Семейное образование

Семейное образование – форма получения общего образования

В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

Цель семейного обучения — дать хорошее образование за счет индивидуального подхода.

Родители (законные представители) имеют право выбирать как форму получения общего образования, так и форму обучения. При этом обязательно должно учитываться мнение ребенка. Обучение может быть организовано в , очно-заочной и заочной формах. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Учебный процесс

Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.

Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.

При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.

Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.

Если же обучающийся не будет аттестован, в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.

Как перейти на семейное образование

При переходе на семейное образование родители (законные представители) должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.

Если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся учреждения.

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.

Выбрав учреждение, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, родители (законные представители) должны заключить с ним договор на оказание такой услуги.

Примечание.

1. При организации семейного образования школа руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
  • приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067);
  • нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о семейном образовании;
  • локальными актами образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.

2. Промежуточная аттестация – это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с школьным локальным актом.

3. Новый Закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является лишь формой аттестации.

4. Согласно части 13 сатьи 103 Закона об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Так как семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.

1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Изучите основные понятия

Чтобы понять, как начать учиться на домашнем обучении, разберитесь в терминологии. Вот основные понятия, которые встречаются на форумах и в статьях о хоумскулинге.

  • Семейное обучение — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). На ней ребёнок самостоятельно осваивает основную общеобразовательную программу, а ответственность за качество обучения возлагается на родителей.
  • Самообразование — то же, что и семейное обучение, только для детей старше 15 лет или тех, кто получил аттестат об окончании 9 классов.
  • Домашнее обучение — синоним семейного.
  • Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Школьные учителя приходят на дом либо занимаются с ребёнком дистанционно, например, по Скайпу. Такое обучение является отдельной формой получения образования.
  • Экстернат — это форма аттестации на семейном обучении и самообразовании. Когда ребёнок прикрепляется к школе для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.

2. Заручитесь поддержкой близких

Домашнее обучение окружено мифами. Стереотипы гласят, будто хоумскулеры заперты в четырёх стенах и ни за что не сдадут экзамены.

Чтобы развеять эти заблуждения, лучше всего честно и открыто поговорить с родственниками. Объясните, что семейное образование зафиксировано в законе «Об образовании в Российской Федерации», по которому родители имеют право выбрать, как будет учиться их ребёнок.

Убедите родных, что социализация не пострадает, так как на семейном обучении у ребёнка будет больше времени на интересные секции и кружки.

Даже если консервативные родственники остались настроены скептически, они всегда хотят для нас лучшего. Близкие примут ваш выбор, как только увидят, что обучение вне школы идёт на пользу.

3. Найдите единомышленников‍

Принимая решение о начале домашнего обучения, родители могут найти поддержку в соцсетях. В интернете есть много сообществ, блогов и групп, где можно найти информацию и обменяться опытом.

Например, в группе «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» ВКонтакте можно узнать не только подробности образовательного процесса в домашней онлайн-школе «Фоксфорда», но и современные тенденции в образовании, ознакомиться с юридическими аспектами домашнего образования и прочитать интервью с практикующими детьми и родителями.

Ознакомьтесь с правилами перехода

Перейти на семейное образование можно в любое время — даже в середине учебного года.

Сменить форму обучения несложно. Вот краткая инструкция с чего начать:

  1. Уведомите органы управления образования.
  2. Отчислитесь из школы.
  3. Выберите школу для аттестаций.
  4. Подпишите договор об аттестациях.
  5. Организуйте учебный процесс.
  6. Готово!

Документальное оформление семейного образования не требует много бумаг, однако, многие родители теряются при их составлении. Ознакомьтесь со списком документов, которые понадобятся для успешной легализации перехода.

Разберитесь с аттестациями

Ребёнок на семейном образовании должен подтверждать успешное усвоение школьной программы по всем предметам на промежуточных аттестациях. Они проводятся один или несколько раз в год в школе, имеющей государственную аккредитацию.

Выделяют три основных вида аттестаций:

  • Текущая. Ежедневные школьные оценки за классную и домашнюю работу. Этот вид аттестации отсутствует на домашнем обучении.
  • Промежуточная. Проводится в конце четверти или полугодия.
  • Итоговая. ОГЭ в 9 и ЕГЭ в 11 классе.

Промежуточные аттестации пока что не являются обязательными, но большинство семей проходят их регулярно. Детям это придаёт уверенность в своих силах перед итоговыми экзаменами.

Чтобы сдавать аттестации, нужно выбрать школу и прикрепиться к ней, подав заявление о зачислении. Это можно делать непосредственно перед каждой процедурой проверки знаний или единожды в начале учебного сезона.

Выберите школу для аттестаций

Чтобы найти идеальное образовательную организацию, где ребёнок будет сдавать экзамены, важно изучить её локальные акты. Обычно они публикуются на сайтах школы.

Найдите положения о семейном образовании и промежуточной аттестации, опубликованные на сайте школы. Они устанавливают порядок и частоту экзаменов. И не забудьте пообщаться с администрацией, прежде чем принимать решение о зачислении туда в качестве экстерна.

7. Решите, как будете учить ребёнка

Существует несколько вариантов: можно учить ребёнка самостоятельно, приглашать репетиторов или подключить онлайн-школу.

Последний вариант — наименее энергозатратный. Особенно если вы не знаете, с чего начать. Онлайн-школа берёт на себя все хлопоты по составлению расписания, проведению уроков, кураторству ребёнка.

Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия проходят на специальной платформе: ученики подключаются к сайту из дома, а учитель находится в классе. В процессе урока можно задавать вопросы, для этого есть специальный чат. Каждое занятие можно пересматривать несколько раз.

<<Форма с консультацией>>

Организуйте место для учёбы

Поскольку ребёнок будет учиться дома, важно грамотно организовать рабочее пространство. Главное правило: своё учебное место школьник должен создать сам.

Но вы можете подсказывать, как будет лучше, например, вместе подберите стул и стол исходя из особенностей здоровья. От неудобной и неправильно подобранной мебели не только устаёт спина, но и снижается концентрация на учёбе. Стол должен быть такой высоты, чтобы ребёнок не горбился, а его локти свободно стояли на столешнице.

Подумайте об освещении. Расположите основной источник света слева для правши и справа для левши.

Помогите ребёнку настроить компьютер так, чтобы им было легко пользоваться. Подключите высокоскоростной интернет, установите браузер с поддержкой Flash и антивирус.

Можно использовать магнитную или маркерную доску, чтобы школьник смог записывать или приклеивать стикеры с делами, правилами, формулами, напоминалками.

Приучите ребёнка к самостоятельности

Важно организовать учёбу так, чтобы ребёнка не приходилось постоянно контролировать. Главенствующим здесь является режим. Упорядоченная, расписанная по часам жизнь избавит подростка от скуки и лени.

Конечно, приучать к дисциплине лучше с самого детства. По мере взросления степень самоконтроля ребёнка будет повышаться. Если в 5–7 классах детям всё ещё необходим авторитетный взрослый, который сможет вести их по расписанию, то к 8 классу они практически полностью учатся самостоятельно.

Не забывайте показывать пример. Дисциплинированный и ответственный родитель — показатель того, как нужно учиться.

10. Подберите кружки и дополнительные занятия

Для социализации ребёнка важно общение со сверстниками и взрослыми. Принципом, по которому стоит выбирать секции, является желание сына или дочери. Если заставлять из-под палки, можно напрочь отбить интерес к любой внеурочной деятельности.

При этом нельзя сбрасывать со счетов талант и способности — предложите ребёнку попробовать развиваться в конкретной сфере, к которой уже наблюдаются склонности.

Резюме

Если вы задумываетесь, с чего начать семейное обучение, просмотрите терминологию, ознакомьтесь с документами, которые понадобятся для смены формы получения образования, и алгоритмом процедуры. Полезно сразу решить, где и как вы будете сдавать аттестации. Организацию учёбы на себя может взять онлайн-школа — тогда вам не придётся беспокоиться о расписании или учебниках. Не забудьте уделить внимание рабочему месту ребёнка и его организации. Как можно раньше начните приучать сына или дочь к самостоятельности и подавайте положительный пример. Выбирая кружки и секции, в первую очередь руководствуйтесь желанием ребёнка. Обращайтесь в домашнюю онлайн-школу «Фоксфорда», если понадобится консультация о домашнем образовании.

1 Семейное образование: права и роль родителей в обучении детей Всемирный Конгресс Семей – самое представительное международное объединение сторонников семейных ценностей, включающее сотни организаций из 80 стран мира. WorldCongress.org Фонд поддержки семьи и демографии во имя свв. Петра и Февронии представляет ВКС в РФ/СНГ. Учредители Фонда: прот. Димитрий Смирнов, прот. Максим Обухов, Комов А.Ю. WorldCongress.ru Межрегиональная общественная организация «За права семьи» — защищает российские семьи с 2010 года. Председатель – Павел Парфентьев ProFamilia.ru Наша миссия: содействие укреплению естественной семьи и приоритета традиционных семейных ценностей в области российского и международного права. Учредители центра: 2013 Парфентьев Павел Александрович: Генеральный директор АЦ «Семейная политика.РФ» Председатель МОО «За права семьи» Советник Всемирного Конгресса Семей по международному праву прав человека

2 Семья – в центре образования Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей Всеобщая декларация прав человека, ст Мы подтверждаем право родителей воспитывать и обучать своих детей на их благо, без вмешательства со стороны государства. Мадридская декларация VI Всемирного Конгресса Семей (2012) Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» Всеобщая декларация прав человека, ст Межд. пакт о гражданских и политических правах, ст. 23.1

3 Новый закон «Об образовании в РФ» «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами» (ст. 44 ч. 1)

4 Всемирная Конференция по домашнему образованию 2012 Оргкомитет GHEC 2012 – представители всех континентов

5 Всемирная Конференция по домашнему образованию 2012 Все континенты, 26 стран, более 200 участников

6 «Берлинская декларация» о праве на домашнее образование «Мы, подписавшие эту декларацию, представленную 3 ноября 2012 года на первой Всемирной Конференции по домашнему образованию в Берлине, Германия: Напоминаем всем нациям о том, что множество международных договоров и декларация признают существенную, незаменимую и основополагающую роль родителей и семьи в области образования и воспитания детей как естественное право, которое должно уважаться и защищаться всеми правительствами; Поддерживаем семейное образование (домашнее образование) как практику, при которой родители и дети сами осуществляют образовательную деятельность, обеспечивая обучение, отвечающее нуждам семьи и детей; Отмечаем, что статья 26 часть 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, гласящая, что «родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей», указывает на высокое достоинство и превосходство прав родителей и семьи по отношению к государству;»

7 Влияние участия родителей на результаты обучения Данные исследований: Дети, семьи которых включены в процесс обучения, получают более высокие оценки, посещают больше факультативных занятий, чаще получают высшее образование; Дети лучше чувствуют себя в процессе учебы, более мотивированы учиться и лучше себя ведут, когда их семье действительно интересно то, чему и как они учатся; Дети, чьи родители в первые годы обучения активно участвуют в их учебе, чаще успешно заканчивают школу с хорошими оценками. Старшеклассники, родители которых активно участвуют в их учебе и ожидают от них более серьезных успехов, чаще начинают углубленно изучать те или иные предметы. Дети, отцы которых включены в их обучение, показывают более высокие академические достижения. Активное включение родителей в обучение детей (родители ставят образовательные цели и поддерживают на пути к ним) более существенно улучшает результаты обучения, чем пассивное (контроль и надзор). См. напр.: A New Wave of Evidence: The Impact of School, Family, and Community Connections on Student Achievement (Annual Synthesis 2002), National Center for Family and Community Connections with Schools; Parental Involvement and Childrens Academic Success ( et al.

8 Включенность семьи в обучение — критически значимый фактор успеха в учебе Данные многочисленных исследований надежно и убедительно свидетельствуют, что влияние семьи — один из главных факторов успеха в обучении ребенка. Недавнее масштабное исследование 1 указывает даже на то, что участие семьи в обучении более значимо для учебных успехов, чем качество работы школы. 1 Mikaela J. Dufur, Toby L. Parcel, Kelly P. Troutman Does Capital at Home Matter More than Capital at School?: Social Capital Effects on Academic Achievement, Research in Social Stratification and Mobility, Available online 5 September 2012

9 Пример: академические успехи семейного образования Прим.: здесь и далее данные об академической успеваемости основаны на обширном исследовании из США: Dr. Brian Ray (NHERI) Homeschool Progress Report 2009: Academic Achievement and Demographics Академические достижения детей, обучающихся дома, превышают успехи школьников (США)

10 Пример: независимость успехов СО от дополнительных факторов (1) Уровень педагогической подготовки родителей не влияет на результаты домашнего обучения (США) Степень государственного контроля над домашним обучением не влияет на его результаты (США)

11 Пример: независимость успехов СО от дополнительных факторов (2) Уровень образования родителей практически не влияет на успехи домашнего обучения

12 Влияние денежных затрат на обучение на результаты семейного образования

13 Социализация и домашнее обучение Прим.: по данным американских исследований Дети, учащиеся дома: Более, чем у половины более устойчивое самоуважение, чем у школьников (Taylor) Значительно менее зависимы от дурного влияния сверстников (Delahooke, 1986) Имеют меньше поведенческих проблем, чем школьники (Shyers, 1992) Лучше социализированы, чем школьники, по общему показателю психологической зрелости превосходят школьников на 57% (Smedley, 1992)

14 Домашнее образование: ретроспективная оценка выпускниками Выпускники «домашних школ»: 95% — счастливы, что получили именно семейное образование 82% — планируют учить детей в семье 74% — уже обучают детей в семье Прим.: американские данные масштабного (выборка выпускников) исследования: Dr. Brian Ray, «Socialization? No problem!», 2003 Использована иллюстрация с сайта:

15 Социальные успехи семейного образования Прим.: американские данные масштабного (выборка выпускников) исследования: Dr. Brian Ray, «Socialization? No problem!», 2003

16 Причины, по которым родители выбирают домашнее образование для своих детей: более качественное образованиеболее здоровое и качественное социальное развитие возможность воспитывать ребенка в согласии со своими убеждениями возможность более целостного формирования личности ребенка возможность ослабить негативное влияние среды на детей более гибкое и индивидуальное обучениевозможность выбора подходов и учебных материалов возможность лучше учесть личные особенности и особенности здоровья ребенка

17 Уроки для системы образования Естественные связи с родителями, семейное окружение и связь со значимыми взрослыми в обучении – важнейший фактор успешного обучения любого ребенка. Необходимы: Школа (учебная среда), дружественная к семье Признание семьи как важнейшего субъекта образовательного процесса Естественное (не вынужденное!) вовлечение семьи в ход обучения Приоритетное внимание образовательным потребностям, мотивам и решениям семьи

18 Истоки современного кризиса Искусственное отделение школьной среды обучения от семьи как центрального естественного субъекта образовательной деятельности – одна из главных причин кризиса современного школьного образования. Путь к решению проблемы – возвращение семьи в центр образования и созидание школы, дружественной к семье Умаление роли семьи в образовании Избыточная, деструктивная ориентация на сверстников Умаление авторитета педагога и значимых взрослых Исчезновение интереса к учебе Снижение обучаемости Потеря межличностной природы обучения

19 Школа (среда), дружественная к семье Базовые принципы: Признание семьи и родителей ведущим партнером в обучении детей Полное признание и соблюдение естественных и признаваемых законом прав семьи и родителей (в том числе в области образования) Индивидуальный подход, учитывающий образовательные потребности, приоритеты и решения семьи Широкое участие родителей в управлении школой (в том числе при принятии решений по содержанию обучения) Обучение педагогов и персонала дружелюбным, корректным и уважительным формам взаимодействия с родителями Построение активной и дружественной по отношению к семье коммуникации на общем и персональном уровнях Создание в школе внешней среды, дружественной по отношению к семье (посещение школы должно радовать) Взаимодействие (социальное партнерство) с семейными и родительскими объединениями

20 Семейное образование в новом законе «Об образовании в РФ» Семейное образование – самостоятельная форма обучения, осуществляемого вне образовательной организации. Родители имеют приоритетное право на воспитание и обучение своих детей. Школы действуют в помощь родителям. Право на выбор для своих детей семейного образования есть у всех родителей (независимо от уровня образования, педагогической подготовки и иных обстоятельств). Чье-либо согласие или разрешение (школы, органов управления образованием) для выбора семейного образования не требуется. При семейном образовании дети проходят промежуточную и итоговую аттестацию в образовательной организации экстерном. Экстернат в новом законе – не отдельная форма обучения, а форма аттестации.

21 Школьный уровень: продуктивный подход к семейному образованию Когда семьи, использующие СО, должны взаимодействовать с государственной системой образования, фокус этого взаимодействия приходится на школу, где дети проходят аттестации. В большинстве случаев в российских школах такие аттестации проводятся ежегодно (иногда чаще в случае начальной школы). Позитивный подход к СО на школьном уровне не может недооцениваться в таких случаях. Именно ситуация в школе позволяет свободно использовать все преимущества СО или превращает жить семьи, использующей эту форму образования в кошмар и катастрофу. Важнейшие компоненты продуктивного подхода к СО на школьном уровне в России таковы: Локальные акты школы, касающиеся СО, должны (а) полностью соответствовать закону, (б) принимать во внимание специфику СО и (в) избегать наложения избыточных тягот на детей и родителей, использующих СО. В этом могут помочь консультации с экспертами из профильных НКО. Персонал школы должен быть осведомлен о специфике СО и подготовлен к взаимодействию с ситуацией СО. Хорошей практикой является проведение профильными НКО тренингов для учителей, что помогает устранить ложные предрассудки. Хорошей практикой является также наличие подготовленного тьютора или педагога, имеющего опыт/прошедшего подготовку в области взаимодействия с ситуацией СО. Позитивное отношение к родителям и семье в школе имеет громадное значение. Школы, где создана дружественная по отношению к семье атмосфера, обычно более продуктивно используют СО. В таких школах, дружественных к семье, семья и родители рассматриваются как «попечители» и ведущие партнеры, а не как подчиненные или потенциальная проблема. Партнерство с родительскими/семейными организациями будет хорошей практикой в данном отношении.

22 Пример позитивного подхода: Школа 277 в Санкт-Петербурге Государственная школа, имеющая большой и уникальный опыт взаимодействия с детьми, использующими СО; Широко используются технологии дистанционного обучения. Этот подход был создан в ходе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и затем адаптирован к ситуации СО/экстернов; Локальные акты школы по СО были подготовлены в сотрудничестве с МОО «За права семьи», которая является ведущим независимым экспертом в области юридических аспектов СО в России – уникальный пример пакета локальных актов, полностью отвечающих нормам закона (действовавшего) и отражающих специфику СО; Установлено постоянное сотрудничество с МОО «За права семьи» с целью созидания в школе атмосферы, дружественной по отношению к семье, в рамках социального партнерства. Школа готова делиться своим уникальным опытом с коллегами на региональном, национальном и международном уровнях.

23 Связаться с нами: Президент Центра Алексей Комов: Генеральный директор Центра Павел Парфентьев: Россия, , Москва, Лазоревый пр., 2-68 СемейнаяПолитика.РФ FamilyPolicy.ru 2012

Будьте на шаг впереди

Семейное образование предполагает ответственность родителей за знания детей. Мама с папой должны быть готовы отвечать на вопросы и разбираться в сложных темах. Нельзя пенять на репетиторов или отправлять ребёнка в Google.

Задача родителя хоумскулера — направлять природную любознательность ребёнка.

Необязательно быть экспертом во всех областях. Необходим лишь широкий кругозор и готовность углублять знания по мере необходимости.

Совет 1

Переходя на домашнее обучение, освежите в памяти школьную программу. Для этого придётся покинуть зону комфорта, преодолеть скуку и страх перед нелюбимыми предметами.

Проще всего изучить материал на тему или две вперёд ребёнка. Можно даже не по учебникам, а по научно-популярным книгам и фильмами.

Не надо становиться мультипредметником

Мысль об обучении ребёнка дома у некоторых взрослых вызывает панику. Придётся вспоминать ненавистную со школы физику и жертвовать свободным временем?! Конечно, нет.

Родитель не обязан превращаться в преподавателя-мультипредметника. Объяснять и прорабатывать новый материал должны профессионалы. Ваша миссия — организовать и подогревать интерес к учёбе.

Сходите с ребёнком в музей или на мастер-класс, чтобы визуализировать полученную на уроках теорию. Посетите спектакль и взгляните на прочитанное произведение по-новому. Проведите научный эксперимент, если тема вызывает затруднение.

Совет 2

Присмотритесь к онлайн-школам. Там дают системные знания, и, в отличие от репетиторов, придерживаются единых образовательных стандартов. В Домашней школе «Фоксфорда» есть все предметы базовой школьной программы, уроки ведут преподаватели из МГУ, МФТИ и других топовых вузов.

Приучайте детей к самостоятельности

Домашнее обучение невозможно без готовности ребёнка к самообразованию. Младшему школьнику можно помочь войти в учебный ритм, посидеть с ним на онлайн-уроках, показать, как писать конспекты, или иногда помогать с домашкой.

Чем старше школьник, тем больше он должен заниматься сам. В начальных классах доля самостоятельной работы может составлять порядка 60%, но к 8 классу она должна приблизиться к 100%.

С седьмого-восьмого класса стоит подключаться только при возникновении форс-мажоров. Подростки вполне способны самостоятельно овладевать материалом, сдавать аттестации и организовывать своё домашнее обучение.

<<Форма с консультацией>>

Совет 3

Научите ребёнка выполнять задания по намеченному плану и сосредотачиваться на одном виде деятельности на 30–40 минут с последующими перерывами на 5–10 минут. Помогите ему выработать систему конспектирования и покажите основные способы запоминания информации.

Не перегибайте с мотивацией

Для детей естественно тянуться к знаниям. Обычно родителям не нужно предпринимать что-то особенное — достаточно время от времени стимулировать интерес к наукам с помощью дидактики.

Совет 4

Дети не могут сидеть без дела, но это не значит, что любая деятельность должна быть обучающей. Не зацикливайтесь только на пользе (если игра, то развивающая, если фильм, то познавательный) – это частая ошибка в организации семейного обучения. В жизни ребёнка должно быть место для «бестолковых» игр и недолгого ничегонеделания. После отдыха он охотнее вернётся к учёбе.

Если же стремление учиться уже подорвано, то причины стоит искать, прежде всего, во внутрисемейных отношениях. Подробнее о проблемах с учебной мотивацией читайте .

Ориентируйтесь на качество

Балльная система разработана для коллективного классно-урочного обучения. При индивидуальном подходе оценки, как правило, не работают.

На начальных этапах организации домашнего обучения важно, чтобы ребёнок стремился разобраться в теме, а не «получить пятёрку». В старшей школе, когда на горизонте замаячит ЕГЭ, подросток сам начнёт работать на цифры.

Совет 5

«Измеряйте» успешности семейного обучения качественными показателями. Критериями могут быть беглость чтения, точность математических операций, грамотность письма и так далее. Такая система оценок ориентирует ребёнка на реальный результат, а не его имитацию.

По-настоящему плодотворная учёба не прекращается никогда. Если ребёнок в течение дня постоянно возвращается к своим занятиям — в разговоре с родителями, в игре или творчестве, — то ваш опыт хоумскулинга складывается удачно, вы всё делаете правильно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *