Семейные ценности семьи

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2016. Вып. 1 (40). С. 27-37

Трунина Ольга Константиновна,

ПСТГУ

Традиционные семейные ценности

ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О. К. Трунина

В статье определяются и характеризуются традиционные семейные ценности, наиболее значимые для формирования нравственной культуры и поведения учащихся при изучении ими основ православной культуры по выбору в начальной школе. В процессе исследования семейных ценностей в православной христианской культуре выделены два основных сущностных начала, на которых строится система ценностей, — любовь и иерархия. Любовь является мотивом жертвенного служения, а иерархия основанием устойчивости ценностных отношений. Показано, что ни одна из христианских семейных ценностей не противоречит и нерелигиозному представлению о семейных ценностях в общероссийской культурной традиции, в системе российской светской (гражданской) этики, фиксированной основными положениями и нормами о семье в Конституции России, российском законодательстве. На этом основании система традиционных семейных ценностей может входить в ценностные основания воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

Перед современной системой начального общего образования стоит задача формирования семейных ценностей у младших школьников, определенная содержанием нормативных и методических документов, регулирующих содержание и организацию начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и соответствующая Примерная основная образовательная программа начального общего образования), и включающая в себя следующие требования к воспитательному процессу в начальной школе:

• формирование уважительного отношения к своей семье1;

• приобщение к ценностям семьи2;

• формирование основ социально ответственного поведения в семье3;

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи4.

Для существенной части российского общества, российских семей традиционными являются семейные ценности православного христианства как традиционной духовной культуры русского и ряда других народов России. Решение задачи формирования семейных ценностей детей в процессе получения ими начального общего образования (изучения «Основ православной культуры» в урочной и внеурочной деятельности по выбору родителей) требует предварительного исследования и анализа содержания системы традиционных семейных ценностей в рамках православной христианской культуры. Православная культура и соответствующие ей традиционные семейные ценности имеют основание в Священном Предании Церкви, в котором обосновывается и раскрывается система ценностей православной христианской религии. Она выстраивается иерархически — от самых возвышенных ценностей, касающихся отношения человека к Богу, до ценностей, касающихся обыденной жизни. Ни одна из этих сфер религиозного знания и культуры не оставляет без внимания брак и семью, определяя все категории семейных ценностей, известные в философии. Основные заповеди христианства о любви к Богу и ближнему через исполнение их в семье составляют главные семейные ценности. Можно выделить два сущностных начала, упорядочивающих семейные ценности: это любовь и иерархия. На их основании отношения между членами семьи приобретают системность и целостность, а также обусловленную иерархией стабильность, устойчивость.

При рассмотрении традиционных христианских семейных ценностей применительно к воспитанию младших школьников с учетом предложенных в научных исследованиях классификаций этих ценностей (С. П. Акутина5, А. Б. Фе-дулова6) нами выделены группы ценностей, соответствующие имеющимся или возникающим у младших школьников потребностям в построении межличностных отношений в семье:

1) родители и дети, ценности их отношений, взаимных обязанностей и прав;

2) ценностные отношения ребенка к отцу, правам и положению в семье отца, ценности отцовства, особенно для мальчиков;

3 См.: Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

С. 8.

4 См.: Там же. С. 12.

6 См.: Федулова А. Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: дис. … канд. философ. наук. Архангельск, 2003.

3) ценностные отношения ребенка к матери, правам и положению матери в семье, ценности материнства, особенно для девочек;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) братья и сестры, ценности взаимных отношений детей в семье с учетом их возраста;

5) ценностные отношения к своему дому (домашний очаг);

6) ценности расширенной семьи, отношение к предкам;

7) ценности добрачного поведения;

8) ценности христианского брака как «малой Церкви». Ценности взаимоотношений супругов.

Охарактеризуем последовательно данные группы ценностей в православной христианской культуре.

1. Родители и дети, ценности их отношений, взаимных обязанностей и прав

Соблюдение иерархии как установленного Богом порядка в отношениях детей и родителей является очень важным в христианской культуре и представляет собой высоко значимую нравственную ценность, а также является семейной и социальной ценностью. Заповедь о почитании родителей является одной из основных нравственных заповедей в числе библейских религиозных установлений (Закона Божьего), данных людям еще в дохристианскую эпоху: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх 20. 12). Ее нормативный характер подтвержден в Новом Завете словами Господа Иисуса Христа: Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет (Мк 7. 10). Иисус Христос указывает на необходимость действенного исполнения заповеди через заботу о родителях: А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили (Мк 7. 11—13).

Заповедь о почитании родителей содержит также указание на награду за ее соблюдение — благополучие и долгоденствие или, соответственно, наказание за нарушение. Почитать родителей дети обязаны независимо от их возраста: Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится (Притч 23. 22). Родителям следует оказывать всяческую заботу и повиновение: Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны (Притч 30. 17), нельзя растрачивать их имения и каким-либо образом утеснять их: Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный (Притч 19. 26).

Обязанности детей должны быть основаны на чувстве глубочайшей благодарности, совестливости, благоговения и почитания родителей: «Так много приемлют дети от родителей! От них временная жизнь; от них же основание, начало, способы и жизни вечной. Отсюда и дети не естественно только, но и совестно должны быть обращены к родителям с особенными чувствами и расположениями, сознавать себя к ним обязанными и возгревать их в себе». Любовь к роди-

телям — это естественное чувство, но оно «должно только делать сии чувства разумными и вместе прочными до того, чтобы не испарились в целую жизнь»7.

Еще один важный аспект отношения ребенка к родителям — это хранение своего ума от суда над родителями: «всячески храни в сердце честными лики родителей твоих, ни хульною мыслию, ни словом не наводи на их лицо тени и не смущай сердца своего. Пусть есть поводы к тому — не внимай им. Лучше все потерпеть, нежели отделиться сердцем от родителей, ибо им Бог дал силу Свою»8. Как бы дети ни заботились о родителях, остаются они перед родителями в долгу, так как не все могут возвратить из того, что дали им родители: «что же есть такого, чего бы сын не мог воздать отцу? Ни о чем ином говорит, как о следующем: как они родили тебя, ты не можешь родить их»9.

Ценности отношений родителей к детям последние повседневно ощущают на себе, в своей жизни. Ребенок, воспринимая эту родительскую заботу и любовь, с самого раннего возраста воспитывается, формируется и сам как будущий родитель, отец или мать своих детей. Этому способствует отношение родителей к детям в христианской традиции, восприятие которых можно условно назвать «правами» ребенка, имея в виду то, что он может ожидать от своих родителей в детстве. Православные родители еще прежде начала воспитания и даже рождения младенца, с самого его зачатия обязаны относиться к нему как к личности, имеющей бессмертную душу. Они должны заботиться о всестороннем развитии своих детей, оказывая им необходимую поддержку и обеспечивая благоприятные условия. Воспитание должно включать развитие физическое, умственное, и духовно-нравственное, религиозное. Родители должны понимать, что ребенок не может выбирать себе родителей, в то время как его будущее, склад его личности, основы характера, веры, жертвенности, любви, развитие или гибель его способностей отданы в их руки. Основанием духовного воспитания детей является любовь, которой родители могут научить своим примером: «Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить»10.

Дети обязаны понимать необходимость и принимать воспитание родителей для того, чтобы они умели правильно вести себя и вне семьи в различных социальных группах в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Необходимо учить детей «приличию в слове, одежде, положении стана, держании себя пред другими»11. Дети должны правильно относиться к тому, что родители не будут потакать их прихотям, необдуманным желаниям, излишним потребностям. Дети в православной традиции могут ожидать, что родители должны будут позаботиться о развитии у них разнообразных полезных умений и навыков и, главное, — трудолюбия, с юных лет будут создавать им условия для разнообразных занятий: «Учить искусствам — прекрасное дело, именно: пению, рисованию, музыке и другим; то же к мастерствам женским и мужеским. Но надобно,

8 Там же.

9 Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. М., 1999. С. 748.

10 Ильин И. А. Путь духовного обновления. СПб., 2006. С. 221.

11 Святитель Феофан Затворник. Указ. соч. С. 266.

чтобы не забывалось главное: созидание духа для вечности»12; «А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец — сыновей, а мать — дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст»13.

В деле воспитания родители пользуются властью, и дети должны знать об этом, воспитываться в уважении к родительской власти, особенность которой в том, что она «имеет свое основание не в грехе, а в самой природе, … дети оказывают родителям честь своим почитанием, и эта честь есть награда за болезни рождения. Потому и премудрый говорит: яко владыкам послужи родившим тя»14. Эту власть родители должны использовать на благо ребенка. В то же время родители должны разумно, с любовью донести до ребенка основания такой иерархии, субординации, поскольку иначе дети не смогут правильно воспринять свои обязанности по отношению к ним.

2. Ценностные отношения ребенка к отцу, правам и положению в семье отца, ценности отцовства, особенно для мальчиков

Отношение ребенка к отцу строится на двояком основании: во-первых, отец — один из родителей, и на отношения с ним распространяются все ценностные установки, касающиеся родителей; во-вторых, отец является главой всей семьи, т. е. он глава и над матерью. Ребенок на примере отца должен осознать, что в обязанности мужа (отца) входит, прежде всего, внешняя защита своей семьи в целом. Мужчина должен взять на себя материальное обеспечение своих домочадцев, регулировать всевозможные правовые отношения с государством и обществом, брать ответственность за решение всех жизненно важных вопросов, касающихся его семьи, решать возникающие конфликтные ситуации, любить супругу и хранить верность.

От отца ребенок вправе ожидать покровительства и защиты перед окружающим обществом, так как служение отца в семье заключается в том, что своей жизнью он должен явить ребенку мир, ввести его в общество, показать, каким человеком ему нужно стать и к чему стремиться. Сам отец семейства так должен жить, чтобы дети нелицемерно, на его примере, видели осуществление веры отца в делах, ибо праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него (Притч 20. 7). На примере взаимоотношений родителей ребенок должен увидеть, что главенство мужа (отца) есть естественное и прямое следствие свойств мужчины и женщины, в то время как безначалие есть зло и производит замешательство. Святитель Иоанн Златоуст писал по этому поводу следующее: «И поскольку равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды начальства и подчиненности, как то: между мужем и женой, между сыном и отцом, между старцем и юношей, между начальником и подчиненными, между учителем и учеником»15. Отец семейства ответствен за нравственное и духовное возрастание своих чад. То, в какой духовной атмосфере воспитываются дети,

12 Святитель Феофан Затворник. Указ. соч. С. 266.

13 Домострой (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr/domostroj/#note57_return).

14 Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы… С. 748.

15 Там же. С. 321.

кто их учителя, чему учат, с кем дети дружат, и многое другое должен учитывать отец семейства.

Ответное отношение ребенка к отцу формируется с учетом того, как сам отец относится к ребенку и к матери. Принцип иерархии при злоупотреблении им может оказывать негативное влияние на жизнь семьи, когда отцовская власть в семье воплощается в основном при помощи силы и страха. В такой семье дети могут быть покорны, но получат невосполнимый вред физическому и духовному здоровью, будут впоследствии нуждаться в психологической помощи (как минимум). В случае если отец с любовью и вниманием несет свое главенство, у детей формируется смелая жизненная позиция, мужество, сила духа, благодарность к отцу. Пример отца особенно важен для мальчиков, так как формирует в их сознании и на подсознательном уровне модель отцовства, которую они будут воплощать в своей семье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ценностные отношения ребенка к матери, правам и положению матери в семье, ценности материнства, особенно для девочек

Отношения ребенка с матерью в первую очередь обусловлены тем, что мать физически близка малышу в период кормления, впоследствии она также проводит с младенцем много времени, через нее ребенок начинает постигать мир, ее эмоции и чувства формируют душевный мир ребенка.

Отношения ребенка с матерью тоже обусловлены ценностными установками православной культуры, касающимися отношений к родителям, но мать и детей объединяет совместная подчиненность отцу, в этом заключена суть их большей близости. Задачей матери является внушение детям уважения к отцу как главе семьи, кормильцу, защитнику. Ребенок должен понять, что мать ухаживает за детьми и мужем, тратит свои душевные и физические силы, принимая свой материнский долг и неся его с любовью. Дети должны на примере отношений родителей понять, что жертвенность должна быть взаимной, что забота в семье не должна быть рабством одних членов семьи по отношению к другим, например родителей по отношению к детям, забота должна постепенно, по мере взросления детей, становиться взаимной. Девочки по мере взросления должны понять, что, вступая в брак, они возьмут на себя обязанности жены и матери.

В обязанности жены входит подчинение мужу, хранение верности, поддержка мужа во всех его делах и ведение домашних дел. Материнские обязанности жена начинает выполнять с момента зачатия младенца, так как ее оведение отражается на будущем характере и здоровье младенца. В первые годы жизни ребенка значение матери в его воспитании преобладает над отцовской ролью. Когда дети подрастут, матери должны уступать отцам большую роль в воспитании сыновей, а сами больше внимания уделять воспитанию дочерей: «Вы, матери, больше всего смотрите за дочерьми. Наблюдайте за тем, чтобы они сидели дома; а прежде всего учите их быть благочестивыми, скромными, презирать деньги и не слишком заботиться о нарядах»16. От качества исполнения женщиной своих обязанностей жены и матери зависит не только ее собственная судьба и ее старость, но гораздо

16 Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы… С. 414.

большее: «от нравственного состояния женщины зависит жизнь общества. Проблемы воспитания детей и подростков, преступность несовершеннолетних, проституция, алкоголизм, наркомания и многие тяжелые проблемы нашего общества глубоко связаны с нравственным духовным состоянием женщины — матери»17.

4. Братья и сестры, ценности взаимных отношений детей в семье с учетом их возраста

Отношения братьев и сестер должны быть основаны на естественной взаимной любви и уважении, причем их основным взаимодействием должна быть взаимопомощь и совместная забота о родителях и других родственниках. Братья и сестры не должны видеть друг в друге соперников в получении родительского внимания и материальных благ. Заботой родителей является воспитание таких чувств детей к братьям и сестрам, как уважение, сорадование и сочувствие, таких качеств, как заботливость, стремление принести радость, стремление к единству.

В Библии приведены многочисленные примеры разрушения братской любви и последствий этого греха, а также зафиксированы предостережения, которые Бог делал тем, кто был на грани греха (Каин и Авель, Сим, Иафет и Хам, Иаков и Исав, Иосиф и его братья и многие другие).

Особо подчеркивается сила отрицательных чувств, которые близкие люди способны испытывать друг ко другу: Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка (Притч 18. 20). В то же время любовь братьев и сестер друг к другу является чувством естественным, природным, которое нужно сохранить и сделать осознанным в процессе воспитания: «Такова и братняя с сестринскою любовь. Из нее сам собою рождается мир крепкий и согласие — неиссякаемый источник взаимных радостей, обвеселения родителей и всего семейства»18.

В русской православной традиции особенно выделяется такая ценность, как иерархия в братских отношениях. После смерти отца его место в семейной иерархии занимает старший сын, которому остальные дети оказывают сыновнее почтение. «Есть братья старшие; их дело — беречь и настраивать младших, младших же долг — уважать старших и их слушаться. Это естественно»19. Дети должны осознавать, что в братских отношениях существует иерархия, принятие которой вносит в эти отношения стабильность, позволяет избежать недоразумений и конфликтов.

5. Ценностные отношения к своему дому (домашний очаг)

Совместное ведение домашнего хозяйства является воплощением взаимной заботы, жертвенности и единства членов семьи. Родители должны вовлекать детей в это дело с учетом их физической зрелости и способностей. Без данной материальной составляющей единство дома становится неким отвлеченным

17 Флоренская Т. А. Мир дома твоего. М., 1999. С. 56.

18 Святитель Феофан Затворник. Указ. соч. С. 269.

19 Там же.

понятием, может быть легко подвергнуто сомнению. Рачительное ведение хозяйства приносит в дом достаток, радости от приобретения материальных благ. В то же время растущий достаток может стать причиной формирования таких пороков, как жадность, скупость, завистливость. В качестве противодействия им необходимо учить детей и учиться самим родителям безвозмездно делиться материальными благами. За семейную благотворительность несут ответственность оба родителя, и эта деятельность имеет большое значение в воспитании у ребенка чувства принадлежности семьи к обществу. «Также следует хозяину и хозяйке заботиться и о нищих, о странниках, убогих, вдовицах и сиротах»20. Семейная благотворительность оказывает значительное влияние на воспитание у детей самоотверженности, преодоление жадности и зависти, противодействует формированию эгоистической позиции по отношению к окружающим.

6. Ценност и расширенной семьи

Дети и родители должны прилагать усилия к поддержанию связи с родственниками, общения и оказанию взаимопомощи. Через общение должны поддерживаться родственные привязанности, добрые чувства. В отношениях должна присутствовать иерархия, взаимное уважение и стремление к поддержанию единства рода. «И между другими родными родственная любовь естественна и вместе обязательна; только она принимает разные виды и оттенки, смотря по чину родства. Так, между праотцами и внуками должны быть — у тех желательное радение, а у сих уважение, близкое к благоговению, благодарность и желание доставлять всякое утешение; между дядями и племянниками — от тех совет и пример, а от сих уважение и внимание. У сирот и вдов в отношении к другим — некоторое уповательное более, нежели желательное, близкое к требованию расположение, у других же к ним при уважении — сердоболие, сострадание, утешение, особенно бегание оскорблений»21.

К созиданию понятия о доме и роде в широком смысле слова относится хранение памяти умерших предков и знание обстоятельств их жизни. В православной традиции этому способствует практика молитвы об умерших. Вера в бессмертие души позволяет ощущать единство всего рода, живых и умерших, потому что «у Бога все живы».

7. Ценности добрачного поведения

Для обоих полов в эту категорию ценностей входит осознание себя как личности, ожидающей в зрелом возрасте вступления в брак и нуждающейся в подготовке к этому событию, соответствующих знаниях и качествах. Традиционной ценностью в этой сфере являются целомудрие, скромность, хранение ума от развращающей информации, отсутствие свободного, без присмотра взрослых, общения между мальчиками и девочками. Формирование традиционных ценностей в этой сфере, с учетом современных жизненных условий, представляется

20 Домострой… Раздел 26. «Каких слуг держать при себе и как о них заботиться…».

21 Святитель Феофан Затворник. Указ. соч. С. 267.

наиболее сложной задачей, от решения которой во многом зависит успех реализации всей задачи формирования традиционных семейных ценностей в целом.

8. Ценности христианской семьи как «малой Церкви».

Ценности взаимоотношений супругов

Основной формой жизни людей в обществе является семья. «Семейство есть общество, которое под одним главою, согласным отправлением разных дел устрояет свое благосостояние внешнее для внутреннего»22. Внутреннее устроение семьи по образу Церкви включает в себя совместное служение Богу, иерархию, любовь, жертвенность, единомыслие и единодушие, преданность (верность), служение людям.

Совместное служение Богу в семье по образу Церкви включает в себя домашнюю молитву, поклонение святыням, исполнение заповедей и поучение в вере. Домашняя молитва предпочтительно должна быть совместной, это молитва перед едой и после нее, утреннее и вечернее правило, правило перед причащением и др., в молитвенное правило входит поминание о здравии всех членов семьи и о прощении грехов и упокоении всех умерших родственников. Освоение основ веры должно на первичном уровне завершиться к семи годам, поскольку с этого возраста ребенок несет ответственность перед Богом за свои поступки, исповедует свои грехи в таинстве покаяния. В дальнейшем, согласно возрастным возможностям, ребенок должен быть научен основам веры в достаточной мере для мирянина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Началом семьи в православной культуре является брак между мужчиной и женщиной, благословленный Богом от сотворения мира и определенный как соединение двух в одну плоть: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт 2. 24). В идеале совместное существование супругов основано на взаимной жертвенной любви и иерархии, взаимной верности, взаимной ответственности. Брак заключается при «свободном пред священником и церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности»23. Любовь между супругами является их долгом: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как Господь Церковь (Еф 5. 28—29). Супруги должны принимать друг друга как самое ценное, что есть на свете: «пусть для жены не будет ничего драгоценнее ее мужа, а для мужа ничего вожделеннее его жены»24. В деле хранения верности супруги находятся в равном положении: «сказать: «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» — значит определить полное равенство. Как муж есть господин ее тела, так и жена — госпожа его

тела»25.

22 Святитель Феофан Затворник. Указ. соч. С. 262.

24 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о браке (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zla-toust/besedy_o_brake/).

25 Там же.

И для детей, и для родителей важно понимание целей создания семьи. В православной традиции целью брака является как целомудрие, так и деторождение: «Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей — целомудрие. А рождение детей, конечно, происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»; это доказывают те, которые, вступив в брак, не делались отцами»26. Таким образом, деторождение не обязательно является следствием брака и не может быть его единственной целью. В традиционной системе ценностей детоцентрическая модель семьи лишена оснований. Поэтому понимание родителями цели создания семьи полезно для антиэгоистического воспитания детей.

В заключение отметим, что ни одна из вышеуказанных ценностей православной культуры не противоречит и российской светской этике, нерелигиозным семейным ценностям в общероссийской культурной традиции. В системе российской светской (гражданской) этики, фиксированной нормами о семье в Конституции России, российском законодательстве также содержатся нормы об обязанности родителей заботиться о детях, обязанности совершеннолетних детей заботиться о своих нуждающихся в помощи родителях, нормы о поддержке института моногамной семьи в России и многодетных семей.

Ключевые слова: воспитание, традиционные семейные ценности, младшие школьники, изучение основ православной культуры.

Traditional family values of Orthodox Church within the education

OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS O. Trunina

26 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о браке.

about family in the Constitution of the Russian Federation, in the Russian legislation.

On that ground, the system of traditional family values may be incorporated in the value

foundations of educational process in secondary school.

Keywords: Religious education, traditional family values, primary school students,

the Fundamentals of Orthodox culture.

Список литературы

2. Домострой (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr/domostroj/#note57_return).

3. Ильин И. А. Путь духовного обновления. СПб., 2006. С. 221.

5. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о браке (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_ Zlatoust/besedy_o_brake/).

6. Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. М., 1999. С. 748.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. от 18.12.12 ). С. 13 (URL: Ыф://минобрнауки. рф/документы/922).

10. Федулова А. Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: дис. … канд. философ. наук. Архангельск, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. М., 1999. С. 56.

С чего начинается счастье в семье?

Человек, осознавший, что мир един, равно как и Бог, и действуя так, чтобы его поступки доставляли удовольствие Всевышнему, постепенно обретает любовь к Богу и ко всем Его энергиям. Это является высшим предназначением каждого живого существа, достигшего человеческой формы жизни.

Такое видение и зависимость от Полного Целого делает отношения между мужчиной и женщиной в семье счастливыми. Поэтому во главе семьи должен стоять человек, сознающий Бога.

Присутствие Бога в нашей жизни определяют четыре признака:

1) это священные писания, или шастры, которые являются основой бытия;
2) традиция передачи божественного знания от человека к человеку и из поколения в поколение;
3) могущество и сила, обретаемая благодаря чистоте человеческих мыслей и поступков;
4) практичность знания исходя из глобальных концепций миропонимания, а не сиюминутной меркантильной выгоды. То есть духовное знание должно быть применимым в повседневной жизни, а это определяет принцип взаимоотношений.

До тех пор, пока люди не примут эти основы бытия, их будут преследовать бесконечные и разнообразные страдания.

Разные люди – разные семьи

Есть люди, которые в этой жизни хотят вернуться к Богу. Их цель проста и возвышенна. Они уже умеют любить и в каждом видят частичку Бога, и поэтому в таких семьях все складывается успешно.

Есть люди, которые не хотят возвращаться к Богу, но обращаются к Нему как к своей защите в жизни. Между ними и Богом устанавливаются честные торговые отношения. И в семьях таких людей царят нравственные, справедливые и богобоязненные отношения, поскольку есть понимание Вселенских законов мироздания.

Есть люди, которые не хотят жить с Богом, поэтому они зависят исключительно от собственного благочестия и успеха. Таким людям приходится прилагать немалые, а порою даже чрезмерные усилия, чтобы заслужить репутацию и положение в обществе, а также поддерживать моральные устои в семье.

Тем же, кто не хочет жить праведно, придется уповать лишь на мимолетную удачу и на остатки благочестивой кармы с прошлых жизней. Такие люди ради выгоды обманывают даже своих близких. Они, скрывая свои грехи, любят поговорить на возвышенные темы, чтобы произвести впечатление на недалеких людей.

И есть люди, которые даже не скрывают своих грехов, потому что их грех стал уже не только привычкой, но и сутью их природы. Они не осознают, что такое семья, потому что даже не в состоянии осознать свою материальную природу мужчины или женщины, уже не говоря об обязанностях перед обществом, а тем более Богом. В результате этого они понимают, что в жизни нет ни любви, ни надежды, ни справедливости. Они ищут лишь забвения в спиртном и наркотиках. Какая уж тут семья?

Семья в трёх гунах природы

В Бхагавад-гите говорится, что вдохновение так же, как и знание, может обладать разными качествами.

В невежестве человек вдохновляется лишь кратковременной удачей. Но как это ненадежно и опасно для семьи! К примеру, можно украсть чужие деньги, не думая о последствиях. Но рано или поздно пострадает не только он, но и вся его несчастная семья.

В страсти его вдохновляет организованная система регулярного удовлетворения своих насущных потребностей, которую он называет счастьем. В этом стремлении он занят настолько, что семья для него становится лишь местом отдыха. Такой человек, как правило, занят настолько, что у него нет временидаже для близких, что уже говорить о духовном самоосознании. Поэтому со временем отношения с близкими становятся банальной обыденной рутиной. А радость приносят лишь новые материальные приобретения. И, в конце-концов, вся семья смотрит на своего кормильца так, как он сам относится к Богу. Он для них просто исполнитель желаний и дойная денежная корова, и не дай Господь ему разориться или стать жадным!

В благости же человек испытывает глубокое удовлетворение, постигая Личность Бога и восхищаясь Его качествами. Такого человека вдохновляют альтруистические идеи и жертвенность. Семейная жизнь становится интересной школой, в которой некогда скучать. Увеличивается энтузиазм, творческий потенциал, могут прийти даже мистические способности. Ведь высшие силы щедры для тех, кто стремится помогать другим.

Семья — это неистощимый источник человеческих возможностей, нераскрытая тайна, это сокровище под семью замками, это священный союз, но также это, возможно, и путь в ад к глубоким страданиям. И что самое важное, ваша семья— в ваших руках.

м.Наталья и Kris.h.Nive
По материалам книги Чайтанья Чандры Чаран Даса
«Грихастха ашрам»: духовная семейная жизнь»

Купить книгу Чайтаньи Чандры Чарана «Грихастха ашрам: семейная духовная жизнь»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2015. Вып. 2 (37). С. 98-105

Трунина Ольга Константиновна,

ПСТГУ

Формирование представления

О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

О. К. Трунина

Цель статьи — познакомить читателя с особенностями семейных ценностей в православной культуре и исследованиями современных социологов и педагогов, показать возможности использования содержания учебного предмета «Основы православной культуры» в формировании представлений учащихся о семейных ценностях, основанных на православном мировоззрении, традиционном для русского народа. В статье рассмотрено формирование представления о милосердии и кротости на основании конкретного учебного материала указанного предмета. Эти добрые качества в православной культуре являются нравственной основой отношения человека к окружающим его людям, прежде всего к членам его семьи. Для христианских семейных ценностей характерно понятие иерархии в отношениях между всеми членами семьи. В младшем школьном возрасте следует формировать в первую очередь такие ценности, как почтительное, благодарное и заботливое отношение к родителям и старшим и искренность.

Многие современные семьи уделяют недостаточно внимания воспитанию системы духовных ценностей у детей. Для восполнения этого недостатка в образовательном пространстве в российской школе в настоящее время имеется возможность целенаправленного формирования у детей духовных ценностей в соответствии с религиозной принадлежностью или выбором их семьи. Это внеурочные занятия по духовно-нравственному воспитанию или основам православной (иной) культуры, а также уроки по основам православной культуры, в том числе в обязательной части учебного плана в рамках новой предметной области или комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в начальной школе. В статье рассматривается взаимосвязь православных христианских духовных ценностей с семейным воспитанием и освоением традиционных православных семейных ценностей школьниками в процессе изучения ими основ православной культуры.

Проблема формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка раскрывается в исследованиях многих ученых-педагогов, например К. Д. Ушин-ского, С. А. Рачинского, П. Ф. Каптерева, Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, И. И. Земцовского и др. В современных диссертационных исследованиях, посвященных изучению семьи, семейных ценностей и воспитания содержатся характеристики понятия «семейные ценности». Исследованием формирования се-

мейных ценностей у воспитанников разных возрастов занимались С. П. Акути-на, Е. И. Балдицына, С. Р. Болотова, Т. А. Гелло, Е. А. Глушкова. Ж. Н. Дюльдина, А. И. Нестеренко, А. Б. Федулова и другие. Авторы рассматривают возможности формирования семейных ценностей у воспитанников средствами поликультурного образования, изучения фольклора, истории, литературы и т. д. В настоящее время имеется возможность формирования семейных ценностей и средствами православной культуры, изучение которой введено в начальной школе в качестве обязательного урока в четвертом классе и в качестве внеурочной деятельности по выбору родителей (законных представителей) или ребенка.

В православной культуре семья сама представляет собой духовную ценность и основана на христианских добродетелях. Такое положение семьи и семейных ценностей в православной культуре позволяет обращаться к теме семейных ценностей при изучении практически любой тематики в курсе Основ православной культуры.

Практически оказывается необходимо определить содержание традиционных семейных ценностей, доступных для понимания младших школьников, а также разработать систему формирования представлений о них у учащихся посредством содержания учебного предмета по основам православной культуры в учебно-воспитательной деятельности.

Понятие «семейные ценности» в научных исследованиях

Проблема ценностей является одной из центральных тем в гуманитарном знании. Это связано с тем, что ценности являются фундаментальной основой духовного развития личности и общества.

Обобщая представления о семейных ценностях в современных научных исследованиях, мы можем выделить следующие основные положения:

а) семейные ценности являются частным случаем социальных ценностей;

б) семейные ценности являются содержанием отношений членов семьи между собой и к внешнему миру;

в) основными направлениями взаимоотношений членов семьи являются супружеские отношения, отношения между родителями и детьми, отношения между родственниками;

г) отдельно сферой действия семейных ценностей является домашний очаг.

Определяя понятие «семейные ценности», наука опирается на констатацию необходимости для человека реализации жизненных потребностей в супружестве, родительстве, родстве, домашнем очаге и т. п., но не отвечает определенно на вопрос, на какой именно ценностно-мировоззренческой основе

должна строиться эта реализация. Этот вопрос связан с мировоззренческими основаниями понимания человека, семьи в рамках определенной религиозной или нерелигиозной системы взглядов на мир. И соответственно с ценностно-мировоззренческими основами реализации людьми своих жизненных потребностей, в том числе потребностей, связанных с институтом семьи.

Для большинства российских семей традиционными, т. е. передающимися от старшего поколения, стали семейные ценности, не опирающиеся на христианское мировоззрение, лишенные какой-либо целостной мировоззренческой основы. В то же время для русского народа в его исторической преемственности свойственны тысячелетние традиции православного христианства с его системой нравственных ценностей, в том числе и семейных. Времена лютых гонений на христианство прервали естественную возможность передачи традиционных ценностей от старших поколений, которые под страхом смерти прекратили поддерживать тысячелетние традиции и отказались от религиозного мировоззрения. Немногие люди и книги сохранили традиционную для нашего народа систему ценностей, которая может быть заново воспринята через длительный трудоемкий процесс воспитания, обоснования, превознесения над другими системами ценностей, кажущимися в современном мире более актуальными и естественными. В частности, в современной системе социальных ценностей на первое место выходят независимость, карьера, достаток, положение в обществе, успешность в виртуальном пространстве социальных сетей, свобода общения, заменяющие духовные и семейные ценности и превращая семью лишь в удобную форму ведения домашнего хозяйства. В православной культуре система семейных ценностей основана на любви к ближнему, иерархии в отношениях членов семьи и взаимной ответственности за спасение души, иначе говоря, духовное совершенство членов семьи. Бытовая составляющая системы семейных ценностей основана на взаимной заботе, а также добродетелях воздержания и умеренности. Православная система ценностей ставит весьма высокие идеалы перед всеми членами семьи.

«Семья в России всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины»1. Концентрируя в себе весь спектр человеческих отношений, семья направляла и регулировала духовно-нравственное и физическое развитие ребенка, будущего члена православного мира и гражданина государства.

Те ценности и обычаи семейно-брачных отношений, которые были традиционными для русского народа на протяжении многих веков, отражены в древней русской книге наставлений для православного христианина «Домострой», который служил источником информации о ценностях и правилах семейной жизни в русской православной традиции. В нем изложены основные принципы построения семьи и ведения православного дома. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети и забота о них — это главные ценности семьи по Домострою.

1 Артамонова А. В. Православная семья // Газета клуба «Возрождение». 2009. Март, № 2 (4). С. 1. URL: http:///dub-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-85

Главой православной семьи является муж, «государь», который несет за домочадцев нравственную ответственность. По Домострою, он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди Его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Любовь — основа основ семьи и православия. Первостепенна в семье была совместная любовь к Богу, затем любовь супругов друг к другу и любовь родителей к детям.

Любовь включает в себя также уважение, заботу и помощь друг другу вне зависимости от сложности и тяжести жизненных обстоятельств. Терпение и смирение помогают преодолевать все споры и проблемы, не разрушая при этом семейных связей и укрепляя семью и каждого ее члена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В православной традиции целью брака является сам брак, а не деторождение, которое без любви не может служить оправданием брачных отношений. Несмотря на многодетность как социальную норму, детоцентрической модели семьи в дореволюционной России не было. Основными добродетелями, на которых зиждется счастливая семья, являются: любовь, уважение, мужество, смирение, кротость, терпение, милость, почитание младшими старших. Ни одна из этих добродетелей, являющихся опорой семьи в православной системе ценностей, не противоречит и нерелигиозному представлению о семейных ценностях в общероссийской культурной традиции, в системе российской светской (гражданской) этики, фиксированной основными положениями и нормами о семье в Конституции России, российском законодательстве (обязанность родителей заботится о детях, обязанность совершеннолетних детей заботится о своих нуждающихся в помощи родителях, поддержка института моногамной семьи в России, многодетных семей и др.). Поэтому нравственное воспитание детей на основе православных христианских ценностей и традиций, формирование представления о добродетелях как семейных ценностях, православной христианской культуры семейных отношений может проводиться в российской общеобразовательной школе, в том числе государственной и муниципальной.

Формирование представлений о традиционных семейных ценностях у школьников на уроках Основ православной культуры

Учащиеся, родители которых выбрали для изучения основы православной культуры, далеко не всегда воспитываются в системе христианских ценностей в своей семье. Многие школьники свидетельствуют, что родители записали их на изучение этого предмета для того, чтобы и самим приобщиться к знаниям о православной культуре, традиции через своих детей. Большинство детей — даже из тех, кто изучает православную культуру, — в реальности воспитывается в нерелигиозной системе ценностей, свойственной многим нашим семьям. Предыду-

2 Домострой. URL: http://www.bibliotekar.ru/rus/9.htm

щие поколения людей принимали советскую идеологию, при разрушении которой в начале 1990-х гг. по различным причинам не приняли традиционного мировоззрения, соответствующего какой-либо целостной духовно-нравственной культуре. В итоге система ценностей в этих семьях носит случайный или неопределенный характер, представляет собой компиляцию фрагментов различных мировоззрений, в том числе суеверий, язычества и неоязычества. В социально-экономической сфере на этом фоне присутствует более определенное положение, когда основными ценностями для большинства семей являются материальный достаток, карьера и образование всех членов семьи.

Изучение Основ православной культуры (ОПК) должно представлять собой осмысленную передачу культуры через ее изложение, истолкование и рефлексию, соотнесение воспринятых ценностей со своей жизнью. Религиозные ценности направлены на достижение душой человека совершенства, подобия Богу. Прагматические ценности, которые доминируют в воспитании большинства детей, направлены на обретение успешности, достатка, образования, независимости и т. п. При наличии такой существенной разницы, традиционные христианские ценности все же могут оказывать существенное воздействие на мировоззренческие ориентации нерелигиозных семей. Наибольшим оказывается такое воздействие тех религиозных ценностей, которые изменяют духовный климат взаимоотношений людей непосредственно после того, как те их усваивают и начинают реализовывать в повседневной жизни. К таким ценностям можно отнести прежде всего нравственные добродетели, касающиеся отношений людей в семье, с близкими и другими людьми. В меньшей степени это касается ценностной системы отношения человека к Богу, Церкви, богослужению. Проблема освоения и присвоения традиционных религиозных ценностей детьми в процессе изучения православной культуры в школе заключается в том, что без опоры на правильное понимание и отношение человека к Богу нравственные религиозные ценности в значительной мере теряют значение и возможности в формировании устойчивой нравственной основы личности.

Православные духовные ценности представлены в христианском вероучении, в Священном Предании Церкви. Элементы, разделы знания о Священном Предании Церкви входят в школьные программы по основам православной культуры. Для формирования конкретных духовных ценностей изучение сюжетов из различных источников Священного Предания, религиозного знания должно быть сгруппировано таким образом, чтобы у учеников возникали ассоциативные ряды и параллели сюжетов, акцентируя внимание на значении определенной добродетели как духовно-нравственной ценности и демонстрируя ее актуальность в различных сферах семейной и общественной жизни.

Христианские добродетели являются социальными ценностями и, проявляясь в семейной жизни, являются также и семейными ценностями. На уроках по ОПК все основные христианские добродетели являются объектом изучения, истолкования и соотнесения с собственной индивидуальной нравственностью школьников.

Рассмотрим в качестве примера формирования конкретных духовно-нравственных ценностей у младших школьников при освоении курса «Основы

православной культуры» такие добродетели и одновременно социальные ценности, как милость и кротость в их проявлениях в жизни семьи и значении как семейных ценностей. Милость, милосердие как основание отношения к людям является важной особенностью христианского мировоззрения, одной из христианских религиозных нравственных ценностей. Формирование представления о милосердии, милости и прощении может осуществляться посредством изучения евангельской притчи о милосердном самарянине, соотнесении выводов с пятой заповедью блаженств и пятым стихом молитвы «Отче наш».

В притче милосердие преподано как совокупность следующих способностей:

а) умение увидеть страдания другого человека;

б) решимость отложить свои дела ради заботы о другом человеке;

в) проявление щедрости и непринужденного желания потратить свои силы, время, средства ради другого человека, не ожидая получить компенсацию затрат;

г) готовность помогать вне зависимости от отношения адресата к помощнику (самарянин помогал иудею, хотя иудеи относились к самарянам с презрением).

Подобный разбор на простые составные части делает доступным для детского понимания сложное понятие милосердия. Милосердие — это проявление милости и одна из качественных характеристик отношения христианина к окружающим людям. Притча показывает разницу между обыденным пониманием людей, кто для них ближние (семья, друзья), и пониманием ближнего христианином (все окружающие, нуждающиеся в помощи). Возникает противоречие между высоким требованием христианского вероучения любить всех людей, как самих себя, и необычайной трудностью реализации этого требования даже в отношении просто всех знакомых людей. Для детей, воспитывающихся дома в основном в нехристианской системе ценностей, данное противоречие является показателем духовной высоты христианского учения.

Выводом из изучения притчи становится мысль о том, что человек, желающий стать христианином, стремится поступать по слову Спасителя и старается проявлять милость к окружающим людям.

Еще одним проявлением милости является прощение обид. В заповедях Нагорной проповеди милостивый человек получает обещание, что будет помилован Богом. Эта награда нужна любому человеку, который желает спасения своей души, так как нет безгрешных людей. Прощение обид очень трудный духовный поступок, поэтому за него человек получает такую существенную награду и основание просить ее: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Милосердие и прощение являются не только значительными христианскими добродетелями, но и должны служить основанием внутрисемейных отношений супругов, родителей и детей, братьев и сестер. Это основание (милосердие и прощение) является противоположным эгоистическим чувствам, в том числе самолюбию и обидчивости.

Каждый ребенок понимает, что люди часто совершают действия, которые им приносят пользу, но наносят вред или причиняют дискомфорт другим лю-

дям. Умение ограничивать свои желания и потребности, чтобы не причинять вреда другим людям, является еще одной христианской добродетелью и называется кротостью. С кротким человеком хорошо жить вместе, никогда не будешь бояться, что тебя обидят. Поскольку каждый ребенок хочет быть счастливым, и чтобы с ним хорошо жилось его семье в настоящее время и будущей половинке во взрослой жизни, ему следует попробовать приучить себя к такому поведению — не причинять вреда окружающим. Так, кротость является характеристикой поведения, христианской добродетелью и основой для создания счастливой семьи.

Христианские добродетели милосердие, прощение и кротость показаны во многих эпизодах Священного Писания как очень важные для спасения души человека. Кроме того, мы видим, что эти добродетели делают человека хорошим семьянином, поскольку с таким человеком жить вместе приятно и комфортно вне зависимости от того, религиозны члены семьи или нет.

Мы можем сделать вывод, что христианские добродетели милосердия, прощения и кротости в человеке способствуют его возможности создать счастливую семью. Понимание этого вводит православные религиозные ценности через духовную жизнь семьи школьника в поле аксиосферы современного общества. Преодоление негативного отношения к христианским ценностям в основном вследствие отсутствия знаний о них является первым шагом к введению их в сферу ценностей современной семьи и может осуществляться в рамках преподавания православной культуры в школе. Предметом педагогического исследования может быть разработка соответствующего педагогического методического инструментария, позволяющего, как на показанном примере добродетели милости, знакомить детей с христианскими нравственными ценностями, значимыми для формирования культуры брачно-семейных отношений в процессе изучения основ православной культуры в школе.

Ключевые слова: традиционные семейные ценности, православная культура, семья, воспитание, милосердие, кротость, почитание родителей.

Traditional family values formation in Religious Education

O. Trunina

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Акутина С. П. Теоретико-методологические основы воспитания семейных духовно-нравственных ценностей школьников: монография. Арзамас-Саров, 2008.

2. Артамонова А. В. Православная семья // Газета клуба «Возрождение». 2009. Март, № 2 (4). URL: http:///club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-85.

7. Домострой. URL: http://www.bibliotekar.ru/rus/9.htm

9. Ефименкова С. А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: дис. … канд. пед. наук. Курск, 2002.

10. Иванова С. В. Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2011.

11. Нестеренко А. И. Динамика семейных ценностей. Социологический аспект: автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2004.

13. Федулова А. Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: дис. … канд. философ. наук. Архангельск, 2003.

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СЕМЬИ, ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ.

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Традиционные ценности: что к ним относится

— Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.

— Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.

— Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.

— Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

В основе ценностей современного общества по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев:

— Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.

— Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.

— Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.

Любовь: это главная семейная ценность. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Доверие: важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

Доброта: это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Верность: еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.

Взаимопонимание: важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

Уважение: оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой
  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы.
  • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках.
  • Совместные путешествия.

В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения.

В детских садах проводятся:общие субботы для родителей и детей, совместный досуг и т.д.

В школах для старшеклассников ввели факультатив по психологии, который ведет профессиональный психолог. На них обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.

Для чего нужны семейные ценности?

Они формируют у маленького человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность.

Родителям же стоит особое внимание обратить на свое поведение, поступки, манеру общения. Потому что именно они представляют для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри союза.

Сохранение семейных ценностей является основной задачей нашего поколения

Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

Христианская модель семьи

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират — обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

Во времена первых христиан мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх — глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя.

Вообще, как точно подмечено Б.Н. Дружининым3, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее, модели христианской семьи. Как отмечает В.Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную.

«Идеальная» христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Она строится на основе принципа власти — совмещения ответственности и доминирования. Иерархия по шкале «доминирования-подчинения» такова: отец — сын — мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец — мать — сын. Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости.

Кроме «идеальной)» божественной семьи христианство предлагает вариант «земной» реальной семьи. Слова «Святое семейство» характеризуют земную семью Иисуса Христа: его самого, приемного отца — Иосифа, Деву Марию.

Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь — ребенка) и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-Отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи. На шкале ответственности за семью члены ее располагаются в следующем порядке: отец — мать — сын. На шкале доминирования (причастность Божественной сущности) последовательность противоположна: сын — мать — отец. Психологически Мария ближе к сыну, а сын к матери, чем оба к oтцу. Структура идеальной православной семьи является производной от общехристианской модели. Но выбор православие делает в пользу «божественной» семьи, а не «Святого семейства». Доминирует в триаде Бог-отец. Он как бы правит миром семьи издали, не присутствуя в нем. Мать и дитя предоставлены сами себе, но периодически ощущают незримую и грозную власть отца. А в целом божественную триаду можно представить так: отец — сын — мать.

Менее выражена ответственность Бога-Отца. Отвечает за дела семьи Мать. Сын психологически ближе к матери, чем к отцу, и мать также ближе к сыну, чем к отцу. Большая психологическая близость матери к сыну воплощается в доминировании одной из двух ипостасей Марии — роли Матери. В православном вероисповедании роль Богородицы превалирует над ролью жены и, соответственно, материнское отношение — над отношением любовным (отношением полов).

Взаимоотношения супругов в христианском браке. Брак в христианском смысле, — просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. В браке человек может видеть мир по-особому, через другую личность. Эта полнота еще углубляется с возникновением из двоих, слитых вместе, третьего — их ребенка. Совершенная супружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства.

В воспитании детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими истинной духовной жизнью и светящимися любовью.

Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание — любовь. Единственный путь к этому, согласно христианскому вероучению, — углубление духовной жизни каждого, работа над собой. Самое страшное в браке — потеря любви, поэтому все мысли и усилия надо направить на сохранение любви и духовности.

Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагают четкое осознание каждым своего места: жене следует смиренно стать на второе место, мужу — взять на себя тяжесть и ответственность быть главой. При этом подчеркивается трудность, мученичество и блаженство этого пути,

Проблема распределения власти супругов во взаимоотношениях исключается: ни тот ни другой из супругов не должны иметь в браке друг над другом абсолютной власти.

Величайшая мудрость христианского брака — дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной брак — подобие Брака небесного — Христа и Церкви, в основе своей имеющего полную свободу.

Тайна счастья христианских супругов заключается в совместном исполнении воли Божией. Христианский брачный союз имеет глубочайшее духовное основание, которым не обладают ни телесная близость, ни жизнь чувств, переменчивая по своей природе, ни общие мирские интересы и деятельность.

Растущий процент разводов, падение числа браков, увеличение количества одиноко живущих и подобных браку сожительств сигнализируют о тенденции, которая в предварительном порядке с осторожностью может быть оценена как утрата законным браком его значения. В то время как монополия брака на сексуальные отношения взрослых людей в «постиндустриальном» обществе значительно ограничилась, сильнейшим аргументом в пользу брака еще остаются интересы детей. Обрисованные альтернативы семье и браку ограничиваются меньшинствами и молодыми людьми. Большинство людей живет традиционными формами семьи и брака. Тем не менее увеличение возможности расторжения брака и появившиеся к настоящему времени альтернативы влияют и на тех, кто живет в традиционном супружестве. Модель их жизни представляется менее прочной, менее безальтернативной и менее само собой разумеющейся, чем прежде. Толерантность в отношении меньшинства, которое не живет в браке и семье, значительно возрастает. Вместе с нею повышаются требования к качеству собственной супружеской и семейной жизни у большинства. Не в последнюю очередь следует также помнить о том, что традиционные и новые формы жизни не являются полностью независимыми друг от друга. Они в значительной степени интеграционно переплетены: в то время как родители живут «в законном браке», их выросшие дети опробывают неузаконенные формы совместной жизни и т.п. Исторически новая конкуренция жизненных моделей и повысившаяся благодаря ей чувствительность к качеству отношений вызвали, как можно предположить, необходимость более высокой степени самоанализа и критической проверки собственной практики жизни.

Ввиду снижения готовности к заключению брака, роста числа разводов и сокращения количества детей правомерен вопрос: есть ли у семьи будущее? Статистический прогноз демографическими средствами невозможен. И все-таки, при всей осторожности, можно ожидать по меньшей мере трех изменений в эволюции брака и семьи в ближайшие годы.

Первое. Для все большего числа людей будет возможно, при условии, что не последует никакого стихийного и продолжительного падения конъюнктуры, жить, выбирая, в законном браке с детьми или без, в не узаконенном сожительстве, обособленно (что, конечно, не исключает длительных отношений), в жилой группе, носящей «семейный» или несемейный характер или, чаще всего после развода, в «остаточной семье». Семья при этом должна утрачивать монопольное и безальтернативное особое положение как нормальная форма совместной жизни.

Второе. Между социализацией в родительском доме и рождением и воспитанием своих детей в своей семье все чаще вместо «оберегаемой жизни» молодых в родном доме будет утверждаться промежуточная фаза относительно свободных форм отношений (сменяющие друг друга любовные связи, совместная жизнь без свидетельства о браке, жизнь в группе). Прямой, путь от родительского дома к своему собственному станет все более редким. Человек «постиндустриального» общества в процессе своей жизни, вероятно, чаще и в большем количестве, чем прежде, будет менять различные жизненные модели. Без учета немногочисленного меньшинства, нет никаких признаков того, что концепция верности может быть поставлена под вопрос в длительных (все же не обязательно продолжающихся всю жизнь) отношениях. Сексуальная верность по-прежнему является идеалом. Во всяком случае, по-видимому, и дальше будет увеличиваться терпимость в отношении к «прыжку в сторону» партнера, если это не влияет на основополагающее согласие в браке. Вопреки возросшим требованиям к любви и счастью в супружестве растет толерантность к свободе партнеров. С другой стороны, тем самым множатся, как представляется, опасные моменты для дальнейшего существования брака: если «побочная связь» не будет преодолена или связанные с нею ожидания начнут преобладать над степенью внутреннего удовлетворения, то возрастет готовность к разводу. Это указывает на то, что брак продолжает терять свою исключительность у, все более приобретает характер свободных и могущих быть расторгнутыми отношений.

Третье. Число детей, воспитываемых свободно живущими совместно парами или одинокими матерями, вероятно, будет увеличиваться и далее. Если исходить из того, что и в последующие годы продолжится определенная демографами тенденция к разводам, то в будущем каждый третий житель Центральной Европы к концу жизни останется один; из тex, кто женится, примерно каждый третий разведется вновь; из разведенных только каждый второй снова вступит в брак. Основанные не на кровном родстве формы солидарности и опеки, предположительно приобретут большее значение. Об общественных и человеческих следствиях таких тенденций развития имеются противоречивые суждения. Похоже, как показывают расчеты, традиционные формы семейной солидарности в отношении детей, подростков и пожилых людей в дальнейшем будут разлагаться и должны быть найдены новые формы взаимопомощи как внутри, так и вне брака и семьи. С другой стороны, не является неизменным то, что солидарный тип поведения, сознание ответственности в отношении детей и готовность помочь пожилым людям и т.п. будут относиться только к тем людям, которые живут в традиционных семьях. Общество, в котором квалифицированное меньшинство живет не в браке и семье, а обособленно, не узаконенными парами, остаточными семьями или жилыми группами, не должно поэтому быть обществом пренебрежительного отношения к людям. «Семейная» любовь, забота, нежность и солидарность должны распространяться также и на первичные отношения людей, которые не обязательно живут общим хозяйством или связаны кровными узами ( на разошедшихся родителей, их детей и новых партнеров, ближайших друзей), достигнутое расширение автономии личности не должно быть сведено на нет потерей эмоциональной и социальной уверенности.

Решающим аспектом этого развития, без сомнения, является повышение возможностей отдельного человека принимать важные жизненные решения в соответствии с личным мнением, а не универсально действующими нормами или групповым принуждением.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *