Семейное чтение

Беседа «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»

Здравствуйте, уважаемые воспитатели! Я очень рада встречи с вами. Каждого ребёнка можно осчастливить читающим детством, чтобы оно было умным, содержательным, весёлым и гарантировало каждодневную потребность в общении с книгой на всю жизнь. Ведь дошкольник ещё не читатель, а только слушатель книг, и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям.

Цитатой к своему выступлению я взяла слова «Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются», и привычка эта должна появиться у ребенка в самом нежном возрасте, а «заразить» ею можем мы, взрослые, находящиеся рядом с детьми – родители, воспитатели, библиотекари.

Мы все хотим, чтобы наши дети выросли мудрыми, хорошими и счастливыми людьми. Достичь этого можно, читая детям вслух.

Чтение вслух детям

  • Помогает установить контакт между детьми и взрослыми;

  • Обеспечивает необходимое эмоциональное развитие;

  • Учит видеть красоту и понимать прекрасное;

  • Обогащает словарный запас, развивает память и воображение;

  • Учит думать, концентрирует внимание;

  • Способствует развитию самоуважения;

  • Расширяет знания;

  • Облегчает процесс учебы, улучшает успеваемость в школе;

  • Помогает воспитанию моральных ценностей;

  • Отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером;

  • Нейтрализует негативное влияние массовой культуры;

  • Нацеливает на получение новых знаний.

Читайте ребенку ежедневно не менее 20 минут!

  • Чтение малышам вслух стимулирует их умственное развитие;

  • Чтение вслух помогает детям познать мир и себя самих;

  • Совместное чтение с подростками помогает справиться с проблемами подросткового периода.

Теоретически все знают: чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению и любовь к чтению, взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать по очереди. Тогда в один прекрасный день он согласится с героем знаменитой «Читалочки» Валентина Берестова:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Семейное чтение – это не только чтение для детей и с детьми, но и сам круг чтения, составленный из произведений классических, любимых несколькими поколениями читателей, проверенных временем.

С художественным словом дети встречаются почти с самых первых дней жизни. Семейное чтение обычно начинается с живого общения с маленькими детьми. Забавляя малыша, родители вспоминают песенки и потешки, которые сохранились в их памяти с детства. Знакомство ребенка с литературой начинается с фольклора. Сначала песенки (в том числе колыбельные), потешки, потом сказки. Произведения устного народного творчества по-прежнему, как и много веков назад, передаются из уст в уста.

Первые стихи и сказки должны РАССКАЗЫВАТЬСЯ. Незаменимым окажется сборник «Ладушки» — классическое собрание фольклора для детей. Сила, меткость и емкость народного слова поможет малышу освоить родную речь, научиться говорить, двигаясь от звука к слову, от слова к фразе. Ребенок делает первые шаги на пути к пониманию красоты родного языка. В 2-х летнем возрасте дети слышат и первые сказки «Курочка- ряба», «Репка», «Теремок» и др. Постепенно от рассказывания нужно переходить к чтению. Книга становится постоянным спутником: ее рассматривают, читают вслух, по ней и учатся читать. Происходит это, конечно в семье.

Когда ребенок освоил буквы (3-4 года) – он пытается читать сам. Есть дети, которые сосредоточены на слове, есть и те, которые любят рассматривать картинки. Важно, чтобы книга стала для маленького читателя произведением искусства, т.е., чтобы воспринималась как единство текста и иллюстраций. С самых первых книг, рассматривая картинки вместе с ребенком, родители должны задавать ему простые вопросы, вроде: «Кто здесь нарисован?», «Что герои делают?», «Во что одеты герои?» и т.д. Это будет первым шагом к последующим обсуждениям книг, к пробуждению эмоционального отношения к прочитанному.

Возраст от 2-х до 5-ти лет – это период словотворчества. Пафосом этого возраста является удивление, которое возникает у ребенка, познающего мир. Ребенок, хоть еще и маленький, но нуждается в большом списке литературы для чтения. Сказки и стихи занимают в этом возрасте ведущее место.

Для детей от 3-х до 5-ти лет в наш список включены следующие книги:

Каждая из этих книг – классика, и в особом представлении не нуждается.

Но все-таки обратите внимание на книжку Геннадия Цыферова «Паровозик из Ромашково». Сказка, как и все творчество этого автора, отличается тонким лиризмом, подчеркнуто бережным отношением к маленькому существу, порой совершенно беззащитному. Добросердечие и душевную красоту надо постараться в детях воспитать и сохранить, а взрослым возродить в себе.

С 3-х лет можно читать короткие рассказы Н. Носова. Они состоят из простых предложений, обладают своеобразной ритмичностью и прекрасно запоминаются. Многие дети выучивают их наизусть. Носов остается среди любимых писателей и в старшем дошкольном, и в младшем школьном возрасте. Один из самых выдающихся юмористов в отечественной детской литературе.

Отдельные книги Бориса Заходера также можно порекомендовать самым маленьким читателям. Его забавные стихи, дают первое представление о сравнениях.

Большинство книг – книги веселые. Юмор – одно из непременных условий общения с детьми этого возраста! Но и с юмором, как и со всем остальным, не следует перегибать палку. Всему должно быть время и место.

Выбор книги для чтения зависит от времени суток и от времени года, от погоды, от настроения и самочувствия ребенка. Очень часто книга, что называется «не идет» только потому, что выбрано неудачное время, или место, или состояние.

Нельзя читать детям на ночь страшные сказки, к которым относится, например, «Колобок».

При чтении отмечайте, в каких местах ребенок смеялся, а где ему, может быть, было скучно (возможно потому, что кое-чего он не понял). Читать надо выразительно, подчеркивая важные слова, думая о том, что вы читаете, проникая в текст.

Брошюры составляют первую библиотечку начинающего читателя. Более тонкие книжки удобны для рассматривания, легкие, подходящего формата в них легко перелистывать страницы и находить любимые стихи или любимые картинки.

Когда ребенок прочитал тонкую книжку, он получает удовольствие еще и от эффекта законченного действия, он гордится собой: как же, ведь он прочитал целую книгу!

Читатели в возрасте от 5-ти до 7-ми лет – гораздо более активны. Дети помладше целиком подчинялись воле родителей, которые выбирали и книги, и время для их чтения. Теперь сами дети, уже научившиеся читать, могут выбрать в домашней библиотеке то, что им нравится. Но расширение круга чтения остается обязанностью родителей.

В этом возрасте дети наиболее активные слушатели. Вместо «расскажи сказку» они уже чаще просят: «почитай книжку». Книги становятся более сложными.

Никогда не читайте детям того, что вы не прочли сами или того, что вам не нравится!

В списке представлено разнообразие детской литературы, каждый автор – неповторим.

К лирической ветви относятся сборники стихов Якова Акима, Елены Благининой, Михаила Пляцковского, рассказы Валентины Осеевой. Игровая поэзия представлена книгами Андрея Усачева и Эдуарда Успенского, Тима Собакина и Михаила Яснова.

Среди авторов сказок – Г.Х. Андерсен, Р. Киплинг, А. Линдгрен, А. Пушкин… Не обойдите своим вниманием советскую классику: сказка «Дудочка и кувшинчик» Валентина Катаева написана стилистически безупречно, с таким пониманием детской психологии, что нисколько не устарела и не потеряла актуальности.

Не меньше радости принесет читателям – и детям, и взрослым – сборник рассказов Л. Пантелеева. Они написаны о взаимоотношениях детей и взрослых, обращены к самым маленьким читателям. Общение со взрослыми учит детей пониманию таких вещей, которому никакое прямое назидание не научит. Писатель учит терпению, снисходительности, вниманию к детям, умению увлечь их выдумкой, игрой.

  • При чтении больших по объему книг очень важно вовремя «затормозить», не поддаваясь на уговоры детей читать дальше, необходимо дать им возможность «переварить» ровно столько, сколько им по силам;

  • Продолжить чтение надо обязательно с «повторения пройденного», задавая вопрос: «На чем мы остановились в прошлый раз?»;

  • Эти правила относятся и к чтению больших по объему книг с детьми постарше. Отвечая на этот вопрос, дети пробуждают свою эмоциональную память, настраиваются на определенную, заданную авторами волну, учатся улавливать событийную логику произведения.

Философские, нравоучительные и поэтические истории Льва Толстого необходимы в чтении дошкольников, т.к. в доступной форме дают представление об основных этических нормах.

Также постепенно должна осваиваться классическая поэзия. Начните со стихов о природе. Читая лирические стихотворения Блока, Есенина, Майкова, Фета и др. великих поэтов, дети прекрасно улавливают тонкие оттенки чувств.

Нельзя обойти вниманием и познавательную литературу. Книг о природе и животных для детей этого возраста существует немало. Среди них произведения блестящих мастеров – Виталия Бианки, Георгия Скребицкого и Николая Сладкова. Сложные вещи эти писатели умеют объяснить детям простыми словами, их рассказы и сказки говорят о сущности жизни: о родстве всего живого, об извечных законах мира природы, об ответственности человека, иногда забывающего, что он – равный среди равных. А также – о доброте и любви, делающей людей людьми.

Конечно, нам порой не хватает элементарных знаний, умений и навыков по воспитанию юных читателей. Предлагаю вам несколько полезных советов по возрождению традиции семейного чтения.

Выделяйте время для чтения каждый день. Дети обожают регулярное чтение (а не от случая к случаю) чтение с родителями. Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться — перед сном или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Всё время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.

Выбирайте книги с осторожностью. Читая с ребёнком вместе постоянно, вы обязательно заметите: какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Вашего ребёнка просто может вдохновить пример других читающих детей.

Окружите ребёнка материалами для чтения. Не только книги из библиотеки должны быть у ребёнка. Должны быть обязательно и свои собственные. Помогайте своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многими другими вещами. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, ровно, как и чтение его «собственных» книг, всем членам семьи.

Читайте медленно и с удовольствием. Важно не только, что вы читаете, но как вы читаете. Когда читаете быстро и монотонно, ребёнок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актёрами, пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравиться.

Читайте снова… снова. Как известно, дети любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. Не лишайте его этого. Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания её происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книг.

Читайте везде и всегда. Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поезде, ожидая приёма у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, обязательно лежит книга.

Не заставляйте ребёнка читать. Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из девственных способов убить у него интерес к чтению и книге. Чтение из-под палки — путь к не чтению вообще. Старайтесь выбирать самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

Все эти советы не сложны. И если вы последуете нашим советам, то не заметно для себя воспитаете Настоящего Читателя.

В заключение хотелось бы сказать, что совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания. У большинства детей проявляется устойчивый интерес к книге, дошкольники внимательно и заинтересованно слушают воспитателя и библиотекаря, проявляют бережное отношение к книге. Дети используют книгу в общении и игре, а главное, что малыши после посещения познавательных занятий и литературных мероприятий, взяв родителей за руку, с желанием идут в библиотеку и становятся постоянными читателями. Это наш общий успех взаимодействия: «ребенок – семья – детский сад – библиотека». Будем расти вместе!

Памятка для родителей.

1. Чаще читайте своим детям вслух. Не прекращайте чтения вслух даже когда ребёнок начинает читать сам. Помните, что чтение – это, прежде всего, общение с родителями.

2. Дарите ребёнку книги. Приучайте бережно относиться к книге.

3. Подбирайте в домашнюю библиотеку адекватные возрасту и содержательные книги, чтобы они были понятны и интересны ребёнку. Не спешите с приобретение новых книг, пока не исчерпано содержание тех, которые уже есть у ребёнка.

4. Разрешайте ребёнку самому выбирать из домашней библиотеки книгу для совместного чтения. Обсуждайте прочитанное.

5. Сделайте процесс начального приобщения к чтению занимательным, игровым. Сочиняйте с ребёнком собственные истории и сказки, мастерите по ним маленькие книжки с рисунками – иллюстрациями.

6. Выбирая между телевизором, компьютером и книгой отдавайте предпочтение книге.

7. Читайте сами, показывая ребёнку пример. Если вы любите читать, то возможно, однажды и ваш ребёнок возьмёт в руки книгу сам.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

несколько книжных полок;

книжный шкаф;

стеллажи с книгами; другое.

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

да;

нет.

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

каждый день;

каждый вечер перед сном; когда попросит;

иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка

5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений: __________________________________________________________________

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

да;

нет;

иногда.

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

да;

нет;

не знаю.

8. Фамилии, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?____________________________________

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

да;

нет;

не знаю.

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать? _____________________

12. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок?

да;

нет.

13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

да; нет.

Благодарим за сотрудничество!

Самарская детская библиотека.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНИКОВ.

Предлагаем выборочный список литературы . Материал расположен по возрастным группам.

Расширить список можно другими произведениями указанных авторов.

Подготовила

Зав. Самарской ДБ

И.П. Новак.

Самарское

Детям от 0 до 3 лет

● Барто А. Стихи детям.

  • Бианки В. Лис и мышонок.

  • Короткие народные сказки в вариантах со счастливым финалом («Репка». «Курочка- Ряба», «Теремок» и др.)

● Ладушки — ладушки: Русские народные песенки, потешки, загадки, пословицы и скороговорки.

● Малышам: Сказки в картинках.

● Маршак С.Я. Тихая сказка.

● Пляцковский М. Умка хочет летать: Сказки.

● Потягушеньки, порастушеньки: Частушки, потешки, прибаутки, игровые и колыбельные песенки, сказки и присказки для малышей.

● Сутеев В.Г. Сказки в картинках…

● Цыферов Г.М. История про поросенка: Сказка.

  • Ушинский «Любимые сказки малышей»

● Чуковский К.И. Телефон: Стихи.

Дополнительные сборники:

Детям от 3 до 5 лет

● Аким Я. Песенка в лесу: Стихи.

● Берестов В. Кошкин щенок: Стихи.

● Благинина Е. Журавушка: Стихи.

● Веселая семейка: Сказки.

● Веселые истории: Сказки.

● Вместе весело шагать: Песни для детей.

● Иванов А.А. Как Хома звезды спасал: Сказка.

● Коваль Ю.И. Сказка про Зеленую Лошадь.

● Козлов С.И. Я на солнышке лежу: Песенки, стихи, сказки и

поэмы для детей.

● Мамин-Сибиряк Д.Н. Аленушкины сказки.

● Маршак С.Я. Про все на свете: Стихи.

● Медвежонок-невежа: Стихи.

● Михалков С. А что у вас?: Стихи.

  • Рус. нар. потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

● Сутеев В. Мы ищем Кляксу: Сказка.

● Ушинский К.Д. Рассказы и сказки.

● Чарушин В. Что за зверь: Рассказы.

● Чуковский К.И. Путаница: Стихи, сказки.

Дополнительные сборники:

✦ Большая книга сказок и стихов в рисунках В. Сутеева. — М.:Планета детства, 2002. — 688 с.: ил.

✦ Хрестоматия для детского сада.

Детям от 5 до 7 лет

● Александрова Т.А. Кузька: Сказка.

● Барто А. Перед сном: Стихи.

● Драгунский В. Он живой и светится: Рассказы.

● Заходер Б. Кто ходит в гости по утрам: Стихи.

● Коваль Ю. Бабочки: Рассказы.

● Козлов С.Г. Ежик в тумане: Сказки.

● Кургузов О. Солнце на потолке: Стихи.

● Маршак С.Я. Дремота и Зевота: Стихи.

● Остер Г. Котенок по имени Гав: Сказки.

● Пляцковский М. Сказки.

● Пришвин М.М. Беличья память: Рассказы из жизни леса.

● Прокофьева С. Лоскутик и облако: Сказка.

● Соколов-Микитов И.С. В лесу: Рассказы о животных.

● Токмакова И. Стихи.

● Усачев А. Оранжевый верблюд: Сказки.

● Успенский Э. Вниз по Волшебной реке; Про Веру и Анфису; Поучительные рассказы про мальчика Яшу: Сказки.

● Хогарт Э. Мафин и его веселые друзья: Сказки.

● Цыферов Г.М. Разноцветный жираф: Сказки.

● Чарушин Е.И. Томкины сны: Рассказы. Чей хвост лучше: Сказки.

● Чуковский К.И. Телефон: Стихи.

Дополнительные сборники

✦ Лучшая книга для чтения. — М.: РОСМЭН, 2000. — 271 с.: цв. ил.

✦ Нашим малышам: Произведения для детей 6—7 лет.

✦ Русская поэзия детям.

✦ Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.

«Мой ребёнок не хочет читать!» — достаточно распространенная жалоба современных родителей. Какие преграды стоят на пути тех, кто пытается привить малышу любовь к книгам, и какую роль играют родители? Разбираем с психоаналитиком Ольгой Микулиной.

Микулина Ольга Петровна (Психоаналитик, член МААП)

Чаще всего детей, заинтересованных чтением, можно увидеть в семьях трёх типов:

  • там, где родители с раннего детства много читали своим малышам;
  • где они сами любят брать в руки книгу, и дети видят это;
  • где ребёнок мало контактирует с телевизором, компьютером и гаджетами.

Но есть и несколько объективных причин, которые часто мешают детям полюбить книги.

Книга — не авторитет

В возрасте 3−5 лет у детей развивается речь, эмоциональная сфера, формируется образ себя. Они начинают активно интересоваться всем вокруг. Но сегодня малыши могут познавать мир с помощью компьютера и телевизора, тогда как в наше с вами детство источником знаний были книги. Причём они являлись для нас настоящим сокровищем, ценились, их было сложно найти. Век высоких технологий и его плоды — это прекрасно, но не стоит забывать, что гаджеты — это материальные ценности, а книги — духовные. Важно объяснить ребёнку, что знание — сила. И это единственное богатство, которое у вас никто не сможет украсть, в отличие от телефона и прочего.

Информационный шум

Современные дети живут в информационно-перегруженной среде. В такой ситуации их мозг очень быстро устаёт и не готов принимать новые знания, книги тоже некуда «впихнуть»: в голове, где-то между рекламой сока и новыми мультиками, лежит таблица умножения и другие важные данные. Чтобы быть готовым впитывать что-то новое, нужно освободить для этого место, отдохнуть: съездить к бабушке в деревню, на природу, побыть без телевизора и гаджетов. Ребёнок может потянуться к книге в том случае, если он «голоден» от недостатка интересной информации. Тогда ему ничего больше не остаётся, кроме как начать читать и наполниться новыми знаниями и эмоциями.

Нет времени

Мы живём в режиме «белка в колесе»: жизнь настолько стремительна, что остановиться в её потоке просто невозможно. В этот бешеный ритм хорошо внедряются гаджеты: они быстрые, легкие, помогают экономить время. С ними ты в тренде, ты свой.

Книги — это другая вселенная, отрыв от общества. Они тормозят бег времени и говорят: «Вообще-то нужно найти время, остановиться и почитать».

Лень напрягаться

Чтение — мыслительный процесс, а мы живём в век быстро потребляемой информации, где за нас уже всё разжевали, осталось проглотить, где больше «деланья», а не «думанья». Чтобы читать книгу, нужно совершить волевое усилие, начать анализировать, вдумываться, а это зачастую трудно, да и времени нет.

Боимся встречи с собой

С другой стороны, чтение — это пусть навстречу себе. Это тоже тяжело, потому что многие из нас обладают слабым эмоциональным интеллектом, не умеют понимать, различать и обрабатывать свои эмоции.

Это скучно

Ещё одно препятствие в том, что сам процесс у большинства людей ассоциируется со скукой.

4 совета, как полюбить книги

  1. Заставить ребёнка любить книги — невозможно, этому можно только научить, и лучше на собственном примере. Пойдите с малышом в книжный магазин, выберите ту книгу, которая интересна вам обоим. Помогите ему насладиться выбором литературы. Книга должна стать таким объектом, которым захочется обладать: схватить и убежать из магазина. Она притягательна, потому что не только красивая, но и обладает важной эстетической информацией: по-особому пахнет, сделана из натуральных материалов, приятна на ощупь. Расскажите это ребёнку и прочувствуйте.

  2. Придя домой, устройтесь поудобнее и начните читать эмоционально, с выражением, а ещё лучше — по ролям. Только так вы сможете «заразить» своего ребёнка. Старайтесь находить хотя бы по 5 минут ежедневно, чтобы погружаться в этот особый мир, пытайтесь найти в это волшебное время что-то полезное для себя, нечто совершенно чистое и откровенное.

  3. Читать должно быть комфортно. Создайте ребёнку приятную атмосферу, ориентируясь на его предпочтения. Гораздо уютнее погрузиться в любимую книгу в удобном кресле, чем за школьным столом, который напоминает об учёбе. Ребёнку необходимо научиться понимать себя: что, где, когда и как я хочу читать, как будет выглядеть мой «идеальный остров» для чтения? Если вы берётесь делать так, как вы этого хотите, то создаёте искусственные условия, в которых ему скорее всего будет некомфортно.

  4. Помните, что детство — не мучение. Наша задача — научить детей читать до школы, привить эту любовь, но не мучить их потом: «Садись и читай! А вот Павлик…». Нужно найти золотую середину, чтобы не убить любовь к чтению на корню.

Всё дело в нас самих

С преградами разобрались, но как же всё-таки заставить ребёнка читать? Заставить — никак, только научить любить. И это очень важно понимать. Вектор развития детей задают родители, в нашем случае они делятся на два типа: одни любят читать, другие — нет. С первыми всё понятно, у их детей есть положительный пример, скорее всего и проблем с чтением не будет.

Поговорим о вторых. Скажите, ваш ребёнок любит читать? Если нет, то ответьте честно, хотя бы самому себе: а вы любите? Если ответ снова «нет», подумайте: может ли человек, который сам что-то не любит, научить этому ребёнка?

Верится с трудом, но даже если так, это будет не от сердца: принуждение, манипуляции, а ведь где насилие и страх, там нет обучения и любви. В такой ситуации всем будет плохо.

Привить любовь к чтению могут только те родители, которые сами искренне любят это занятие.

Роль родителей

И вот теперь наш вопрос меняется местами: как родителю полюбить процесс чтения, чтобы потом учить этому ребёнка?

Поймите: малыш дает вам уникальный шанс стать лучше, заново прожить своё детство, встретив своего внутреннего ребёнка. Пойдите с ним в книжный магазин, выберите интересную вам обоим книгу, а дома, устроившись поудобнее, начните читать эмоционально и с выражением. Старайтесь погружаться в этот особый мир ежедневно, пытаясь извлечь из ситуации что-то полезное, нечто чистое и откровенное.

Да, это тяжело, наши дети многое берут у нас, но взамен отдают ещё больше, не упустите эти дары!

Книга — близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

В. Боков

  • Книга — огромная сила, с которой легко справляются книголюбы. К. Кушнер
  • Каждую книгу нужно уметь читать. Б. Паскаль
  • Книги, которые читаются, имеют настоящее. Книги, которые перечитываются, имеют будущее. А. Дюма-младший
  • Книги нужны, чтобы напоминать человеку, что его оригинальные мысли не так уж новы. А. Линкольн
  • Книги — это переплетенные люди. А. Макаренко
  • Жизнь познается из книг и произведений искусства, быть может, еще в большей мере, чем из самой жизни. Т. Драйзер
  • Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью. Э. Берк
  • Книга — учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Это собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных вещах вещающий молча. А. Навои
  • Милее книги в мире друга нет. А. Навои
  • В книгах мы находим только самих себя. А. Франс
  • Испокон века книга растит человека. Русская пословица
  • Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книги оставались. А. Герцен
  • Книга — неутомимые крылья мысли. Айбек
  • Одни книги учат нас жизни, другие — украшают наш быт. М. Генин
  • Хорошая книга — точно беседа с умным человеком. Л. Толстой
  • Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития. В. Сухомлинский
  • Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей. Нестор
  • Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира? Л. Толстой
  • Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей. Н. Морозов
  • Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке! Смотреть на книги — и то уже счастье. Ч. Лэм
  • Искусство читать — это искусство мыслить с некоторой помощью другого. Э. Фаге
  • Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами. Г. Лихтенберг
  • Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. В. Гюго
  • Изучение было для меня главным средством против скуки жизни, и у меня не было такого горя, которое не рассеивалось после одного часа чтения. Ш. Монтескье
  • Занятия с книгами — юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают… М. Цицерон
  • Книга — чистейшая сущность человеческой души. Т. Карлейль
  • Книга жизнеспособна лишь в том случае, если дух ее устремлен в будущее. О. Бальзак
  • Книга, которая не стоит того, чтобы ее читать дважды, не стоит и того, чтобы ее читать и один раз. К. Вебер
  • Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности. С. Смайлс
  • Нет ничего, что в большей мере привлекало бы меня всю мою жизнь, нежели чтение хороших, добрых книг, содержащих глубокие и интересные мысли. А. Апшерони
  • Лучшая служба, которую может сослужить вам книга, это не только сообщить истину, но и заставить задуматься над ней. Э. Хаббард
  • В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Петрарка
  • Вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник. П. Павленко
  • Все хорошие книги сходны в одном: когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется. Э. Хемингуэй
  • Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты. Д. Писарев
  • Чтение хороших книг открывает нам затаенные в нашей собственной душе мысли. Ш. Пьермон
  • Величайшее достоинство классических произведений — это то, что они вдохновляют на мудрые беседы, серьезные и сердечные разговоры, размышления. А. Франс
  • Книга, достоинство которой заключается в тонкости наблюдений над природой человека и вещей, никогда не может перестать нравиться. К. Гельвеций
  • Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду. Д. Аддисон
  • Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Н. Пирогов
  • Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни! Г. Торо
  • Поскольку жизнь очень коротка, а свободных часов очень мало, мы не должны тратить ни одного из них на чтение малоценных книг. Д. Рёскин
  • Полезнее всего те книги, которые больше других заставляют вас думать. Т. Паркер
  • Ищите людей, разговор с которыми стоил бы хорошей книги, и книг, чтение которых стоило бы разговора с философом. П. Буаст
  • Книга — учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости. А. Навои
  • Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы. Л. Толстой
  • Читать не размышляя, — все равно что есть и не переваривать. Э. Борк
  • Абсурдно устанавливать строгие правила того, что следует читать, а что нет. Добрая половина современной культуры зиждется на том, чего читать не следует. О. Уайльд
  • Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Ф. Бэкон
  • Чтение — вот лучшее учение! А. Пушкин
  • Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике. А. Шопенгауэр
  • Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным. Ф. Бэкон
  • Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д. Дидро

Читайте. И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги. К. Паустовский

1.Samuel Melton Fisher

«Чтение книг — грех добродетельных женщин.”
Этьен Рей

Дорогие друзья! Сегодня предлагаю вашему вниманию статью с цитатами о чтении. Вернее, вас ждет 2 статьи с афоризмами о чтении книг. Первая статья проиллюстрирована картинами разных художников, а во второй, которая появится на днях, — к цитатам о книгах и чтении подобраны фотографии.

В группе «Мозаика жизни» был пост с цитатой П.Буаста » В первой части жизни надо общаться с мертвыми (читать классиков), во второй — беседовать с живыми, окружающими нас, а третья часть жизни — это уже диалог с самим собой» В группе возник вопрос — с какого возраста наступает 3-я часть? Как вы считаете? В одном из афоризмов вы найдете мнение одного из авторов на этот счет. А в этой статье большинство цитат о пользе чтения в любом возрасте)

Цитаты о чтении.

2. Francine van Hove

Какое развлечение может быть дешевле чтения книг,
но со столь длительным удовольствием от него.
Мари Монтегю

3. Delphin Enjolras — Young Woman Reading By A Window

Что может быть драгоценнее,
как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира.
Л.Н. Толстой

5. François Boucher

6. Stanislav Plutenko (с)

Неоднократное чтение уже прочитанных книг —
самый надежный пробный камень образованности.
К. Ф. Геббель

7. Rogier Van Der Weyden (1450)

Чтение старых писем приятно уже потому,
что они не нуждаются в ответе.
Джордж Байрон

8. Bonaparte (1800s) François-Xavier Fabre

Читающие книги, всегда будут управлять теми,
кто смотрит телевизор.
Жанлис Фелиция

Чтение хороших книг должно быть неторопливым и бережным,
надо чувствовать, что они писались именно так.
Торо

10. Frank Bramley, 1909

Чтение книг юность питают, старость забавляют,
счастье украшают, в несчастии доставляют утешение и убежище,
дома избавляют от скуки, вне дома не мешают…
Цицерон

11. Harold Knight

Ищите людей, общение с которыми стоило бы хорошей книги,
и книги, чтение которых стоило бы разговора с философом.
П. Буаст

12. Jill Battaglia

13. Domenichini Gaetano

Первая, ударившая по сердцу книга, — как первая любовь.
О.Д. Форш

Писатель пишет только половину книги: вторую половину пишет читатель.
Джозеф Конрад

Есть очень много людей, которые читают только для того, чтобы не думать.
Г.К. Лихтенберг

16. Francine van Hove

Если любишь чтение — ты не знаешь, что такое скука,
ведь меняешь ее на часы высшего наслаждения.
Монтескье

17. Albert Jospeh Moore

Читателю хорошо — он может собственноручно выбрать писателя.
Курт Тухольский

Чтение хороших книг — это диалог с самыми мудрыми представителями прошедших времен,
причем откровенный разговор.
Декарт

19. Edward Robert Hughes

21. Jozef Israels

22. Daniela Zekina

Неразборчивое и избыточное чтение книг вредит человеку так же,
как обильный прием еды. Иногда лучше побыть голодным.
Петрарка Ф

Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и
бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Бэкон Ф .

24. Denis Chiasson

Когда читаешь — становишься знающим, ведь чтение хорошей книги дает знания.
Беседа делает человека находчивым, а привычка записывать —организованным.
Бэкон Ф.

25. Haskell Coffin

В первую очередь читайте классику, иначе вы не успеете это сделать!
Торо Г.

Читая книгу и не понимая ее, библиофил уподобляется ослу, слушающему, поводя ушами, звук божественной лиры; множество книг его так же не сделают ученым, как, согласно пословице, — обезьяна всегда останется обезьяной, хотя бы она носила золотое ожерелье.
Лукиан

Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу.
Сенека Луций Анней (Младший)

Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике.
Артур Шопенгауэр

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.
Федор Михайлович Достоевский

Я странно читаю, и чтение странно действует на меня. Что-нибудь, давно перечитанное, почитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все, отчетливо понимаю и сам извлекаю умение создавать.
Федор Михайлович Достоевский

Одна из причин жадности, с которой читаем записки великих людей, — наше самолюбие: мы рады, ежели сходствуем с замечательным человеком чем бы то ни было, мнениями, чувствами, привычками — даже слабостями и пороками. Вероятно, больше сходства нашли бы мы с мнениями, привычками и слабостями людей вовсе ничтожных, если б они оставляли нам свои произведения.
Александр Сергеевич Пушкин

Чтение — вот лучшее учение!
Александр Сергеевич Пушкин

Начитанный болван — самая докучливая разновидность дурака.
Джеймс Байард Тейлор

Читайте в первую очередь классические произведения, а то иначе вы не успеете это сделать!
Генри Дейвид Торо

Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг.
Виктор Мари Гюго

Ум укрепляется или расслабляется чтением решительно так же, как тело свежим или испорченным воздухом.
Джон Рескин

Выбирать книги для своего и чужого чтения — не только наука, но и искусство.
Николай Александрович Рубакин

Больше всего тебе хотелось бы — какая скромность! — бессмертия, чтобы читать.
Элиас Канетти

Чтение — это чисто внутренний процесс.
Ханс Георг Гадамер

Образованным, много читающим людям нужно постоянно иметь в виду, что литература — это одно дело, а жизнь — другое.
Лев Шестов

Читатель существует для писателя.
Лев Шестов

Читатели, как и все остальные, легко подразделяются на садистов и мазохистов; садисты читают Захера Мазоха, а мазохисты — маркиза де Сада.
Франтишек Крышка

Чтение — праздный творческий труд.
Морис Бланшо

Иногда чтение сопровождается борьбой.
Поль Рикер

В акте чтения постоянно сменяют друг друга две системы: посмотришь на слова — это язык, посмотришь на смысл — это литература.
Ролан Барт

Читатель — это человек без истории, без биографии, без психологии, он всего лишь некто, сводящий воедино все те штрихи, что образуют письменный текст.
Ролан Барт

Удовольствие от текста не имеет идеологических предпочтений.
Ролан Барт

Удовольствие от текста — это не обязательно нечто победоносное, героическое, мускулистое. Не стоит пыжиться. Удовольствие вполне может принять форму обыкновенного дрейфа.
Ролан Барт

Удовольствие от текста — это праведный мятеж против изоляции текста.
Ролан Барт

Удовольствие от текста — это тот момент, когда мое тело начинает следовать своим собственным мыслям; ведь у моего тела отнюдь не те же самые мысли, что и у меня.
Ролан Барт

Нередко говорят, что предисловие следует читать лишь в конце. Заключение же, напротив, — в начале.
Жиль Делез

Читатель — это тот, кому не надо ничего делать с языком, кроме как выучить его.
Пьер Бурдье

Читатель должен быть или сверхискушенным, или не искушенным вовсе.
Жак Деррида

Читая, ты должен основательно продумывать, чтобы прочитанное обратилось в твою плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-нибудь словаре.
Эразм Роттердамский

Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.
Фрэнсис Бэкон

Чтение — это беседа с мудрецами, действие же — это встреча с глупцами.
Фрэнсис Бэкон

Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков — их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей.
Рене Декарт

Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все.
Франсуа Фенелон

Из всех связей, возникающих между людьми, самой непостоянной, самой запутанной и изменчивой является связь между писателем и читателем.
Антони Эшли Купер Шефтсбери

Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.
Джозеф Аддисон

Изучение было для меня главным средством против скуки жизни, и у меня не было такого горя, которое не рассеивалось после одного часа чтения.
Шарль Луи Монтескье

Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.
Шарль Луи Монтескье

Чтобы стряхнуть с себя назойливые и несносные мысли, мне достаточно взяться за чтение; оно легко завладевает моим вниманием и прогоняет их прочь.
Шарль Луи Монтескье

Нет развлечений дешевле чтения книг и нет удовольствия более длительного.
Мари Монтегю

Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало.
Вольтер

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга.
Вольтер

Злоупотребление чтением убивает науку. Чрезмерное пристрастие к чтению создает лишь самонадеянных невежд.
Жан Жак Руссо

Есть люди, которые читают лишь для того, чтобы находить у писателя ошибки.
Люк де Клапье Вовенарг

Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью.
Эдмунд Бёрк

Узкий круг чтения и общения — вот чем, мне кажется, гордятся больше всего!
Эдмунд Бёрк

Есть очень много людей, которые читают только для того, чтобы не думать.
Георг Кристоф Лихтенберг

Причина того, что люди так мало запоминают прочитанное, заключается в том, что они слишком мало думают сами.
Георг Кристоф Лихтенберг

Никакое чтение не требует столь строгой нормы, как чтение отрывочных, разбросанных мыслей.
Иоганн Готфрид Гердер

Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет мысль.
Иоганн Готфрид Гердер

Повторное чтение уже прочитанных книг — самый надежный пробный камень образованности. Кристиан Фридрих Хеббель (Геббель)

С давних времён литература идёт бок о бок с человечеством. Книги всегда являлись источником знаний, впечатлений и вдохновения. Чтение и сейчас занимает важное место в жизни человечества. С раннего детства и до глубокой старости мы познаём загадки бытия благодаря литературе различных жанров. Предлагаем вашему вниманию подборку самых красивых изречений и цитат о книгах и чтении.

50 лучших цитат о книгах

Книги собирают жемчужины человеческой мысли и передают их потомству. Мы превратимся в горсть праха, но книги, словно памятники из железа и камня, сохраняются навек. М. Айбек

Любовь к книгам – это любовь, которая не требует ни оправдания, ни извинения, ни обороны. Ю. А. Лэнгфорд

Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далёких и тёмных дорогах жизни. А. Упит

Книга – устройство, способное разжечь воображение. А. Беннет

Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству. М. Горький

Книги – это уникальная портативная магия. С. Кинг

У каждого есть свое счастливое местечко. Сцена, которая сразу же всплывает перед глазами, стоит вам зажмуриться и перенестись мысленно в ту точку земного шара, где жизнь окутывает вас теплом и уютом. Для меня это книжный магазин с его изумрудно-зелеными стенами и огромными окнами, которые служат по ночам рамкой для приветливо подмигивающих звезд. В камине еще пылают угольки, напоминающие по цвету закатное солнце, а сама я сижу перед камином, закутавшись в плед, и с увлечением читаю книгу. С. Джио

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Ф. Петрарка

Без книги – в мире ночь, без книги мрак кругом. В. Гюго

Чтобы остановить время, не нужна волшебная палочка. Возьми чай и книгу.

Книга – одно из самых великих изобретений человеческого ума – обогащает опытом нашу жизнь. Какое же счастье для человека, что ему дана возможность дружить с книгой и пользоваться её неиссякаемой мудростью. А. Горбатов

Книги – это двери, что выводят тебя из четырех стен… Они учат тебя, воспитывают, с ними ты путешествуешь, мечтаешь, воображаешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз. А. Перес-Реверте

Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Ф. Бэкон

Большинство из нас не может всюду побывать, со всеми говорить, посетить все города мира. У нас нет ни времени, ни денег, ни такого количества друзей. Все, что вы ищете, существует в мире, но простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу. Р. Брэдбери

Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце. У. Теккерей

Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку. И. Бродский

Мгновения чтения – это самые продолжительные мгновения на свете. Каждое из них можно сравнить с небольшой вечностью… Г. Петрович

Там, где есть книга, человек уже не остаётся наедине с самим собой, в четырёх стенах своего кругозора, он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего… С. Цвейг

Книги – это общество. Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает и облагораживает чувства и нравы. Н. Пирогов

Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет. А. Декурсель

Однажды ты станешь таким взрослым, что снова начнёшь читать сказки.

Книга – друг одинокого, а библиотека – убежище бездомного. С. Витницкий

Если сравнить интеллект с растением, то книги подобны пчелам, переносящим оплодотворяющую пыльцу от одного ума к другому. Д. Лоуэлл

Жизнь должна быть наполнена книгами, которые наполнены жизнью. А. Марков

Как приятно так провести вечер! Говоря откровенно, я не знаю удовольствий, подобных чтению. Насколько быстрее устаёшь от всякого другого занятия! Когда я обзаведусь собственным домом, я почувствую себя несчастной, если у меня не будет хорошей библиотеки. Дж. Остин

Книги – хороший способ поговорить с тем, с кем разговор невозможен. Ф. Бегбедер

Рай – это место, где библиотека открыта двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю. Нет… восемь дней в неделю. А. Брэдли

Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое. Р. Брэдбери

Доверяй книгам, они самые близкие, они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед тобой мир, при надобности.

Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. Э. Хемингуэй

Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. В. Гюго

Библиотека – это гербарий чувств и страстей, сосуд, где хранятся засушенные образцы всех цивилизаций. П. Клодель

Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким. К. Гольдони

Чтение – это сновидение наяву. Это прекрасный опыт проживания чужих жизней, очень интенсивного проживания, безопасного, но качественного. Я читать умею с трех лет, вернее, мне было три года, когда взрослые заметили, что я умею читать. То немногое, что я помню из того раннего детства, — это сны, в которых прекрасный дедушка на каком-то острове учил меня читать, и я, видимо, научилась – других вариантов не было. М. Фрай

Каким человеком ты станешь, определят два фактора: люди, с которыми общаешься, и книги, которые читаешь. Р. Шарма

Чтение книг – не способ бегства от жизни, книги дают ключ к ее пониманию. Ключ к реальности. С. Фолкс

Тому, кто читает книги, никогда не скучно. И. Уэлш

Книги – это и самолет, и поезд, и дорога. Они и пункт назначения, и путешествие. Они – это дом. А. Квиндл

Запах книг – пряный запах, отдающий сказкой. С. Кинг

Сон — это хорошо, а книги еще лучше.
Джордж Мартин «Битва королей»

Мы читаем фэнтези, чтобы вернуть утраченные краски, ощутить вкус пряностей и услышать песню сирен. Есть нечто древнее и истинное в фэнтези, затрагивающее глубокие струны в наших душах.

Фэнтези обращается к спрятанному глубоко в нас ребенку, который мечтает, что будет охотиться в лесах ночи, пировать у подножия гор, и найдет любовь, которая будет длиться вечно где-то к югу от Оз и к северу от Шангри-Ла.
Джордж Мартин

Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной, и я не хотела исчерпать ее благ, храня их для наиболее важных случаев.
Жорж Санд

Правда, странно, что, если книжку прочитать несколько раз, она становится намного толще? Как будто при каждом чтении что-то остается между страниц. Чувства, мысли, звуки, запахи… И когда ты много лет спустя снова листаешь книгу, то находишь там себя самого — немного младше, немного не такого, как теперь, будто книга сохранила тебя между страниц, как засушенный цветок — вместе знакомого и чужого…
Корнелия Функе «Чернильная кровь»

Всё, что я знаю о своей жизни, мне кажется, я вычитал из книг.
Жан-Поль Сартр. Тошнота

Покупка книг была бы хорошей идеей, если бы можно было также купить и время для их чтения.
Артур Шопенгауэр

Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.
Шарль Луи Монтескье

Книги — хороший способ поговорить с тем, с кем разговор невозможен.
Фредерик Бегбедер

Кто много читает и много ходит, тот много видит и много знает.
Мигель де Сервантес Сааведра

Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое.
Рэй Брэдбери

Золотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку. Это та полка, на которую ставятся только любимые книги. В мечтах мне рисуется именно полка — никак не шкаф, а именно одна полка, один, если можно так выразиться, этаж шкафа.
Юрий Олеша «Ни дня без строчки»

Школа должна научить не тому, что читать, а тому — как. Особенно — сегодня, когда XXI век предложил книге столь соблазнительный набор альтернатив, что чтение может выродиться в аристократическое хобби вроде верховой езды или бальных танцев.
Александр Генис «Уроки чтения. Камасутра книжника»

Главное в том, что настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики
Евгений Замятин. «Я боюсь»

Рай — это место, где библиотека открыта двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю. Нет… восемь дней в неделю.
Алан Брэдли

Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние.
Артур Шопенгауэр

Большинство из нас не может всюду побывать, со всеми говорить, посетить все города мира. У нас нет ни времени, ни денег, ни такого количества друзей. Все, что вы ищете, существует в мире, но простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу.
Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»

Умберто Эко: Для человека, который, придя ко мне впервые, обнаруживает мою внушительную библиотеку и не находит ничего лучшего, кроме как спросить «И вы все это читали?» — я заготовил несколько вариантов ответа. Один из моих друзей обычно бросает «И даже больше, даже больше». У меня же есть два ответа. Первый: «Нет. Здесь только книги, которые я должен прочитать на следующей неделе. Те, что я уже прочел, хранятся в университете». Второй ответ «Я не читал ни одной из этих книг. Иначе зачем мне их держать у себя?»

Приятно допускать, что библиотека не обязательно должна состоять из книг, которые мы читали или когда-нибудь прочтем. Это книги, которые мы можем прочесть. Или могли бы прочесть. Даже если никогда их не откроем.
Жан-Клод Карьер, Умберто Эко «Не надейтесь избавиться от книг!»

Разве любители быстрого чтения по-настоящему ощущают вкус того, что читают?
Жан-Клод Карьер, Умберто Эко «Не надейтесь избавиться от книг!»

Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть, — вот идеальная жизнь.
Марк Твен, «Записные книжки»

Более глубокий смысл живёт в сказках, рассказанных мне в моем детстве, чем в правде, которая преподается жизнью.
Фридрих Шиллер

Чтение чрезвычайно помогает, а книги — хорошая компания, если взять самые подходящие.
Луиза Мэй Олкотт

Что бы вы ни делали, чем бы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник — книга.
Самуил Маршак

Отберите у меня книги — и я приду в отчаяние.
Эмили Бронте, «Грозовой перевал»

Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой.
Дмитрий Лихачев

Книга неподвластна времени, если идущее вперед время вбирает ее в себя.
Томас Манн

Читатель должен замечать подробности и любоваться ими. Хорош стылый свет обобщения, но лишь после того, как при солнечном свете заботливо собраны все мелочи. Начинать с готового обобщения — значит приступить к делу не с того конца, удалиться от книги, даже не начав ее понимать. Что может быть скучнее и несправедливее по отношению к автору, чем, скажем, браться за «Госпожу Бовари», наперед зная, что в этой книге обличается буржуазия. Нужно всегда помнить, что во всяком произведении искусства воссоздан новый мир, и наша главная задача — как можно подробнее узнать этот мир, впервые открывающийся нам и никак впрямую не связанный с теми мирами, что мы знали прежде. Этот мир нужно подробно изучить — тогда и только тогда начинайте думать о его связях с другими мирами, другими областями знания.
Владимир Набоков

Настоящая жизнь — тоже история, но гораздо более сложная. У нее тоже есть начало, середина и конец. Человек живет по тем же правилам… Только их намного больше. У каждого есть сюжет и завязка. Каждому надо пройти свой путь. Кто-то идет далеко и возвращается с пустыми руками. А другой остается на месте и становится богаче всех. У одних сказок есть мораль, другие лишены всякого смысла. Есть сказки смешные и грустные. Мир — это библиотека, и в нем нет ни одной похожей книги.
Крис Вудинг «Отрава»

Каким человеком ты станешь, определят два фактора: люди, с которыми общаешься, и книги, которые читаешь.
Робин Шарма

Чтение книг — не способ бегства от жизни, книги дают ключ к ее пониманию. Ключ к реальности.
Себастьян Фолкс

Первая, ударившая по сердцу книга, — как первая любовь.
О. Д. Форш

Тому, кто читает книги, никогда не скучно.
Ирвин Уэлш «Кислотный дом»

Повсюду искал я покоя и в одном лишь месте обрел его — в углу, с книгою.
Умбэрто Эко

Запах книг — пряный запах, отдающий сказкой.
Стивен Кинг

Я уверен: книгу ничто не заменит в будущем, так же как ничто не могло заменить её в прошлом.
Айзек Азимов

Книги могут иметь власть над людьми, верно? Бывает, идешь по книжному магазину, и какая-нибудь книга прямо сама собой оказывается у тебя в руках. Иной раз то, что написано внутри, переворачивает твою жизнь, а иногда и не нужно даже читать ее.
Приятно просто иметь ее в доме. Многие из этих книг мы вообще ни разу не раскрывали. Наша дочь удивляется, зачем мы покупаем книги, которые даже не читаем. Это все равно что спросить человека, который живет один, зачем он завел кошку. Для компании, разумеется.
Сара Эдисон Аллен «Сахарная королева»

При цитировании данной статьи функционирующая обратная ссылка на сайт Animedia обязательна.

Воспитание читающей, творческой личности методами Арт – терапии

Из опыта работы психолога Селищевой Лидии Михайловны, Арт – терапевта речевого центра «Логос», руководителя студии творческого развития «Беби – АРТ»

В мир литературы ребенка приводят семья, школа. На сегодняшний день, к сожалению, значительно снизилось влияние книги на развитие детей. Ведь чтение книги развивает самостоятельное и нестандартное мышление, умение анализировать информацию. Семья должна вовремя научить ребенка полюбить чтение.

Если к книгам в семье относятся с уважением и любовью, то есть надежда, что и у ребенка появится интерес к литературе. Помимо этого с детьми необходимо обсуждать прочитанное, объяснять про добро и зло, преданность и предательство, смелость и страх. Без этого невозможно формирование образности речи и мировосприятия, индивидуальной системы ценностей у ребенка.

Необходима совместная и постоянная деятельность взрослого и ребенка — чтение вслух и диалог о прочитанном. Рассматривать и читать детские журналы, слушать, воспроизводить отдельные части текста, обсуждать с ребенком прочитанный эпизод — это основная деятельность для развития интеллекта.

У ребенка идет постепенное формирование любимой литературы, которая с возрастом расширяется и видоизменяется. Некоторые книжки читаются каждый день. Одни произведения ребенок забывает, но когда через определенное время их вновь читают ему, то на события и героев книги он смотрит совсем другими глазами. При постоянном чтении малыш многое цитирует наизусть, поправляя невнимательного взрослого и комментируя текст. Часто сам пересказывает текст, играет в понравившихся героев (может их рисовать, лепить, показывать в «кукольном театре»).

При этом чтение у взрослого должно быть выразительным, четким, разнообразным в интонации, с совместными комментариями, а литературу нужно выбирать разнообразную и сложную.

Очень часто родители не читают сложных, на их взгляд, текстов, чтобы не отбить интерес ребенка к литературе. Однако психологами речевого центра «Логос» доказано, что бояться читать и разбирать сложных произведений не стоит. При первом чтении можно чуть-чуть упростить текст, потом, не раз возвращаясь к нему, показывать малышу на новые детали снова и снова. Тогда развивается его восприятие, увеличивается опыт, формируется интерес к новой книге и желание читать. Групповое чтение — это лучший способ организации семейного досуга.

Чтение и изобразительное искусство

В творческом развитии читателей большую роль играют дополнительные занятия, которые разработаны в липецком речевом центре «Логос». Множество направлений деятельности, разнообразие целей и задач объединяются в активном использовании методов и приемов, направленных на развитие детского творчества. Специалисты центра показывают продуктивность программ, которые развивают свободное чтение и творчество у детей как способность нестандартно мыслить и расширять кругозор.

Изучая проблемы чтения у детей, в центре «Логос» пришли к интересному решению — объединить чтение и рисование. Это разные, но очень необходимые занятия в жизни каждого ребенка. С первого взгляда такое объединение казалось невозможным, но при разработки программы стало понятно, что эта идея дееспособна и в будущем принесет свои плоды.

Специалисты для обучения детей проделали массовую подготовительную работу: собеседование с каждым желающим ребенком, анкетирование, разделение на возрастные группы, разработка программы и составление календарного плана в каждой группе, распространение рекламных листков для родителей. В результате, в январе 2008 года открылась студия творческого развития ребенка «Беби-Арт». Занятия проводятся 2 раза в неделю в четырех возрастных группах от 2,5 года до 7 лет.

На уроках в студии творческого развития дети попадают в мир искусств: художественной литературы, музыки, рисования. Но причем здесь книги? Дело в том, чтобы раскрыть то или иное понятие в искусстве, необходимо прочитать книгу. Она помогает детям запоминать определенные термины, названия произведений, даты, имена известных людей, важные события. Кроме того, книги служат ориентиром дальнейшего творчества ребенка.

Основной целью занятий студии «Беби-Арт» является развитие у детей постоянного интереса к книгам, как к источникам знаний. Здесь объединили усилия психологи и педагоги, логопеды и родители, создавая все условия для преобразования литературного опыта в творческое развитие личности, умеющая анализировать произведение. Специалисты воспитывают будущего человека с широким кругозором и творческим мышлением, который умеет увидеть красивое в мире, владеет навыками рисования и сможет достойно оценить произведения искусств.

Основываясь опытом работы студии, можно с уверенностью сказать, что изобразительное искусство как культурное достояние, напрямую или косвенно связано с чтением книг. Несмотря на свою простоту, рисование открывает широкие возможности для самовыражения личности. Для ребенка такая деятельность не только интересная и увлекательная, но и полезная, ведь развивается весь организм: глаза, руки, осязание, мышление. Простота и доступность рисования делает малыша независимым от взрослого.

Поэтому относится к рисованию, как к деятельности с ребенком необходимо чаще, чем игре с ним. Ведь в играх малыш копирует в действиях кого-то, а в изобразительном искусстве он показывает себя, своих близких, передает свое настроение. Здесь он автор, а это основная и активная позиция по сравнению с ролевой игрой.

Для ребенка его рисунки являются важным этапом проявления себя как творца. С каждым следующим рисунком малыш все более полнее и ярче показывает себя. Особенно интересно видеть в картинах детей авторское прочтение произведений. Создавая рисунок, ребенок становится оформителем и иллюстратором. Обязательно под каждым рисунком необходимо писать его название, как формулирует это сам ребенок.

Во время занятий с детьми проводят беседы о прочитанном, где они в свободной форме выражают собственное мнение. На уроках читаются и разбираются произведения писателей: Пушкин А., Маршак С., Михалков С., Барто А., Хармс С., Бианки В. Психолог — Арт – терапевт применяет элементы диалогового обучения, в котором на вопросы детей отвечает советом использовать ту или иную технику в изобразительной деятельности. Поэтому дети без затруднений выполняют творческие задания, в которых объединяются разные искусства, используя новые виды техник и художественные материалы.

Главная задача каждого урока — сформировать у детей умение выделить из прочитанного произведения интересные детали и передать их в рисунке, показать их в цвете, выражая свои эмоции, подчеркнуть важность того или иного, передавая размер изображения. В начале занятия сообщается тема, после чего проходит беседа с детьми. Пересматривается литература в наличии и приносятся новые книги, которые соответствуют теме урока. При этом место выставки работ оформляется в стиле, соответствующем теме занятия.

Например, работы по теме «Светлый праздник Пасхи» выставляются среди вышитых полотенец, плетеных корзинок и колоритных расписанных тарелок. Далее читаются произведения и проводится подробный анализ текстов. В беседе дети отвечают на вопросы и высказывают свои мнения о прочитанном. Чтобы закрепить эмоциональное состояние ребенка, урок проводится в сопровождении негромкой музыки, показываются репродукции художников, соответствующих теме занятия.

К такому проведению подтолкнул материал преподавателя кафедры логопедии ИСПиП имени Валленберга и редактора журнала «Дошкольная педагогика Н.В. Нищевой «Четыре времени года», в котором разработаны конспекты уроков для развития речи и эмоций у детей при рассмотрении произведений живописи. В пособие входят подборка цветных репродукций знаменитых художников, а также диск с классической музыкой и звуками природы.

Далее еще раз напоминаются этапы с последовательностью выполнения задания. В беседе с детьми, для развития у них воображения, важно говорить об основной идее рисунка, главном персонаже, цветовой гамме. На основании этого описания дети лучше представляют свой рисунок. Гармоничным и полезным станет применение поэтических произведений. Поэзия создает в воображении необходимый образ, развивает эмоциональность.

Специалисты, психологи, воспитатели речевого центра «Логос» и студии арт-терапевтической разгрузки, а также родители прилагают все усилия для развития творчества у детей, формирования у них интереса к чтению и окружающему миру. Психологи разрабатывают разнообразные темы и программы обучения, внедряя новые методы и формы работы с детьми. Коллектив речевого центра «Логос» заинтересован в развитии творчества детей, совершенствуя при этом воображение и фантазию с помощью чтения произведений.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей

Студия арт-терапии «Беби – АРТ»

Что означает Арт — терапия

Арт-терапия для детей

Сказкотерапия для дошкольников

Семейное чтение – уходящие традиции или вечные ценности?

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой…
В. А. Сухомлинский

Сменяют друг друга эпохи, возникают и распадаются великие державы, меняются традиции. И так заведено, что во все времена родители стараются дать своим детям все самое лучшее: образование, воспитание, духовные и материальные ценности; сделать так, чтобы их дети выросли настоящими людьми: добрыми, честными, порядочными. Не последнюю роль в этом играет духовно-нравственное воспитание, которое в сегодняшнее время потери нравственных ориентиров, утраты идеалов, может быть, особенно важно.
Не будет ошибкой сказать, что домашнее, семейное чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
И, может быть, самое главное заключается в том, что чтение вслух, этот стойкий обычай русских интеллигентных семей, создаёт естественную среду для общения читающего и слушающего. Оно помогает, тем самым, сложению драгоценного единения взглядов родителей и детей.
Издревле на Руси очень почитались книги как источник знания. Они бережно переписывались, хранились. Огромными библиотеками владели монастыри. Ученики монастырских школ могли пользоваться книгами.
На Руси утвердилось отношение к знанию как исходящему от Бога духовному опыту.
В Изборнике Святослава 1076 года написано, что чтение книг – «доброе дело» для каждого христианина, ибо там — слова Божьи.
С малолетства детям на Руси внушали: с детства читаешь святые книги – совершаешь добрые дела. Надо ли говорить, что подавляющее число книг на Руси имело религиозный характер, и очень популярны были жития святых, откуда детям предлагалось брать пример для подражания.
Поэтому можно сказать, что традиция семейного чтения в России имеет богатую историю, уходящую в далекое прошлое: уже в таких письменных источниках по истории русской педагогики, как «Поучение князя Владимира Мономаха детям» и «Домострой», мы находим указания по организации семейного чтения.
Книжная традиция возникает в Древней Руси вместе с принятием Христианства, и потому чтение, как уже было сказано, в основном, носит религиозно-нравственный характер: читали Евангелие, Псалтырь, агиографическую литературу. Сакральный характер рукописных книг допетровской Руси определил безусловное доверие читающих к тексту и уважение к книге.
Знающих грамоту было тогда мало, и это способствовало возникновению и развитию традиции устного чтения. Душеспасительный же характер текстов делал их популярными для семейного круга чад и домочадцев. Читательское и слушательское поведение представлено в жизнеописаниях российских святых: читали медленно, постоянно обращаясь к прочитанному, комментируя особо понравившиеся или непонятные места.
В этот период складывается и традиция семейного собирательства книг, сохранившаяся и в наши дни. Стоили они дорого, ценились очень высоко и передавались по наследству, что неизменно способствовало укреплению авторитета чтения.
Владельческие записи на кириллических книгах XV-XIX вв. говорят о том, что книги передавались по наследству в семьях разных сословий, в том числе, и простолюдинов, так как чтение считалось занятием не только полезным, но и достойным. Книги собирались всей семьей и не одним ее поколением, становились символом преемственности интересов, когда старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им еще в детстве.
Количество личных библиотек в России начинает увеличиваться в XVI в. Тогда же расширяется и круг чтения россиян. Наряду с книгами религиозно-нравственного содержания, появляются издания светского направления: в жизнь человека входит научная, публицистическая и художественная литература.
Исследователи истории семейного воспитания отмечают, что именно с эпохи Петра I в среде просвещенного дворянства отмечается возникновение одной из важнейших характеристик семейного чтения – совместного обсуждения и дискуссии по поводу прочитанного.
В XVIII в. чтение стало обязательным атрибутом светского человека. Воспитание «новой породы» людей, заботливо взращиваемой императрицей Екатериной II, опиралось, прежде всего, на традицию семейного чтения, поскольку формирование передового человека происходило под строгим контролем матери.
Определяя, что такое образованная русская женщина XVIII в. (а это, по определению культурологов, век женщины в европейской и российской культуре), отметим, что это дама, владеющая одним-двумя иностранными языками, умеющая прекрасно излагать свои мысли и в разговоре, и на бумаге, следящая за новинками литературы и искусств и, конечно, много читающая.
Формирование внимания к детскому чтению в русском обществе совпадает с развитием массового женского чтения в екатерининскую эпоху. Можно сказать, что в какой-то мере девизом этого времени стал лозунг «Читающая мать — читающий ребенок».
Именно в это время происходит и зарождение женской литературы, т.е. женщина из читательницы превращается в писателя, учится не только выражать свои мысли, но и передавать их растущему поколению. Не случайны слова Ю. М. Лотмана: «Домашние библиотеки женщин конца XVIII — начала XIX в. сформировали облик людей 1812 г. и декабристской эпохи, домашнее чтение матерей и детей 1820-х гг. — взрастило деятелей русской культуры середины и второй половины XIX в.».
В России девятнадцатого века чтение было, пожалуй, важнейшим занятием культурных людей: существовали салоны, где авторы читали свои новые произведения, образовывались литературные кружки. Хотя чтение в кругу домочадцев было прерогативой исключительно взрослых людей, детям же читали отдельно — сказки, басни — и зачастую этим занимались не родители, а няньки или гувернантки.
Поэтому можно сказать, что XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».
Именно в 19 веке книга становится знаковым предметом в России. В портретной, исторической и жанровой живописи Н. Богданова-Бельского, братьев Коровиных, Б. Кустодиева, К. Маковского, И. Репина, В. Серова, И. Хруцкого и многих других книга присутствует с завидной регулярностью.
Появились читатели толстых и тонких журналов, газет, лубочной (для народа) и детской литературы, начавшей свое развитие именно с XIX столетия. Отечественные писатели (В. Ф. Одоевский, А. Погорельский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой) впервые обращаются к юношеству как полноценному читателю, и, надо заметить, их произведения пользуются немалой популярностью, не уступающей иностранной литературе для детей.
Осознание удивительного по своей силе влияния чтения на формирование личности привело к тому, что многие из толстых серьезных журналов вводили рубрику «Для семейного чтения», рассчитанную на подрастающее поколение.
Выходят из печати и первые переложения отечественной истории для детей.
Также весьма популярна в российских семьях разных сословий была и приключенческая литература: Ф. Купер, М. Рид, Д. Дефо, Д. Свифт, сказки Ш. Перро, братьев Гримм, Г. Х. Андерсена и др. Не одно поколение российских детей получало на произведениях этих писателей свои первые уроки.
Традиция семейного чтения диктовала особые условия и форму, обеспечивающие совместную душевную работу: к систематическому чтению привлекалась семья в полном составе, включая все живущие в одном доме поколения. В этих чтениях участвовали не только родственники, но и няни и гувернантки. В рамках единого пространства формировался диалог ребенка и взрослого, неформальное общение и общие интересы, что способствовало всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка через знакомство с лучшими произведениями художественной литературы, публицистическими и научно-популярными книгами. Чтение предполагало также возникновение особой эмоциональной близости, обмена мнениями, что способствовало формированию личного отношения к прочитанному.
Однако семейное чтение — это не только чтение в кругу семьи, это и домашнее чтение ребенку и ребенка, и чтение матери — ребенку, детей — друг другу, старших — младшим, детей — бабушке. В процессе дети учились внимательно слушать, усваивать, естественно практиковались в пересказе прочитанного.
Семейное чтение выливалось в совместное творчество: сочинительство сказок, сценариев капустников, игр в буриме, издание домашних литературных журналов, постановку спектаклей, рисование иллюстраций и т.д. Но оно же позволяло контролировать интересы подрастающего поколения, корректировать их духовно-нравственные поиски.
Существовавшая в России традиция семейного чтения подтверждает слова, сказанные К. Д. Ушинским: «Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело». Система морально-нравственных ценностей и жизненных ориентиров в большинстве своем подтверждалась не только поступками одного, пусть даже и крайне почитаемого, родного человека (отца, матери или другого близкого родственника). Подтверждение осознанных истин примерами из художественных произведений нередко играет не менее значительную роль в жизни человека.
После революции 1917 года многие культурные традиции вместе с лучшей частью интеллигенции были утрачены, в том числе, и чтение в семье. Взрослые в силу разных причин обсуждали «актуальные» произведения не в семейном кругу, а во время библиотечных мероприятий, на предприятиях, на литературных вечерах в Домах Культуры и т.д. Книга стала активным компонентом коммунистической пропаганды. Книги многих прекрасных наших писателей и поэтов, на которых выросло не одно поколение российских детей, были под запретом.
К счастью, сегодня мы можем вспомнить эти имена, купить прекрасно изданные, ярко иллюстрированные издания для своих детей и внуков; почитать их вместе с ними, обсудить прочитанное.
Необходимость сохранения (или даже — возрождения) и развития традиции семейного чтения в наше время, пугающее обилием информации, часто совершенно не предназначенной для детей ли подростков, и легкостью доступа к ней, время, когда рушатся семейные и обесцениваются духовные и морально-нравственные ценности, для людей, озабоченных воспитанием подрастающего поколения, очевидна сегодня как никогда.
В заключении хотелось бы подвести некоторые итоги, обобщить все сказанное выше несколькими словами.
Если коротко, то Что же такое семейное чтение? Наверное, можно сказать, что семейное чтение – это ситуация, когда члены семьи вместе переживают радость от чтения и обсуждения прочитанного. Это возможность подарить родным себя, свое время, свою любовь и поддержку.

    Чтение в кругу семьи, это, по большому счету:

  • Возможность наблюдать за духовным развитием ребенка, управлять им.
  • Эмоциональное обогащение благодаря общению с детьми.
  • Поддержка друг друга в развитии собственных навыков чтения.
  • Сближение членов семьи, их духовное объединение.
  • Укрепление семьи, гармоничное развитие личности ребенка.
  • Возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе.
  • Умение видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.
  • Укрепление доверительных отношений в семье.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *