь, рай и ад; доля атеистов и агностиков; доля людей, признающих происхождение человека путём эволюции от низших животных и так далее. Всевозможные «суеверия» и антинаучные представления (например, вера в привидения или астрологию) в данном исследовании не считались показателями религиозности. По мнению автора, такие взгляды имеют гораздо меньшее социально-политическое значение, чем приверженность «настоящим» религиям. Все эти показатели анализировались как по отдельности, так и вместе: автор составил из них комплексный «Индекс религиозности населения» (Popular Religiosity Versus Secularism Scale, PRVSS), который, в свою очередь, сопоставлялся с индивидуальными и комплексными показателями общественного благополучия.

Для оценки уровня благополучия общества Грегори Пол отобрал 25 наиболее достоверных социально-экономических показателей, в том числе: число убийств и самоубийств (отдельно рассматривались самоубийства среди молодёжи), детская смертность, продолжительность жизни (Life Expectancy), частота заболеваний гонореей и сифилисом (отдельно — среди подростков), число абортов среди несовершеннолетних, число родов в возрасте 15-17 лет, число бракосочетаний и разводов, потребление алкоголя, уровень удовлетворённости жизнью, доход на душу населения, уровень имущественного неравенства (Индекс Джини — статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества конкретной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку), бедности, коррупции, безработицы и другие. Из всех этих показателей Пол сконструировал комплексный «индекс общественного благополучия» (Successful Societies Scale, SSS), который использовался в исследовании наряду с индивидуальными социально-экономическими показателями. Кроме того, были учтены показатели, отражающие уровень разнородности (фракционализации) общества, число иммигрантов, экологическую ситуацию в стране.

В статье скрупулёзно разбираются соотношения между всеми этими показателями в 17 исследуемых странах. Основным результатом является обнаруженная Грегори Полом сильная и статистически достоверная положительная корреляция между благополучием общества и уровнем его «светскости». Эта корреляция хорошо видна как при сопоставлении комплексных показателей PRVSS и SSS, так и при анализе индивидуальных показателей религиозности и социально-экономического благополучия. Иными словами, оказалось, что чем выше религиозность населения, тем ниже уровень общественного благополучия, и наоборот (рис. 1).

Рис. 1. Уровень религиозности населения и благополучие общества

Рис. 1. График показывает, что в высокоразвитых процветающих странах «первого мира» уровень общественного благополучия (SSS, по вертикальной оси) положительно коррелирует с уровнем «светскости» (нерелигиозности) общества (PRVSS, по горизонтальной оси). Рис. из статьи в Evolutionary Psychology.

Большинство индивидуальных показателей общественного благополучия согласуются с обобщённым графиком на рис. 1 (то есть показывают сходную динамику: чем ниже религиозность, тем лучше обстоят дела в обществе по рассматриваемому показателю), однако есть и исключения. Так, уровень убийств положительно коррелирует с религиозностью только за счёт США, поскольку в этой наиболее религиозной стране число убийств на душу населения намного выше, чем в любом другом государстве «первого мира». Если исключить из рассмотрения США, корреляция пропадает, так как в остальных 16 странах уровень убийств, по-видимому, уже приблизился к своему потенциально достижимому минимуму.

Уровень самоубийств, по данным Пола, практически не зависит от религиозности населения (результаты по самоубийствам среди молодёжи чуть-чуть в пользу светских стран, по самоубийствам среди людей всех возрастов — в пользу религиозных). Слухи об аномально высоком уровне самоубийств в малорелигиозных скандинавских странах — не более чем слухи и не подтверждаются статистическими данными.

Сильная положительная корреляция обнаружилась между религиозностью населения и детской смертностью: чем религиознее страна, тем выше детская смертность (рис. 2). Корреляция между религиозностью и продолжительностью жизни направлена в ту же сторону, но выражена слабее.

Рис. 2. Уровень религиозности населения и благополучие общества

Рис. 2. График показывает, что детская смертность (вертикальная шкала) снижается по мере отхода общества от религии (горизонтальная шкала такая же, как на рис. 1). Рис. из статьи в Evolutionary Psychology.

Заболеваемость гонореей и сифилисом в религиозных странах в среднем выше, чем в светских (с учётом США; если не учитывать эту страну, результаты по сифилису становятся менее однозначными). Число абортов среди несовершеннолетних достоверно ниже в светских странах, чем в религиозных (рис. 3). Достоверных корреляций между религиозностью и потреблением алкоголя не выявлено. Результаты по бракосочетаниям и разводам неоднозначны; в целом здесь небольшое преимущество на стороне религиозных стран (хотя религиозные США по числу разводов отстают только от совершенно не религиозной Швеции). Уровни удовлетворённости жизнью и безработицы не коррелируют с религиозностью, по уровню коррупции — ситуация чуть лучше в менее религиозных странах.

Рис. 3. Уровень религиозности населения и благополучие общества

Рис. 3. График показывает, что число абортов среди несовершеннолетних достоверно ниже в светских странах, чем в религиозных. Рис. из статьи в Evolutionary Psychology.

По производству ВВП религиозные страны находятся чуть впереди, однако по уровню имущественного равенства нерелигиозные страны их резко опережают — то есть, чем выше уровень религиозности, тем выше индекс Джини, отражающий неравномерность распределения материальных благ среди населения. В соответствии с этим и процент бедных людей в религиозных странах существенно выше. Читатели, желающие получить информацию по всем прочим показателям, могут обратиться к полному тексту статьи. Итоговый баланс — однозначно в пользу нерелигиозных стран.

По результатам проведённого исследования Грегори Пол делает вывод, что гипотезу о сильном положительном влиянии массовой религиозности на социально-экономическое благополучие общества можно уверенно отвергнуть. Обсуждая природу выявленных корреляций, автор опирается не только на свои результаты, но и на множество дополнительных фактов и литературных данных. По его мнению (как и ряда других авторов), всё указывает на то, что между уровнем массовой религиозности и общественным благополучием действительно существует причинная связь, однако направлена она преимущественно не от религиозности к благополучию, а в обратную сторону. Иными словами, чем увереннее и спокойнее чувствуют себя люди (прежде всего представители «среднего класса») в своём социальном окружении, чем меньше они тревожатся за своё экономическое благополучие, тем слабее их потребность искать утешение и защиту в религии. С другой стороны, Пол не исключает и возможность негативного влияния массовой религиозности на общественное благополучие (хотя и считает это влияние менее существенным, чем обратное). Здесь рассуждения автора во многом совпадают с аргументацией, изложенной в известной книге британского эволюциониста Ричарда Доукинза «Бог как иллюзия».

Следует отметить, что автор провёл свой анализ на основе данных по современному состоянию дел в 17 изученных странах. Если вывод об отрицательной корреляции между религиозностью и общественным благополучием верен, то это должно быть видно и в исторической перспективе. Например, по мере улучшения жизненных условий в той или иной стране уровень религиозности должен снижаться, и наоборот. Чтобы это проверить, нужно иметь достоверные и, главное, сравнимые количественные данные по разным историческим эпохам, а с этим дело пока обстоит неважно. Те же данные, которые есть в распоряжении исследователей сегодня, в целом подтверждают выводы Грегори Пола. Так, в Соединённых Штатах Америки со времени окончания Второй мировой войны число людей, не верящих в Бога, выросло почти втрое, и соответственно сократилось число верующих (хотя на сегодняшний день США — самое религиозное из 17 исследованных государств). Другие данные, несмотря на свою неполноту, показывают, что процесс секуляризации более или менее неуклонно идёт в последние десятилетия практически во всех странах «первого мира». Пол подчёркивает, что неверие в Бога (Nontheism) — единственное из мировоззрений, которое в наши дни эффективно распространяется путём конверсии, то есть обращения (переубеждения) сторонников иных взглядов. Динамика численности приверженцев религий, напротив, зависит в основном от рождаемости среди верующих и миграционных процессов.

Секуляризация общества в развитых странах, по-видимому, может ускоряться благодаря положительной обратной связи. Известно, что принадлежность к доминирующей религии может давать людям определённые материальные преимущества. Однако эти преимущества слабеют по мере того, как в социальном окружении индивида растёт число неверующих (или приверженцев других религий). Иными словами, чем больше в стране атеистов, тем менее выгодно быть верующим.

По мнению Грегори Пола, полученные им результаты противоречат широко распространённой точке зрения, согласно которой склонность к релиозным верованиям и креационизму является одним из глубинных, основополагающих свойств человеческой психики. Но если бы это было так, рассуждает автор, едва ли мы наблюдали бы столь большие различия между государствами по уровню массовой религиозности. Ведь по таким действительно основополагающим психическим и поведенческим признакам, как, например, речь или стремление к обладанию материальными благами, вариабельность крайне мала или вовсе отсутствует. Полученные результаты, по мнению автора, скорее свидетельствуют о том, что религиозность — относительно «поверхностный», гибкий, переменчивый психологический механизм, помогающий справляться со стрессом и тревожностью в малоэффективном обществе с низким уровнем социально-экономической стабильности и защищённости. Массовый отход от веры в Бога-творца, в свою очередь, является естественной реакцией людей на улучшение жизненных условий.

Все темы данного раздела:

География населения мира
5. Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира. 6. Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов, объяснение значения и причин выявленных различий, составление

География отраслей мирового хозяйства
12. Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения, химической промышленности мира. 13. Построение картодиаграммы крупнейших про

Обозначение на контурной карте стран различных типов
Ход работы: Вариант 1.Обозначение на контурной карте крупнейших по территории и по численности населения стран мира. Используя атлас

Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира
Вариант 1.Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов топливных ресурсов мира. Ход работы:

Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья
Страна Запасы ( млрд. тонн ) Добыча ( млн. тонн ) Ресурсообеспеченность ( в годах

Двух регионов мира
Ход работы: Используя учебник Максаковского В.П. ( стр. 53 — 59 ) и статистические данные таблицы (см. ниже), заполните её, определив тип воспроизвод

Половозрастные пирамиды стран разных типов в 2000 году

Типы стран по национальному составу
Регионы мира Однонациональные страны Двунациональные страны Многонациональные страны

Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий
Ход работы: Используя текст учебника Максаковского В.П. (стр. 67 — 71), карты атласа (стр. 15), справочную и другую дополнительную литературу, опреде

И объяснение причин мировых миграционных процессов
Ход работы: Используя текст учебника Максаковского В.П. (стр. 64 — 67), рассказ учителя и дополнительную литературу, нанесите на контурную карту мира

Построение картодиаграммы ”Центры мирового хозяйства”
Ход работы: На контурной карте мира, используя атлас (стр. 2 — 3), учебник Максаковского В.П. (стр. 344, табл. 16), заштрихуйте различными цветами главные центры мир

Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономической развитой и развивающейся страны
Ход работы: Используя текст учебника Максаковского В.П. (стр. 96 – 99) и карты атласа в зависимости от номера варианта в тетради нарисуйте контур заданной Вам страны

Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения и химической промышленности мира
Вариант 1.Электроэнергетика мира. Ход работы: Используя статистические данные, представленные в учебнике Максаковского В.П. (стр. 11

Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур
Ход работы: Используя текст и рисунки учебника Максаковского В.П. (стр. 128 — 129, рис. 32 и 33), карты атласа и данные таблицы «Крупнейшие производители основн

Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития
Ход работы: Используя карты атласа (стр. 23), определите общий уровень развития транспорта страны или региона (в зависимости от номера варианта); Используя

Экономико-географической характеристики
отрасли хозяйства: Значение отрасли. Состав отрасли. Факторы, влияющие на размещение отрасли. Регионы мира., выделяющиеся наилучшими и

Составление проекта международного туристического маршрута
Ход урока: На контурной карте мира или соответствующего региона условными знаками нанесите некоторые уникальные объекты природы и общечеловеческой культуры, которые

Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы
Ход работы: 1. На контурную карту Европы нанесите важнейшие месторождения полезных ископаемых Зарубежной Европы. 2. Условными знаками обозначьте на карте основные

Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы
Ход работы: 1. На контурной карте Европы подпишите названия соседних регионов, а также морей и океанов, омывающих её берега. 2. Обозначьте условными знаками главн

Экономико-географическое обоснование развития и размещения двух – трёх отраслей промышленности в одной из стран Зарубежной Европы
Ход работы: 1. Используя различные источники информации, постройте схему производственных связей важнейших отраслей промышленности отдельных стран Зарубежной Европы, отраж

Экономико-географическое обоснование развития и размещения машиностроения, лёгкой и стекольной промышленности Чехии
Условные знаки:

Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии
Ход работы: Используя текст учебника и карты атласа, на контурной карте Зарубежной Азии нанесите границы её главных экономических районов: Юго-Западной, Южной, Юго-В

Основных сельскохозяйственных районов Китая
Ход работы: Используя текст учебника Максаковского В.П. ( стр. 214 — 215 ) и карты атласа ( стр. 32 ), заполните таблицу: Сельскохозяйствен

Международных экономических связей Японии
Ход работы: На контурной карте мира заштрихуйте территорию Японии и подпишите её название; Используя текст учебника Максаковского В.П. и рисунок 69 на стр.

И сельскохозяйственных районов Африки
Ход работы: Используя карты атласа ( стр. 37 — 39 ), учебник Максаковского В.П. ( стр. 243 — 255 ), нанесите на контурную карту Африки границы и подпишите названия С

Стран Африки
Ход работы: Используя атлас ( стр. 37 – 38 ), справочную и другую дополнительную литературу, охарактеризуйте факторы, влияющие на экономическое развитие данной стран

Составление картосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем
Ход работы: Используя карты атласа ( стр. 41 ), нанесите на контурную карту США государственные границы страны. Используя атлас и учебник В.П. Максаковског

В макрорегионах США
Ход работы: Используя текст учебника Максаковского В.П. (стр. 276 — 281), атлас (стр. 40 — 43), знания, полученные при изучении курса 7 класса и дополнительную литер

Канады
Ход работы: Используя текст учебника Максаковского В.П. ( стр. 281 — 282 ), карты атласа ( стр. 44 ), обозначьте государственную границу Канады, подпишите приграничн

Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки
Ход работы: Используя карты атласа, текст учебника, справочную и другую литературу, в зависимости от номера варианта заполните таблицу:

Международных экономических связей Австралии
Ход работы: Используя карты атласа, текст учебника Максаковского В.П. (стр. 230 — 231) и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета на

Восточное православие внесло больший вклад в формирование экс-коммунистических государств, чем коммунизм. Также говорят, что православие не добавило людям счастья, и сделало их противниками капитализма. Эта теория приобрела большую популярность в России в 1990-х годах, а теперь вновь всплыла в новом отчете Всемирного банка.

Его авторы, бывший министр финансов Болгарии Симеон Джанков (Simeon Djankov) и Елена Николова (Elena Nikolova) из Университетского колледжа в Лондоне, проанализировали данные из Всемирного обзора ценностей (The World Values Survey) и отчета Европейского банка реконструкции и развития «Жизнь в переходный период» (Life in Transition Survey), чтобы изучить корреляцию между религиозной принадлежностью и поведением. Они пришли к выводу, что православие сделало определенные страны благодатной почвой для коммунизма и в целом сформировало их путь, отличный от стран, придерживающихся основ западных христианских традиций.

Они пишут:

Западное христианство (которое породило католицизм и протестантизм) делало акцент на рационализме, логическом исследовании, индивидуализме и отрицании авторитетов. Восточное христианство (из которого возникло восточное православие) ассоциировалось с мистическими и эмпирическими процессами и в большей степени основывалось на любви к ближнему и общине, а также уделяло меньше внимания законам, разуму и вопрошающим властям. Примечательно, что эти долгосрочные разногласия в позициях сохранились спустя почти 50 лет после коммунизма.

Коммунистические правители не особенно благоволили к церкви, однако, по словам Джанкова и Николовой, они использовали особенности православного мировоззрения, которые сочли полезными, например, акцент на традиции, общинность, «меньшее умение использовать законы в свою пользу» и большее уважение к власти. Таким образом, мышление, сформированное религией, находящейся под гнетом властей, сохранялось, подавляя уважение к верховенству закона, иконоборчеству, творчеству и новаторству.

Если вы того же поколения, что и я, то сейчас вы услышите повтор того, что россиянам, болгарам, украинцам и гражданам бывшей Югославии (кроме греков, которые тогда были богаты и имели представление о капитализме), рассказывали о новых элитах в 1990-х годах — в полном соответствии с работой покойного немецкого философа и политолога Макса Вебера (Max Weber), что капитализм был тесно связан с западной религиозной традицией, особенно с протестантской этикой, и это объясняло относительный успех таких стран, как Польша и Чешская Республика, во время их посткоммунистических реформ.

Об этом можно было прочитать и в академических публикациях того времени: работа социолога Андреаса Бусса (Andreas Buss) в 1989 году была классикой. Но традиция, по крайней мере для русских, намного старше: она уходит корнями в работу философа-западника XIX века Петра Чаадаева, который считал, что в отличие от европейских стран Россия приняла неправильный тип христианства. «Хоть мы и христиане, плод христианства зрел не для нас, — писал он. В нашей крови есть что-то, что отвергает истинный прогресс». В 1990-х годах, когда Россия пыталась присоединиться к «цивилизованному миру», Чаадаев вновь стал популярным.

Тогда Россия и ее православные соседи, казалось, нашли свое место в мире и в большей степени следовали траектории роста и взаимодействия, а связанная с этим вопросом общественная дискуссия сделала паузу. Теперь отказ России присоединиться к западному миру и тревога по поводу экономического кризиса в Греции, на Украине и в других православных странах, похоже, вызвали оживление старого хода мыслей.

Джанков и Николова видят подтверждающие доказательства в социологических данных. Они считают, что православные христиане менее довольны своей жизнью, а их социальный капитал меньше того, что есть у католиков или протестантов, но соразмерен с капиталом нерелигиозных людей.

Они также менее склонны поддерживать новые идеи, рисковать или работать в крупных частных компаниях. Они больше поддерживают государственные обязательства и государственную собственность. Одним словом — менее подходят для капитализма.

«Теологические различия между разными христианскими конфессиями, возможно, поставили страны на разные пути развития задолго до прихода коммунизма», — пишут Джанков и Николова.

Лет двадцать назад я бы просто избавился от этой идеи, хотя бы потому, что моя интуиция не посчитала бы ее верной. Это даже звучало несколько унизительно, так как из-за исчезновения уважения к власти большинство людей пытались приспособиться к новой экономической реальности, часто весьма предприимчивыми, если не беззаконными способами. Трудно было сопоставить православные традиции с формирующимся беспощадным капитализмом, даже несмотря на то, что «бароны-разбойники» (олигархи) стали оплачивать золотую облицовку луковичных куполов православных церквей.

Однако теперь мне трудно не согласиться с исследованием Джанкова и Николовой, по крайней мере, когда дело касается России. Подходя к проблеме с совершенно другого ракурса, российский социолог Иван Забаев, который работает в одном из лучших православных университетов России и получил правительственный грант для своих последних исследований, приходит к аналогичному выводу:

Специфика православия заключается в том, что оно рассматривает не призвание или профессиональную деятельность как средство спасения, а послушание и смирение в отношении того, кто более опытен или стоит на более высокой ступени в иерархии.

Древние корни и религиозные основы культуры могут действительно иметь большее влияние на путь, который изберет страна, чем любые рациональные, геополитические или экономические соображения. Если это так, то православным странам не так уютно жить в мире, где доминирует Запад, выступающий в роли источника напряжения, от которого нельзя избавиться, а можно лишь смягчить.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Исследование социологов показало, что самая атеистическая страна в Европе – это Исландия. Как пишет Washington Post, никто из молодых людей, опрошенных в этой стране, не верит, что Землю создал Бог. Хотя еще 20 лет назад 90% исландцев считали себя верующими.

В настоящее время менее половины населения Исландии признались, что они верующие. А вот в Африке и на Ближнем Востоке ситуация противоположная – там молодые люди до 34 лет отличаются религиозностью. Восемь из десяти считают себя верующими.

По словам экспертов, секуляризация происходит в Исландии очень быстро из-за повышения уровня образования, а также научного прогресса.

Основной конфессией Исландии считается евангелисткая лютеранская, 75% населения страны значились в 2015 году в числе ее последователей. Однако стоит учесть, что до 2013 года новорожденных автоматически регистрировали в церкви, к которой принадлежала мать.

Издание отмечает, что в прошлом году в Исландии начало набирать популярность языческое движение, основанное на поклонении шумерским богам. За две недели оно привлекло в свои ряды около трех тысяч человек. Организация пообещала возмещать им траты на «религиозный налог» (80 долларов), обязательный в стране даже для атеистов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *