Седмина сколько

Седмины Даниила — семьдесят седмин

(Дан.9:24 ,27) — это выражение встречается только в указанной цитате, в замечательном пророчестве, заключающем в себе предсказание о целом ряде величественнейших событий, именно пр. Даниил за 490 лет до Р.Х. предсказал явление Спасителя, Его крестную смерть и следующее за нею разрушение Иерусалима и прекращение вотхозаветных жертв. «Семьдесят седмин (т.е. 490 лет), говорит пророк, определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк и помазан был Святый святых» (Дан.9:24 ). Началом счисления этих 490 лет по пророку (ст. 25) полагается издание указа о восстановлении построения Иерусалима, именно 2-го указа Артаксеркса Лонгимана, данного им в 20-й год своего царствования, в 453 до Р.Х. (Неем.2:1 ,17). Со времени издания этого указа до Христа — Старейшины, т.е. до явления Христа народу, или крещения Его Иоанном, должно было пройти шестьдесят девять седмин, или 483 года. Последняя седмина определена пророком на утверждение Нового Завета, т.е. на служение Мессии и утверждение Его Церкви на земле. В половине этой седмины, Мессия будет предан смерти и с Его смертью прекратится жертвоприношение во храме и затем по прошествии седмидесяти седмин придет чуждый, могущественный народ (т.е. Римляне), и город и святилище будут разрушены, на крыле святилища будет мерзость запустения и до конца войны будут происходить опустошения. Грозные события, как это всем известно, буквально и давно уже оправдали эти предсказания. Более чем 1,800 лет тому назад, имп. Тит с римск. войсками разрушил Иерусалим и храм до основания и положил конец Иудейскому царству. см. пр. Даниил .

Тема: Потрясающие пророчества Даниила: «Семьдесят седьмин» (Даниил 9:24-27)

*** Даниил 9: 24-27 ***
24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых (по-еврейски: «Святое Святых»).
25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».
В книге Даниила 9:25 иудеям было сказано, когда придет Мессия. Там говорится: «Знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины». На первый взгляд это пророчество может показаться загадочным. Но в широком смысле оно требует сведений лишь в двух отношениях: исходную дату и длину промежутка времени. К примеру, если бы ты имел карту, которая бы указывала на сокровище, лежащее «50 аршин восточнее колодца в городском парке», эти указания могли бы тебя озадачить — в особенности, если бы ты не знал, где находился этот колодец, или какой длины был «аршин». Не попытался бы ты выяснить эти два факта, чтобы установить, где лежит сокровище? То же самое относится и к пророчеству Даниила, за исключением того, что мы определяем исходную дату и измеряем следующий за ней период времени.
Сначала нам нужно установить исходную дату, то есть время, в которое „вышло повеление о восстановлении Иерусалима». Затем нам необходимо определить отрезок времени, следующий с этого момента, а именно, сколько времени включали в себя эти 69 (7 плюс 62) седьмин. С получением этой информации проблем нет. Неемия совершенно ясно говорит нам, что повеление о восстановлении стен вокруг Иерусалима, вследствие чего город наконец был бы восстановлен, вышло «в двадцатый год царя Артаксеркса» (Неемия 2: 1, 5, 7, 8). Это определяет наше исходное время как 455 год до н. э. (Существуют веские доказательства из источников древней Греции, Вавилона и Персии, указывающие на то, что первый год правления Артаксеркса был 474 годом до н. э.)
Что касается этих 69 седьмин, то могли ли это быть буквальные недели по семь дней? Нет, потому что Мессия не появился по прошествии всего лишь года после 455 года до н. э. Таким образом, большинство библейских ученых и многочисленные переводы (включая иудейский перевод Танах в сноске к этому стиху) согласны с тем, что эти седьмины состоят из «годов». Древним иудеям было известно такое понятие о „годовой неделе» или семилетнем цикле. Точно так же, как они соблюдали субботу в каждый седьмой день, через каждые семь лет они соблюдали и субботний год (Исход 20: 8-11; 23: 10, 11). Поэтому 69 годовых недель равнялись бы 7 годам, умноженным на 69, или 483 годам. Все, что нам остается теперь сделать, это посчитать. Если мы отсчитаем 483 года с 455 года до н. э., то это приведет нас к 29 году н.э. — именно к тому самому году, когда Иисус был крещен и стал ма-ши-ах. Мессией!
Некоторые могут возразить, что это просто современный способ истолкования пророчества, для того чтобы оно соответствовало истории. Если это так, то почему тогда люди, жившие во времена Иисуса, ожидали, что Мессия появится в то время? Христианский историк Лука, римские историки Тацит и Светоний, иудейский историк Иосиф Флавий и иудейский философ Филон — все они жили приблизительно в это время и свидетельствовали об этом состоянии ожидания (Луки 3: 15).
Почему же иудеи ожидали Мессию именно в то время, а не в период жестокого греческого гонения, которое происходило столетиями раньше? Почему Тацит сказал, что это были «загадочные пророчества», которые побудили иудеев ожидать, что из Иудеи придут могущественные властители и «овладеют всемирной империей»? Абба Хиллел Сильвер в своей книге A History of Messianic Speculation in Israel (История предположений о Мессии в Израиле), признает, что «Мессию ожидали примерно во второй четверти первого века н. э.» не из-за римского гнета, а из-за «распространенной в те дни хронологии», полученной частично из книги Даниила.

Седмины Даниила – семьдесят седмин

Седмины Даниила – семьдесят седмин (Дан. IX, 24–27) – это выражение встречается только в указанной цитате, в замечательном пророчестве, заключающем в себе предсказание о целом ряде величественнейших событий, именно пр. Даниил за 490 лет до Р. X. предсказал явление Спасителя, Его крестную смерть и следующее за нею разрушение Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв. Семьдесят седмин (т. е. 490 лет), говорит пророк, определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были трехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк и помазан был Святый святых (Дан. IX, 24). Началом счисления этих 490 лет по пророку (ст. 25) полагается издание указа о восстановлении построения Иерусалима, именно 2 указа Артаксеркса Лонгимана, данного им в 20-й год своего царствования, в 453 г. до Р. X. (Неем. II, 1–17). Со времени издания этого указа до Христа – Старейшины, т. е. до явления Христа народу, или крещения Его Иоанном, должно было пройти шестьдесят девять седмин, или 483 года. Последняя седмина определена пророком на утверждение Нового Завета, т. е. на служение Мессии и утверждение Его Церкви на земле. В половине этой седмины Мессия будет предан смерти, и с Его смертью прекратится жертвоприношение в храме и затем по прошествии седмидесяти седмин придет чуждый, могущественный народ (т. е. римляне), и город и Святилище будут разрушены, на крыле Святилища будет мерзость запустения и до конца войны будут происходить опустошения. Грозные события, как это всем известно, буквально и давно уже оправдали эти предсказания. Более чем 1800 лет тому назад император Тит с римскими войсками разрушил Иерусалим и храм до основания и положил конец Иудейскому царству. См. Пророк Даниил.

При всем разнообразии позиций трудно поначалу прийти к окончательному выводу.

Теория лакуны или разрыва имеет популярность благодаря Диспенсациональному Премилленаризму, и главным образом основывается на «очевидном» отличии Церкви и Израиля, следуя словам «…для народа твоего», то есть для Израиля.

То есть Иисус пришел с целью установить Давидово Царство, но вот, к сожалению, народ отверг его, и вступил Божий план о церкви, следовательно 70 седьмина отложилась от прочих.

Между 69 и 70 – церковь. Однако экзегеза текста Дан. 9 главы в данном случае не приводит нас к выводу, что последняя седьмина отделена каким-либо образом от предыдущих, тем более учение Нового Завета о последней седьмине не имеет ясного обоснования, кроме намеков, что может являться, так называемым, заимствованием старых образов для изложения новой истины.

Напротив, исполнение седьмин предполагается непрерывное, следующая одна за одной. Нам нет оснований сомневаться, что Гавриил дал полную информацию Даниилу об Израиле – молитва отвечена.

Что касается теории монолитности – она строго последовательно в подходе к исполнению всех седьмин. Одна за одной приводят к Христу, который умирает, но «не за Себя», разрыв завесы, «покрытие грехов», «завет для многих» все это красиво сочетается. Однако не понятно как относиться в свете этого к словам «опустошитель», «постигнет гибель» и пр.

Относительно исполнения седьмины в период Маккавеев – совершенно не приемлемый подход к интерпретации книги. Эта точка зрения связана с весьма либеральным толкованием книги Даниила, считая, что книга была написана в 162 году до н.э. неким человеком по имени Даниил. При чем «Даниил», как они полагают, слишком переборщил с 70-ю седьминами, когда все, что описано в истории исполнилось за 62 седьмины.

Исполнение последней седьмины во время прихода Тита – как бы то ни было – опять мы сталкиваемся с промежутком и довольно-таки свободным толкованием!

О последнем толковании седьмины, где седьмина растягивается на семь с лишком столетий истории Церкви, включая сюда построение мечети Скалы на месте Иудейского Храма – похоже на фантазии. Это не серьезно.

Таким образом, мы можем выделить теорию монолитности – она последовательна, не нарушает правил экзегезы, хотя и остаются вопросы.

2. Толковая Библия Лопухина

Комментарий к стихам Дан:9

22.
Молитва Даниила была поводом к откровению ему о судьбе народа; настоящею же причиною является премудрость Божия, нашедшая благовременным и полезным сообщить Даниилу откровение. Для восприятия его избирается именно он потому, что «он муж желаний» — человек достойный любви Божией. Сообщенное пророку Даниилу откровение о семидесяти седьминах давало тот самый ответ на его молитву, в каком он нуждался. Даниил просил о прекращении настоящего бедственного состояния евреев. Свою молитву он основывал на пророчества Иеремии. Этот же последний, подобно другим пророкам, не различал в своих речах времени избавления евреев из плена от времени пришествия Мессии, представляя эти события как бы одновременными (Иер 30:8-10, 18-22; гл. 31).

Поэтому требовал показать Даниилу, что не тотчас после освобождения евреев из плена начнется и царство Мессии, что до этого пройдет много лет. Это и сообщается Даниилу в откровении о седьминах. Даниил, как видно из его молитвы, (ст. 15, 16, 17, 19), желал блага для своего народа потому, что он был носителем истинного богопочитания: «Тебе ради, Господи». Но Господь предвидел, что евреи отвергнут Мессию, за что по праведному суду Божию сами будут отвергнуты Богом и преданы врагам. И это сообщается пророку, чтобы показать ему, что Царство Божие не вечно будет связано с еврейским народом (А. Рождественский. Откровение Даниилу о 70-и седьминах, ст. 50).

24.
Откровение начинается с определения продолжительности того периода, в течение которого совершатся возвещаемые далее события. Он равняется семидесяти седьминам («шабуим»). Шабуа буквально значит: «седьмеричное время», «седьмина», т. е. время, состоящее из семи частей безотносительно к тому, каковы эти части. В зависимости от подобной неопределенности данного термина определение продолжительности седьмины, а следовательно и всего периода, не отличается однообразием. И прежде выражение «шабуа» употребляется в некоторых местах Священного Писания (Быт 29:27, 28; Лев 12:5; Чис 28:26; Втор 16:9, 10, 16) и у самого прор. Даниила (10:2-3) в значении недели. Но в данном месте (9:24-26) оно не может быть понимаемо в этом смысле прежде всего потому, что относимые к пороку 70-и седьмин события не могли совершиться в такой короткий срок, как 490 дней. Во-вторых, говоря в 10 гл. о седьминах в смысле недель, Даниил называет их не просто «седьминами», а «седьминами дней».

Так же точно выразился бы он и в 9 гл., если бы и здесь имел ввиду под седьминой неделю. Нельзя ограничивать продолжительность седьмины месяцем, так как месяцы представляли на востоке весьма неустойчивую единицу счисления: одни были короче, другие длиннее. Кроме того, период в 490 месяцев (около 41 года) короток для того, чтобы в течение его совершились такие события, как построение города и храма, разрушение их и т. д. Более естественно понимание седьмины в значение семилетия. Такого взгляда держатся древние христианские толковники: Климент Александрийский, Ипполит Римский, Тертуллиан, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст; еврейские ученые Саадиа Гаон, Раши, Ибн-Езра, средневековые экзегеты и большинство новейших. Не противоречит такое исчисление седьмины и Священному Писанию. Седьмину в смысле семи лет представлял субботний юбилейный год (Лев 25:2-4; 26:34-35, 43), прямо называемый «субботою лет» (Лев 25:8).

При равенстве седьмины семи годам период в 70 седьмин составит 490 лет. Они, говорит далее откровение, определены (буквально с еврейского «нехгак» — отрезаны, отсечены) для народа твоего и святого города твоего, т. е. имеющие совершиться в течение их события будут иметь ближайшее отношение к народу еврейскому. Вслед за указанием продолжительности периода выясняется его цель, — описываются те блага, которые он принесет с собою. 70 седьмин определены прежде всего для того, чтобы «покрыто было преступление», буквально с еврейского «лекалле гаппеша» — «окончено преступление».

При конце семидесяти седьмин будет прекращен грех, окончится его власть, могущество над людьми. И так как «пеша» значит «преступление закона Божия», «отступление от Бога и Его заповедей», то все рассматриваемое выражение применяется к искуплению Христом первородного греха, который состоял в нарушении человеком заповеди Божией, отступлении от Бога. Из древних писателей такого взгляда держатся Василий Селевкийский. 70 седьмин назначены далее для того, чтобы «запечатаны были грехи». Образ запечатания употребляется в Священном Писании, во-первых, для выражения прекращения свободы действия известного лица (Иов 37:7), ограничения свободы пользования известным предметом (Дан 12:4, 9; Иов 9:7; Мф 27:66).

Кроме того, тот же самый образ обозначает присвоение предмета, признание его своим (Ин 6:27; Еф 1:13; 2 Кор 1:22). Но подобного значения в данном случае он иметь не может; оно стоит в противоречии с предшествующим выражением: «окончить преступление». Естественнее понимать «запечатание» в смысле прекращения свободы действия. Запечатать грехи — значит прекратить их власть над людьми, обуздать их силу. С пришествием Христа уничтожен первородный грех, а вместе с ним обузданы и греховные влечения человека (1 Ин 3:9; Рим 6). Грехи запечатаны, ослаблены, а не уничтожены, как первородный грех, так как человеку дана только благодать, помогающая ему бороться против греховных влечений, которые в нем живут и действуют.

Дальнейшая фраза синодального чтения: «заглажены беззакония» представляет перевод еврейского выражения: «лекаппер авон». «Лекаппер» происходит от «кафар» — покрывать, а в отношении к грехам — очищать их посредством жертвы, искуплять. «Авон» значит «извращенность», «греховность», а затем «виновность за грехи». Сообразно с этим «лекаппер авон» значит искупить вину. По мнению отцов и учителей церкви, данное выражение говорит о самом акте искупления — жертве Христовой, результатом которой было уничтожение первородного греха и обуздание отдельных греховных влечений человека. С отрицательной стороны период в 70 седьмин характеризуется уничтожением первородного греха и ослаблением силы греховных влечений, с положительной — «приведением правды вечной». Судя по контексту, «правда вечная» имеет сменить греховное состояние людей.

Сообразно с этим под ней разумеется состояние человека «оправданного», состояние под благодатью, свободное от греха, жизнь по законам и заповедям Божиим, требуемая правдой Божией (1 Пет 2:24; Рим 5:1, 9, 18-21; 6:18-20). Таков новозаветный смысл «правды» — «dikaiosunh»; таков же смысл и ветхозаветной «цедек» в приложении к мессианскому времени (Пс 84:11, 12, 14; Ис 53:11; Иер 23:6 и т. п.). Правда называется «вечной» по вечности своего Начала и Источника — Бога, а также и потому, это на земле она будет пребывать вечно. Водворение на земле «вечной правды» должно сопровождаться наложением печати на видение и пророчество, — «запечатаны были видение и пророк», т. е. прекращением дальнейшего продолжения ветхозаветного пророческого дара, ветхозаветных пророческих предвещаний и видений, предметом которых и служило уничтожение на земле зла и водворение правды. Носители и провозвестники ветхозаветного откровения — пророки — были помазанниками.

Но с прекращением пророчеств прекратится и помазание возвещавших их лиц; оно сменится помазанием «Святаго святых»: «и помазан был Святый святых». Большинство толкователей святоотеческого времени разумеют под «Святым святых» Мессию, а под помазанием — или Его Божество, как Евсевий Кесарийский, Афанасий Великий, или помазание Его человечества Духом Святым, как Климент Александрийский, блаженный Феодорит и Аммоний. К Мессии относят рассматриваемое выражение и еврейские экзегеты, — Ибн-Езра и Абарбанел. В новейшее же время не находят возможным согласиться с подобным пониманием, так как оно не совместимо со смыслом еврейского выражения «кодеш кодашим» («Святый святых»). В Священном Писании этим именем называются почти исключительно предметы, но не лица. Прежде всего, так называется отделение скинии и храма, где стоял ковчег Завета (Исх 26:33, 34; 3 Цар 6:16; 7:50; 8:6; 1 Пар 6:49 и т. п.), затем жертвенник всесожжения (Исх 29:37; 40:10) и курения (Исх 30:10), далее — все сосуды и принадлежности скинии (Исх 30:28-29), все жертвы, приносимые в ней (Лев 2:3, 10; 6:17, 25, 29; 7:1, 6).

У пророка Иезекииля именем «кодеш кодашим» называется святилище (45:3) и все пространство на вершине горы вокруг нового храма (Иез 43:12). Единственным местом, где «кодеш кодашим» употребляется, по-видимому, о лицах, является 1 Пар 23:13: «Аарон был отделен, чтобы посвятить его во святое святых». Но у LXX данное место читается иначе: «еже освящати святая святых». И греческому чтению отдается в экзегетической литературе предпочтение перед еврейским. Ввиду такого значения термина «кодеш кодашим» новейшие экзегеты относят рассматриваемое выражение к основанной Иисусом Христом Церкви, ссылаясь в доказательство этого, между прочим, на то, что образ храма всегда употребляется для выражения понятия о Церкви и никогда не обозначает лица Мессии (Пс 14:1; 22:6; 62:3 и т. п.). Но так как Церковь, тело Христово (Рим 12:5; 1 Кор 6:15; 12:12, 13, 27; Еф 4:4; 5:30), не отделима от Своей Главы — Иисуса Христа, то естественнее относить слова «кодеш кодашим» как ко Христу, так и Его Церкви (А. Рождественский). Помазание Cвятого Cвятых есть сообщение Духа Божия, приобщение Божеству (1 Цар 10:1-6; 16:13, 14; Деян 10:38; 1 Ин 2:20; 2 Кор 1:21-22). Глава Церкви Христос носил такое помазание Божества в Своем воплощении и принял сугубое помазание в крещении; через Него же, как главу, приобщается Божеству Церковь, а отдельные ее члены получают помазание в таинствах.

25.
После указания общего содержания периода 70-и седьмин отмечается начальный пункт всего периода и его части. Семьдесят седьмин начнутся с выхода указа (евр. «дабар» в значении «повеление», «приказ») о восстановления и построении Иерусалима. С этого времени до Христа Владыки (евр. «машиах нагид» — Помазанник-князь; ср. Ис 9:6; Иез 24:24; Мал 5:2) пройдет семь седьмин и шестьдесят две седьмины, всего 69 седьмин. Год выхода указа о восстановлении Иерусалима является начальным годом 70-и седьмин. И так как подобный указ дан только Артаксерксом Долгоруким в 20-м году его царствования (Неем 2:8-9; более ранние указы Кира — 1 Езд 1:1-4; 6:3-5 и Дария Гистаспа — 1 Езд 6:1-12 разрешают построение храма, но не восстановление города, а потому и не могут быть принимаемы во внимание), то некоторые экзегеты счисление седьмин и начинают с данного времени. Другие же, обращая внимание на свидетельство Неем 1:1-3; 2:3, 17 о разрушении Иерусалимской стены и сожжении ворот, предполагают, что данное обстоятельство имело место в промежутке времени между прибытием в Иерусалим Ездры и Неемии, — между 7 и 20 годом царствования Артаксеркса (П. Тихомиров. Пророк Малахия. С. 56-59. А. Рождественский. Откровение Даниилу о семидесяти седьминах, с. 193-194).

Ездра, пользуясь позволением Артаксеркса, начал восстановление Иерусалимских стен (ср. 1 Езд 9:9), но они были разрушены врагами. В виду этого указ Артаксеркса от 20 года его царствования считается подтверждением его же указа от 7-го года (1 Езд 7:11-26), с какового и начинается период в семьдесят седьмин. И так как, по свидетельству Птоломеева канона, Артаксеркс вступил на престол между 18 декабря 465 г. и 18 декабря 464 г. до Р. X., то седьмым годом его правления, а вместе и начальным пунктом периода седьмин будет 458 или 457 г. до Р. X. С этого времени до Христа Владыки, т. е. до явления Его миру должно пройти 69 седьмин, или 483 года. По свидетельству евангелиста Луки, выступление Иисуса Христа на общественное служение совпало с началом проповеди Иоанна Крестителя, — то и другое событие имело место в 15 год правления Тиверия (3:1-23).

Тиверий же вступил на престол после смерти Октавиана Августа, последовавшей 19-го августа 14 года по Р. X. Таким образом, если первый год правления Тиверия продолжался от 19-го августа 14 года по 19 августа 15 года по Р. X., то пятнадцатый его год падает на время от 19 авг. 28 года по 19 августа 29 года. Некоторые же ученые, основываясь на том, что Тиверий еще при жизни Августа был его соправителем, считают его царствование с 13 года по Р. X. В таком случае 15-м годом Тиверия будет 27 год по Р. X. Расстояние между этим пунктом времени и началом седьмин (458 г. или 457 г. до Р. X.) и будет 483 года. Началом седьмин служит выход повеления «о восстановлении и построении Иерусалима». Естественно, что указ стал приводиться в исполнение сразу после своего появления. Сообразно с этим нужно думать, что для построения города откровение назначает первые семь седьмин. В пользу того же самого говорят и начальные слова 26 ст. : «и по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос». Вторая часть периода — 62 седьмины ясно отделяется от первой — семи седьмин. В течение этой последней совершатся свои особые события; но других, кроме построения города, откровение не знает. Об этом последнем оно выражается так: «ташуб венибвета рехоб вехаруц», или в буквальном переводе на русский язык: «восстановятся («шуб» в значении восстановлять Пс 79:4, 8, 20) и построятся улицы («рехоб» — Быт 19:2; Суд. 19:20; 2 Пар 32:6 и др.) и стены («харуц» от «харац» — быть «острым», резать «буквально значит вырезанный, выкопанный, отсюда ров»). Восстановление Иерусалима, как населенного места (улица) и, во-вторых, как крепости (ров) совершится среди неблагоприятных обстоятельств: «в трудные времена», что подтверждается свидетельством книги Неемии о разрушении возведенных при Ездре городских стен (1:3) и встреченных самим Неемией при их починке препятствиях со стороны Товии и Сапаваллата (4). Что касается того, действительно ли постройка Иерусалима продолжалась 49 лет, то этот вопрос не может быть решен окончательно.

Существует, впрочем, попытка решить его в утвердительном смысле. Она основывается на предложении, что постройка Иерусалима продолжалась все время, пока жил Ездра и затем — время от времени, с отлучками в Вавилоне, — Неемия. Ездра трудился над постройкою Иерусалима 13 лет (с 7-го по 20-ый год Артаксеркса, Неем 2:1). В 20-й год Артаксеркса пришел к нему на помощь Неемия и восстановил в течение 52 дней разрушенную стену (Неем 4; 6:15). Пробыв после этого в Иерусалиме 12 лет, Неемия возвратился к Артаксерксу, а затем вновь вернулся на родину (Неем 13:6). Время этого второго прибытия Неемии в Иерусалиме определяют по времени жизни его современника «Иоиады», сына великого первосвященника Елиашива (Неем 13:28). Так как, по Александрийской хронике, Елиашив умер в 413 году до Р. X., и ничто не мешает думать, что Неемия возвратился в Иерусалиме лет через пять после его смерти, то до его возвращения на родину с 7-го года Артаксеркса и протечет ровно 49 лет (457-408 г. до Р. X.). (А. Рождественский, с. 215).

26 .
По истечении второй части периода седьмин «будет предан смерти Христос». Определяющий время совершения данного события еврейский предлог «ахарей» — «после», «вслед», «за» — указывает только, что те происшествия, о которых говорится дальше, случились не ранее конца 62-х седьмин, но не представляет точной даты: они могли случиться и непосредственно после 62-х седьмин и через известный промежуток времени после них. Точное определение времени убиения Мессии дано в 27 ст. Равным образом хотя откровение и не говорит прямо, кем Он будет убит, но судя потому, что последствия смерти Христа скажутся на народе еврейском, виновником убиения Помазанника являются евреи. О первом из этих следствий говорит еврейское выражение: «beein Io». Передаваемое в переводах то с буквальною точностью (Акила: «kai ouk estin autw»; Симмах: «kai ouc uparxei autf»), то с изменениями, представляющими своего рода объяснение (LXX: «kai ouk estai», подразумевая подлежащим при «estai» — «crisma»; откуда и синодальное «и не будет»; Феодотион: «kai krima ouk estin en autw»; из которого славянское: «и суд не будет в нем»; Вульгата: «et non eritejus populus qui eum negaturns est» = «и народ уже не будет Его (народом), так как он отречется от Него»), равным образом и различно толкуемое, рассматриваемое выражение значит: «и не будет ему».

Судя по контексту, подлежащим при «не будет» подразумевается Мессия, а местоимение «ему» относится к народу еврейскому. При подобном переводе вся фраза: «и Мессия не будет для него», т. е. для народа еврейского, говорит об отвержении народа еврейского, как первом следствии убиения им Мессии. Подобное понимание высказано в латинском переводе рассматриваемого места (см. выше), и такого же взгляда держится Ефрем Сирин (см. Рождественский. Откровение Даниилу, с. 113 и д.). Вторым следствием убиения Мессии будет разрушение города и святилища народом князя пришедшего. Разрушение Иерусалима и храма приписывается не вождю, а его народу. Эта подробность заставляет экзегетов думать, что в откровение имеет в виду завоевание Иерусалима Титом в 70 г. после Р. X. Он, как известно, хотел пощадить храм, давал об этом несколько приказаний своим солдатам, но они на этот раз ослушались его. Случайно брошенная одним воином головня зажгла храм, и никакие усилия не могли остановить пожара. С разрушением города и храма, — центров гражданской и религиозной жизни евреев, наступит конец политически-церковному строю народа иудейского: «и конец его будет, как от наводнения». Точнее с еврейского: «псекиццо багишетеф» — «и конец его в потопе». Глагол «шатаф», от которого происходит существительное «шетеф», употребляется у пророка Даниила в образном значении войска, наводняющего завоеванную землю и все потопляющего на ней (11:10, 22, 26). Римские войска хлынут на Иудею, как волны потопа на землю (ср. Ис 28:2), и все снесут. Хотя нашествие римлян и подобно всесокрушающему потопу, но оно вызовет сопротивление евреев, будет сопровождаться постоянной войной: «до конца — война».

Эта последняя будет вызвана не человеческими соображениями, а явится результатом божественного определения: «определение, об опустошениях». Синодальное чтение: «и до конца войны будут опустошения», не передают из соответствующей еврейской фразы: «ве ад кец мильхама нехерецет шомемот», слова «нехерецет» — определение. Всю фразу передают так: «до конца — война», определение об опустошениях. Хронологические даты ст. 25 прерываются в ст. 26 указанием на убиение Мессии и следствия его по отношению к народу еврейскому.

В ст. 27, как увидим ниже, откровение вновь возвращается к хронологии мессианского времени. Причина подобного явления заключается, как думают, в следующем. Евреи склонны были «ждать Мессию», как славного земного царя, имеющего восстановить и возвеличить их земное царство и подчинить им остальные народы. Этой мысли мог благоприятствовать 25 ст., называющий Мессию «князем» и говорящий о восстановлении Иерусалима, как крепости. Ввиду этого, чтобы отнять у Даниила возможность разуметь под мессианским царством земное еврейское царство, ему прямо и указывается то, что лучше всего говорит о неверности подобного понимания: отвержение Мессии народом еврейским и последствия этого. И только после этого речь вновь возвращается к хронологии мессианского времени (А. Рождественский. Откровение Даниилу, с. 133-134).

27 .
На последнюю, т. е. семидесятую седьмину падает «утверждение завета для многих». Слово «завет» (евр. «берит») употребляется в Священном Писании для обозначения союзов между народами (Нав 9:6 и д.), отдельными лицами (1 Цар 18:3; 23:18 и т. п.), но чаще всего, а в книге пророка Даниила по преимуществу (9:4; 11:22, 28, 30, 32), для обозначения завета, — союза Бога с людьми. Отмеченное же выше (ст. 26) отвержение народа еврейского за убийство Месcии должно было говорить пророку Даниилу, что под этим заветом разумеет не прежний союз Бога с евреями, а новый, вечный завет, о котором предсказывали близкие к нему по времени жизни пророки — Иеремия (31:31-34; 32:40-41) и Иезекииль (16:60, 62; 34:25; 37:26). Завет будет утвержден «для многих». Так как откровение дано Даниилу по поводу его молений о своем народе и касалось судьбы этого последнего (ст. 24), то под «многими» естественно разумеются «многие» из народа еврейского.

Не вся нация вступает в новое общение с Богом: из нее вышли убийцы Мессии, и массе народа откровение возвещает за это отвержение и гибель (ст. 26). И действительно, по свидетельству кн. Деяний Апостольских, не все евреи, а только «многие» из них уверовали в Иисуса Христа и сделались членами новозаветной церкви. К ним принадлежат 3 000 человек, обратившихся ко Христу в день Пятидесятницы (Деян 2:5, 41), 5 000 иудеев после чуда Апостола Петра и его проповеди в храме (Деян 4:4). Остальная масса настолько враждебно относилась к христианству, что после убиения святого Стефана верующие рассеялись по Иудее и Самарии (Деян 7:58-59; 8:1), и апостолы перенесли проповедь к язычникам (Деян 8:26, 27, 38). Установление «Нового» Завета делает ненужным, излишним существование прежнего «Ветхого».

Он отменяется; отменяются вместе с ним и те внешние формы, в которых он обнаруживался и проявлялся. И так как сущность Завета состояла в примирении человека с Богом, а это последнее достигалось через жертвы (Лев 17:11), то с отменой Ветхого Завета отменяются и они: «в половине седьмины прекратится жертва (евр. «зебах» — жертва кровавая) и приношение» (евр. «минха» — жертва бескровная, хлебное приношение). Но ветхозаветные жертвы утратили значение искупительных средств только ввиду жертв Иисуса Христа, Который «со Своею кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр 9:12). Поэтому и выражение: «в половине седьмины прекратится жертва и приношение», является указанием на крестную смерть Иисуса Христа, которая, по откровению, должна падать на половину последней семидесятой седьмины, или, что то же, должна иметь место через 3 1/2 года после Его выступления на общественное служение.

По мнению большинства толкователей, смерть Иисуса Христа совершилась в 30 г. нашей эры: в этом году 15-ое Нисана, — день, в который евреи вкушали пасху, и в который был распят Христос, попадало на пятницу (Мк 15:42; Лк 23:54, 56; ср. Мф 27:62; 28:1). Общественное служение Спасителя продолжалось приблизительно 3 1/2 года. Дальнейшие слова откровения в еврейском тексте читаются так: «ве ал кенаф шиккуцим мешомем». «Кенаф», от глагола «канаф» употребляется в значении «крыло», а потом в образном значении — край предмета или пространства: край одежды (Чис 15:38; 1 Цар 24:5, 12), край, граница страны (Иов 37:3; 38:13; Ис 11:12). «Шиккуцим» — множественное число от существительного «шиккуц» — мерзость (Дан 11:31; 12:11), и «мешомем», — причастная форма от глагола «шамем», — опустошающий, опустошитель. В еврейском тексте «шиккуцим» является определением слова «кенаф», а подлежащим становится «мешомем». При подобной конструкции вся фраза должна быть переведена так: «и на крыле мерзостей появится опустошитель».

Так и передают еврейский (мазоретский) текст, Сирийский перевод (Пешито): «и на крылья мерзости опустошитель», Акила и Симмах: «kai epi thV archV twn bdelugmatwn erhmwuhsetai». Другие переводы подлежащим считают «шиккуцим», а «мешомем» определением к нему. Так LXX переводят: «kai epi ton ieron bdelugma twn erhmwsewn estai»; Вульгата: «et erit in tempto abominatio desolationis»; русский синодальный: «и на крыле святилища будет мерзость запустения». Что касается объяснения данного места, то оно не отличается разнообразием и устойчивостью. Большинство древних толкователей разумели под «мерзостью запустения» статую языческого бога или изображения римского императора, поставленные в Иерусалимском храме незадолго до его разрушения. Блаженный Феодорит и Евсевий Кесарийский думали, что изображение Кесаря внесено было в храм Пилатом; Иоанн Златоуст говорит об изображении, поставленном в храме Адрианом; Климент Александрийский утверждает, что Нерон поставил мерзость во святом городе Иерусалиме, и Василий Селевкийский, — что это было сделано Гаием. Но подобные объяснения не оправдываются историей: она не знает случая поставления в Иерусалимском храме изображения римского императора.

Из истории известно лишь, что Пилат распорядился поставить в Иерусалимском Иродовом дворце священные щиты с изображением императора, но по приказанию Тиверия они были сняты. В царствование Калигулы Иерусалимскому храму действительно грозило осквернение: им дан был правителю Иудеи Петронию приказ поставить в храме статую императора; но последний не исполнил распоряжения. В отличие от поименованных отцов и учителей церкви Ориген разумеет над «мерзостью запустения» римское войско. Наконец, некоторые, как, напр., Евсевий Кесарийский, разумеют под «мерзостью запустения» сам Иерусалимский храм. По его словам, с тех пор, как умер Христос, и разорвалась завеса храма, у иудеев была отнята жертва и возлияние, и началась в храме мерзость запустения. На это указал и Христос словами: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». (Мф 23:38). Того же самого взгляда держится и блаженный Феодорит. «Через жертву крестную, говорит он, не только прекратится та (подзаконная) жертва, но и мерзость запустения будет дана на святилище, т. е. оно, прежде чтимое и приводившее в трепет, сделается запустевшим».

Придерживаясь данного толкования, рассматриваемое выражение перефразируют так: «на границы храма (= «крыло мерзостей») придет опустошитель», т. е. на границах оскверненного города и храма появится всеопустошающее войско, — римские легионы (А. Рождественский. Откровение Даниилу. с. 151-155). По смыслу от еврейского чтения, чтения LXX и Вульгаты: «и в храме будет мерзость опустошения». Исполнение этого предсказания видят в нашествии на Иерусалим римских войск. Начавшиеся при прокураторе Гесоя Флоре в 66 г. по Р. X., они закончились разрушением города и храма при Веспасиане в 70 г. Римляне, исполнители божественного приговора о разрушении Иерусалима и храма, доведут его до конца: «и до конца приговор изольется на опустошенное» (точный перевод еврейской фразы: «ве ад кала венехераца типах ал шомем»).

О семидесяти седьминах пророка Даниила

О СЕМИДЕСЯТИ СЕДЬМИНАХ ПРОРОКА ДАНИИЛА
(Бней Ноах)
Краткое содержание
В пророчестве Даниила о 70 седьминах говориться о процессах в Святой Земле в течении 490 лет после указа Кира о восстановлении Храма в 538 г. до н. э.. не обязательно в хронологическом порядке. Половина семилетия, когда прекратиться жертва – это 3,5 г. контроля греками Храмовой горы. 7 седьмин – суммарное время ведения Хасмонеями активных боевых действий для освобождения Родины. Седьмина, утвердившая завет, пришлась на время правления Саломеи, когда фарисейский иудаизм утвердился в народе. Слова «по истечении 62 двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет» относятся к 104 г. до. н. э, когда Хасмонеи провозгласили себя царями, при том, что царями Иудеи могут быть только потомки Давида. Период в 70 седьмин заканчивается в 47 г. до. н. э., в разгар гражданских войн в хасмонейском царстве с вмешательством соседних держав. С заданием еврейский народ не справился, далее последовала утрата государственности, а бремя распространения света Торы, пусть и в искаженном виде, легло на римскую цивилизацию. Но это уже совсем другая история.
Пророчество о семи десяти седьминах дошло до нас в двух вариантах – в масоретском ивритском варианте Танаха и в Септуагинте. Для сравнения приведем оба текста.
Масоретский текст.
«Семьдесят недель (семилетий) предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых. Но знай и пойми, что с того времени как выйдет повеление о восстановлении и строительстве Иерусалима до помазанника- властелина (пройдет) семь семилетий, а (после) шестидесяти двух семилетий он вновь будет отстроен, улицы и стены, но в трудные времена. А после этих шестидесяти двух семилетий погибнет помазанник, и не будет у него ничего, а народ властелина придет и уничтожит город и святыню; конец же его будет подобен потоку, и до конца войны предопределены разрушения. И укрепит он союз со многими в одно семилетие, но в течение трех с половиной лет отменит он жертвы и приношения, и власть мерзостная будет существовать, пока не наступит полное уничтожение и предначертанное не постигнет разрушителя» (Даниэль, 9:24-27).
Текст, представленный в Септуагинте.
«Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».
Поскольку сегодня в мире более распространен второй вариант, то проведем именно его анализ.
В данных главах книги пророка Даниила рассказывается об исторических процессах, которые происходили в Святой Земле в период после выхода указа царя Кира о восстановлении Иерусалимского храма в 538 году до н. э, причем не обязательно в хронологической последовательности.
Половина семилетия, в которой прекратиться жертва и приношение, а на крыле святилища будет мерзость запустения – это три с половиной года (167-164 г. до. н. э), когда Храмовая гора находилась под контролем эллинистических элементов. Окончательная гибель постигла опустошителя, селевкидскую империю, в результате того, что она, потерпев поражение от Рима, развязала гражданский религиозных конфликт со своими еврейскими подданными на своей территории, вместо того, чтобы заниматься восстановлением сил. Семь седьмин – это примерно суммарное время, когда Хасмонеям пришлось вести очень активные боевые действия с целью освобождения Родины от эллинской оккупации. Одна седьмина, которая утвердила завет для многих, — это большая часть времени царствования Саломеи-Александры (76-67 г. до н. э.), когда иудаизм в его фарисейской форме утвердился как официальная религия и как религия народных масс различного этнического происхождения, проживавших в хасмонейском царстве. Слова пророчества «по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет» — относятся скорее всего к 104-103 г. до. н. э, когда Хасмонеи официально провозгласили себя царями, при том, что согласно Закону, царями Иудеи могут быть только представители дома Давида. Период в семьдесят седьмин заканчивается в 47 г. до. н. э., в разгар гражданских войн в хасмонейском царстве с привлечением воинских контингентов соседних держав.
Можно сделать вывод, что с заданием от Всевышнего к назначенному сроку еврейский народ не совсем справился, поэтому далее последовала утрата государственности, а бремя распространения света Торы, пусть и в несколько искаженном виде, легло на римскую цивилизацию. Но это уже совсем другая история.
В пророчестве Даниила о 70 седьминах говориться о процессах в Святой Земле в течении 490 лет после указа Кира о восстановлении Храма в 538 г. до н. э.. не обязательно в хронологическом порядке. Половина семилетия, когда прекратиться жертва – это 3,5 г. контроля греками Храмовой горы. 7 седьмин – суммарное время ведения Хасмонеями активных боевых действий для освобождения Родины. Седьмина, утвердившая завет, пришлась на время правления Саломеи, когда фарисейский иудаизм утвердился в народе. Слова «по истечении 62 двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет» относятся к 104 г. до. н. э, когда Хасмонеи провозгласили себя царями, при том, что царями Иудеи могут быть только потомки Давида. Период в 70 седьмин заканчивается в 47 г. до. н. э., в разгар гражданских войн в хасмонейском царстве с вмешательством соседних держав. С заданием еврейский народ не справился, далее последовала утрата государственности, а бремя распространения света Торы, пусть и в искаженном виде, легло на римскую цивилизацию. Но это уже совсем другая история.

Пророчество Даниила о семидесяти cедминах

Иисус Христос не раз подчеркивал, что ветхозаветные писания содержат пророчества, которые надлежит исполнить Ему (Лук. 24:27,44). Ученые в области Библии насчитывают более трехсот удивительных пророчеств, до мельчайших подробностей исполненных в жизни и труде Сына Божьего. Oдно из таких предсказаний мы находим в Дан. 9:24-27 — отрывке, обыкновенно называемом «пророчество Даниила о семи седминах». В настоящем уроке мы рассмотрим это важное ветхозаветное предсказание.

Надлежащий анализ Дан. 9:24-27 предполагает несколько факторов. Во-первых, следует учесть историческую обстановку, в которой состоялось данное пророчество. Во-вторых, следует принять во внимание теологические аспекты работы Мессии, которые приводятся в этом отрывке. В-третьих, необходимо внимательно отнестись к хронологии пророчества. И наконец, следует задуматься о суровом суде, который должен был пасть на иудейский народ после того, как они отвергли Христа. Давайте остановимся на каждом из этих вопросов.

Историческая обстановка

Пророк Иеремия предсказал, что за свое отступничество иудеи будут отправлены в Вавилон в качестве пленников. В этой чужой стране они должны были пробыть в неволе семьдесят лет (Иер. 25:12; 29:10). И действительно, предупреждение пророка оказалось точным. Общий срок вавилонского пленения равнялся семидесяти годам (Дан. 9:2; 2 Пар. 36:21; Зах. 1:12; 7:5). Почему было предопределено именно семидесятилетнее пленение? Для таких точных рамок была своя причина.

Закон Моисея предписывал израильтянам каждый седьмой год почитать как субботний. Земля должна была отдыхать (Лев. 25:1-7). Очевидно, по прошествии веков Израиль перестал соблюдать это божественное постановление. Во всяком случае, непосредственно перед плененим мы не находим ни одного примера соблюдения ими закона о субботнем годе. Поэтому, согласно библейскому свидетельству, и было определено семьдесят лет вавилонского пленения, «доколе… земля не отпраздновала суббот своих» (2 Пар. 36:21).

Если каждый из семидесяти лет пленения шел за нарушение требования субботнего года (каждого седьмого года), как, похоже, явствует из 2 Пар. 36:21, то это может означать, что божественное предписание Израиль нарушал приблизительно 490 лет. Таким образом, период пленения указывал назад, на пятивековое греховное забвение. В то же время пророчество Даниила было обращено вперед, к тому времени — приблизительно через 490 лет — когда придет «Христос Владыка», чтобы «запечатаны были грехи» (9:24). В схематическом раскладе истории пророчество Даниила стоит где-то «посередине».

В первый год Дария, который «поставлен был царем над царством халдейским» (ок. 538г. до н. э.), Даниил, размышляя о числе лет в пророчествах Иеремии, вычислил, что период неволи почти закончился (9:1,2). Тогда он обратился к Иегове с молитвой. Пророк исповедал свои грехи и грехи всего народа. Он просил Иегову отвратить Свой гнев от Иерусалима и позволить восстановить храм (см. 9:16,17). Господь ответил на молитву Даниила вестью, которую принес ангел Гавриил (9:21-27). Дом Бога будет восстановлен. Однако придет еще и более значительное благословение в лице Помазанника (Христа), более великого, нежели храм (см. Мат. 12:6). Это пророчество было радостным утешением для отчаявшихся и подавленных евреев в плену.

Миссия Мессии

Этот волнующий отрывок говорит о главной цели миссии Христа на Земле. Во-первых, Мессия придет, чтобы решить проблему человеческого греха. Он явится, чтобы «покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония». Эта тема имеет славное развитие во всем Новом Завете (см. Мат. 1:21; 20:28; 26:28; 1 Кор. 15:3; 2 Кор. 5:21; Гал. 1:4; Еф. 1:7; Кол. 1:20; 1 Пет. 2:24; Отк. 1:5 — отрывки, представляющие собой неполный образец новозаветных ссылок на эту величественную тему).

Пришествие Христа «запечатало» грех не в смысле полного искоренения греха на Земле. Спаситель работал над внедрением системы, которая бы результативно и постоянно решала проблему греховности человечества. Это одна из тем Послания к Евреям. Иисус умер «один раз за всех» (см. Евр. 9:26). Господу уже больше не придется возвращаться на землю, чтобы повторить Свой крестный путь.

Интересно отметить особое выделение Даниилом того, что Помазанник займется проблемами «преступления», «грехов» и «беззакония»; он как будто специально показывает, что Господь способен справиться со злом во всех его отвратительных формах. И пророк Исайя в 53-й главе своего повествования также говорит, что Мессия отдаст Себя в жертву за «преступления» (ст. 8,12), «грехи» (ст. 5,6,11,12) и «беззакония» (ст. 5).

Здесь стоит отметить, что Ис. 53 часто цитируется в Новом Завете в связи с искупительной работой Господа во время Своего первого пришествия. Поскольку Дан. 9:24-27, совершенно очевидно, имеет аналогичный смысл, то этот отрывок, скорее всего, тоже в центр внимания ставит Божью работу на кресте, а не второе пришествие Иисуса, как полагают премилленарии.

Во-вторых, Даниил показал, что, помимо Его искупительной работы в связи с грехом, Мессия положит начало эры «правды вечной» (вечной праведности). Вне всякого сомнения, это ссылка на эру Евангелия. На страницах Нового Завета Павел убедительно доказывает, что небесный план представить человека праведным пред Богом был явлен «в настоящее время» (Рим. 3:21-26) через благовествование (Рим. 1:16,17).

В-третьих, ангел сообщил, что в результате работы Мессии «видение и пророк» будут запечатаны. По-еврейски это значит — прийти к «завершению», или закончить. Следует подчеркнуть, что основная задача Ветхого Завета состояла в провозглашении пришествия Сына Божьего. Петр говорил, что пророки древности предвозвещали «Христовы страдания и последующую за ними славу». Он утверждал, что сейчас эта весть проповедуется в Евангелии (1 Пет. 1:10-12). Вот оно, главное. С приходом Спасителя для искупления человечества и с завершением написания Нового Завета, который возглашает эту весть, необходимость в «видении и пророке» отпала. Как результат, «пророчество» (и другие дары откровения) «прекратилось» (см. 1 Кор. 13:8-13; Еф. 4:11-16). В настоящее время Бог уже не дает сверхъестественных видений и пророчеств.

В-четвертых, Даниил говорит о помазании Святого святых. Что означает это заявление? В понимании премилленариев-диспенсационалистов1 оно означает восстановление иудейского храма во время так называемого «тысячелетнего царства». Однако концепция премилленаризма не подкрепляется фактами.

Любая точка зрения человека относительно понимания этой фразы должна находиться в соответствии с другими библейскими данными. «Святой святых» — это, вероятно, намек на Самого Христа, а «помазание» — это наделение Господа Святым Духом в начале Его служения (Мат. 3:16; Деян. 10:38). Рассмотрим следующие факторы. (1) Хотя грамматика допускает понимание под «Святым святых» самой святой вещи или самого святого места (в среднем роде), она также может отражать и мужской род — «Святой святых». Непосредственный контекст склоняет чашу весов к мужскому роду, поскольку в стихе 25 упоминается «Христос Владыка». (2) «Помазание» явно относится к тем же временным рамкам, что и упомянутые перед тем события, а значит связано с первым пришествием Господа, а не со вторым. (3) Дж. Томпсон отмечает, что в Ветхом Завете акт помазания никогда не ассоциировался с местом в храме, называемом «святое святых». (4) В ветхозаветный период помазание практиковалось как обряд посвящения в пророки (3 Цар. 19:16), священники (Исх. 28:41) и цари (1 Цар. 10:1). Знаменательно, что Христос выступает в каждой их этих ролей (см. Деян. 3:20-23; Евр. 3:1; Мат. 21:5). (5) Помазание Иисуса предсказывается и в других местах Ветхого Завета (Ис. 61:1), да и само наименование «Христос» фактически означает «помазанный».

В-пятых, Помазанник «заключит соглашение со многими народами» (Дан. 9:27а; СП). Перевод в СБ «утвердит завет» (сделает завет крепким) — лучше. Смысл этой фразы, похоже, заключается в том, что завет Мессии непременно будет твердым, то есть господствующим, хотя Сам Он будет убит. «Завет», как отмечает Эдвард Янг, «это завет благодати, в котором Мессия Своей жизнью и смертью добывает спасение для Своего народа».

В-шестых, в результате смерти Христа «прекратится жертва и приношение» (9:27а). Это намек на прекращение иудейских жертвоприношений как следствие совершенной жертвы Иисуса на Голгофе. Умерев, Господь убрал закон Моисея с пути, «пригвоздив ко кресту» (Кол. 2:14). Эта «стоявшая посреди преграда» была разрушена (Еф. 2:13-17), а «первый» завет уступил место «второму» (Евр. 10:9,10). Это и есть тот «новый завет», о котором говорил Иеремия в своем известном пророчестве (Иер. 31:31-34; см. Евр. 8:7-13), и который был утвержден кровью Самого Иисуса (Мат. 26:28). Данный контекст представляет собой богатый кладезь истин о результатах искупительной работы Христа.

Хронология пророчества

Временной элемент этого знаменитого пророчества позволял изучающему Писания еврею узнать, когда обещанный Мессия умрет за грехи человечества. Хронология событий этого пророчества включает в себя три момента: (а) начальную точку, (б) промежуток времени и (в) заключительное событие.

Начальная точка должна была совпасть с повелением «о восстановлении Иерусалима». Промежуток времени между отправной точкой и заключительным событием был определен в «семьдесят седмин». Если «седмины» понимать как недели по семь дней в каждой, то он должен был составить всего 490 дней. Каждый день в пророчестве должен был соответствовать году. Большинство консервативных ученых придерживается того мнения, что пророчество говорит о периоде времени, приблизительно равном 490 годам. И, наконец, последним событием будет «предание смерти» Помазанника (9:26). Хронология фактически поделена на три части и в сумме составляет 486½ лет. Это должен быть промежуток времени между повелением восстановить Иерусалим и смертью Мессии.

Если мы сможем определить дату начальной точки этого пророчества, то далее все решается относительно просто — прибавлением к ней указанного в тексте периода времени и получением точного времени «предания смерти» Господа. Поэтому давайте сосредоточимся на этом вопросе.

Существует только три возможных даты начала этого семинедельного исчисления. (1) В 536 г. до н. э. группу евреев вывел из плена Зоровавель. Однако эта точка отсчета представляется невероятной, потому что через 486 лет после 536 г. до н. э. наступил 50 г. до н. э., за восемьдесят лет до смерти Иисуса. (2) В 444 г. до н. э. группу евреев привел в Ханаан Неемия. Может быть, это начальная точка исчисления пророчества? Скорее всего, нет, так как через 486 лет после 444 г. до н. э. наступил 42 г. н. э. — а это уже спустя десяток лет после смерти Христа. (3) Однако в 457 г. до н. э. людей из Вавилона в Иерусалим привел Ездра. Может, эта дата приведет к желаемому результату? Так оно и есть. Если взять 457 г. до н. э. и прибавить к нему 486½ лет, то в результате получается 30 г. н. э. — год распятия Христа! Такова общепринятая точка зрения.

Самым веским аргументом против этого довода является заявление, будто перед Ездрой не стояло задачи восстановить Иерусалим и поэтому дата его возвращения не может быть отправной точкой пророчества. Известный ученый Глизон Арчер так отвечает на это утверждение:

…, очевидно, уполномочивало его восстановить и отстроить город Иерусалим (что можно заключить из Езд. 7:6,7 и также 9:9, где сказано: «И склонил к нам милость царей персидских, чтоб они дали нам ожить, воздвигнуть дом Бога нашего и восстановить его из развалин его, и дали нам ограждение в Иудее и в Иерусалиме». И хотя Ездре фактически не удалось завершить восстановление стен, пока тринадцатью годами позже не прибыл Неемия, логично понимать 457 г. до н. э. как terminus a quo повеления, предсказанного в Дан. 9:25 (выделено автором).

«В половине» семидесятой недели, то есть по прошествии 486½ лет, «предан будет смерти Христос». Это указание на смерть Иисуса. Исайя тоже предсказывал, что Христос будет «отторгнут от земли живых» (Ис. 53:8).
Почему «семьдесят седмин» в пророчестве Даниила поделены на три части — семь недель, 62 недели и «половину» одной недели? В таком делении была своя цель. (1) Первая часть из «семи седмин» (буквально сорок девять лет) охватывает период времени, в течение которого должно было происходить фактическое строительство Иерусалима после возвращения евреев в Палестину (9:25б). Это ответ на молитву Даниила (9:16,17). Строительство должно было проходить в «трудные времена». В первые годы враги иудеев причиняли им большие неприятности (см. Езд. 4:1-6), что продолжалось и в дни Ездры и Неемии. (2) Если вторую часть из шестидесяти двух недель (434 лет) сложить с предыдущими сорока девятью годами, то получится 483 года. Прибавив к 457 г. до н. э. это число, получим 26 г. н. э. Это год крещения Иисуса и начала Его публичного служения. (3) И, наконец, «середина седмины» (3½) отражает время служения Иисуса. Эта часть пророчества завершается в 30 г. н. э. — в год смерти Спасителя.

Последствия отвержения Христа

Никакой исторический ревизионизм не может изменить того факта, что Иисуса предал смерти Его собственный народ, иудеи (Иоан. 1:11). Это никоим образом не санкционирует плохое отношение к иудейскому народу в наши дни; тем не менее, это говорит о том, что, как нация, Израиль испытал серьезные последствия от своей причастности к смерти Мессии.

Пророчество Даниила изображает вторжение римлян в Иерусалим и разрушение иудейского храма. Пророк говорит о некоем «вожде, который придет», о том, что «город и святилище разрушены будут… как от наводнения» (9:26б). Все это «предопределено» (см. 9:26б, 27б) Богом за их отвержение Его Сына (Мат. 21:37-41; 22:1-7).

Толкование этой части пророчества не вызывает споров. Иисус, говоря на Елеонской горе о разрушении Иерусалима (Мат. 24:1-34), предрекал «мерзость запустения, реченную через пророка Даниила» (24:15). Господь имел в виду Дан. 9:27. «Мерзость запустения» принесла римская армия во главе с Титом («вождь»; 9:26б), который разрушил Иерусалим в 70 г. н. э.2

Вот исторические факты. В 66 г. н. э. иудеи, бывшие подданными Рима, восстали против империи. Это погрузило евреев в несколько лет кровавого конфликта с римлянами. Тит, сын и преемник знаменитого Веспасиана, овладел Иерусалимом (после пятимесячной осады) летом 70 г. Святой город был сожжен (см. Мат. 22:7), а «святилище» (храм) полностью разрушено. Христос говорил Своим ученикам, что приближается день, когда «дом» иудеев станет пуст (Мат. 23:38), от него не останется даже камня на камне (Мат. 24:2). Примечательно, что археологи с достоверностью опознали только один камень из этого храма и фрагменты другого. Дж. Гелденхьюс так кратко охарактеризовал эту ситуацию:

… ворвался со своей армией в город, разрушил и разграбил храм и перебил иудеев — десятки тысяч мужчин, женщин и детей. Утолив жажду крови, римляне увели в плен все оставшееся трудоспособное иудейское население (все слабые и престарелые были уже ими уничтожены), так что в городе и его окрестностях не уцелел ни один иудей. Только раз в году — в день памяти о разрушении храма — им позволялось оплакивать город с соседних холмов.

Это событие Даниил назвал «мерзостью запустения», потому что город Давида был приведен в запустение римской армией — мерзкой идолопоклоннической силой. Интересно отметить, что даже иудеи признали, что гибель еврейской нации была исполнением замечательного пророчества Даниила. Иосиф Флавий, историк иудейского происхождения, утверждал, что «Даниил также писал о римском правительстве и о том, что они приведут нашу страну в запустение».

Заключение

Вдохновенное писание Даниила о «семидесяти седминах» является яркой демонстрацией правдивости библейского пророчества. Оно предсказывает приход Мессии и подробно говорит о Его благодеяниях. Пророчество точно указывает на время распятия Иисуса. И, наконец, оно открывает катастрофические последствия отвержения Сына Божьего. Какую благодарность мы должны испытывать к Иегове за такое ценное свидетельство!

Последняя седьмина Даниила 2018 — 2025

Окончилась история спасения народов, подходит к концу почти две тысячи лет христианства. Наполнилось предвиденное Богом число спасенных людей. Окончилось время благодати. Начинается время судов Божьих. Следующие 7 лет Бог уже не будет спасать народы, а будет работать Божьим народом.

В ночь с 17 на 18 июля 1918 года были ритуально убиты последний русский император Николай Второй с семьей, произошла Царская Голгофа. Ровно через сто лет, после 18 июля 2018 года начнется “последняя седьмина”. Россия трижды отрекается от царя-мученика и оскверняет его имя: это трансляция богомерзкого фильма “Матильда”, порочащего имя святого царя-мученика, это радость и веселье русских на ЧМ-2018 по футболу во время 100-летия Царской Голгофы и…

Через сто лет пришло время быть проявленным Божьему Избраннику. Но, возможно, Путин заявит о себе, как о Царе, Помазаннике Божьем? На самом деле Путин – это подделка под царя, антимессия, антихрист.

Знак: Бог так сложил обстоятельства, что Украина была вынуждена запретить богомерзкий фильм и бойкотировать ЧМ-2018, Украина-Русь не участвовала в осквернении памяти святого Царя-мученика. Бог даст только Украине-Руси принять настоящего Избранника.

Пророк Даниил пишет о последней седьмине:

Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых.
Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».
(Даниил 9:24-27)

Отсчёт 69 седьмин закончился с распятием (и воскресением) Христа.

21 ноября 2018 года Богдан представил доказательства избранности:

Тамплиеры приносят дары Новому Королю

21 ноября 2018 года вновь явился Мессия и восстановился процесс исчисления семидесяти седьмин Даниила. Началось время “последней седьмины”.

Также на 21 ноября 2018 года прошло ровно сто лет со дня мученической смерти последнего русского императора Николая Второго с семьёй.

Последняя седмина для Израиля

Итак, говорит Дух Святой!
(пророческое слово)
07.12.2012
Народ Мой, имею нечто открыть тебе из тайн Моих, прежде сокрытых и непонятных для вас, что бы вы не противились, но помогали Израилю. Итак, народ Мой, чем напряженнее будет обстановка между Израилем и окружающими их народами, тем быстрее Израилю будут предложены услуги антихриста! Ибо именно он предложит им семилетний договор мира с их врагами, который сам же и нарушит в половине седмины.
8 Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, — ни во что ставит людей. (Ис.33:8)
Ведь ни один народ на земле не ждет уже безымянного Мессию, кроме Израиля, поэтому возможность явиться среди них антихристу самая подходящая. Потому что по своему духовному состоянию Израиль не приготовил в своей среде путь истинному Мессии, как при Иоанне Крестителе. А поскольку духовное состояние Израиля не пригодно для Пришествия к ним Истинного Мессии, то может прийти к ним только антихрист.
Когда Иисус Навин вводил народ Израиля в Ханаан, ему дано было повеление, что бы Первые пошли впереди, а остальной народ должен был следовать от них на расстоянии двух тысяч локтей. Не терять из вида Первенцев, не отставать, но и не приближаться ближе, чем на две тысячи локтей.
3 и дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего и священников левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним; 4 впрочем расстояние между вами и им должно быть до двух тысяч локтей мерою; не подходите к нему близко, чтобы знать вам путь, по которому идти; ибо вы не ходили сим путем ни вчера, ни третьего дня. (Иис.Нав.3:3-4)
Итак, образно говоря, первые Израильтяне уже прошли впереди и вошли в Небесный Ханаан, говорит Господь! А последние пойдут через две тысячи локтей – две тысячи лет и расстояние это поддерживается строгостью Божьей. И, хотя Израиль стремится не терять из вида впереди идущих, что бы знать путь, по которому они никогда не ходили прежде, они не могут подойти ближе этого расстояния к, впереди идущим Первенцам. И поскольку позади идущих, отделяло от Первых определенное расстояние: путь последних оказался весьма труден и тернист. Согласно обетования, данного Израилю через Даниила, им были обещаны до конца; войны и опустошения.
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, И ДО КОНЦА ВОЙНЫ БУДУТ ОПУСТОШЕНИЯ!

Итак, это очень важное знамение: ДО КОНЦА ВОЙНЫ БУДУТ ОПУСТОШЕНИЯ! То есть после последнего разрушения храма и города Иерусалима, для народа Израиля осталось обетование войн и разрушений.
Но им так же была обещана Богом и последняя седмина:
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». (Дан.9:26,27)
Ибо вот уже две тысячи лет Израильтяне не имеют ни храма, ни возможности очищаться через жертвоприношение животных.
Те Первенцы Церкви, которые приняли Христа и Его жертву, не нуждались больше в храме и в жертвоприношениях. И те, кто и сейчас принимают своим Спасителем Христа, не нуждаются: ни в обрезании, ни в храмовом служении. Они лишь нуждаются быть привитыми к корню Первенцев Израиля, что бы и питаться от него соками жизни.
А те, кто не принял жертву Христа, и не очищался жертвенной кровью животных долгие годы – нуждаются еще в очищении через жертвоприношение. Что бы приготовить в сердцах своих путь Господу. Они загружены и отяжелены грехами так, что не могут понимать и видеть духовное. Поэтому, вернувшиеся на свою землю Евреи, стремятся построить вновь свой храм, что бы иметь вновь возможность очищаться кровью животных через жертвоприношения. Эта последняя СЕДЬМИНА восстановленного храмового служения, с возобновленными жертвоприношениями животных, будет дарована Израилю Самим Богом!
«И утвердит завет для многих одна седмина»
Бог, по милости Своей, видя упорство Израиля в неверии того, что их Мессия уже приходил к ним и ныне находится в последующем Своем Статусе на этапе пути спасения Своего народа. Явит Израилю Свою милость вновь, и даст им возможность совершить последний осмысленный выбор между их Мессией и антихристом. Для этого Господь позволит Израилю восстановить храм и жертвоприношение животных, что бы они через это служение очистились, убелились и прозрели.
10 Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут ; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. (Дан.12:10)
Многим Евреям, еще не принявшим Христа своим Спасителем, необходимо будет пройти через храмовое служение. И те, которые будут иметь искреннее желание очиститься пред Богом через жертвоприношения, что бы приготовить в своем сердце путь Господу, утвердятся в своем обновленном Завете с Богом! Ибо они не имеют ныне очищенного духовного зрения, что бы видеть, как должно.
«… а в половине седмины прекратится жертва и приношение»
В своих очищенных сердцах таковые, не только признают своего Истинного Мессию, но и распознают того ложного мессию, которому сами же и позволят воссесть, во вновь выстроенном храме. Тогда то и прекратятся все жертвоприношения храмового служения. Потому что именно к ним и явится антихрист и они, по слепоте своей, воцарят его во вновь выстроенном храме. Им же и никому другому, прейдется и распознать его истинное лицо после их прозрения. И не только для себя и своего спасения, но и для свидетельства перед всеми народами о том, что их Мессия и есть Иисус Христос! Именно этот избранный Богом народ должен ожить на своем истинном корне и зазеленеть для всех народов. Ибо как могут жить привитые на этом дереве ветви диких маслин, если это дерево воспроизводит соки смерти?
Кто из Евреев успеет и воспользуется Божьей милостью и, вернувшись к жертвоприношению очистится, тот и войдет во вновь утвержденный и обновленный Завет с Богом. Потому что распознанный Евреями лжемессия явит всю свою мерзкую сущность и
«будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».
Итак, восстановление Израиля будет спасением для всех народов и племен!
31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, (Иер.31:31)
33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. (Иер.31:33)
Итак, все, что следовало было делать Израилю после возвращения их из Вавилонского плена, то предстоит им сделать и теперь: восстановить храм и жертвоприношение. За последовательность этих работ, за очищением и освящением Израиля Я буду следить Сам! А вы, народ Мой — иноплеменники и пришельцы, присоединившиеся к вере в Бога Израиля и принявшие Христа своим Спасителем молитесь за Израиль и помогайте ему во всем, ибо такова Моя воля о вас! Итак, споспешествуйте народу Моему Израилю во всякой помощи и пусть все деньги и все богатства мира послужат Моему Израилю!
16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. (Откр.22:16)
Ибо если Я есть корень и потомок Давида, то и спасение Мое всем племенам и народам явлено через Мое потомство – Мой Израиль. Так станьте же все народы и племена Моими потомками, привитыми к Моему народу! Аминь!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *