Саратовская митрополия официальный

Свято-Троицкий кафедральный собор города Саратова

Саратовская епархияСтраница епархииРусская Православная Церковь, Саратовская митрополия
Дата создания:
16 октября 1799 г. (ст. ст.)
Первая православная епархия на территории нынешней Саратовской области была открыта в 1261 г. После взятия Казани в 1552 г. была образована Казанская епархия, в состав которой входил и Саратов. С учреждением в Казани архиепископства к нему было отнесено Верхнее Поволжье с северной частью нынешней Саратовской губернии; южная же часть края до 1602 г. оставалась в составе Сарайской епархии. Саратов и северная часть Саратовской губернии в епархиальном отношении состоял сначала в ведении «Конторы Казанского дворца», находившейся в Москве. В 1602 г. к ней были приписаны церкви по Волге, начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона. Саратов по церковному ведомству перешел в Астраханскую епархию, иерархи епархии именовались «Астраханскими и Терскими».
16 октября 1799 г. была учреждена Саратовско-Пензенская епархия. В ноябре 1828 г. Саратовская епархия была выделена в самостоятельную церковно-административную единицу.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 105) из состава Саратовской епархии выделены Балашовская и Покровская епархии.

Границы епархии:
Аткарский, Базарно-Карабулакский, Балтайский, Вольский, Воскресенский, Новобурасский, Петровский, Саратовский, Татищевский, Хвалынский районы Саратовской области.

Правящий архиерей:
Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский (Корчагин Владимир Сергеевич)

Статистика:
Действующих приходов — 153.
Количество клириков и монашествующих — 197, в том числе:
священников — 166;
диаконов — 31.
Из них монашествующих — 23, в том числе:
игуменов — 8;
иеромонахов — 11;
иеродиаконов — 4.

Благочиния и благочинные
Аткарское — иерей Дионисий Елистратов
Базарно-Карабулакское — иерей Николай Протасов
Балтайское — иерей Вадим Державин
Вольское — протоиерей Илия Кузнецов
Воскресенское — протоиерей Илия Кузнецов (по совместительству)
Всехсвятское — иерей Александр Домрачев
Новобурасское — иерей Николай Протасов (по совместительству)
Петровское — протоиерей Дионисий Абрамов
Петропавловское — игумен Нектарий (Морозов)
Татищевское — протоиерей Алексий Субботин
Троицкое — протоиерей Сергий Догадин
Хвалынское — иерей Виталий Колпаченко
Центральное — иерей Игорь Москвичев

Средства массовой информации
Информационно-издательский отдел Саратовской митрополии
410031, г. Саратов, ул. Радищева, 24; тел. (8452) 23-04-38; e-mail info-sar@mail.ru
печатные СМИ
«Православная вера» (газета, выходит дважды в месяц)
«Ведомости Саратовской митрополии» (ежемесячный журнал)

«Православие и современность» (ежеквартальный журнал)

«Гласъ» (информационный листок Центрального благочиния, выходит дважды в месяц)
«Троицкий листок» (ежемесячная газета Троицкого благочиния)
«Православная газета Вольского благочиния» (ежемесячное издание)
«Покровский листок» (ежемесячный информационный листок Петровского благочиния)
телевидение
«События Саратовской митрополии» (выходит по субботам в 19:15, канал «Россия-24»)
«Беседы с архипастырем» (выходит дважды в месяц по субботам в 21:20, канал «Россия-24»)
Интернет-ресурсы

  • официальный портал Саратовской митрополии
  • епархиальный канал на видеохостинге YouTube
  • информационно-аналитический портал Воцерковление.ru
  • епархиальный отдел по делам молодежи
  • сайт Вольского благочиния
  • сайт Троицкого благочиния

Собор во имя Пресвятой Живоначальной Троицы города Саратова («Старый Собор»), 2009 г.

Саратовская и Вольская епархия Саратовской митрополии Русской Православной Церкви

Первый период становления Христианства в Поволжье относится ко времени Хазарского каганата (см. подробнее), в пределах которого Вера Христова стала утверждаться не позднее VI века. С конца IX века сведения о Христианстве в Нижнем Поволжье исчезают почти на четыре столетия, до учреждения здесь Сарайской кафедры (см. подробнее) в 1261 году. После учреждения в 1555 году Казанской епархии, земли вокруг Саратова, который впервые упоминается под 1590 годом, относились к ней. В XVII веке этот край входит в ведение Астраханских архиереев.

Первое учреждение, в составе Пензенской епархии

16 октября 1799 года из Тамбовской была выделена самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия. Однако, «за неимением в Саратове удобного помещения для архиереев и духовной консистории» первый же архиерей новой кафедры, Гаий (Токаов), добился перемещения кафедры в Пензу и смены в 1803 году названия епархии на Пензенскую и Саратовскую. За время пребывания в составе Пензенской епархии, в Саратове был в 1815 году основан величественный Александро-Невский собор посвященный саратовским ополченцам и победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, в 1820 году учреждено Саратовское духовное училище, а к началу 1822 года был выстроен Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Второе учреждение и дореволюционный период

Секретный комитет по делам о раскольниках обратил особое внимание императора Николая I на усиление раскола в Саратовской губернии, ввиду чего государь повелел 20 октября 1828 года восстановить в Саратове самостоятельную кафедру. Святейший Синод постановил 21 октября Саратовской епархии быть третьеклассной (после Пензенской), именоваться Саратовской и Царицынской, новому епископу в первое время пребывать в Саратовском Спасо-Преображенском монастыре. 3 ноября того же года решение Синода было утверждено императором.

Оживление духовной жизни Саратовского края ознаменовалось восстановлением в 1829 году женского Крестовоздвиженского монастыря и созданием Саратовской духовной семинарии в 1830 году. Правление на кафедре владыки Иакова (Вечеркова) (1832-1847) ознаменовалось распростронением единоверия среди старообрядцев, обращением в Православие тысяч калмыков и евреев, открытием трех новых духовных училищ (Николаевского, Вольского, Балашовского), постройкой многих храмов и молитвенных домов. В 1849 году для Саратовской кафедры было на краткий срок учреждено Вольское викариатство, впоследствии восстановленное на постоянной основе в 1898 году. В 1865 году началось издание журнала «Саратовские епархиальные ведомости», в 1869 году открылось первое женское епархиальное училище в Саратове, а в 1900 году — второе в Вольске.

С 1917 года

Смутное время сразу после революции была учреждена Волгоградская викарная епархия, впоследствии бывшая некоторое время самостоятельной.

Гонения на Православие в пределах Саратовской епархии были особенно люты в первой половине 1930-х годов — был взорван кафедральный Александро-Невский собор, множество храмов разрушено или отобрано у верующих. К концу 1930-х в Саратовской епархии не осталось ни одного действующего храма, большинство духовенства было или расстреляно, или находилось в лагерях и ссылках.

В 1920-30-х годах существовала Саратовская обновленческая епархия.

В военное время церковно-правительственные отношения изменились, и в 1942 году, после пятилетнего перерыва, был снова назначен Саратовский архиерей, территория управления которого была ограничена Саратовской областью . Во второй половине того года в Саратове передается в аренду, а в 1947 году окончательно возвращается Православной Церкви Свято-Троицкий кафедральный собор, из краеведческого музея передается чудотворный образ Спаса Нерукотворного, возобновляется литургическая жизнь Саратовской епархии. С 1947 по 1961 год вновь действует Саратовская духовная семинария. В этот период, при поручении Саратовским архиереям одновременного управления Сталинградской епархии их титул менялся на «Саратовского и Сталинградского.»

На новом витке антирелигиозной компании в СССР церковная жизнь снова подавляется, к середине 1964 года в Саратове осталось только два действующих храма: Троицкий и Духосошественский соборы.

Новейший период

Возрождение церковной жизни в пределах СССР с конца 1980-х годов выразилось в восстановлении Саратовской духовной семинарии и Саратовских епархиальных ведомостей, открытии десятков храмов в первой половине 1990-х, возвращении Церкви Алексиевского женского монастыря. Благодаря новым возможностям расширилась издательская и вещательная деятельность епархии.

Для лучшего окормления паствы 31 января 1991 года из состава Саратовской была вновь выделена самостоятельная Волгоградская епархия.

5 октября 2011 года из состава Саратовской епархии были выделены две части Саратовской области, на территории которых были образованы самостоятельные епархии :

  • Балашовская епархия (в административных границах Аркадакского, Балашовского, Екатериновского, Калининского, Красноармейского, Лысогорского, Романовского, Ртищевского, Самойловского и Турковского районов Саратовской области),
  • Покровская епархия (в административных границах Александрово-Гайского, Балаковского, Дергачевского, Духовницкого, Ершовского, Ивантеевского, Краснокутского, Краснопартизанского, Марксовского, Новоузенского, Озинского, Перелюбского, Питерского, Пугачевского, Ровенского, Советского, Федоровского и Энгельского районов Саратовской области).

6 октября 2011 года в пределах Саратовской области была образована Саратовская митрополия, включающая в себя Балашовскую, Покровскую и Саратовскую епархии. Главой митрополии определено быть Саратовскому архиерею .

Исторические названия

  • Саратовская и Пензенская (16 октября 1799 — 4 декабря 1803)
  • Пензенская и Саратовская (4 декабря 1803 — 3 ноября 1828) (см.)
  • Саратовская и Царицынская (3 ноября 1828 — 1917)
  • Саратовская и Петровская (1917 — 1942)
  • Саратовская (14 октября 1942 — 8 июля 1943)
  • Саратовская и Сталинградская (8 июля 1943 — 1945)
  • Саратовская и Вольская (1945 — 1953)
  • Саратовская и Сталинградская (1953 — 1954)
  • Саратовская и Вольская (?)
  • Саратовская и Балашовская (1954 — 26 декабря 1957)
  • Саратовская и Вольская (26 декабря 1957 — 15 июля 1959)
  • Саратовская и Сталинградская (15 июля 1959 — 1961)
  • Саратовская и Волгоградская (1961 — 31 января 1991)
  • Саратовская и Вольская (с 31 января 1991)

Статистика

  • 16 октября 1799 — ок. 800 тыс. христианских душ, 615 церквей и 10 616 лиц, принадлежавших духовному сословию, из которых служащего духовенства было 2511 человек.
  • 1828 — 545 церквей, более 2500 священно-церковнослужителей, свыше миллиона христианских душ.
  • 1912 — церквей — 897, часовен — 159; монастырей — 13 (11 женских); духовная семинария, 5 духовных училищ, 1 епархиальное женское училище, 981 церковная школа; библиотек при церквях — 526; больниц — 9, богаделен — 36.
  • 1936 — из 53 районов Саратовского края в 34 районах не было действующих церквей. Свыше 500 храмов занимались властью под хранение колхозного хлеба.
  • 1 января 1958 — 45 зарегистрированных храмов/молитвенных домов
  • 1964 — в Саратове два действующих храма.
  • февраль 2012 — 132 действующих прихода, 174 клирика (в т.ч. священников — 150, диаконов — 24), 21 монашествующий (в т.ч. игуменов — 7, иеромонахов — 10, иеродиаконов — 4)
  • декабрь 2012 — 131 зарегистрированный приход, 8 незарегистрированных, 180 клириков (из них 155 священников и 25 диаконов), 20 монашествующих священнослужителей (из них 7 игуменов, 9 иеромонахов, 4 иеродиакона), 21 насельница женских монастырей (15 мантийных монахинь, 6 рясофорных)
  • декабрь 2013 — 140 зарегистрированных приходов, 10 незарегистрированных, 10 часовен, 5 монастырей, 195 клириков (из них 164 священника и 31 диакон), монашествующих – 22 человека (из них игуменов — 8, иеромонахов — 10, иеродиаконов — 4)
  • март 2015 — 151 приход; 196 клириков и монашествующих, в т.ч. 167 священников, 29 диаконов, из них 22 монашествующих (8 игуменов, 11 иеромонахов, 3 иеродиакона)

Архиереи

Викарные епархии

Саратовская митрополия по решениям от 6 октября 2011 г.

География благочиний

Монастыри

  • Алексеевский Иоанновский (женский)
  • Алексеевский Сергиевский (женский)
  • Вольский Владимирский (женский)
  • Саратовский Алексеевский (женский)
  • Саратовский Крестовоздвиженский (недейств.)
  • Саратовский Никольской (мужской)
  • Саратовский Преображенский (мужской)

Учебные заведения

  • Саратовская духовная семинария
  • Саратовский епархиальный учебный центр во имя прмч. Великой княгини Елисаветы
  • Свято-Покровская православная классическая гимназия
  • Православная классическая гимназия во имя св. мч. Александра Медема, г. Хвалынск
  • Недействующие:

    • Вольское духовное училище
    • Петровское духовное училище

Периодические издания

  • «Саратовские епархиальные ведомости»
  • «Православная Вера» (газета, с декабря 1992, выходит дважды в месяц)
  • «Православие и современность» (ежеквартальный журнал)
  • «Гласъ» (информационный листок Центрального благочиния, выходит дважды в месяц)
  • «Троицкий листок» (ежемесячная газета Троицкого благочиния)
  • «Православная газета Вольского благочиния» (ежемесячное издание)
  • «Покровский листок» (ежемесячный информационный листок Петровского благочиния)

Литература

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта епархии:
  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страница портала Иерархия церквей:
  • Определения Священного Синода, библиография ЖМП:

Журнал № 105, журналы заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года —

Журнал № 132, журналы заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года —

Доклад Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина на Епархиальном собрании 28 декабря 2013 года Саратовской епархии:

Доклад Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина на Епархиальном собрании 27 декабря 2013 года Саратовской епархии:

Страница официального сайта Русской Православной Церкви —

Сегодня вечером митрополит Саратовский и Вольский Лонгин выступил с заявлением относительно распространения в социальных сетях и медиа информации об оставлении кафедры и служения в Русской православной церкви.

Первоисточником этих сведений около 18.00 стал паблик в «ВК» «Типичный Саратов», в котором в утвердительной форме сообщалось о том, что правящий архиерей «принял решение уйти со своего поста».

«Последние его поступки отвернули от него не только верующих, но и правящую элиту», — таков тон публикации.

«Более того, Лонгин не будет больше связан с церковью», — настаивают авторы «Типичного», что для любого православного архиерея является страшным оскорблением.

«Типичный» допускает другие политнекорректные интонации и эксплуатирует тему конфессиональных различий: «Когда мусульмане везут питание в больницу, Лонгин, вместо того, чтобы поддержать и помочь, покупает на базаре клубнику, без маски, игнорируя все предписания».

Сообщение в паблике соцсети собрало, в подавляющем большинстве, негативные отзывы пользователей, полагающих, что озвученное является фейком и провокацией, свидетельством продолжения агрессивной кампании против митрополита.

Часть из них призвали администраторов «Типичного» удалить пост и принести служителю Церкви извинения. На настоящий момент этого не произошло.

Владыка Лонгин в своем отклике отметил: «Я очень удивлен приписываемыми мне намерениями «уйти со своего поста» и «не быть связанным с Церковью», о которых сегодня рассказал своим подписчикам паблик «Типичный Саратов», ссылаясь на анонимный «источник в Епархии». Любому человеку очень странно узнавать о якобы твоих «решениях» от кого-то другого. Тем более тому, кто выполняет определенные обязанности».

Митрополит особо подчеркнул следующее: «Мне очень жаль, что этот пост сегодня обеспокоил и встревожил множество людей. Это либо чья-то больная фантазия, либо откровенная ложь, необъяснимая с точки зрения здравого смысла, но понятная в русле ведения заказных медийных кампаний. Думаю, что новостной паблик с немалым количеством подписчиков, должен отвечать за размещаемые материалы и внимательнее подходить к источникам информации».

В конце недели широкий резонанс получили публикации и видеосюжеты о рейде саратовских полицейских на Сенном рынке.

В числе около 20 покупателей, у кого не было гигиенической маски на лице, оказался и митрополит Лонгин. С Владыкой, как, впрочем, и с остальными нарушителями масочного режима, сотрудники МВД провели разъяснительную беседу, без привлечения к административной ответственности.

Многие верующие и священнослужители не ожидали, что этот рядовой случай получит такую огласку в региональных и федеральных СМИ.

«… веер однотипных публикаций оказался очень похожим на травлю Владыки, согласованную и даже как бы срежиссированную (а режиссировать, в сущности, ничего не надо: слишком много в наше время людей, привыкших держать нос по ветру и чутко отслеживать, откуда и куда он дует, и чем вообще на дворе пахнет)? Или что сам по себе этот рейд, тем более совместный, трудно воспринимать всерьез, учитывая, каков реальный индекс самоизоляции в Саратове?» — в частности, отметил игумен Нектарий.

«Комментарии под новостью и в соцсетях, публикации на некоторых саратовских тг-каналах показали достаточно высокий уровень поддержки Владыки, в том числе и со стороны людей совсем не церковных. И это — порадовало. И даже утешило. Очень надеюсь, что и Владыка Митрополит Лонгин это увидел и отметил для себя. Мне кажется, эта поддержка в данной ситуации важнее всего», — добавил он.

Сам митрополит официально принес извинения за нарушение масочного режима и высказал благодарность пастве за «выражение сочувствия» в контексте освещения инцидента на Сенном рынке в СМИ, социальных сетях и мессенджерах.

Материал подготовил Андрей Триадский

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите — будет интересно

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *