Сделаю вас ловцами человеков

«И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф. 4:19). В Евангелии от Марка это место передается почти дословно. «И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мар.1:17). У Луки этот эпизод приводится несколько иначе. Древнееврейское выражение «леху ахара» соответствует фразе «идите за Мной». Эта фраза очень часто употреблялась у древних евреев и означала традиционное обращение учителя к ученикам. То есть древнееврейское выражение «леху ахара» («идите за Мной») употреблялось тогда, когда духовный учитель предлагал определенным людям стать его учениками и последователями. Иными словами эта фраза представляет собой не что иное, как призыв к ученичеству.

Согласно древнееврейским обычаям Спаситель обращается к Петру-Симону и Андрею с традиционным приглашением стать Его последователями. Слова «идите за Мною» у древних евреев в более широком понимании обозначали «идите за мной, станьте Моими спутниками, продолжателями Моего дела». В этом же стихе говорится и о том, чему хочет научить Своих учеников Спаситель. Если Симон-Петр и Андрей в повседневной жизни были обычными рыбаками, «ибо они были рыболовы» (Матф. 4:18), то Спаситель говорит им о том, что хочет их сделать «ловцами человеков» в духовном смысле.

В Библии много аллегорических мест. Вопросом о том, что значит быть «ловцом человеков», задавались многие толкователи. Известный толкователь А. П. Лопухин так поясняет это место: «Симон и Андрей были рыбаками в вещественном смысле. Спаситель говорит им, что Он хочет сделать их рыбаками в духовном смысле, вместо обыкновенной рыбы Апостолы будут улавливать людей в сети Евангельские» (А. П. Лопухин, указ. изд., т.9, с.77). Однако в Евангелии от Матфея говорится о «ловцах человеков», а не о Евангельских сетях. И такой образ, как «Евангельские сети» более Лопухинский, чем Евангельский, и не имеет никакого отношения к пояснению данного стиха. К тому же этот образ довольно противоречивый, так как сети, в первом и главном своем смысловом значении (в том числе и в Библии) обозначают орудие насилия над кем-либо. То есть Лопухин концентрирует внимание читателей на орудиях «ловцов человеков», когда в данном стихе говорится о самих «ловцах человеков». К тому же орудием учеников Христовых были проповеди учения Христова, которые трудно назвать сетями, хоть и Евангельскими. Так как сети улавливают всё, что в них попадается, без желания жертвы. А истинные христиане никому насильно не навязывают христианское учение, а преподносят его только тем людям, которые духовно созрели и добровольно желают с ним ознакомиться. К тому же сети в Библии ассоциируются скорее как орудие погибели. «Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои» (Пс.24:15). «Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них» (Прит.22:5). «И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Ис.8:15). «Чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:26).

Если в первой части 19-го стиха 4-й главы Евангелия от Матфея содержится традиционный призыв на миссионерство, выраженный устоявшейся (утвердившейся в речи древнееврейского народа) словесной формулой «идите за Мной», то вторая часть этого стиха имеет иносказательную речь и образный язык. При помощи иносказания во 2-й части этого стиха раскрываются цели и задачи Апостольского служения, на которое Спаситель пригласил Симона-Петра и Андрея. Чтобы им была более понятна задача и суть их будущей проповеднической деятельности, Спаситель говорит о ней на доступном для их понимания образном языке, сказав о том, что сделает из них «ловцов человеков». Ведь Симон-Пётр и Андрей по своей профессии были рыбаками, то есть ловцами рыбы. Спаситель говорит им о том, что они станут ловцами не рыбы, а человеков. В этом сходство и одновременно различие их профессии рыбаков от их Апостольской деятельности. Слово «ловец», обозначает человека, «который занимается ловлей, охотой» (С. Ожегов, с.330). А слово «ловить» имеет 5 смысловых значений. В 3-м смысловом значении это слово обозначает «искать, стараться найти, встретить кого-либо» (С. Ожегов, с.330). По мнению Спасителя Апостолы должны стать ловцами не в смысле поимщиков (охотников за жертвой), а в смысле ищущих проповедников, находящих именно тех людей, которые стремятся к слову Божьему и хотят получить спасение своей души и попасть в грядущее Царство Небесное.

Словом «ловец» в древнеизраильском государстве называли людей особой профессии. На Востоке при царских дворцах было принято содержать зверинцы с различными животными. Зверинцы при дворцах восточных правителей были очень распространенным явлением. Дворцовые ловцы не только отлавливали животных, но и занимались их содержанием при дворце. И чем богаче и обширней было царство, тем больший зверинец был при дворце. Был зверинец и у древнееврейского царя Ирода, правившего во время проповеднической деятельности Иисуса Христа. Зверинцы при дворах восточных владык насчитывали большое количество особей. Держать зверинец при дворце было престижно. И правители очень щедро платили дворцовым ловцам за пойманных животных. Но поймать животное так, чтобы не повредить его и целого и невредимого доставить в дворцовый зверинец, было делом непростым. В этом деле необходима была сноровка и знание. Ловля происходила различными орудиями и приспособлениями, но чаще всего животных ловили на приманку. И ловцу необходимо было знать, какая приманка нужна, чтобы привлечь внимание животного. После поимки животных доставляли в дворцовый зверинец. Иными словами, ловцы с помощью приманки (то есть того, что интересует и привлекает внимание животного) ловили и доставляли животных. Но ловцы знали не только как ловить, но и как содержать животных. То есть знали, что необходимо животному для нормального существования. После отлова животные могли подвергаться обучению (дрессировке).

В свете сказанного выше о профессии ловцов, словосочетание «ловцы человеков» можно пояснить так. Если ловцы зверей хорошо знали повадки и потребности животных, то Апостолы, «ловцы человеков», прекрасно знали материальные и духовные потребности людей. Бытовые потребности люди могли удовлетворить сами. А удовлетворять духовные потребности им помогали Апостолы. Такое просвещение человека словом Христовым нужно для того, чтобы человек в дальнейшем, зная законы Божьи, строил свою жизнь по ним и совершал свои поступки, опираясь на учение Христово. Потому что только соблюдая заповеди христианского учения, человек может спасти свою душу. Другого пути к спасению не существует. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Апостолы — «ловцы человеков», в отличии от придворных ловцов, привлекали к себе внимание людей не обычной пищей (едой), а пищей духовной, необходимой человеку для существования. Такой духовной пищей были проповеди, отвечающие на самые насущные вопросы, о приходе Мессии-Бога, о спасении людей и о путях достижения Царства Небесного. И, приходя послушать проповеди Апостольские об учении Христовом, люди узнавали, как нужно жить, чтобы получить прощение грехов и попасть в грядущее Царство Мессии, Царство Небесное. И ведомые Апостольскими проповедями люди добровольно становились последователями Иисуса Христа.

Иными словами, Апостолы как «ловцы человеков» привлекали христианской проповедью внимание людей, стремящихся жить по заповедям Божиим, становясь для них пастырями Божьими и ведя их проповедью и наставлениями ко спасению в Царство Небесное.

Согласно гуманистическим принципам христианства, слово Божие нужно распространять среди тех людей, которые в этом нуждаются и созрели духовно к его восприятию. А принудительное насаждение христианских или иных истин, как правило, не приносит положительного результата. На этот счет в Евангелии есть высказывание «не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Матф.7:6). Поэтому слова Спасителя о том, что Он сделает Апостолов «ловцами человеков», нужно понимать в иносказательном, аллегорическом смысле. В этих словах говорится о том, что Апостолы из среды окружающего их народа будут ловить (то есть отбирать, выбирать) тех людей, которые добровольно готовы стать на путь своего спасения. А для этого нуждаются в просвещении христианскими знаниями. Именно таким жаждущим слова Божьего людям Апостолы и будут помогать, как ближним, давая христианское просвещение, не допуская насилия над личностью. Апостолы, как «ловцы человеков», привлекают людей учением Христовым. И из добровольно заинтересовавшихся людей формируют паству, которую ведут в Царство Небесное ко спасению. И как ловцы в царских зверинцах, заботились о пойманных ими животных, так и ловцы духовные, Апостолы, также в дальнейшем будут заботиться о своей пастве, которую будут духовно просвещать и совершенствовать. Поэтому в аллегорических словах Спасителя и присутствует метафорическое сравнение Апостолов-просветителей с ловцами.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что «ловцы человеков» — это те люди, которые как бы улавливают своими христианскими проповедями людей (которые добровольно приходят на проповеди и стремятся к спасению) для Царства Небесного. То есть Апостолы — это «ловцы человеков» для Царства Небесного, помогающие людям спастись. Поэтому слова Спасителя об Апостолах как о «ловцах человеков» не содержат и намека на насильника-ловца (как об этом ложно пишут атеисты), а рисуют колоритный образ «ловца человеков», который просвещает людей, духовно созревших к восприятию христианских истин, жаждущих их, желающих воспринять слово Божье. Аллегория с ловцами была применена Спасителем для того, чтобы более наглядно объяснить Петру и Андрею сущность Апостольского труда в виде просвещения и спасения душ людских. А разбираемый стих является очень важным, так как именно в этом стихе впервые кратко, но ёмко раскрываются основные функции деятельности Апостолов и показывается в кратких словах главная суть их проповеднической миссии и исполнения их Апостольского долга.

«Идите за Мною, и я сделаю вас ловцами человеков»

Ремеслом Петра была ловля рыбы. Вместе с братом Андреем они унаследовали семейное ремесло, центр которого был сосредоточен в Капернауме. Они ловили рыбу на озере Галилейском. Во дни жизни Иисуса на земле в озере Галилейском рыбаки ловили на продажу три вида рыбы. «Рыбка», которая упоминается в Евангелии от Иоанна (6:9) в связи с чудом насыщения пяти тысяч, — сардина. Лепешки и сардины служили основными видами пищи в том регионе. Другой вид рыбы назывался усач (в уголках рта рыбы росли мягкие волоски). Это разновидность карпа, поэтому рыба была немного костлявой, но могла достигать больших размеров и весить до пяти с половиной килограммов. (Возможно, именно во рту усача Петр нашел динарий (см. Матф. 17:27), потому что это единственная достаточно большая рыба в Галилейском озере, которая могла проглотить монету. Ее нужно было ловить рыболовным крюком). Третий и самый распространенный вид рыбы для продажи — мушт (или амнон). Рыба плавает и питается на мелководье, спинной плавник походит на гребешок. Мушт, пригодный для пищи, достигал 15–30 см в ширину и 7 — 15 см в длину. В ресторанах на берегу озера Галилейского до сих пор подают жареный мушт, сегодня это блюдо известно под названием «Рыба святого Петра».

Ночи напролет Симон и Андрей ловили такую рыбу. Родом же братья были из небольшого поселения под названием Вифсаида, расположенного на северном берегу озера (Иоан. 1:44), но переехали в ближайший город под названием Капернаум (Марк. 1:21).

Во дни Иисуса Капернаум был главным городом на северном склоне у озера Галилейского. В течение нескольких месяцев Иисус жил и трудился в этом городе и его окрестностях. Но Он также предсказал бедствия для Капернаума и Вифсаиды (см. Матф. 11:21–24). Сегодня от Капернаума и Вифсаиды остались только руины. Неподалеку археологи нашли руины древней церкви. В ранних преданиях, записанных примерно в третьем веке, утверждается, что церковь была построена на месте дома Петра. И действительно, археологи нашли признаки того, что христиане второго столетия глубоко почитали это место. Вполне возможно, там и находился дом, где когда-то жил Петр. От этого места совсем недалеко до берега озера.

У Симона Петра была жена. Факт нам известен потому, что в Евангелии от Луки (4:38) мы читаем о том, как Иисус исцелил тещу Петра. В 1-м послании к Коринфянам (9:5) апостол Павел пишет, что жена Петра стала ему спутницей в служении. Такое утверждение может означать, что либо у Петра не было детей, либо они выросли к тому времени, как жена присоединилась к апостолу в служении. В любом случае, в Писании не сказано ясно, имел ли Петр детей. Итак, Петр был женат, только этот факт о его семейной жизни нам достоверно известен.

Нам также известно, что Симон Петр был лидером апостолов; известно не только на основании того, что Петр всегда возглавляет список апостолов. В Евангелии от Матфея (10:2) звучит ясное утверждение: «Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром». Слово, переведенное как «первый», в греческом языке звучит как protos. Слово несет в себе значение «основной», «главный» в группе. Руководящее положение Петра становится очевидным далее, когда мы видим, что он действует от имени всей группы. Он всегда впереди и берет на себя инициативу. Кажется, он обладает врожденным характером лидера, а Господь использует это во благо Двенадцати.

В конечном итоге, Сам Господь выбрал его лидером. По Своему суверенному замыслу Бог сформировал характер Петра и наделил его всем необходимым. Более того, Сам Христос обучал Петра. Поэтому, глядя на жизнь Петра, мы видим, как Бог развивает и формирует лидера.

Имя Петра упоминается в Евангелиях чаще других имен, за исключением имени Иисуса. Никто не говорит так много, как Петр, и ни к кому Иисус не обращается так часто, как к Петру. Ни одного ученика Господь не упрекал так же часто, как Петра (Матф. 16:22). Никто другой не исповедует Христа так же смело, никто так очевидно не признает господства Иисуса, как Петр. В то же время ни один ученик не отрекся от Христа устно так же уверенно и открыто, как Петр. Никого Христос не благословлял и не хвалил, как Петра; но лишь к Петру Христос обратился, используя слово «сатана». Господу приходилось говорить Петру более неприятные вещи, чем какому-либо другому ученику.

Все это помогло сделать Петра таким лидером, каким Христос хотел его видеть. Бог взял обычного человека с двойственным, нерешительным, импульсивным, непокорным характером и сформировал из него лидера, подобного скале: величайшего проповедника среди всех апостолов и доминирующую фигуру в событиях, описанных в первых двенадцати главах книги Деяний, когда зародилась Церковь.

У Петра мы видим три важных элемента, способствующих формированию настоящего лидера: настоящий сырой материал, настоящий жизненный опыт и необходимые качества характера. Позвольте объяснить точнее, что я имею в виду.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *