Содержание
В России можно получить среднее образование двумя способами:
- в школах и других образовательных организациях;
- вне школ.
Вне учебных учреждений Закон предусматривает две формы: с 1 по 9 классы — семейное образование, в 10-11 классе — самообразование. Иногда это называют домашним обучением, так как учебный процесс переносится из школьных стен домой. Однако важно не путать домашнее/семейное обучение с надомным. Последнее является вынужденной мерой при заболеваниях, а не добровольным выбором. К надомнику приходят школьные педагоги, в то время как семейники вольны самостоятельно выбирать программу и репетиторов.
Как сменить форму обучения в старшей школе
С 1 по 9 класс уведомление о переходе на семейное образование подают родители. Сделать это можно даже в середине учебного года. Решение о переходе на домашнее обучение в старших классах в большей степени опирается на мнение ребёнка. Но от родителей потребуется официальное согласие.
Порядок перехода на самообразование.
Собрать семейный совет
Всем, кто участвует в принятии решения, следует собраться вместе и взвесить за и против. Если инициатором выступает подросток, ему или ей нужно объяснить взрослым, почему переход на самообразование — хорошая идея. Ниже мы перечислим наиболее распространённые причины перехода, возможно, кто-то узнает в них себя.
Как преодолеть страх перед самообразованием →
Решить юридические вопросы
Семейный совет завершился положительным вердиктом? Переходите к делу. Чтобы перейти на самообразование, нужно выполнить несколько действий:
- Уведомите органы управления образования. Для этого родителям нужно написать заявление.
- Отчислитесь из текущей школы. Будьте готовы к возможному давлению со стороны педагогов или администрации. К сожалению, самообразование всё ещё окружено мифами и стереотипами. Но закон на вашей стороне.
- Выберите учебное учреждение для аттестаций. Хоумскулеру необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность, чтобы регулярно сдавать аттестации. Подберите школу с комфортным графиком аттестаций и направьте туда заявление.
- Подпишите договор об их сдаче. Договор о порядке проведения аттестаций определит права и обязанности сторон, периодичность и форму экзаменационных испытаний. Его подписывают родители и директор образовательной организации. Вы можете составить собственный договор.
Переход на самообразование: подробная инструкция →
Организовать учёбу на дому
Самообразование даёт свободу выбора. Можно взять готовую программу или разработать свою. Можно читать учебники и заниматься с репетиторами, а можно подключить онлайн-школу. Можно за год проходить программу сразу нескольких классов, а можно двигаться вперёд не торопясь, последовательно.
Критерии выбора онлайн-школы:
- Интересы подростка. Если старшеклассник уже знает, что собирается сдавать на ЕГЭ и на какое направлении поступать, важно найти онлайн-школу, которая обеспечит качественную подготовку, чтобы углублённо изучать любимые дисциплины и готовиться к олимпиадам.
- Педагогический состав. Лучше, если преподавателями будут эксперты и специалисты в своей области. Так, в «Экстернате Фоксфорда» преподают учителя из МГУ, МФТИ и ВШЭ, члены жюри Всероссийской олимпиады, действующие эксперты ОГЭ и ЕГЭ.
- Отзывы. Узнайте, что говорят об организации ваших знакомые и друзья.
Причины перехода
Ребята меняют форму получения образования в 10 и 11 классе по разным соображениям. Попробуем выделить самые распространённые.
Способности
Если ученику слишком легко даётся школьная программа, он начинает скучать на обычных уроках. Снижается мотивация и пропадает интерес к получению знаний. Семейное образование позволит углублённо изучать любимые предметы, решать сложные и интересные задачи, готовиться к олимпиадам. Если школа в тягость и подростку требуется индивидуальный подход, самообразование является идеальным решением.
Внешкольные увлечения
Иногда дети уже в юном возрасте становятся профессиональными спортсменами или обнаруживают музыкальные таланты. В какой-то момент им уже сложно совмещать обучение в массовой школе, где в среднем проходит по 6-7 уроков в день, и соревнования, репетиции или концерты.
Жизнь за границей
Семья часто переезжает или эмигрирует, но родителям хочется, чтобы у подростка был российский аттестат.
Самообразование или вечернее обучение — что выбрать
Если подростку не нравится в 10 или 11 классе, в поиске альтернативного формата семьи нередко задумываются о вечерних школах. Они предназначены для тех, у кого нет времени учиться днём. Например, подросток подрабатывает или посвящает много времени самостоятельному обучению по профильным предметам, чтобы поступить в топовый вуз. В вечерние школы принимают детей старше 15 лет, чаще всего преподают программу 10–11 классов.
Отличия вечерних школ от самообразования:
- Вечерняя школа не является самостоятельной формой обучения. Подростки находятся в контингенте школы, на очной, очно-заочной или заочной форме.
- Не подразумевается возможность выбора программы, расписания, педагогов — всё это устанавливается учебным заведением.
- По сути, основное отличие такой школы от обычной — уроки проходят во второй половине дня.
Если старшекласснику нужно больше свободы, стоит задуматься о самообразовании. Когда подросток переходит на домашнее обучение в 10–11 классах, ответственность за получение знаний ложится на него самого, при этом можно подключать репетиторов или онлайн-школы.
Плюсы семейного образования в 10–11 классах
Вот несколько весомых преимуществ домашнего обучения в старших классах.
Профильное обучение
Большинство старшеклассников уже задумываются о том, с какой профессией связать будущее, какие предметы сдавать на ЕГЭ и куда поступать. Несмотря на то что во многих массовых школах введено профильное обучение и детей делят по классам в зависимости от направления (гуманитарное, биохимическое, физико-математическое — самые популярные), эффективность оставляет желать лучшего. Ирина Фомичева, мама выпускницы «Экстерната Фоксфорда», отмечает, что даже профильное обучение в обычной школе подразумевает множество ненужных предметов. Приходилось учить и сдавать бесполезные дисциплины, или наоборот — жертвовать любимыми.
«В школе крайне ограничены возможности для выстраивания индивидуальной траектории. Нравятся физика и биология? Извини, придётся выбирать: физмат или химбио. Три часа в день проводишь в спортзале и бассейне? А уроки физкультуры никто не отменял. Хочешь больше времени уделять научным проектам? Пожалуйста, но 35 часов каждый год ты должен потратить на ОБЖ и ещё 35 на изучение родного края, технологию, черчение (нужное подчеркнуть)».
В «Экстернате Фоксфорда» разработано шесть индивидуальных образовательных маршрутов. Ребёнок может получать знания именно в тех сферах, где у него есть задатки и интерес. А если предпочтения пока не сформированы, тест и консультация со специалистом помогут выбрать профиль обучения.
На данный момент в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» представлены шесть маршрутов:
- математический,
- гуманитарно-лингвистический.
- естественно-научный,
- технологический,
- физико-математический,
- социально-гуманитарный.
Экономия времени
Кому как не старшеклассникам, которые стремятся успеть блестяще подготовиться к ЕГЭ и поступить в крутой вуз, известна цена времени. В массовой школе время отнимается не только бесполезными предметами, но и бюрократическими формальностями. Например, обязательными мероприятиями и линейками в актовом зале или дисциплинарными нотациями в чей-то адрес.
Гибкий график
Подросток может установить удобное расписание и сам выбирать, когда уделять время занятиям. Возможно, ему тяжело вставать раньше 10 утра или часть дня занимает подработка.
Свобода выбора
В обычной школе дети привыкли ходить по струнке и заниматься исключительно по образцу, который задаёт формат традиционного обучения. На самообразовании родители и ребёнок вольны выбирать всё самостоятельно — не только график, но и учебный план, пособия, дополнительные ресурсы, курсы. Главное — успешно сдавать аттестации.
Целеполагание
Если подросток амбициозен, мечтает поступить в крутой вуз, набрать достаточное количество баллов для бюджета или написать олимпиаду, самообразование даст необходимые инструменты. Например, индивидуальные маршруты в «Экстернате Фоксфорда» включают в себя подготовку к престижным олимпиадам (Всерос, «Ломоносов», Менделеевский конкурс, «Физтех» и другие).
Многие ученики, которые осваивают школьную программу на дому, планируют поступать или уже поступили в ведущие вузы России — МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ, ВШЭ. Ребята, выбирающие учиться самостоятельно, чаще всего нацелены на результат. Они понимают: всё зависит от их вклада и усилий.
Самообразование в 10 классе
Особенность перехода на домашнее обучение в 10 классе заключается в том, что это предэкзаменационный класс.
В старшей школе рекомендуется сразу начинать готовиться к ЕГЭ. Желательно уже осенью определиться с предметами для сдачи, чтобы делать на них упор. Можно осуществить основную подготовку на домашнем обучении в 10 классе. Всё, что останется в 11, — изучить новые темы, которых обычно немного, и повторять все предыдущие материалы. Такая практика используется в «Экстернате Фоксфорда»: программы 10 классов зачастую объёмнее. Это позволяет разгрузить выпускной год.
Самообразование в 11 классе
Если старшеклассник хочет перейти на домашнее обучение, это нужно сделать до момента подачи заявления на ЕГЭ. Если подросток уже записался на ЕГЭ как учащийся школы, с переходом на семейное образование в 11 классе могут возникнуть трудности: для написания ЕГЭ тем, кто находится на самообразовании, необходимо сначала прикрепиться к школе, а потом подать заявление о сдаче экзамена на правах экстерна.
Документ о получении среднего общего образования выдаётся в той организации, в которой выпускник проходил промежуточную аттестацию.
Резюме
В России можно учиться вне школы. С 1 по 9 класс такая форма называется семейным образованием, а в 10 и 11 — самообразованием: ребёнок занимается дома и осваивает программу самостоятельно или при помощи репетиторов, курсов, онлайн-школ.
С 1 по 9 класс решение о переходе принимают родители, в 10 и 11 — сам ученик, но с согласия родителей. Причинами чаще всего являются способности, не соответствующие уровню школы, внеурочные увлечения, жизнь за границей и другие.
Самообразование позволяет заниматься усерднее, качественнее и более осознанно, чем в массовой школе, оно развивает самостоятельность. Можно задействовать более широкий спектр ресурсов, привлекать педагогов со всего земного шара благодаря технологиям дистанционного образования и руководить процессом учёбы. Самообразование даёт инструменты для профильного индивидуализированного обучения и углублённой подготовки к олимпиадам, ЕГЭ и поступлению в вуз.
<<Форма с консультацией>>
Библиографическое описание:
Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель. Она возникает с приходом ребёнка в первый класс, разрешается с окончанием им школы и возникает вновь и вновь.
Наша страна переживает сложное время. Не все смогли перестроиться и приспособиться к новым рыночным отношениям, что стало причиной негативных социальных явлений. Все эти явления распространяются и на детей. Дети — барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, им приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым.
Семья и школа — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Сегодня, мы вступили в такой период развития нашего общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из главных задач в воспитании молодого поколения. Поэтому необходимо повысить педагогическую культуру родителей.
Какими бы прекрасными ни были ДОУ, самыми главными «мастерами» формирующими мысли детей, являются его родители — мать и отец.
Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство родителей занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание детей родители переложили на детский сад, школу, телевидение, компьютер и т.д. Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но черствыми, злыми, завистливыми и жестокими.
Как же помочь родителям понять, что именно они закладывают основу счастья или несчастья в будущее своего ребенка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к школе???
Поэтому работа с семьёй — одна из главных задач школы, оказание психолого- педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.
Основное условие сотрудничества семьи и школы — взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей, открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем. Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки. Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остаётся нерешённой. Причин здесь много. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей.
Факторами, тормозящими развитие сотрудничество со стороны педагогов являются:
-
авторитарный характер действий;
-
неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач;
-
низкая педагогическая культура учителя;
-
неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи;
-
нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.
Со стороны родителей тормозящим фактором сотрудничества являются:
-
низкая общая и педагогическая культура;
-
недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;
-
отсутствие должного внимания к воспитанию детей;
-
субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка;
-
переоценка своих воспитательных возможностей.
Дело тут не только в смене поколений, а в том. что каждый из родителей и учителей — индивидуален, со своим опытом, со своими представлениями о взаимоотношениях семьи и школы, педагогической грамотностью, характером, культурой поведения.
Всё изменилось в современном мире — отношения учителей и детей, детей и родителей. Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие родители оказались не готовы к новым формам общения. Методы воспитания детей зачастую остаются авторитарными и не дают положительных результатов. В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают, как поступить в той или иной конфликтной ситуации и где искать помощь.
Одно из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей, являются различные формы их обучения: лекции, беседы, тренинги; которые посвящены обсуждению разнообразных, острых вопросов воспитания и развития детей. От комплексного, системного подхода к организации работы с родителями зависит успешность сотрудничества семьи и школы.
В нашей школе разработана система взаимодействия семьи и школы, которая объединяет 3 блока:
-
Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
-
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
-
Участие родителей в управлении школой. Система включает:
-
проведение родительских собраний (1 раз в четверть); -родительский всеобуч (4 раза в год);
-
презентация начальной школы (август, февраль);
-
консультирование специалистов ШПМГ1К (психолог, социальный педагог, логопед, учителя высшей категории);
-
диагностика возрастных периодов (2 раза в год).
Данная система взаимодействия семьи и школы даёт возможность осуществлять неформальные связи родителей и учителей, даёт объективную информацию о работе школы, интереса и потребностях семьи. Формы участия родителей в жизни школы, очень разнообразны и эффективны. Родители свободно взаимодействуют с директором, завучем школы, со специалистами всех профилей. Чаще предметом общения педагогов с родителями, становится неуспеваемость и недисциплинированность их ребёнка. В результате одностороннего общения родители начинают усматривать в требованиях учителя предвзятое отношение к ребёнку, а вследствие, стараются избегать контактов с педагогами, желание общаться; что-то менять в себе, своём отношении к ребёнку и школе напрочь исчезает. Основы отношения учителя и семьи, по мнению В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детей, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасности «…» — и как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость матерям и отцам. Недопустимо, чтобы ребёнок приносил родителям одни огорчения — это уродливое воспитание. Очень важно, чтобы не появились плохие дети, чтобы у матерей не ожесточилось сердце, а у их ребёнка не угасло желание быть хорошим.»
Учителей и родителей ждёт успех в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что они любимы, независимо от того, талантливы они или не очень, дисциплинирован или нет, его любят таким, каков он есть. Любовь родителей и учителей к ребенку должна строиться на взаимоуважении, знании его интересов и потребностей, стремлении оказать посильную помощь, дать совет.
Основа воспитательной работы — единство учителя, родителя и ребёнка. Учитель должен донести до родителей, что благополучие ребёнка в семье, является любовь к нему родителей, что создаёт чувство защищённости у ребёнка, и в дальнейшем поможет ему решить многие сложные проблемы. Однако, не стоит забывать, учителя должны постараться, чтобы детям в школе было комфортно, чтобы в ней присутствовала тёплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно учиться.
Безусловно, далеко не все родители принимают активное участие в воспитательной работе, однако есть родители, которые с радостью сотрудничают с педагогами. Совместная работа с родителями заключается в обучении их конкретным приёмам и методам воспитания детей. Родители — главные помощники в воспитании детей. Родители должны научить своих детей воспринимать жизнь как величайшую ценность. Сами же родители, должны научиться слушать и слышать своих детей, понимать друг друга.
Педагог должен строить отношения с родителями, ориентируясь на взаимное доверие, подчёркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьёй, показывая желание оказать педагогическую поддержку родителям.
Учитель должен сформировать у родителей положительный настрой на проблему обучения, воспитания и развития их детей, правильно установить причину неблагополучия и выбрать наиболее эффективные формы и методы работы с родителями, направленные на повышение педагогической культуры. Сюда можно отнести: родительские семинары, групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, родительские вечера, педагогическая пропаганда, деловая игра, родительские конференции, день открытых дверей, практические занятия и т.д.
«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе» A.C. Макаренко
Не всё даётся сразу, особенно сегодня, когда родители заняты добыванием средств, а иногда и просто выживанием.
Добиваясь единства семьи и школы в создании воспитательного процесса, можно и нужно вспомнить «крылатое» выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». А так как у него их два, семья и школа, мы должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях и конечно в воспитании.
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек проводит в семье большую часть своего времени. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться.
«Если вы мечтаете оставить после себя след на земле — не обязательно быть выдающимся писателем или учёным «…». Вы можете утвердить себя в обществе, воспитывая хороших детей «…», хорошего сына «…», хорошую дочь, хороших родителей». В.А. Сухомлинский.
Литература: