Село ыб

Ыб (Сыктывдинский район)

У этого термина существуют и другие значения, см. Ыб.

Село

Ыб

61°16′09″ с. ш. 50°34′52″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия

Субъект Федерации

Республика Коми

Муниципальный район

Сыктывдинский район

Глава администрации

Форосенко Николай Владимирович

История и география

Первое упоминание

Площадь

4,28 км²

Высота центра

82 м

Часовой пояс

UTC+3

Население

Население

↘513 человек (2010)

Официальный язык

коми, русский

Цифровые идентификаторы

Телефонный код

+7 82130

Почтовый индекс

Код ОКАТО

Код ОКТМО

Ыб Ыб

Ыб — село в Сыктывдинском районе Республики Коми. Население — 513 (2010). Центр сельской администрации. Расстояние от районного центра села Выльгорт — 36 км. Сообщение с другими населёнными пунктами осуществляется автомобильным транспортом. Расположено на левом берегу реки Сысола.

История

Местная легенда рассказывает, что в 1383 году просветитель зырян Стефан Пермский плыл в Вотчу (где началось строительство монастырской церкви), когда решил остановиться для проповеди на Ыбских холмах. Лодка (по другой версии, миссионер плыл на большом камне) Стефана стала приставать к берегу, но высыпавшее на берег население Ыба закидало миссионера камнями и оттолкнуло лодку баграми, так и не дав высадится на берег. В наказание Стефан Пермский прозвал местечко «Худой деревней» (сейчас это ыбская деревенька Худой-грезд, в котором большая часть жителей носит фамилию Худоевы).

По другой версии, Стефан поднялся на своей лодке от Сысолы по ручью Кунгыршор до ыбского холма Чойпон (Кубримыльк) и с его вершины начал христианскую проповедь (сегодня даже утверждают, что он предрекал появление на этом холме ныне строящегося православного женского монастыря), но население опять закидало миссионера камнями и, отказав в приюте, прогнало вон. В отместку Стефан Пермский обозвал ыбское население «худым», проклял посевы на ыбских полях и предрёк, что деревня будет всегда очень маленькой, а мужчины вымрут.

Ыб. Степановка. Часовня Стефана Пермского. Воссоздана в 1997 году

Через 500 лет в знак покаяния местные жители принесли крестным ходом из села Вотча икону святителя Стефана, отслужили на холме Кубримыльк (Чойпон) молебен и в один день, 8 мая 1896 года, поставили здесь деревянную часовню в честь Стефана Пермского. С этого времени крестные ходы с чудотворной иконой стали традиционными, а деревня же с того момента поменяла своё название, сегодня её именуют Степановкой.

Была часовня перенасыщена деталями: обильная декоративная резьба вдоль карнизов, пышные обрамления тесно сдвинутых окон, резные столбы у входа, невысокий шатер над храмовой частью, покрытый крупным лемехом.

Село известно с 1586 года. «Сотная с писцовых книг 1586 г. И. Г. Огарева и подьячего Ф. Юрьева на Сысольскую волость» является первым письменным источником по истории Ыба. Согласно ей, в 1586 году в Ыбе имелось два погоста — Иб Большой и Иб Меньшой, вокруг которых располагались деревни и починки. В Ибе Большом стояли две деревянные церкви Николая Чудотворца и пророка Ильи («и во всех церквах образы и книги, и свечи, и сосуды мирские»), 4 двора церковнослужителей, торгового человека и сотника. В амбаре на погосте хранился арсенал, вывезенный из Соснового городища: «2 пищали затинныи да пищаль затинная переломлена, да 14 ручниц невеликих заржавели, а иные без станков, да зелья по смете за пуда с полтара, а весити было нечем, да свинцу пуд без четверти, да 707 ядер железных затинных пищалей». За нарядом присматривали сотник Федор Иванов сын Большево, целовальник Ларион Иванов, Жданко Попов и «все крестьяне Ибского погоста». К погосту Ыб Большой относились деревни Каменная, Подальная, Прислон на горе, Подгорная, Филииская, Березник, Еремовская, Чюлиб, Павловская и починки (недавно возникшие деревни, население которых имело ряд льгот) — Березиики и «Подле городища». Всего 38 дворов. В погосте Иб Меньшой (современный Мыргаиб) и в деревнях Большое поле, Шульгина, Федотовская имелось 16 крестьянских дворов — Ивашко Василия по прозвищу Паздейко, Ондрюшки Иванова, Конанко Вахромеева, Сеньки Поротого, Петруши Болохня Иванова и др.

По новой переписи 1646 года Яренского уезда отмечено, что «погост Иб Большой да погост Иб Меньшой, а на погосте церковных причетников 4 двора, а людей из них 6 человек, да к погостам 12 деревень, а в них 43 двора крестьянских, а людей в них 101 человек, да 9 дворов бобыльских, а людей в них 13 человек, да бездворных бобылей 7 человек». В 1646 году обитатели носили фамилии Букарин, Рушник (Рушким), Климов, Баженов, Белоголов, Порсев, Худэй, Колетов, Чиримов, Холопов, Муравьёв, Шошин, Чабанов, Жданов, Никонов, Сучилов, Тулышев, Хабаров, Маегов, Патов, Бусов, Куканев, Томилов, Ульныров, Некрасов, Порогов, Бакланов.

В 1768 году село Ыб посетил адъютант Академии Наук России академик Иван Лепёхин, оставивший описание жизни села в своей книге «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году». Вот что писал академик об Ыбе, называемом в книге «Убской волостью»:

Тут мы видели нерадение зырянское и в самом сенокосе, которые по берегам сысольским рассеяны были, и сбирали сено по копенкам, ибо в труде они себе ставили от мелкого лесу очистить свои покосы; но лучше желали несколько верст далее отъехать, чтоб скосить и собрать копенку сена, нежели вырубить и очистить тонкие лозы. По отдаленности их сенокоса часто они живут долгое время на полях и, чтобы сыскать себе пищу, большее время утра и вечеров препровождают в ужении рыбы. Где был сенокос, тут приметою был мужик, сидящий на берегу с удочкой, чтобы пожирнее поужинать. Правда, Сысола нарочито рыбна; однако мужику, упражняющемуся в сельской работе, сравнивая с другими мужиками, уже мало останется времени на лакомый промысел. При сем случае скажу, какою рыбою Сысола изобилует. Сиги, которые в российских реках, кроме рек и озер, близкое сообщение с морем имеющих.. не водятся, в Сысоле ловятся изобильно. Налимы, хариусы, окуни, щуки, ельцы, голавли, лещи, плотва, язи, синцы, пескари, угри и вьюны.

Проплыв пять чюмкасов, приехали в Убской погост, составляющий главную селитьбу Убской волости; в коем изрядная церковь пророка Ильи. Тут мы имели случай приметить зырянскую особливую простоту и слепое повиновение к своему духовенству. Ильинский батька не только представлял у них священнослужителя, но ещё и прорицателя. От его сказания зависело время сенокосу, жнитвы и прочих крестьянских предприятии.

  • Ыб. Погост. Ыбская Вознесенская церковь, 2011 год.

За 1825-1835 годы была построена каменная Вознесенская церковь по проекту ключаря Софийского собора Вологды иерея П. Иконникова с тремя престолами — Вознесения, Ильи Пророка и Николая Чудотворца.

В 1877 году на её колокольню подняли колокол весом 3384,6 кг, который привезли в Ыб на санях, причём в сани впряглись и жители села. Поднимали колокол под руководством Федора Петровича Колегова, мастера таких дел. Звон ыбского «Божьего гласа» разносился на 15 верст. После революции колокол пропал. Одни говорят, что он утонул, когда его перевозили через Сысолу, или его специально утопили до лучших времен, так же как и колокол с пажгинской церкви и который до сих пор лежит на дне Сысолы на пятиметровой глубине.

В 1858 году открылось училище, в 1860 году его перевели в село Выльгорт.

В 1874 году открылось земское училище, а женское земское спустя 23 года (в 1897) приняло первых учеников.

15 июля 1898 года впервые к ыбским берегам пристал пароход «Механик» усть-сысольского купца А. М. Забоева. Пароход делал рейс до Межадора и обратно в Усть-Сысольск проплыл мимо Ыба 18 июля.

В 1900 году открылась библиотека. В 1904 году здесь имелся фельдшерский пункт.

1916 году в погостах Вознесенском (Иб), Чулибском и деревнях было 765 дворов, 3493 чел. Тогда же число православных прихожан в Ыбе (из отчетной ведомости Вознесенской церкви) составляло 2164 мужчин и 2334 женщины. Из них 12 человек относилось к духовному ведомству, 36 человек — к военному ведомству, 17 человек являлись разночинцами, остальные были государственными крестьянами.

В голодное лето 1918 года село Ыб оказалось самым хлебным во всем Усть-Сысольском уезде. Газета «Зырянская жизнь» в номере от 27 июня 1918 г, в статье «Ибские буржуи» писала:

Разрешение тяжелого продовольственного вопроса нашли в Ибской волости, сделавшейся за последнее время, по расскажи очевидцев, чем-то вроде «толкучего рынка», куда стекаются голодающие люди со всего уезда, привозя с собою… шубы, платки, сарафаны, холст, охотничьи ружья и даже сбрую и плуги. Этот чисто «коммунистический» обмен производится в виду того, что богатые ибские мужички, имея полные амбары хлеба, за деньги совершенно перестали его продавать или заламывают небывалые для местного края цены — от 50 рублей до 80 рублей за пуд зерна.

К 1 апреля 1918 года в Ыбе проживало 1954 мужчин и 2055 женщин, в Красную Армию было призвано 85 человек. В волости насчитывалось 5 школ, где обучалось 327 учащихся, преподавали К. В. Головков, П. И. Чеусова, Л. Т. Бронишкова, А. П. Томова, П. П. Захарова, Ф. С. Надуткина, Н. А. Смирнов.

  • 1923 год — в Ыбе в первый раз услышали радио.
  • В 1930 году в селе Иб (погост) располагались фельдшерско-акушерский пункт, школа, изба-читальня, ликпункт, товарищество по совместной обработке земли, сельхозартель, пароходная станция, потребительское об-во, кредитное товарищество, агентство госторга, крестьянский комитет общественной взаимопомощи, участок милиции. Школа имелась также в д. Жидачской (совр. Волокул).
  • В 1939 году закрыли Вознесенскую церковь (в 1956 году её вновь открыли).

13 января 1939 около 17 часов на Сысоле произошло землетрясение. Ощущалось жителями многих населённых пунктов — Ыба, Чукаыба, Пыелдино, Пустоши, Нючпаса (наиболее сильное — 7-балльное). Житель села Ыб В. И. Безносиков написал, что в тот вечер, он, будучи 11-летним мальчиком, готовил уроки за столом. Вдруг что-то громыхнуло (подобно звуку выстрела), а затем начал колебаться пол. А утром сообщили, что в деревне Шорйыв в одном из домов треснула печь. Жительница Пажги, М. А. Гуменюк, сообщила, что в тот день после громоподобных раскатов закачался дом и качнулась лампа на столе. Многие очевидцы сообщили, что во время землетрясения выплескивалась вода из кадок, передвигались тарелки на столе.

  • 1940 год — появилась первая автомашина в Пажгинской МТС, Ыб тоже обслуживался.
  • 1964 год — первый телевизор на селе.
  • В 1965 году к селу были официально присоединены близлежащие деревни Елькерос, Ель, Чулиб, Погост, Серд, Степановка, Вадор, Давдор, Прислон.
  • 1968 год — построена двухэтажная больница из бруса. Образован совхоз «Ыбский», отделён от совхоза «Пажгинский».
  • 1978 год — начато строительство молочного комплекса на 800 голов.

Ыб. Финно-угорский этнокультурный парк, 20.08.2011 год

  • 1981—1987 годы — введены в строй: контора совхоза в кирпичном исполнении; четыре восемнадцатиквартирных благоустроенных дома, детский комбинат на 140 мест. Покрыли асфальтом дороги по селу. Открыта лыжная база с освещённой лыжной трассой, проведена газификация села (баллоны).
  • 1986 год, 16 октября — открыт краеведческий музей.
  • 1989 год — открыт пансионат для престарелых.
  • На 2000 год в селе насчитывалось 1227 жителей, 522 хозяйства.
  • В 2007 году село стало одним из претендентов на включение в «Семь чудес России».

Планируется открытие горнолыжного центра.

  • 2011 год, 19 августа, в дни празднования 90-летия Республики Коми в селе Ыб (местечко Сёрд) сдана в эксплуатацию первая очередь Финно-угорского этнокультурного парка. 21 августа здесь прошёл первый этномультифестиваль «Ыбица».

Население

Численность населения
1918 2000 2010
4009 ↘1227 ↘513

Святые источники и часовни

Почти в каждой ыбской деревне имелись часовни и святые источники, вода в каждом из которых была разной по вкусовым качествам и минеральному составу. Считается, что до революции в Ыбе имелось 16 святых источников, сегодня пока известны 12.

  • В Волокуле (местечко Кит-грезд) был источник Преображения Господня («Шор-Спас»), куда после молебна в часовне Преображения Господня обычно шли крестным ходом совершать водосвятный молебен.
  • В Захарове была построена часовня Спаса Нерукотворного,
  • В Каргорте имелась часовня апостолов Петра и Павла (построена в 1908 году).
  • В Подгорье (Кируле) была каменная часовня, сгоревшая от молнии, потом поставили деревянную часовню Марии Магдалины. Здесь же под холмом имелся святой колодец в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».
  • В Березнике (Шорйыве) имеются источники Николая Чудотворца и Двенадцати Апостолов. По преданию, Николай Чудотворец явился местному мельнику Бусову в длиннополой одежде и сказал: «А постройте-ка мне здесь дом». Мельник спросил: «Кто ты?», на что услышал ответ: «Завтрашний день». А завтра был в Березнике праздник Николая Чудотворца, в честь которого и была построена вскоре деревенская часовня (в 1732 году) и освящён источник. Имеющийся в Шорйыве источник Двенадцати Апостолов (куда стекается вода из 12 ключей) считался чудодейственным.
  • В Сёрде стояла часовня во имя Казанской Божией Матери (Святого Духа).
  • В Чулибе под храмом Параскевы Пятницы имелся одноимённый святой источник Параскевы Пятницы.
  • В Погосте на холме, где стоит Вознесенская церковь, располагался святой храмовый колодец.
  • В Еле имелись часовня во имя Александра Невского (в память об Александре III) и источник Георгия Победоносца. Здесь же был т. н. «Железный источник». Накануне праздника Егорий Вешний 6 мая в ёльской часовне служили всенощную, окропляли святой водой лошадей. В лесу за Елем имелся также святой источник Феодосия Черниговского (сегодня также есть версия, что там же в лесу находился где-то источник Пантелеймона-целителя, местонахождение которого ныне утеряно).
  • В Мыргаибе имелась часовня Благовещения Пресвятой Богородицы (в Мальцев-грезде), по преданию построенная по случаю небывалого падежа скота в деревне в 1867 году, и был источник Благовещения Богородицы.
  • В Вадкеросе стояла часовня во имя Воскресения Христова. На «Прокопей лун» (21 июля) население крестным ходом ходило к часовне собирать травы, брать воду из родников (путь крестного хода указывали деревянные кресты). Затем служили водосвятный молебен на источнике архангела Михаила и молебен с акафистом в часовне.

Достопримечательности

  • Святые источники
  • Вознесенский храм
  • Серафимовский женский монастырь
  • Ыбский историко-этнографический музей (открыт был к 400-летию села)
  • Выходы отложений юрского периода (белемниты, кости плезиозавров, ихтиозавров)
  • Шойнаягский могильник (эпоха великого переселения народов, V-VI век)
  • Чудьское городище, XIV век
  • Лиственница в 2,7 метра в обхвате. 1825 год, д. Погост
  • Можжевеловое озеро

Литература

  • Жеребцов И. Л. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми. — Сыктывкар, 2000.
  • Историко-культурный атлас Республики Коми. — М.: Дрофа, 1997.
  • Связь Времён. — Сыктывкар: Фонд «Покаяние», 2002.
  • М. В. Таскаев. «ЫБЪЯС ВЫЛЫН — ЫБ» («На холмах — Ыб»). История села Ыб. — Сыктывкар, 2005.

Примечания

  1. 1 2 3 Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения городских округов, муниципальных районов, поселений и населённых пунктов. Дата обращения 29 декабря 2014. Архивировано 29 декабря 2014 года.
  2. Семь чудес России
  3. В селе Ыб Сыктывдинского района Коми появится горнолыжный центр
  4. Научная библиотека Коми НЦ УрО РАН — Новые поступления с 31.05 по 7.06.2012 г

Ссылки

  • Ыб на сайте района
  • Карта района
  • Миссия Стефана Пермского в Пермь Вычегодскую
  • Этнодеревня Ыб
  • Фотоотчет с поездки в Ыб
  • Топографическая карта Ыба
  • Парк «финно-угорского периода» / Станет ли старинное село Ыб туристической Меккой?
  • МБОУ «Ыбская СОШ»

Село с необычным названием Ыб – одно из самых популярных мест для приезжающих в Республику Коми туристов и паломников. Это крупный центр этнографического туризма.

Координаты для GPS-навигатора

61.27297458135916, 50.576583894287104

Село Ыб на карте

Село раскинулось на высоком левом берегу реки Сысола. Сельское поселение Ыб состоит из 13 деревень, стоящих на семи холмах, вытянуто вдоль реки Сысолы примерно на 15 километров. Это одно из самых старых поселений республики. Около деревни Каргорт в прошлом находилось древнее чудское городище. Это место пользуется нехорошей славой, якобы здесь случаются странные явления: глохнут автомобили близ чудского городища, а из глубины земли слышны стоны…

Впервые название населенного пункта Ыб встречается в письменных источниках в 1586 году. В переводе с коми языка слово «ыб» означает «возвышенность». В XIV веке в этих местах активно действовал православный монах Стефан, прозванный позже Стефаном Пермским. Он принуждал принимать христианство живших здесь людей, нещадно уничтожая при этом все языческие святыни. Так, в Усть-Выми он срубил старое священное дерево.

Не удивительно, что Стефана здесь недолюбливали. По легенде однажды он плыл на лодке по реке Сысол и решил остановиться для проповеди на Ыбских холмах. Однако местные жители не дали ему причалить к берегу, кидая в проповедника камни, прогнав его вон. За это Стефан проклял и местных жителей, и это место. Постепенно православие побороло исконное для этих мест язычество, и теперь Стефан слывет святым, а в селе есть часовня Стефана Пермского.

В 1825-35 годы в селе построили каменную Вознесенскую церковь, которая и сейчас является главной доминантой села. Она возведена в стиле позднего провинциального классицизма по проекту иерея Софийского кафедрального собора И. Иконникова. В 1877 году на колокольне церкви установили огромный колокол весом более трех тонн. В 1939 году церковь закрыли, а колокол сбросили с колокольни, после чего он бесследно пропал. Существует легенда, что его утопили в реке Сысола.

В храме обещали открыть клуб, однако разместили склад. Колокольню храма разобрали на кирпичи, их использовали при строительстве школы. Впрочем, уже в 1956 году храм вновь вернули верующим. Вообще, в прошлом практически в каждой ыбской деревне были часовни и святые источники. Сейчас они восстанавливаются.

Интересно, что вода источников отличается по вкусу и минеральному составу. По некоторым данным до революции тут было 16 родников. В советское время многие из них пришли в упадок. Сейчас в селе действует лишь 9 святых источников. У некоторых источников для паломников построены купальни. Говорят, что водой источников можно вылечить детские, кожные, глазные болезни и др.

В деревне Степановка (или Чойпон) с конца 1990-х годов действует женский монастырь преподобного Серафима Саровского. В селе есть Ыбский историко-этнографический музей, открытый в 1986 году в стенах бывшей церковно-приходской школы XIX века. Здесь порядка одной тысячи экспонатов, собранных в селе Ыб и окрестностях. Главным образом, это предметы старого быта. Также в музее есть небольшая картинная галерея. На картинах можно узнать разные уголки села. Население села – около 1 тысячи человек, большую часть из которой составляют коми.

В настоящее время в селе Ыб создается крупный туристический центр. Здесь строится финно-угорский этнокультурный парк, в том числе комплекс деревянного зодчества под открытым небом. Первая очередь парка была открыта летом 2011 года. Летом здесь проходит этнофестиваль «Ыбица», а зимой – «Зимняя Ыбица».

Как доехать до села Ыб?

Село Ыб находится в Сыктывдинском районе Республики Коми, в 55 километрах от Сыктывкара. Село расположено близ федеральной трассы Киров — Сыктывкар. На автомобиле нужно ехать из Кирова или Сыктывкара до указателя поворота на село Ыб. Также можно доехать на автобусе из Сыктывкара.

Интересно? Расскажи друзьям! Нам нужна ваша помощь! Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал», поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

Село Ыб

Поселение с таким необычным названием объединяет 13 деревенек, разбросанных по 7 холмам, и располагается в 55 км южнее Сыктывкара на левобережье речки Сысолы.

Ыб так и переводится дословно с языка коми – «возвышенность».

Об окрестностях села Ыб рассказывают много загадочно-мистических историй, связанных с прежними обитателями этих мест – чудскими племенами, согласно легенде ушедшими в недра гор, чтобы не принимать христианскую веру. Говорят, они и доселе обитают где-то в глубинах холмов, и в подтверждение приводят аргументы об глохнущих моторах автомобилей и странных стонах, доносящихся, словно из-под земли. Учёные-историки разыскивают небезызвестную Бум-гору, изображенную на картине художника Н. Рериха, под которую ушла чудь.

Но не одними легендами интересно село Ыб. За семисотлетнюю историю поселения на ыбских холмах произошло множество событий, ярких и трагических, и каждое из них по-своему заслуживает внимания современного туриста.

Немного из истории села Ыб

Народная молва донесла до сегодняшних дней рассказы о городище на семи холмах примерно IV-V веков нашей эры, в котором жили чуди – языческие богатыри, красивые и сильные, способные перебросить тяжёлые дубинки с одного холма на другой.

О кровавом нашествии гуннов свидетельствует Чудьское массовое захоронение, возле которого позже возникла деревенька Каргорт, а всю территорию вокруг неё называют Кармыльк – в переводе «поселение вблизи городища», мрачное место с непонятными явлениями, происходящими посреди ночи: летающими светящимися шарами, незнакомыми стариками, которые вдруг появляются невесть откуда, чтобы помочь заблудшему путнику.

Примерно в XIV столетии в здешних краях появился миссионер – монах Стефан, пытавшийся жесточайшим способом обратить язычников в христианскую веру. Ыбчане всячески противились его проповедям, забрасывали камнями, за что монах проклял жителей одной из деревенек, и в ней вымерли все мужчины.

Христианство всё-таки пришло в Ыб, и сейчас практически в каждой ыбовской деревне построена своя часовня или церковь, а в Степановке с 1999 года функционирует Серафимовский женский монастырь.

Берегут жители села и свои святые источники – из 16 известных в позапрошлом веке их осталось 9. В большинстве из них вода целебная – избавляет от кожных хворей, детских болезней и заболеваний глаз. Возле некоторых родников устроены купальни.

Достопримечательности села Ыб

Настоящее украшение центральной усадьбы села Ыб – Погоста – Вознесенская церковь, сооружённая по проекту вологодского иерея П. Иконникова. Белоснежное здание венчает куполовидная крыша над иконостасом. Внутренний интерьер выполнен в бирюзовых оттенках. Жители села с огромным почтением всегда относились к главному храму Ыб, во время пожара 1920 года, когда сгорел весь центр поселения, церковь удалось спасти.

Среди достопримечательностей Ыб – Чудьское городище и Шойнаягский могильник, относящийся к периоду великого переселения, а также так называемый «Юрский парк Каргорт» — выходы на поверхность суши отложений юрской эпохи, в которых и по сей день находят кости реликтовых животных – ихтиозавров и плезиозавров.

В историко-этнографическом музее собраны уникальные экспонаты из старинного быта древних народностей, проживающих на ыбских холмах – предметы кухонной утвари, народные костюмы, коллекция тулупов, древние неводы, ткацкие станки и другое.

Из природных изюминок Ыб – Можжевеловое озеро, у которого лечат болезни лёгких, и старая, почти 200-летняя лиственница возле Вознесенской церкви обхватом ствола около 3 м.

Финно-угорский этнопарк – современная достопримечательность села Ыб, появившаяся в деревушке Сёрд совсем недавно – в 2011 году. Реализация первого этапа проекта заключалась в сооружении первичной инфраструктуры, состоящей из кафе с блюдами финно-угорской кухни, выставочных помещений, сувенирных ларьков, медпункта, касс, детских комнат, а также гостиницы, конгресс-холла для проведения различных мероприятий, коми подворья и детской тропинки сказок. В дальнейшем в процессе второго этапа строительства планируется возвести объекты развлекательной инфраструктуры – рыбацко-охотничью деревню, горнолыжный центр, стоянку оленеводов, лодочный причал, а также подворья финно-угорских народностей, издавна проживающих в Коми.

Отдых и развлечения

Как правило, наибольший наплыв туристов в селе Ыб приходится на конец августа и марта – даты проведения Ыбиц. Но и в обычные дни отдых на Ыбских холмах или на реке Сысоле весьма популярен у многих туристов, приезжающих на рыбалку, за грибами и ягодами, покататься на лыжах, стремительно спуститься с ыбских холмов на тюбах. В этнопарке проводятся регулярные ознакомительные экскурсии, во время которых приезжающие в Ыб узнают много нового о быте и культуре финно-угорских народностей Коми.

Этнофестиваль Ыбица – масштабное событие для села, в которое съезжаются многочисленные музыкальные коллективы, исполняющие свой репертуар в самых различных стилях – от фольклорного до рока, рэпа и техно.

Помимо выступлений артистов, происходят ярмарки народных ремёсел с мастер-классами, дегустации блюд финно-угорской кухни, различные игры для взрослых и детей, выставки художников и гладиаторские состязания.

Зимняя Ыбица

Не менее колоритно проходит и зимний спортивный праздник в селе, отличающийся из года в год своей программой. Обычно организовываются соревнования по зимним видам спорта – лыжным гонкам, конькобежному спринту, тюбингу, но в последний год, например, добавился турнир по армрестлингу.

Невероятно насыщены эмоциями болельщиков матчи саамского футбола: женщины-игроки в ярких пышных длинных сарафанах удивляют зрителей прыткостью и спортивным мастерством. Соревнования сопровождаются выступлениями звёзд эстрады.

Где остановиться

На территории этнопарка гостей принимает гостиница Финноугория на 24 номера – стандарт и для vip-гостей. Стоимость проживания – от 2500 рублей за номер в течение суток.

Посетить село Ыб возможно, остановившись в одном из отелей Сыктывкара.

Как добраться до села Ыб

Россия, Республика Коми, Сыктывдинский район, село Ыб

Самолётом из Москвы добираются до Сыктывкара – цена авиабилета около 7000 рублей для одного человека. Путешествие поездом в плацкартном вагоне обойдётся в сумму от 3000 рублей.

Из Сыктывкара по федеральной трассе в сторону Кирова до поворота на село Ыб можно доехать рейсовыми автобусами, следующими в Койгородок, Обьячево, Киров, стоимость проезда 150 рублей, в дороге 40-45 минут. По субботам и воскресеньям туристов из Сыктывкара прямо к этнопарку доставляет фирменный автобус.

Открыть левое менюЫб

Ыб: районы, отдых, экскурсии, музеи и церкви, кухня и рестораны, шоппинг и магазины, достопримечательности Ыба.

Если вы думаете, что Ыб — это случайный набор букв, вы глубоко заблуждаетесь. Так называется одно из самых любопытных мест нашей необъятной родины, которое находится в Сыктывдинском районе Республики Коми.

Говорят, в России это село — самый древний населенный пункт, чье название начинается на буквы «Ы». Что греха таить, конкурентов у него немного. Впервые село Ыб упоминается в документах в 1586 году. С языка коми это слово переводится как «возвышенность». Не случайно, конечно, ведь деревня стоит на семи холмах.

Как добраться

Село Ыб находится в 55 километрах от столицы Республики Коми — Сыктывкара. От Сыктывкара можно доехать до села Ыб на автомобиле или автобусе.

Жизнь духов

Несмотря на скромность своего названия, село Ыб на сегодняшний день поглотило ни много ни мало 13 деревень. Среди них особо стоит выделить Каргорт, что в переводе означает «поселение подле городища».

Место это пользуется дурной славой, а потому неизменно привлекает толпы туристов. Все дело в том, что Каргорт был основан вблизи легендарного Чудьского массового захоронения. Появилось оно тут в результате набегов кочевников-гуннов. Именно к этому времени относят и знаменитый Шойнаягский могильник, который является одной из достопримечательностей села Ыб.

Это место также называют Кармыльк, что в переводе означает «городище на холме». Тем, кому посчастливиться оказаться вблизи Кармылька в полночь, не позавидуешь!

Говорят, что здесь бывают слышны страшные стоны и крики, а рядом с захоронениями глохнут машины и выключаются фары.

Стефан Пермский и село Ыб

Но не духами едиными славно село Ыб. На протяжении нескольких столетий он являлся духовным центром народа коми. Впервые о православии на Ыбских холмах услышали в 14 веке. С богоугодной миссией к народу коми явился православный монах Стефан, который позже войдет в историю как Стефан Пермский.

Народ коми, исповедовавший тогда язычество, сразу невзлюбил Стефана. И немудрено, ведь тот нещадно искоренял их святыни и даже срубил священное дерево. Но все же православие укоренилось в здешних местах, а в селе даже есть часовня Стефана Пермского.

Село Ыб

Вознесенская церковь

Важнейшим храмом села Ыб была и остается Вознесенская церковь. Она до сих пор является архитектурной доминантой села. Возведена она была в середине 19 века. В 1877 году на колокольню был чудом установлен колокол — размеры его были на то время поистине гигантские. В годы советской власти колокол бесследно исчез. Говорят, что он был утоплен в реке Сысола и лежит там до сих пор.

У Вознесенской церкви вы также найдете старую лиственницу, которая стоит здесь аж с 1825 года, в год начала постройки данной церкви. Охват мощного ее ствола составляет 2,7 метра.

Святые источники

Вообще в дореволюционные годы в каждой деревне, которые сейчас входят в состав села Ыб, можно было найти церковь и святой источник. Причем в каждой деревне состав и вкус воды отличался. Сегодня приведены в прядок и открыты для посещения 10 родников, возле самых популярных оснащены купальни. Верующие лечат водой из святых источников болезни, в частности, кожные и глазные. Исцеляющей силой обладают, например, источник Двенадцати Апостолов и источник Преображения Господня. В источнике святого Архангела Михаила также можно полечиться голубой глиной.

Также славится село Ыб своим Можжевеловым озером. Сюда приезжают люди, чтобы излечиться от таких распространенных нынче заболеваний, как астма и туберкулез. На берегу реки Сысолы находится месторождение целебной голубой глины.

Каргортский Юрский парк

Также на побережье расположился охраняемый природный ландшафт «Каргортский». В народе его называют «Каргортский Юрский парк». Ведь здесь находятся самые северные места, где были раскопаны остатки юрских химер, а также плезиозавров и ихтиозавров, живших на Земле около 250 млн лет назад.

Говорят, в России это село — самый древний населенный пункт, чье название начинается на буквы «Ы». Что греха таить, конкурентов у него немного.

Ыб сегодня и в будущем

В ыбских землях можно не только стать ближе к природе, но и узнать больше о малых народах, проживающих на территории России. Село Ыб с радостью открывает двери в гостеприимный мир финно-угорского народа, к которому относится и народ коми.

На территории села имеется Историко-этнографический музей, открытый еще в 1986 году. Здесь собраны традиционные предметы быта народа коми (порядка 1000 экспонатов). Но финно-угорская жизнь не осталась в прошлом, она уверенно движется в будущее. И доказательством того является строительного современного этнопарка, в рамках которого возводится и комплекс деревянного зодчества под открытым небом. Первая очередь парка была открыта летом 2011 года.

Этнопарк стремительно набирает популярность. Еще бы, ведь на его территории скучно не будет никому! Это идеальное место для семейного отдыха, и для романтического путешествия вдвоем, и для шумной компании. Судите сами:

  • Ежедневно здесь проводятся познавательные экскурсии, каждый месяц они посвящены одному из финно-угорских народов. Работают постоянные экспозиции, также каждый месяц проходят различные тематические мероприятия.
  • Желающие могут посетить веревочный городок, зимой к услугам гостей все любимые зимние забавы: коньки, лыжи, тюбинг. Также можно покататься на квадроциклах.
  • На территории этнопарка действует кафе, где можно попробовать национальные блюда различных финно-угорских народов. Для гостей издалека работает комфортабельная гостиница.
  • Летом на территории парка проходит этнофестиваль «Ыбица», а зимой — «Зимняя Ыбица».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *