Сатурн пожирает детей

Крон

Мать-Земля предсказала, что один из потомков бога Крона захватит его власть. Крон боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. Тогда повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их.
В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, и там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой. Так Зевс был спасен и в конце концов сверг своего отца.

Щелкните по картине, чтобы увидеть ее в большом размере

Теперь давайте посмотрим на картину Фрасиско Гойи – испанского живописца и рисовальщика, жившего и работавшего, главным образом, в Мадриде, – «Сатурн, пожирающий своего сына». Вообще это штукатурка, переведенная на холст. Сейчас это творение можно увидеть в мадридском Музее Прадо.
Согласитесь, это кошмарное зрелище. Отвратительная гримаса, обезобразившая лицо Крона, которое и лицом-то назвать сложно. Тело бога какое-то несуразное, непропорциональное. А уж обезглавленный труп съеденного им собственного сына просто заставляет поморщиться и ужаснуться.

И совсем другое впечатление от картины Рубенса. Несмотря на то, что сюжет одинаково жесток, у вас уже нет такого страстного желания поскорее отвернуться от полотна. У Рубенса Сатурн имеет более атлетичное телосложение. Сын его хоть и корчится в муках, но все же не выглядит столь жутко, как у испанского живописца. Да и вся композиция на картине Рубенса не вызывает такого сильного чувства душевного дискомфорта. А Гойя изобразил такую динамику, что кажется, будто именно в тот момент, когда вы смотрите на полотно, Крон оживет и резко разорвет свое несчастное дитя.

Щелкните по картине, чтобы увидеть ее в большом размере

В мифологии древних греков Кронос (Крон) – бог-олицетворение Времени (см. Боги Древней Греции). Он относился к старшему поколению небожителей (титанам) и когда-то являлся владыкой мира, но позже был лишён верховенства собственным сыном, Зевсом.

Вот изложение мифа о Кроносе. В начале всех начал Уран (Небо) вступил в брак с Геей (Землей). От этого союза произошли титаны, из которых самыми известными были Кронос (Время, у римлян – Сатурн); Океан – отец рек; Атлас, олицетворяющий горы, и Япет – прародитель человеческого рода.

Родились и другие дети – циклопы и бури, но Уран вверг их обратно в недра земли. Возмущенная этим Гея подговорила Кроноса во главе с прочими титанами восстать против отца. Кронос победил Урана и оскопил его. Кровь Урана, падая на землю, породила страшных Эриний (фурий), а также гигантов. Кронос-Время изгнал отца, но тот предсказал ему, что и он в свою очередь будет побежден сыновьями.

Правление Кроноса было золотым веком. Тогда «вечно были зрелые плоды, и вечно была жатва», ибо Время не текло для земли и растительности. Но оно не текло и для самого Кроноса. Проклятие отца отняло у него силу обновляться юностью, потому в мифахон – символ старости, бледный, иссохший старик, с седыми волосами и длинною бородою, согнувшийся, мрачный.

Кронос взял себе в супруги титаниду Рею. Однако, помня отцовское предсказание и не желая сам быть низвергнутым с трона владыки вселенной, он пожирал своих детей, едва они успевали рождаться. В этом мифическом образе греки выразили представление о том, что время уничтожает всё им же ранее созданное.

Сатурн, пожирающий своего сына Нептуна. Картина П. Рубенса, 1636-1638

Этот миф оставил мало памятников в древнем искусстве, но художники новых веков часто избирали его темой для своих произведений. Рубенс в картине «Сатурн, пожирающий своих детей», дав волю своему богатому воображению, показывает нам этого бога в образе едва ли не хищного зверя. Гойя изобразил этот миф с еще большей силой и жестокостью. Английский скульптор Флаксмен в своем эскизе также передал очень верно этот же сюжет.

Рея, огорченная исчезновением своих детей, прибегла к хитрости, чтобы обмануть прожорливость Кроноса. Когда у неё родился бог Зевс, она спрятала его, а мужу поднесла завернутый в пеленки камень. Кронос проглотил его, не заметив обмана.

Рея скрыла спасённого Зевса на острове Крит, на горе Иде. Там нимфы кормили его медом, приносимым пчелами, и молоком козы Амалфеи, которую благодарный Зевс, став затем властелином вселенной, превратил в одно из небесных созвездий. Опасаясь, чтобы крики юного бога не достигли Кроноса и не открыли бы ему тайны, Рея заставила своих спутников, куретов, плясать вокруг Зевса, заглушая его крики ударами о щиты и шлемы. Этим как бы объясняется происхождение воинственных плясок.

Древний барельеф в Капитолийском музее изображает Зевса ребенком рядом с кормилицей – козой Амалфеей. Рея сидит подле него, а два курета пляшут перед ними, ударяя мечами о шлемы. Сюжет этот часто повторяется на древних терракотовых вазах.

Художники новых веков помещали на своих картинах, изображающих этот миф, еще сатиров и фавнов, неизменных спутников нимф. На картине Йорданса Зевс изображен толстым краснощеким ребенком; он держит в руках соску; сатир забавляет его музыкой, а нимфа с роскошными формами, доит козу Амалфею. Пуссен, вдохновившись тем же сюжетом, трактует его несколько иначе. У него сатир доит козу, улыбаясь ребенку, Зевсу, которого поит молоком нимфа, а другая нимфа вынимает мед из улья; вокруг нее летают пчелы.

Нимфы, кормящие ребёнка-Юпитера (Зевса). Картина Николя Пуссена, ок. 1650

Вновь обманутый Реей, Кронос, выпив данный ему напиток, изверг изо рта детей, которых раньше проглотил – Посейдона, Аида, Геру, Деметру и др. Зевс, соединившись с ними, низложил отца с трона верховного бога, после чего дети Кроноса – младшее поколение богов – заняли вершину Олимпа, а старшее поколение – титаны – поселились на горе Офрии.

Не желая уступить младшим богам превосходства, титаны вступили в борьбу с ними. Благодаря помощи циклопов и бурь (гекатонхейров), которых Зевс вывел из Тартара, младшие боги одержали победу. Благодарные за освобождение из Тартара циклопы подарили Зевсу громоносные стрелы, Посейдону – трезубец, а Аиду – шлем, надев который, он становился невидимкой. Гекатонхейры также выказали свою признательность, храбро сражаясь за своего освободителя. Это были сторукие исполины – Бриарей, Котт и Гий; каждый из них обладал пятьюдесятью головами; они олицетворяли собой страшную силу воды.

Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар – мрачную бездну, наводившую ужас даже на богов.

Сатурн, пожирающий своего сына — Франсиско де Гойя. 1819-1823. Холст, масло. 146х215; 83 см
Одна из самых известных настенных росписей Франсиско Гойи, входящая в цикл «Мрачные картины».
За прошедшие годы, картина обрела множество толкований, однако, традиционное гласит, что героем росписи выступает Кронос – божество высшего порядка из древнегреческой мифологии. Позже, римляне, которые переняли часть мифологии у греков, переименовали Кроноса в Сатурна, и именно под этим именем роспись вошла в историю живописи.
Сюжет картины следующий — однажды Уран предсказал титану, что он будет свергнут своими детьми, и, опасаясь этого, Кронос или Сатурн пожирал всех своих детей, чуть только они успевали увидеть свет. Но хитрой Рее, удалось обмануть жестокого Кроноса – она спрятала своего сына Зевса, а вместо него дала проглотить мужу камень.
Некоторые исследователи готовы поспорить, что пожирающее младенца чудовище – Кронос, ведь в мифе сказано, что титан пожирал сыновей прямо в пелёнках, а на картине Гойи он рвёт на части живую плоть.
Очень любопытна интерпретация художника этого сюжета, особенно в сравнении с работами других живописцев, обращавшихся к данной теме. Если в картине Рубенса Сатурн вполне себе уверенное божество с человеческим обликом, то у Гойи Сатурн – это урод и монстр со страшным телом и неправильными пропорциями.
Роспись была создана в период с 1819 по 1823 гг. – на стене своего дома, который жители прозвали, как «Вилла Глухого» Гойя создал серию страшных фресок, которым не дал названия. Современники вспоминали, что художник находился в то время в особо мрачном настроении, связанном с неудачами Испанской революции, и решил поверх уже созданных жизнерадостных росписей написать фрески более соответствующие настроению Гойи. Так возникла эта устрашающая серия.
Знаменитый дом не сохранился, и был разрушен ещё в начале прошлого века, однако, по счастью, все фрески знаменитого живописца были переведены на холст Сальвадором Кубельсом. Сегодня «Сатурн, пожирающий своего сына» хранится в музее Прадо.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *